Преподавание элективных курсов по искусству в профильных классах

СОДЕРЖАНИЕ: Культура многолика, но едина! И одним из ярчайших проявлений этого единства можно считать диалог искусств – музыки и поэзии, архитектуры и живописи, театра и танца, длящиеся века

Преподавание элективных курсов по искусству в профильных классах.

Коваль Т.Э. учитель музыки, зам.директора по УМР

МОУ СОШ № 8 ст. Новорождественской

Тихорецкий район Краснодарский край

Культура многолика, но едина! И одним из ярчайших проявлений этого единства можно считать диалог искусств – музыки и поэзии, архитектуры и живописи, театра и танца, длящиеся века.

Желание проследить «великое в малом», понять то общее, что связывает культуру разных эпох с творениями музыкантов, поэтов, художников, - вот цель уроков музыки в общеобразовательной школе. К сожалению, преподавание данного предмета заканчивается в 8 классе, но в 9 классе по БУП-2004 введен предмет «Мировая художественная культура», развивающий полученные первоначальные знания по изобразительному искусству, музыке, позволяющий в едином контексте соединить их с литературой, историей и театром.

С введением предпрофильной подготовки перед учителем музыки возникла возможность участвовать в формировании художественно-эстетического, филологического, гуманитарного профилей обучения, где искусство может быть представлено для изучения в качестве элективного курса.

В качестве дальнейшего изучения искусства и углубления знаний можно предложить учащимся элективный курс «Искусство «серебряного века», разработанный мною на основе учебного издания «Искусство «серебряного века» автор музыковед, доктор педагогических наук, профессор Л.А.Рапацкая (М.: Просвещение: «Владос», 1996г.). Содержание курса представляет собой совокупность фрагментов из различных разделов нескольких предметов (литература, музыкальное искусство, изобразительное искусство, история) и ориентирует учащихся на выбор гуманитарного, художественно-эстетического профиля обучения в 10-11кл. Курс рассчитан на 70 часов. Он открывается вводной темой, посвященной искусству «русского культурного ренессанса», затем дается обобщенная характеристика рассматриваемого явления в искусстве «серебряного века» и каждый последующий раздел имеет несколько тем (раздел 1 , тема 1.1.,1.2. и т.д.).

Курс охватывает период русской культуры с конца XIX столетия

до «грозы 17-го года». Взаимодействие музыки с другими видами искусств – определяет содержание этой программы. Охарактеризовано уникальное наложение реалистических традиций уходящего «золотого века» и новых художественных направлений, таких как символизм и футуризм, акмеизм и «мирискусничество», творчество Скрябина и Кандинского, Стравинского и Мейерхольда, Ахматовой и Рахманинова, контрастных, порой взаимоисключающих явлений и модных художественных направлений. Дан краткий обзор теории искусств, разработки русской темы как символа национальной самобытной красоты, теории футуристического искусства, а также образа Вселенной в поэзии, музыке и живописи, течений: авангарда, неоклассицизма, «русской европейности».

В программу включены уроки-концерты, посвященные биографии и творчеству наиболее ярких представителей искусства «Серебряного века».

После каждой темы дается список музыкального материала, художественного ряда и поэтических произведений, используемых в процессе урока.

Отбор материала по искусству «Серебряного века», его объем, и степень сложности сориентированы, прежде всего, на особенности восприятия и уровень знаний учащихся 10-11 класса. Возможна замена этих образцов произведений искусства аналогичными, не уступающими им в художественном отношении.

Содержание каждого занятия содержит краткую характеристику, часы можно варьировать по усмотрению учителя, учитывая степень усвоения материала учащимися или их первоначальной подготовки с 5 по 9 класс.

В конце программы предложен список используемой литературы.

Данный курс предполагает использование традиционных методов работы: объяснение и закрепление материала, опрос учащихся, использование музыкальных и художественных иллюстраций, фотографий, диапозитивов, мультимедийного проектора, ноутбука.

В качестве формы контроля знаний можно рекомендовать опрос в конце изучения каждого раздела в виде беседы на уроке или тестов, разработанных самим учителем.

По окончанию изучения курса рекомендуется оформление творческой работы(проекта) учащимися по заданной теме.

Из-за отсутствия учебников по данной тематике учащимся рекомендуется конспектировать изучаемый материал на уроке, использовать материалы всемирной сети Интернет.

Содержание курса

Введение. Русский культурный ренессанс

Общие черты и скрытые мотивы расцвета многогранного русского искусства. Основа единства русской художественной культуры. Лейтмотив свободы Человеческого духа. Яркие представители культурного ренессанса. Теория искусства.

Музыкальный ряд:

«Скифская сюита» С. Прокофьев

«Всеношное бдение» С. Рахманинов

«Баба-яга» А. Лядов

Художественный ряд:

«Аленушка» В. Васнецов

«Леший» М. Врубель

«Иван Великий. Звон» А. Лентулов

Раздел I. Музыка символизма в поэзии, изобразительном искусстве, пластике

Тема 1. Поэзия символизма

Музыка символизма, скрытая в других искусствах. Открытие символа как «знака иного мира в этом мире». Поэзия символизма. Культ музыкальности в поэзии. В. Брюсов,

И. Анненский, К. Бальмонт, А. Блок.

Поэтические произведения:

«Ночь. Улица. Фонарь. Аптека» А.Блок

«Пляски осенние» А. Блок

«Мой тихий Амстердам» К.Бальмонт

«Островок» К.Бальмонт

«Юному поэту» В. Брюсов

«Творчество» В. Брюсов

«Я люблю замирание эха» И. Анненский

Тема 2. Жизненный путь и творчество А.Н. Скрябина

Рождение гения. Становление музыканта. На пути зрелости. Личная жизнь и творчество. Философия. Мастерство: «Поэма экстаза», «Прометей»

Музыкальный ряд:

Скрябин «Поэма экстаза», «Прометей», Третья симфония «Божественная поэма»

Раздел II. Авангард и его направления

Тема 1. Кубизм, футуризм, примитивизм и абстракционизм в живописи начала XX века

Рождение кубизма, футуризма, примитивизма и абстракционизма. Понятие авангарда. Объединение «Бубновый валет». А. Лентулов, К. Малевич. Поэзия авангарда.

И. Северянин, В. Маяковский.

Художественный ряд:

«Иван Великий. Звон» А. Лентулов

«Импровизация №7» В.Кандинский

«Супрематизм в контуре «Спортсменов» К. Малевич

«Черный квадрат» К. Малевич

Поэтические произведения:

«Ананасы в шампанском» И. Северянин

Тема 2. Урок-концерт «Поэт и история» о творчестве Б. Пастернака

Юность поэта. Внутренний рост и музыкальная одержимость. Первая книга стихов. Пастернак и новая эпоха. «Доктор Живаго». Пастернак и Сталин.

Художественный ряд:

«Фантазия» Петров-Водкин

«Ранний снег» Поленов

Фальк, Кузнецов, Серов

Музыкальный ряд:

«Поэма экстаза» Скрябин

«Метель» Свиридов

«12 этюд (до минор)» Шопен

«Трио» Чайковский

Поэтические произведения:

Пастернак «Февраль. Достать чернил и плакать», «9 января», «1905г.», «Метель»

«Памяти демона», «Гамлет», «Когда разгуляется» и др.

Раздел III . Неоклассицизм

Тема 1. Акмеизм

Поэтическое течение «акмеизм». Содружество «Цех поэтов». Н. Гумелев, А. Ахматова

Поэтические произведения:

Гумилев «Фарфоровый павильон», «Путь конквистадоров», «Заблудившийся трамвай»

«Жемчужина»

Ахматова «Маскарад в парке», «Песня последней встречи», «Танец маленьких лебедей», «Реквием»

Тема 2. Урок-концерт «Сердце и судьба», посвященный М. Цветаевой-1час

Звезда русской поэзии. Первый сборник. Личная жизнь поэтессы. Цветаева и Блок. Цветаева и Ахматова. Цветаева и Пастернак. Жизнь в Париже и возращение на родину.

Музыкальный ряд:

«Экспромт» Шопен

Художественный ряд:

«Над вечным покоем», «Осенний день в Сокольниках» Левитан

«Московский дворик» Поленов

«Коктебель» рисунки М. Волошина

Поэтические произведения:

Цветаева «Вечерний альбом», «Моим стихам написанным так рано», «Я с вызовом ношу его кольцо», «Имя твое – птица в руке», «Окно» и др.

Тема 3. Жизненный путь и творчество С.С. Прокофьева

Одаренный ребенок. Петербургская консерватория. Первые сочинения. Скифская сюита., Второй фортепианный концерт, Классическая симфония. Новаторство музыки Прокофьева.

Музыкальный ряд:

Прокофьев «Скифская сюита», Второй фортепианный концерт, «Классическая симфония»

Тема 4. Урок-концерт «Поэт и личность» по творчеству О. Мандельштама

Музыкальные ассоциации в стихах Мандельштама. Ссылка поэта в Воронеж. Психология русского интеллигента. Отлучение от литературы. Пересыльный лагерь.

Музыкальный ряд:

«Ноктюрн» Шопен

«Море», «Игра волн» Дебюсси

«Времена года», «Декабрь» Чайковский

«14-я симфония» Шостакович

Художественный ряд:

«Марины» Айвазовский

«Похищение Европы» Серов

«Рождение Венеры» Боттичелли

«Пан» Врубель

«Суд народа» Никритин

Поэтические произведения:

Мандельштам «Рождение улыбки», «Соломинка», «Ласточка», «Я должен жить, хотя я дважды умер» и др.

Раздел IV . «Русская европейскность» в контексте «серебряного века»

Тема 1. «Мир искусства»

«Русская европейскость»- факт культурной жизни. Идеи «русской европейскости».

А. Бенуа. Творческое объединение и журнал «Мир искусства». К. Сомов, Б. Кустодиев, Л. Бакст, Н. Рерих. В. Серов, М. Нестеров, М. Врубель

Художественный ряд:

«Девочка с персиками», «Ида Рубинштейн», «Петр I» Серов

«Портрет А. Бенуа» Бакст

«Прогулка короля» Бенуа

«Дама в голубом» Сомов

«Идолы», «Заморские гости» Рерих

«Купчиха за чаем», «Масленица» Кустодиев

Тема 2. Русские балетные сезоны

Личность С. Дягилева. Дягилевские антрепризы. А. Павлова, Т. Карсавина, М. Фокин, Дж. Баланчин, В. Нижинский. Постановки М. Фокина. Симфонизация балета. «Завоевание» Парижа.

Музыкальный ряд:

«Умирающий лебедь» Сен-Санс

«Лебединое озеро» Чайковский

«Жар – птица», «Весна священная», «Петрушка» Стравинский

Художественный ряд:

«Портрет С.П. Дягилева с няней» Бакст

Бенуа Эскиз костюма к опере Стравинского «Соловей

Тема 3. Творчество И.Ф. Стравинского

Талантливый ученик Римского-Корсакова. Стравинский и Дягилев. Балеты «Петрушка», «Весна священная». Эмиграция.

Музыкальный ряд:

«Жар – птица», «Весна священная», «Петрушка» Стравинский

Художественный ряд:

Бакст « Эскиз костюма Жар-птицы»

Бенуа «Эскизы к балету «Петрушка»

Раздел V . Романтизм « C еребряного века»

Тема 1. Образ Родины в поэзии и живописи

«Второе дыхание» русского романтизма. Чувство связи с родиной в творчестве А. Блока, И. Левитана, К. Коровина, М. Нестерова. Направления неоромантизма.

Поэтические произведения:

«Россия» Блок

«Гимн Родине» Сологуб

«Родине» Белый

Художественный ряд:

«Владимирка», Над вечным покоем» Левитан

«Бульвар Капуцинок в Париже» Коровин

«Великий постриг», «Видение отроку Варфоломею» Нестеров

Тема 2. Творчество А.К. Лядова

Поиск этической и художественной истины. Связь музыки композитора с народным творчеством. Идеи «Мира искусств» в творчестве Лядова. «Сказочные картинки».

Музыкальный ряд:

Лядов: «Симфоническая сюита «Восемь русских народных песен для оркестра»

«Симфонические картинки»

Тема 3. Урок-концерт «Есенин в музыке»

Детство и юность поэта. Образ Родины в стихах Есенина. Романсы на стихи С. Есенина. Гибель поэта.

Музыкальный ряд:

Пономаренко: «Отговорила роща золотая», «Клен ты мой опавший», «Письмо матери» и др.

Тема 4. С.В. Рахманинов

Сын «серебряного века». Первые сочинения. Опера «Алеко», Первый концерт для фортепиано с оркестром. Романсы Рахманинова. Эмиграция. Творческое наследие композитора и его вклад в русскую культуру.

Музыкальный ряд:

Рахманинов: опера «Алеко», романсы «Островок», «Весенние воды», Не пой красавица при мне», Второй концерт для фортепиано с оркестром и др.

Заключение. Духовное наследие искусства «серебряного века»

Идеи «высшего планетарного смысла» в русском искусстве «серебряного века». Выбор «между Соловками и Парижем». Голос «серебряного века» в искусстве.

Поэтический ряд:

«Мне голос был. Он звал утешно» Ахматова

«Хождение Богородицы по мукам» Кузьмин

Учебно-методическое обеспечение

Л.А. Рапацкая «Искусство «серебряного века». – М.: Просвещение: «Владос», 1996

Л.В. Звягина «Уроки-концерты в школьном курсе «Мировая художественная культура». – Новосибирск: «Книжица», 1997

Г. Пономаренко «Отговорила роща золотая», М.: Музыка, 1981

Н.А. Калинина «Сергей Васильевич Рахманинов». – М.: Дет.лит., 1989

С.С. Прокофьев «Материалы, документы, воспоминания». – М.: Музыка, 1987

С.Ф. Хлебунова Управление современной школой. Выпуск VI. Профильное обучение: новые подходы. Практич. пособие для руководителей системы образования, слушателей ИПК.-Ростов-н/Д: издательство «Учитель», 2005

Скачать архив с текстом документа