Формы и методы регулирования рынка в развитых странах

СОДЕРЖАНИЕ: Понятие и сущность рыночной системы экономики, модели смешанной экономики. Регулирование экономики и ее особенности в современном мире, субъекты и объекты регулирования рынка. Практическое применение способов регулирования в современной экономике.

Содержание

Введение

Глава 1.Теоретические основы функционирования рыночной системы экономики

1.1 Понятие и сущность рыночной системы экономики

1.2 Смешанная экономика и ее модели

Глава 2. Регулирование экономики и ее особенности в современном мире

2.1 Понятие и сущность регулирования рынка

2.2 Субъекты и объекты регулирования рынка

Глава 3. Практическое применение способов регулирования в современной экономике

Заключение

Список использованной литературы

Приложение


Введение

В мировой хозяйственной практике рыночное регулирование в рациональном виде стало возникать сравнительно недавно. На протяжении нескольких столетий рынок функционировал почти целиком стихийно. Bo-второй половине XVIII в. такое положение было даже теоретически подкреплено известной идеей А. Смита о «невидимой руке», которой обосновывалась ведущая роль неуправляемого рынка. С тех пор эту идею активно развивали и пропагандировали другие классики буржуазной политической экономии, неоклассики, либеральные теоретики, а с середины прошлого века и монетаристы.

Тем не менее, объективные потребности хозяйственной жизни рано или поздно взяли свое. Активное вмешательство государственной власти в рыночную экономику начинается вместе с активным вызреванием капитализма. В эпоху первоначального накопления капитала это особенно проявилось в виде политики протекционизма. Она заключалась в поощрении со стороны государства тех национальных отраслей, которые были наиболее прибыльны для нарождающейся буржуазии. Такая политика проводилась в Англии и Франции уже в XVII в., а в России – со времен Петра I. Еще более активизируется роль государственной власти в рыночной экономике в годы Первой мировой войны. В.И. Ленин назвал этот процесс огосударствлением экономики, возникновением государственно-монополистического капитализма[1] Следующее усиление координирующего начала в народном хозяйстве связано с «новым курсом» Ф. Рузвельта в США, во многом основанным на кейнсианских теоретических положениях. Далее в этом плане надо отметить время Второй мировой войны и послевоенный восстановительный период в ряде стран (особенно в ФРГ, Японии, Южной Корее). Весьма значительное государственное влияние на товарно-денежное обращение, как и на экономику в целом, наблюдается сейчас почти во всех крупных капиталистических странах. В некоторых из них (например, в Японии и Франции) созданы центральные прогнозирующие и планирующие органы.

Актуальность данной работы очевидна, так как возросшая сложность социально-экономического процесса приводит к необходимости регулирования рынка и расширения функций государства в современном обществе при сохранении рыночных свобод, институтов и механизмов. Многие фундаментальные проблемы сегодняшнего общества не могут быть эффективно решены при помощи только рыночных механизмов. Это прежде всего укрепление социальной сферы, которая стала одним из важнейших источников экономического роста.

Целью данной курсовой является изучение приемов и способов регулирования рыночной экономики, применяемые в развитых странах.

В связи с данной целью были поставлены следующие задачи:

- рассмотреть понятие рыночной системы, ее виды;

- проанализировать причины необходимости регулирования рынка;

- выявить субъекты и объекты регулирования;

- рассмотреть методы регулирования рынка.


Глава 1. Теоретические основы функционирования рыночной системы экономики

1.1 Понятие и сущность рыночной системы экономики

Экономическую систему можно рассматривать как формальную социально-экономическую структуру, организующую производство товаров и услуг, востребованных во внешней среде, в соответствии с долгосрочной стратегией и использующую внутренние и внешние ресурсы – труд, капитал, технологии, информацию.[2] Экономическая система – это сложная система, представляющая собой упорядоченный комплекс взаимосвязанных элементов.[3] Вне системного характера экономики не могли бы воспроизводиться экономические отношения и институты, не могли бы существовать экономические закономерности, не могло бы сложиться теоретического осмысления экономических явлений и процессов, не могло бы быть скоординированной и эффективной экономической политики.

Основными элементами экономической системы являются социально-экономические отношения, базирующиеся на сложившихся в каждой экономической системе формах собственности на экономические ресурсы и результаты хозяйственной деятельности; организационные формы хозяйственной деятельности; хозяйственный механизм, т.е. способ регулирования экономической деятельности на макроэкономическом уровне; конкретные экономические связи между хозяйственными субъектами. История знала различные типы экономических систем: рыночная система, в которой преобладает рыночное хозяйство, традиционная и административно-командная. Основные отличия этих типов экономических систем представлены нами в приложении 1. Нас в первую очередь интересует рыночная система экономики, поэтому в данной главе нашей работы мы рассмотрим именно ее.

На длительном историческом этапе преобладали традиционные экстенсивные рыночные экономики, связанные с вовлечением дополнительных ресурсов - территории и располагаемых природных ресурсов, а также население, позднее к ним добавился капитал.

В индустриальной же экономике ведущими факторами развития становятся:

- концентрация промышленного капитала;

- эффективное использование материальных ресурсов и средств производства, таких, как производственные фонды, технологии и организационные составляющие (включая массовое производство, вертикальную интеграцию, жесткую организационную структуру и разделение функциональных обязанностей);

- завоевание доли рынка за счет ценовой конкуренции и власти над потребителем (сегментация рынка и установление собственных стандартов в каждом сегменте, стремление к максимизации прибыли и стоимости компаний, реклама).

Стимулом развития являлась прибыль в узком смысле, т.е. финансовый результат, а другие эффекты не учитывались. Именно этот период связан с накоплением капитала, переделом собственности, хищническим отношением к природным ресурсам. Базис макроэкономической политики основывался на расширенном воспроизводстве и поддержании платежеспособного спроса.[4]

В современной экономике развитых стран превалируют интенсивные факторы развития. Принципиальное отличие постиндустриальной модели – изменение целевых ориентиров деятельности экономических систем. На макроуровне ими становятся богатство, повышение качества жизни, улучшение здоровья населения, сохранность окружающей среды. На микроуровне это не только финансовая прибыль и капитализация компании, но и социальные цели - от бережного отношения к сотрудникам до заботы об окружающей среде. Таким образом, сегодня деятельность передовых экономических образований связана и с максимизацией своей стоимости, и с положительными внешними эффектами, способствующими развитию более крупных систем.

Новые постиндустриальные фундаментальные факторы развития создаются объективными изменениями, происходящими во всех сферах общественной жизни.

Основными моментами, наиболее воздействующими на экономические системы, являются[5] :

- глобализация и ужесточение конкуренции;

- ускорение перемен (быстрота инноваций и сокращение жизненного цикла товаров и услуг, появление новых технологий);

- информационный прорыв (развитие информационных и коммуникационных технологий, упрощение доступа к информационным сетям);

- возрастание значимости нематериальных ресурсов производства (развитие человеческого капитала, социализация экономических и управленческих отношений).

Среди факторов стабильного развития микроэкономических систем выделяются:

- оптимальное сочетание специализации и диверсификации, подкрепленное набором компетенций бизнеса;

- концентрация инноваций на приоритетных направлениях и непрерывном совершенствовании продукции;

- создание новых товаров и рынков за счет прогнозирования потребностей:

- гибкая оргструктура, оптимизированная под стратегические задачи;

- переход от вертикальной интеграции к сетевым структурам;

- управление, основанное на знаниях и развитии человеческого капитала, поиск лучшей практики управления (бенчмаркинг);

- мотивация сотрудников на успех;

- объединение компаний для достижения синергетического эффекта.

Успех компаний базируется на способности управлять изменениями, поскольку сегодняшние изделия обеспечивают только временное конкурентное преимущество. Названные факторы развития позволяют формировать самосовершенствующуюся организацию, восприимчивую к изменениям, способствуют широкому применению информационных, коммуникационных и других современных технологий.

Из сказанного следует, что стабильно могут развиваться экономические системы, способные адекватно реагировать на вызовы действительности. Если же они игнорируют эти сигналы, то их ждет разорение или поглощение конкурентами.

Одна из главных черт рыночной экономики – это личная свобода всех участников экономической деятельности. В такой системе поведение каждого ее участника мотивируется его личными, эгоистическими интересами: каждая экономическая единица стремится максимизировать свой доход на основе индивидуального принятия решений.

В развитой рыночной экономике рыночный механизм претерпевает изменения. Командная экономика находит здесь свое применение в виде государственного регулирования экономики. Фирмы как участники рынка также применяют плановые методы для прогнозирования объема и структуры спроса, необходимых инвестиций в НТП. Прогноз рынка позволяет заблаговременно сокращать выпуск устаревающих товаров и переходить к качественно новым моделям и видам продукции.

Крупные компании, используя методы стратегического планирования и менеджмента решают вопрос об наиболее эффективном использовании имеющихся ресурсов, о вложении активов в наиболее перспективные отрасли хозяйства. В тоже время развитие новейших технологий, отраслей идет при помощи государства в виде ассигнований, общенациональных и межгосударственных программ, проведения НИОКР в приоритетных направлениях развития экономики.

Все большую долю в распределении ВНП играет социальная сфера, развитие «человеческого капитала». Это реформирование, финансирование систем образования, подготовка высококвалифицированных кадров, развитие медицинского обслуживания.[6] На социальное обеспечение, реализацию многочисленных программ «борьбы с бедностью» в настоящее время направляется не менее 30–40% всех государственных бюджетных ассигнований в развитых странах с рыночной экономикой. В то же время крупные фирмы заботятся о своих сотрудниках, стремясь активизировать работу персонала, повысить производительность труда, сократить потери рабочего времени и тем самым укрепить конкурентоспособность фирмы.

1.2 Смешанная экономика и ее модели

Применительно к современным условиям смешанная экономика предстает в следующих укрупненных формах[7] :

- смешанная экономика развивающихся (особенно слаборазвитых) стран, в которых «смешение» вызывается низким уровнем развития и наличием отсталых экономических форм;

- смешанная экономика развитых стран (развитая смешанная экономика).

Идеи смешанной экономики, появившиеся на рубеже двух последних веков и получившие затем широкое распространение, отражали реальные изменения в социально-экономической жизни, особенно усилившиеся в послевоенный период. Эти изменения проявились в усложнении форм взаимодействия рынка и государственного регулирования экономики, частного предпринимательства и процесса социализации, а также во все более заметном проникновении в структуру общественных систем постиндустриальных (постэкономических) начал. Сам термин «смешанная экономика» не имеет однозначного толкования. Его первоначальная и наиболее распространенная трактовка делает упор на сочетании различных секторов экономики (частного и государственного), на разнообразии форм собственности. Вторая позиция, получившая импульс от кейнсианства, выдвигает на первый план проблему сочетания рынка, рыночного механизма и государственного регулирования. Третья позиция, инициированная разнообразными социал-реформистскими течениями, основывается на сочетании капитала частного предпринимательства и социальности, общественных социальных гарантий. Наконец, еще одна позиция, вытекающая из цивилизационного подхода, нацеливает на проблему соотношения экономических и неэкономических начал в структуре современного общества. Указанные трактовки смешанной экономики в современных условиях не противоречат друг другу: они лишь отражают наличие нескольких линий формообразования современного типа развитой экономики и их единство.

Смешанная экономика представляет собой одновременное сочетание указанных параметров, а именно: сочетание частного и государственного секторов экономики, рынка и государственного регулирования, капиталистических тенденций и социализации жизни, экономических и неэкономических начал. Параметры смешанной экономики обладают относительной самостоятельностью. Однако, возможно превалирование того или иного параметра или одной из групп параметров в условиях различных стран. Смешанность экономики характеризует не только наличие разнообразных структурных элементов в ее составе, но и образование конкретных форм их сочетания в реальной экономике. Примером этого могут служить частно-государственные акционерные предприятия, контрактные соглашения государственных органов с частными фирмами, социальное партнерство и т. д. Сегодня смешанная экономика является целостной системой, выступающей адекватной формой современного развитого общества. Образующие ее элементы опираются на такой уровень производительных сил и на такие тенденции социально-экономического развития, которые объективно требуют дополнения рынка государственным регулированием, частнохозяйственной инициативы – социальными гарантиями, а также включения в экономическую структуру общества постиндустриальных начал. Смешанная экономика не является конгломератом, хотя и уступает «чистым» системам в степени однородности составляющих ее элементов[8] .

Реально в разных странах и регионах складываются различные модели смешанной экономики. Они отличаются друг от друга своими преобладающими формами собственности, рынка и степени участия государственного регулирования, капитала и социальности. Эта особенность зависит от многих факторов: уровня и характера материально-технической базы, исторических и геополитических условий формирования общественного устройства, национальных и социокультурных особенностей страны, влияния тех или иных социально-политических сил и т.п.

Американская модель – это либеральная рыночно-капиталистическая модель, предполагающая приоритетную роль частной собственности, рыночно-конкурентного механизма, капиталистических мотиваций, высокий уровень социальной дифференциации. Американские экономисты исходят из того, что лишь экономическая свобода как антитеза регулирования способна обеспечить устойчивый рост. Индекс экономической свободы, исчисляемый канадским институтом по методологии М. Фридмана, учитывает пять факторов: 1) размер государственного сектора экономики, бюджетных расходов и правительственного участия; 2) структура правовой системы, защита прав собственности; 3) доступ компаний к инвестиционным ресурсам; 4) степень открытости экономики; 5) развитие хозяйственного, банковского и трудового права.[9]

Германская модель – это модель социального рыночного хозяйства, которая создает социальную инфраструктуру, смягчающую недостатки рынка и капитала. Государство создает надежные правовые и социальные рамочные условия для реализации экономической инициативы. Такие рамочные условия воплощаются в гражданском обществе и социальном равенстве индивидов (равенстве прав, стартовых возможностей и правовой защите). Они фактически состоят из двух основных частей: гражданского и хозяйственного права, с одной стороны, и системы мер по поддержанию конкурентной среды, с другой. Важнейшая задача государства - обеспечивать баланс между рыночной эффективностью и социальной справедливостью.[10] Германская модель, сочетающая рынок с высокой степенью государственного вмешательства, характеризуется следующими чертами:

- индивидуальная свобода как условие функционирования рыночных механизмов и децентрализованного принятия решений. В свою очередь, это условие обеспечивается активной государственной политикой поддержания конкуренции;

- социальное равенство – рыночное распределение доходов обусловлено объемом вложенного капитала или количеством индивидуальных усилий, в то время как достижение относительного равенства требует энергичной социальной политики.

Японская модель – это модель регулируемого корпоративного капитализма, в которой благоприятные возможности накопления капитала сопрягаются с активной ролью государственного регулирования в сферах программирования экономического развития, структурной, инвестиционной и внешнеэкономической политики и с особым социальным значением корпоративного начала. Большую роль здесь играют негосударственные инвестиционные, пенсионные, страховые и другие фонды.

Шведская модель – это социал-демократическая модель, которая отводит государству место верховной социально-экономической силы. Основная суть данной модели состоит в высоком уровне налогообложения, высокой степени социальной защищенности населения. Например, ставка местного подоходного налога (не считая налогов на доходы от акций и банковских вкладов, на недвижимость, собственность, наследство, дарение и личный транспорт) составляют 32-35%. Эти деньги жестко контролируются и идут на социальную защиту – бесплатное образование, в том числе для взрослых, медицинское обслуживание, страхование от безработицы, оплачиваемый отпуск в случае рождения или болезни ребенка, пособие на оплату жилья, пенсию, достигающую 70-75% зарплаты. При этом все жители, независимо от уровня своего дохода, имеют доступ к равному набору одинаковых по качеству социальных услуг, государство выравнивает доходы между различными группами населения Результатом этой политики является наименьшая в мире разница в зарплатах между различными профессиями. Разрыв в оплате уборщицы и высшего менеджера в компании составляет всего 1:3. В 2003-2005 гг. Швеция, наряду с другими странами Северной Европы, где роль государства особенно высока (в Норвегии, например, ему принадлежит главная нефтегазовая и другие компании), лидирует по уровню конкурентоспособности, хотя незначительная разница в оплате представителей одной профессии и высокий уровень пособий увеличили число уклоняющихся от работы. В последние годы в Швеции сократили пособия больным, уклоняющимся от реабилитации, безработным, не желающим искать работу и т.д.[11]

Изучив теоретические аспекты, можно сделать следующие выводы:

1. Рыночная система – это система социально-экономических отношений, основанная на личной свободе участников рынка, на их интересе. Выделяют экономику экстенсивного типа (индустриального), основанная на расширении использовании ресурсов, и интенсивного (постиндустриального), основанная на повышении качества и эффективности использования ресурсов.

2. В последнее время превалирует смешанная экономика, основанная на синтезе частной собственности и государственного регулирования. Каждой стране присущ свой тип национальной экономики, но традиционно выделяют 4 модели – это американская, германская, японская и шведская модели.


Глава 2. Регулирование экономики и ее особенности в современном мире

2.1 Понятие и сущность регулирования рынка

Под регулированием понимается осознанная и волевая координация, упорядочение товарно-денежного обмена. Главное при этом – согласование потребностей и интересов различных участников названной сферы: общества в целом, его важнейших слоев, регионов, отраслей, предприятий и т.д.[12]

Регулирование рыночных отношений должно основываться на использовании объективных факторов (отношений собственности, экономических законов, материальных потребностей и интересов).

Регулирование рыночных отношений тесно связано с процессом управления: и регулирование, и управление являются упорядочивающими, координирующими процессами. Однако между ними есть и существенное различие. Регулирование – лишь один из видов управления, а именно – в основном индикативное (рекомендательное, ориентирующее) управление. Оно не имеет всеохватывающего, директивного характера, хотя полностью не исключает применения административных и даже силовых методов воздействия на хозяйственную жизнь. Регулирование надо считать сравнительно «мягким», в основном опосредованным управлением народным хозяйством. Поэтому оно в принципе не свойственно тоталитарной, командной экономике.

Регулирование рыночных отношений противоположно их саморегулированию. Если регулирование представляет собой осознанную и волевую деятельность, то саморегулирование совершается в целом помимо человеческого сознания и воли, само собой как бы автоматически. Оно осуществляется главным образом через механизмы свободной (совершенной) конкуренции, свободных рыночных цен, взаимодействия спроса и предложения, но проявляется же посредством определенной человеческой деятельности. Хотя регулирование и саморегулирование рынка противоположны друг другу, тем не менее, в реальной жизни они давно уже существуют, взаимопереплетаются. При целенаправленной координации товарно-денежного обмена используются некоторые рычаги его автоматического, произвольного развития, а саморегулирование в той или иной степени включает в себя какие-то координирующие действия людей. Например, государственное управление рынком предполагает учет влияния конкуренции и достаточно свободного ценообразования, а саморегулирование охватывает некоторое целенаправленное упорядочение и конкуренции, и системы цен. Наибольшая эффективность народного хозяйства достигается при оптимальном сочетании регулирования и саморегулирования товарно-денежного обмена. Такое сочетание призвано обеспечивать, прежде всего, государство.[13]

В регулировании объективно нуждаются любые социальные явления, иначе их с неизбежностью охватит полная анархия, безграничный хаос. А в таких условиях ни одна из общественных систем не в состоянии существовать, тем более развиваться. Кроме того, каждый социальный строй в меру своих сил стремится уменьшить отрицательные стороны происходящих процессов, для чего также требуется определенная координация действий.

Необходимость регулирования рынка обусловлена и рядом других причин. Во-первых, рынок (особенно купля-продажа товаров массового спроса) теснейшим образом связан со сферой личного потребления и поэтому может непосредственно влиять на степень социальной стабильности. Во-вторых, у рынка, как уже было показано, издавна существуют весьма негативные для общества стороны: повышенная стихийность, широкие возможности для нетрудовых доходов, игнорирование моральных норм и т.п. Поэтому в сфере товарно-денежного обмена особенно часто возникают криминогенные ситуации, в том числе появился так называемый «теневой» (незаконный, мафиозный) рынок. В-третьих, упорядоченность рынка крайне отрицательно влияет на такую важную сферу общественной жизни, как производство материальных благ. Об этом убедительно свидетельствуют инфляция, кризис неплатежей, банковские махинации и т.п. Потребность в координации рыночных отношений значительно усиливается в современном мире, когда все экономические связи под влиянием глобализации намного усложнились, стали гораздо более разнообразными и масштабными.

Необходимость регулирования резко возрастает также в период становления развитого рынка. В таких условиях особенно важен фактор согласования, упорядочения.

Как необходимость, так и возможность регулирования рынка в большей мере возникает при развитом капитализме, поскольку именно в этой формации рынок достигает наибольшей зрелости и наибольшего распространения. Кроме того, здесь появляются специальная наука об управлении, квалифицированные менеджеры, эффективные технические средства управления.[14]

В мировой экономической литературе управление товарным производством и обменом наиболее обстоятельно исследовал английский ученый Д. Кейнс (1883–1946). Главным образом под влиянием разрухи, вызванной Первой мировой войной, и экономического кризиса 1929–1933 гг. он пришел к заключению, что стихийное, автоматическое развитие хозяйства в дальнейшем не может быть успешным. Отсюда он сделал вывод о необходимости государственного регулирования рыночных отношений, прежде всего обеспечения эффективного спроса на товары. Взгляды Д. Кейнса и сейчас широко распространены среди зарубежных обществоведов. В том числе его безоговорочно поддерживают такие научные авторитеты, как Д. Гэлбрейт, В. Леонтьев, П. Самуэльсон.

Для того чтобы понять суть координации рыночных отношений, необходимо выделить и обрисовать ее важнейшие стороны и черты, которые присущи современной экономике. Среди них можно выделить[15] :

1. Обеспечение рыночным отношениям определенной социальной ориентации. В настоящее время растущее обобществление производительных сил объективно вызывает все большую социализацию экономических отношений. Этому же в неменьшей мере способствует процесс глобализации всей общественной жизни. Постепенно формируются условия для развития коллективной и общественной собственности. В связи с этим возникает потребность осознанно направлять товарно-денежный обмен все более в интересах широких слоев трудящихся.

2. Выявление и поддержание важнейших пропорций рыночной сферы. Речь идет о соотношениях между объемами товарного производства и обращения, спросом на товары и их предложением, спросом и наличным товарным ассортиментом, товарной и денежной массой, динамикой товарной массы и развитием торговой сети т.п. Причем целенаправленное обеспечение подобных пропорций требуется и на макро -, и на микроуровне.

3. Выбор наиболее эффективных организационных форм упорядочения рыночных отношений. Конкретнее говоря, речь идет о выборе эффективных форм торговли (в ее широком понимании). Это можно назвать организационно-хозяйственной чертой в регулировании рынка. Чтобы применить нужные способы торговли, чаще всего бывает достаточно простого здравого смысла и элементарных математических расчетов, несложных социологических обследований.

4. Выделение и реализация различных приоритетов в развитии рыночной сферы. Среди них на первое место надо поставить социальные приоритеты. Так, для современных стран с очень крупной хронической безработицей преимущественное значение имеет регулирование рынка труда. Также следует иметь в виду структурные приоритеты, т.е. соблюдение, поддержание тех пропорций в сфере обращения, которые особенно важны для ее развития в данной стране в данное время. Наконец, управление рыночными отношениями включает учет организационных приоритетов, под которыми необходимо понимать применение наиболее эффективных форм и методов собственно торговли, найма рабочей силы, банковской и биржевой деятельности, а также рациональных способов территориального размещения подобных учреждений.

Таковы основные черты процесса регулирования рыночных отношений. Нетрудно заметить, что в целом они призваны обеспечивать и социальную, и хозяйственную эффективность рынка.

2.2 Субъекты и объекты регулирования рынка

Под субъектами регулирования следует понимать важнейших участников регулирования рынка. Среди них можно выделить:

- государство и его основные органы;

- крупные собственники;

- общественные организации;

- трудовые коллективы;

- международные объединения.

Государство – наиболее очевидный и постоянный участник регулирования рынка, поскольку оно обладает общенациональной политической властью, опирается на крупный сектор в народном хозяйстве страны, располагает необходимыми научными и организаторскими кадрами, в состоянии создать материально-техническую базу для эффективного управления.

Идея о важной роли государственной власти по отношению к рыночной экономике далеко не нова. Как уже отмечалось, обстоятельное теоретическое обоснование она получила в 30-е годы прошлого столетия в работах английского экономиста Д. Кейнса и его последователей в различных странах.

Подобной позиции придерживаются многие современные западные экономисты и социологи. Так, американский ученый В. Леонтьев утверждает, что формировать и развивать рынок можно лишь под контролем государства. Другой крупный экономист Д. Гэлбрейт считает, что отказ правительства от активного регулирования народного хозяйства был бы губительным шагом даже для такой мощной страны, как Соединенные Штаты; кстати говоря, автор этих слов сам практически участвовал в жесткой координации цен в период президентства Ф. Рузвельта[16] . Создатели известного учебника по экономике П. Самуэльсон и В. Нордхаус утверждают, что развивать рыночную экономику без участия властных структур все равно, что пытаться аплодировать одной рукой.[17] . Государственному влиянию на воспроизводственный процесс американские ученые К.Р. Макконнелл и С.Л. Брю посвятили в своем учебнике «Экономикс» несколько специальных глав. Некоторые японские исследователи видят главную причину современного процветания их страны в удачном сочетании рыночных механизмов и твердой хозяйственной политики.[18]

По сравнению с государством крупные собственники являются более глубинным, скрытым, но более весомым субъектом регулирования рынка.

Господствующие группы собственников осуществляют свои регулирующие функции чаще всего через деятельность государства, его различных органов, политических партий страны. Так, в современных условиях монополистическая буржуазия США побуждает властные структуры согласовывать в ее интересах рыночные отношения при помощи двух ведущих партий – республиканской и демократической. В Германии подобную посредническую миссию выполняют чаще всего христианские и свободные демократы.

Однако крупнейшие собственники стремятся использовать государство для регулирования товарно-денежного обмена также через свои ассоциации и союзы. Например, в Японии Федерация экономических организаций (объединение большого бизнеса этой страны) оказывает всестороннее влияние на деятельность парламента и правительства; с ней согласовываются любые значительные решения, прежде всего в хозяйственной области. В США регулярно проводятся деловые встречи президента и парламентских лидеров с Национальной организацией промышленников.[19]

Нередко общественные организации тоже являются участниками упорядочения рыночных отношений. Среди них наибольшую роль в данном процессе играют профессиональные союзы. В настоящее время действуют не только национальные, но и международные профцентры, крупнейшими среди которых являются Всеобщая федерация Профсоюзов, Международная организация свободных профсоюзов, Всемирная конфедерация труда. В области рыночных отношений они обязаны оказывать влияние преимущественно на цены товаров массового потребления, уровень заработной платы, качество и масштабы розничной торговли, жилищно-коммунальные тарифы и т.п.

Все большее участие в регулировании рыночных отношений принимают такие общественные организации, как союзы потребителей. В 1961 г. был создан Всемирный союз потребителей, в котором к началу 90-х годов насчитывалось 184 объединения из 80 стран. Он имеет своих представителей в ряде других международных организаций, в том числе в ЮНЕСКО. Деятельность потребительских обществ способствует укреплению и развитию преимущественно розничной торговли. Это осуществляется посредством защиты (вплоть до судебной) прав потребителей товаров широкого спроса.

Следующим субъектом регулирования рынка являются трудовые коллективы – относительно сложившийся персонал предприятий, организаций, учреждений. Их роль фактически состоит в том, чтобы направлять регулирование рынка в интересах широких слоев населения, т.е. способствовать росту прежде всего коллективного и трудового личного достояния. При этом ведущее место принадлежит работникам производственной сферы ибо они способны непосредственно координировать материальную основу обмена – производство товаров. Инвестиционных затруднений не испытывает подавляющее большинство зарубежных фирм, находящихся в собственности своих работников. Такова в том числе деятельность американских предприятий по программе ЭСОП, а также испанского оперативного объединения Мондрагона.[20]

Международные Объединения тоже участвуют в регулировании рыночных отношений. Сюда входят транснациональные предпринимательские союзы и межгосударственные учреждения. Они фактически занимаются координацией рыночных отношений в глобальных масштабах. К середине 90-х годов XX в. насчитывалось уже около 40 тыс. ТНК с почти 200 тыс. филиалов. Они имели достаточные возможности, чтобы активно регулировать объемы и движение международного и национальных рынков: в их распоряжении была треть всех мировых производственных фондов, они контролировали производство свыше 40% мирового ВВП и более 50% мирового торгового оборота. Роль ТНК еще более возрастает в процессе глобализации.

В XX в. возникли и разнообразные межгосударственные организации. Так, после Первой мировой войны победившие страны создали Международную торговую палату, целью которой официально стала координация хозяйственного (особенно торгового) взаимодействия между ними. Возникновение подобных образований активизировалось после Второй мировой войны, в основном они создавались под эгидой ООН: Международный валютный фонд, Всемирный банк, Международная организация труда и др. Кроме того, такие объединения возникали и вне рамок OOН Крупнейшим среди них стала Всемирная торговая организация (ВТО). Появилось немало региональных (в основном экономических) межгосударственных объединений, в том числе Европейское сообщество, АСЕАН, Ассоциация американских стран и др. Сложился и неформальный союз наиболее развитых буржуазных государств типа знаменитой «семерки».[21] .

Чтобы участники упорядочения рыночных отношений могли эффективно выполнять свое предназначение, им необходимо как-то взаимодействовать, согласовывать свои практические шаги. Иначе не исключена длительная разнонаправленная деятельность, даже конфронтация, отчего позитивное регулирование рынка вряд ли достижимо. Основой взаимодействия субъектов рыночного регулирования должно стать рациональное сочетание их побудительных мотивов.

Инициатором названного сотрудничества, в известном смысле партнерства, могут выступать прежде всего государственные органы, особенно хозяйственные. Это и делается во многих современных капиталистических странах. Подобная роль вполне подходит также для правящих партий.

Формы взаимодействия субъектов рыночного регулирования могут быть достаточно разнообразными: создание смешанных надправительственных организаций, временные или долгосрочные соглашения, проведение общих мероприятий, «круглые столы», совместное согласование узловых вопросов и т.п. Так, во Франции по конституции 1958 г. создан Экономический и социальный совет, в котором третья часть членов назначается правительством, а остальные представляют различные слои общества. Совет является самостоятельным органом, официально независимым от исполнительной и законодательной власти. Главная его задача – обеспечить участие всех активных сил страны в экономической жизни, помочь правительству в реализации его политики (прежде всего хозяйственной). Каждые пять лет персональный состав Совета обновляется.

Очевидно, что наиболее общим объектом регулирования служит сам рынок, представляющий систему определенных экономических отношений. Ее и надо считать основным объектом упорядочения товарно-денежного обмена.

К системе рыночных отношений относятся взаимодействия между продавцами и покупателями, а также внутри группы продавцов и внутри группы покупателей. На координацию данной совокупности отношений прежде всего и должно быть направлено регулирование рынка. К объектам регулирования можно отнести[22] :

- Структурные разновидности рынка. Объектами регулирования могут быть все структурные разновидности рынка. К ним относятся прежде всего типы рынка: неразвитый и развитый, свободноконкурентный и монополистический рынок, его формационные разновидности и т.д. Одни из типов рынка, как правило, в меньшей мере подвержены координации (неразвитый и свободноконкурентный), другие – в большей мере (развитый, капиталистический). Тем самым они в разной степени служат объектами регулирования. При регулировании типов и структурных форм обмена фактически согласовываются отношения между людьми (между продавцами и покупателями, внутри этих групп), но уже в особых, частных сферах.

- Движение товаров и денег. На рынке, как известно, участвуют не только люди, их объединения, но и определенные вещи, а именно – товары и деньги. Их обращение тоже должно подвергаться упорядочению, и, следовательно, тоже становится объектом рыночного регулирования. Движение товаров в большей мере и более непосредственно координируется продавцами, движение денежных масс – покупателями. Эти процессы тесно связаны с предложением товаров и спросом на них.

- Торговля и ее формы. Несмотря на рассмотренные рыночные объекты, подлежащих регулированию, их количество все же этим не ограничивается. Существуют еще наиболее внешние, наиболее конкретные процессы, в которых все только что отмеченные факторы находят свое конечное проявление и на которые непосредственно направлена координирующая деятельность людей. В общем плане речь идет о торговле как таковой (в ее широком понимании). В свою очередь этот внешний объект управления подразделяется на некоторые более частные виды:

- собственно торговля;

- сфера услуг;

- общественное питание;

- банковская система;

- биржевая деятельность;

- страховое дело;

- информационно-консультативная служба и т.п.

У каждой из перечисленных сфер тоже есть свои особенности регулирования. Скажем, собственно торговля или купля-продажа услуг могут успешно координироваться посредством обычного ценообразования, банковская деятельность – с помощью изменений величины ссудного процента, биржевые операции – путем влияния на курс ценных бумаг.

В конечном же счете, в повседневной практике внешние объекты регулирования выступают в виде конкретных предприятий и организаций рыночной сферы. Функционирование подобных объектов соответствующие структуры и даже отдельные люди в состоянии координировать непосредственно. Через них происходит упорядочение только что отмеченных более глубинных и более масштабных процессов: рыночных отношений в целом, их разновидностей, обращения товаров и денег, торговли вообще.

Рассмотрев основные черты регулирования экономики, можно сделать ряд выводов:

1. Регулирование экономики – это процесс, направленный на создание правовых условий для ведения бизнеса, защита прав и гарантий всех участников рынка, соблюдение принципов рыночной экономики (например, принцип конкурентности), защита социальной сферы граждан.

2. К причинам необходимости регулирования можно отнести: неспособность рынка справляться с социальными проблемами; появление «теневого» сектора экономики, криминального мира; усиление влияния глобализации экономики.

3. Современная рыночная экономика имеет ряд особенных черт, среди которых выделяются: социальная направленность регулирования, соблюдение оптимальных соотношений между различными отраслями, выделение различных приоритетов в развитии экономики, приданию ей характера долгосрочного развития.

4. К субъектам регулирования экономики относятся государство, крупные собственники производства, общественные организации, международные объединения, трудовые коллективы.

5. К объектам регулирования можно отнести разновидности рынка, движение денег и товаров, формы торговли и деятельности участников рынка.


Глава 3. Практическое применение способов регулирования в современной экономике

Прежде всего, целесообразно разграничить формы и методы регулирования рынка. Формы представляют собой разновидности координации рынка. Они показывают, в каком виде осуществляется эта координация. Методами служат способы, средства ее реализации, т.е. как именно совершается названный процесс.

Формы регулирования рынка могут складываться на разных основах. Рассмотрим вначале те из них, которые образуются в зависимости от субъектов упорядочения товарно-денежного обмена.

Наиболее распространенной и наиболее очевидной из этих форм является государственное регулирование. Оно охватывает немало более частных, более конкретных мероприятий: лицензирование купли-продажи определенных товаров (в том числе различных услуг), упорядочение продовольственных рынков, координацию торговли лекарствами, регулирование банковской деятельности, влияние на внешнеторговый оборот и т.п. Особое значение приобретает государственная координация рынка рабочей силы, преимущественно посредством соответствующих юридических актов и специальных служб.[23]

Исключительно важную роль играет предпринимательское регулирование рынка, т.е. воздействие на товарно-денежный обмен со стороны собственников средств производства и обращения. Это в данном случае хотя чаще всего неявная, скрытая, но фактически основная форма. Наибольший вес в ней принадлежит, конечно, крупным собственникам, тем более в национальных и международных масштабах. Однако средний, нередко и мелкий бизнес тоже может влиять на рынок (прежде всего на региональный и местный), особенно когда он объединяет свои силы.[24]

Все большее распространение получает коллективное регулирование рынка. Такую форму осуществляют общественные организации (прежде всего профсоюзы) и трудовые коллективы. Главная особенность здесь в том, что упорядочение процесса купли-продажи совершается обычно в интересах широких слоев населения.

Следующая из рассматриваемых форм – международная координация рыночных отношений. Ее реализуют транснациональные корпорации, а также различные межгосударственные организации. При этом основными специфическими чертами являются преследование интересов международного капитала и максимальные масштабы регулирования.

Еще более многочисленные формы складываются в связи с объектами рыночного регулирования. Речь идет прежде всего об упорядочении тех или иных структурных разновидностей рынка. Отметим в первую очередь координацию рынков средств производства и обращения, рабочей силы, предметов потребления, финансов, ценных бумаг. Далее, особыми формами является регулирование купли-продажи капитала, инвестиций, кредитов, страховых услуг. Нужно выделить также упорядочение оптового и розничного обмена, международных, национальных, региональных, местных рынков. Все перечисленные формы целесообразно объединить в укрупненные группы – хозяйственное регулирование рынка и его потребительское регулирование. Первое имеет целью экономическое развитие (стран и их регионов, предприятий), второе – удовлетворение личных потребностей населения. Тем самым хозяйственное и потребительское регулирование охватывает координацию разных структурных сфер рынка или разных их аспектов. Так, хозяйственное регулирование включает упорядочение обмена теми благами, которые непосредственно участвуют в производстве и обращении товаров: средств производства и обращения, рабочей силы, капитала, инвестиций и т.п. Напротив, потребительское регулирование рынка предполагает упорядочение тех его сфер, где обмениваются лишь предметы личного потребления (продовольствие, одежда, обувь, разнообразные потребительские услуги и др.).[25]

Для хозяйственной практики особую значимость представляют методы регулирования рынка, поэтому на их характеристике необходимо остановиться подробнее. Рассмотрим методы регулирования рынков в обобщенном и систематизированном виде.

Административно-правовые методы. Это прямое, властное, в значительной степени принудительное упорядочение рыночных отношений. Практически оно выступает в форме законодательных актов, указаний, распоряжений, инструкций, правил, контролирующих мер и т.д.[26] Подобные методы отличаются сравнительной простотой. Они применяются не только государственными органами, но и менеджерами самых разных предприятий и организаций, а также самими их собственниками.

В нормальном обществе административно-правовые средства должны основываться на прочной законодательной базе. Прежде всего речь идет о тех актах, которые прямо касаются правового регулирования рынка. Среди них, как пример, можно назвать антитрестовское законодательство в США.

Административно-правовые методы неправомерно считать чем-то отжившим, негативным для современных условий. В разумных пределах и формах, в сочетании с другими средствами регулирования они не только допустимы, но и необходимы. Многие из них успешно применяются даже в наиболее развитых странах. Вот как, например, английские власти регулируют рыночную деятельность публичных (государственных) предприятий и объединений. Над ними установлен систематический парламентский и министерский контроль. По решению правительства в них периодически проводится так называемая перестройка капитала – изменение величины кредитных заимствований, списание в случае острой необходимости прошлых долгов, воздействие на размер дивидендов и т.п. Расходование бюджетных средств время от времени проверяется специальным правительственным комитетом. С 1980 г. ужесточились требования к финансовой отчетности данных предприятий и объединений. Во Франции деятельность госсектора тоже в значительной мере контролируется правительственными учреждениями, главным образом путем их участия в управлении компаниями. Контроль ведется по линии ряда министерств, особенно экономики и финансов.[27]

Естественно, подобное воздействие сверху вызывает такие же методы управления и внутри предприятий и учреждений.

Административно-правовыми средствами, как видим, в немалой степени координируется государственный рынок. Но, пожалуй, еще более жесткие меры применяются до сих пор в частном секторе многих стран. Тут устанавливается строжайшая служебная подчиненность, неукоснительное выполнение распоряжений вышестоящих органов и лиц, безоговорочное соблюдение внутрифирменного распорядка, обязательная систематическая отчетность, жесткий контроль и т.п. К тому же такими мерами частные собственники и их менеджеры нередко злоупотребляют.

Экономические методы. В целом экономическим методам свойственна большая сложность. Они предполагают использование материальных интересов в процессе регулирования рыночных отношений, т.е. материального поощрения людей или их материального наказания. В современных условиях сюда входят | разнообразные системы оплаты труда, воздействие на товарные цены, участие работников в доходах предприятий и учреждений, различные материальные льготы (налоговые, пенсионные, транспортные, жилищно-коммунальные и др.), платность или бесплатность социальных услуг (в том числе медицинских, образовательных, юридических), штрафные санкции и т.д. Особо надо отметить различные виды торговли в кредит, в том числе лизинг.[28] Все это сейчас широко применяется во многих странах для укрепления главным образом частного рынка.

Экономические методы надо считать основными в координации рыночных процессов, поскольку они базируются на наиболее насущных человеческих потребностях и потому обладают самыми сильными стимулирующими свойствами. Кроме того, они отличаются гостью и большим разнообразием. Вместе с тем такие методы гораздо сложнее административных, поэтому их применение требует не только управленческого опыта, но и значительных знаний.

На разных этапах исторического развития экономические способы регулирования рынка имели весьма неодинаковую значимость. В рабовладельческой формации они находились в зачаточном состоянии – из-за безраздельного преобладания открыто принудительного труда, слабого развития рыночных отношений. При феодализме рассматриваемые методы начали играть уже более значимую роль: для активизации торговли потребовалось наделять крепостных крестьян определенными земельными угодьями, применять аренду и оброчную систему. Но наиболее широко и разнообразно экономические средства стали использоваться для распространения и развития капиталистического рынка. В этот процесс особенно активно включились буржуазное государство и предприниматели. Властные структуры чаще всего при этом применяют налоговые рычаги, бюджетные кредиты и инвестиции, правительственные заказы, воздействие на цены и т.д. Частный бизнес берет на вооружение более непосредственное материальное стимулирование наемных торговых работников.

Использование экономических методов для регулирования капиталистических рыночных отношений можно показать на примере послевоенной Японии. Совершенно очевидно, что во второй половине 40-х годов прошлого века рыночные отношения в Японии находились в кризисном состоянии: наблюдались разрушение их материально-технической базы, недостаток национального капитала, глубокая инфляция, обострение противоречий между бизнесом и трудящимися, резкое ослабление роли Японии в мировой торговле. В таких условиях и со стороны японского правительства, и со стороны предпринимательских кругов были приняты эффективные меры, главным образом экономические. Центральная власть обеспечила достаточно обоснованное прогнозирование и индикативное планирование товарно-денежного обмена, укрепление иены, бюджетные кредиты и инвестиции, необходимые государственные заказы. Национальный бизнес, со своей стороны, пошел на значительные материальные уступки трудящимся: на существенное повышение заработной платы, крупные пенсионные отчисления, участие работников в прибылях фирм, определенные гарантии занятости и т.п. В итоге довоенный уровень производства в стране был восстановлен уже к началу 50-х годов. Это означало упорядочение и значительное укрепление национального рынка.[29]

Социально-политические методы. К ним относится социальная и политическая деятельность по регулированию рынка, осуществляемая партиями, государством, профсоюзами и многими общественными организациями. Конкретнее говоря, имеется в виду воздействие на рынок посредством политических решений, избирательных кампаний, обращений и заявлений, демонстрации митингов, забастовочного движения и т.п. Подобные меры часто всего направлены на изменение цен (в том числе заработной платы), сдерживание инфляции, координацию объемов и структур, товарной массы, изменение бюджетных расходов. При этом разные политические силы отстаивают разные интересы.[30]

Конечно, рассмотренные административные и экономические методы тоже имеют тот или иной политический аспект. Но социально-политические действия выражают его наиболее полно и непосредственно, поэтому они заслуживают специального выделения.

Морально-этические методы. Сущность морально-этических методов сводится к влиянию на рыночные отношения посредством определенных нравственных норм и правил.

В принципе многие положительные черты человеческой личности – трудолюбие, энергичность, активность, инициативность, ответственность, организованность и т.п. – должны позитивно сказываться на развитии торговли. Вместе с тем целый ряд других моральных качеств по-разному влияют на рыночные отношения и их регулирование. Например, принципиальность и честность нередко не способствуют укреплению частной торговли, но, как правило, положительно воздействуют на координацию государственного и кооперативного рынка. Регулирующая роль морально-этических методов зависит, в частности, от субъектов регулирования. Наконец, влияние положительных моральных качеств сказывается все сильнее по мере развития человеческого общества, а в будущем еще более возрастет.

Силовые методы. К силовым методам следует отнести чисто принудительные способы регулирования рыночных отношений, которые надо воспринимать и в широком, историческом, масштабе, и в более узком плане.

В первом случае речь идет о массовом применении непосредственного насилия к производственным и непроизводственным работникам.

В более узком и более частном понимании вопроса имеется в виду использование силовых методов для борьбы с преступностью, поддержания общественного порядка и т.п. или, напротив, их использование в каких-то криминальных целях. При этом тоже происходит существенная координация определенных типов рынка. Примерами подобных действий в современных условиях могут служить операции полицейских органов по борьбе с мафиозными структурами, но также и по борьбе с различными выступлениями трудящихся (демонстрациями, митингами, забастовками и др.).[31] С другой стороны, акты насилия совершают достаточно многочисленные преступные группы, направляя товарно-денежный обмен в своих целях и формируя теневой рынок. В обоих случаях в основе лежит защита и укрепление тех или иных форм частной торговли.

На практике данные методы реализуются в следующих формах.

Во-первых, это правовая деятельность государства. В мировой истории известно немало юридических норм, реально способствующих более или менее стабильному функционированию рынка. В конце XIX в. в Канаде и США были приняты так называемые антитрестовские законы, направленные против образования монополий. Нарушение этих законов грозило крупными штрафами и тюремным заключением. Подобные юридические нормы позднее стали действовать в Австрии и Новой Зеландии. Фактически это не остановило возникновения и господства монополий, но тем не менее способствовало поддержанию рыночной конкуренции. Крупнейшим правовым актом по регулированию, в том числе международной торговли, стал Римский договор 1957 г., подписанный шестью ведущими западно-европейскими государствами. Он положил начало образованию и функционированию Европейского экономического сообщества, известного также под названием «Общий рынок». Кроме того, этот договор включал соглашения о Европейском объединении угля и стали и о создании Европейского сообщества по атомной энергии. Во второй половине XX в. Римский договор был дополнен многочисленными юридическими актами, в том числе Шенгенским соглашением, значительно облегчившим миграцию бизнесменов и рабочей силы из третьих стран.

Во-вторых это комплексные программы по регулированию рынка. К примерам в той деятельности можно отнести план Дж.К.Маршалла по оказанию помощи послевоенной Европе, это формирование Европейского экономического общества, куда входит более 15 стран Европы.

В-третьих, это отдельные хозяйственные меры, среди которых можно выделить:

- денежные реформы (например, почти во всех европейских странах с 90-х годов действует единая валюта – сначала экю, а затем евро);

- воздействие на цены (Например, страны ОПЕК систематически координируют совместные цены на нефть. В Японии 20 %, в США 10% цен регулируются государством, а в Австрии и Швеции – даже до 50%. В еще большей мере это характерно для КHP. Во всех крупнейших странах под государственным контролем находится рыночная стоимость сельскохозяйственной продукции.

- государственные закупки (к концу 90-х годов в крупнейших капиталистических странах государственные расходы достигли почти половины валового внутреннего продукта. Закупки охватывают главным образом вооружение и сельскохозяйственную продукцию. Вооружение обычно приобретается соответствующими правительственными ведомствами у специализированных частных корпораций. В США, например, в роли продавцов выступают такие известные компании, как Боинг, Макдоннелл – Дуглас, в Англии – Виккерс, в Швеции – Бофорс. Для закупок сельскохозяйственной продукции во многих странах созданы особые правительственные организации: в США – Товарно-кредитная корпорация, во Франции – Национальный комитет по зерновым культурам, в Италии – Федерация сельскохозяйственных консорциумов и др. Бюджетные закупки распространяются за рубежом и на многие иные товары, в том числе на энергоносители, драгоценные металлы, стратегические материалы, иностранную валюту).[32]

- создание свободных экономических зон (Так, в США в середине 80-х годов функционировало примерно 130 зон внешней торговли, в которых были снижены (или отменены) таможенные пошлины и практически отсутствовал экспортно-импортный контроль. В этой же стране есть свободная, банковская зона, где с американской территории производятся международные банковские операции. В Китае существуют больше 20 СЭЗ, которые только на экспорт ежегодно поставляют высокотехнологическую продукцию общей стоимостью до 46 млрд. долл.).[33]

- государственное поощрение конкуренции (в виде антимонопольных законов, снижения налогового бремени)

- социальная политика (В развитых капиталистических странах государство достаточно активно вмешивается в процесс оплаты труда. Наиболее часто оно применяет следующие средства: установление минимума заработной платы, ее замораживание, индексация, обеспечение зависимости заработной платы от уровня производительности труда, выплата пособий по безработице, создание предпринимательских зон гарантией рабочих мест).

Охарактеризовав основные методы и формы регулирования, можно сделать следующие выводы:

1. Формы регулирования представляют собой разновидности координации рынка. Они показывают, в каком виде осуществляется эта координация. Методами служат способы, средства ее реализации, т.е. как именно совершается названный процесс

2. Среди основных форм регулирования можно выделить государственное регулирование, предпринимательское, международное, коллективное.

3. К основным методам регулирования относятся административно-правовые, экономические, социальные, силовые, морально-этические методы. Причем нужно отметить, что в современное время наибольшее внимание необходимо уделять экономическим методам, к которым можно отнести материальные льготы (пенсионные, налоговые и т.д.), системы оплат труда, штрафные санкции. Особое внимание необходимо уделять созданию правовой базы для обеспечения принципов существования рынка, соблюдения прав и гарантий для всех участников рынка.

4. Естественно, что раздельное выполнение указанных в данной главе методов не приведет к должным результатам. Для успешной реализации процесса регулирования, необходимо комплексное, взаимосвязанное применение этих методов, причем основную роль необходимо отводить тем методам, которые дадут наиболее нужный результат.


Заключение

Классическая теория саморегулирующейся рыночной экономики исходит из того, что рыночные механизмы автоматически приводят конкурентную систему к равновесному состоянию; колебания цен, процентной ставки и эластичность соотношения цен и заработной платы обеспечивают полную и эффективную занятость, успешный экономический рост. Государство должно лишь охранять конкурентную систему, поддерживать покупательную способность денег и бездефицитность бюджета, не вмешиваясь в функционирование экономики.

На самом же деле как показывает история, рынок зачастую нуждается в регулировании. С течением времени менялись и структуры рынка, и способы его регулирования, и функции государства. В итоге сложились различные модели национальных экономик, которые представлены нами в главе 1. Непрерывные институциональные изменения привели к тому, что современный капитализм мало похож на рынок времен А. Смита и К. Маркса, что существенно изменилась роль государства в экономике Концентрация и транснационализация производства изменили поведение микроэкономических агентов. Познание экономического развития невозможно без учета этих институциональных изменений.

Предположения классиков о том, что рынок регулирует все и сам, оказались ошибочными. Рынок не может регулировать такую огромную сферу как социальную деятельность. Зачастую из-за этого и необходимы регуляторы рыночного механизма, которые представлены нами в главе 3.

Регулирование рынка, координация деятельности его основных участников позволяет рынку эффективно функционировать и развиваться. Регулирование направлено на те сферы, где рынок сам не может справиться или справляется в недостаточной степени. Оно обеспечивает социальную защиту работникам, гарантию прав и защиту прав всем участникам рынка, как производителям так и потребителям. Эта и есть основная функция регулирования рынка.

Список использованной литературы

1. Андриянов В.Д. Теория функциональных экономических систем // Маркетинг. – 2004. - №6. – С.3-15.

2. Анисимов С.А. Рыночное экономическое саморегулирование и государственное регулирование в информационном обществе: проблемы, их моделирование, анализ и решение // Аудит и финансовый анализ. – 2003. – №4. – С.18-34.

3. Астапов К. Условия стабильного развития экономических систем в современном мире // Проблемы теории и практики управления. – 2005. - №2. – С.90-94.

4. Бункина М.К. Семенов В.А Макроэкономика. Учебное пособие. – М.: Издательство “Эльф К - пресс”. – 2004. – 365 с.5. Капанова С.Т. Эволюция теорий регулирования рыночной экономики // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. – 2003. - № 5. – С.43-49.

6. Кац И. Система управления экономикой: план и рынок // Проблемы теории и практики управления. – 2008. -№2. – С.57-61.

7. Клейнер Г. Системный подход к экономической политике // Проблемы теории и практики управления. – 2007. - №5. – С.30-42.

8. Ковнир В. Оценка и соизмерение экономических систем в современной мировой экономике // Экономист. – 2008. - №6. – С.67-74.

9. Самофалова Е.В. Государственное регулирование национальной экономикой: Уч.пособие. – М.:Кнорус. – 2008. – 272 с.

10. Самуэльсон П.А., Нордхаус В.Д. Экономика. – М.:Лаборатория базовых знаний. – 200 . – 563 с.

11. Хайнц, Ламперт Социальная рыночная экономика. Германский путь. – М.: Издательство «Дело». – 2004. – 231 с.

12. Царев И.Г. Принципы движения экономических систем // Аудит и финансовый анализ. – 2007. - №1. – С.105-142.

13. Черкасов Г.И. Рынок: регулирование рынка: Уч.пособие. – М.:ЮНИТИ-ДАНА. – 2004. – 222 с.

14. Шакуров И.Г. Институциональная концепция соотношения рыночного и государственного регулирования экономики // Проблемы современной экономики. Евразийский международный научно-аналитический журнал. – 2006. –№1/2. – С.61-63.

15. Шимко П.Д. Оптимальное управление экономическими системами. – СПб:Бизнес-Пресс. – 2004. – 240 с.

16. Экономические системы: кибернетическая природа развития, рыночные методы управления / Под. ред. Петракова Н.Я., Видяпина В.И., Журавлевой Г.П. – 2008. – 206 с.


Приложение 1

Основные отличительные черты рыночной, командно-административной и смешанной экономических

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ

РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА

КОМАНДНО-АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЭКОНОМИКА

СМЕШАННАЯ ЭКОНОМИКА

Масштабы обобществления производства

Обобществление производства в рамках предприятия

Экспроприацию трудовой частной собственности, насильственное объединение частных товаропроизводителей в колхозы и совхозы

Обобществление и огосударствление части хозяйства в национальном и интернациональном масштабах

Преобладающая форма собственности

Экономическая деятельность единоличных предпринимателей-капиталистов

Господствует государственная собственность

Экономическая деятельность на базе коллективной частной и государственной собственности

Форма бюджетного ограничения

Жесткая

Мягкая

-

Стимул к производительному труду

Факторные доходы (заработная плата, прибыль и т.д.)

Социалистическое соревнование

Факторные доходы

Основной принцип производства

Принцип соответствия спроса и предложения

Воля центрального органа власти, материализующая принятые политические и идеологические решения

Принцип соответствия спроса и предложения

Регулирование экономики

Саморегулирование индивидуальных капиталов на основе свободного рынка при слабом вмешательстве государства

Жесткий контроль централизованным государством, полностью монополизировавшим экономику и власть

Активное государственное регулирование национальной экономики для стимулирования потребительского спроса и предложения, предотвращения кризисов и безработицы и т.д.

Конкуренция

Есть

Нет

Есть

Теневая экономика

Отсутствует

Присутствует

Только на запрещенный государством товар (наркотики)

Координация

Роль координации действий экономических субъектов и размещения благ в экономике выполняет рыночный механизм, и, прежде всего, система цен

Правила и параметры экономического поведения, и соответствующее размещение благ определяются воздействием командующей (управляющей) подсистемы, которой является, государство

Роль координации действий экономических субъектов и размещения благ определяется и рыночным механизмом и государственным регулированием.

Ценообразование

ориентируется на предотвращение спада в производстве

Государство устанавливает постоянные (фиксированные) цены

Гибкие цены

Заработная плата

Устанавливается в процессе конкуренции при соотношении спроса и предложения на рынке труда

Административное установление заработной платы

Устанавливается в процессе конкуренции при соотношении спроса и предложения на рынке труда, но государство устанавливает минимальную заработную плату

Социальные гарантии

Социальная незащищенность граждан в случаях безработицы, болезни и старости

Гарантированное трудоустройство, бесплатная медицина и образование, социальное обеспечение

Создание государственных и частных фондов социального страхования и социального обеспечения


[1] Ленин В.И. Полн. собр. соч. – Т.27.–С.370; Т.34. – С.191-193

[2] Астапов К. Условия стабильного развития экономических систем в современном мире // Проблемы теории и практики управления. – 2005. - №2. – С.90.

[3] Черкасов Г.И. Рынок: регулирование рынка: Уч.пособие. – М.:ЮНИТИ-ДАНА. – 2004. – C.62.

[4] Астапов К. Условия стабильного развития экономических систем в современном мире // Проблемы теории и практики управления. – 2005. - №2. – С.92.

[5] Астапов К. Условия стабильного развития экономических систем в современном мире // Проблемы теории и практики управления. – 2005. - №2. – С.93.

[6] Анисимов С.А. Рыночное экономическое саморегулирование и государственное регулирование в информационном обществе: проблемы, их моделирование, анализ и решение // Аудит и финансовый анализ. – 2003. – №4. – С.18.

[7] Самофалова Е.В. Государственное регулирование национальной экономикой: Уч.пособие. – М.:Кнорус. – 2008. – С.56.

[8] Бункина М.К. Семенов В.А Макроэкономика. Учебное пособие. – М.: Издательство “Эльф К - пресс”. – 2004. – С.115.

[9] Шакуров И.Г. Институциональная концепция соотношения рыночного и государственного регулирования экономики // Проблемы современной экономики. Евразийский международный научно-аналитический журнал. – 2006. –№1/2. – С.61.

[10] Хайнц, Ламперт Социальная рыночная экономика. Германский путь. – М.: Издательство «Дело». – 2004. – С.94.

[11] Шакуров И.Г. Институциональная концепция соотношения рыночного и государственного регулирования экономики // Проблемы современной экономики. Евразийский международный научно-аналитический журнал. – 2006. –№1/2. – С.61.

[12] Черкасов Г.И. Рынок: регулирование рынка: Уч.пособие. – М.:ЮНИТИ-ДАНА. – 2004. – С.117.

[13] Черкасов Г.И. Рынок: регулирование рынка: Уч.пособие. – М.:ЮНИТИ-ДАНА. – 2004. – С.119.

[14] Экономические системы: кибернетическая природа развития, рыночные методы управления / Под. ред. Петракова Н.Я., Видяпина В.И., Журавлевой Г.П. – 2008. – С.136.

[15] Черкасов Г.И. Рынок: регулирование рынка: Уч.пособие. – М.:ЮНИТИ-ДАНА. – 2004. – С.122-126.

[16] Капанова С.Т. Эволюция теорий регулирования рыночной экономики // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. – 2003. - № 5. – С.44.

[17] Самуэльсон П.А., Нордхаус В.Д. Экономика. – М.:Лаборатория базовых знаний. – 200 . – С.146.

[18] Капанова С.Т. Эволюция теорий регулирования рыночной экономики // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. – 2003. - № 5. – С.46.

[19] Шимко П.Д. Оптимальное управление экономическими системами. – СПб:Бизнес-Пресс. – 2004. – С.172.

[20] Черкасов Г.И. Рынок: регулирование рынка: Уч.пособие. – М.:ЮНИТИ-ДАНА. – 2004. – С.139.

[21] Черкасов Г.И. Рынок: регулирование рынка: Уч.пособие. – М.:ЮНИТИ-ДАНА. – 2004. – С.136.

[22] Черкасов Г.И. Рынок: регулирование рынка: Уч.пособие. – М.:ЮНИТИ-ДАНА. – 2004. – с.141-144.

[23] Самофалова Е.В. Государственное регулирование национальной экономикой: Уч.пособие. – М.:Кнорус. – 2008. – С.167.

[24] Кац И. Система управления экономикой: план и рынок // Проблемы теории и практики управления. – 2008. -№2. – С.59.

[25] Черкасов Г.И. Рынок: регулирование рынка: Уч.пособие. – М.:ЮНИТИ-ДАНА. – 2004. – С.146.

[26] Шимко П.Д. Оптимальное управление экономическими системами. – СПб:Бизнес-Пресс. – 2004. – С.178.

[27] Черкасов Г.И. Рынок: регулирование рынка: Уч.пособие. – М.:ЮНИТИ-ДАНА. – 2004. – С.148.

[28] Шимко П.Д. Оптимальное управление экономическими системами. – СПб:Бизнес-Пресс. – 2004. – С.134.

[29] Ковнир В. Оценка и соизмерение экономических систем в современной мировой экономике // Экономист. – 2008. - №6. – С.72.

[30] Черкасов Г.И. Рынок: регулирование рынка: Уч.пособие. – М.:ЮНИТИ-ДАНА. – 2004. – С.150.

[31] Экономические системы: кибернетическая природа развития, рыночные методы управления / Под. ред. Петракова Н.Я., Видяпина В.И., Журавлевой Г.П. – 2008. – С.106.

[32] Черкасов Г.И. Рынок: регулирование рынка: Уч.пособие. – М.:ЮНИТИ-ДАНА. – 2004. – С.158.

[33] Там же. С.161.

Скачать архив с текстом документа