Фирма и ее деятельность в условиях рыночной экономики
СОДЕРЖАНИЕ: Определение предпринимательской деятельности, исследование видов предпринимателей РФ. Микроэкономическая среда функционирования фирмы, характеристика основных показателей конкурентоспособности. Стратегическое и тактическое планирование деятельности фирмы.
КУРСОВАЯ РАБОТА
по курсу «Основы экономики»
по теме: «Фирма и ее деятельность в условиях рыночной экономики»
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. МИКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ СРЕДА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИРМЫ
1.1 Рынок и закономерности его функционирования
1.2 Предпринимательство
1.3 Фирма как первичное звено.
ГЛАВА 2. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ ФИРМЫ НА РЫНКЕ
2.1 Конкурентные рынки и выбор фирм
2.2 Факторы конкурентоспособности фирмы
2.3 Планирование деятельности и доходов фирмы
2.4 Проблемы российских предпринимателей при ведении ими бизнеса
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной работы объясняется тем, что во всех развитых государствах существует рыночная экономика, которая функционирует благодаря деятельности фирм – представителей малого, среднего и крупного бизнеса.
В данной курсовой работе были поставлены следующие задачи:
· дать определение рынка и рыночной экономики;
· дать определение предпринимательской деятельности и рассмотреть виды предпринимателей РФ;
· дать определение фирмы и охарактеризовать ее микроэкономическую среду;
· определить понятие конкуренции и охарактеризовать совершенную и несовершенную конкуренцию в условиях рыночной экономики;
· охарактеризовать основные показатели конкурентоспособности фирмы и методы ее оценки;
· описать стратегическое и тактическое планирование деятельности фирмы;
· охарактеризовать основные проблемы, возникающие у российских предпринимателей при ведении бизнеса.
Данная курсовая работа включает в себя введение, две главы и заключение.
ГЛАВА 1. МИКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ СРЕДА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИРМЫ
1.1 Рынок и закономерности его функционирования
Современная экономика всех развитых государств носит рыночный характер, это объясняется тем, что рыночная экономика оказалась наиболее эффективной и гибкой для решения основных экономических проблем. В течение длительного времени человечество жило в условиях натурального хозяйства. По мере совершенствования орудий труда и технологий, люди стали получать больше продуктов, чем необходимо для удовлетворения собственных жизненных потребностей. Излишки продуктов стали обменивать на необходимые блага. Появляются зачатки рынка и рыночных отношений.
В экономической литературе можно встретить разные определения рынка. Так, У. Джевонс в XIX веке понимал рынок как группу людей, вступающих в деловые отношения и заключающих сделки по поводу любого товара. Ф. Котлер характеризует рынок как совокупность существующих и потенциальных покупателей товара.[1] Британская энциклопедия считает, что рынок есть совокупность инструментов, посредством которых осуществляется обмен товарами и услугами в результате контактов покупателей и продавцов друг с другом.
Ф. Хайек определяет рынок как сложное передаточное устройство, позволяющее с большой эффективностью использовать информацию множества индивидуальных агентов.
Можно определить рынок, как механизм взаимодействия покупателей основанный на действии рыночных законов и принципов.
Рыночные отношения– это отношения, возникающие между покупателями и продавцами в процессе совершения рыночных операций.
Появление рынка является закономерным историческим процессом, так как для этого были созданы все предпосылки, среди них:
· разделение труда,
· обособленность производителей,
· независимое от других ведение своей деятельности,
· свобода предпринимательства.
Рыночная экономика не требует постановки целей и задач, субъект рынка решает свои корыстные экономические задачи, в конечном счете, действует в интересах всего общества. В своих действиях они направляются «невидимой рукой» (А. Смит) рынка, которая сводит эти эгоистические цели воедино. «Невидимая рука»– это действие объективных рыночных законов.
Функционирование рыночной экономики предполагает наличие определенных её элементов, без которых немыслимы её функции, которые в совокупности составляют рыночную систему:
· производители и потребители;
· экономическая обособленность;
· цены;
· спрос и предложение;
· конкуренция;
Кроме того, неотъемлемым элементом рыночной экономики является рыночная инфраструктура: банки, биржи, страховые общества. Механизм функционирования рыночной экономики основывается на трех главных принципах:
· анализа – при выборе вариантов поведения предприниматели ориентируются на то, что принесет ему, прибыль или убыток, дополнительно произведенная единица продукта.
· издержки альтернативного выбора– они выступают в виде суммы прямых издержек и неполученных выгод, связанных с отходом от других способов использования ресурсов или деятельности.
· экономической рациональности – данный принцип основывается на составлении выгод и затрат.
Сущность рынка наиболее полно проявляется в его функциях, к важнейшим из которых можно отнести:
· функцию регулирования общественного производства, устанавливающую на рынке спрос и предложение– показывает какие товары и в каком объеме нужны потребителю;
· ценообразовательную функцию – цены на реализуемые товары устанавливаются на рынке в результате взаимодействия спроса и предложения (образуется равновесная цена);
· информационную функцию;
Информация, являясь одним из видов ресурсов, позволяет фирмам в огромном количестве сведений о ценах, спросе, предложениях, процентных ставок и многого другого находить объективные данные, позволяющие правильно, безубыточно строить свою хозяйственную деятельность.
· посредническую функцию;
· санирующую функцию;
По средствам санирования экономика очищается от слабых ненужных объектов, позволяя в то же время появление новых предприятий.
Рынок это сложная система, состоящая из множества отдельных частей называемых так же рынками. Выделяют следующие группы рынков:
· рынок товаров и услуг (производственные и непроизводственные товары и транспортные услуги)
· рынок факторов производства (рынок рабочей силы, рынок материалов, рынок энергетических ресурсов)
· финансовый рынок (рынок капиталов, ценных бумаг, валютный, внутренний, национальный, международный, глобальный рынки)
1.2 Предпринимательство
Предпринимательская деятельность – это, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в установленном законом порядке.[2]
Осуществление предпринимательской деятельности на свой риск предполагает экономическую самостоятельность и тесно связанную с этим ответственность за результаты своей деятельности.
В России существуют следующие виды предпринимательской деятельности:
ПБОЮЛ (Предприниматели без образования юридического лица)– это физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, частные охранники, частные детективы.[3]
ПБОЮЛ может осуществлять любые виды хозяйственной деятельности, не запрещенные законом, включая коммерческое посредничество, торгово-закупочную и иную деятельность.
Предприниматель без образования юридического лица может осуществлять деятельность без применения наемного труда или с применением наемного труда.
Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.[4]
Ниже перечислены разновидности юридических лиц.
Полное товарищество – хозяйственное товарищество, участники которого солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам всем своим имуществом.
Товарищество на вере – хозяйственное товарищество, состоящее из двух категорий участников: полных товарищей (комплементариев), солидарно несущих субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом, и товарищей-вкладчиков (коммандитистов), не отвечающих по обязательствам предприятия.
Общество с ограниченной ответственностью – коммерческая организация, уставный капитал которой разделён на доли определённых размеров, образованная одним или несколькими лицами, не отвечающими по её обязательствам.
Общество с дополнительной ответственностью – коммерческая организация, уставный капитал которой разделён на доли заранее определённых размеров, образованная одним или нескольким лицами, солидарно несущими субсидиарную ответственность по её обязательствам в размере, кратном стоимости их вкладов в уставный капитал.
Акционерное общество – коммерческая организация, образованная одним или несколькими лицами, не отвечающими по её обязательствам, с уставным капиталом, разделённым на доли, права на которые удостоверяются ценными бумагами - акциями.
Закрытое АО распределяет выпуски новых акций между конкретными заранее известными лицами. Число членов такого общества– не более 50, акционеры имеют право преимущественной покупки отчуждаемых другими акционерами акций. Открытое АО вправе предлагать акции для приобретения неограниченному кругу лиц.
Производственный кооператив (артель) – это объединение лиц для совместного ведения предпринимательской деятельности на началах их личного трудового и иного участия, первоначальное имущество которого складывается из паевых взносов членов объединения.
1.3 Фирма как первичное звено.
В современной экономической литературе выделяются два основных подхода к экономической организации:
1. Глобальное видение организации. Основные идеи предложены К. Эрроу. Движение предполагается нисходящим: от характеристик системы в крупных отраслях экономики к исходным единицам. При этом организация представляет собой искусственно создаваемый порядок.
2. Конструктивистский подход. Характерен для большинства современных исследований. Движение от анализа механизма, присущего простейшим экономическим формам организаций к отношениям между организациями и функционированию экономических систем в целом.
Оба подхода могут прекрасно дополнять друг друга, но при этом необходимо дать четкие признаки экономической организации, исходя из недостаточности изучения проблем функционирования рыночной экономики только из условий равновесия на рынке и концентрированного исследования функционирования частичных рынков.
Альфред Маршалл в «Принципах экономической теории» (1890 г.) полагал, что организация – это основа, которая обеспечивает единство сложных экономических организмов по аналогии с биологическими и необходима им в силу высокого уровня дифференциации и комплексности, с той лишь разницей, что в экономике необходимость организации вызвана разделением труда, означающим выделение специализированных функций. Таким образом, организация выступает характеристикой социально-экономической общности. Та же логика характерна для социологических концепций Макса Вебера и фундаментального определения Кеннета Эрроу: «рыночная экономика – одна большая организация».
На более поверхностном уровне А. Маршалл соединяет понятие организации с понятием «промышленность»: индустриальная организация обозначает форму общественной системы, в которой экономическая деятельность автономна, что типично для рыночной экономики. Индустриальная организация характеризует развитое общество, в котором деятельность нацелена на эффективное использование ресурсов посредством сочетания процедур технического разделения труда и расширения рынка. На этом уровне организация обозначает межфирменное взаимодействие в противоположность внутрифирменной организации деятельности.
А. Маршалл вводит понятие «деловая организация», подразумевая под ней фирму, как единицу принятия решений.
Следовательно, мы можем выделить три основных принципа любой экономической организации:
Органический – связан с устройством организации как сочетания наличных элементов (для экономической – элементов труда, капитала, земли, инициативы, информации);
Технологический – связан с типичными для производства данного блага технологиями, т.е. со специфическим использованием физических, химических, биологических и иных процессов;
Управленческий – связан с особенностями данной системы принятия решений, иерархией, властью, правовой системой.
Если интегрировать эти принципы, то можно прийти к следующему определению: рыночная экономика представляет собой упорядоченную организационную форму, характеризующуюся децентрализацией решений субъектов и преобладанием специфического конкурентного механизма координации. При этом мы подчеркиваем, что преобладание не означает исключительности.
Эти идеи А. Маршалла, К. Эрроу и других экономистов наталкивают на весьма принципиальное положение о том, что сделки между субъектами могут заключаться не только на рынке (купля-продажа), но и вне него (контракты между фирмами). Тогда сама возможность внерыночных сделок представляется частью рыночной организации экономического процесса.
Поскольку любая организация стремится к открытости, а следовательно, к объединению с еще более крупной организацией, то основная проблема состоит в установлении точных границ организации, понимаемой в широком смысле. Целесообразно применять принцип дополнительности, в соответствии с которым рыночная экономика характеризуется сосуществованием двух различных механизмов координации: организации и рынка.
Интересное определение дал в 1990 г. Стефен Роббинс: «Организацией называется экономическая единица координации, обладающая доступными определению границами и функционирующая более или менее непрерывно для достижения совокупности целей, разделяемых членами-участниками».
Выделим признаки организации:
· совокупность участников;
· согласие или несогласие, подразумеваемое или открыто выраженное, относительно некоторых целей и средств (контракты, увольнение, забастовки и т.д.);
· формальная координация, определяющая структуру с учетом: степени ее сложности (иерархия), правил и процедур (формализация) и степени централизации (принятие решений).
С точки зрения теории организации можно дать достаточно близкие определения фирмы. Рональд Г. Коуз определял фирму, как «группу людей сознательно объединившихся, чтобы реализовать интересы группы».[5] Для сравнения приведем его же определение рынка: «совокупность лиц, которые хотят осуществить обмен правами собственности».[6] Армен Алчиан и Гарольд Демсец определяют фирму, как «совокупность средств, предназначенных для измерения производительности и вознаграждения».
Таким образом, при любом подходе, экономическая организация обнаруживает один важный признак: она является специфической процедурой координации, так как она обеспечивает аллокацию (обособление) ресурсов, следуя собственным правилам, успешно функционируя в условиях, когда рыночные механизмы становятся полностью или частично непригодными.
Объяснить необходимость существования, внутреннее строение и эволюцию фирм помогает понятие транзакционных затрат. Р. Коуз показал, что использование рыночного механизма обходится обществу не бесплатно, требуя подчас весьма внушительных затрат. Они-то и были названы транзакционными (от лат. transactio– сделка). В отличие от производственных затрат, определяющихся объемом и технологией производства, транзакционные затраты возникают в процессе налаживания отношений между рыночными агентами.
Можно выделить четыре категории транзакционных затрат:
1) затраты поиска информации (о потенциальных поставщиках и покупателях, ценах, характеристиках товаров и услуг);
2) затраты, связанные с ведением переговоров и заключением контракта;
3) «надзорные» затраты (по контролю за соблюдением условий договора);
4) затраты, по юридической защите контракта (например, судебные расходы в случае его нарушения).
Рассмотрим экономику, представляющую сплошной, однородный рынок и состоящую из одних только физических лиц (т. е. индивидуальных агентов). Бремя транзакционных затрат было бы в ней непомерно велико из-за бессчетного множества микросделок. При достаточно развитом разделении труда любое мельчайшее продвижение продукта по технологической цепи означало бы его переход от одного товаропроизводителя к другому. Каждый такой переход сопровождался бы переговорами о цене, измерениями качества и количества передаваемого продукта, мерами по юридической защите сторон и т. п. Транзакционные затраты были бы столь колоссальны, что многие решили бы вообще отказаться от участия в рыночном обмене.
Наличие транзакционных затрат, естественно, подталкивает к изысканию технических и организационных средств по их сокращению. Один из таких способов минимизации транзакционных затрат – организация фирмы. Фирмы, по словам Коуза, возникают в ответ на дороговизну рыночной координации. Их смысл – в подавлении ценового механизма и замене его системой административного контроля. Действительно, многие транзакции дешевле осуществлять внутри фирм, не прибегая к посредничеству рынка. В той мере, в какой механизм административного контроля ведет к экономии на транзакционных затратах, «иерархия» вытесняет рынок. В пределах фирмы сокращаются затраты поиска, исчезает необходимость беспрерывного перезаключения контрактов, экономические отношения приобретают устойчивость. Другими словами, в мире без транзакционных затрат (а именно таковы нередко идеализированные модели экономической теории!) фирмы были бы излишни.
Но тогда возникает обратный вопрос: почему экономика не может вся целиком строиться наподобие единой гигантской фирмы? Попыткой реализовать эту идею на практике можно считать систему централизованного планирования, сложившуюся в бывших социалистических странах. Ее неслучайно называют термином «командная экономика». Казалось бы, все правильно: чем крупнее организация, тем больше экономия на транзакционных затратах, а значит, минимальными они окажутся тогда, когда всю экономику сверху донизу будут пронизывать командные отношения– при полном устранении рынка.
Однако подобный вывод ошибочен. Дело в том, что любая иерархическая организация так же не свободна от транзакционных затрат, как и рынок, причем они нарастают по мере увеличения ее масштабов. При превышении определенного размера «иерархия» начинает терять управляемость. Затраты на поиск и обработку информации стремительно разбухают. Подчинение работников целям фирмы с помощью системы стимулов, контроля и надзора обходится все дороже и дороже. Поэтому организация экономики всей страны на манер одной гигантской фабрики, к чему призывал Карл Маркс[7] , ведет не к минимизации, а к возрастанию транзакционных затрат.
Отсюда следует, что ни у рынка нет абсолютных преимуществ перед иерархией, ни у иерархии – перед рынком. В каждом случае есть свои плюсы и минусы. Поэтому когда фирма решает, как организовать ту или иную сделку – обратиться к внешнему поставщику или изыскать внутренний источник, она должна взвесить затраты и выгоды того и другого варианта.
Важно иметь в виду: «чистый рынок» и «чистая иерархия» – это два полюса, две крайние точки, не исчерпывающие всего многообразия организационных фирм. Существует множество промежуточных, гибридных образований (своего рода «квазифирм»).
Различные виды трансакций можно выстроить в такой ряд: безличные акты купли-продажи, совершающиеся «здесь и сейчас» и не требующие специального юридического оформления; разовые, краткосрочные контракты; регулярно повторяющиеся или долговременные контракты; «квазифирмы» (или контракты с вертикальными ограничениями); полноценная фирма.
Итак, фирма оказывается необходима, когда, благодаря ей, достигается более высокая эффективность (производственные плюс транзакционные затраты минимизируются), чем это было бы под силу нескольким мелким организационным единицам, которые можно из нее составить. И наоборот, экономическая эффективность требует ограничения размеров организации, когда одна крупная фирма не в состоянии повторить результаты, которых добиваются две, три или больше мелких.
ГЛАВА 2. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ ФИРМЫ НА РЫНКЕ
2.1 Конкурентные рынки и выбор фирм
В каждой социально-экономической системе присущ свой хозяйственный механизм, который представляет собой совокупность экономических, организационных и правовых методов обеспечивающих реализацию экономических интересов и законов общества, он включает в себя всю систему экономических категорий в их самом различном соотношении:
· труд;
· издержки;
· цена;
· прибыль;
· заработная плата;
· налоги и т.д.
Главным элементом хозяйственного механизма экономики рыночного типа является конкуренция.
Конкуренция (от латинского– сталкиваться)– это экономическое состязание за достижение лучших результатов в области какой-либо деятельности.
Борьба товаропроизводителей за более выгодные условия хозяйствования обеспечивает координацию действий всех участников общественного производства через спрос, предложение, цену, издержки. Конкуренция представляет собой определенную форму развития производственных сил, форму развития факторов производства, экономических ресурсов общества. Конкурентные отношения складываются между всеми субъектами рыночной экономики (домашними хозяйствами, предприятиями, государством), между производителями и потребителями. Эти отношения пронизывают главные сферы экономической жизни: производство, распределение и потребление.
Конкуренция играет роль соединительной ткани, благодаря наличию которой, рыночная экономика функционирует в качестве слаженной и многозвенной системы. В условиях конкуренции личный экономический интерес одного субъекта сталкивается с не менее сильным стремлением другого субъекта получить наибольшую выгоду. Для достижения победы в конкурентной борьбе происходит снижение издержек и цен на продукцию, повышение её качества, производство товаров, отвечающих требованиям покупателей. Конкуренция направляет деятельность экономических субъектов в интересах всего общества. В современной рыночной экономике выделяют шесть основных функций конкуренции:
· регулирующая;
· аллокационная;
· адаптационная;
· инновационная;
· распределительная;
· контролирующая.
Регулирующая функция заключается в воздействии на предложение благ в целях установления их оптимального соответствия спросу. Аллокационная функция выражается в эффективном размещении факторов производства в местах, где их применение обеспечивает наибольшую отдачу. Адаптационная функция нацелена на рациональное приспособление предприятий к условиям внутренней и внешней среды, что позволяет им переходить от экономического выживания к расширению сфер хозяйственной деятельности. Инновационная функция обнаруживается в различных проявлениях новаторства, опирающегося на достижение научно-технического прогресса. Распределительная функция оказывает прямое воздействие на распределения национального продукта среди потребителей. Контролирующая функция призвана не допустить установления монополистического диктата одних участников рынка над другими. Совокупность этих функций обеспечивает общую результативность функционирования рыночной экономики. Именно режим и механизм конкуренции обуславливает развитие рынка в качестве саморегулирующейся системы.
В зависимости от степени свободы, конкуренция может быть совершенной (свободная) и несовершенной. Совершенная конкуренция это такой вид рыночной структуры, который предполагает выполнение следующих условий:
· объем производства отдельной фирмы является незначительным и не оказывает влияния на рыночные цены;
· реализуемые каждым производителем товары являются однородными;
· покупатели хорошо информированы о ценах;
· продавцы не вступает в сговор по поводу цен, и действуют независимо друг от друга;
· фирмы производители могут, как свободно входить в отрасль, так и выходить из неё.
Совершенная конкуренция является условием создания рыночного механизма формирования цен и самонастройки экономической системы через достижение равновесного состояния, когда эгоистические побуждения отдельных индивидов обращаются на благо всего общества. Совершенная конкуренция имеет следующие основные положительные черты:
· способствует более эффективному использованию ресурсов;
· побуждает производителей гибко реагировать на изменение условий производства или потребностей покупателей;
· создает благоприятные условия для внедрения в производство последних достижений науки и техники;
· обеспечивает свободу выбора и действий.
К недостаткам свободной конкуренции можно отнести:
· неспособность сохранения невоспроизводимых ресурсов;
· не обеспечивает развитие производства товаров и услуг коллективного пользования;
· не создает условия для развития общего образования, городского хозяйства;
· не содержит механизмов, препятствующих расслоению общества, возникновению социальной несправедливости.
Противоположностью совершенной конкуренции является монополистическая (несовершенная) конкуренция. Монополия означает единственный продавец, однако, говоря о монополии, имеют в виду различные виды рыночных ситуаций характерных для несовершенной конкуренции.
Основными признаками монополизма выступают монопольные цены и монопольные прибыли. Монополия препятствует естественному формированию рыночной цены. При этом потребители лишь в незначительной степени могут влиять на эти цены. В условиях монополии выделяют и несколько видов конкуренции:
· олигополия – монополия при которой несколько крупных фирм контролируют производство и сбыт товара в данной области;
· монополистическая конкуренция – это рыночная ситуация при которой существует множество производителей сходных, но не идентичных товаров;
· чистая монополия – это полная противоположность чистой конкуренции, при которой действует один продавец товара, обладающий полным контролем над его количеством, доступ на рынок для возможных конкурентов закрыт;
· монопсония – тип рыночной структуры при которой имеется лишь один покупатель определенного товара.
В условиях монополистической формы хозяйствования конкуренция носит достаточно сложный характер. Современная монополия обладает довольно точной информацией о потребителях и потенциальных конкурентах; с помощью рекламы крупные монополии оказывают влияние на формирование спроса; монополии, используя политические и финансовые «рычаги», оказывают воздействие на конкурентов или заказчика в лице государственных учреждений.
2.2 Факторы конкурентоспособности фирмы
Изучение конкурентов и условий конкуренции в отрасли требуется фирме в первую очередь для того, чтобы определить, в чём её преимущества и недостатки перед конкурентами и сделать выводы для выработки фирмой собственной успешной конкурентной стратегии и поддержания конкурентного преимущества.
Определение собственной конкурентоспособности предприятия является неотъемлемым элементом маркетинговой деятельности любого хозяйствующего субъекта.
Оценка конкурентной позиции фирмы требуется по следующим причинам:
· разработки мероприятий по повышению конкурентоспособности;
· выбора предприятием партнера для организации совместного выпуска продукции;
· привлечения средств инвестора в перспективное производство;
· составление программы выхода предприятия на новые рынки сбыта и др.
В любом случае проведение оценки преследует цель: определить положение предприятия на отраслевом рынке.
Достижение этой цели возможно лишь при наличии оперативной и объективной методики оценки конкурентоспособности.
Наиболее известные методики оценки конкурентоспособности следующие:
1. Матричный метод (разработан Бостонской консалтинговой группой).
В основе методики– анализ конкурентоспособности с учетом жизненного цикла товара/услуги. Сущность оценки состоит в анализе матрицы, построенной по принципу системы координат: по горизонтали– темпы роста/сокращения количества продаж в линейном масштабе; по вертикали– относительная доля товара/услуги на рынке. Наиболее конкурентоспособными считаются предприятия, которые занимают значительную долю на быстрорастущем рынке.
Преимущества метода: при наличии достоверной информации об объёмах реализации метод позволяет обеспечить высокую репрезентативность оценки.
Недостатки метода: исключает проведение анализа причин происходящего и осложняет выработку управленческих решений.
2) Метод, использующий в качестве основного подхода оценку товара/услуги предприятия.
Этот метод базируется на рассуждении о том, что конкурентоспособность производителя тем выше, чем выше конкурентоспособность его продукции. В качестве показателя, оценивающего конкурентоспособность товара/услуги, используют соотношение двух характеристик: цены и качества. Наиболее конкурентоспособен товар, имеющий оптимальное соотношение этих характеристик.
Чем выше разница между потребительской ценностью товара для покупателя и ценой, которую он за него платит, тем выше запас конкурентоспособности товара для потребителя.
Преимущество метода: он учитывает наиболее важный критерий, влияющий на конкурентоспособность предприятия– конкурентоспособность товара.
Недостатки метода: позволяет получить весьма ограниченное представление о преимуществах и недостатках в работе предприятия, так как конкурентоспособность предприятия принимает вид конкурентоспособности товара и не затрагивает другие аспекты.
3) Метод, основанный на теории эффективной конкуренции.
Согласно этой теории наиболее конкурентоспособными являются те предприятия, где наилучшим образом организована работа всех подразделений и служб. На эффективность деятельности каждой из служб оказывает влияние множество факторов– ресурсов фирмы. Оценка эффективности работы каждого из подразделений предполагает оценку эффективности использования им этих ресурсов. В основе метода лежит оценка четырёх групповых показателей или критериев конкурентоспособности.
В первую группу входят показатели, характеризующие эффективность управления производственным процессом: экономичность производственных затрат, рациональность эксплуатации основных фондов, совершенство технологии изготовления товара, организацию труда на производстве.
Во вторую группу объединены показатели, отражающие эффективность управления оборотными средствами: независимость предприятия от внешних источников финансирования, способность предприятия расплачиваться по своим долгам, возможность стабильного развития предприятия в будущем.
В третью группу включены показатели, позволяющие получить представление об эффективности управления сбытом и продвижением товара на рынке средствами рекламы и стимулирования.
И в четвёртую группу– показатели конкурентоспособности товара: качество товара и его цена.
В связи с тем, что каждый из этих показателей имеет разную степень важности для расчета коэффициента конкурентоспособности предприятия, экспертным путём были разработаны коэффициенты весомости критериев.
Расчет критериев и коэффициента конкурентоспособности предприятия производится по формуле средневзвешенной арифметической.
Данная оценка конкурентоспособности предприятия охватывает все наиболее важные оценки хозяйственной деятельности промышленного предприятия, исключает дублирование отдельных показателей, позволяет быстро и объективно получить картину положения предприятия на отраслевом рынке. Использование в ходе оценки сравнения показателей за разные промежутки времени дает возможность применять этот метод как вариант оперативного контроля отдельных служб.
2.3 Планирование деятельности и доходов фирмы
Серьезный подход к планированию создает основу для устойчивой и эффективной работы предприятия. «Планирование деятельности фирмы» как понятие имеет два смысла.
Первый – общеэкономический, с точки зрения общей теории фирмы, ее природы. В этом случае планирование – это механизм, который заменяет цены и рынок, фирма как субъект рыночной системы подчиняется ценовому механизму, закону спроса и предложения. В рамках этой системы главным координатором действий ее участников являются цены, и именно они определяют выгодные для продавцов и покупателей объемы и способы производства и потребления товаров и услуг. Однако во внутренней среде каждой хозяйственной единицы механизм цен вытеснен сознательными и авторитетными действиями руководителей, которые определяют основные направления внутрифирменной деятельности. Внутренняя природа предприятия основывается на системе плановых решений.
Второй смысл – конкретно-управленческий. Это процесс подготовки управленческого решения, основанный на обработке исходной информации и включающий в себя выбор и научную подготовку целей, определение средств и путей их достижения посредством сравнительной оценки альтернативных вариантов и принятия наиболее приемлемого из них. Планирование – наиболее длительная и потому наиболее сложная форма стратегического управления. Оно требует серьезных усилий для получения результата, многократно перекрывающего понесенные на его внедрение затраты. И, наоборот, при отсутствии планирования возможны ошибочные управленческие решения.
Планирование необходимо для достижения фирмой следующих целей:
· повышение контролируемой доли рынка;
· предвидение требований потребителя;
· выпуска продукции более высокого качества;
· обеспечения согласованных сроков поставок;
· установление уровня цен с учетом условий конкуренции;
· поддержание репутации фирмы у потребителей.
Задачи планирования определяются каждой фирмой самостоятельно в зависимости от деятельности, которой она занимается. В целом же задачи стратегического планирования любой фирмы сводятся к следующему:
1. Планирование роста прибыли.
2. Планирование издержек предприятия, и, как следствие, их уменьшение.
3. Увеличение доли рынка, увеличение доли продаж.
4. Улучшение социальной политики фирмы.
Планирование подразделяется на 3 вида: стратегическое планирование на срок от 2 до 5 лет; текущее– сроком на 1 год; оперативное– на срок менее 1 года.
Управление как процесс начинается со стратегического планирования, т.к. оно обеспечивает основу для всех последующих управленческих решений.
Объем платных услуг по вопросам стратегического планирования, оказанных российским предприятиям в период с 1 января 1999 года по 30 июня 2000 года, оценивается в 377 млн. рублей. А ведь еще каких-нибудь 10 лет тому назад большинство руководителей российских предприятий не только не были готовы платить за услуги по решению проблем стратегического планирования, они просто не понимали постановки вопроса. [8]
Теоретическим и методологическим аспектам стратегического планирования в течение последних 40 лет было посвящено немало специальных исследований и монографий за рубежом. Огромный вклад в становление и развитие этого раздела науки управления внесли Ф. Абрамс, И. Ансофф, Дж. Куинн, Г. Минцберг, М. Портер, К. Праалад, А. Стрикленд, А. Томпсон, Г. Хамел, К. Хофер, Э. Чандлер, Г. Штейнер, К. Эндрюс. Сегодня можно смело говорить, что именно с их работ началась классическая теория стратегического планирования и управления. Именно эти работы помогают выявить и сформулировать принципиальное отличие стратегического планирования бизнеса. Знаковыми в области методологии стратегического планирования были в свое время прикладные разработки таких фирм-лидеров консалтингового бизнеса, как Бостон Консалтинг Групп, Мак Кинзи, Артур Д. Литтл. Именно они способствовали тому, что практическая польза и необходимость стратегического планирования были осознаны деловыми кругами достаточно быстро.
Стратегическое планирование – это набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, т.е. детальных, всесторонних, комплексных планов, предназначенных для обеспечения осуществления миссии организации и достижения ее долговременных целей. (В менеджменте под миссией организации понимают основную общую цель, четко выраженную причину существования организации.)
Процесс стратегического планирования является инструментом, помогающим в принятии управленческих решений. Его задача обеспечить нововведения и изменения в организации в достаточной степени. Можно выделить четыре основных вида управленческой деятельности в рамках процесса стратегического планирования:
· распределение ресурсов;
· адаптация к внешней среде;
· внутренняя координация;
· организационное стратегическое предвидение.
Процесс распределения ресурсов включает в себя распределение ограниченных организационных ресурсов, таких как фонды, дефицитные управленческие таланты и технологический опыт.
Адаптация к внешней среде охватывает все действия стратегического характера, которые улучшают отношения организации с ее окружением. Организациям необходимо адаптироваться к внешним как благоприятным возможностям, так и опасностям, выявить соответствующие варианты и обеспечить эффективное приспособление стратегии к окружающим условиям.
Внутренняя координация включает координацию стратегической деятельности для отображения сильных и слабых сторон организации с целью достижения эффективной интеграции внутренних операций. Обеспечение эффективных внутренних операций на предприятии является неотъемлемой частью управленческой деятельности.
Осознание организационных стратегий предусматривает осуществление систематического развития мышления менеджеров путем формирования организации, которая может учиться на прошлых стратегических решениях. Способность учиться на опыте дает возможность организации правильно скорректировать свое стратегическое направление и повысить профессионализм в области стратегического управления. Роль руководителя высшего звена заключается в большем, чем простое инициирование процесса стратегического планирования, она также связана с осуществлением, объединением и оценкой этого процесса.
На практике фирмы чаще всего придерживаются не одной единственной стратегии, а используют сочетание различных стратегий для развития различных видов деятельности.
Стратегическое планирование приобретает смысл тогда, когда оно реализуется. Обоснованные цели являются важнейшим компонентом эффективного планирования, но они не обеспечивают полностью адекватных ориентиров для принятия решения и поведения. Такой подход дает огромную свободу действий, при которой работники, ответственные за достижение целей, могут легко выбрать такой образ действий, что фактически не обеспечит достижение целей. Чтобы избежать подобной дезориентации и не правильного толкования, руководство должно использовать специальные инструменты, позволяющие реализовать выбранную стратегию.
К этим инструментам относятся тактика, политика руководства, правила, процедуры, стимулирование деятельности работников, управление по целям и бюджеты.
2.4 Проблемы российских предпринимателей при ведении ими бизнеса
Можно выделить следующие основные проблемы предпринимателей России.
Одной из наиболее острых проблем малого и среднего предпринимательства является обременительная система налогообложения субъектов предпринимательской деятельности, а также слишком высокие налоговые ставки при применении упрощенного налогообложения.
Еще одной не менее серьезной преградой на пути успешного развития малого предпринимательства является административное давление на предпринимателей. В частности, имеют место частые проверки, сложная система выдачи разрешений, чрезмерное регулирование. После выхода Указа Президента о сокращении количества плановых проверок увеличилась частота внеплановых.
Административное давление на предпринимателей зачастую оказывается также с помощью действующей системы разрешений. Даже при наличии лицензии предприниматель не может приступить к работе без многочисленных разрешений санэпидемслужбы, пожарной охраны, органов по охране труда и других организаций.
Необходимо принятие федеральных и региональных программ по поддержке малого предпринимательства, принятие программ краткосрочного и долгосрочного государственного кредитования, развития рынка банковских кредитных услуг.
Для работы малых предприятий не менее актуально и создание инфраструктуры их поддержки: бизнес-центров, консалтинговых учреждений, где малый предприниматель мог бы получить квалифицированную помощь в вопросах права, налогообложения, аренды и т. д., с которыми он сталкивается ежедневно.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании проведенной работы можно сделать следующие выводы:
Современная экономика всех развитых государств носит рыночный характер, это объясняется тем, что рыночная экономика оказалась наиболее эффективной и гибкой для решения основных экономических проблем.
Можно определить рынок, как механизм взаимодействия покупателей основанный на действии рыночных законов и принципов.
Рыночные отношения– это отношения, возникающие между покупателями и продавцами в процессе совершения рыночных операций.
Сущность рынка наиболее полно проявляется в его функциях, к важнейшим из которых можно отнести:
· функцию регулирования общественного производства, устанавливающую на рынке спрос и предложение– показывает какие товары и в каком объеме нужны потребителю;
· ценообразовательную функцию– цены на реализуемые товары устанавливаются на рынке в результате взаимодействия спроса и предложения (образуется равновесная цена);
· информационную функцию;
Информация, являясь одним из видов ресурсов, позволяет фирмам в огромном количестве сведений о ценах, спросе, предложениях, процентных ставок и многого другого находить объективные данные, позволяющие правильно, безубыточно строить свою хозяйственную деятельность.
· посредническую функцию;
· санирующую функцию;
По средствам санирования экономика очищается от слабых ненужных объектов, позволяя в то же время появление новых предприятий.
Предпринимательская деятельность– это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, в установленном законом порядке.
Фирму можно определить как «группу людей сознательно объединившихся, чтобы реализовать интересы группы». Объяснить необходимость существования, внутреннее строение и эволюцию фирм помогает понятие транзакционных затрат.
Главным элементом хозяйственного механизма экономики рыночного типа является конкуренция. В зависимости от степени свободы, конкуренция может быть совершенной (свободная) и несовершенной. Существует несколько методов оценки конкурентоспособности фирмы.
Планирование деятельности фирмы подразделяется на 3 вида: стратегическое планирование на срок от 2 до 5 лет; текущее– сроком на 1 год; оперативное– на срок менее 1 года.
Можно выделить следующие основные проблемы предпринимателей России: обременительная система налогообложения субъектов предпринимательской деятельности, административное давление на предпринимателей, отсутствие системы государственной поддержки предпринимательской деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гражданский Кодекс РФ.
2. Налоговый Кодекс РФ.
3. Алексеева М.А. Планирование деятельности фирмы. Учебно-методическое пособие. М.: Финансы и статистика, 2006.
4. Дашков Л.П. и др. Коммерция и технология торговли. Учебник. М.: ИВЦ «Маркетинг», 2006.
5. Ивашковский С.Н. Микроэкономика. Учебник. М.: Дело, 1998.
6. Котлер Ф. и др. Основы маркетинга. М.: Мысль, 2001.
7. Коуз Р.Г. Природа фирмы. Теория фирмы. Спб., 2007.
8. Маркс К. Капитал. М.: Правда, 1989. Т. 2.
9. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ.– М.: «Дело», 2007.
10. Ефремов В.С. Организации, бизнес-системы и стратегическое планирование // Менеджмент в России и за рубежом. – 2001. – №2.
11. Максимова И. Оценка конкурентоспособности промышленного предприятия // Маркетинг.– 1996.– №3.
[1] Котлер Ф. и др. Основы маркетинга. М.: Мысль, 2001. Стр. 12.
[2] Гражданский Кодекс РФ. Ст. 2.
[3] Налоговый Кодекс РФ. Ст. 11.
[4] Гражданский Кодекс РФ. Ст. 23.
[5] Коуз Р. Г. Природа фирмы // Теория фирмы. Спб., 1995. Стр. 23.
[6] Там же. Стр. 28.
[7] Маркс К. Капитал. М.: Правда, 1989. Т. 2., стр. 344.
[8] Ефремов В.С. Организации, бизнес-системы и стратегическое планирование // Менеджмент в России и за рубежом. – 2001. – №2.