Рынок труда и оплата труда
СОДЕРЖАНИЕ: Трудовая классификация населения, особенности рынков труда, их виды, границы и сегментация. Принципы и системы организации оплаты труда, рабочее время, повременная и сдельная оплата труда. Анализ поведения и взаимодействия субъектов трудовых отношений.Федеральное агентство по атомной энергии «РОСАТОМ»
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального
Образования
СНЕЖИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФИЗИКО-ТЕХНИЧЕСКАЯ
АКАДЕМИЯ
Предметная комиссия экономического цикла
Пояснительная записка
к курсовой работе
по дисциплине Экономическая теория
на тему
«Рынок труда и оплата труда»
Студент
Якунина Елена Ярославовна
Руководитель
Агафонова ОлесяАлександровна
Содержание
Введение
1. Рынок труда
1.1 Трудовая классификация населения
1.2 Особенности рынка труда, виды и границы
1.2.1 Эволюция взглядов на рынок труда
1.3. Внутренние рынки труда. Сегментация рынков труда
2. Рынок оплаты труда
2.1 Принципы организации оплаты труда
2.2 Рабочее время
2.3 Система оплаты труда
2.3.1 Повременная и сдельная оплата труда
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Экономика труда – это область экономики, исследующая организацию и функционирование рынка труда, решения настоящих и будущих участников этого рынка, государственную политику, которая связана с занятостью и оплатой труда. Такое определение можно найти в одном из зарубежных учебников по экономике труда, где подчеркивается главное: свобода выбора экономических субъектов в сочетании с государственным воздействием на трудовые отношения. С точки зрения Рональда Дже Эренберга и Роберта С. Смита, экономика труда изучает различные аспекты функционирования рынка труда и в первую очередь – поведение работодателей и работников в ответ на действие общих стимулов в виде заработной платы, цен, прибыли и не денежных факторов в области трудовых взаимоотношений, например, условий труда. По мнению авторов, эти стимулы служат и мотивом, и ограничителем индивидуального выбора.
В Российских изданиях обычно встречаются иные определения. Например: предметом экономики труда является труд как целесообразная деятельность людей, которая всегда и одновременно является взаимодействием между людьми в процессе труда и по поводу производства. В учебном пособии Л.П. Владимировой предмет экономики труда определяется как социально-экономические отношения, складывающиеся в процессе труда под влиянием различных факторов. Таким образом, зарубежный подход акцентирует внимание на функционировании рынка труда, а отечественный – на трудовом процессе и производственных отношениях между людьми.
Экономика труда – динамично развивающееся направление современной экономической мысли. Трудовые отношения не стоят на месте. Наиболее быстрые их изменения происходят в постсоциалистических странах. При исследовании складывающихся трудовых отношений, особенно в России, необходимо учитывать исторические условия и сложившиеся традиции.
Исключительная значимость трудовых отношений делает их объектом внимания не только экономистов, но и социологов, психологов, политологов и т.п. Неудивительно, что некоторые учебные программы в Российских вузах включают курс под названием «Экономика и социология труда». В любой стране обсуждение таких проблем, как уровень и дифференциация доходов, установление минимальной заработной платы, занятости безработицы, настолько тесно касаются повседневной жизни миллионов людей, что выходят за рамки академических дискуссий, вызывают острый общественный резонанс, часто являются объектом политических спекуляций.
Экономическая наука изучает трудовые отношения на микро- и макроуровне. Микроэкономические проблемы экономики труда связаны с поведением и взаимодействием субъектов трудовых отношений (работников, профсоюзов, работодателей, государства) и функционированием рынков отдельных продуктов, факторов производства, включая и рынок труда. Что бы анализировать и предсказывать поведение участников рынка труда, микроэкономика опирается на теорию выбора. Почему одни люди стремятся работать как можно больше, другие, на оборот, поменьше, а кто-то вообще не хочет работать? Почему не все стремятся учиться и повышать квалификацию? Почему работодатели выбирают различные комбинации между трудом и капиталом? Почему во время спада одних работников увольняют, а других – нет? Экономисты изучают и описывают последствия миллионов решений, принимаемых людьми на рынке труда. Любой выбор, как учит экономическая теория, осуществляется в условиях ограниченности благ и ресурсов в результате сравнивания издержек (прямых и альтернативных, т.е. упущенной выгоды от наилучшего из отвергнутых решений) и ожидаемых выгод на основе имеющейся информации. Последняя может быть не полной и асимметричной, выбор может оказаться неудачным, ошибочным. Участники рынка труда приспосабливают, меняют своё поведение в ответ на изменение в ожидаемых ими выгодах или издержках.
Наёмный работник осуществляет выбор между:
· Занятостью (оплачиваемой трудовой деятельностью) и незанятостью, которая может носить кратковременный характер (поиск другой работы), быть длительной (например, уход за ребёнком) или окончательной;
· Занятостью на рынке труда и работой в домашнем хозяйстве (домашним производством);
· Работой по найму или организацией собственного дела, включая самозанятость;
· Той или иной формой занятости – полной, частичной, постоянной, временной;
· Той или иной сферы занятости и конкретным местом работы и т.д.
Наёмные работники должны принимать самостоятельные решения по различным вопросам: как отнестись к предложению поработать сверхурочно; стоит ли искать новую работу, добиваться продвижения по службе, мигрировать в другой регион или другую страну; сменить специальность; повысить квалификацию; получить высшее образование;вступить в профсоюз и т.п.
Работодатели также делают выбор, принимая решение по поводу: номенклатуры и объема выпуска продукции; комбинации капитала и рабочей силы в производстве; уровня оплаты труда работников; кадровой политики фирмы; затрат на образование и повышение квалификации персонала; отношение к профсоюзу и т.п.
Макроэкономические проблемы, исследуемые экономикой труда, также очень важны. Изучая экономическую систему в целом, макроэкономика выявляет общую картину связей между крупными её подразделениями, анализируя проблемы общего объема выпуска продукции, дохода, общего уровня цен, инфляции, безработицы и т.п. В области трудовых отношений макроэкономика исследует (с помощью агрегированных показателей) уровень занятости, влияние оплаты труда на уровень цен, взаимосвязь инфляции и безработицы и т.п.
Современная экономика труда использует теорию, что бы проанализировать
«Что есть», т.е. объясняет экономические процессы и поведение людей, используя метод анализа, называемый позитивной экономикой. Менее широко используется нормативная экономика основанная на тех или иных принципах, позволяющих судить о том «Что должно быть» и на сколько реальность отличается от идеала.
Позитивная экономика предполагает, что люди реагируют позитивно выгоды и негативно – на издержки (и те и другие могут быть денежными и неденежными). Учитываются также альтернативные издержки. Например, человек, решивший стать медиком, должен отказаться от возможности стать юристом или экономистом; профессия врач в России престижна, но не слишком доходна; врач должен быть готов к срочной работе в любое время суток и т.п. Выгоды и издержки должны анализироваться при выборе работы, карьеры, при повышении квалификации и т.п.
Предсказания о поведении людей в экономике основаны на двух фундаментальных предложениях – о рациональности их действий и об ограниченности ресурсов.
Любой ресурс, направленный на удовлетворение одних желаний или достижения одних целей, мог бы быть использован удовлетворения других желаний и достижения других целей. Кроме того, мы всегда ограничены в нашем выборе теми ресурсами, которые нам доступны.
Рациональность поведения людей означает, что они ставят перед собой цель и преследуют её разумно и последовательно. Цель, по мнению экономистов, состоит в максимизации полезности. Для фирм максимизация прибыли – это особый случай максимизации полезности, когда на первый план выходит денежная выгода, а не денежные аспекты игнорируются. Хотя, как доказали исследования западных экономистов, в случае трудовой дискриминации работников работодатели могут максимизировать именно полезность., а не прибыль. Полезность работников есть функция не только их собственного потребления, она включает условия труда и жизни, общественное положение (статус). Несмотря на то люди не всегда рациональны и расчетливы, теории, построенные на условии рационального поведения, оказались способны объяснять и предсказывать поведение подавляющего большинства людей.
Рынок труда достаточно сложен и неоднороден. На нём действуют и принимают решение множество субъектов, у каждого из которых собственные мотивы, интересы, свой объем располагаемой информации. Модели, создаваемые экономистами, должны вскрывать наиболее общие принципы и законы. Они не могут быть столь же точны, как законы физики, но в состоянии объяснить и предсказать поведение и поступки людей. Например, если в какой-то отрасли или в каком-то регионе заработная плата вырастет, то вероятен переход туда многих (но не всех) людей, хотя на их решение влияет не только заработная плата. Высокая текучесть повышает издержки фирмы, и если удастся её снизить, то при прочих равных условиях работодатель сможет повысить своим работникам заработную плату.
Хотя в современной западной экономической теории в том числе в экономике труда преобладают подходы, свойственные позитивной экономической теории, используется и нормативная экономика. Любое заявление «Что должно быть» базируется на определенных ценностях, принципах, нормах. В качестве одного из таких принципов используется положение об общей выгоде двух сторон в обмене. Сделка на рынке труда может в этом случае быть одобрена (признана приемлемой) если:
a) Все стороны в выигрыше;
b) Кто-то в выигрыше и никто ничего не теряет;
c) Кто-то в выигрыше, кто-то в убытке от сделки, но выигравший полностью компенсирует потери тем, у кого они есть, и тогда случай с) переходит в случай b).
Если компенсация не предоставляется, то даже при том условии, что выигрыш одних больше проигрыша других, с позиций принципа «Вместе всеобщей выгоды» такую сделку нельзя признать приемлемой; для потерпевшей стороны она едва ли носит добровольный характер или основана на её вместе недостаточной информированности. Наряду с данным этическим принципом могут использоваться и другие, например, что «Надо делиться» - богатому с бедными, преуспевшему с неудачниками и т.п.
При изучении современной экономики труда применяются те же методы, что и при изучении экономической науки в целом. Зарубежной школе экономики труда свойственно широкое применение экономико-математических моделей и особенно графических построений, которые позволяют очень наглядно иллюстрировать сложные взаимосвязи между экономическими явлениями.
1. Рынок труда
Рынок труда – одно из наиболее важных звеньев современной экономики. Смена экономического режима неизбежно принимает здесь особенно болезненные формы, поскольку для миллионов людей труд является основным источником дохода и главным полем личной самореализации.
Труд играет важную роль в жизни человека и общества, представляя собой объективную основу и условие их существования. В процессе труда создаются материальные и духовные блага, обеспечивающие не только удовлетворение потребностей отдельных люде, их групп и всего общества, но и социально-экономическое развитие страны в целом. Труд и подготовка к нему занимают ведущее место в структуре использования ресурса времени всех основных социальных групп. Именно в труде раскрываются и развиваются способности человека и совершенствуется его профессиональный и жизненный опыт. В результате совместного труда формируются связи внутри производственных коллективов; в процессе труда осуществляется взаимодействие общественных (социальных) групп.
Труд не является базовой категорией для экономики труда. В отечественной экономической литературе ещё с советских времён используется следующее определение: труд – это целесообразная деятельность людей по созданию материальных и духовных благ, необходимых для удовлетворения потребностей каждого индивида и общества в целом.
Приведём несколько различных определений рынка труда. Рынок труда – это:
- Общественно-экономическая форма движения трудовых ресурсов, соответствующая товарной экономике;
- Многоплановая система рыночных отношений по поводу воспроизводства производительных способностей людей;
- Механизм саморегуляции спроса на труд и предложение рабочей силы через свободное движение заработной платы и доходов.
Существует и точка зрения, согласно которой рынок труда не регулирует непосредственно процессы купли-продажи рабочей силы, а лишь создаёт условия для удовлетворения спроса и предложения.
На мой взгляд, приведенные определения либо слишком общие, либо отражают какой-то один аспект рынка труда. Наиболее приемлемыми представляются позиции, которые формулируют данное понятие с учетом как субъектов рыночных отношений, так и содержания выполняемых функций. Таким образом, рынок труда – это сложная система отношений между работниками, работодателями и государством, во-первых, по поводу обмена индивидуальных способностей к труду на фонд жизненных средств, необходимый для воспроизводства рабочей силы, и, во-вторых, по поводу распределения и перераспределения работников в системе общественного разделения труда по законам товарного производства и обращения.
Рынок труда возникает лишь при соблюдении трёх обязательных условий:
1) личная свобода производителя и право распоряжаться своей способностью к труду;
2) Прямое или опосредованное отделение работника от средств производства;
3) Свобода и добровольность предпринимательской деятельности
Основными компонентами рынка труда являются: спрос, предложение и цена рабочей силы. Цена на рабочую силу выступает в виде суммарной величины заработной платы, социальных выплат, затрат на профессиональное обучение, спрос на рабочую силу – в форме потребности той или иной отрасли, того или иного региона, предприятия в рабочей силе, а предложение рабочей силы – в форме численности и структуры наличных трудовых ресурсов. Специфическая особенность товара «рабочая сила» проявляется в сравнительно ограниченной возможности падения заработной платы ниже стоимости рабочей силы. Её пределы в современном обществе задаются минимальным набором жизненных средств, обеспечивающих нормальное для данных условий воспроизводство рабочей силы, и гарантируются государством.
Функции рынка труда:
· Согласование экономических интересов субъектов трудовых отношений;
· Формирование пропорций общественного воспроизводства, обеспечение пропорционального распределения и перераспределения рабочей силы по отраслям и регионам;
· Поддержание эластичного равновесия между спросом и предложением рабочей силы;
· Формирование резерва рабочей силы в сфере обращения;
· Опосредование распределительных отношений, стимулирование труда, регулирование оптимальной величины цены труда;
· Содействие формированию оптимальной профессионально-квалификационной структуры кадров;
· Воздействие на условия реализации личного трудового потенциала.
Рынок труда является сложной многофункциональной, многоуровневой, динамичной, гибкой и неоднородной системой.
Субъектами спроса на рынке труда выступают предприниматели и государственные организации, субъекты предложения – граждане, домашние хозяйства. Взаимодействие между ними на рынке труда совершенной конкуренции построено на основе действия механизма цен на услуги труда. Количеством используемого производством, распределением, обменом, потреблением труда обратно пропорциональной цене – заработной плате. На рост заработной платы, при прочих равных условиях, рынок труда реагирует снижением спроса на труд. При снижении заработной платы спрос на труд возрастает. Экономической теории известно функциональная зависимость между ценой труда – заработной платой и спросом на труд. Эти зависимости характеризуются следующими показателями: общей численностью населения, долей самодеятельного населения в общей численности населения, средним числом часов, отработанных рабочими на протяжении недели и на протяжении года, качеством, количеством и квалификацией труда.
1.1 Трудовая классификация населения
Огромную роль в экономике труда играет деление населения всей страны на группы, по-разному участвующие в трудовой деятельности. Подобное деление осуществляется в любой стране.
В странах с развитой рыночной экономикой это деление основано на фундаментальных принципах экономической свободы. С одной стороны, никто не обязан трудиться лишь по той причине, что здоров, находится в трудоспособном возрасте и его деятельность могла бы принести обществу пользу. С другой стороны, никто не обязан уходить на пенсию лишь по причине преклонных лет; предприниматель не имеет права увольнять работника в связи с достижением пенсионного возраста, если только это не оговорено условиями трудового контракта.
В качестве примера рассмотрим деление населения на группы принятое в США:
|
|
|
Рис. 1.1. Деление населения на группы, принятое в США
Институциональное деление – лица, не достигшие 16 лет, а также лица, изоли-рованные от общества и находящиеся в специальных учреждениях (исправительных заведениях, психиатрических лечебницах). Все они не считаются потенциальными компонентами рабочей силы.
Самодеятельное население – все лица, которые могут и хотят работать; другие общепринятые названия – рабочая сила и экономически активное население . Самодеятельное население состоит из работающих и безработных.
Несамодеятельное население – взрослые люди, потенциально имеющие возможность работать, но по какой-то причине не работающие и не ищущие работу. Их можно рассматривать в качестве выбывших из состава рабочей силы. Это пенсионеры, учащиеся, лица, занятые в домашнем хозяйстве, и военнослужащие.
Уровень безработицы определяется как отношение числа безработных к численности всего экономически активного населения страны.
В СССР труд носил обязательный характер (за «тунеядство» полагалась уголовная ответственность), и это отражалось на оценке трудового состава населения. Человек изначально рассматривался и оценивался статистикой как ресурс государства, как винтик огромной государственной машины. При анализе трудовых отношений в масштабе общества советской теорией и практикой (в том числе статистикой) в течении многих десятилетий использовалось понятие «трудовые ресурсы». Существует оно и сегодня. Это реальные и потенциальные работники, т.е. люди, которые трудятся или по формальным юридическим характеристикам могли бы работать: мужчины в возрасте от 16 до 59 лет и женщины – от 16 до 54 лет.
Трудовые ресурсы состоят из трудоспособного населения в трудоспособном возрасте (т.е. населения в трудоспособном возрасте за вычетом нетрудоспособного населения в трудоспособном возрасте: неработающих инвалидов I и II групп, неработающих «льготных» пенсионеров в трудоспособном возрасте), а так же работающих людей, которые старше или моложе трудоспособного возраста. В настоящее время в России статистическим учетом выделяется трудоспособное население (от 15 до 72 лет), затем из него вычленяются трудовые ресурсы и, наконец, определяется экономически активное население, т.е. те, кто работает или ищет работы.
С мая 1993 года в России осуществлён переход на используемую междуна -родным сообществом систему трудовой квалификации населения. В ней базовыми являются: экономически активное население, экономически неактивное население, занятые и безработные.
Экономически активное население (рабочая сила) – часть населения, обеспе- чивающая предложение рабочей силы для производстватоваров и услуг, которая включает занятых и безработных.
К занятым, согласно классификации Международной организации труда (МОТ), относят лиц обоего пола в трудоспособном возрасте, а также тех лиц старших и младших возрастов, которые в рассматриваемый период:
· выполняли работу по найму за вознаграждение (на условиях полного либо неполного рабочего времени), а также иную приносящую доход работу (самостоятельно или у отдельных граждан);
· временно отсутствовали на работе из-за болезни, травмы, отпуска, выходных дней, забастовки и других подобных причин;
· выполняли работу без оплаты на семейном предприятии.
В соответствии с законом о занятости в РФ (№1031-1 от 19 апреля 1991 года) с внесенными в него дополнениями, принятыми Гос. Думой 22 марта 1996 г., к занятым также относят:
· Лиц, избранных, назначенных или утвержденных на оплачиваемую должность;
· Лиц, проходящих службу в Вооруженных силах, Внутренних и Железнодорожных войсках, органах государственной безопасности и внутренних дел;
· Трудоспособных граждан, обучающихся в общеобразовательных школах, профессионально-технических училищах, а также проходящих очный курс обучения в высших, средних специальных и других учебных заведениях.
К безработным, согласно стандартам МОТ, относятся лица 16 лет и старше, которые в рассматриваемый период:
· не имели работы (доходного занятия);
· занимались поиском работы или предпринимали шаги к организации своего дела;
· были готовы приступить к работе.
Для отнесения лиц к безработным должны присутствовать все три критерия. По методике МОТ, к безработным могут буть отнесены также учащиеся, студенты, пенсионеры и инвалиды, если они занимались поиском работы и были готовы к ней приступить. В соответствии с Законом о занятости в РФ к безработным в России так же относят тех, кто проходит обучение или переподготовку по направлению службы занятости.
Экономически неактивное население (население, не входящее в состав рабочей силы) включает:
учащихся и студентов, слушателей и курсантов, обучающихся в дневных учебных заведениях с отрывом от производства;
· лиц, получающих пенсии по старости, на льготных условиях, по инвалидности;
· лиц, занятых ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми и больными родственниками;
· лиц, отчаявшихся найти работу и прекративших ее поиск (но желающих работать);
· лиц, исполняющих наказание или осуществляющих принудительное лечение по решению суда;
· других лиц, у которых нет необходимости работать независимо от источника дохода.
Следует заметить, что деление населения страны, осуществляемое в России в соответствии с общепринятыми рекомендациями МОТ, имеет ряд недостатков, отмечаемых отечественными экономистами. Так. Для того чтобы человека в экономико-статистическом смысле можно было отнести к безработным, требуется обязательное соблюдение всех трёх вышеупомянутых условий. При этом необходимо, чтобы в период обследования человек указал в анкете, что готов приступить к работе в течение двух недель (в ряде стран этот срок увеличивают, например, до четырёх недель). Если хотя бы одно из условий не выполнено, то человек, не имеющий работы, попадает в эту группу экономически неактивных, оказываясь как бы в не рынка труда.
Реальная жизнь, конечно, сложнее: граница между занятыми и безработными подчас весьма условна, ещё более условна она между безработными и экономически неактивными.
1.2 Особенности рынка труда, виды и границы
Можно сформулировать следующие особенности рынка труда:
1) Специфичен товар, который на этом рынке продаётся и покупается. Это не сам человек и не его рабочая сила (способности, знания, квалификация, навыки, трудовой опыт). Для нанимателя важна реализация трудовых возможностей работника, т.е. функционирующая рабочая сила , поскольку один и тот же потенциал работника может быть реализован (или не реализован) по-разному в зависимости от продуктивности его труда, мотивации. Можно говорить о покупке трудовой услуги, которую работник оказывает нанимателю. Возникают отношения не покупки ресурса в собственность, а аренды труда (найма работника) – на определенное время и на определенных условиях. При заключении трудового контракта величина трудового вознаграждения может содержать переменную часть (надбавки, премии), зависящую от качества труда и его результатов. Кроме того, большинство трудовых контрактов, особенно долговременных. Содержит неявные, подразумеваемые составляющие и предоставляет работодателю значительные полномочия при определении размеров будущих вознаграждений работников и даже критериев, на основании которых они будут определяться.
2) На рынке труда понятие цены является более сложным, чем на других рынках. Ценой труда является заработная плата работника, но в экономической теории труда под ней обычно понимают ставку оплаты. Ставка оплаты – это цена одного часа труда. Конечно. Для России использование подобного подхода связано с рядом трудностей, поскольку в отечественной практике – статистического учета, периодичности выдачи заработной платы, определение минимальной заработной платы и т.п. – используется показатель месячной заработной платы.
3) На распределение работников по рабочим местам влияют не только цена труда, но и не денежные аспекты занятости – характер и условия труда, его безопасность, психологический климат в трудовом коллективе, возможности обучения и карьерного роста и т.п. Часть трудоспособных граждан любой страны по тем или иным причинам не находит (или не ищет) себе места на рынке труда, но это не означает что они при этом вообще не трудятся. Многие блага люди могут производить в домохозяйстве, не говоря уже о доходах от самозанятости и предпринимательской деятельности.
4) На рынке труда огромную роль по сравнению с товарными рынками играют внеконкурентные факторы :
· Государство регулирует работу рынка труда с помощью административных и экономических рычагов (налоги, субсидии, индексация доходов, воздействие на другие рынки, макроэкономическое регулирование безработицы и инфляции и т.п.);
· В ряде отраслей велико влияние профсоюзов, подчас обладающих монопольной властью; они способны серьезно воздействовать на уровень заработной платы и численность занятых, на характер трудовых отношений;
· Монополия может возникнуть и на стороне спроса на труд в виде монопсонической власти нанимателей; она встречается нередко, особенно в России, где много градообразующих предприятий;
· Крупные компании могут создавать внутренние рынки труда, устанавливая своим работникам достаточно стабильную заработную плату и не реагирую (или почти не реагируя) на изменение спроса и предложения на рынке труда в целом;
· На трудовые отношения существенно влияет дискриминация работников и отдельных групп; велика роль трудовой мобильности работников.
5) Огромную роль в функционировании рынка труда играют его институты – правила и структуры (организации), влияющие на поступки людей. Велика роль не только формальных институтов (трудового законодательства, государственных структур, отвечающих за исполнение закона в сфере трудовых отношений, профсоюзов и др.), но и неформальных институтов – традиций, обычаев, нравов, привычек и предубеждений, заметно влияющих на поведение людей.
6) Велика роль информационного обеспечения участников рынка труда, особенно в условиях несовершенства и ассиметричности информации. Несмотря на службы занятости и кадровые агентства, специальные печатные издания, теле- и радиопрограммы, широкое распространение интернета, проблемы информационного обеспечения рынка труда по-прежнему актуальны во всех странах. Поиск нужного работника для нанимателя, как и подходящей работы для работника, требует затрат времени и денег и, как правило, связан с риском; истинные результаты их выбора могут обнаружиться не сразу. Ассиметричность информации на рынке труда (когда одна из сторон знает больше другой и скрывает эту информацию в собственных интересах), как известно, может привести к тому, что рынок «портится». Конечно. Эта проблема существует и на других рынках, но на рынке труда поиск «рыночных сигналов», позволяющих преодолевать ассиметричность информации, играет особенно важную роль.
7) Во многом именно поэтому исключительно велика роль инфраструктуры рынка труда: государственных служб занятости, бирж труда, частных кадровых и рекрутинговых агентств, помогающих работникам и нанимателям находить друг друга и снижающих трансакционные издержки заключения трудовых контрактов.
Анализируя процессы, которые происходят на рынке труда, необходимо определить его границы, т.е. где он начинается и заканчивается.
Рынок труда может быть международным (интернациональным), общенациональным, региональным или локальным (местным) – в зависимости от того, где, на каком пространстве продавцы и покупатели ищут и находят друг друга. Люди, обладающие высокой квалификацией, чаще имеют возможность получить работу не только в своём поселке, городе. Регионе, но и за его пределами (конечно, при условии их востребованности, мобильности и информированности).
Многое зависит от методов поиска информации о вакансиях: люди, пользующиеся интернетом, могут выйти за пределы местного рынка труда более успешно, чем те, кто просматривает объявления о вакансиях в местных газетах, и т.п.
Как на любом другом рынке, на рынке труда сталкиваются и взаимодействуют совокупный (рыночный, суммарный) спрос и совокупное предложение – ADL и ASL. Совокупное предложение ASL – это всё экономически активное население, т.е. работающие или ищущие работу; совокупный спрос ADL – определяется числом и структурой рабочих мест.
Определить истинные размеры рынка труда непросто. Очевидно, что в рыночное предложение труда – ASL должны быть включены люди, которые активно ищут работу, а так же те, кто работает и одновременно подыскивает себе новую работу. Но как быть с теми, кто не собирается покидать свою фирму (организацию)? Находятся ли они на рынке труда?
Для ответа на этот вопрос следует конкретизовать определение рынка труда.
ADL ASL
|
Рис.1.2. Рынок труда в широком и узком смысле слова
На рисунке сегменты 1+2 показывают ADL – общую потребность экономики в наемной рабочей силе (совокупность рабочих мест); сегменты 2+3 показывают ASL – всё экономически активное население. Общая площадь (сегмент 2) – удовлетворённый спрос на труд. Сумму сегментов 1+3 можно определить как рынок труда в узком смысле слова, или текущий рынок труда ; сумму сегментов 1+2+3 – как рынок труда в широком смысле слова.
Таким образом, текущий рынок труда определяется количеством вакансий и лиц, занятых поиском работы. Совокупный спрос на текущем рынке труда включает незанятые вакансии на условиях основной деятельности или работы по совместительству, а так же для выполнения разовых работ. Совокупное предложения на текущем рынке труда составляют люди, которые не заняты и ищут работу, намерены сменить место работы, желают подрабатывать.
Текущий рынок труда в России на открытый и скрытый, официальный и неофициальный. Открытый рынок труда – это всё экономически активное населе-ние, ищущее работу, и все вакантные рабочие и ученические места. Его официальную часть составляют официально зарегистрированные безработные и вакансии, зарегистрированные в Федеральной государственной службе занятости населения (ФГСЗН), а также ученические места в системе профессионально – технического образования. Неофициальную часть открытого рынка труда составляют те вакансии и ученические рабочие места и то предложение рабочей силы, которые не охвачены услугами органов трудоустройства.
Скрытый рынок труда (скрытая безработица) – это лица. Которые формально заняты в экономике, но могли бы быть высвобождены без ущерба для производства. Скрытый рынок труда лишь от части отражается в статистике; регистрируется лишь его официальная часть: лица, находящиеся в административных отпусках по инициативе администрации, а также лица, вынужденные работать неполное рабочее время. Неофициальную часть скрытого рынка труда определить очень сложно.
1.2.1 Эволюция взглядов на рынок труда
Источники научного понимания рынка труда и трудовых отношений восходят к основоположникам классической политэкономики – У. Петти, Ф. Кенэ, А. Смиту, Д. Рикардо, С. Сисмонди, Ж.Б. Сэю. Будучи уверены во всесилии рыночных регуляторов, они пологали, что полная занятость обеспечена потому, что спрос и предложение на рынке труда всегда сбалансированы.
А. Смиту принадлежит создание и разработка трудовой теории стоимости. Он полагал, что источником всякого богатства является только труд, по существу отвергая вклад других факторов производства. А. Смит отмечал неопределенность рынка труда и различия в положении работников и работодателей. Интересные мысли он высказывал по поводу заработной платы, заметив, в частности, что она меняется в зависимости от легкости или трудности труда, его чистоты или неопрятности, почетности труда или его унизительности. Иными словами, он превосходил некоторые положения и выводы современной теории выравнивающих различий в оплате труда.
Д. Рикардо (также сторонник трудовой теории стоимости) обосновал обратно пропорциональную зависимость между заработной платой работников и прибылью предпринимателей, подчеркивая необходимость исследования законов распределения национального продукта между основными слоями общества в форме заработной платы, прибыли и ренты.
Вклад Ж.Б. Сэя в теорию рынка труда заключался, прежде всего, в создании теории трех факторов производства (труда, капитала, земли), которым соответствуют три источника дохода – заработная плата, прибыль и рента.
Продолжатели классиков – Д. Бартон, Д. Брей, Р. Джонс – считали, что равновесие на рынке труда между спросом и предложением связано с установлением рыночной цены и равновесной ставкой заработной платы. Как и другие представители классической школы, они, хотя и признавали неравномерность развития рынка труда, были уверены в надежности механизма его стихийного саморегулирования и ненужности государственного вмешательства в экономику. Все классики полагали, что вынужденная безработица невозможна и полная занятость – норма для рыночного хозяйства.
К. Маркс выдвинул ряд концепций, имеющих непосредственное отношение к исследованию рынка труда, создав теории циклического характера развития экономики в целом и рынка труда в частности, прибавочной стоимости и эксплуатации наемного труда, роста органического строения капитала, на основе которого действует закон относительного перенаселения, обосновывающий неизбежность формирования при капитализме резервной армии труда (безработицы). К. Маркс попытался обосновать связь заработной платы с уровнем жизни трудового населения.
А. Маршалл разработал основы современной микроэкономической теории, включающей, в частности, анализ рынков факторов производства. Именно А. Маршалл сформулировал законы производственного спроса, исследовал спрос на труд и его предложение, выявил факторы, влияющие на эластичность спроса на труд, показал влияние последней на возможности профсоюзов в отстаивании интересов работников. Как и классики, он полагал, что рыночная система обеспечивает полное использование ресурсов, в том числе трудовых, отмечая, что рост заработной платы ведёт к снижению занятости и росту безработицы. Маршалл не видел необходимости в государственном регулировании занятости. В 1930 году Л. Роббинс обосновал различную эластичность предложения труда по заработной плате для разных участков криво предложения и вывел кривую предложения труда.
Со временем жизнь доказала несостоятельность многих концептуальных подходов классической школы. Дальнейшее развитие капитализма сопровождалось экономическими кризисами, ростом безработицы, нарастанием экономических противоречий. В теории и на практике всё более популярными становились идеи представителей кейнсианской школы о необходимости государственного вмешательства в действие рыночного механизма в целях достижения полной занятости (при безработице в 2 – 3%, т.е. не превышающей её естественного уровня), экономического роста, равновесия платежного баланса и т.п.
Дж. Кейнс в рамках созданной им модели макроэкономического равновесия разработал теорию равновесия рынка труда в условиях неполной занятости. В отличии от своих предшественников, он отрицал эластичность заработной платы и цен, доказывая, что деятельность профсоюзов, препятствующих снижению заработной платы, делать её «неподатливой». Кейнсианство внесло большой вклад в анализ рынка труда, поскольку на ряду с экономическими учитывало так же психологические и нравственные факторы. Идеи Кейнса были продолжены и развиты многочисленными последователями: Е. Домарон, Р. Харродом, Дж. Робинсон, У. Бевериджем, Р. Солоу, Д. Стрейчи, А. Хансеном и др.
Однако экономическая политика, реализующая постулаты и выводы кейнсианства, нередко приводила к росту инфляции, глубоким экономическим кризисам и не позволяло достичь полной занятости, широкое распространение получили неоклассические теории (неоконсерватизм). Монетаристы категорически отвергали государственное вмешательство в экономику. М. Фридман даже выступил против социальных мер правительства по поддержанию низкооплачиваемых и социально уязвимых слоев населения, полагая их неэффективными.
В неоклассической теории исследование труда осуществлялось на общих принципах с остальными факторами производства, а рынок труда рассматривался с тех же позиций (и иллюстрировался, по сути дела, теми же графиками), что и все остальные рынки. Начиная с 1950 годов зарубежными учеными в рамках данного направления были разработаны многофакторные модели спроса и предложения на рынке труда, учитывающие влияние на решения участников трудовых отношений налогов, социальной помощи, условий труда, трудовой мобильности и дискримина-ции, профсоюзов; исследовались проблемы соотношения инфляции и безработицы. В 1960 годы была создана теория человеческого капитала (её основоположники – Г. Беккер, Дж. Минсер и Т. Шульц), исследовавшая новые аспекты экономики труда, связанные с качеством рабочей силы. Став в последствии очень популярной, эта теория получила продолжение и развитие в работах многих современных зарубежных и отечественных экономистов.
Серьезный вклад в исследование рынка труда внёс институционализм. Это направление экономической науки возникло в самом конце 19 века. Его начало связывают с выходом книги Т. Веблена «Теория праздного класса». Т. Веблен полагал что сущность любого экономического института составляют усвоенные широкими слоями населения системы ценностей, устойчивые совокупности социальных норм и стандартов поведения, установки и схемы мировосприятия.
Дж. Коммонс, исследуя экономические институты, особую роль отводил понятию сделки, которую он понимал как взаимосвязь и несовпадение интересов, разрешаемое путём установления соглашения, выгодного всем участникам сделки. При этом арбитром же и силой, принуждающей к выполнению взятых обязательств, является государство.
Длительное время институционалисты отвергли методы марженального и равновесного анализа, используя методы из арсенала таких наук, как право, психология, политология, культурология и др. Но, начиная с 1960 – 1970 годов они, напротив, стали изучать политологические и правовые проблемы методами неоклассической экономической теории с приминением аппарата современной микроэкономики.
В конце 20 века формируется новая институциональная теория, в центре внимания которой – «правила игры», лежащие в основе социальных институтов. С точки зрения Д. Норта, в современной теории под институтами понимаются «Правила игры» в обществе или созданные человеком ограничительные рамки, которые организуют взаимоотношения между людьми, а так же система механизмов, обеспечивающая их выполнение. Подобные институты (формальные, т.е. законодательно оформленные, и неформальные) организуют повседневную жизнь, создают структуру побудительных мотивов, уменьшают неопределенность.
1.3 Внутренние рынки труда. Сегментация рынков труда
Внутренний, или внутрифирменный, рынок труда – это система трудовых отношений, ограниченных рамками одной организации, при которых заработная плата и размещение работников определяется административными правилами и процедурами.
Основные особенности внутреннего рынка труда:
· Ставка заработной платы ряда работников не зависит (или почти не зависит) от соотношения спроса и предложения на аналогичный вид труда на внешнем рынке;
· Заработная плата, как правило, тем выше, чем дольше человек работает в фирме и чем он старше;
· В фирме существуют служебная (карьерная) лестница и система продвижения по ней, основанная на использовании уже работающих сотрудников;
· Большую роль играют формальные и неформальные правила поведения, внутрифирменные традиции;
· Взаимоотношения между работодателем и работниками носят длительный, устойчивый характер.
Таблица 1: Преимущества и недостатки внутренних рынков труда для работников и работодателей.
Преимущества | Недостатки |
Для работников | |
Гарантии стабильной занятости | Заработная плата определяется в большей степени характеристиками рабочего места, чем работника |
Ограничение конкуренции по заработной плате и карьерному росту по сравнению с внешним рынком | Конкуренция в малой группе может быть очень острой |
«Социальный пакет» - незарплатные блага, получаемые работником от фирмы | Снижение мотивации к труду, стимулов для повышения квалификации и самосовершенствования |
Фирма охотнее инвестирует в обучение и повышение квалификации работника | Искусственное ограничение и постепенное снижение мобильности работника |
Спланированная и последовательная структура карьеры | Возможна дискриминация |
Для работодателей | |
Знание работником особенности данного предприятия (технологии и людей) | При недостаточно гибком анализе внешнего рынка – потери на разнице в оплате труда |
Минимизация специфических рисков найма персонала | При определенных условиях высокие затраты на повышение квалификации |
Экономия средств на найме и обучение новичков | Консервативность, недостаточная гибкость и мотивация персонала |
Осуществление затрат на повышение квалификации в соответствии с реальными потребностями фирмы | Потери времени ценных работников в процессе наставничества |
Возможность более быстрого заполнения вакансий | Слишком тесные взаимоотношения среди коллег |
Привязанность работников к своему предприятию | Возможные снижения активности работников |
Низкая текучесть кадров | «Короткая скамейка» - ограничение возможности для выбора |
Возможность добиваться более высокой производительности труда | Возможный конфликт интересов обучающих и обучаемых |
Сегментация рынка труда — это разделение рабочих мест и работников на устойчивые замкнутые секторы и зоны, между которыми крайне ограничено перемещение рабочей силы. Изучение сегментации рынка труда привело к созданию теории его двойственности, в которой предполагается разделение рынка труда на два сектора: первичный и вторичный.
Критериями распределения работников по секторам служат уровень квалификации работника и сложность его замены для работодателя. Вторичный рынок труда не требует от работников специальной подготовки и особой квалификации (официанты, прислуга, неквалифицированные и сезонные рабочие, младший обслуживающий персонал, низшие категории служащих и т.п.). На первичном рынке труда работники, напротив, обладают квалификацией, требующей продолжительной подготовки (обучения, опыта). Этот сектор включает рабочие места — независимые (специалисты с высшим и средним специальным образованием, менеджеры и администраторы, высококвалифицированные рабочие) и подчиненные (техники, рабочие средней квалификации, административно-вспомогательный персонал). Основные черты, характеризующие тот и другой рынки труда, сведены в таблице.
Таблица 2: Основные особенности первичного и вторичного рынков труда
Первичный рынок труда | Вторичный рынок труда |
Стабильная занятость и надежность положения работника | Велика текучесть кадров и нестабильна занятость |
Высокий уровень заработной платы (зависит прежде всего от должности, стажа, квалификации, меры ответственности) | Низкий уровень заработной платы (зависит от выработки, дисциплинированности), развито нормирование труда |
Хорошие условия труда | Плохие условия труда |
Творческий характер труда; нередко участие в управлении производством | Труд исполнительский, рутинный |
Наличие хороших шансов на продвижение | Слабые шансы на продвижение |
Использование прогрессивных технологий, требующих высокой квалификации работников | Технология производства примитивна и трудоемка |
Соблюдение справедливости, трудовых правил | Своеволие начальства |
Премии, доплаты, участие в прибылях | Ведущая роль основной заработной платы |
Гарантия занятости на перспективу | Высокая текучесть кадров; их увольняют в первую очередь |
Удобные дни и часы работы | Жесткий график; часто неполный рабочий день (неделя); сезонная или временная работа |
Льготы и пособия (жилье, услуги, страхование и т.п.) | Низкая социальная защищенность На них стараются сэкономить |
100%-ная оплата больничных листов и отпусков | |
Гарантированное пенсионное обеспечение | |
Обучение и переквалификация за счет предприятия (в том числе и в рабочее время) | Простая и кратковременная подготовка, чаще всего на самом рабочем месте |
Членство в профсоюзах, клубах и т.п.; часто высокий статус | Отсутствуют профсоюзы; статус низок |
Черты, присущие первичному и вторичному рынкам труда, взаимосвязаны. На первичном рынке фирмы вынуждены повышать эффективность, чтобы компенсировать высокие издержки на заработную плату; появляется необходимость в наукоемких технологиях, что делает целесообразным повышение квалификации работников.
На вторичном рынке труда у работников низкие заработки и производительность труда, нет особых стимулов для повышения квалификации; работодатель не осуществляет инвестиций в их профессиональное обучение и у него нет причин для сокращения высокой текучести кадров, тем более что она позволяет снизить затраты на социальный пакет, а также мешает объединению рабочих в профсоюзы.
Причины сегментированности рынка труда (вне зависимости от того, какую его модель рассматривать) достаточно разнообразны. На те или иные секторы (сегменты) работников распределяют применяемые технологии, определяющие структуру рабочих мест. На крупных производствах наряду с работами, требующими специальной подготовки и знаний, существует много вспомогательных и подсобных работ, для которых высокой квалификации и профессиональной подготовки не требуется. Кроме того, экономика подвержена конъюнктурным спадам и подъемам и, чтобы реагировать на них, фирмы должны иметь возможность увеличивать или уменьшать количество применяемого труда. Поэтому персонал делится на две части – на работников постоянных и временных. Адаптация фирмы к экономической ситуации происходит за счёт высвобождения временных работников и сокращения рабочего времени или внутрифирменного перемещения основных работников. Между различными сегментами рынка труда существуют барьеры, препятствующие мобильности рабочей силы, в том числе связанные с дискриминацией на рынке труда.
Существуют и другие походы к сегментации рынков труда. Отмечают, к примеру, различия между рынками труда в новых, быстрорастущих и наукоемких производствах и в старых, традиционных отраслях экономики.
Различные подходы к сегментации рынка труда не только тесно связаны между собой, они имеют непосредственное отношение к делению его на внутренний (внутрифирменный) и внешний, а также профессиональный рынки труда.
2. Рынок оплаты труда
В настоящих условиях в соответствии с изменениями в экономическом и социальном развитии страны существенно меняется и политика в области оплаты труда, социальной поддержки и защиты работников. Многие функции государства по реализации этой политики переданы непосредственно организациям, которые самостоятельно устанавливают формы, системы и размеры оплат труда, материаль-ного стимулирования его результатов. Переход крыночным отношениям вызвал к жизни новые источники получения денежных доходов в виде сумм, начисленных к выплате по акциям и вкладам членов трудового коллектива в имущество предприя-тия. Таким образом, трудовые доходы каждого работника определяются по личным вкладам с учетом конечных результатов работы предприятия, регулируются налога-ми и максимальными размерами не ограничиваются. При отсутствии установленного размера оплаты труда во всех случаях работник имеет право на минимальную заработную плату.
Законодательством РФ устанавливается минимальный размер оплаты труда работников (МРОТ) предприятий всех организационно-правовых форм. МРОТ устанавливается одновременно на всей территории РФ федеральный законом и не может быть ниже прожиточного минимума трудоспособного человека. Размер МРОТ установлен федеральным законом от 19.06.2000 №83-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда». МРОТ предназначен прежде всего для определения нижней границы зарплаты одного работника за один календарный месяц. Согласно ТК РФ для работника, полностью отработавшего определенную на месяц норму рабочего времени и выполнившего свои трудовые обязанности, это нижняя граница равна одному МРОТ.
ФЗ от 29.12.2004 №198 – ФЗ «О внесении изменений в статью первого федерального закона «О минимальном размере оплаты труда», начиная с 1 января 2005 года, устанавливается следующий порядок изменения МРОТ:
- С 1 января 2005 года в сумме 720 рублей в месяц;
- С 1 сентября 2005 года в сумме 800 рублей в месяц;
- С 1 мая 2006 года в сумме 1100 рублей в месяц.
2.1 Принципы организации оплаты труда
Основная задача организации зарплаты состоит в том, чтобы поставить оплату труда в зависимость от его коллектива и качества трудового вклада каждого работника и тем самым повысить стимулирующую функцию вклада каждого. Организация оплаты труда предполагает:
-определение форм и систем оплаты труда работников предприятия;
-разработку критериев и определение размеров доплат за отдельные достижения работников и специалистов предприятия;
-разработку системы должностных окладов служащих и специалистов;
-обоснование показателей и системы премирования сотрудников.
Вопросы организации труда занимают одно из ведущих мест в социально-экономической политике государства. В условиях рыночной экономики практическое осуществление мер по совершенствованию организации оплаты труда должно быть основано на соблюдении ряда принципов оплаты труда, которую необходимо базировать на следующих экономических законах: законе возмещения затрат на воспроизводство рабочей силы, законе стоимости. Из требований экономических законов может быть сформулирована система принципов организации оплаты труда, включающие:
- принцип оплаты по затратам и результатам, который следует из всех указанных выше законов. На протяжении длительного периода времени вся система организации оплаты труда в государстве было нацелена на распределение по затратам труда, которое не соответствует требованиям современного уровня развития экономики. В настоящее время более строгим является принцип оплаты по затратам и результатам труда, а не только по затратам;
- принцип повышения уровня оплаты труда на основе роста эффективности производства, который обусловлен, в первую очередь, действием таких экономических законов, как закон повышающейся производительности труда, закон возвышения потребностей. Из этих законов следует, что рост оплаты труда работника должен осуществляться только на основе повышении эффективности производства;
- принцип опережения роста производительности общественного труда по сравнению с ростом заработной платы, который вытекает из закона повышающейся производительности труда. Он призван обеспечить необходимые накопления и дальнейшее расширение производства;
- принцип материальной заинтересованности в повышении эффективности труда следует из закона повышающейся производительности труда и закона стоимости. Необходимо не просто обеспечивать материальную заинтересованность в определенных результатах труда, но и заинтересовать работника в повышении эффективности труда. Реализация этого принципа в организации оплаты труда будет способствовать достижению определенных качественных изменений в работе всего хозяйственного механизма.
2.2 Рабочее время
Согласно статье 91 ТК РФ рабочее время – это время, в течении которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка организации и условиями трудового договора должен исполнять свои трудовые обязанности. Рабочим временем также признаются иные периоды времени, которые в соответствии с действующим законодательством относятся к рабочему времени (обычно устанавливаются Минтрудом России в отношении отдельных категорий работников).
Границы рабочего времени определяются действующим законодательством и закрепляются правилами внутреннего трудового распорядка организации, трудовым договором, локальными актами, принимаемыми на уровне организации (графики сменности и т.п.).
Как правило, в рабочее время включаются периоды выполнения основных и подготовительно-заключительных мероприятий (подготовка рабочего места, получение наряда, получение и подготовка материалов, инструментов, ознакомление с технической документацией, подготовка и уборка рабочего места и т.п.), предусмотренных технологий и организации труда. Такие периоды стороны в праве определять сами. В продолжительность рабочего времени не должно включаться время, которое затрачивается на дорогу от проходной до рабочего места, переодевание и умывание перед началом и после окончания рабочего дня, обеденный перерыв.
Режим рабочего времени регулируется сторонами самостоятельно с учетом норм, закрепленных трудовым законодательством.
2.3 Система оплаты труда
Различают следующие системы оплаты труда работников:
1) Повременную (тарифную) (в основу расчета берётся то время, которое работник фактически отработал):
- Простую;
- Повременно-премиальную;
2) Сдельную (оплачивается то количество продукции, которое работник изготовил):
- Простую;
- Сдельно-премиальную;
- Сдельно-прогрессивную;
- Косвенно-сдельную;
- Аккордную;
3) Бестарифную (труд оплачивается исходя из трудового вклада конкретного работника в деятельность организации);
4) Согласно плавающим окладам (труд оплачивается исходя из суммы денежных средств, которую организация может направить на выплату заработной платы);
5) На комиссионной основе (размер оплаты труда устанавливается в процентах от выручки полученной организацией).
Каждая коммерческая организация имеет право разработать и внедрить свою систему оплаты труда, которая не противоречит действующему законодательству. Эта система может предусматривать собственные тарифные ставки, должностные оклады, доплаты, надбавки, различные виды премий, а также способы нормирования и учета труда.
Установленные системы оплаты труда фиксируются в коллективном договоре, Положении об оплате труда или трудовых договорах с конкретными работниками.
Разным категориям работников могут быть установлены различные системы оплаты труда. Например, общехозяйственному персоналу труд может оплачиваться повременно, а рабочим основного производства – сдельно. Положение об оплате труда утверждается приказом руководителя организации и согласовывается с соответствующим профсоюзом.
2.3.1 Повременная и сдельная оплата труда
Повременная заработная плата — это форма оплаты труда наёмного работника, при которой заработок зависит от количества фактически отработанного времени с учётом квалификации работника и условий труда.
Повременная форма заработной платы подразделяется на системы. Разновидностями повременной оплаты являются: простая повременная, повременно-премиальная и повременно-премиальная с нормированным заданием.
По простой повременной системе оплата труда производится за определённое количество отработанного времени независимо от количества выполненных работ. По способу начисления подразделяется на почасовую, поденную и помесячную.
Данная система оплаты труда недостаточно обеспечивает непосредственную связь между конечными результатами труда работника и его заработной платой.
По повременно-премиальной системе оплаты работнику не только начисляется заработная плата за отработанное время, но и премия за достижение определённых количественных и качественных показателей. Данная система оплаты труда предполагает выплату денежной суммы сверх основного заработка на основании заранее установленных показателей и условий премирования (которые могут быть определены, например, в Положении о премировании, разработанном на предприятии).
При данной системе оплаты труда устанавливается план работ, который должен быть выполнен за опредёленный период времени с соблюдением требований к качеству продукции или работы. Заработок состоит из двух частей: повременной части и доплаты за выполнение задания. В отличие от системы с премированием учитывается только выполнение плана, а не перевыполнение. Премия может выплачиваться за высокое качество продукции (работы) и за экономное использование сырья и материалов.
Наиболее целесообразно использовать повременную оплату труда в следующих условиях:
- на конвейерных линиях с регламентированным ритмом;
- при выполнении работ по обслуживанию оборудования;
- на рабочих местах, где определяющим показателем работы считается обеспечение высокого качества продукции и работы;
- на рабочих местах, где определение количественного результата труда требует больших затрат и нецелесообразно, или вообще невозможно;
- на рабочих местах, где можно определить результат труда, но его нельзя считать основным показателем работы;
- если работник не может оказать непосредственного влияния на увеличение количественного результата работы, который определяется прежде всего производительностью оборудования или другими факторами.
Сдельная заработная плата — это форма оплаты труда наёмного работника, при которой заработок зависит от количества произведённых им единиц продукции или выполненного объёма работ с учётом их качества, сложности и условий труда.
Сдельная форма заработной платы подразделяется на системы. Разновидностями сдельной оплаты являются: простая, сдельно-премиальная, косвенно-сдельная, аккордная, сдельно-прогрессивная.
По прямой сдельной системе заработная плата начисляется исходя из объёма выполненной работы с использованием твёрдых сдельных расценок, установленных с учётом квалификации работника. При данной системе оплаты труда работник зачастую материально не заинтересован в достижении высоких общих показателей деятельности коллектива в целом, повышении качественных результатов работы.
Сдельно-премиальная система оплаты труда, наряду с оплатой по прямым сдельным расценкам, предусматривает премирование за перевыполнение нормы выработки и за достижение количественных и качественных показателей, определенных действующими условиями премирования. В производстве показателями премирования могут быть рост производительности труда, улучшение качества продукции, отсутствие брака, снижение затрат.
Косвенно-сдельная система оплаты труда применяется для оплаты труда рабочих, обслуживающих оборудование и рабочие места. Поскольку точно определить количественный вклад рабочих в данном случае затруднительно, то их заработок определяется умножением косвенно-сдельной расценки на фактический выпуск продукции, произведённой рабочими, которых они обслуживают. Косвенно-сдельную расценку можно рассчитать делением тарифной ставки рабочего, оплачиваемого по данной системе, на суммарную норму выработки обслуживаемых им производственных рабочих. Премирование работников при этой системе может осуществляться за бесперебойную работу оборудования.
При аккордной системе оплаты труда заработок устанавливается на весь объём работы, а не на отдельную операцию. При этом устанавливается предельный срок выполнения работы. Расчёт с работниками производится, как правило, после выполнения всех работ. Если планируется выполнение работы в длительные сроки, может быть выплачен аванс. Практикуется премирование за сокращение сроков выполнения заданий. Используется данная система в тех случаях, когда труд не поддается нормированию: при строительных, ремонтных работах и т. п.
Оплата труда при сдельно-прогрессивной системе в пределах установленных норм производится по прямым сдельным расценкам, а сверх этих норм — по повышенным расценкам. Как правило, повышенная расценка превышает неизменную расценку не более чем в два раза. При данной системе заработок растет быстрее, чем производительность труда, поэтому целесообразно вводить данную систему временно (3-6 месяцев) на решающих участках работы. Например, когда предприятию нужно выполнить срочный заказ или устранить последствия аварии.
Наиболее целесообразно использовать сдельную оплату труда в следующих условиях:
- потребность в увеличении объёмов деятельности;
- наличие количественных показателей работы, которые непосредственно зависят от данного работника;
- необходимость на данном участке стимулировать работника к дальнейшему увеличению объёма работы;
- возможность увеличить объём выполняемой работы не в ущерб качеству;
- возможность точного определения объёма выполненной работы и контроля за качеством выполняемой работы, позволяющих исключить приписки и искусственное завышение объёма работы;
- при организации труда, исключающей или сводящей к минимуму простои в работе из-за несвоевременного поступления материалов, инструментов и т. д.;
- при применении технически обоснованных норм труда.
Заключение
В заключении как выводы хочу сказать, что рынок труда это не только отношения между наемными работниками как субъектами предложения труда и предпринимателями как субъектами спроса, возникающие по поводу купли- продажи этого труда. Так как рынок труда испытывает колоссальное влияние со стороны различных субъектов трудовых отношений: это и профсоюзы, отстаивающие интересы наемных работников, и государство, поддерживающее интересы как работников, так и работодателей посредством специализированных организаций и законодательного регулирования трудовых отношений, и предпринимательские объединения, создающиеся в противовес профсоюзам.
Также нельзя замыкаться на каком-либо отдельном сегменте рынка труда, считая ситуацию на нем общей для рынка труда в целом. Ведь политика государства на рынке труда в целом только тогда может быть результативной, когда она осуществляется дифференцированно для каждого из его сегментов.
При рассмотрении сдельной оплаты труда, можно отметить некоторые её недостатки (опасности):снижения качества производимой продукции, ухудшения обслуживания оборудования и как результат преждевременного выхода оборудования из строя, нарушения режима технологического процесса, нарушения требований техники безопасности, перерасхода сырья и материалов.
Список используемой литературы
1. Мазин А.Л. Экономика труда. – Москва 2007
2. Середа К.Н. Новый Расчет заработной платы с изменениями в соответствии с нормативными и законодательными актами. – Ростов-на-Дону 2005
3. Яковенко Е.Г., Христолюбова Н.Е., Мостова В.Д. Экономика труда. – Москва 2004.