Построение системы самостоятельной работы студентов с учетом характера их познавательной деятельности
СОДЕРЖАНИЕ: Самостоятельная работа студентов - органическая часть вузовского учебного процесса, которая в современных условиях становится основой профессионального образования.Построение системы самостоятельной работы студентов с учетом характера их познавательной деятельности
Цыварева М.А.
Социальные и экономические преобразования, достижения научно-технического прогресса, процессы реформирования отечественной системы высшего образования, вступление России в Болонский процесс, введение Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования требуют переосмысления роли учителя в обществе, а также подходов к его профессиональной подготовке.
Самостоятельная работа студентов - органическая часть вузовского учебного процесса, которая в современных условиях становится основой профессионального образования.
Система самостоятельной работы студентов, будущих учителей начальных классов, строится с учетом изменения характера их познавательной деятельности и обладает следующими особенностями: 1) системообразующим признаком является характер познавательной деятельности студентов, изменяющийся от воспроизводящего к преобразующему; 2) основными элементами системы самостоятельной работы студентов являются цель, содержание, средства организации и управления, контроль; 3) содержание конкретизируется через последовательность сменяющих и дополняющих друг друга самостоятельных работ различных видов, взаимопроникающих и изменяющихся от репродуктивных к реконструктивно-вариативным, а затем - к творческим (в соответствии с изменением характера познавательной деятельности студентов); 4) контроль выполненных заданий осуществляется с помощью форм, отобранных с учетом вида самостоятельной работы студентов и в зависимости от характера их познавательной деятельности.
При построении системы самостоятельной работы студентов учитывается ряд положений: 1) в соответствии с деятельностным подходом усвоение содержания учебной дисциплины студентами происходит в процессе их собственной активности, направленной на предмет освоения [4]; 2) самостоятельная познавательная деятельность студентов может быть двух видов - воспроизводящей (репродуктивной) и преобразующей (продуктивной, творческой) [5]; 3) необходимо заранее предусматривать характер познавательной деятельности студентов на каждом этапе самостоятельной работы и управлять ею [1;
; 4) процесс овладения сложной, целостной профессиональной деятельностью учителя начальных классов осуществляется в контекстном обучении [2; 3]; 5) особенности учебной дисциплины.
Общеизвестно, что появление деятельности обусловлено целью, поэтому элементом системы самостоятельной работы студентов должна быть ее цель, которая определяется, с одной стороны, требованиями к результатам обучения, а с другой стороны, характером познавательной деятельности студентов.
Другим компонентом рассматриваемой системы является содержание самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине, при отборе которого возможны следующие два варианта: в процессе самостоятельной работы изучается часть учебного материала от начала и до конца; в процессе аудиторной работы достигается понимание (предварительное или полное) учебного материала, овладение им происходит в самостоятельной работе вне аудитории. В первом случае, отбирая содержание, необходимо учесть следующие требования: достаточная освещенность вопроса в научно-методической литературе; доступность изучаемого материала; относительная локальность, логическая обособленность, завершенность материала. При этом обучающиеся должны осознавать его роль и место в изучаемом курсе, а также логическую структуру всего учебного курса. Кроме того, необходимо учитывать обеспеченность студентов соответствующей литературой и другими средствами обучения для самостоятельной работы. Во втором случае требования к отбору содержания заключаются в следующем: уяснение студентами ориентировочной основы действия, посильность и постепенное нарастание сложности самостоятельной работы.
Средством конкретизации содержания самостоятельной работы студентов являются задания, определяемые основными видами профессиональной деятельности учителя начальных классов: анализ психологопедагогической и методико-математичес- кой информации, отбор учебного материала, планирование изучения различных дидактических единиц, конструирование урока (фрагмента), организация и управление различными видами взаимодействия учителя и учащихся, проектирование рассуждений младших школьников, анализ и оценка педагогической деятельности.
В соответствии с усложнением частнодидактической цели и изменением характера познавательной деятельности студентам последовательно предлагаются репродуктивные, реконструктивно-вариативные и творческие самостоятельные работы. По мере изучения курса, в зависимости от успешности формирования у обучающихся необходимых знаний, овладения соответствующими умениями и навыками снижается количество предлагаемых самостоятельных работ репродуктивного вида и увеличивается удельный вес реконструктивно-вариативных, а затем и творческих самостоятельных работ. Это позволяет учесть индивидуальные особенности студентов, а также их профессиональное развитие в процессе изучения учебной дисциплины.
В системе самостоятельной работы студентов преимущественно представлен текущий и итоговый контроль, формы которого отбираются в соответствии с изменением характера познавательной деятельности обучающихся.
Самостоятельная работа студентов в процессе профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов в рамках разработанной системы организуется в следующей последовательности. В первую очередь на основе требований к уровню подготовки выпускника определяется и формулируется цель самостоятельной работы, в которой указаны формируемые знания и типовые задачи профессиональной деятельности. Далее на основе программы учебной дисциплины формулируется частно-дидактическая цель, в которой отражен уровень усвоения знаний и сформированности соответствующих умений будущих учителей начальных классов. Затем отбирается содержание самостоятельной работы студентов, определяется вариант изучения и выбирается вид самостоятельной работы (репродуктивная, реконструктивно-вариативная или творческая), формулируется соответствующее задание. Вид самостоятельной работы и особенности задания определяют выбор формы контроля.
Разработанная система самостоятельной работы студентов внедрена на примере изучения дисциплины “Методика преподавания математики” в процессе профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов в Поморском государственном университете имени М.В. Ломоносова (с мая 2011 г. это Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова). Представим далее ее краткое описание.
Самостоятельная работа студентов на лекции и после нее направляется специальными вопросами и небольшими заданиями репродуктивного и реконструктивно-вариативного вида. На этапе подготовки к семинарско-практическим занятиям представлены репродуктивные самостоятельные работы (например, конспектирование методико-математической литературы, ответы на специальные вопросы и прочее), реконструктивно-вариативные (например, заполнение таблицы по результатам логико-дидактического анализа темы) и творческие (например, сравнительный анализ содержания темы по программам и учебникам математики для начальной школы разных авторов). Задания для самостоятельного выполнения после семинарско-практического занятия предлагаются студентам как реконструктивновариативные, так и творческие, что позволяет обобщить изученный теоретический материал. В процессе лабораторных занятий студенты выполняют преимущественно самостоятельные работы реконструктивно-вариативного вида, основная цель которых - формирование у будущих учителей начальных классов методических умений. Задания для самостоятельной работы после лабораторных занятий носят исследовательский, поисковый характер и являются творческими.
Для контроля самостоятельной работы репродуктивного вида целесообразен тестовый контроль и взаимоконтроль. Использование указанных форм эффективно, не требует специального оборудования, дает большую экономию времени, имеет высокий обучающий эффект, стимулирует и мотивирует систематическую самостоятельную работу студентов.
Такие формы контроля, как письменный и устный опрос, кратковременные проверочные работы, самоконтроль, просмотр выполненного задания, фиксация его наличия, промежуточный самоконтроль целесообразно использовать при проверке работ как репродуктивного, так и реконструктивно-вариативного вида. При этом наиболее эффективно сочетание промежуточного самоконтроля с итоговым контролем преподавателем. В этом случае контроль приобретает ярко выраженный обучающий характер, сокращается время контроля без снижения качества; удается осуществить индивидуальный и дифференцированный подход к студентам; самостоятельная работа студентов становится управляемой.
Обсуждение, взаимное рецензирование выполненных работ, индивидуальная беседа с преподавателем, составление письменного отчета, создание мультимедийной презентации, выполнение и презентация индивидуальных и коллективных проектов целесообразны для контроля ре- конструктивно-вариативных и творческих работ. Формы контроля творческих самостоятельных работ - защита, публичное выступление, оформление выставки, стенда, витрины, подготовка публикации. При этом, по мнению студентов, эти формы контроля наряду с высоким обучающим эффектом в силу сравнительно длительной индивидуальной работы с преподавателем имеют и стимулирующее значение, так как справедливо воспринимаются обучающимися в качестве высокой оценки их самостоятельной работы.
Количественный и качественный анализ результатов профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов, статистическая обработка полученных данных с помощью х2-критерия Пирсона и ш* - углового преобразования Фишера, свидетельствуют об эффективности процесса обучения будущих учителей начальных классов на основе системы самостоятельной работы студентов, построенной с учетом характера их познавательной деятельности.
Список литературы
Белкин Е.Л., Коренев Л.П., Теребули- на Н.А. Педагогические основы организации самостоятельной работы студентов в вузе. Орел, 1989.
Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Методическое пособие. М., 1991.
Вербицкий А.А., Дубовицкая Т.Д. Контексты содержания образования: Монография. М., 2003.
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
Пидкасистый П.И. Организация учебно-познавательной деятельности студентов. М., 2005.