Преобразование советской власти в России

СОДЕРЖАНИЕ: ОГЛАВЛЕНИЕ Введение …...3 1.Становление советской государственности в России и принятие конституции РСФСР 1918 года ..4

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…………………………………………………………………...3

1.Становление советской государственности в России и принятие конституции РСФСР 1918 года…………………………………………..4

2.Социально-экономические и политические преобразования советской власти в период с октября 1917 года по 1918 год….…………………..11

Заключение……………………………………………………………….21

Список использованной литературы………………….....……………...23

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность выбранной темы обусловлена тем обстоятельством, что в настоящее время история Советского государства находится в центре дискуссий о путях переосмысления советской эпо­хи, о тоталитаризме, о природе сталинизма и роли «советско­го человека» в нем, без чего невозможно понять специфику функционирования советской системы в многонациональной стране. После долгих лет отрицания со­ветского прошлого необходимость глубокого науч­ного переосмысления как истории Советского государства в целом, так и начального этапа становления советской государственности в частности, приобретает все боль­шее значение. Конечным итогом разнообразных исканий и борений различных слоев российского общества конца XIX начала XX веков стали, как известно, три русские револю­ции и победа радикальных левых идей. В связи с этим, целью данной работы является изучение становления советской государственности в России и первых преобразований Советской власти после победы Октябрьской революции.

Для достижения поставленной цели планируется решение следующих задач:

-рассмотреть основные этапы становления советской государственности

- описать процесс формирования основных государственных структур в период с октября 1917 года по 1918 год;

- изучить историю принятия Конституции РСФСР 1918 года, как основного документа нового государства, закрепляющего систему государственного управле­ния, основ национальной политики, принципов Советской Федерации;

-рассмотреть первые преобразования новой власти в социальной экономической и политической сферах и содержание первых декретов Советской власти.

1. СТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ В РОССИИ И ПРИНЯТИЕ КОНСТИТУЦИИ РСФСР 1918 ГОДА

Становление советской государственности нача­лось со II Всероссийского съезда Советов, на котором был решен вопрос о формировании новых органов власти.

Верховным органом власти объявлялся Всероссийский съезд Советов. Между съездами функции этого органа возлагались на Всероссийский цент­ральный исполнительный комитет (ВЦИК). Из 101 его члена 62 были больше­виками, 29 — левыми эсерами, 6 — меньшевиками-интернационалистами. Председателем ВЦИК был избран Л. Б. Каменев, которого 8 ноября заменил Я. М. Свердлов. [8,с.145]

Съезд Советов образовал временное (т. е. до созыва Учредительного со­брания) рабочее и крестьянское правительство — Совет народных комиссаров (Совнарком), который получил право законодательной инициативы, остава­ясь подотчетным и ответственным перед съездом Советов и ВЦИК. Основ­ным звеном среди центральных органов государственного управления стал Народный комиссариат, призванный возглавить ту или иную сторону государ­ственной деятельности. Совет народных комиссаров составлял правитель­ство Российской республики. Соединение законодательных и исполнитель­ных функций было характерной отличительной чертой новой власти.

Таким образом, на II Всероссийском съезде Советов были заложены основы государственного устройства Советской республики, призванной выражать и защищать интересы трудящихся.

Большевистское правительство занимало неустойчивое положение. Вос­препятствовать государственному перевороту должен был созданный 24 ок­тября 1917 г. Комитет общественной безопасности.

Большевики приступили к формированию правительства и обратились к руководству партии левых эсеров с предложением заключить соглашение о вхождении представителей партии левых эсеров в его состав. Левые эсеры возглавили наркоматы почт и телеграфа, земледелия, юстиции, а также вновь созданные наркоматы государственных имуществ и местного самоуправле­ния. В остальных наркоматах представители партии левых эсеров заняли пос­ты заместителей наркомов и членов коллегии. Представители партии левых эсеров были введены также в состав других центральных учреждений Совет­ского государства.

К началу 1918 г. наркоматы в основном были сформированы. Одновре­менно прекращалась деятельность министерств Временного правительства. Декретами советской власти распущены: Экономический совет, Государ­ственный комитет по народному образованию, Адмиралтейство, Государ­ственный совет и его канцелярия, канцелярия Государственной думы и ее Временного комитета и другие учреждения. 2 декабря 1917 г. при СНК обра­зован Высший совет народного хозяйства (ВСНХ), на который возлагалось ру­ководство хозяйственно-экономической жизнью Российской республики.

Ближайшей задачей ВСНХ стала «организация рабочего управления на на­ционализированных предприятиях и налаживание там социалистического производства. ВСНХ координировал деятельность всех хозяйственных наркоматов; в его состав входили представители профсоюзов и фабрично-завод­ских комитетов».

Составным элементом любой государственной структуры являются органы охраны общественного порядка. Первоначально охрану революционного порядка выполнял Петроградский ВРК (упразднен в декабре 1917 г.), а за­тем — Народный комиссариат внутренних дел (НКВД). По его постановлению от 28 октября 1917 г. стала создаваться рабоче-крестьянская милиция. Она на­ходилась в ведении местных Советов и в то же время подчинялась НКВД, ко­торый в начале декабря 1917 г. распустил Главное управление милиции, су­ществовавшее при Временном правительстве. При СНК образована Всерос­сийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем. Ее возглавил Ф. Э. Дзержинский (1877—1926). В состав ВЧК вошли представите­ли партий левых эсеров.

Упразднены все прежние органы юстиции: окружные суды, судебные палаты, Правительствующий сенат, прокуратура, институты судебных следо­вателей, присяжных поверенных и частных адвокатов. Приостановлена дея­тельность мировых судов. Декретом СНК от 22 ноября 1917 г. учреждены вы­борные народные суды, состоявшие из председателя и народных заседателей. Для рассмотрения особо опасных для советской власти преступлений созда­вались революционные трибуналы. Новые судебные органы работали под контролем Народного комиссариата юстиции (Наркомюста).

Одной из неотложных задач, вставших с первых дней революции перед Советским государством, была организация обороны. В существовавшей ар­мии отменялись все воинские звания, введен новый принцип выборности командиров и институт солдатских комитетов, контролировавший штабы и другие военные учреждения. Одновременно началась демобилизация ста­рой армии и реорганизация структур Военного министерства, чем занимался Комитет по военным и морским делам (в ноябре 1917 г. преобразованный в На­родный комиссариат по военным делам). 15 января 1918 г. В. И. Ленин подпи­сал Декрет «О Рабоче-крестьянской Красной Армии». В феврале 1918 г. был опубликован Декрет об организации Рабоче-крестьянского Красного флота и создан Комис­сариат по морским делам.

Для Временного революционного правительства особенно важной зада­чей стало создание конституционной базы новой власти. Но высший законо­дательный орган — Учредительное собрание не мог этого обеспечить. После роспуска Учредительного собрания единственным высшим орга­ном власти в стране стал Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов. Параллельно с этими Советами существовала система Советов крестьянских депутатов, находившихся под сильным политическим влияни­ем партии эсеров. В ноябре 1917 г. состоялся Чрезвычайный Всероссийский съезд Советов крестьянских депутатов, принявший решение об объединении с Советами рабочих и солдатских депутатов.

Важную роль в становлении государственности нового типа сыг­рал III Всероссийский съезд Советов, работавший 10—18 января 1918 г. в Петрограде. Большевики стремились придать ему характер подлинно народного парламента, противопоставляя только что разо­гнанной «Учредилке». Съезд принял решение о слиянии Советов рабо­чих и солдатских депутатов с Советами крестьянских депутатов, соз­дав тем самым единую систему советской государственности. Избран новый ВЦИК, в который вошли 306 человек, из них — 160 больше­виков, 125 левых эсеров, 7 правых эсеров, 7 максималистов, 3 анар­хиста-коммуниста, 2 меньшевика-оборонца, 2 меньшевика-интерна­ционалиста. Съезд принял «Декларацию прав трудящегося и экс­плуатируемого народа» — конституционный акт, объявлявший Россию Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Утверждена была также резолюция «О федеральных уч­реждениях Российской Республики», где говорилось, что новое госу­дарство строится на основе добровольного союза народов «как федера­ция советских республик этих народов». Из всех документов исчезло указание на временный характер власти Совнаркома. ВЦИК получил поручение подготовить к следующему съезду проект «основных поло­жений конституции Российской федеративной республики».

1 апреля 1918 г. ВЦИК решил создать Комиссию по составлению проекта Конституции. Председателем ее стал Я. М. Свердлов председатель ВЦИК. Проект был опубликован 3 июля 1918 г. и в тот же день он был представлен на утверждение Центральному комитету партии, до обсуждения на V Всероссий­ском съезде Советов.

Конституция начиналась с изложения общих принципов. Первые четыре главы повторяли Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа, принятую на III Всероссийском съезде Советов. В пятой главе излагался ряд «общих положений»: федеративный характер республики; отделение церкви от государства и школы от церкви; свобода слова, мнений и собраний для ра­бочих, гарантируемая предоставлением в их распоряжение технических средств для издания газет, брошюр и книг, а также помещений для собраний; обязанность всех граждан работать в соответствии с принципом «Не трудя­щийся да не ест»; обязанность всех военнослужащих защищать республику; право гражданства для всех трудящихся, проживающих на территории Рос­сии, и право убежищ для иностранцев, преследуемых по политическим или религиозным мотивам; уничтожение всякой дискриминации по расовым или национальным признакам.

Главы с 6-й по 8-ю касались организации центральной власти. Высшая власть принадлежала Всероссийскому съезду Советов, который состоял из представителей городских Советов (из расчета один депутат на 25 тыс. изби­рателей) и губернских Советов (один депутат на 125 тыс. жителей). Всерос­сийский съезд Советов избирал Всероссийский центральный исполнитель­ный комитет (ВЦИК) в составе не более 200 членов, который осуществлял всю власть Съезда в промежутках между съездами. ВЦИК назначал Совет народных комиссаров (Совнарком), в чьи функции входило «общее управление Делами Российской Социалистической Федеративной Советской Республи­ки», а также издание «декретов, распоряжений, инструкций».

В главе 9 были определены функции Всероссийского съезда Советов и ВЦИКа, а главы с 10-й по 12-ю были посвящены организации областных, губернских, уездных, волостных съездов Советов и образованию городских и сельских Советов.

В 13-й главе определялись избирательные права. Могли избирать и быть избранными «все добывающие средства к жизни производительным и общественно полезным трудом» [11,с.290], солдаты и нетрудоспособные. Однако исключение составляли лица, использующие наемный труд, живущие на проценты с капп, тала, частные торговцы, монахи и священнослужители, служащие и агенты бывшей полиции.

Конституция РСФСР была принята на V Всероссийском съезде Советов (4—10 июля 1918 г.). В ней закреплялась система государственного управле­ния, основой которой объявлялись Советы рабочих, крестьянских, красноар­мейских и казачьих депутатов как форма диктатуры пролетариата. Провоз­глашались и законодательно закреплялись основы национальной политики, принципы Советской Федерации.

Хотя и провозглашалось, что Конституция является самой демократиче­ской в мире, она носила ярко выраженный классовый характер. Это опреде­лялось, во-первых: порядком предоставления избирательного права. Во-вто­рых, Конституция предоставляла рабочему классу преимущества при выбо­рах высших органов власти. Так, губернские (т. е. сельские) съезды Советов выбирали делегатов на всероссийские съезды от количества избирателей в четыре раза большего, нежели городские Советы.

Советам предоставлялись самые широкие права. На территории соответ­ствующих административных единиц они признавались высшими органами государственной власти и подчинялись лишь вышестоящим Советам. При этом в основу функционирования всех органов советской власти неуклонно внедрялся принцип демократического централизма, который, как считалось, создавал наиболее благоприятные условия как для развертывания местной инициативы, так и для защиты общегосударственных интересов.

2. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ В ПЕРИОД С ОКТЯБРЯ 1917 ГОДА ПО 1918 ГОД

В первые месяцы утверждения Советов в социальной сфере были проведены некоторые демократические мероприятия. Советская власть уничтожила сословную систему, отменила дореволюционные чины, титулы и награды. Устанавливалось бесплатное образование и медицинское обслу­живание. Женщины уравнивались в правах с мужчинами. Декрет о браке и семье вводил институт гражданского брака. Принят закон о 8-часовом ра­бочем дне и Кодекс законов о труде, запрещавший эксплуатацию детского труда, гарантировавший систему охраны труда женщин и подростков, выплату пособий по безработице и болезни. Провозглашена свобода совести. Цер­ковь отделена от государства и от системы образования.

Но отношение к революции основной массы российского населе­ния — крестьянства — определялось решением двух коренных во­просов: о войне и земле. Не случайно первые декреты касались имен­но этих проблем. В докладе о мире, с которым выступил В. И. Ленин, была обоснована не­обходимость в кратчайший срок начать мирные переговоры. В Декрете о мире советское правительство обращалось ко всем правительствам воюющих стран и их народам начать немедленные переговоры о заключении справед­ливого, демократического мира без аннексий и контрибуций.

Декрет о земле провозглашал уничтожение всякой частной собственности: все помещичьи, монастырские, церковные и удельные земли передавались «в распоряжение волостных земельных комитетов и уездных Советов крестьянских депутатов, вплоть до Уч­редительного собрания». Осуществлять декрет подлежало на основе «Примерного наказа», составленного эсерами на основе обобщения 242 наказов, доставленных депутатами I съезда Советов крестьян­ских депутатов. «Наказ» выступал как эсеровская программа по аг­рарному вопросу, которая включала: экспроприацию помещичьих имений, запрет на применение наемного труда, запрещение купли и продажи земли, «уравнительное распределение земли... смотря по ме­стным условиям, по трудовой и потребительской норме», а также пе­риодическое перераспределение, которое должно осуществляться ор­ганами местного самоуправления. Установление такого порядка озна­чало бы, по мнению эсеров, победу социализма в российской деревне.

Большевиков сближало с эсерами отрицание помещичьего земле­владения, однако социализм в деревне они представляли иначе. Эсе­ровские сторонники «Наказа» считали, что земля не может быть в чьей-либо собственности, а должна находиться в пользовании тех, кто ее обрабатывает. Ленинцы же полагали, что подлинный социа­лизм наступит тогда, когда земля будет национализирована, т.е. пере­дана в руки государства, а затем на ней будут созданы коллективные, желательно крупные, хозяйства крестьян. Тем не менее именно боль­шевики предложили эсеровскую программу. Это был исключительно важный тактический ход, которым решался ряд важных задач. Во-первых, большевики обретали симпатии крестьянства; во-вторых, смогли внести раскол в среду эсеров и привлечь их левое крыло к со­трудничеству; в-третьих, реализация декрета рассматривалась как первый шаг на пути воплощения собственной программы.

Важный этап аграрных преобразований связан с январем 1918 г. В это время экспроприация помещичьих земель была практически завершена. Однако земельные комитеты, где были сильны позиции эсеров, ждавших решения Учредительного собрания о земле, еще не начали ее перераспределение. В этих условиях III Всероссийский съезд Советов 31 января 1918 г. рассмотрел проект декрета «О социализа­ции земли» (окончательный текст закона опубликован 19 февраля — в годовщину отмены крепостного права). Частная собственность на землю отменялась, а ее распределением поручалось заниматься зе­мельным отделам Советов, которые должны были заменить прежние земельные комитеты. Тем самым влияние эсеров было сокращено, а большевики получили возможность реализации одного из пунктов закона, который предусматривал развитие коллективного хозяйства в земледелии. К весне 1918 г. на территории Центральной России про­цесс перераспределения завершился. В итоге 86% конфискованной земли было роздано крестьянам, 11% перешло государству, а 3% — сель­скохозяйственным коллективам. Так были разрешены первоочеред­ные, лежащие на поверхности вопросы. О проблеме модернизации земледелия никто на этом этапе не думал, хотя создание крупных хо­зяйств могло стать первым шагом в решении этой проблемы.

Аграрное законодательство первых месяцев содержало и зерна потенциальных конфликтов между большевиками и эсерами. Землю предписывалось делить «по трудовой или потребительской норме»: в первом случае речь шла о распределении по работникам, во вто­ром — по едокам. Большевики чаще поддерживали последнее, но в обоих случаях предпочтение отдавалось бедным и малоземельным. Эсеры же стремились распределять в соответствии с трудовыми воз­можностями, что благоприятствовало лишь зажиточным крестьянам. Кроме того, эсеры не разделяли большевистских идей о продуктивно­сти крупных государственных хозяйств в деревне и централизованном над ними контроле. Наконец, оставался открытым вопрос о том, ка­кие земли должны были объединяться в общий фонд, предназначен­ный для последующего распределения.

Из «Наказа» следовало, что он составлялся из крестьянских на­делов и конфискованных имений и уже из общей массы земли долж­ны нарезаться новые наделы. Однако отстаивавшие интересы более обеспеченных крестьян эсеры часто выступали за то, что земля, кото­рая уже находится в индивидуальном пользовании крестьян, должна остаться в неприкосновенности, а перераспределять нужно лишь кон­фискованную помещичью землю. На практике все эти вопросы реша­ли местные органы власти — земельные отделы Советов, и от их со­става зависело, чьи партийные установки и насколько твердо они го­товы были воплощать. Все эти подспудные противоречия вышли наружу весной—летом 1918 г., когда большевики вынуждены были прибегнуть к радикальным мерам при решении продовольственной проблемы.

Кризис промышленного производства с неспособностью навести порядок в экономике был одной из главных причин падения как само­державия, так и Временного правительства. Решать эти задачи при­шлось Советскому правительству. Предоктябрьские представления большевиков о приоритетах экономической политики были сформу­лированы в ленинской брошюре «Грозящая катастрофа и как с ней бороться» (опубликована в середине октября 1917 г.): национализа­ция банков и крупных торговых и промышленных синдикатов (сахар­ного, угольного, железного, нефтяного и пр.); отмена коммерческой тайны; принудительное объединение мелких предприятий в союзы с целью облегчения контроля; регулирование потребления. При этом национализация не означала конфискацию предприятий, а предполага­ла «контроль, надзор, учет, регулирование со стороны государства, установление правильного распределения рабочих сил в производст­ве и распределении продуктов». Важное место в этой схеме отводи­лось и рабочему контролю, понимание которого в 1917 г. претерпело изменения».

Необходимость регулирования производства (в смысле беспере­бойной работы, предотвращения закрытия предприятий) и распреде­ления продуктов (для их систематического поступления, предотвра­щения голода) в условиях военной экономики была объективно необ­ходима и признавалась ведущими политическими силами. Однако государственное регулирование наладить не удалось: созданные пра­вительством Керенского Экономический совет и Главный экономиче­ский комитет не обладали для этого ни властью, ни должной инициа­тивой. В то же время стихийно возникшие по инициативе снизу в марте 1917 г. органы рабочего контроля продемонстрировали свою жизнеспособность. Весной и летом требование рабочего контроля со стороны социалистических партий означало регулирование экономи­ческих и социальных отношений с учетом интересов всех социальных групп, что осталось лишь лозунгом. Но численность низовых органов рабочего контроля (фабзавкомов) росла, они все активнее вмешива­лись в деятельность своих заводов, и осенью 1917 г., подобно стихий­ному захвату земли крестьянами, стали применять его и к промыш­ленным предприятиям, что вело к конфликтам с предпринимателями.

Октябрьский переворот не только не остановил, а усилил анархо-синдикалистские тенденции. Рабочие не просто вмешивались в дея­тельность предприятий, но проникались убеждением, что отныне про­мышленный аппарат страны принадлежит им и они могут управлять им в своих интересах. Часто фабзавком от имени рабочих брал власть на предприятии в свои руки. Не обладая, однако, необходимыми эко­номическими и техническими знаниями, рабочие были не способны поддерживать нормальную деятельность предприятия, используя ока­завшиеся в их распоряжении ресурсы на элементарное их «проедание».

14 ноября 1917 г. ВЦИК принял Декрет о рабочем контроле. Он был ориентирован на то, чтобы обуздать анархические тенденции и нормализовать производственные процессы. Именно поэтому в нем указывалось, что рабочий контроль учреждается «в интересах плано­мерного регулирования народного хозяйства». Декрет содержал идео­логически важный пункт об отмене коммерческой тайны, что устра­няло одну из важнейших составляющих традиционных рыночных от­ношений. Первоначально предполагалось создание системы Советов рабочего контроля (в городах, губерниях и т.д.), которая напоминала бы политическую систему Советов и увенчивалась Всероссийским со­ветом рабочего контроля. В измененном виде эта идея была реализо­вана в форме создания 5 декабря 1917 г. Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ). Новый орган должен был «согласовывать и объединять» деятельность как местных, так и центральных учреж­дений, которые занимались хозяйственными делами. В него должны были входить члены Всероссийского совета рабочего контроля, пред­ставители всех наркоматов, а также эксперты (с правом совещатель­ного голоса). Создавались и местные — городские, губернские — совнархозы.

В числе прочих на ВСНХ возлагалась функция конфискации, запрещения производства и принудительного объединения ряда функций целостных групп предприятий. Продолжена была широкая национализация промышленности. В ноябре 1917 г. — марте 1918 г. на территории 31 губернии у прежних владельцев было изъято 836 промышленных объектов. В то время национализация «произво­дилась независимо от хозяйственных соображений, а исходя исклю­чительно из необходимости непосредственной борьбы с буржуазией». Современники выделяли «карательную» и «стихийную» национали­зацию. В первом случае речь чаще шла о нежелании хозяев сотрудни­чать с новой властью и об угрозе закрытия важных предприятий; та­кие акты чаще принимались центральными властями. Во втором — об инициативе рабочих на местах. В первые месяцы существования советской власти доминировала «стихийная» национализация.

Тогда же были предприняты решительные шаги к изменению от­ношений в денежно-финансовой сфере, хотя и неизбежно нарушав­шие экономический процесс. Первым поручением, полученным пред­седателем ВСНХ, был контроль за захватом Государственного бан­ка. Это произошло 14 декабря 1917 г. В тот же день отряды воору­женных рабочих, матросов и солдат заняли помещения частных ком­мерческих банков и кредитных учреждений. Изъяты были ключи от кладовых, сейфов индивидуального пользования, наложен арест на банковскую документацию. Чуть ранее (7 декабря) ВЧК получил от СНК поручение взять на учет состоятельных граждан. Указом от 23 декабря 1917 г. прекращались платежи дивидендов по акциям и паям частных предприятий, сделки с ценными бумагами. Банковское дело объявлялось монополией государства в лице «единого народного банка». При этом делались оговорки о готовности соблюсти интересы «мелких трудящихся собственников».

1 января 1918 г. СНК принял Декрет об аннулировании государ­ственных займов (подтвержден Декретом ВЦИК от 21 января). Проблема решалась резко и безоговорочно: недействительными объ­являлись все государственные займы — внутренние и внешние, «за­ключенные правительствами российских помещиков и российской буржуазии». К тому моменту государственный долг составлял гигант­скую по тому времени сумму в 50 млрд руб., в том числе 12 млрд — иностранный. Этот шаг Советского правительства не только подор­вал позиции российских собственников, но имел и крайне отрицатель­ный международный резонанс. Политику до начала марта 1918 г. называли «красногвардейской атакой на капитал».

В апреле 1918 г. В. И. Ленин, воспользовавшись заключением мира с Гер­манией, предложил план постепенного построения основ социализма при сохранении многоукладной экономики и использовании опыта предприни­мателей, дореволюционной технической интеллигенции («Очередные задачи Советской власти»). Однако план политики «государственного капитализма» не был реализован. Наоборот, руководство партии, переименованной в Рос­сийскую коммунистическую партию большевиков, РКП(б), в марте 1918 г. осу­ществило попытку перехода к социализму с помощью чрезвычайных полити­ческих мер.

Внутренняя политика советского правительства (лето 1918—начало 1921 г) получила название «военный коммунизм». Она была порождена предшествую­щим развитием советской власти: установлением однопартийной большевист­ской диктатуры, созданием мощного государственного аппарата, опытом «ка­валерийской атаки» на капитал и военно-политического нажима на деревню весной-летом 1918 г.»

Сущность «военного коммунизма» виделась большевикам в военно-полити­ческом союзе рабочих и беднейших крестьян. Целью союза являлся разгром сил контрреволюции, создание благоприятных условий для скорейшего перехода к социализму. В то же время это была вынужденная политика, обусловленная разрухой в стране и необходимостью мобилизовать все ресурсы для победы в гражданской войне. Впоследствии многие большевики признали ошибоч­ность политики «военного коммунизма», пытались оправдать ее тяжелым внутренним и внешним положением молодого Советского государства.

Политика «военного коммунизма» включала комплекс мероприятий, за­тронувших экономическую и социально-политическую сферу:

1) национализация промышленности, охватившая все сферы производства (с ноября 1920 г. началась национализация мелкой промышленности);

2) сверхцентрализация экономики. Возникает целая система учреждений, в задачи которых входило подчинение всей экономики нуждам фронта;

3) запрет частной торговли, свертывание товарно-денежных отношений, натуральная оплата труда рабочих и служащих, бесплатные коммунальные услуги;

4) уравнительная оплата труда рабочих и служащих;

5) всеобщая трудовая повинность. Все трудоспособные граждане России от 16 до 50 лет обязаны были заниматься общественно полезным трудом, в про­тивном случае они привлекались к нему принудительно;

6) продразверстка обязательная сдача крестьянами государству по твер­дым ценам всех излишков хлеба и других продуктов; введена с 11 февраля 1919 г.

В марте 1919 г. состоялся V11I съезд РКП(б), принявший новую программу партии. В программе были определены основные задачи партии в предстоя­щий период: завершение экспроприации буржуазии; переход от торговли к продуктообмену, от денежного хозяйства к безденежному, от единоличного крестьянского хозяйства к коллективному, от рыночного хозяйства к плано­вому. На основе политики «военного коммунизма», строившейся на принци­пах монополизации производства, централизации распределения произве­денного продукта, натурализации обмена, директивного управления, при­нуждения к труду, разрабатывались пути перехода к социализму.

В политической сфере установилась безраздельная диктатура РКП(б). Партия большевиков перестала быть чисто политической организацией, ее аппарат постепенно срастался с государственными структурами. Она опреде­ляла политическую, идеологическую, экономическую и культурную жизнь в стране (даже личные отношения были под контролем):

1) деятельность других политических партий, боровшихся против дикта­туры большевиков, их экономической и социальной политики, — кадетов, меньшевиков, эсеров (сначала правых, а потом и левых) — была запрещена;

2) часть интеллигенции эмигрировала, другая была репрессирована;

3) все попытки возродить политическую оппозицию насильственно пре­секались;

4) в Советах всех уровней большевики добивались полного единовластия путем их перевыборов или разгрома. Деятельность Советов приобретала фор­мальный характер, так как они лишь исполняли предписания большевист­ских партийных органов;

5) потеряли независимость профсоюзы, поставленные под партийный и государственный контроль;

6) запрещалось стачечное движение под предлогом, что пролетариат не должен выступать против своего государства;

7) не соблюдалась провозглашенная свобода слова и печати. Почти все небольшевистские печатные органы были закрыты. Издательская деятель­ность жестко регламентировалась.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, становление новой советской государственности завершилась закреплением системы Советов. Разгон Учредительного собрания был поворотным событием в этом выборе. Система Советов, как и система новых судебных, репрессивных и других органов, была законо­дательно закреплена в Конституции РСФСР 1918 г. Там же утвердились но­вые политические, социальные и экономические принципы сложившейся в стране системы.

Первые преобразования Советской власти глубоко потрясли многовековые отношения собственности, привели к коренному изменению принципов управления хозяйствен­ной жизнью. Они основывались на нерыночной, централизованной экономике, с преобладаю­щим влиянием роли государства. В число основных мероприятий данного периода входили: национализация банков, национализация промышленности, введение моно­полии внешней торговли и другие. На характер происходившего повлияли: инерционность многих разрушительных социально-экономических процессов, начав­шихся до прихода к власти большевиков и доставшихся им по наслед­ству; обстановка противостояния советской власти; готовность боль­шевиков радикально изменять существующие отношения и делать это с широким применением методов насилия.

При этом ликвидация сословий, нарушение рыночных отношений, сокращение производства в промышленности и в сельском хозяй­стве не только не вывели Россию из экономической разрухи, но и усугубили ее. Однако развитие однопартийной си­стемы и жесткая централизация управления страной позволили мобилизовать все ресурсы и удер­жать власть в ходе гражданской войны.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Волков В. Красный семнадцатый год// Родина.- 2007.- №2.- С.20-23

2. Герасименко Г.А. Судьба демократической альтернативы в России 1917 года и ее лидеров// Вопросы истории.- 2005.- №7.- С.3-22

3. Деревянко А.П. История России: учебное пособие.- М.: ТК Велби, 2008.- 560 с.

4. История России: Учебник: В 2т. Т.2/ под ред. А.Н.Сахарова.- М.: АСТ, 2005.- 862с.

5. История России XX – начала XXI века: учебное пособие/ под ред. Л.В. Милова.- М.: Эксмо, 2006.- 960 с.

6. Кравец И.А. Конституционализм и российская государственность в начале ХХ века: учебное пособие.- М.: Маркетинг, 2006.- 368 с.

7. Мартышин О.В. Революция и развитие российской государственности// Государство и право.- 2007.- № 11.- С. 79-88

8. Мунчаев Ш.М. История Советского государства: учебник.- М.: Норма, 2008.- 720 с.

9. Омельченко Н.А. История государственного управления России: учебник.- М.: ТК Велби, 2007.- 464 с.

10. Рогачев С.В. Российская государственность// Социальная политика и социология.- 2004.- № 3.- С. 30-41

11. Хрестоматия по истории государства и права России: учебное пособие/ сост. Ю.П.Титов.- М.: ТК Велби, 2007.- 464 с.

Скачать архив с текстом документа