Правовая сфера жизни общества 3
СОДЕРЖАНИЕ: Министерство образования и науки Российской Федерации Всероссийский заочный финансово-экономический институт Контрольная работа по философии На тему №17Министерство образования и науки Российской Федерации
Всероссийский заочный финансово-экономический
институт
Контрольная работа по философии
На тему №17
Правовая сфера жизни общества
Студента: Смыковой И. И.
Факультет: Менеджмента и Маркетинга
Специальность: Маркетинг
№ зачетной книжки: 09МАБ01997
Преподаватель: к.п.н., Кидинов А.В.
Липецк-2011
Содержание
1. Сущность права: традиционный и либеральный подходы………..…...2
2. Взаимоотношение права и политической власти………………………..7
3. Современное правовое состояние российского общества……………...11
4. Использованная литература………………………………………...…....14
1. Сущность права: традиционный и либеральный подходы
Право – это система установленных или санкционированных государством общеобязательных норм, обеспечивающих совместное гражданско-политическое существование людей на началах личной свободы; она ориентирована на наиболее полное осуществление справедливости и на минимизацию карательного насилия. Нет права без принуждения, но нет его и без законодательных ограничений, которые общество налагает на себя самого и на обслуживающий его государственный механизм.
Классическим философским определением права можно признать формулу, найденную Кантом: равенство в свободе по всеобщему закону .
Социальный институт права относится к регулятивной сфере общественной жизни, ибо главное его назначение – регуляция и контроль поведения индивидов, заключение этого поведения в определенные рамки, формы приемлемые для общества в целом.
При всей очевидности функций и роли права в обществе его сущность, природа и содержание продолжают оставаться предметом дискуссий. В настоящее время обсуждаются два подхода к пониманию сущности права: традиционный («запретительный») и либеральный (опирающийся на идею «естественных», неотчуждаемых прав и свобод личности).
Традиционный подход фактически приравнивает право с законом. Право представляется системой общеобязательных норм (правил) поведения людей, устанавливаемых и поддерживаемых государством. В принципе это житейская трактовка права, когда оно воспринимается как некий свод запретов и карательных санкций за их нарушение. Суть такого понимания права можно выразить принципом: «запрещено все то, что не разрешено».
Совсем иной подход к пониманию сущности права выражает либеральная концепция. Она возникла во второй половине XVIII в. В рамках просветительской философии и связана и именами Дж. Локка, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, И. Кант и др. Либеральная концепция исходит из убеждения, что в праве первичны не запреты, не ограничения поведения человека, а наоборот, его права и свободы. Термину «право» было возвращено его подлинное содержание, отражающее социальную природу права. Это, прежде всего, право человека на жизнь, собственность, безопасность, свободу совести, слова, перемещения. Другими словами, основой права признаются естественные права и свободы человека, которые должны соблюдаться независимо от любых, пусть даже самых целесообразных требований момента. Никакой государственный запрет и вообще никакое требование к индивиду не должны покушаться на его неотъемлемые права и свободы.
Историческую подоплеку такого категорического требования понять не трудно: буржуазно-просвятительская мысль вела борьбу с усиливавшимся деспотизмом феодально-абсолютистских государств, где право являлось возведенной в закон волей правителя. И естественно в таких условиях процветал произвол и деспотизм. Допросветительская правовая мысль также пыталась найти какие-то ограничения сползания государств к деспотизму, однако успехов не достигла. Самым распространенным средством борьбы был призыв к разуму правителя, монарха, которому, дескать, выгоднее заботится о своих подданных, как доброму отцу, ведь тогда и самому государю будет обеспечена спокойная жизнь.
Перед мыслителями XVIII века стояла задача найти нормативные ограничения деспотической власти государства. Стремительно развивающийся капитализм утверждал новые формы поведения людей и соответственно иной тип личности. От человека требовались такие качества, как инициативность, предприимчивость, самостоятельность, ответственность прежде всего за себя. Соответственно возникло и требование защиты достигнутого в жизни путем индивидуальных усилий от произвола со стороны государства. Именно этот социальный запрос стал основой философии права от Локка до Канта, сформулировавшей концепцию естественных прав и свобод человека. Таким образом, был подведен теоретический фундамент под идею о необходимости принудительного ограничения самой государственной власти.
Высшим принципом новой философии права выступает признание независимости каждого индивида, его полной самостоятельности и не менее полной ответственности за свою судьбу. Государство не имеет право решать, что для индивида хорошо, а что – плохо. Кроме того, государство не мешает индивиду действовать на свой собственный страх и риск, но и не несет ответственности за успех или неуспех его действий. «Запретительный» дух старого понимания права меняется на «разрешительный» (разрешено все, что не запрещено).
Так, принципиальное методологическое различие традиционной и либеральной концепций сущности права заключается в самом исходном пункте их построения. В первом случае конечной целью функционирования права считается поддержание общего правопорядка, сохранение устойчивости, стабильности, нерушимости правоотношений в государстве. Права индивида произвольны от этого общего правопорядка. В либерально-просветительской же трактовке во главу угла ставятся права и свободы отдельной личности. Считается, что только на основе их категорического соблюдения возможен общий правопорядок, правовое состояние общества в целом.
Логично предположить, что в принципе обе концепции имеют свою «правоту». Однако в современных условиях бесспорно превалирующей является либерально-просветительская трактовка сущности права, оказавшаяся достаточно плодотворной. Именно в ней удалось четко выделить основные правообразующие признаки, то есть показать, чем собственно право отличается от бесправия.
Социальный институт права обязан своим происхождением процессам разделения труда и развития товарного производства. Ведь именно они, являясь выражением и способом роста производительных сил общества, одновременно ставят самостоятельных индивидов в положение всеобщей взаимной зависимости друг от друга. Причем взаимосвязанность эта носит безличный характер, т. е. производителю товара все равно, кто его купит, а потребителю – кто этот товар произвел.
Однако преобладание безличных отношений порождает проблему гарантий соблюдения интересов отдельного человека: индивид должен быть уверен, что, предоставляя другим нечто, имеющее в обществе ценность, он сможет получить взамен соответствующий эквивалент. Вот здесь и появляется тонкая материя права как особой социальной реальности. Общество как бы гарантирует индивиду, что, затратив усилия на производство нужной обществу вещи или услуги, тот имеет право на удовлетворение своих собственных интересов, которые обеспечиваются аналогичными усилиями других индивидов. Иными словами, действия по принципу «ты – мне, я – тебе» перестают быть только личным делом непосредственно участвующих, а берутся обществом на учет в целях наведения порядка. Общество так пытается составить очень сложный «баланс» интересов отдельных лиц, который может быть сведен в том случае, если все они будут действовать по одним и тем же правилам.
Правила эти действуют не только в сфере производства; учителя и ученики, правители о подданные, офицеры и рядовые – все строят свои взаимоотношения на основе взаимной нужды друг в друге. А согласованность их усилий на уровне как раз и достигается благодаря наличию некоторых общих правил поведения, в которых учитываются интересы каждого индивида и общества в целом.
Необходимо отметить, что сущность права составляют не сами эти правила поведения (нормы, законы, кодексы), а то, что они призваны регулировать: взаимные притязания индивидов, их ожидания и требования адекватного общественного ответа на свои действия и усилия. Юридические же нормы, законы есть лишь внешнее выражение права, его историческая форма.
Закон и право отличаются друг от друга так же, как например деньги и капитал, цена и стоимость товара. Так, владелец товара в принципе волен назначить ему любую цену, но он прекрасно знает, что товар будет успешно реализован только в том случае, если цена не будет слишком сильно отличаться от его реальной стоимости. Почти также обстоит дело и с юридическими законами. В принципе высший законодательный орган власти может приять любой закон. Однако подобное всесилие законодателей – лишь видимость. На самом деле, если принятый закон слишком далеко ушел от сложившейся в обществе правовой ситуации, то он просто не будет исполняться.
Таким образом, одной из существенных исторических особенностей права является объективный, исторический характер его развития . Роль законотворчества в организации правовой жизни достаточно велика. Речь идет лишь о том, что у субъективной воли законодателей есть свои объективные границы.
Другой важной особенностью исторического развития права признается его классовый характер . В обществе, расколотом на классовые противоположности, осуществляющем свое развитие именно через взаимодействие этих противоположностей, просто не может быть по-другому.
В марксистском понимании классовость права была объявлена его сущностью. Согласно известному афоризму К. Маркса и Ф. Энгельса, право есть воля господствующего класса, возведенная в закон. В этом утверждении есть истина, но далеко не вся. В правовой сфере классово организованного общества интересы господствующего класса, конечно, преобладают, но это вовсе не значит, что интересы остальных в ней ничтожно малы.
2. Взаимоотношение права и политической власти
Важной особенностью сферы права является его теснейшая связь с политическим устройством общества и его главным институтом – государством.
Государство – это особая исторически выделившееся из общества и обусловленная его экономическим строем политическая организация суверенной публичной власти, выражающая и защищающая общие интересы собственников основных средств производства, а также, обеспечивающая выполнение общих дел, вытекающих из природы общества.
Любое государство связано с правом. Действительно, без издания законов и других нормативно-правовых актов государство не могло бы управлять поведением граждан. Именно государство дает материальную силу праву, выступает гарантом контролером и охранителем правопорядка. Оно контролирует выполнение законодательства, применяет принуждение к тем, кто его нарушает. Право, в свою очередь, закрепляет устройство государства, определяет компетенцию его органов.
Теперь рассмотрим качественную определенность, суть и специфику права, выраженные в признаках, которые были четко выделены либерально-просветительской концепцией права в XVIII веке. К этим правообразующим принципам относятся:
- равенство
- свобода
- справедливость
Надо отметить, что эти три принципа не вводятся законодательно, не являются результатом сознательно-волевой процедуры принятия и исполнения «хороших» законов. Напротив, и равенство, и свобода, и справедливость вписаны в саму социальную реальность. Именно они и составляют сердцевину права, которая требует соответственного субъективно-волевого оформления в виде законов, указов и других нормативных актов. Не принудительная сила закона создает равенство, свободу и справедливость, а наоборот, принцип равенства проявляется или не проявляется в том или ином законе.
Принцип равенства означает применение равной меры к заведомо неравным (в политическом, имущественном, семейном и прочих отношениях) индивидам. Формальное юридическое равенство фактически неравных в указанных отношениях людей имеет следующий организующий смысл: государству во многом безразлично, что за субъект перед ним – лишь бы не нарушал существующих норм поведения и тем самым поддерживал общий порядок. При этом принцип абсолютного всеобщего равенства тесно связан с двумя другими правообразующими принципами: свободой и справедливостью.
Гегель в «Философии права» писал: «Система права есть царство реализованной свободы». Иными словами, правовой порядок в обществе означает реальную возможность для индивида реализовать свои интересы и притязания в цивилизованной форме, не подвергаясь опасности произвола или ущемления прав личности со стороны государства или других индивидов. Однако свобода каждого отдельного человека кончается там, где начинается свобода другого. Поэтому здесь также неизбежно применение принципа равенства: свобода должна быть равной для всех или ее не будет вовсе. Как писал Кант: «право (как таковое) есть ограничение свободы каждого условием ее согласия со свободой каждого другого, насколько это возможно по всеобщему закону…». Право – необходимое условие существования свободных людей в обществе. Если ты хочешь быть свободным, ты должен ограничит свою свободу, дабы предоставить свободу другим.
Осуществление же принципов равенства и свободы равно по смыслу еще одному правовому началу – справедливости. Правовая справедливость и является соблюдением общего баланса, эквивалентности взаимных предоставлений и получений, которыми связаны субъекты права друг с другом.
Необходимо подчеркнуть, что все перечисленные выше правообразующие принципы не были изобретены юристами или философами, они извлечены из реальности. Они работают во многих практических житейских ситуаций, регулируя взаимоотношения людей. Однако, всеобъемлющая полнота реализации этих принципов, их всеобщность, полноценная защита государством, к сожалению, вещь почти невозможная для большинства современных государств. Поэтому подлинно правовое состояние общества еще не стало достоянием всего человечества.
Право, правоотношения, правовая деятельность естественно отражаются в сознании людей в виде неких знаний, оценок, которые и образуют – правосознание .
Правосознание – это представления и понятия, выражающие отношение людей к действующему праву, знание меры в поведении людей с точки зрения прав и обязанностей, законности и противозаконности; это правовые теории, правовая идеология.
Оно является идейным выражением правовых отношений, отражающее в свою очередь господствующие в обществе экономические и социальные отношения. Как и право, правосознание исторически возникло и развивается на определенной экономической основе и связано с появлением общественных классов и государства.
По словам Ильина И. А., правосознание есть умение уважать право и закон, добровольно исполнять обязанности и частные обязательства, строить свою жизнь не совершая преступлений.
Правосознание, как и любая другая форма сознания, неоднородно. Его «нижний этаж» составляют правовые привычки, чувства, эмоции. Это область обыденного , или практического , правосознания. В нем выражено определенное фактическое знание индивидами права, которое проявляется в стремлении следовать правовым стандартам поведения. При этом индивид может даже и не подозревать, что он является обладателем некой суммы правовых знаний. Но выполняя принятые в обществе правила поведения (соблюдение договоренностей, предоставления взаимных услуг и т. п.) индивид демонстрирует «практическое знание правовых нормативов. Такие навыки, знания, по сути, несут на себе главную нагрузку по регулированию повседневных взаимоотношений отдельных людей.
Кроме того, там, где речь идет о правовых отношениях людей как представителей определенных социальных групп или же эти отношения строятся через социальные институты (государства, правосудия), необходим теоретико-идеологический уровень правосознания. На этом уровне идет осмысление самой сущности права, его возможностей и границ, анализ опыта правовой жизни, деятельности институтов и т. д. Это уже сфера действий теоретиков, идеологов, к компетенции которых относятся разработка системы правовых наук, обучение правовым знаниям, навыкам и т. п.
Степень развитости как практического, так и теоретического правосознания является одним из важнейших показателей общего правового состояния общества, его правовой культуры.
3. Современное правовое состояние российского общества
Правовое государство – высшая форма развития государства, где закон является мерой свободы человека. У России опыт правовой государственности минимален.
Термин «правовое государство» появился в России еще в XIX веке, в ходе судебной реформы, но дальнейшего развития не получил. В ходе перестройки этот термин стал употребляться в качестве одного из типов государства, но Россия не была таковой.
И только конституция РФ принятая в декабре 1993 года закрепила данный термин.
Статья 1 конституции РФ гласит: «Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления»
Российская Федерация – правовое государство. Но что понимается под этим словом, что в себя включает понятие правовое?
Сущность правового государства заключается в первенстве права над властью, в ограничении действия власти стоящим над ней законом, безусловное подчинение власти, граждан и всех общественных субъектов действующему праву.
Признаки правового государства:
1. верховенство закона. В правовом государстве ни один государственный орган, ни одно должностное лицо или организация, ни один человек не вправе посягать на закон. Его нерушимость закреплена в Конституции (основной закон) страны. Ни один принимаемый закон или иной правовой акт не должен противоречить Конституции.
2. взаимная ответственность государства и личности . Человеку полностью гарантируются права и свободы, защита от любого произвола власти. В свою очередь гражданин несет ответственность за свои незаконные действия перед государством в лице его органов.
3. реальная гарантия прав и свобод личности . Права человека – важнейший фактор в развитии общества в целом. Основные обязанностями государства сводятся к признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина.
4. разделение властей . Власть делится на законодательную, исполнительную и судебную. В итоге ни одному из государственных органов не принадлежит вся государственная власть в полном объеме. Такое разграничение направлено на то, чтобы удержать власть от возможных злоупотреблений.
Как было изложено выше, статус правого государства подкрепляется конституцией. Процесс формирования правого государства предполагает создание системы политических, юридических и иных гарантий, которые обеспечивали бы реальность этих конституционных положений, равенство всех перед законом и судом, взаимную ответственность государства и личности.
Сегодня, в России принципы демократии сочетаются с элементами личной власти.
Принцип разделения властей в его современном западном варианте в России не наблюдается, поскольку в руках у главы государства находится как законодательная, так и исполнительная власть в лице Правительства; полномочия Думы в плане законотворчества ограничены президентским вето; власть Конституционного суда незначительна. Неуклонно набирают силу и требуют участия во власти финансовая олигархия, завладевшая средствами массовой информации и успешно оппонирующая президенту и его непосредственному окружению в попытках остаться у власти.
Сейчас начинают все же закладываться принципы правового государства; созданы некоторые гарантии прав человека от произвола чиновников. Действует закон «об обжаловании в суде действий, нарушающих права и свободы граждан». Приняты многие законодательные акты, создающие основы для развития демократии в нашей стране.
Большой шаг на пути установления правового государства в России – установление политического и идеологического плюрализма, многопартийности.
Правовое государство предполагает наличие высокой правовой культуры. В РФ она только формируется.
Таким образом, фактически Российскую Федерацию нельзя назвать правовым государством, она находится только на этапе его формирования.
4. Использованная литература
1. Спиркин А. Г. Философия: учебник. – М.: Гардарики, 1998. – 816с.
2. Философия: Учебник для вузов/ под ред. проф. В. Н. Лавриненко, проф. В. П. Ратникова. – 3 изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007 – 622с.
3. Философия: Учебник/ под. Ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидориной. – 4-е изд., стереотипное. – М.: Гардарики, 2008. – 828с.
4. Философия: Учебник/ под ред. проф. Л. Н. Москвичева. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 400с.
5. Философия: Учебное пособие для высших учебных заведений/ под ред. Т. И. Кохановской. – 6 изд. Перераб. и доп. – Ростов н/Д: «Феникс», 2003. – 576с.