Потребности как движущая сила экономики и их взаимосвязь с общественным производством 2

СОДЕРЖАНИЕ: Содержание Введение ..3 Глава 1. Связь между потребностями и деятельностью ….4 1.1. Потребности первобытного человека .4

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3

Глава 1. Связь между потребностями и деятельностью………………….4

1.1. Потребности первобытного человека………………………….4

1.2. Характер деятельности человека……………………………….7

1.3. Пирамида потребностей по А.Маслоу…………………………8

Глава 2. Общественное производство……………………………………..11

2.1. Структура общественного производства……………………...11

2.2. Факторы общественного производства………………………..13

Глава 3. Философско-экономическая характеристика труда как основы общественного производства……………………………………………………..16

3.1. Труд как комплексное социально-экономическое и духовно-нравственное образование………………………………………………………...16

3.2. Труд как экономическое благо…………………………………17

Заключение…………………………………………………………………..21

Список использованной литературы……………………………………....23

Введение

Тема моей работы «Потребности как движущая сила экономики и их взаимосвязь с общественным производством». Актуальность данной темы обусловлена тем, что хозяйственная жизнь любого общества основана на необходимости удовлетворять потребности людей. Потребности общества определяются необходимостью обеспечения условий его функционирования и развития. К ним относятся потребности производственные, в государственном управлении, обеспечении конституционных гарантий членам общества, охранения окружающей среды, обороне и т. п.

Целью работы является выявление общих закономерностей экономической организации общества, координации выбора в зависимости от потребностей, связи между самими потребностями и общественным производством и характеристики труда как основы общественного производства.

В соответствии с целью задачами работы являются: рассмотрение потребностей первобытного человека, деятельности человека при покупке товара, изучение пирамиды потребностей по А.Маслоу, изучение структуры общественного производства и факторов общественного производства, раскрытие сущности труда как комплексного социально-экономического и духовного образования и труда как экономического блага.

Разработанность темы исследования обусловлена работами: Маршалла А., Маркса К., Соловьёва Б.А., Генкина Б.М., Здравомыслова А.Г., Иохина В.Я., Райзберга Б.А., Радаева В.В., Станковской И. К., Стрелец И. А., Барановой Л.Я., Левина А.И., Маслоу А.

Исследовательская работа состоит из введения, трех глав, содержащих семь параграфов, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1. Связь между потребностями и деятельностью

1.1. Потребности первобытного человека

Потребностям и желаниям человека несть числа, виды их очень разнообразны, но возможности их удовлетворения обычно ограничены. У первобытного человека фактически было не намного больше потребностей, чем у животного, но каждая последующая ступень в его развитии расширяла круг его потребностей и одновременно увеличивала разнообразие способов их удовлетворения. Он желает получить не только большее количество вещей, которые он привык потреблять, но и те же вещи лучшего качества; он хочет иметь больший выбор вещей, которые станут удовлетворять возникающие у него новые потребности.

Так, хотя и животное, и дикарь обнаруживают свои предпочтения в выборе лакомств, никто из них особенно не заботится о разнообразии как о таковом. Однако по мере того как человек поднимается выше по ступеням цивилизации, по мере того как развивается его ум и даже его животные страсти начинают соединяться с умственной деятельностью. Первым крупным шагом в этом направлении явилось овладение искусством добывать огонь: постепенно человек привыкает к употреблению многих различных видов пищи и питья, приготовленных разнообразными способами, а вскоре однообразие начинает его раздражать, и он считает для себя тяжёлым испытанием, когда случай вынуждает его в течение долгого времени питаться исключительно одним или двумя видами пищи.

Здесь мы присоединимся к замечанию Сениора о том, что, «сколь бы ни было велико стремление человека к разнообразию, оно не выдерживает сравнения с его жаждой привлечь к себе внимание, с чувством, которое – если учесть, что оно носит всеобщий и вечный характер, что оно обуревает всех людей во все времена, что оно приходит к нам уже в колыбели и не покидает нас до могилы, - можно объявить самой могущественной из человеческих страстей». Эту великую полуправду можно прекрасно проиллюстрировать, сравнивая страсть к отборной и разнообразной пище со страстью к изысканной и разнообразной одежде.

Та потребность в одежде, которая порождается естественными причинами, различается в разных климатических условиях, в разные времена года, а в небольшой мере и у людей разных профессий. Но в одежде обусловленные обычаем потребности затмевают собой потребности естественного происхождения. Так, на многих ранних стадиях цивилизации специальные законоположения и сложившиеся обычаи строго предписывали членам каждой касты или профессиональной группы особый покрой одежды и размер расходов на неё, который нельзя было превышать, сама суть такого рода предписаний сохраняется до сих пор, хотя она претерпевает быстрые изменения. В Шотландии, например, во времена Адама Смита обычай позволял многим отправляться за пределы страны без обуви и чулок, хотя теперь они уже не придерживаются этого обычая, однако в самой Шотландии многие могут и теперь ходить босиком, тогда, как в Англии этого себе не позволяют. В нынешней Англии принято, чтобы хорошо оплачиваемый рабочий в воскресенье появлялся на людях в чёрном пальто, а в некоторых районах и в цилиндре, хотя ещё недавно это сделало бы его предметом насмешек. Наблюдается постоянное увеличение, как разнообразия, так и роста расходов на то, что обычай требует в качестве минимума, а также на то, что обычай допускает в качестве максимума; стремление выделиться посредством одежды всё шире распространяется в низших слоях английского общества. Между тем в высших слоях, хотя одежда женщин всё ещё отличается разнообразием и дороговизной, одежда мужчин теперь простая и недорогая по сравнению с тем, какой она была в Европе ещё совсем недавно и какой о6на является на Востоке и сегодня.

Жилище удовлетворяет насущную потребность в укрытии от непогоды, но эта потребность играет совсем незначительную роль в эффективном спросе на жильё. Хотя небольшая, но хорошо построенная хижина обеспечивает великолепное укрытие, её духота, неизбежная грязь, отсутствие в ней элементарных условий для соблюдения приличий и спокойной жизни представляют собой великое зло. И дело не столько в том, что она создаёт физические неудобства, сколько в том, что она препятствует развитию способностей человека, ограничивает высшие формы деятельности людей. По мере расширения такого рода деятельности потребность в большей жилой площади становится всё более настоятельной.

Поэтому относительно большое и хорошо оборудованное жилище представляет собой даже для низших социальных слоёв то, что сразу же «требуется для обеспечения производительности», а также то, что составляет самый удобный и наглядный способ выдвижения материальной претензии на престижное место на социальной лестнице. Даже в тех слоях общества, где каждый располагает жилищем, вполне достаточным для осуществления высших форм деятельности, его хотят ещё больше увеличить, почти до неограниченных размеров, в качестве условия для осуществления многих высших форм общественной деятельности.

Сюда относится также распространяющееся среди всех слоёв общества желание осуществлять и совершенствовать деятельность, которая охватывает не только занятия наукой, литературой и искусством ради них самих, но и обусловливает быстрый рост спроса на труд тех, кто занимается ими профессионально. Свободное время используется всё менее и менее как возможность для бездеятельности; наблюдается возрастающее стремление к таким развлечениям, как атлетические состязания и путешествия, которые стимулируют не столько чувственные порывы, сколько энергичную деятельность.

1.2. Характер деятельности человека

Вообще говоря, хотя на ранних стадиях развития человека его деятельность диктовалась его потребностями, в дальнейшем каждый новый шаг вперёд следует считать результатом того, что развитие новых видов деятельности порождает новые потребности, а не того, что новые потребности вызывают к жизни новые виды деятельности.

В этом легко можно убедиться, если отвлечься от здоровых условий жизни, при которых новые виды деятельности возникают постоянно, и понаблюдать за вест-индским негром, использующим свою обретённую свободу и богатство не для получения средств удовлетворения новых потребностей, а для праздного времяпрепровождения, отнюдь не являющегося отдыхом от труда; о том же свидетельствует быстрое сокращение той части английских трудящихся, которая не испытывает ни честолюбия, ни гордости или наслаждения в совершенствовании своих способностей и своего труда, а тратит на выпивку всё, что остаётся от заработной платы после приобретения самого необходимого, чтобы влачить жалкую жизнь.

Наверно поэтому теория потребления составляет научную основу экономической науки. В действительности многое наиболее интересное в науке о потребностях позаимствовано из науки об усилиях и о деятельности. Обе науки дополняют друг друга, одна без другой неполноценна. Но если уж одна из них вправе в большей мере, чем другая, претендовать на объяснение истории человека, будь то её экономический аспект или какой-либо иной, то эта наука о деятельности, а не наука о потребностях. На их правильное соотношение указал Маккуллох, когда, рассматривая «прогрессивную натуру человека», писал: «Удовлетворение потребности или желания – это лишь шаг на пути к какому-либо занятию. На каждой ступени своего развития человеку суждено придумывать и изобретать, браться за новые дела, а завершив их, со свежими силами приниматься за другие» [6, с.37].

1.3. Пирамида потребностей по А.Маслоу

Пирамида потребностей — иерархическая система потребностей человека, составленная американским психологом А. Маслоу. В своей работе «Мотивация и личность» Маслоу предположил, что все потребности человека врожденные, и что они организованы в иерархическую систему приоритета или доминирования. По мнению А.Маслоу, потребности одного типа должны быть удовлетворены полностью прежде, чем другая потребность, более высокого уровня, проявится и станет действующей.

Маслоу выделял пять уровней потребностей:

1. Физиологические: голод, жажда, половое влечение и т. д.

2. Экзистенциальные: безопасность существования, комфорт, постоянство условий жизни.

3. Социальные: социальные связи, общение, привязанность, забота о другом и внимание к себе, совместная деятельность.

4. Престижные: самоуважение, уважение со стороны других, признание, достижение успеха и высокой оценки, служебный рост.

5. Духовные: познание, самоактуализация, самовыражение.

Существует также более подробная классификация. В системе выделяется семь основных уровней (приоритетов):

1. (низший) Физиологические потребности: голод, жажда, половое влечение и т. д.

2. Потребность в безопасности: чувство уверенности, избавление от страха и неудач.

3. Потребность в принадлежности и любви.

4. Потребность в уважении: достижение успеха, одобрение, признание.

5. Познавательные потребности: знать, уметь, исследовать.

6. Эстетические потребности: гармония, порядок, красота.

7. (высший) Потребность в самоактуализации: реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности.

По мере удовлетворения низлежащих потребностей, все более актуальными становятся потребности более высокого уровня, но это вовсе не означает, что место предыдущей потребности занимает новая, только когда прежняя удовлетворена полностью. Также потребности не находятся в неразрывной последовательности и не имеют фиксированных положений. Такая закономерность имеет место как наиболее устойчивая, но у разных людей взаимное расположение потребностей может варьироваться [7, с.89].

И хотя сам Абрахам Маслоу в конце жизни поставил под сомнение некоторые постулаты своей же собственной концепции, она широко использовалась (и используется поныне) маркетологами всего мира. Используется — преимущественно в сокращенном пятиступенчатом варианте. Хотя существенно больший аналитический потенциал имеет двенадцатиступенчатый (развернутый) вариант.

Отсюда следует, что возможное на данной стадии нашего исследования рассмотрение проблемы спроса необходимо ограничить элементарным её анализом почти чисто формального порядка. Более глубокое изучение проблемы потребления должно быть осуществлено после, а не до основного этапа экономического анализа. Хотя начало её исследованию может быть положено в области собственно экономической науки, но здесь она не в состоянии получить своё завершение, она должна выйти далеко за пределы экономической науки.

Можно сделать вывод, что потребности человека не остаются неизменными; они развиваются по мере эволюции человеческой цивилизации и это касается прежде всего высших потребностей. Часто встречается выражение «человек с неразвитыми потребностями». Конечно, здесь имеется в виду неразвитость высших потребностей, так как потребность в еде и питье заложена самой природой.

Удовлетворение потребностей человека, его развитие является естественным конечным назначением общественного производства.

Глава 2. Общественное производство

2.1. Структура общественного производства

Структура общественного производства – определённое соотношение между отраслями производства, выражающее народно-хозяйственные пропорции и состояние общественного разделения труда (см. Пропорции общественного производства) в условиях данной системы производственных отношений. Научной основой анализа Структура общественного производства является марксистско-ленинская теория воспроизводства, которая определила состав и основные элементы структуры, закономерности её изменения - общие и специфические для различных способов производства, факторы, влияющие на её развитие и совершенствование.

Целостное представление о жизни общества дает рассмотрение только три сферы общественной жизни: социальная, экономическая и политическая. Духовная жизнь общества – это сфера общественной жизни, которая в совокупности с вышеуказанными сферами, определяет специфику общества во всей его целостности. Истоки духовной жизни общества коренятся в двойственной природе общества. Человек – не просто биологическое, но и социальное существо. Таковым его делает сознание – способность к активному отражению реальности. Бытие человека – это сложный процесс развития тела человека и его духа. Особенностью человека, отличающей его от животного, является то, что для удовлетворения своих потребностей он не приспосабливается к природе, а активно воздействует на нее. Для удовлетворения духовных потребностей служит духовное производство.

Материальное производство – это деятельность людей, направленная на природные процессы с целью удовлетворить человеческих потребностей. Результатом материального производства являются материальные вещи.

Духовное производство – осуществляется не с реальными предметами, а с их идеальными заменителями: образами, символами, законами. Духовное производство – это производство духовных идей, теорий, дух ценностей, это мыслительная деятельность людей, происходящая во внутреннем, то есть идеальном мире человека, который представляет собой отражение реального мира. Отражая реальный мир, идеальный мир человеческих понятий обладает существенной самостоятельностью, но оторваться от своей материальной природы он не может, поскольку этому мешают во-первых, его материальное происхождение, а во-вторых, его предназначение, поскольку основная функция дух жизни – это ориентация человека в мире. Она направлена на изменение материальной жизни общества. Кроме того, продукты духовной деятельности – идеи, нормы, идеалы – чтобы стать объектом всеобщего внимания и передаваться из поколения в поколение должны материализоваться, то есть воплотиться в что-нибудь этакое: звук, предмет, символ, а также в знак. Так возникает новая реальность, которая обособляется от человека, и существует самостоятельно, и объективно. Будучи независимой от сознания конкретных людей эта объективная реальность вне сознания людей просто не существует. Например, люди придумали символы, ноты, цифры, которые существуют объективно, но сами по себе без сознания и без мыслительной деятельности людей ничего не значат.

Принципиальное различие между материальной и духовной деятельности людей сводится к следующему. Духовные потребности человека, в отличие от других не заданы биологически. Потребность в освоении науки, культуры сама по себе не возникает. Она формируется и развивается социальным окружением индивида в процессе его воспитания и образования. Именно поэтому потребность в образовании у человека возникает лишь в определенной социальной среде.

Особенности духовных потребностей заключаются в том, что они не имеют предела роста, в отличие от материальных потребностей.

Конечным продуктом духовных потребностей являются идеальные образования. Продуктом материальных потребностей являются всякие вещи.

Материальные и духовные богатства принципиально различны. Идеальные образования имеют всеобщий характер потребления. Поэтому шестью хлебами нельзя накормить 1000 человек, а шестью идеями – можно обогатить внутренний мир. Принципиальным отличием духовного производства от материального является то, что применяемые в нем средства труда невозможно отделить от непосредственного производителя.

В материальном производстве ценится не созидатель, а обладатель. В духовном производстве наоборот.

В сфере материального производства большинству членов общества навязывается сам труд, продукты этого труда изымаются. В духовном производстве все происходит наоборот. Духовное производство формируется при участии людей, профессионально занимающихся умственным трудом. Результатом духовной деятельности являются идеи, теории, образы, дух ценности, дух связи индивидов, и наконец, сам человек.

2.2. Факторы общественного производства

Факторы производства — ресурсы, необходимые для производства товаров и услуг. Традиционно подразделяются на составляющие:

· трудовые ресурсы, или труд;

· инвестиционные ресурсы, или капитал;

· природные ресурсы, или земля;

· сырьевые ресурсы;

· предпринимательский талант, или предпринимательские способности;

· информация;

· знания, или управленческие способности.

Труд – это сознательная и целесообразная деятельность человека, направленная на преобразование природных или созданных им ранее предметов для получения тех или иных благ с целью удовлетворения своих потребностей [5, с.37].

Капитал включает в себя совокупность созданных прошлым трудом человека благ. К факторам производства относится не весь капитал, а только реальный капитал — здания, сооружения, станки, машины и оборудование, инструменты и проч. — то есть все то, что используется для производства и транспортировки товаров и услуг. Финансовый же капитал (акции, облигации, банковские депозиты и деньги) к факторам производства не относится, поскольку не связан с реальным производством, а выступает в качестве инструмента получения реального капитала.

Земля как фактор производства охватывает все сельскохозяйственные угодья и городские земли, которые отведены под жилищную или промышленную застройку, а также совокупность природных условий, необходимых для производства товаров и услуг [5, с.45].

Предпринимательский талант предполагает особые способности человека, заключающиеся в его умении организовывать производство и выпуск товаров и услуг путем соединения всех необходимых факторов производства, принимать основные решения по управлению производством и ведению бизнеса, рисковать денежными средствами, временем, трудом, деловой репутацией, поскольку деятельность на рынке связана с большой неопределенностью, а результат не гарантирован, быть новатором, то есть внедрять новые технологии, новые продукты, методы организации производства.

Одним из ключевых экономических ресурсов на современном этапе развития общества является информация. Обладание достоверной информацией является необходимым условием для решения стоящих перед экономическим субъектом проблем. Вместе с тем даже полная информация не является гарантией успеха. Умение использовать полученные сведения для принятия наилучшего при сложившихся обстоятельствах решения характеризует такой ресурс, как знания. Носителями этого ресурса выступают квалифицированные кадры в сфере управления, продажи и обслуживания покупателей, технического обслуживания товара. Именно этот ресурс дает наибольшую отдачу в бизнесе. «То, что отличает сильную компанию от слабой — это прежде всего уровень квалификации ее специалистов и управленческого состава, его знаний, мотиваций и устремлений» [10, с.103].

Из всего этого можно сделать выводы, что понятия производства как такового недостаточно для того, чтобы уяснить необходимость взаимодействия основных факторов производства. Дело в том, что процесс производства осуществляется не изолированными субъектами хозяйства, а в обществе, в системе общественного разделения труда.

Общественное производство есть, в первую очередь, производство человека. Но это вовсе не значит, что общественное производство - это сумма производств, в число которых входит и производство человека. Вся система общественного производства в единстве его составных частей (материального, духовного и социального) подчинена производству человека. Материальное производство составляет основу общественного, так как без производства материальных условий и средств жизни невозможна и сама жизнедеятельность людей. Но помимо материального производства, общественное включает в себя также духовное производство, производство потребления, производство людей и производство всей системы общественных отношений, которые в своей совокупности составляют социальную «ткань» общества. Они обслуживают производство и воспроизводство человека как вершины в этой своеобразной иерархии.

Глава 3. Философско-экономическая характеристика труда как основы общественного производства

3.1. Труд как комплексное социально-экономическое и духовно-нравственное образование

В философском ракурсе феномен труда предстаёт в определении его всеобщих моментов и сущностных характеристик, ценностных и смысловых аспектов самовыражения человека.

Труд выступает как комплексное социально-экономическое и духовно-нравственное образование. Он неразрывно связан с человеческой сущностью, развивается и функционирует только в обществе, пронизывает собой все сферы жизнедеятельности общества и человека. Труд осуществляется только в обществе. Поэтому он всегда есть общественный труд. Общественный труд является совместной деятельностью людей по созданию материальных и духовных благ, всего богатства общества, способом и формой жизнедеятельности общественного человека.

Явно недостаточно рассматривать труд только через призму технических, технологических и даже чисто производственно – экономических аспектов. В системе факторов производства труд занимает принципиально специфическое место, играет особую и определяющую роль. Это особый фактор производства, значительно шире и глубже по своему содержанию, чем просто средство. Если рассматривать капитал как воплощённый труд, то в своей сути труд – это единственно подлинный фактор производства.

Значимость общего философского подхода для экономической теории и практики заключается в том, что без такого анализа невозможно глубоко раскрыть и понять социально-специфические черты труда, конкретно-исторические особенности содержания, характера и форм организации труда, отношения к труду, мотивационной структуры деятельности и т. д. Труд в любой его форме становится фактором производства, создания ценностей и тем самым – мерилом ценности или цены производственных благ.

Более того, труду придается анропологически личностное значение и измерение, что и отличает «труд» как фактор производства от других экономических благ. Учитывая человеческое содержание труда как экономического блага, его нельзя свести только к вещи и товару, хотя он становится вещью или средством, а именно, - средством производства.

3.2. Труд как экономическое благо

В экономической науке принята трактовка труда как экономического блага. Однако человек никогда не может полностью раствориться в произведенной им продукции, в производственной деятельности, не потеряв при этом самого себя. Поскольку труд есть средство, техника работы и тактика жизни, служащая человеку, то труд в таком качестве можно продать и купить как любой другой товар. Но в этом качестве труд не может быть целью и смыслом человеческого существования.

Именно в той мере, в какой труд является только средством, он конкурирует с другими экономическими благами. И, прежде всего, с таким благом как свободное время. Когда труд ставится в один ряд с иными экономическими благами, он становится благом недостаточным и потому обладает ценой. Недостаточными являются те блага, которых нет в нужном качестве и количестве. Труд как фактор производства тоже не является достаточным и бесплатным, даже когда нет частичной безработицы (в условиях всеобщности труда при социализме).

В «Капитале» К. Маркса дается развернутая характеристика человеческого труда вообще, независимо от качественных различий многообразных видов деятельности. В отличие от конкретного труда по производству тех или иных благ, услуг (в товарно-рыночной или непосредственной общественной форме) труд вообще или абстрактный труд понимается как целесообразная деятельность при помощи орудий труда для созидания потребительских стоимостей, как присвоение данного природой для человеческих потребностей и как всеобщее условие обмена веществ между человеком и природой. Поэтому труд в своем всеобщем понимании выступает как вечное естественное условие человеческой жизни.

В рыночной экономике труд в условиях рынка приобретает двойственный характер. С одной стороны, он является конкретным трудом, например, слесаря, портного и т. д. Конкретным трудом создается потребительная стоимость товаров. Вместе с тем в каждом товаре воплощен человеческий труд вообще. И в качестве такого – абстрактного труда он образует стоимость товара. Рынок и выступает тем социально-экономическим полем, на котором труд согласовывается в масштабах всего общества, воспроизводится и разрешается противоречие между трудом частным и общественным.

К. Марксом введено понятие «всеобщего труда». Данный вид труда распредмечивает всеобщие закономерные связи. Он развивает «всеобщие силы человеческой головы» - науку культуру, философию и др. Его «всеобщее» содержание выражается как по отношению к объекту, так и по отношению к субъекту труда. Всеобщий труд изменяет закономерные связи, овладевает ими, техницизирует и овеществляет, опредмечивает их. Так, изобретение двигателя внутреннего сгорания есть труд всеобщий. Работа же по изготовлению двигателя есть труд непосредственный. В первом случае возникает всеобщая идея вещи, во втором, - конкретная вещь.

Всеобщий труд определяет «самоизменение» субъекта, формирует в нем продуктивное начало, самодеятельность, творчество, диалогичность с предшественниками во времени (опосредованная кооперация). Субъект труда выступает здесь со стороны всеобщих продуктивно-творческих сил. Решающим моментом при этом является понимание законов, общекультурная подготовка работника.

«Всеобщим трудом, - замечает К. Маркс, - является всякий научный труд, всякое открытие, всякое изобретение» [2, с.58].

В производстве вещей всеобщим выступает научный труд, создающий модели, идеи, («эйдосы») вещей, а также труд как прикладная наука, реально изменяющий в предметах их закономерные связи. По отношению к культурному воспроизводству человека всеобщим трудом выступает научная, философская, художественная, воспитательно-образовательная, культурно-педагогическая деятельность. Именно она создает не частные и преходящие утилитарно-прикладные нормы, правила, а всеобщие схемы работы мышления, воображения, эстетического созерцания, воли, веры. Здесь осуществляется разработка всеобщих схем творческой деятельности, обновление самой живой субстанции культуры – продуктивно-творческих сил человека. Культура есть детище всеобщего труда.

В своей структуре труд может быть представлен своеобразной социально-экономической триадой. В этой тройственной формуле, прежде всего, следует выделить живой, непосредственный труд, включающий в себя субъективные стороны, свойства и качества труда. Вторым необходимым элементом в этой структуре выступают средства, орудия, инструменты, приборы трудовой деятельности человека. И, наконец, сам предмет труда, его материал.

Итак, можно сделать вывод, что труд сложное, многокачественное и многоуровневое социально-экономическое явление. И его необходимо рассматривать в самых различных аспектах. Общефилософский ракурс должен быть дополнен анализом экономики труда, социологии труда, нравственно-правовых аспектов труда, психологии труда, физиологии труда, организации и управления (менеджмент) труда и т. д.

В философско-экономическом плане труд является важнейшим фактором производственных ресурсов наряду с капиталом, землей-природой, информацией. В связи с тем, что труд имеет определяющее значение в структуре производства особую важность приобретает исследование труда с позиций его эффективности, производительности, интенсивности и качества, дисциплины, организации и управления.

Заключение

В соответствии с поставленной целью, были решены следующие задачи: рассмотрены потребности первобытного человека, рассмотрена деятельность человека при покупке товара, изучена пирамида потребностей по А.Маслоу, изучена структура общественного производства и факторов общественного производства, раскрыты сущность труда как комплексного социально-экономического и духовного образования и труда как экономического блага.

Подводя итоги исследования данной темы можно отметить, что потребитель плохо информирован — он сам толком не знает ни чего хочет, ни как этого достичь, ни — хочет ли он вообще это. Та информация, которая есть у потребителя: тенденциозна, скудна, неполна, недостоверна, устарела, и не только не помогает принять какое-либо решение, но и прямо препятствует этому. А в последние 10-15 лет ее (информации) стало еще и избыточно много.

Характерная особенность личного фактора производства состоит в том, что человек не просто элемент производства, а главная производительная сила общества. Именно человек может воздействовать на производство, изменять его, тем самым, изменяя всю систему экономических отношений и своё собственное экономическое поведение. Роль каждого человека в производстве никогда нельзя понять вне определённой системы общественных отношений. В обществе, как и в производстве, всё исходит от человека, и всё сводится к нему.

Удовлетворение потребностей человека, его развитие является естественным конечным назначением общественного производства.

Потребности человека не остаются неизменными; они развиваются по мере эволюции человеческой цивилизации и это касается прежде всего высших потребностей. Часто встречается выражение «человек с неразвитыми потребностями». Конечно, здесь имеется в виду неразвитость высших потребностей, так как потребность в еде и питье заложена самой природой.

Современный этап научно-технической революции, информатизации хозяйственно-экономической и социальной жизни, своими быстрыми технико-технологическими прорывами в предмете, объекте и средствах труда особо актуализирует значимость всеобщего, общественного труда. При всей несхожести и даже кажущейся принципиальной разнице в подходах к проблемам труда и общественного производства людей объединяет понимание духовности и нравственности в качестве важнейших характеристик трудовой деятельности человека, обращение к созидательной творческой активности личности, признание необходимости свободы труда.

Общественное производство есть, в первую очередь, производство человека. Но это вовсе не значит, что общественное производство - это сумма производств, в число которых входит и производство человека. Вся система общественного производства в единстве его составных частей (материального, духовного и социального) подчинена производству человека. Материальное производство составляет основу общественного, так как без производства материальных условий и средств жизни невозможна и сама жизнедеятельность людей. Но помимо материального производства, общественное включает в себя также духовное производство, производство потребления, производство людей и производство всей системы общественных отношений, которые в своей совокупности составляют социальную «ткань» общества. Они обслуживают производство и воспроизводство человека как вершины в этой своеобразной иерархии.

Список использованной литературы

1. Баранова Л.Я., Левин А.И. Потребности. Доходы. Потребление. – М.: Экономика, 2006.

2. Вин Фрэнсис. Карл Маркс. Капитал. – М.: АСТ, 2009.

3. Генкин Б.М. Экономика и социология труда. Серия «Учебник для вузов». 5-е издание, дополненное. – М.: НОРМА, 2008.

4. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. – М.: Бизнес, 2007.

5. Иохин В.Я. Экономическая теория. – М.: Экономисть, 2007.

6. Маршалл А. Принципы экономической науки I. – М.: Прогресс, 2005.

7. Маслоу А. Мотивация и личность. – СПб.: Питер, 2009.

8.Радаев В.В. Экономическая социология. – СПб.: Нева, 2005.

9. Райзберг Б.А., Стародубцева Е.Б. Курс экономики. – М.: ИНФРА-М, 2008.

10. Станковская И. К., Стрелец И. А. Экономическая теория для бизнес-школ. — М.: Эксмо, 2005.

Скачать архив с текстом документа