Рынок ценных бумаг и его роль в функционировании рыночной экономики

СОДЕРЖАНИЕ: Содержание ВВедение 5 1. Рынок ценных бумаг: понятие, виды, функции, участники 7 Рынки ценных бумаг – это механизм, позволяющий заключать сделки между поставщиками и потребителями денежных средств. Эти рынки играют ключевую роль в купле-продаже финансовых инструментов инвесторами. Причем это не просто процедура совершения сделок, а механизм, который позволяет проводить операции быстро и по справедливой цене. 8

Содержание

Введение. 3

1. Рынок ценных бумаг: понятие, классификация, виды, функции, участники. 5

2. Основные модели рынка ценных бумаг. Рынок ценых бумаг в странах с переходной экономикой. 15

3. Особенности рынка ценных бумаг в Республике Беларусь. 20

3.1. Структура рынка ценных бумаг Республики Беларусь. 20

3.2. Анализ рынка ценных бумаг Республики Беларусь. 22

3.3. Проблемы и перспективы развития рынка ценных бумаг Республики Беларусь27

Заключение. 31

Список использованных источников. 33

Приложение. 35


ВВедение

В современной экономике особую остроту приобретает тема становления и развития рынка ценных бумаг.

Рынок ценных бумаг является эффективным регулятором многих стихийно протекающих в экономике процессов. Наиболее важным из них является процесс инвестирования капитала, который предполагает, что движение капитала обеспечивает его приток к местам необходимого приложения и одновременно отток капитала из тех отраслей производства, где имеет место его излишек. На практике это ведет к тому, что в рыночной экономике при помощи в первую очередь фондового рынка капитал размещается главным образом в производствах, необходимых обществу. В результате такого перераспределения возникает оптимальная структура общественного производства – оно начинает соответствовать общественному спросу.

Фондовый рынок предлагает большие и лучшие преимущества в сфере перераспределения финансовых ресурсов по сравнению с банковской системой. Преимущества фондового рынка являются двусторонними, т.е. выгодными и для поставщика (инвестора), и для потребителя (предприятия).

Очевидно, что за возможность использования заемных финансовых ресурсов предприятие выплачивает их владельцу премию. Кроме того, очень важным качествам фондового рынка является возможность для инвестора вернуть свои деньги в любой момент времени по справедливой цене, продав имеющиеся у него ценные бумаги. И особенно важно то, что данное утверждение справедливо и для ценных бумаг предприятий, находящихся в тяжелых финансовых условиях. Продажа акций таких предприятий намного проще возврата вкладов из банка, испытывающего проблемы.

Из вышесказанного следует, что фондовый рынок расширяет и облегчает доступ всем субъектам экономики к получению необходимых для развития денежных ресурсов. Выпуск акций позволяет получать финансовые ресурсы бесплатно (кроме выплат дивидендов) и бессрочно (до конца существования предприятия); выпуск облигаций позволяет получить кредит на более выгодных условиях по сравнению с условиями банковских кредитов и т.д.

Развитие фондового рынка представляет собой эффективный и дешевый для государства способ интенсификации инвестиционных процессов, оживления белоруской экономики. Фондовый рынок повышает экономическую грамотность населения, заставляет его следить за состоянием экономики, заинтересовывает его в сохранении стабильности финансовой системы, позволяет участвовать в процессах перераспределения средств национального инвестиционного фонда в пользу наиболее эффективных предприятий и отраслей экономики.

Всем вышесказанным определяется актуальность темы работы.

Целью работы является рассмотреть особенности рынка ценных бумаг и его роль в функционировании экономики.

В соответствии с целью определены следующие задачи:

- рассмотреть понятие рынка ценных бумаг;

- изучить основные модели рынка ценных бумаг;

- изучить особенности рынка ценных бумаг в Республике Беларусь.


1. Рынок ценных бумаг: понятие, виды, функции, участники

Рынки ценных бумаг – это механизм, позволяющий заключать сделки между поставщиками и потребителями денежных средств. Эти рынки играют ключевую роль в купле-продаже финансовых инструментов инвесторами. Причем это не просто процедура совершения сделок, а механизм, который позволяет проводить операции быстро и по справедливой цене.

В зависимости от того, каким образом осуществляется передача денежных средств от поставщиков к потребителям, финансовый рынок можно разделить на две части: рынок банковских кредитов и рынок ценных бумаг (РЦБ). РЦБ характеризуется возможностью привлекать денежные средства многих поставщиков капитала, собирать большие суммы и на более длительный срок, чем банковские кредиты, иногда на неограниченное время, если речь идет о выпуске акций. Таким образом, РЦБ является составной частью финансового рынка.

Необходимость существования ценных бумаг обусловлена товарными и денежными отношениями, постоянно возникающими между субъектами рыночной системы, неизбежно порождающими долговые обязательства. Долговые обязательства в любой цивилизованной и политически стабильной экономике оформляются с соблюдением правил, гарантирующих права и обязанности по долгам. Эти ценные бумаги становятся инструментом ростовщических операций кредитных и финансовых учреждений.

Спрос на деньги при ведении хозяйственных операций, их недостаток у одних и избыток (даже временный) у других, в свою очередь, порождают рынок денежных ресурсов (фондов) в виде ценных бумаг. Этот рынок обеспечивает с выгодой для обеих сторон перелив сбережений в инвестиции (вложения в торговлю и промышленность). Особый вид долговых обязательств образуют долги правительства перед государственной казной в случае перерасхода в статьях государственного бюджета (денежного плана государства). Учет этих долгов, естественно, возможен только в открытом демократическом обществе, и способы их погашения тоже должны быть цивилизованными: выпуском правительственных государственных долговых обязательств. Таким образом, рынок ценных бумаг, то есть их кругооборот (выпуск, обращение, погашение) в экономике, играет важную роль в целом в системе рыночного хозяйствования, так как посредством рынка ценных бумаг многочисленные производители товаров и услуг, нуждающиеся в “живых” деньгах для вливаний в производство, получают в свое распоряжение эти деньги, осуществляя эмиссию и последующую продажу собственных ценных бумаг. В свою очередь, юридические и физические лица, обладающие свободными деньгами, благодаря существованию рынка ценных бумаг, имеют возможность превратить ненужные в данный момент деньги в капитал, тем самым, способствуя, во-первых, росту собственного благосостояния, во- вторых, развитию производства; посредством рынка ценных бумаг государство гасит дефицит государственного бюджета. В условиях экономического кризиса рынок ценных бумаг, так же как и любой товарный рынок, отражает в себе процессы, происходящие в экономике.

К ценным бумагам относятся: облигации, векселя, чеки, депозитные и сберегательные сертификаты, банковские сберегательные книжки на предъявителя, коносаменты, акции, ценные приватизационные бумаги и др.

Каждая ценная бумага содержит целый ряд характеристик, что обусловливает наличие множества классификационных признаков.

Основным критерием позволяющим классифицировать ценные бумаги, является право (статус) владельца ценной бумаги по отношению к лицу, ее выпустившему. По этому признаку ценные бумаги делятся на долговые и долевые.

Долговые ценные бумаги (выражающие отношения займа), как правило, выпускаются в виде различных облигаций (закладные, депозитные, сберегательные) с твердым (фиксированным) процентом и обязательством выплатить сумму указанного на них долга к определенному сроку. Выпуск облигаций – это особая форма срочного кредитования, облигация не дает инвестору (держателю, владельцу облигаций) право участия в управлении предприятием-эмитентом, в распределении его прибыли.

Долевые ценные бумаги (выражающие отношения собственности) выпускаются в виде различных акций, которые определяют долю инвестора в уставном капитале акционерного общества и дают ему право на получение части дохода в виде дивидендов, а также на участие в управлении организацией и на имущество, остающееся после его ликвидации. Акции бывают простые (обыкновенные) и привилегированные, именные и на предъявителя.

Кроме облигаций и акций существуют другие финансовые инструменты, которые относятся к обоим указанным типам ценных бумаг и имеют самостоятельное значение. Их называют производными от акций и облигаций ценными бумагами.

Так, к группе долговых ценных бумаг кроме облигаций акционерных обществ также относятся депозитные и сберегательные сертификаты, бумаги государственных и местных займов, векселя и др.

Сертификаты банков – это ценные бумаги, являющиеся письменным обязательством банка по выплате размещенных у него депозитов (вкладов) юридических лиц (депозитный сертификат) или сберегательных вкладов физических лиц (сберегательный сертификат).

Вексель также следует признать инвестиционной ценной бумагой, так же он предполагает увеличение капитала путем начисления процента или дисконта.

Однако данная ценная бумага не всегда является объектом финансовых вложений, поскольку на первичном рынке функции векселя могут иметь двойственный характер. С одной стороны, являясь предметом сделки, вексель должен рассматриваться в качестве объекта финансовых вложений, с другой стороны, векселем оформляется дебиторская задолженность у векселедержателя, когда предметом сделки является товар.

Обращающиеся в финансовой сфере векселя в настоящее время подразделяются на товарные и финансовые. К товарным векселям относятся векселя, полученные векселедержателем от векселедателя в обеспечение задолженности за отгруженную продукцию. К финансовым векселям относятся, во- первых, векселя, выступающие средством платежа за отгруженные товары, а во- вторых, векселя, выданные заимодавцу в обеспечение предоставленного им займа.

Производными ценными бумагами также являются товарораспределительные документы (коносамент, простое и двойное складское свидетельство), дающие право распоряжения каким-либо базисным активом. Кроме того, к производным ценным бумагам относятся так называемые «дериваты» - опционные и фьючерсные контракты.

Кроме вышеприведенной, возможны также и другие классификации ценных бумаг, на основе других классификационных признаков

Сущность рынка ценных бумаг проявляется через его функции, которые можно условно разделить на две группы: общерыночные функции, присущие обычно каждому рынку, и специфические функции, которые отличают его от других рынков.

К общерыночным функциям относятся такие, как:

- коммерческая функция, т.е. получение прибыли от операций на данном рынке;

- ценообразующая функция, т.е. рынок обеспечивает процесс складывания рыночных цен, их постоянное движение, прогнозирование и т.д.;

- информационная функция, т.е. рынок производит и доводит до своих участников рыночную информацию об объектах торговли и ее участниках;

- регулирующая функция, т.е. рынок создает правила торговли и участия в ней, порядок разрешения споров между участниками, устанавливает приоритеты, органы контроля или даже управления и т.д.

К специфическим функциям рынка ценных бумаг можно отнести следующие:

- перераспределительную функцию;

- функцию страхования ценовых и финансовых рисков или их перераспределения.

Рынок ценных бумаг как финансовый рынок со своими особыми инструментами и правилами имеет две основные специфические функции: перераспределение денежных средств от владельцев пассивного капитала к владельцем активного капитала и перераспределение рисков между владельцами любых рыночных активов. И та и другая функции осуществляются в строго заданных временных рамках.

Функция перераспределения денежных средств, осуществляемая посредником выпуска и обращения ценных бумаг, означает перераспределение средств между отраслями и сферами деятельности; между территориями и странами; между населением и предприятиями, т.е. когда сбережения граждан принимают производительную форму; между государством и другими юридическими и физическими лицами.

Функция перераспределения рисков – это использование инструментов рынка ценных бумаг (прежде всего в сочетании с производными инструментами) для защиты владельцев каких-либо активов (товарных, валютных, финансовых) от неблагоприятного для их изменения цен, стоимости или доходности этих активов. Данную функцию можно было бы так и назвать – функция защиты (страхования) от риска, или, точнее, функция хеджирования. Однако хеджирование невозможно в одностороннем порядке: если есть тот, кто желает застраховаться от риска, то должна быть и другая сторона, которая считает возможным для себя принять этот риск. С помощью рынка ценных бумаг можно попытаться переложить риск на спекулянта, желающего рискнуть. Следовательно, сутью хеджирования на рынке ценных бумаг является перераспределение рисков. Данная функция – это сравнительно новая функция рынка ценных бумаг. Благодаря ей рынок ценных бумаг существенно увеличил свою устойчивость, с одной стороны, и значимость, с другой, поскольку функция перераспределения рисков, основываясь все на той же функции перераспределения денежных средств, резко ускоряет и даже упрощает переливы свободных (или высвобождаемых) финансовых капиталов.

Итак, перераспределительная функция условно может быть разбита на три подфункции:

- перераспределение денежных средств между отраслями и сферами рыночной деятельности;

- перевод сбережений, прежде всего населения, из непроизводительной формы в производительную;

- финансирование дефицита государственного бюджета на неинфляционной основе, т.е. без выпуска в обращение дополнительных денежных средств.

Рынок ценных бумаг, как и любой другой рынок, - это сложная структура, имеющая много характеристик. В зависимости от этого его можно рассматривать с разных сторон, и его разные характеристики попарно отражают ту или иную сторону рынка ценных бумаг.

Составные части рынка ценных бумаг в своей основе имеют не только тот или иной вид ценной бумаги, но и способ торговли на данном рынке в широком смысле слова. С этих позиций в рынке ценных бумаг необходимо выделить рынки:

- первичный и вторичный;

- организованный и неорганизованный;

- биржевой и внебиржевой;

- традиционный и компьютеризированный;

- кассовый и срочный.

В зависимости от стадии обращения ценной бумаги различают первичные и вторичные рынки. Первичный рынок – это рынок, обеспечивающий выпуск ценной бумаги в обращение, это ее первое появление на рынке, так сказать, стадия «производства» ценной бумаги. Результатом всех процессов, обеспечивающих выпуск ценной бумаги, должно стать приобретение их первыми владельцами.

Вторичный рынок – это рынок, на котором обращаются ранее выпущенные ценные бумаги. Это совокупность любых операций с данными бумагами, в результате которых осуществляется постоянный переход прав собственности на них от одного владельца к другому.

В зависимости от уровня регулируемости рынки ценных бумаг могут быть организованные и неорганизованные. На первых обращение ценных бумаг происходит по твердо установленным правилам, регулирующим практически все стороны деятельности рынка, на вторых участники сделки самостоятельно договариваются по всем вопросам.

В зависимости от места торговли различают биржевые и внебиржевые рынки ценных бумаг. Биржевой рынок означает, что торговля ценными бумагами ведется на фондовых биржах, однако большинство видов ценных бумаг обращается вне бирж. Если биржевой рынок по сути всегда есть организованный рынок, то внебиржевой рынок может быть как организованным, так и неорганизованным («уличным», «стихийным»). В настоящее время в станах с развитой рыночной экономикой подавляющее значение имеет только организованный рынок ценных бумаг, который представлен либо фондовыми биржами, либо небиржевыми системами электронной торговли.

В зависимости от типа торговли рынок ценных бумаг существует в двух основных формах: традиционной и компьютеризированной.

Традиционный рынок – это традиционная форма торговли ценными бумагами, при которой продавцы и покупатели ценных бумаг (обычно в лице фондовых посредников) непосредственно встречаются в определенном месте и происходит публичный гласный торг (как в случае биржевой торговли) или ведутся закрытые торги, переговоры, которые по каким-либо причинам не подлежат широкой огласке.

Компьютеризированный рынок – это разнообразные формы торговли ценными бумагами на основе использования компьютерных сетей и современных средств связи. Для него характерны:

1.отсутствие физического места встречи продавцов и покупателей; компьютерные торговые места располагаются непосредственно в офисах фирм, торгующих ценными бумагами, или непосредственно их продавцов и покупателей;

2.непубличный характер процесса ценообразования, автоматизация процесса торговли ценными бумагами;

3.непрерывность во времени и пространстве процесса торговли ценными бумагами.

В зависимости от сроков, на которые заключаются сделки с ценными бумагами, рынки ценных бумаг подразделяются на кассовые и срочные. Кассовый рынок (рынок «спот», рынок «кэш») – это рынок немедленного исполнения заключенных сделок, при этом чисто технически их исполнение может растянуться на срок до одного-трех дней, если требуется поставка самой ценной бумаги в физическом виде. Срочный рынок ценных бумаг – это рынок с отсроченным, обычно на несколько месяцев, исполнением сделки. Как правило, традиционные ценные бумаги (акции, облигации) обращаются на кассовом рынке, а контракты на производные инструменты рынка ценных бумаг – на срочном рынке [13, с. 46].

В структуру рынка ценных бумаг входят и участники (субъекты) рынка ценных бумаг.

Участники рынка ценных бумаг – это физические лица или организации, которые продают либо покупают ценные бумаги, обслуживают их оборот и расчеты по ним. Это те, кто вступает между собой в определенные экономические отношения по поводу кругооборота ценных бумаг.

Существуют следующие основные группы участников рынка ценных бумаг в зависимости от их функционального назначения:

- продавцы;

- инвесторы;

- фондовые посредники;

- организации, обслуживающие рынок ценных бумаг;

- органы регулирования и контроля.

Продавцы – это эмитенты и владельцы ценных бумаг.

Инвесторы – это те, кто вкладывает («инвестирует») свой реальный капитал в ценные бумаги.

Фондовые посредники – это торговцы, обеспечивающие связь между эмитентами и инвесторами на рынке ценных бумаг.

Организации, обслуживающие рынок ценных бумаг, – это организации, выполняющие все другие функции на рынке ценных бумаг, кроме функции купли-продажи этих ценных бумаг.

Эмитенты – это государство, коммерческие предприятия и организации.

Инвесторы – это население, а также коммерческие организации, заинтересованные в увеличении (приросте) денежных средств.

Фондовые посредники – это организации, которые осуществляют на рынке ценных бумаг брокерскую или дилерскую деятельность, или деятельность по управлению ценными бумагами.

Организации, обслуживающие рынок ценных бумаг, могут включать:

- организаторов рынка ценных бумаг (фондовые биржи или небиржевые организаторы рынка;

- расчетные центры (расчетные палаты, клиринговые центры);

- депозитарии;

- регистраторов;

- информационные агентства и другие организации, оказывающие услуги участникам рынка.

Совокупность организаций, которые специализируются на предоставлении услуг всем участникам фондового рынка, называется также «инфраструктурой» фондового рынка. К ним относятся фондовые биржи и другие организаторы торговли, клиринговые и расчетные организации, депозитарии и регистраторы и др.

Необходимо отметить, что применяемые здесь наименования различных организаций не являются исключительными. Например, в ряде стран принято говорить о брокерах (дилерах) или о расчетно-клиринговых центрах и т.п. Имеются в виду, скорее, не наименования конкретных организаций, а виды деятельности (брокерская, дилерская, расчетная, клиринговая, депозитарная, биржевая и т.д.), которые по одному или в сочетании могут осуществляться различными юридическими лицами.

Как видим, рынок ценных бумаг подобен рынку любого другого товара, но и имеет свои особенности, которые определяются спецификой товара, способом образования, характером обращения. Чтобы лучше понять рынок ценных бумаг, необходимо рассмотреть его товар – ценные бумаги.


2. Основные модели рынка ценных бумаг . Рынок ценых бумаг в странах с переходной экономикой

Государства, формирующие современную инфраструктуру рыночной экономики, в том числе и создание фондового рынка, как правило, стоят перед выбором модели фондового рынка. Различают две основные модели рынка ценных бумаг: североамериканскую (рыночную, спекулятивную) и европейскую (банковскую). В качестве характерного примера действия этих моделей называют соответственно США и Германию.

К важнейшим характеристикам североамериканской модели относятся: высокая доля акционерного капитала на рынке ценных бумаг; доминирующая роль инвестиционных фондов и других коллективных инвесторов; большой удельный вес коммерческих бумаг; финансирование дефицита бюджета только путем выпуска ценных бумаг; низкая доля прямого банковского кредита (25-30%) в финансировании экономики страны;

Низкая доля участия банков в уставных фондах промышленного сектора экономики; преобладание на рынке ценных бумаг небанковских инвестиционных институтов, тенденция к снижению доли банков в финансовых активах.

К основным характеристикам европейской модели относятся: низкая доля акционерного капитала, высокая доля финансирования за счет выпуска облигационных займов (соотношение акций и облигаций 10:1); низкая доля инвестиционных фондов; малый удельный вес коммерческих бумаг; традиция прямого кредитования на покрытие дефицита бюджета наряду с выпуском государством ценных бумаг; высокая доля прямого банковского кредита (50-60%) в финансировании экономики страны; относительно высокая доля участия банков в уставных фондах промышленных компаний, формирование различных видов объединений банков и предприятий; на рынке ценных бумаг преобладает влияние банков.

В странах Центральной и Восточной Европы складывается смешанная модель фондового рынка, в которой присутствуют черты как североамериканской, так и европейской моделей. В качестве основных ее характеристик можно назвать значительную роль государства в процессе создания фондового рынка, прямое кредитование на покрытие дефицита бюджета наряду с выпуском государством ценных бумаг, относительно высокую долю ценных бумаг банков и финансовых инструментов на финансовом и фондовых рынках государства.

В условиях переходной экономики формирующийся рынок ценных бумаг в большей степени реагирует на преодоление экономикой кризисного состояния; на адекватное намеченным целям развитие реформ, на их системное проведение, скорость их реализации, а также на общую политическую стабильность. Все эти позиции составляют суть процессов переходной экономики. Переходная экономика предполагает сосуществование различных форм собственности и соответствующих надстроечных институтов с постепенным формированием основной формы собственности, определяющей отношения распределения, обмена и потребления. Процессу трансформации свойственны следующие содержательные процессы: макростабилизация и ограничение инфляции, либерализация цен, либерализация международного товарообмена, институциональные изменения со снятием ограничений в развитии частного сектора и с созданием системы социальной защиты с учетом безработицы, изменения в отношениях собственности и распределение ресурсов, капиталов, доходов. Рынок ценных бумаг отвечает основным задачам переходной экономики и поставленным целям экономического роста, поэтому процессы институциональных преобразований складываются в систему объективных предпосылок для его возникновения и развития.

Наиболее плодотворным для обоснования необходимости формирования и развития рынка ценных бумаг является выделение в его структуре двух сегментов – рынка акций и облигаций. В существовании рынка облигаций заинтересовано в первую очередь государство. При переходе к рынку оно призвано решить проблему безинфляционного финансирования бюджета с помощью выпуска и размещения государственных краткосрочных облигаций и сделать краткосрочные гособлигации основными инструментами денежно-кредитной политики при проведении операций на открытом рынке. Государственные обязательства в условиях инфляции и общей нестабильности являются единственно привлекательными финансовыми инструментами по своей надежности и доходности, так как в размещении государственных обязательств участвует ограниченное количество первичных инвесторов и государство способно регулировать доходность своих бумаг относительно уровня инфляции. Рынок корпоративных облигаций формируется медленнее, так как объективно зависит от финансовой устойчивости и эмитентов и системы в целом.

Политика государства развивающихся и даже в некоторых развитых странах проводится обычно не в пользу рынка акций. Политика направлена скорее в поддержку государственного вмешательства, чем на частную инициативу, на планирование распределения, чем на рыночное распределение (имеется в виду растущий объем социальных выплат), на иностранные займы, а не на расширение «акционерной» базы, на долговые инструменты, а не на акции в качестве одного из средств финансирования экономического роста. Чаще всего правительства стран, переходящих к системе рыночных отношений, теоретически понимая преимущества рынка корпоративных ценных бумаг, на деле не участвуют в его создании или недостаточно последовательно действуют в этой области, объясняя свою сдержанность существованием издержек функционирования фондового рынка, причем преимущества и издержки могут быть как «макро», так и «микро» характера.

Кроме общих непредвиденных или осознанно проводимых изменений в политической и экономической существуют моменты, присущие экономической системе в целом, и которые невозможно практически избежать. Неизбежность циклических колебаний и колебаний ставки процента и обменного курса заставляют рынок ценных бумаг первым реагировать на любые изменения. Причем нарождающийся фондовый рынок более чувствителен к ним: низкое число акций, низкое доверие инвесторов и неопытность участников может усугубить кризис, в то время как развитый рынок может самортизировать кризисные явления.

В странах переходного периода чаще всего государство берет на себя затраты по созданию инфраструктуры рынка, запуска биржевого механизма и построения системы контроля и регулирования. По некоторым оценкам затраты могут достигать 55-80% от ВВП.

Для общественности более очевидны затраты на содержание контролирующих государственных органов. И часто трудно убедить общество, что прибыль от существования внутреннего рынка со строгой системой отчетности и контроля превышает издержки по его обслуживанию.

Промышленный потенциал экономики создает реальные возможности для возникновения достаточного предложения ценных бумаг, без него торговля акциями будет мелкой, узкой, ликвидность бумаг ограниченной. Отделение собственности от управления в качестве условия развития рынка ценных бумаг предполагает внедрение механизма акционирования. Для развивающихся стран был характерен процесс превращения крупных частных компаний в корпорации, в отношении которых проводилась политика стимулирования выпуска акций. Для стран Восточной Европы характерен процесс превращения государственной собственности в акционерную. В любом случае меняется структура контроля и формируется предложение акций.

Для переходного периода характерно существование инфляции, поэтому темпы ее развития в этих условиях являются одним из ключевых показателей уровня экономической стабильности. Трансформирующиеся страны в начале проведения реформ столкнулись с процессом высвобождения подавленной инфляции, так как в дореформенный период цены удерживались на более низком уровне по сравнению с равновесным.

В большинстве реформирующихся стран в условиях инфляции контролируемая ставка процента носила устойчиво отрицательный характер и по сути своей являлась скрытой формой кредитных субсидий. Это естественно было выгодно заемщикам и лишало потенциальных эмитентов стимула выпускать ценные бумаги.

В развитых странах, в частности в США Комиссия как орган регулирования была создана только после того, как ценные бумаги стали важной частью финансовой системы США. В странах Латинской Америки и Восточной Европы рынок ценных бумаг, его институциональная структура и органы регулирования создавались одновременно, и главное было в этих условиях вызвать доверие к происходящим переменам и убежденность, что рынок ценных бумаг является частью реформ.

Таким образом, во второй главе рассмотрены основные модели рынка ценных бумаг. Многое из рассмотренного характерно и рынку Республики Беларусь, но в то же время существуют характерные особенности, проблемы и перспективы рынка ценных бумаг в Беларуси.


3. Особенности Рынка ценных бумаг в Республике Беларусь

3.1. Структура рынка ценных бумаг Республики Беларусь

Переход Республики Беларусь к рыночной экономике обусловил объективные предпосылки не только изменения сложившийся системы экономических координат, но и возрождение или создание новых, не существующих ранее.

Рынок ценных бумаг был, по сути, воссоздан заново. Его появление – логическое продолжение процесса приватизации, а также организации и функционирования бирж и биржевой торговли в Республике Беларусь.

К настоящему времени в Беларуси создана законодательно-правовая база фондового рынка. Беларусь характеризуется довольно обширной системой государственного регулирования рынка ценных бумаг. В республике создана и инфраструктура рынка ценных бумаг. К ее элементам прежде всего относятся биржи и депозитарная система. Следует отметить, что первоначально был создан ряд бирж, осуществляющих определенные операции с ценными бумагами: Белорусская фондовая биржа, Белорусская агропромышленная биржа, Межбанковская валютная биржа. Однако в соответствии с указом президента от 20 июля 1998 г. №366 «О совершенствовании системы регулирования рынка ценных бумаг» была реализована концепция монобиржевой системы. В результате на базе государственной «Межбанковской валютной биржи» и ОАО «Белорусская фондовая биржа» образовалось открытое акционерное общество – единая Белорусская валютно-фондовая биржа. Оно наделено правом торговли финансовыми активами, в том числе валютными ценностями и ценными бумагами. На этой бирже активно проводятся торги государственными ценными бумагами и иностранными валютами.

В республике создана единая двухуровневая депозитарная система, в состав которой входят государственное предприятие «Республиканский центральный депозитарий ценных бумаг» и депозитарии-корреспонденты. Последние осуществляют ведение реестров порядка 70% от общего числа эмитентов. Особое место в депозитарной системе принадлежит Национальному банку Республики Беларусь, который осуществляет функцию депозитария по государственным ценным бумагам. Структура рынка ценных бумаг Беларуси представлена в приложении.

Специфический элемент инфраструктуры рынка ценных бумаг – его профессиональные участники, благодаря деятельности которых осуществляется обращение ценных бумаг. В соответствии с законодательством Беларуси с ценными бумагами могут осуществляться следующие виды деятельности:

- посредническая;

- коммерческая;

- деятельность инвестиционного фонда;

- деятельность депозитария;

- доверительная (трастовая) деятельность;

- деятельность специализированного регистратора;

- прочие виды деятельности.

Рынок ценных бумаг Республики Беларусь состоит из следующих основных сегментов:

- корпоративных ценных бумаг (акций, облигаций);

- государственных ценных бумаг (ГКО, ГДО);

- муниципальных ценных бумаг (жилищных облигационных займов);

- ценных бумаг коммерческих банков (векселей, депозитных и сберегательных сертификатов);

- именных приватизационных чеков (ИПЧ) «Имущество».

Таким образом, можно считать, что в Беларуси существуют основополагающие атрибуты фондового рынка.

3.2. Анализ рынка ценных бумаг Республики Беларусь

Проанализируем состояние рынка ценных бумаг Республики Беларусь, используя официальные отчеты Комитета по ценным бумагам.

По состоянию на 1 июля 2007 г. инфраструктура рынка ценных бумаг Республики Беларусь включает в себя 4 572 акционерных общества (в том числе 1 801 открытое и 2 771 закрытое), более 1 500 000 инвесторов-владельцев ценных бумаг и 77 профессиональных участников рынка ценных бумаг, в т.ч. 27 банков, ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа», двухуровневую депозитарную систему, состоящую из РУП «Республиканский центральный депозитарий ценных бумаг» и 37 депозитариев второго уровня.

В первом полугодии 2007 г. Комитетом по ценным бумагам было выдано 75 свидетельств на размещение ценных бумаг 61 белорусского эмитента вне территории Республики Беларусь на общую сумму 5,7 млрд. бел. руб. Данные по размещению ценных бумаг белорусских эмитентов вне территории Республики Беларусь в целом по республике в первом полугодии 2007 года по сравнению с аналогичным периодом 2006 года приведены в таблице 3.1.

Таблица 3.1. Размещение ценных бумаг белорусских эмитентов вне территории Республики Беларусь

Показатели 1-е полугодие 2006г. 1-е полугодие 2007г. В % к аналогичному периоду 2006г.
Выдано свидетельств (штук)
В т.ч. ЗАО 78 51 65,4
ОАО 42 24 57,1
Всего: 120 75 62,5
Кол-во эмитентов (ед-ц)
В т.ч.ЗАО 51 39 76,5
ОАО 27 22 81,5
Всего: 78 61 78,2
Кол-во ценных бумаг (штук)
В т.ч. ЗАО 5 789 128 039 150 790 747 2,6
ОАО 4 367 787 341 431 126 0,01
Всего: 10 156 915 380 151 224 873 1,5
Общая сумма размещения (млн.бел.руб.)
В т.ч. ЗАО 18 470,9 3 506,9 19,0
ОАО 6 966,1 2 231,4 32,0
Всего: 25 437 5 738,3 22,6

Таким образом, в рассматриваемом периоде произошло значительное снижение объемов размещения. В целом динамика размещения акций белорусских эмитентов вне территории Республики Беларусь приведена в таблице 3.2.

Таблица 3.2. Размещение акций белорусских эмитентов вне территории Республики Беларусь

1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 1-е полугодие 2007
Объем размещения (млн.бел.руб.)

228,8

266,3

1165,1

6041,4

15912

39706,4

67213,8

57739,6

64400

5738,3

Рост (снижение) по сравнению с предыдущим годом,%

100

116,4

437,5

518,5

263,4

249,5

169,3

85,9

111,5

8,9

Структура размещения ценных бумаг белорусских эмитентов в первом полугодии 2007 года вне территории Республики Беларусь в разрезе стран отражена в таблице 3.3.

Таблица 3.3. Размещение ценных бумаг белорусских эмитентов в первом полугодии 2007 года вне территории Республики Беларусь в разрезе стран

Страна Сумма размещения по номиналу (млн.бел.руб.) Доля от общей суммы размещения (%)
Россия 1 304,4 22,73
Кипр 1 216,7 21,20
США 914,6 15,94
Великобритания 872,5 15,20
Австрия 706,9 12,32
Латвия 566,5 9,87
Италия 43,3 0,75
Черногория 43,1 0,75
Литва 42,3 0,74
Франция 12,9 0,22
Эстония 6,7 0,12
Израиль 6 0,10
Прочие (2 страны) 2,4 0,04
ИТОГО 5 738,3 100,00

Таким образом, основными странами, в которых размещались акции белорусских АО в 1-ом полугодии 2007 года, стали Россия, Кипр, США, Великобритания и Австрия, на совокупную долю которых приходится порядка 88% общего объема размещения.

Комитетом по ценным бумагам в первом полугодии 2007 года были рассмотрены документы и зарегистрированы акции 75 акционерных обществ, в том числе – 31 открытого и 44 закрытых.

Общая сумма эмиссии акций акционерных обществ (с учетом дополнительных выпусков, изменения номинальной стоимости ранее зарегистрированных АО) в первом полугодии 2007 года составила 995,3 млрд. бел. руб. (на 01.07.2006 – 12560 млрд. бел. руб.).

Наибольший удельный вес в общем объеме эмиссии приходится на акции открытых акционерных обществ. В первом полугодии 2007 года общий объем эмиссии акций ОАО составил 968,5 млрд. бел. руб. (97,3% от общего объема эмиссии), по состоянию на 01.07.2006 – 11 858,8 млрд. бел. руб. Регистрация акций вновь созданных АО и сумма эмиссии выпущенных ценных бумаг с учетом дополнительных выпусков и увеличения номинальной стоимости ранее зарегистрированных ценных бумаг АО характеризуются данными, представленными в таблице 3.4.

Таблица 3.4. Регистрация акций вновь созданных АО

Эмитенты

1-е полугодие 2006г 1-у полугодие 2007г В % к прошлому полугодию
Кол-во Сумма (млрд.бел.руб.) Кол-во Сумма ((млрд.бел.руб.) Кол-во сумма
ОАО 100 1 074,1 31 968,5 31 90,2
ЗАО 51 17,7 44 26,8 86,3 151,4
Итого: 151 1 091,8 75 995,3 49,7 91,2

Таким образом, в отчетном периоде по сравнению с первым полугодием 2006 года, несмотря на сокращение количества, более чем в 2 раза, вновь зарегистрированных АО, объем эмиссии акций в целом снизился незначительно.

В отчетном периоде были исключены из государственного реестра ценных бумаг акции 150 АО, в том числе 54 ОАО и 96 ЗАО, на общую сумму эмиссии в 2275,3 млрд. бел. руб. Среди основных причин исключения выпусков можно выделить следующие:

· ликвидация АО – 42,7%;

· реорганизация предприятия – 16%.

Следует отметить, что после вступления в силу новых требований финансовой достаточности, утвержденных постановлением Комитета по ценным бумагам от 26 апреля 2005 г. № 05/П, количество профучастников существенно сократилось. Прекратили свою деятельность в основном юридические лица с низким уровнем собственного капитала и небольшими объемами выполняемых работ и услуг.

Так, в первом полугодии 2007 г. было аннулировано 34 лицензии профучастников, в том числе 7 лицензий – в связи с нарушением действующего законодательства, 27 лицензий – в связи с принятием лицензиатами решения о прекращении профессиональной деятельности по ценным бумагам.

Общее количество действующих профучастников уменьшилось с начала года на 34 юридических лица (т.е. на 30,6%) и составило по состоянию на 01.07.2006 –77, из них банки-27, небанковские организации - 50.

Изменение количества лицензий профучастников в разрезе составляющих профессиональную и биржевую деятельность работ и услуг в первом полугодии 2007 года представлено в таблице 3.5.

Таблица 3.5. Изменение количества лицензий профучастников

Вид На 01.01.2007 На 01.07.2007 В % к прошлому полугодию
Брокерская деятельность 106 73 68,9
Дилерская деятельность 104 72 70,2
Депозитарная деятельность 56 44 78,6
Доверительное управление 34 17 50,0
Организация торговли ценными бумагами 1 1 100
Клиринговая деятельность 1 1 100

Таким образом, в данной части работы рассмотрены основные показатели состояния рынка ценных бумаг Республики Беларусь. Далее рассмотрены основные проблемы рынка ценных бумаг Беларуси, а также перспективы его дальнейшего развития.

3.3. Проблемы и перспективы развития рынка ценных бумаг Республики Беларусь

Рынок ценных бумаг Беларуси относят к малоразвитым. Основными причинами низких темпов развития рынка ценных бумаг в республике являются:

1.отсутствие четко разработанной концепции реформирования экономики;

2.низкие темпы приватизации и акционирования собственности, отсутствие налоговых стимулов у субъектов хозяйствования и населения к вложению средств в ценные бумаги;

3.недостаточно активная роль государства в создании и развитии фондового рынка;

4.приоритетность фискальных целей государства, в результате чего потенциальные инвестиционные средства перераспределяются или в неработающие активы, или уходят за пределы республики;

5.преобладание первичного рынка над вторичным, низкая ликвидность рынка ценных бумаг (возможность их реализации на рынке, способность к отчуждению), вследствие чего уже сформированный рынок не выполняет своей важнейшей функции – перераспределение ресурсов из низкоэффективных отраслей и сфер экономической деятельности в более эффективные и др.

На белорусском фондовом рынке отсутствует достаточное количество ликвидных акций, что, в свою очередь, не позволяет всерьез говорить о каком-либо ожидании не только иностранных, но и отечественных инвесторов. Безусловно, нельзя не сказать об определенном интересе иностранных инвесторов (в первую очередь российских) к приобретению государственных пакетов акций крупнейших предприятий нефтехимической отрасли Беларуси. Но решение об их отчуждении может быть принято исключительно Президентом.

Развитие национальной экономики Беларуси, увеличение объема производства, повышение качества и снижение себестоимости производимой продукции, предусмотренное Программой социально-экономического развития Республики Беларусь, невозможно без развития кредитно-финансовой сферы, и, в первую очередь, фондового рынка страны. По сравнению с бурно развивающимся рынком корпоративных облигаций России, белорусский – практически не развит. А ведь именно корпоративные ценные бумаги могут стать одним из основных источников инвестиций в реальный сектор экономики.

Следовательно, условия для развития рынка помимо общих мер, связанных с ростом частного сектора, накоплений, восстановления среднего класса и класса предпринимателей со сбережениями, умеренной инфляции предполагают движение ставки процента и доходности государственных ценных бумаг в сторону понижения, для того чтобы прибыльность реальных вложений и величина дивидендов на акции была сопоставима с ними по доходности и оттягивала из краткосрочной сферы инвестиции в пользу долгосрочных проектов. Влияние налоговой политики должно быть связано с льготным налогообложением акций и корпораций, невысокими ставками посреднической и брокерской деятельности, освобождением рынка акций на период его становления, от налога на прирост дохода, использованием налоговых зачетов и авуаров, льгот для акционерных обществ. Доступность внутреннего рынка для иностранного капитала создает дополнительный спрос на акции, но необходим баланс интересов государства, с одной стороны, заинтересованного в портфельных инвесторах, так как сохраняется контроль над внутренним капиталом, и в прямых инвесторах, которые готовы работать, обладая влиянием на управление соответствующей компанией. Кроме того, необходимо совершенствование денежно-кредитной политики, включая валютную, инвестиционную, структурную. К тому же фондовый рынок может существовать и развиваться при политической и экономической стабильности в стране, предсказуемости макроэкономической политики правительства.

Для эффективного функционирования рынка ценных бумаг необходимо создание финансовых посредников. Активными участниками фондового рынка являются коммерческие банки, брокерские фирмы, инвестиционные фонды, финансовые компании, государственные органы, занимающиеся приватизацией. Основными профессионалами рынка ценных бумаг являются брокеры, дилеры. Наряду с ними рынок ценных бумаг обслуживают банковские служащие, работники инвестиционных фондов, а также государственные служащие и юристы

Опыт развития трансформирующихся стран показывает, что они в построении своих финансовых систем руководствуются принципами не столько строгого следования той или иной модели рынка ценных бумаг, а включают признаки и рыночной, и банковской модели. Эта позиция в целом соответствует и общемировым тенденциям. Тенденция формирования смешанной модели рынка ценных бумаг подтверждается активным участием банков и небанковских компаний в операциях с ценными бумагами, смешением систем финансирования, растущей долей самофинансирования корпораций, ростом банковского финансирования в обеих моделях, унификацией законодательства по РЦБ, коммерциализацией бирж в условиях обеих моделей, автоматизацией биржевой торговли и ее унификацией.

Неразвитость фондового рынка в Республике Беларусь и практически полное отсутствие рынка корпоративных ценных бумаг дискредитировали саму идею разгосударствления и приватизации государственных предприятий через акционирование. Высокая инфляция не стимулирует население к накоплению сбережений, а, следовательно, к формированию национального инвестиционного фонда. Понятие «инвестирование» сужено до реального вложения денег в определенные проекты, т.е. бюджетного субсидирования или банковского кредитования. Такое положение характерно для примитивных экономик, в которых основная часть инвестиций приходится на реальные инвестиции, в то время как в современной развитой экономике основная часть инвестиций является финансовыми. С другой стороны, высокое развитие институтов финансового инвестирования в значительной степени способствует росту и реальных инвестиций (в том числе благодаря конкуренции между финансовыми посредниками, предоставляющими реальные и финансовые инвестиции, т.е. между банками и рынком ценных бумаг). Однако в масштабе экономики финансовые и реальные инвестиции являются взаимодополняющими, а не конкурирующими.

Таким образом, видно, что предстоит еще многое сделать, чтобы рынок ценных бумаг Республики Беларусь успешно развивался и был на одном уровне с рынками ценных бумаг развитых стран.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении работы можно сделать следующие выводы.

В сфере экономической деятельности современного поколения появилось новое, совершенно особое направление – эмиссия ценных бумаг и операции на рынке с этими бумагами. Это профессионально сложная деятельность, требующая глубоких экономических и юридических знаний, математического и информационного обеспечения, накопления и осмысления соответствующих навыков. Возникает необходимость подготовки высококвалифицированных специалистов для работы с ценными бумагами. Конструирование ценных бумаг, управление рисками, реализация инвестиционных проектов, основанных на инструментах фондового рынка, поддержание его устойчивости и техническое обслуживание миллионов сделок с финансовыми ценностями, - все это часто более сложные задачи, чем даже изощренные инженерные проекты.

Рынок ценных бумаг – это регулятор многих стихийно протекающих в рыночной экономике процессов. Это, прежде всего, относится к процессу инвестирования капитала. Миграция его осуществляется в виде прилива его к местам необходимого приложения и оттока капитала из тех отраслей производства, где имеет место его излишек. Ценные бумаги являются тем средством, которое обеспечивает работу этого механизма. Это важное достоинство развитой рыночной экономики.

При пристальном рассмотрении принципов организации обращения ценных бумаг в странах с развивающимися рынками четко вырисовывается одна общая черта. Развивающиеся фондовые рынки часто оказываются более приспособленными к требованиям технологического прогресса, более восприимчивыми к разного рода инновациям и, как правило, изначально создаются в соответствии с самыми современными тенденциями организации и функционирования фондовой инфраструктуры, то есть в технологическом плане развивающиеся рынки могут и идут впереди традиционных фондовых систем США, Германии, Великобритании, но их общая экономическая слабость, относительно низкая капитализация и финансовая зависимость от традиционных центров капитала не позволяет им вырваться и закрепиться на более высоком уровне в иерархии глобальных экономических отношений.

В Республике Беларусь основные институциональные формы фондового рынка находятся в состоянии становления и требуют со стороны государства и заинтересованных хозяйствующих субъектов скорейшего завершения этого процесса. Поскольку объемы эмиссии и вторичного обращения ценных бумаг уже приближаются к той критической массе, когда своевременно проследить за конъюнктурными колебаниями рынка уже невозможно и фондовый рынок может стать зоной действия особого риска для всех его участников.

Таким образом, современный рынок с его динамически организованными финансовыми институтами – это величайшее достижение человеческой цивилизации. Могут изменяться его институциональные и отраслевые структуры, методы управления, субъекты деятельности, но это перемены частного порядка, которые не в состоянии повлиять на фундаментальные основы и принципы функционирования рынка.

Можно сделать прогноз дальнейшего развития рынка ценных бумаг: новейшие достижения электронно-вычислительной техники будут оказывать все большее влияние на совершенствование и обогащение «электронных ценных бумаг», которые в перспективе займут лидирующее место, а возможно, получат свое специфическое название.


Список использованных источников

1. Алексеева Т. Анализ рынка государственных ценных бумаг Республики Беларусь за 2005 г. // Фондовый рынок. - 2006. - N 1. - С. 23-24.

2. Алехин Б.И. Рынок ценных бумаг: Учебное пособие для вузов. - М.: Юнити-Дана, 2004. - 461 с.

3. Анесянц С.А. Основы функционирования рынка ценных бумаг: Учебное пособие для вузов по экон. спец. - М.: Финансы и статистика, 2004. - 143 с.

4. Бердникова Т.Б. Рынок ценных бумаг и биржевое дело: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 269 с.

5. Килячков А.А. Рынок ценных бумаг и биржевое дело: Учебное пособие для экон. вузов и фак. - 2-е изд., с изм. - М.: Экономистъ, 2004. - 686 с.

6. Основы экономической теории: Курс лекций / Под общ. ред. А.А. Кочеткова. - 2-е изд. - М.: Дашков и К, 2004. - 488 с.

7. Отчет о работе Комитета по ценным бумагам при Совете Министров Республики Беларусь в первом полугодии 2007 г.

8. Рынок ценных бумаг Республики Беларусь и тенденции его развития: Учебное пособие для экономических спец. вузов и колледжей / Под ред. В.М. Шухно и др. - Мн.: ИМЦ РИВШ БГУ, 2001. - 340 с.

9. Рынок ценных бумаг: Учебное пособие для вузов / Под ред. В.С. Золотарева. - Ростов н/Д.: Феникс, 2000. - 351 с.

10. Рынок ценных бумаг: Учебное пособие для экон. спец. вузов / Под общ. ред. Е.М. Шелег. - Мн.: БГЭУ, 2000. - 187 с.

11. Стахович Л. В. Инструменты рынка государственных ценных бумаг зарубежных стран // Финансы и кредит. - 2005. - N 21. - С. 72-79.

12. Тертышный С.А. Рынок ценных бумаг и методы его анализа: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2004. - 219 с.

13. Тихонов Р.Ю. Фондовый рынок. - Мн.: Амалфея, 2000. - 223 с.

14. Ценные бумаги: Учебник / Под ред. В.И. Колесникова, В.С. Торкановского. – М.: Финансы и статистика, 1998. – 447 с.

15. www.centraldepo.by – официальный сайт Республиканского центрального депозитария ценных бумаг.

16. www.stoсk.bcse.by – сайт Белорусского фондового рынка.


Приложение

Структура рынка ценных бумаг Республики Беларусь


Реферат

Курсовая работа: 34 с., 3 рис.,8 табл., 16 источ., 1 прил.

рынок ценных бумаг, ценные бумаги, модели рынка, эмиссия

Целью работы является рассмотреть особенности рынка ценных бумаг и его роль в функционировании экономики.

При выполнении работы использованы методы: анализ и син­тез, индукция и дедукция, логический метод.

В процессе работы рассмотрены: понятие рынка ценных бумаг; основные модели рынка ценных бумаг; особенности рынка ценных бумаг в Республике Беларусь.

Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

Скачать архив с текстом документа