Прием контраста в поэме Блока Двенадцать
СОДЕРЖАНИЕ: Прием контраста в поэме Блока Двенадцать Отношение Александра Блока к Октябрьской революции было неоднозначным. Он воспринимал ее скорее не как историческое событие, повлекшее за собой смену общественного уклада, а как событие, наполненное мистикой. Как борьбу нового мира со старым. И в поэме «Двенадцать» революционная борьба показана с помощью контраста Блоком.Прием контраста в поэме Блока Двенадцать
Отношение Александра Блока к Октябрьской революции было неоднозначным. Он воспринимал ее скорее не как историческое событие, повлекшее за собой смену общественного уклада, а как событие, наполненное мистикой. Как борьбу нового мира со старым. И в поэме «Двенадцать» революционная борьба показана с помощью контраста Блоком. Контраст представлен в виде ветра, ветра перемен, сносящего все старое и несущего новую жизнь:
Черный вечер.
Белый снег.
Ветер, ветер!
На ногах не стоит человек.
Ветер, ветер —
На всем Божьем свете.
Контраст является в поэме основным средством изображения и несет в себе глубокую смысловую нагрузку.
Надо сказать, что символика поэмы «Двенадцать» построена на цветовом контрасте. Черный вечер, черное небо и «черная, черная злоба в груди» — эти символы помогают нам со всей остротой представить, какая злоба накопилась у тех двенадцати, которые идут по улице. Черный цвет говорит нам и о жестокости замыслов этих людей, которые готовы из-за своей ненависти на все. Души двенадцати черны, пусты и холодны.
А белый снег — это символ новой жизни, очищения. И, что обращает на себя внимание, он падает с черного неба, из черных туч. Это тоже глубоко символично. Поэт хочет сказать, что новая жизнь придет из самых «черных» глубин. Из тех глубин душевной пустоты двенадцати, которым «ничего не жаль». Белый цвет используется Блоком для выражения его мысли о способности революции очистить старый мир от всего грязного — поэт в это искренне верил.
Блок показывает и контрастность поступков двенадцати. С одной стороны, они идут к новой жизни, к справедливой расправе с «шелудивым псом», с другой стороны — их руки омыты кровью реального человека. Бессмысленное убийство Катьки — еще одно подтверждение полной душевной опустошенности. «Эка тьма!» — говорит один из них. Тьма — это тоже символ, символ тьмы безверия. И контрастирует с этой тьмой в финале поэмы Иисус Христос «в белом венчике из роз». Александр Блок при помощи символа Христа — Бога и посланника Бога, напоминает нам о вечных ценностях — добре, красоте, любви. Они не должны быть забыты людьми в угоду даже самым справедливым социальным деяниям.
Роль контраста в поэме Блока «Двенадцать» очень велика. Если его обобщить, мы глубже проникнем в смысл поэмы — это не только борьба нового со старым, но и более широко — противостояние света и тьмы, добра и зла.
Контраст позволяет нам также более явственно почувствовать описанные поэтом события. Удачное художественное воплощение в поэме революционных событий поставило это произведение Блока в ряд наиболее ярких и правдивых произведений, посвященных этой тематике.