Предложенный план к каждой теме и список литературы примерны. ы принести на зачет
СОДЕРЖАНИЕ: Основные социально-педагогические условия и механизмы формирования группового мненияК зачету необходимо написать реферат по одной из предложенных тем.
Возможен выбор другой, собственной темы.
Предложенный план к каждой теме и список литературы примерны.
Рефераты принести на зачет.
Темы рефератов к зачету по курсу
«ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ»
Тема 1. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОЙ ГРУППЫ
Примерный план :
1. Дети, подростки как носители групповых социально-педагогических явлений.
2. Коллектив – групповой субъект социально-педагогической деятельности.
3. Структура и содержание коллектива.
4. Особенности детско-юношеской группы.
5. Процесс формирования коллектива.
Тема 2. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГРУППОВОГО МНЕНИЯ
Примерный план:
1. Сущность и содержание группового мнения.
2. Формы существования группового мнения.
3. Динамика и уровни развития группового мнения.
4. Основные социально-педагогические условия и механизмы формирования группового мнения.
Тема 3. ХАРАКТЕРИСТИКА ГРУППОВЫХ НАСТРОЕНИЙ В СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ
Примерный план:
1. Сущность и содержание настроения личности и группового умонастроения.
2. Формы выраженности группового умонастроения.
3. Учет настроений личности и групповых настроений в социально-педагогической практике.
Тема 4. ФОРМИРОВАНИЕ ТРАДИЦИЙ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА.
Примерный план :
1. Формирование традиций детско-юношеского коллектива как социально-педагогическая проблема.
2. Формы существования традиций.
3. Сферы проявления традиций в детско-юношеской среде.
4. Условия формирования традиций в детско-юношеском коллективе.
5. Основные механизмы формирования традиций в детско-юношеской среде.
6. Управление формированием групповых традиций.
Тема 5. АВТОРИТЕТ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ.
Примерный план:
1. Авторитет как социальное явление.
2. Индивидуальная и групповая составляющие авторитета.
3. Сущность авторитета взрослого.
4. Представления подростка об авторитете взрослого и самого взрослого.
5. Факторы развития авторитета взрослого в среде подростков.
Тема 6. ШКОЛЬНАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
Примерный план:
1. Сущность и содержание процесса школьной и социальной адаптации учащихся.
2. Этапы адаптации учащихся.
3. Факторы, влияющие на норму и отклонения от нормы адаптационных процессов.
4. Методы коррекции процесса школьной дезадаптации.
5. Условия предотвращения социальной дезадаптации учащегося.
Тема 7. СОЦИАЛЬНО–РОЛЕВАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ УЧАЩИХСЯ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА.
Примерный план:
1. Сущность процесса идентификации.
2. Первичная и вторичная идентификация.
3. Виды социально–ролевой идентификации.
4. Целостно–мировоззренческая идентификация.
5. Поведенческая идентификация.
6. Идентификация роли лидера.
7. Идентификация как механизм формирования личностных качеств.
Тема 8. РЕГУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА.
Примерный план:
1. Конфликт как социально-психологическое явление.
2. Структура конфликта.
3. Виды конфликтов
4. Детские конфликты
5. Особенности протекания группового конфликта в зависимости от возраста участников.
6. Динамика протекания конфликта
7. Предотвращение социальных конфликтов
8. Разрешение конфликта
9. Регулирование социальных конфликтов как социально–педагогическая проблема управления.
Тема 9. УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ РАЗВИТИЯ КОЛЛЕКТИВА.
Примерный план:
1. Процесс развития коллектива: этапы, содержание
2. Сущность процесса развития.
3. Факторы развития коллектива: внутренние, внешние, позитивные, тормозящие развитие.
4. Особенности развития педагогического, ученического коллектива.
5. Развитие информирования, убеждения как социально–педагогических процессов.
6. Условия развития совместимости и сплоченности коллектива.
Тема 10. УПРАВЛЕНИЕ МЕЖИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.
Примерный план:
1. Социальные институты – объекты взаимодействия образовательного учреждения. Межинституциональное взаимодействие: сущность, содержание.
2. Формы проявления межинституционального взаимодействия.
3. Совместное проведение социально–педагогических мероприятий образовательного учреждения с взаимодействующими социальными институтами.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Основная литература:
1. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога. – М., 2002
2. Василькова Ю.В. Социальная педагогика. –М., 2001
3. Галагузова Ю.Н. Социальная педагогика: Практика глазами преподавателей и студентов. – М., 2003
4. История социальной педагогики. Ред. Галагузова М.А. –М., 2003
5. Мудрик А.В. Социальная педагогика, -М., 2001
6. Словарь по социальной педагогике. Сост. Мардахаева Л.В.- М., 2002
7. Социальная педагогика / Под ред В.Г.Бочаровой .- М.: Владос,2004.–368 с.
8. Социальная педагогика. Курс лекций. Ред. Галагузова М.А. – М., 2002
9. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. –М., 2002
10.Шептенко П.А. Методика и технология работы социального педагога. – М., 2002
11.Андреева И.Н. Антология по истории и теории социальной педагогики. – М., 2000
12.Методика и технология работы социального педагога. Ред. Галагузова М.А. – М., 2002.
13.Нагавкина Л.С., Крокинская O.K., Косабудская О.А. Социальный педагог: введение в должность. – М., 2002
14.Олиференко Л.Я., Шульга Т.Н., Дементьева И.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. – М., 2003
15.Козлов А.А. Социальная работа за рубежом: состояние, тенденции, перспективы. – М., 1998
16.Айсмонтас Б.Б. Теория обучения. Схемы и тексты. – М., 2002
17.Педагогика. Ред. Пидкасистый П.И..- М., 2003
18.Подласый И.П. Педагогика. Кн. 1. Общие основы. Процесс обучения. –М., 2001
19.Харламов И.Ф. Педагогика. – М., 2002
20.Селиванов В.С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания. – М., 2000 г.
Дополнительная литература
1. Бочарова В. Г. Педагогика социальной работы. – М.: Аргус, 1994.
2. Девиантное поведение детей и подростков: проблемы и пути их решения. Под ред. проф. В. А. Никитина. – М.: МГСУ, 1996.
3. Кащенко В. П. Педагогическая коррекция: исправление недостатков характера у детей и подростков. – М.: Педагогика, 1994.
4. Корчак Я. Как любить ребенка. – М., 1991.
5. Лесгафт П. Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. – М.: Педагогика, 1991.
6. Макаренко А. С. Книга для родителей. – М.: Педагогика, 1989.
7. Макаренко А. С. Педагогическая поэма. – М.: Педагогика, 1989.
8. Никитин В.А. Понятия и принципы социальной педагогики. – М.: МГСУ, 1996.
9. Сорока-Росинский В.Н. Пед. соч. – М., 1991.
10. Одоевский В.Ф. Наказ лицам, непосредственно заведующим детским приютом//Избр. пед. соч. –М., 1955.- С.61-68.
11. История социальной педагогики: Хрестоматия – учебн.: Учеб. Пособие /Под ред. М. А. Галагузовой. – М., 2000.
12. Макаренко А. С. Педагогические сочинения в 5 т. – М.,1985.
13. Василькова Ю. В. Лекции по социальной педагогике. – М., 1998.
14. Василькова Ю. В. Василькова Т. А. Социальная педагогика: курс лекций: Учеб. Пособие для студ. – М., 1999.
15. Мудрик А. В. Введение в социальную педагогику. Учебное пособие для студентов. – М., 1997.
16. Мудрик А. В. Социальная педагогика. Учеб. для студ. пед. ВУЗов /Под ред. В.А.Сластенина. – М., 1999.
17. Натанзон Э. Ш. Трудный школьник и педагогический коллектив. – М., 1984.
18. Ильин И. За национальную Россию //Слово. – 1991. – IV.
19. Типовое положение об общеобразовательной школе-интернате. Утверждено постановлением правительства РФ № 612 от 26 июня 1995. Правовая защита семей, воспитывающих детей-инвалидов: Сб. нарм. актов,- М.: МСЗН РФ Департ. Проблем семьи, женщин и детей, 1996.