Предпосылки вступления Болонского процесса в Украину
СОДЕРЖАНИЕ: Сфера высшего образования как одна из важнейших сфер развития евроинтеграции в современной Украине, место и значение Болонского процесса в данном направлении. Ключевые позиции и основные цели, этапы реализации Болонского процесса, его перспективы.Предпосылки вступления Болонского процесса в Украину
Одной из важнейших сфер развития евроинтеграции является сфера высшего образования, где она приобрела формы Болонского процесса. На сегодня 45 европейских стран, включительно с Украиной, являются его участниками. Кроме того, значительное количество международных организации поддерживают идеи процесса и способствуют его реализации.
Болонский процесс (БП) – это процесс европейских реформ, что направлен на создание общей Зоны европейского высшего образования до 2010 года. Болонский процесс официально начался в 1999 году из подписания Болонской декларации. Предпосылкой ее создания стало подписание Большой Хартии европейских университетов (MagnaChartaUniversitatum).
Согласно с целями БП до 2010 года образовательные системы стран-участниц Болонского процесса должны быть изменены, чтобы способствовать:
- облегченному переезду граждан с целью последующей учебы или трудоустройства в зоне европейского высшего образования;
- росту привлекательности европейского высшего образования;
- расширению Европы и обеспечению ее последующего развития как стабильного, мирного, толерантного общества.
Следует отметить, что БП не предусматривает создание полностью идентичных систем образования в разных странах, он предназначен лишь для укрепления взаимосвязей и улучшения взаимопонимания между разными образовательными системами.
19 мая 2005 года в норвежском городе Берген на Конференции министров стран Европы Украина присоединилась к Болонского процессу, обязавшись внести соответствующие изменения в национальную систему образования и присоединиться к работе над определением приоритетов в процессе создания единственного европейского пространства высшего образования до 2010 года.
История Болонского процесса официально началась с подписания Болонской декларации в 1999 году, однако ее предыстория достигает 1954 года, когда был подписан Европейскую культурную конвенцию, в которой подчеркивается необходимость поощрения граждан всех государств к изучению языков, истории и культуры других стран и общей для них культуры.
Идеи образовательно-культурного объединения европейских стран в целом и университетов в частности получили свое продолжение в Великой Хартии университетов (Magna Charta Universitatum), ставшую финальным результатом предложения, адресованной Болонским университетом в 1986 году всем старейшим европейским университетам. Идея Великой Хартии была воспринята с энтузиазмом.
На протяжении встречи в Болони в 1987 году делегаты 80 европейских университетов избрали 8 членов правления, среди них: Президента Конференции Европейских Ректоров, профессора Кармине Романце; ректора Болонского Университета Фабио Роверс Монако; ректора Университета Париж, профессора Жака Соопелса; ректора Университета Лювена, профессора Роджера Диллеманса; ректора Университета Утрехт, профессора Ван Гинкель; ректора Университета Барселоны, профессора Джозефа Бриколя; профессора Джузеппе Капуто; Президента университетской комиссии Парламентской Ассамблеи Совета Европы, профессора Мануэля Нуньес Енкабо.
Великая Хартия, проект которой был создан в январе 1988 года в Барселоне, было подписано всеми ректорами, собравшихся в Болони 18 сентября 1988 для празднования 900-й годовщины Болонского университета, который считается старейшим университетом Европы. «Европа уже существует, ее жители разделяли общие институты, к которым относятся и университеты, на протяжении веков. Университеты являются интеллектуальными центрами прошлого и будущего, имеющих общие цели и методологию получения знаний-то практических или теоретических», – с такой речью выступили представители Болонского университета на праздновании.
Процесс, который натолкнул на идею создания Великой Хартии, был особенно важным. Хартия не была представлена политической властью, а была разработана в стенах Университетов. Она опирается на фундаментальные ценности европейских университетских традиций, однако способствует укреплению связей между высшими учебными заведениями во всем мире, включая и процессов, начатых в ней, неевропейские университеты.
Ключевыми позициями Болонского процесса есть шесть его целей:
Во-первых, это – введение двухцикличного обучения. В первом цикле получается степень бакалавра. Его продолжительность не менее трех и не более четырех лет. Второй цикл предусматривает получение степени магистра – через один-два года после получения степени бакалавра. Считается необходимым добавить докторский уровень как третью степень Болонского процесса, подчеркивается две основных степени высшего образования. Это при условии общей продолжительности обучения 7–8 лет.
Во-вторых, внедрение кредитной накопительной системы организации учебного процесса. Предлагается ввести систему учета трудоемкости учебной работы в кредитах. Студент получит возможность изучать ряд предметов по своему выбору с учетом профиля и специфики его будущей работы. Соответственно меняется и система оценки знаний студентов.
В-третьих, формирование системы контроля качества образования. Предусматривается организация аккредитационных агентств, независимых от национальных правительств и международных организаций. Оценка будет основываться не на длительности или содержании обучения, а на тех знаниях, умениях и навыках, которые получили выпускники.
В-четвертых, расширение мобильности студентов и преподавателей. Предполагается существенное развитие мобильности студентов, расширение мобильности преподавательского и иного персонала для взаимного обогащения европейским опытом.
В-пятых, обеспечение трудоустройства выпускников. Знания и умения выпускников должны быть применены и практически использованы в интересах всей Европы, востребованные европейским рынком труда, будет введено Приложение к диплому, который рекомендован ЮНЕСКО. Планируется трудоустройства на уровне бакалавров.
В-шестых, обеспечение привлекательности европейской системы образования. Это направляется на привлечение в Европу большего количества студентов из других регионов мира. Этому будут способствовать введение общеевропейской системы гарантии качества образования, легко доступных квалификаций и кредитной накопительные системы.
Все усилия будут направлены на обеспечение более тесных связей между высшим образованием с исследовательскими системами. Таким способом будет укрепляться фундамент для Европы Знаний.
болонский образование евроинтеграция высший
Литература
1. М.Н. Кордон «Европейская и евроатлантическая интеграция Украины» Киев. – 2008
2. Образовательный портал «http://www.osvita.org.ua/bologna/vprov/»