Рынок труда
СОДЕРЖАНИЕ: Рынок труда выпускников ВУЗов. Проблемы социальной адаптации (самореализации) - реализации приобретенных знаний на рынке труда. Причины безработицы в Украине, ее социально-экономические последствия. Индивидуальное и совокупное предложение на рынке труда.РЫНОК ТРУДА
ПЛАН
1. Рынок труда выпускников ВУЗов
2. Причины безработицы в Украине ее социально-экономические последствия.
3. Индивидуальное и совокупное предложение на рынке труда
Список использованной литературы
1. Рынок труда выпускников ВУЗов
Массовость получения образования, в том числе и высшего, сопровождается определенными проблемами. Прежде всего, это касается адаптации молодежи, которая становится на путь самостоятельной жизни. Молодежь оказалась психологически неготовая к восприятию изменений на рынке труда, предопределенных переходным периодом, активно использовать влияние новых факторов трансформаций рынка труда. Сегодня молодежь стоит перед проблемой: как на современном этапе развития экономики. Анализу разных сторон становления и формирование рынка труда посвящено труду многих ведущих экономистов, в частности: Д.П. Богини, С.И. Бандура, В.С. Васильченко, Е.М. Либановой, В.М. Петюха но др. Однако чаще всего в научных трудах исследуется процесс формирования, развития рынка труда, и влияние, на его функционирование экономических факторов.
Быстрые изменения в обществе во многих случаях обусловливают отсутствие мотивов к приспособлению в новых условиях существования. В процессе трансформации общества происходит становление нового типа личности как результата динамической адаптации к быстрым изменениям образа жизни, который уже не совпадает с теми образцами поведения, которые считались нормой общества.
Адаптация — приспособленность строения и функций организма, его органов и клеток, к условиям среды.
Адаптация социальная — постоянный процесс активного приспособление индивида к условиям новой социальной среды, а также результаты этого процесса; социальное приспособление, процесс или результат процесса, который предусматривает гармоничное с точки зрения индивидуальных стремлений человека удовлетворение его потребностей, создания условий, для его (человека) здоровой, счастливой жизни в обществе. Для успешного процесса социальной адаптации важную роль играют воспитанность человека, его смекалка, самостоятельность, ответственность, принадлежность, к определенной социальной группе.
Адаптирование работника — это его конкретная способность приспособиться к содержанию и условиям трудовой деятельности непосредственной социальной среды, совершенствовать свои деловые и личные качества. Профессиональная адаптация характеризуется процессом приспособления работника в начальный период его работы на данном предприятии к особенностям рабочего места и организации труда на производства, активное освоение характерных для нее операций, действий, движений, в соответствии с технологическим процессом внутреннюю основу личности, которая является опорой для его самоопределения. Сегодня выигрывает тот, кто способен разработать и внедрить в производство новый товар. Установлено, что самым весомым критерием оценки выбора профессий является перспектива относительно совершенствования и карьерного роста в рамках профессии, условия и возможности, к творческому труду. Одной из причин того, что выпускники вузов не могут самореализоваться, найти работу есть то, что серьезные и престижные организации и заведения обязательно требуют от своих работников удовлетворения определенных требований, а именно: знание иностранных языков, умения работать в коллективе, быть честным, старательным, не иметь конфликтов с законодательством. До сих пор много учебных программ вузов побуждают студентов лишь накапливать знание, хотя стратегическим заданием является подготовка к самостоятельной жизни [4].
Цель современного образования — научить человека действовать, воспринимать и чувствовать самые перспективные направления инновационного развития экономики, учиться на протяжении жизни. Стратегическим должен стать принцип, целью какого есть учеба на протяжении жизни и всестороннее развитие личности. Образование необходимо как инструмент, как средство реализации творческого самовыражения.
Главной проблемой выступает несовершенное использование передового зарубежного опыта экономически развитых стран. В рыночных условиях знания способны создавать наиболее конкурентные преимущества любому предприятию и государству. Педагогическим заведениям образования отводится важнейшая функция первичной подготовки к самостоятельной жизни молодежи, своевременной ориентации на самореализацию. В учебных заведениях страны создается необходимая база знаний.
Новые возможности в системе высшего образования открывает кредитно-модульная система подготовки специалистов. В случае, когда молодежь, имея на руках диплом об образовании, не может найти место работы, это говорит о том, что существует несоответствие номенклатуры дипломов реальному рынку труда. Высшее образование должна творчески и активно взаимодействовать со всеми уровнями и формами образования, имея целью создание системы непрерывной учебы человека. В таком случае, специалист любого направления будет иметь возможность быстро реагировать и адаптироваться к макроэкономическим изменениям в обществе, сможет найти надлежащее место и самореализоваться и не создавать социального напряжения. А уже уровень профессиональной подготовки зависит от способностей, умственных и физических возможностей. Учитывая то, что наука и творчество начинают играть ведущую роль в развитии экономики, организации и фирмы, стремятся набирать себе не просто высококвалифицированные кадры, а молодежь до 30 лет, которая способна к нестандартному творческому мышлению.
Современного студента нужно ориентировать на развитие стратегического мышления, творческого труда, самостоятельного решения проблем. Новые тенденции в развитии экономики, спад спроса на рабочую силу в одних отраслях и секторах рынка и относительно бурное развитие других обусловили появление противоречий с жесткой регламентацией условий труда на предприятиях с традиционными режимами занятости, повлекли возникновение новых форм организации труда, нестандартных форм функционирования рынков труда [14].
Опрошенные в 2006 г. выпускники оценили свою подготовку к профессии в плане теоретических знаний в среднем на 4 балла (по пятибалльной шкале), тогда как их самооценки овладения практическими навыками работы оказались низки (3,3 балла). Как и в 2005 г. были проставлены низкие самооценки по таким параметрам, как владение оргтехникой и владение иностранными языками, что, возможно, объясняется не только слабой подготовкой, но и их повышенными требованиями к собственной подготовке по этим направлениям.
По результатам опроса наиболее значимыми оказались для выпускников следующие стороны, связанные с местом будущей работы:
· размер заработной платы (76% от опрошенных);
· перспективы профессионального роста (45% от опрошенных);
· возможности для самореализации (44% от опрошенных);
· коллектив, в котором предстоит работать (42% от опрошенных).
Наименее значимыми оказались стиль работы будущего руководителя и предоставление социальных льгот [14].
Выпускники всех специальностей оценивают перспективы профессионального роста как более существенные, чем перспективы служебного роста.
Более половины опрошенных в 2006 г. выпускников сообщили о том, что они планируют работать по специальности (61%). Наиболее высокой оказалась доля студентов, сохраняющих верность полученной ими специальности, среди выпускников экономических специальностей (79% от опрошенных) и юридических (90%). Иная ситуация сложилась в других специальностях. Она особенно тревожная среди выпускников технических специальностей, где работать по специальности планируют только 17% от числа опрошенных. Здесь самым высоким оказался процент тех, кто точно знают, что работать по специальности после окончания университета они не станут (32%).
Достижение соответствия между спросом и предложением на рынке труда требует осуществления достаточно точных прогнозов изменения конъюнктуры рынка и потребности в специалистах, а также переориентации в организации всех сфер деятельности вузов, адекватно отвечающей на эту потребность.
В решении вопросов трудоустройства выпускников следует сделать акцент на повышении собственной активности и инициативы у молодых специалистов, чтобы они смогли стать реальными субъектами на рынке труда. Задача вуза в этой связи заключается в обеспечении их более раннего и более основательного включения в эту систему. Взаимодействие между предприятиями и организациями, заинтересованными в квалифицированных специалистах - с одной стороны, и вузами - с другой должно стать более тесным и менее формальным, а обучение в вузе - более дифференцированным и адаптированным к интересам организаций.
Украинские вузы тяжелобольны. Именно такой «диагноз» был поставлен по результатам проекта Рейтинг ВУЗов Компас, состоявшегося 24 сентября 2008 года. Большинство из вузов не способны, в силу общедоступности образования, готовить выпускников, соответствующих по уровню знаний и навыков минимальным требованиям рынка труда. Тем не менее, эксперты подготовили очередной рейтинг украинских вузов, в котором попытались определить лучшие из них.
Сегодня реальный сектор экономики испытывает тотальный дефицит кадров, и с каждым годом «кадровый голод» становится все острее. Рейтинг вузов «Компас» даст возможность абитуриентам, их родителям сделать осознанный выбор высшего учебного заведения. В то же время работодатели увидят, в каких вузах лучше всего готовят необходимых им будущих специалистов.
Необходимо привлечь внимание общественности, экспертного сообщества и госорганов к вопросу реформы высшего образования. Например, к дальнейшему развитию концепции селективного отбора. Действительно ли нам нужно столько вузов, которые не могут похвастаться инновационным прорывом в развитии человеческого капитала, и нужно ли вообще всеобщее высшее образование при такой доступности и легкости получения образования в украинских вузах. Следует также поразмыслить о механизмах финансирования высшей школы: выделять средства на операционную деятельность или распределять по результатам и качеству предоставляемых услуг. Уровень зарплат в отрасли ниже, чем в среднем по рынку, констатируют эксперты, а изношенность основных фондов высших учебных заведений превышает 60%. И это лишь та информация, которая лежит на поверхности.
Финансирование системы образования в Украине достигает 6% ВВП в год. Но вопреки логике и здравому рассудку, сигналы о хронической нехватке средств продолжают поступать. При таких расходах и темпах развития каждый третий, зарегистрированный на бирже труда – человек с высшим или неполным высшим образованием. В такой ситуации появляется потребность осмысления обществом тех услуг, которые предоставляет система образования.
Результаты рейтинга можно был предугадать практически со 100% вероятностью. Список из 228 украинских вузов возглавили самые почитаемые высшие школы. В обойму самых сильных вошли девять вузов. 7 из 9 сильнейших альма-матер сконцентрировано в столице. Еще два находятся в Харькове и Донецке. По результатам опроса более 1500 выпускников 180 украинских вузов и более 1000 крупнейших работодателей страны лидерами рейтинга вузов «Компас» стали Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко и харьковская Национальная юридическая академия Украины им. Ярослава Мудрого. Последняя отодвинула Национальный университет «Киево-Могилянская академия» на второе место, обойдя по рейтинговым показателям на один пункт. На том же втором месте расположился НТУУ «Киевский политехнический институт». Третье место с незначительным разрывом разделило трио киевских национальных вузов: экономический университет им. Вадима Гетьмана, университет внутренних дел и университет строительства и архитектуры. Четвертое место в рейтинге занял Киевский национальный торгово-экономический университет. Замыкает ТОП-5 лидеров Донецкий национальный технический университет.
Составители рейтинга – Киевский международный институт социологии (КМИС) – решили не делать список, в котором каждый вуз ранжируется, а выделить группы, поскольку все оценки рейтинга имеют некоторые погрешности в результате опроса респондентов. Тем более что на выборочное опрашивание влияет и погрешность выборки. «Изучая представленные на рынке рейтинги вузов, мы отметили, что все вузы почти не отличаются друг от друга по рейтинговым показателям. Отличие между ступеньками рейтинга составляет 0,1 пункта, а один вуз занимает позицию выше другого.
Список аутсайдеров довольно длинный и насчитывает 17 вузов с рейтинговой оценкой каждого в 20 пунктов. Потому выделить из этого перечня вуз, находящийся, по мнению экспертов и респондентов, ниже всех в рейтинге, не представляется возможным. Можно только сказать, что на 20 место рейтинга кроме 15 региональных вузов (Львова, Мелитополя, Винницы, Чернигова, Коломыи и т. д), попали два столичных – Государственная академия жилищно-комунального хозяйства и Киевский гуманитарный институт [14].
Исследователи из КМИС проанализировали сильные и слабые стороны пятерки лидеров. Выяснилось, что в оценках работодателей КНУ имени Тараса Шевченко заметно опережает все остальные украинские вузы. По мнению работодателей, именно этот университет в целом дает наилучшее образование. Так, 105 опрошенных работодателей поставили «красный» университет на первое место, 9 – на второе и 8 – на третье. К сильным сторонам работодатели относят достаточно высокий уровень подготовки специалистов бизнес / экономических специальностей, хотя университет им. Гетьмана все же лидирует по этому показателю с минимальным отрывом. Также ценятся кадры, выкованные шевченковским университетом для юридической сферы. По результатам рейтинга вузов по направлениям подготовки этот вуз занимает второе место после юридической академии им. Ярослава Мудрого. По подготовке специалистов для ІТ-бизнеса университет имени Шевченко уступает только НТУУ «КПИ» с достаточно существенным отрывом. В то же время, по отзывам работодателей, слабой стороной вуза является подготовка специалистов инженерно-технических специальностей.
В провинциальном вузе уровень требований студентов к нему невысокий: они очень довольны обучением в этом вузе. А если говорить о студентах, обучающихся в престижном вузе, который во всех рейтингах занимает высокие места, их ожидания, как правило, выше реальных. Потому и оценки удовлетворенности студентов в таких вузах оказались ниже. В отличие от работодателей, у выпускников вузов сложилось несколько иное мнение о востребованности полученного ими образования на рынке труда. В целом по уровню удовлетворенности выпускников университетов занимает четвертое место. Выпускники недовольны тем, как университеты содействует трудоустройству выпускников.
Ситуация с опытом трудоустройства также не лучшая. В целом среди опрошенных выпускников университетов 80% трудоустроены или имели работу продолжительностью меньше шести месяцев, в то время как в других вузах, выпускники которых были опрошены, таких не более 30%. Среди работающих выпускников 80% работают по специальности, а 86% из них считают полученное образование полезным для работы. Тем не менее, в глазах выпускников университеты явно выигрывает за счет положительного имиджа, который может существенно способствовать первым карьерным шагам выпускников.
Географическое расположение вуза может играть весомую роль как для абитуриента при выборе места обучения, так и для работодателя при построении системы сотрудничества с вузом. Как показал анализ, разные регионы Украины предлагают неодинаковые возможности для получения качественного образования. Западный регион оказался в этом плане самым слабым. Всего в рейтинге было представлено 39 вузов. Это меньше, чем в других регионах, хотя по количеству населения все регионы приблизительно равны. Ни один из этих вузов не вошел в пятерку лучших в общем рейтинге. Тем не менее, лучшим вузом Западной Украины (Волынская, Закарпатская, Ивано-Франковская, Львовская, Ровенская, Тернопольская, Хмельницкая, Черновицкая области) был признан Национальный университет «Львовская политехника».
В центральном регионе отмечены наилучшие возможности для получения качественного образования, хоть они и сконцентрированы почти исключительно в Киеве. Из 78 вузов региона семь вошли в ТОП-5 лидеров общенационального рейтинга. Потому перечень лидеров практически дублирует список победителей общего рейтинга.
Южный регион в целом не может похвастаться столь мощными образовательными возможностями, но здесь существует несколько солидных образовательных центров (Днепропетровск, Одесса, Запорожье). Из южных вузов в рейтинг вошли 60, и ни один из них не был признанным лучшим на общенациональном уровне. По критериям рейтинга, лучшим вузом Юга может считаться Днепропетровский национальный университет.
Восточный регион с основными центрами в Харькове и Донецке, как и центр, предлагает неплохие образовательные возможности. Всего в рейтинг вошел 51 вуз, два из которых попали в ТОП-5 сильнейших вузов Украины. Первое место по региону занимает харьковская Национальная юридическая академия им. Ярослава Мудрого, признанная также первой в сводном рейтинге.
Комплексное решение проблемы трудоустройства молодежи – выпускников высшей школы – должно кроме собственных методов управлением занятостью опираться на зарубежный опыт этой проблемы.
Международный опыт стран СНГ и Европы в решении данной проблемы сводится к следующему:
1. Директивное распределение (Республика Беларусь). 2. Гарантированное предоставление первого рабочего места (Узбекистан и некоторые другие государства). 3. Предоставление налоговых льгот для молодых специалистов (в странах Европы). 4. Профориентация в школах и вузах (это практикуется во Франции, где развито непрерывное образование). 5. Увязывание финансирования вузов с уровнем трудоустройства выпускников. 6. Квотирование рабочих мест (Россия). 7. Биржи труда. 8. Организация длительной практики студентов старших курсов на профильных предприятиях.
2. Причины безработицы в Украине ее социально-экономические последствия
Анализ причин безработицы дают многие экономические школы. Одно из самых ранних объяснений дано в труде английского экономиста-священника Т. Мальтуса (конец 18 века) “Опыт о законе народонаселения”. Мальтус заметил, что безработицу вызывают демографические причины, в результате которых темпы роста народонаселения превышают темпы роста производства. Недостаток этой теории состоит в том, что она не может объяснить возникновение безработицы в высокоразвитых странах с низкой рождаемостью. Довольно тщательно исследовал безработицу К. Маркс в “Капитале” (вторая половина 19 века). Он отметил, что с техническим прогрессом растет масса и стоимость средств производства, приходящихся на одного работника. Это приводит к относительному отставанию спроса на труд от темпов накопления капитала, и в этом кроется причина безработицы. Такая трактовка математически не вполне корректна, т.к. если спрос на рабочую силу растет, то безработица исчезает, или хотя бы рассасывается, несмотря на то что рост капитала происходит еще более высокими темпами. Маркс допускал и другие причины, в частности, цикличность развития рыночного хозяйства, что делает ее постоянным спутником развития рыночного хозяйства.
Выведение безработицы из циклического развития экономики стало после Маркса устойчивой традицией в экономической теории. Если экономика развивается циклически, когда подъемы и спады сменяют друг друга, следствием этого становится высвобождение рабочей силы и свертывание производства, увеличение армии безработных. Заслуга Кейнса в разработке теории безработицы в том, что он представил логическую модель механизма, раскручивающего экономическую нестабильность и ее интегральную составляющую - безработицу. Кейнс заметил, что по мере роста национального хозяйства в развитом рыночном хозяйстве у большинства населения не весь доход потребляется, определенная его часть превращается в сбережения. Чтобы они превратились в инвестиции необходимо иметь определенный уровень так называемого эффективного спроса, потребительского и инвестиционного. Падение потребительского спроса гасит интерес вкладывать капитал, и, как следствие, падает спрос на инвестиции.
При падении стимулов к инвестированию производство не растет и даже может свертываться, что приводит к безработице. Интересна трактовка безработицы видного английского экономиста А. Пигу, который в своей известной книге “Теория безработицы” (1923 г.) обосновал тезис о том, что на рынке труда действует несовершенная конкуренция. Она ведет к завышению цены труда. Поэтому многие экономисты указывали, что предпринимателю выгоднее заплатить высокую заработную плату квалифицированному специалисту, способному увеличить стоимость выпуска продукции. За счет высокопроизводительного труда предприниматель имеет возможность сократить рабочий персонал (действует принцип: лучше взять одного на работу и хорошо ему заплатить, чем держать 5-6 человек с меньшей зарплатой). В своей книге Пигу детально и всесторонне обосновывал мнение, что всеобщее сокращение денежной заработной платы способно стимулировать занятость. Но все же эта теория не может дать полного объяснения источников безработицы. Да и статистика не подтверждает положение о том, что армия безработных всегда пополняется за счет работников со сравнительно низким уровнем заработной платы.
За низким показателем официально зарегистрированной безработицы не видно, например, скрытой безработицы (вынужден досрочный выход на пенсию, сохранение рабочего места без реального отрабатывания и так далее), которая ставит необходимость подсчета макроэкономических расходов роста безработицы. Такая цена роста безработицы должна определяться в большей мере не ростом компенсационных выплат и финансированием программ занятости, а в форме потерь возможного, но не произведенного ВНП в результате незанятости части рабочей силы.
Известный американский экономист Артур Оукен математически выразил соотношение между уровнем безработицы и отставанием объема ВНП. Закон Оукена показывает, что если фактический уровень превышает естественный уровень безработицы на один процент, то отставание объемов ВНП составляет 2,5%. Например, попытки в 1953-1980 г. уменьшить инфляцию путем роста безработицы создали для США потери в среднем от 6 до 18% ВНП. При другом варианте экономической политики занятость населения могла бы увеличиться на 4,5 млн. человек. В общем случае все области Украины по остроте зарегистрированной безработицы можно разделить на несколько групп.
Первая группа – регионы с очень высокой безработицей. Эти регионы отличаются высоким уровнем безработицы, высокими темпами его роста (в 2 раза выше среднеукраинских), большой напряженностью, на рынке труда.
Вторая группа – регионы с высоким уровнем безработицы и большой напряженностью на рынке труда (показатели превышают среднеукраинские). Но темпы роста безработицы здесь средние или нижесредних. В основном это регионы северной половины европейской части страны. Многие из этих регионов отличаются повышенной вынужденной неполной занятостью.
Третья группа – уровень безработицы и напряженность на рынке труда ниже среднеукраинских, но темпы роста уровня безработицы выше среднеукраинских. Фактически по остроте безработицы эта группа средняя.
Четвертая группа – регионы с наименее острой безработицей в стране. У них уровень безработицы нижесреднего, ряд напряженность на рынке труда, темпы роста безработицы ниже среднеукраинских. В данной группе много северных регионов с добывающей промышленностью.
Следовательно, в Украине острая безработица имеется в регионах двух типов.
Во-первых, это районы с высоким естественным приростом населения. Здесь на рынок труда постоянно выходит большое количество молодежи, тогда как количество рабочих мест в условиях экономического кризиса не только не увеличивается, но и сокращается. В регионах данного типа безработица существовала и в прошлом в виде аграрного перенаселения.
Во-вторых, депрессивные регионы, то есть с преимуществом наиболее кризисных отраслей. На данный момент такими является легкая промышленность и военно-промышленный комплекс, что отличаются наибольшим сокращением объемов производства по сравнению с концом 80-х.
Проблемы современного этапа реформирования экономики Украины повлекли снижения общего уровня занятости, и, соответственно, рост полной, частичной и скрытой безработицы, трудности с трудоустройством молодежи, женщин, и но других социально незащищенных слоев населения, которые наблюдаются на фоне общего снижения жизненного уровня населения. Разрыв хозяйственных связей, банкротство, реорганизация предприятий, изменение форм собственности, привели к высвобождению значительного количества рабочей силы, заострения проблемы структурной безработицы.
Снижение жизненного уровня также негативно отразилось на совокупном попившие внутреннего рынка, что стало важным фактором, который, в свою очередь, стал преградой роста объемов производства. Кроме того, низкая адаптация значительной части населения, которые привыкли работать в условиях относительной стабильности, отсутствие или низкая трудовая мобильность привели к снижению эффективности использования трудового потенциала, роста численности незанятого населения, роста социальной напряженности, в обществе и др. Данные анализу причин незанятости за 2003-2006 гг. свидетельствуют об основных причинах притоку безработных, в частности на регистрируемый рынок труда Украины. Наибольшую удельный вес в объеме зарегистрированных безработных за этот период составляли лица, уволенные по собственному желанию — их часть (с некоторыми отклонениями) колеблется от 38,7% в 2003 г. до 27,3% в 2006 г.
Невзирая на позитивную тенденцию сокращения удельного веса этой группы, ее абсолютная численность за этот период увеличилась, соответственно, с 246696 до 752961 лица, или больше чем в три раза. На втором месте в численности зарегистрированных безработных находятся лица, высвобожденные в связи со структурными изменениями в организации производства. Для этой группы характерная тенденция к уменьшению: с 30,1% в 2003 г. до 13,7% в 2006 г.
К третьей группе принадлежат лица, не занятые из других причин, их удельный вес в общей численности безработных в течение 2003-2006рр. находился на уровне 15% - 29,8% .
Четвертая группа — выпускники учебных заведений, их удельный вес снижается с 11% в 2003 г. до 5,6% в 2006 г. На регистрируемом рынке труда в 2003-2005 гг. имели стойкую тенденцию к росту показатели численности безработных и уровня безработицы, в частности, в2003 г. рост первого составил 181,5%, в 2004 г. - 157,5%, в 2005 г. - 117,1%. В 2005 г. появились первые признаки стабилизации; численность безработных в сравнении с предыдущим годом уменьшилась на 19,3 тыс. лиц, или на 1%, в 2006 г. соответственно уменьшилась в сравнении с 2005 г. на 147,1 тыс. лиц или на 12,7%. Почти такую же динамику имел и показатель уровня безработицы.
Структурно технологический регресс экономики Украины был основным рычагом негативных изменений в структуре занятости населения, которое особенно отразилось на состоянии занятости молодежи, женщин и других, слабозащищенных слоев населения.
Вместе с тем, несмотря на высокий уровень безработицы очень многие предприятия испытывают избыток высокопрофессиональных кадров.
На наш взгляд, причинами нехватки квалифицированных рабочих являются следующие:
· Рынок рабочих специальностей был в свое время потерян из-за закрытия промышленных предприятий.
· Из-за утраты социального имиджа рабочих специальностей молодежь не стремится получать рабочие специальности. К сожалению, рабочие профессии сегодня не ассоциируются со стабильным, высоким заработком и хорошими условиями труда.
Когда потребность в таких специалистах выльется в повышение зарплат и предоставление социальных гарантий, рынок, естественно, отреагирует.
При этом не следует забывать, что рынок труда довольно инертный. Требуется время на формирование имиджа профессии и подготовку соответствующих специалистов, а предпосылки к этому мы уже наблюдаем. Рынок труда (и украинский, и черкасский в частности) постепенно и неуклонно становится рынком в полном значении этого слова. Конечно, этот процесс длительный и подверженный внутренним и внешним рискам, но очевиден и прогресс, особенно в формировании его инфраструктуры и цивилизованных правил игры.
3. Индивидуальное и совокупное предложение на рынке труда
Вообразим человека с определенным образованием и трудовым опытом, т. е. обладающего некоторой квалификацией. Количество времени, которым он располагает, - это 24 ч в сутки. Все свое время он распределяет между работой (оплачиваемой деятельностью, источником дохода) и досугом (неоплачиваемой деятельностью).
Объем индивидуального предложения труда - часть суток, отводимая для работы, - выступает как результат этого распределения. При этом мы предполагаем, что продолжительность рабочего дня ничем не регламентирована и выбирается самим работником.
Очевидно, что основной причиной, из-за которой люди занимаются трудовой деятельностью, является получение дохода. Доход же выступает представителем всех благ, являясь агрегированным благом, так как его можно использовать для покупки любых товаров и услуг. С другой стороны, досуг - это тоже благо. Не будь его, когда же тратить заработанные деньги?
Аппарат кривых безразличия, использованный нами при анализе потребительского поведения, может оказать нам большую услугу и при анализе распределения времени между работой и досугом. На рис. 1 изображена карта кривых безразличия для дохода и досуга. По оси ординат откладываем величину ежедневного дохода (I), по оси абсцисс - величину досуга (F). Чем дальше находится кривая безразличия от начала координат, тем больший уровень полезности ей соответствует. На рис. 1 показаны только три из бесконечного множества кривых безразличия.
Рисунок. 1. Карта кривых безразличия для дохода и досуга.
Будем считать, что все основные свойства кривых безразличия имеют место и для предпочтений в отношении дохода и досуга. В частности, каждая кривая обращена выпуклостью к началу координат. Если у человека мало досуга, то норма замещения досуга доходом относительно велика: сокращение досуга на один час в сутки требует для сохранения уровня удовлетворения значительной прибавки дохода. В левой части карты безразличия кривые имеют крутой наклон. Если же у человека досуга много, то он ценит дополнительный час ниже, и по мере движения вдоль кривой безразличия слева направо наклон ее снижается [10].
Необходимо отметить, что индивидуальные предпочтения труд-досуг могут очень сильно различаться. Эти предпочтения выражаются в различной форме кривых безразличия индивидов. На рис. 2, а представлены кривые безразличия трудоголика, который высоко оценивает труд (доход) и придает небольшое значение досугу. В результате каждая единица дохода трудоголика замещается относительно большим числом единиц досуга, а кривые безразличия имеют пологую форму.
Рисунок. 2. Предпочтения трудоголика (а) и любителя отдыха (б).
Кривые безразличия человека, который предпочитает досуг, показаны на рис. 2, б. Такой человек придает высокую субъективную оценку единице досуга и относительно низкую оценку единице труда (дохода). Вследствие этого кривые безразличия имеют крутой наклон.
На систему предпочтений работника оказывает влияние его индивидуальное отношение к характеру труда: для конкретного человека его работа может быть в разной мере привлекательной или непривлекательной.
Кроме того, разница в картах безразличия может быть связана с предпочтительными для субъекта формами использования досуга. Доход и досуг могут выступать и как заменяющие, и как дополняющие друг друга блага. Так, если субъект проводит свободное время на огороде или за швейной машиной, а произведенные овощи или одежду использует в домашнем хозяйстве, то доход и досуг для него - взаимные заменители (рис. 3, а). Если же он предпочитает посещение дорогостоящих зрелищ или путешествия, то ему требуются для этого и время, и деньги, так что для него доход и досуг - взаимные дополнители (рис. 3, б).
Рисунок. 3. Доход и досуг как взаимозаменяющие (а) и взаимодополняющие (б) блага
Бюджетное ограничение
Для нахождения оптимального сочетания труда и досуга выделим область доступных для индивида комбинаций доход-досуг. Этого можно достичь с помощью бюджетной линии, которая показывает величину ежедневного дохода индивида при любом возможном числе часов досуга. Ежедневный доход работника равняется произведению часовой ставки заработной платы (w) на продолжительность рабочего дня (H):
I = w · H
Продолжительность рабочего дня связана с продолжительностью досуга очевидным соотношением:
H = 24 - F 0 F 24
Таким образом, мы получили уравнение бюджетной линии:
I = w (24 - F) = 24w - 24F.
Свободный член (24w) задает точку, в которой бюджетная линия пересекает ось ординат. В этой точке, т. е. рабочий день индивида равен 24 ч. Ось абсцисс бюджетная линия пересекает в точке, где F = 24.
На рис. 4 изображены бюджетные линии для трех значений ставки заработной платы: 10, 20 и 30 р./ч. Увеличение ставки заработной платы приводит к тому, что бюджетная линия поворачивается по часовой стрелке вокруг точки пересечения с осью абсцисс.
Рисунок. 4. Бюджетные линии.
На рис. 4 бюджетные линии построены при условии, что весь доход индивида представляет собой заработную плату. Но люди могут иметь и другие источники дохода, например доход от ценных бумаг или недвижимости. Кроме того, источниками личных доходов могут служить пенсии, пособия и т. д. Доход, отличный от заработной платы, назовем автономным. Если мы обозначим автономный доход I0, то уравнение бюджетной линии примет вид
Бюджетная линия смещается вверх на величину автономного дохода (рис. 5).
Рис. 5. Бюджетная линия при наличии автономного дохода.
Теперь совместим предпочтения индивида (карту безразличия) с его возможностями (бюджетным ограничением). Точка равновесия отображается точкой касания наивысшей из доступных кривых безразличия c бюджетной линией. Кривые безразличия, расположенные выше (U3, U4 и т. д.), недоступны для индивида; кривые, расположенные ниже (такие, как U1), соответствуют меньшим уровням удовлетворения (рис. 6). Поскольку бюджетная линия является касательной к кривой безразличия U2, тангенс угла наклона линии бюджетного ограничения равен тангенсу угла наклона кривой безразличия U2 в точке касания. В точке равновесия предельная норма замены досуга доходом равна ставке заработной платы. Это означает, что в состоянии равновесия индивид оценивает дополнительный час досуга в размере ставки заработной платы [11].
Рис. 6. Равновесие работника.
Эффект дохода и эффект замены при изменении ставки заработной платы
Предположим, что изменяется ставка заработной платы, которую получает индивид. При этом, как мы уже убедились (рис. 4), бюджетная линия будет поворачиваться вокруг правого конца. Попробуем выяснить, как будет изменяться положение точки равновесия при изменении ставки заработной платы. На рис. 7 мы видим траекторию, образованную точками равновесия при различных ставках заработной платы. Повышение заработной платы с 10 до 30 р./ч сопровождалось сокращением часов досуга в точке, максимизирующей полезность индивида. Однако дальнейшее повышение заработной платы (с 30 до 50 р./ч) сопровождалось ростом величины желаемого индивидом досуга. При росте заработной платы отдельные люди увеличивают предложение своего труда лишь до некоторых пор, после чего их предложение труда сокращается. На рис. 8 приведена кривая предложения труда. Здесь по оси абсцисс отложен объем индивидуального предложения труда, L = 24 - F. В нашем примере после достижения ставкой заработной платы уровня 30 р./ч кривая индивидуального предложения труда загибается назад [12].
Рисунок. 7. Изменение равновесия при изменении ставки заработной платы.
Объяснить это явление поможет фундаментальное равенство Слуцкого, рассмотренное нами при анализе потребительского поведения, но применимое также к задаче формирования индивидуального предложения труда.
Рисунок. 8. Кривая индивидуального предложения труда.
Изменение выбора индивида при повышении ставки заработной платы обусловлено двумя обстоятельствами. Во-первых, у него увеличиваются возможности выбора: доступными становятся некоторые сочетания дохода и досуга, ранее располагавшиеся над бюджетной границей. Во-вторых, в новом состоянии равновесия норма замены досуга дохода должна равняться новой, более высокой, ставке заработной платы.
В соответствии с равенством Слуцкого изменение индивидуального выбора при этом разлагается на две составляющие: эффект дохода и эффект замены. Под эффектом дохода понимают изменение объема предложения, вызываемое изменением дохода без изменения ставки заработной платы. Под эффектом замены - изменение объема предложения труда, вызываемое изменением ставки заработной платы без изменения степени удовлетворения индивида.
Для выявления этих эффектов разложим на соответствующие компоненты изменение равновесного количества досуга.
Во-первых, заметим, что досуг является нормальным благом: при увеличении дохода без изменения ставки заработной платы индивид оставляет больше времени для досуга. Такая возможность у него появилась бы при увеличении автономного дохода (например, при получении пенсии). Этот эффект изображается переходом из точки E1 в точку E2 (рис. 9). Таким образом, эффект дохода применительно к досугу положителен [11].
Рисунок. 9. Эффект дохода и эффект замены.
Во-вторых, возрастание ставки заработной платы побуждает индивида выбрать положение равновесия с более высокой нормой замещения досуга доходом; без изменения уровня удовлетворения это приводит к изменению его выбора в сторону уменьшения продолжительности досуга. Такая ситуация могла бы возникнуть, если бы одновременно с ростом ставки заработной платы автономный доход сократился. На рис. 9 этот эффект изображается переходом из точки E2 в точку E2; он всегда отрицателен.
Заметим, что в отличие от выбора на рынках потребительских благ в отношении нормального блага досуг эффекты дохода и замены разнонаправлены. Это объясняется различиями в характере бюджетного ограничения в сопоставляемых задачах.
Чем больше досуг, тем меньше объем предложения труда, и наоборот. Поэтому для предложения труда эффект дохода отрицателен, эффект замены - положителен.
Для поведения индивида характерно преобладание эффекта замены при низких ставках заработной платы и, напротив, преобладание эффекта дохода - при высоких. С этим обстоятельством и связано изменение знака наклона кривой предложения труда при повышении ставки заработной платы.
Совокупное предложение труда в обществе, согласно П. Самуэльсону, определяется, как минимум, четырьмя показателями:
1. Общей численностью населения
2. Той долей, которую составляет самодеятельное население в общей численности жителей
3. Средним числом часов, отработанных рабочими на протяжении недели и на протяжении года
4. Качеством, количеством того труда, который будут затрачивать рабочие [11].
Рассмотрим рыночную кривую предложения труда. Она по форме отличается от индивидуальной кривой предложения труда. Обычно кривая рыночного предложения труда имеет положительный наклон на всем диапазоне реальных ставок заработной платы. На рис. 10 показано, как при суммировании кривых индивидуального предложения труда, имеющих обратный загиб, образуется восходящая кривая рыночного предложения труда. Для этого мы суммируем количество труда, предлагаемое каждым индивидом при различных ставках заработной платы, и получаем кривую рыночного предложения труда, которая возрастает на всем протяжении.
Рисунок. 10. Индивидуальные кривые (а) и рыночная кривая (б) предложения труда.
Таким образом, предположение о загибающейся назад кривой индивидуального предложения труда не противоречит наблюдаемой нами в действительности возрастающей кривой рыночного предложения. Растущая заработная плата привлекает работников иных профессий или побуждает людей, не работающих или занятых в домашних хозяйствах, предложить свои услуги на данном рынке труда. Равновесие на рынке труда соответствует точке, где кривая спроса пересекается с кривой предложения.
Кривая рыночного предложения труда показывает зависимость объема предложения от ставки заработной платы при прочих равных условиях. Изменение этих условий приводит к сдвигу кривой рыночного предложения и соответствующему сдвигу равновесия.
Можно выделить несколько факторов сдвига кривой предложения.
Факторы сдвига кривой предложения
1. Изменение заработной платы на других рынках труда. Величина равновесной заработной платы на рынках труда определяется взаимным положением кривых спроса и предложения, и сдвиг любой из них приведет к изменению равновесной заработной платы на данном рынке, что повлечет за собой цепную реакцию приспособления других рынков труда. Особенно неустойчивой является кривая спроса на труд, так как ее положение зависит от состояния товарных рынков.
2. Изменение доходов, не связанных с трудом. К таким доходам можно отнести доходы от ценных бумаг или от недвижимости. Рост величины пособий различного рода (например, пособия по безработице) имеет те же последствия.
3. Изменение предпочтений труд-досуг. Изменение вкусов, профессиональной структуры, обстоятельств жизни людей повлияет на форму кривых безразличия и предпочтения людей.
4. Изменение неденежных характеристик профессии. Сюда можно отнести изменения в условиях труда, в престижности профессии, получении льгот и т. д.
5. Изменение числа людей, обладающих данной квалификацией, вследствие изменения численности и демографической структуры населения.
6. Изменение цен на товарных рынках, влияющее на полезность денежного дохода.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гончаренко С. Український педагогічний словник. — К.: Либідь, 2005. — С. 15.
2. Буряк П.Ю, Карпінський Б.Л., Григор’єва М.І. Економіка праці і соціально-економічні відносини: Навч. посібник. — К.: Центр навчальної літератури, 2004. — С. 410
3. Лібанова Е. М. Ринок праці: Навч. посібник. — К.: Центр навчальної літератури, 2003. — С. 93.
4. Л. Д. Збаржевецька. Адаптація молоді як чинник впливу на ринок праці // Університетські наукові записки, 2006, № 12. с. 464-468.
5. Н. В. Гончарова. О рынке труда выпускников вузов // Вестник УГУ, № 4. 2004.
6. Рынок труда и безработица / Суворова Л.В. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
7. Рынок труда: занятость и безработица / Пристанева А.А. - Киев, 2003. - 8. Современные тенденции на рынке труда // Львова Ю.А. Справочник кадровика. - 2004, 10. - с. 22-31.
8. Стратегия занятости: предотвращение безработицы / Мацкуляк И.Д. - М.: Экономика, 2004. - с. 30-42.
9. Трудовое право Украины / Болотина М.Б., Чанышева Г.И. - Киев, 2004.
10. Экономика труда / под ред. Бреева Б.Д., Пилипенко Н.Н. Учебное пособие. - М.: МГСУ, 2004. - 264 с.
11. Индивидуальные стратегии предложения труда: теория и практика Д.А.Новиков, С.А.Баркалов, С.С.Попов – М: ИПУ РАН, 2005
12. Экономика труда: Экономическая теория труда / Ильенко С.А. Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 423 с.
13. С.Ф. Фролов. Князев В. Н., Лукин В. В., Самоделов В. Г., Дедков А. К. Региональный рынок труда: проблемы, концепции, управление. М., 2007. // Социологические исследования. 2008. № 5. С. 156-157.