Формы и виды кредита. Понятие и элементы денежной системы
СОДЕРЖАНИЕ: Содержание Содержание 2 1.Формы и виды кредита 3 1.1. Основные понятия 3 1.2. Формы кредита 4 1.3. Виды кредитов 7 2. Понятие и элементы денежной системы 10Содержание
[1] .
Под кредитными отношениями подразумеваются денежные отношения, связанные с предоставлением и возвратом ссуд, организацией денежных расчетов, эмиссией денежных знаков, кредитованием инвестиций, использованием государственного кредита, проведением страховых операций (частично) и т. д. Деньги выступают как средство платежа всюду, где присутствует кредит.
Кредит охватывает движение капитала и постоя иное движение различных общественных фондов. Благодаря кредиту в хозяйстве эффективно используются средства, высвобождаемые в ходе работы предприятий, is процессе выполнения государственного бюджета, а также сбережения отдельных граждан и ресурсы банков.
1.2. Формы кредита
В современных условиях известны следующие формы кредита: банковский, коммерческий, заимствования государством, потребительский, межбанковский, межхозяйственный, международный.
На основе принципов кредитования и классификации кредитных операций определяются структура и содержание статистических показателей, Характеризующих разные стороны кредитных отношений[2] .
Банковский кредит — кредит, предоставленный банками в денежной форме юридическим (компаниям, предприятиям) и физическим лицам, а также государству. Банковский кредит отличается от коммерческого не только объектами, но и субъектами кредитования, а также динамикой Кредитных вложений. Субъектами банковского кредита являются промышленные и торговые компании, а также кредитно-финансовые учреждения и рынок ценных бума;. Движении банковского кредита и отличие от коммерческого кредита не находится в прямой зависимости от изменений объема производства и товарооборота.
Банковский кредит подразделяется на ссуду денег и ссуду капитала, в первом случае он носит краткосрочный характер, так как выступает в качестве платежного и покупательного средства и обслуживает движение оборотного капитала, во втором — долгосрочный (или в крайнем случае среднесрочный) характер, поскольку обслуживает оборот основного капитала и обеспечивает потребности расширения производства. Ссуда денег, как правило, обеспечена векселями, товарными документами или ценными бумагами. Ссуда капитала является необеспеченной.
Долгосрочный кредит – это кредит со сроком погашения более 5 лет. Он предоставляется, как правило, инвестиционными банками, реже — коммерческими банками. Наряду с инвестиционными фондами долгосрочный кредит выдают другие специализированные кредитно-финансовые институты в лице страховых компаний и пенсионных фондов, также приобретающих облигационные займы корпораций и компаний, выпускаемые на рынок ценных бумаг. Долгосрочный кредит может предоставлять и государство через свои кредитные учреждения в целях стимулирования развития предприятий, отраслей как в государственном, так и частном секторе экономики.
Коммерческий кредит предоставляется одним предприятием другому в товарной форме (продажа в рассрочку). Инструментом коммерческого кредита является коммерческий вексель, который оплачивается через коммерческий банк. Процент по коммерческому кредиту ниже процента по банковскому кредиту и входит в цену товара и сумму векселя. Размеры коммерческого кредита ограничиваются размером резервного капитала, которым располагают промышленные и торговые компании. При коммерческом кредите объектом выступает товарный капитал, а при банковском кредите — ссудный капитал.
Движение ссудного капитала в сфере взаимоотношений населения, хозяйствующих субъектов, с одной стороны, и государства, с другой, осуществляется в виде заимствований государством у институциональных единиц других секторов экономики. Такого рода заимствования (как одна из форм кредита) являются главным способом привлечения свободных финансовых ресурсов государством для покрытия своих расходов. Субъектами при государственном кредите выступают юридические, физические лица и государство. Государство размещает свои облигации и другие ценные бумаги среди государственных и негосударственных предприятий, организаций, учреждений, а также населения. При осуществлении кредитных операций внутри страны государство обычно является заемщиком средств, а население, предприятия и организации — кредиторами.[3]
В сфере международных экономических отношений государство выступает в роли как заемщика, так и кредитора. Различают внутренние заимствования государством и заимствования государством у институциональных единиц сектора «остального мира». Кроме того, государство может выполнять роль гаранта по кредитам, предоставляемым иностранным заемщикам, местным органам власти, государственным учреждениям и т. п.
Внутренние заимствования государством могут быть в форме:
1) государственного облигационного займа, выпуска других ценных бумаг;
2) обращения части вкладов населения в государственные займы;
3) заимствования средств общегосударственного ссудного фонда;
4) казначейской ссуды;
5) гарантированного займа.
Если при первой форме заимствования государством физические и юридические лица покупают ценные бумаги за счет собственных временно свободных денежных средств, то при второй форме кредит государству предоставляет система сберегательных учреждений за счет заемных средств (Сбербанк покупает долговые обязательства государства),
Третья форма заимствования государством использовалась в течение многих лет для покрытия расходов правительства. Она характеризуется тем- что государственные кредитные учреждения непосредственно (не опосредуя эти операции покупкой государственных ценных бумаг) передают часть кредитных ресурсов правительству, которое использует их для финансирования дефицита государственного бюджета. Это так называемый инфляционный метод балансирования доходов и расходов государственного бюджета.[4]
Международный кредит принимает форму государственных внешних займов. Как и внутренние займы, они предоставляются на условиях возвратности, срочности и платности. Предоставление внешних займов осуществляется за счет бюджетных средств или специальных правительственных фондов. Государственные внешние займы предоставляются в денежной или товарной форме. Займы погашаются по соглашению сторон товарными поставками или валютой. Сумма полученных внешних займов с начисленными процентами включается в государственный долг страны.
1.3. Виды кредитов
Виды кредитов очень многочисленны, каждый день на рынке кредитования появляются новые предложения с теми или иными условиями. Чтобы выбрать тот вид, который наиболее выгоден и удобен в каждом конкретном случае, следует различать разновидности кредитов и учитывать их особенности.
Прежде всего, укажем на то, что есть банковские кредиты и небанковские ссуды. Банковский кредит – выдаётся банком, имеющим лицензию, но иногда кредитом ошибочно называют займы, выдаваемые кредитными союзами, финансовыми компаниями, которые, по сути, к кредитованию отношения не имеют.
Все кредиты делятся на производительные и потребительские, суть деления - в особой форме вложения денег. Если деньги, взятые в кредит, предположительно будут приносить доход (например, кредит на развитие бизнеса или лизинговая сделка по приобретению средств производства) – это производительный кредит, если нет – потребительский.
По срокам кредиты бывают краткосрочными, среднесрочными и долгосрочными. Краткосрочные кредиты подразумевают, что долг будет возвращён заёмщиком вместе с процентами в течение 3 - 12 месяцев, в России – кредит на год уже считается среднесрочным. Среднесрочные кредиты выдаются на срок от одного года до 3-5 лет, а долгосрочные – до 25 лет и даже больше. Чем короче срок договора кредитования, тем меньше риски банка, а, следовательно, кредит охотнее выдается без обеспечения, но и суммы кредитования обычно невысокие.
Виды кредитов: с обеспечением и без обеспечения – отличаются тем, что заёмщик в первом случае гарантирует возврат только своей подписью в договоре, тогда как во втором случае предоставляет более солидную гарантию, например, залог имущества, ценных бумаг т.д.
По характеру обеспечения различают и такие виды кредитов, как кредитование с поручительством и без поручительства, застрахованные и незастрахованные кредиты, кредиты под гарантию. Наличие поручителя, человека, который может взять на себя обязательства по кредиту в случае неплатежеспособности заемщика, значительно смягчает условия кредитования, процентные ставки существенно ниже. Застрахованные кредиты обычно дешевле, но не стоит забывать, что страховку оплачивает изначально сам заёмщик.
Виды кредитов варьируются по схемам погашения, так различают кредиты с постепенным погашением (равнодолевым или аннуитетным), кредиты с единовременным погашением, кредиты с особыми условиями выплат.
Чаще всего виды кредитов выделяют по целям кредитования. Цели могут быть различными, но если цель определенная (автокредит, образовательный кредит, кредит на отдых, кредит на покупку жилья – ипотека и т.п.), то заёмщику предоставляются определенные преимущества. Например, отсрочка выплаты основного долга – при кредите на обучение, аннуитетная схема погашения при ипотеке, когда каждый последующий платёж меньше предыдущего, так как процент начисляется с оставшейся суммы долга, несколько месяцев беспроцентного пользования и другие.
Если же цель кредита не разглашается, это называется нецелевым кредитом (кредит на неотложные нужды, денежный потребительский кредит). Он представляет для банка дополнительный риск, поэтому предполагает довольно жёсткие условия, высокие процентные ставки, дополнительные гарантии (залог, поручительство, безупречная кредитная история).
Каждый вид целевого кредита может также иметь свои особые виды, например, образовательный или кредит на отдых может быть с первоначальным взносом или без него, а ипотечный кредит может быть классифицирован по наличию государственных субсидий, есть кредиты, субсидируемые государством, и, соответственно, не субсидируемые кредиты.
На практике имеет большое значение деление кредитов на кредиты в рублях, в валюте, товарные кредиты (заёмщик получает товар, а не деньги), кредиты по кредитной карте и т.д. От того, в какой форме выдаётся кредит, во многом зависит его стоимость и выгода, так, например, оформляя ипотеку, бывает разумнее взять кредит в валюте, так как процентные ставки гораздо ниже.
По процентным ставкам различают такие виды кредитов, как кредит с фиксированной процентной ставкой, кредит с регулируемой (переменной) процентной ставкой, кредит с сочетанием фиксированной и регулируемой процентной ставки. Для физических лиц, в рамках краткосрочного и среднесрочного кредитования, применяются преимущественно фиксированные процентные ставки.
По процедуре кредитования широко практикуется такой вид кредита, как экспресс-кредит. Его особенность в том, что процедура проверки платёжеспособности и принятие банком решения о выдаче кредита не занимает более часа (обычно 15-30 минут), практикуется он в основном при покупке товаров в кредит и оформляется непосредственно в магазине; при несомненном достоинстве, этот кредит имеет существенный недостаток - высокие процентные ставки.[5]
В целом, виды кредитов во многом определяют их стоимость и отношение банка к заёмщику, поэтому так важно не ошибиться при выборе кредитного продукта, соотнести свои потребности с особенностями имеющихся в практике банковских организаций разнообразных видов кредитов.
2. Понятие и элементы денежной системы
2.1. Денежная система: сущность, виды, функции, структура
Денежная система, это один из наиболее важных разделов экономической науки. Она представляет собой нечто гораздо большее, чем пассивный компонент экономической системы, чем просто инструмент, содействующий работе экономики. Денежная система представляет собой установленную государством форму организации денежного обращения в стране, сложившуюся исторически и закрепленную национальным законодательством.
Денежная система - это устройство денежного обращений в данной стране, закрепленное в законодательном порядке и предусматривающее приведение различных элементов денежного обращения в определенное единство.
Основными элементами современной денежной системы являются:
- национальная денежная единица, т. е. принятая в данной стране за единицу мера денег, в которой выражаются все цены товаров и услуг.
- масштаб цен - весовое количество денежного металла, принятое в стране в качестве денежной единицы, или покупательная способность этой денежной единицы;
- система эмиссии денег - законодательно установленный порядок выпуска денег в обращение, а также сами учреждения, выпускающие деньги;
- законодательно установленные формы денег - специфическая система кредитных и бумажных денег, разменных монет, которые являются законными платежными средствами в наличном обороте данной страны;
- валютный паритет, обеспечивающий соотношение национальной валюты с валютами других стран;
- институты денежной системы - государственные и негосударственные учреждения, которые регулируют денежное обращение на законодательной основе.
Денежная единица – это установленный законом денежный знак, который служит для соизмерения и выражения цен всех товаров. Денежная единица делится на более мелкие кратные части. В большинстве стран установлена десятичная система деления: 1:10:100.
Масштаб цен – средство выражения стоимости в денежных единицах, техническая функция денег. Официальный масштаб цен утратил экономический смысл с прекращением размена кредитных денег на золото. В результате Ямайской валютной реформы 1976-1978 гг. официальная цена золота и золотое содержание денежных единиц отменены. В настоящее время масштаб цен складывается стихийно и служит для соизмерения стоимостей товаров посредством цены.
Виды денег, являющиеся законным платежным средством,- это в основном кредитные банковские билеты, а также бумажные деньги (казначейские билеты) и разменная монета. Банковские билеты (банкноты) – вид денежных знаков, законное платежное средство, выпускаемое в обращение центральными банками. Казначейские билеты - бумажные деньги, выпускаемые непосредственно государством – для покрытия бюджетного дефицита. В отличие от банковских билетов казначейские билеты никогда не обеспечивались драгоценными металлами и не подлежали размену на золото или серебро. После отмены золотого стандарта разница между казначейскими билетами и банкнотами практически стерлась. Разменная монета - слиток металла, имеющий установленное законом весовое содержание и форму.[6]
В рамках денежной системы реализуется сущность и функции денег во всем их разнообразии.
Функциями денежной системы являются:
Эмиссионная – определение форм и видов законных платежных средств, способов их обеспечения, порядка эмиссии;
Регулирующая – регулирование денежной массы в обращении, ее структуры, соответствия потребностям экономики;
Контрольная – контроль за соблюдением нормативных основ организации денежного обращения, денежной дисциплины.
Все элементы денежной системы находят свое отражение в выполняемых ею функциях. Выполнение этих функций способствует достижению основной цели функционирования денежной системы – обеспечение ее стабильности и эластичности. Стабильность денежной системы определяется выполнением деньгами в полном объеме своих функций. Эластичность денежной системы - ее реакция на изменение потребности экономического оборота в денежных средствах. Эффективность выполнения функции денег характеризуется их ликвидностью. То есть, средства, которые «легко могут быть реализованы в короткие сроки и без потерь» (классическое определение Дж.М.Кейнса).
2.2. Анализ динамики показателей развития денежной системы России в 2006-2010 гг.
Рассмотрим и проанализируем показатели денежной системы России в развитии.
Таблица 1
Динамика денежной массы (М2) в 2005-2010 гг. (по данным Банка России)
Год | Денежная масса (М2) | В том числе: | Удельный вес МО в М2, | |
наличные деньги вне банковской системы (МО), | безналичные средства, | |||
млрд.рублей | млрд.рублей | % | ||
2005г. | 4363,3 | 1534,8 | 2828,5 | 35,2 |
2006г. | 6044,7 | 2009,2 | 4035,4 | 33,2 |
2007г. | 8995,8 | 2785,2 | 6210,6 | 31 |
2008г | 13272,1 | 3702,2 | 9569,9 | 27,9 |
2009г. | 13493,2 | 3794,8 | 9698,3 | 28,1 |
2010 г. | 15 697,7 | 4 038,1 | 11 659,7 | 25,7 |
01.08.2010 | 17 330,1 | 4 467,3 | 12 862,8 | 25,8 |
Составляющая наличных денег в общем весе денежной массы имеет тенденцию ежегодного уменьшения. Чем это может быть вызвано? Попробуем проанализировать.
Так как у нас середина 2010 года, то величину ВВП берем по предварительной оценке Министерства Финансов РФ, который составил 42 372 млрд руб.
n=42372 /15697,7=2,69.
Рассчитаем продолжительность одного оборота по формуле t=Д/n,
где Д - число дней в периоде, t - продолжительность одного оборота.
Таблица 2
Основные показатели денежного обращения в 2005-2009 гг. (по данным Банка России)[7]
Наименование показателя | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 |
Денежная масса М2 (национальное определение) млрд.руб. | 4363,3 | 6044,7 | 8995,8 | 13272,1 | 13493,2 | 15 697,7 |
Темп роста денежной массы М2 | 1,39 | 1,49 | 1,48 | 1,02 | 1,16 | |
в том числе: | ||||||
наличные деньги М0 | 1534,8 | 2009,2 | 2785,2 | 3702,2 | 3794,8 | 4 038,1 |
безналичные средства | 2828,5 | 4035,4 | 6210,6 | 9569,9 | 9698,3 | 11 659,7 |
Удельный вес наличных денег М0 в общем объеме денежной массы М2, процентов | 35,2 | 33,2 | 31 | 27,9 | 28,1 | 25,7 |
Скорость обращения денежной массы, число оборотов за год | 4,7 | 4,4 | 3,8 | 3,1 | 2,9 | 2,7 |
Денежная база (в широком определении) млрд.руб. | 2380,3 | 2914,1 | 4122,4 | 5513,3 | 5332,3 | 5675,8 |
Продолжительностью одного оборота денежной массы (t), дней | 77,7 | 83,0 | 96,1 | 118,1 | 126,2 | 135,2 |
Изменение продолжительности одного оборота денежной массы, дней | 5,3 | 13,1 | 22 | 8,1 | 9 |
Из таблицы 2 видно, что денежная масса М2 на протяжении рассматриваемого периода все время растет, причем в 2010 году по сравнению с 2005 годом возросла в 3,59 раза.
В 2006 году наблюдается незначительное увеличение продолжительности одного оборота денежной массы на 5,3 дней в сравнении с 2005 годом. При этом, сам объем денежной массы возрос в 1,4 раза. В последующие годы (с 2007 по 2010) наблюдается значительное увеличение продолжительности одного оборота денежной массы – более 8 дней ежегодно. Соответственно происходит и увеличение денежной массы в 1,5 раза в 2007 и 2008 году в сравнении с предыдущими годами. В 2009 году количество денежной массы возросло на 2%, а в 2010 году на 16%.
Увеличение продолжительности одного оборота и снижение скорости обращения денежной массы свидетельствует о снижении оборачиваемости денежных агрегатов, т.е. снижения их ликвидности.
В случае увеличения скорости обращения денег (т.е. дней, необходимых для одного оборота) требуется меньшая денежная масса для обслуживания одного и того же объема продукции.
Степень влияния наличных денег М0 на совокупную скорость обращения денежной массы, характеризующуюся удельным весом наличных денег в показателе денежной массы, который с 2005 по 2010 год сокращается с 35,2% до 25,7%.
Таблица 3
Показатели ставки рефинансирования в РФ в 2005-2010 гг.
Период действия | % | Период действия | % |
1 июня 2010 г. | 7,75 | 24 апреля 2009 г. – 13 мая 2009 г. | 12,5 |
30 апреля 2010 г. – 31 мая 2010 г. | 8 | 1 декабря 2008 г. – 23 апреля 2009 г. | 13 |
29 марта 2010 г. – 29 апреля 2010 г. | 8,25 | 12 ноября 2008 г. – 30 ноября 2008 г. | 12 |
24 февраля 2010 г. – 28 марта 2010 г. | 8,5 | 14 июля 2008 г. – 11 ноября 2008 г. | 11 |
28 декабря 2009 г. – 23 февраля 2010 г. | 8,75 | 10 июня 2008 г. – 13 июля 2008 г. | 10,75 |
25 ноября 2009 г. – 27 декабря 2009 г. | 9 | 29 апреля 2008 г. – 9 июня 2008 г. | 10,5 |
30 октября 2009 г. – 24 ноября 2009 г. | 9,5 | 4 февраля 2008 г. – 28 апреля 2008 г. | 10,25 |
30 сентября 2009 г. – 29 октября 2009 г. | 10 | 19 июня 2007 г. – 3 февраля 2008 г. | 10 |
15 сентября 2009 г. – 29 сентября 2009 г. | 10,5 | 29 января 2007 г. – 18 июня 2007 г. | 10,5 |
10 августа 2009 г. – 14 сентября 2009 г. | 10,75 | 23 октября 2006 г. – 28 января 2007 г. | 11 |
13 июля 2009 г. – 9 августа 2009 г. | 11 | 26 июня 2006 г. – 22 октября 2006 г. | 11,5 |
5 июня 2009 г. – 12 июля 2009 г. | 11,5 | 26 декабря 2005 г. – 25 июня 2006 г. | 12 |
14 мая 2009 г. – 4 июня 2009 г. | 12 | 15 июня 2004 г. – 25 декабря 2005 г. | 13 |
Ставка рефинансирования является инструментом денежно-кредитного регулирования, с помощью которого центральный банк воздействует на ставки межбанковского рынка, а также на ставки по кредитам и депозитам, которые предоставляют кредитные организации юридическим и физическим лицам.
Данные, приведенные в таблице 3, носят статистический характер. В 2005 -2008 годах ставка сохраняется примерно на одном уровне в пределах 11-13 процентов. Уменьшение же ставки, начавшиеся в 2009 году и продолжившиеся в 2010 г., носит директивный характер. Директивный характер этой ставки вызван необходимостью преодоления мирового финансового кризиса: стимулированию денежной политики и повышению доверия банковскому сектору.
Уменьшение ставки рефинансирования, как одного из показателей денежно-кредитного регулирования экономических процессов в стране, свидетельствует о предпринимаемых активных действиях правительства и Центрального банка по стабилизации экономики.
Выявленные показатели свидетельствуют о непрекращающихся кризисных процессах в экономике в целом и денежной системе, как ее составной части. Особенно резко они проявились в 2008 году. Этот год не только в экономике нашей страны, но и в мировой экономике стал годом глобальных финансовых крахов и пересмотра денежно-кредитной политики многих государств, в сторону укрепления национальных валют и их выходу на мировой рынок.
2.3. Перспективы развития денежной системы России
Глобальный финансовый кризис, обрушившийся на мировой рынок, не мог не оказать влияния и на ситуацию в финансовом секторе России, в том числе на ситуацию в сфере единой государственной денежно-кредитной политики. И это заставило руководителей экономики страны, Центральный банк РФ всерьез пересмотреть как свои прогнозы на текущий год, так и сценарии макроэкономического развития на последующие три года.
В Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2009 год и на период 2010 и 2011 годов, подготовленных ЦБ РФ, отмечается, что основным фактором риска для российского банковского сектора в условиях международного финансового кризиса является существенное ограничение доступа к ресурсам с международных рынков капитала и сокращение возможностей внешнего рефинансирования ранее привлеченных заимствований в связи со значительным подорожанием привлеченных средств для первоклассных заемщиков и фактическим исключением такой возможности для других заемщиков.
Следствием влияния указанного фактора является введение российскими банками более консервативных подходов при кредитовании и при оценке кредитного риска. В свою очередь это ведет к снижению темпов роста кредитных вложений в экономику и снижению финансового результата (прибыли) кредитных организаций. Одновременно это обусловливает относительное увеличение в портфелях кредитных организаций доли проблемных активов, как накопленных в период кредитной экспансии, так и отражающих ухудшение экономического положения предприятий при ужесточении условий привлечения кредитов.
В этой ситуации на состояние банковского сектора будет оказывать влияние качество функционирования внутрибанковских систем оценки и управления рисками, включая кредитный риск, риск ликвидности, рыночный, операционный и репутационный риски. Наряду с вопросами поддержания ликвидности банки должны уделять внимание вопросам поддержания достаточности капитала, в том числе за счет дополнительных инвестиций собственников и новых инвесторов.[8]
В целях снижения негативного влияния международных финансовых потрясений на экономику и финансовые рынки России реализуется комплекс мер по частичному замещению выбывших кредитных ресурсов банков и восстановлению нормального кредитного цикла. Эти меры направлены на исключение системной угрозы устойчивости банковского сектора.
В рамках системы управления ликвидностью банковского сектора Банк России продолжит улучшать условия доступа кредитных организаций к инструментам рефинансирования, что должно способствовать снижению транзакционных издержек и рыночных рисков. При дальнейшем развитии внутреннего финансового рынка, его инфраструктуры это будет способствовать более эффективному перераспределению денежных средств в экономике.
Решения по использованию инструментов предоставления и абсорбирования ликвидности будут приниматься в зависимости от динамики основных макроэкономических показателей и состояния финансового рынка. При необходимости Банк России может применять обязательные резервные требования в качестве прямого инструмента регулирования ликвидности банковского сектора
Несмотря на то что в ближайшее время денежно-кредитная политика будет сохранять черты, сформированные в последние годы, Банк России предполагает к концу трехлетнего периода в основном завершить переход к режиму таргетирования инфляции, предполагающему приоритет цели по снижению инфляции. А для введения таргетирования инфляции в полном объеме необходимы режим свободно плавающего валютного курса и превращение процентной ставки Банка России в главный инструмент денежно-кредитной политики.
В целях совершенствования механизма реализации денежно-кредитной политики и формирования условий для введения режима таргетирования инфляции Банк России приступил к осуществлению операций по плановой покупке иностранной валюты на внутреннем рынке, которые проводятся в дополнение к интервенциям на внутреннем валютном рынке, направленным на ограничение внутридневных колебаний стоимости бивалютной корзины. Банк России последовательно расширял коридор допустимых колебаний операционного ориентира курсовой политики — рублевой стоимости бивалютной корзины. По утверждению руководителей ЦБ РФ, проводимая в стране курсовая политика создает благоприятные условия для повышения гибкости курсообразования и в перспективе позволит осуществить переход к плавающему курсу рубля.
Система инструментов денежно-кредитной политики в среднесрочной перспективе будет ориентирована на решение стратегической задачи — переноса центра тяжести с управления валютным курсом на усиление роли процентной политики Банка России. При этом Банк России должен иметь возможность оперативно реагировать на изменение ситуации в денежно-кредитной сфере для поддержания ее устойчивости с учетом рисков, обусловленных действием внешних и внутренних факторов.
В зависимости от складывающейся экономической ситуации Банк России будет применять инструменты предоставления или абсорбирования ликвидности, обеспечивая приоритетное использование рыночных операций на аукционной основе в сочетании с инструментами постоянного действия.
При развитии ситуации в денежно-кредитной сфере по сценарию формирования структурного избытка денежного предложения (что может быть связано со значительным притоком частного капитала в Россию и сохранением высоких мировых цен на товары российского экспорта) Банк России будет преимущественно использовать инструменты абсорбирования свободной банковской ликвидности, в первую очередь операции с ОБР и депозитные операции. При необходимости Банк России намерен проводить операции по продаже государственных облигаций из собственного портфеля (без обязательства обратного выкупа). Повышение нижней границы процентных ставок по своим операциям Банк России будет осуществлять с учетом риска возможного дополнительного притока иностранного капитала. В этих условиях также ожидается, что продолжится полномасштабное применение бюджетных механизмов (в первую очередь механизмов формирования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния) для стерилизации свободных денежных средств, поэтому бюджетный канал по-прежнему будет играть ключевую роль в обеспечении сбалансированности внутреннего денежного рынка.
Однако в случае ослабления платежного баланса более вероятно развитие ситуации по сценарию перехода к устойчивому недостатку ликвидности в банковском секторе и формированию значительного и регулярного спроса кредитных организаций на инструменты Банка России по предоставлению денежных средств. При снижении роли валютных интервенций в формировании денежного предложения Банк России будет обеспечивать необходимый уровень рефинансирования кредитных организаций, используя рыночные операции предоставления ликвидности (прежде всего аукционы прямого РЕПО, ломбардные аукционы) и инструменты постоянного действия (в частности, операции РЕПО по фиксированной ставке и сделки «валютный своп», ломбардные кредиты по фиксированной процентной ставке, кредиты, обеспеченные нерыночными активами). Для обеспечения бесперебойного осуществления расчетов кредитными организациями будет продолжено предоставление на ежедневной основе внутридневных кредитов и кредитов овернайт Банка России.
Банком России будет продолжена политика расширения перечня активов, которые могут быть использованы в качестве обеспечения по инструментам рефинансирования Банка России. После внесения соответствующих законодательных изменений, позволяющих Банку России совершать операции на фондовых биржах с корпоративными ценными бумагами, планируется проведение операций прямого РЕПО с биржевыми облигациями и акциями наиболее надежных эмитентов.[9] В целях улучшения возможностей кредитных организаций по получению денежных средств с помощью инструментов рефинансирования Банком России предусматривается создание «единого пула обеспечения», включающего в себя как рыночные, так и нерыночные активы. При этом между Банком России и кредитными организациями предполагается заключать «рамочные» соглашения, что позволит определять общие условия предоставления кредитов Банка России при использовании дифференцированного подхода к установлению процентных ставок по ним в зависимости от качества обеспечения. Банк России продолжит участие в работе, направленной на закрепление на законодательном уровне возможности Банка России по привлечению специализированных организаций, в том числе Агентства по страхованию вкладов, к организации публичных торгов по реализации имущества, принятого в залог по кредитам Банка России, не обращающегося в России на организованном рынке.
Список использованной литературы
Нормативно–правовая база
1. Конституция РФ принята на всенародном голосовании 12.12.1993 г. (с изм. и доп. от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Консультант Плюс: Версия Проф. Режим доступа: [www.consultant.ru]
2. Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» № 86-ФЗ от 10 июля 2002 г. (с изм. и доп. от 15.02.2010 N 11-ФЗ) // Консультант Плюс: Версия Проф. Режим доступа: [www.consultant.ru]
3. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 № 395-1(ред. от 28.04.2009)// Консультант Плюс: Версия Проф. Режим доступа: [www.consultant.ru]
4. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2009 год и на период 2010 и 2011 годов. //Вестник Банка России.- 2008. – 14 ноября. - №66.
Учебники и учебные пособия
5. Барулин, С.В. Финансы: учебник/ С.В.Барулин. – М.: КНОРУС, 2010. - 640с.
6. Белов, А.В. Финансы и кредит. Структура финансов рыночной экономики: курс лекций/А.В.Белов. – М.: ФОРУМ, 2008. – 224с.
7. Виноградов, Д.В. Финансово-денежная экономика: учебное пособие / Д.В. Виноградов. - М.: Изд.дом ГУВШЭ, 2009. – 828 с.
8. Лаврушин, О.И. Деньги. Кредит. Банки.: учебник/ О.И. Лаврушин. - М.: КНОРУС, 2008. - 559 с.
9. Финансы и кредит: учебник/под ред. проф.М.В. Романовского, проф. Г.Н.Белоглазовой. – М.: Высшее образование, 2010. – 575с.
10. Экономическая статистика/ Под ред. Ю.Н. Иванова. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 510 с.
Научная (периодическая) литература
11. Алексашенко, А. Банк России загадывает загадки. Комментарий / А. Алексашенко // Кризис. Государство. Бизнес. Высшая школа экономики. – 2009. -№34–с.16-17
12. Малинина, Н.А. Денежные реформы в России: исторический аспект / Н.А. Малинина // Финансовый менеджмент. – 2009. - №3. – С.13
13. Некипелов, А., Головнин, М. Стратегия и тактика денежно-кредитной политики в условиях мирового экономического кризиса / А. Некипелов, М. Головнин // Вопросы экономики. – 2010. - №5. – С.33-38
14. Смирнов, Е.Е. Единая денежно-кредитная политика в РФ: тенденции и перспективы / Е.Е. Смирнов // Управление в кредитной организации. – 2010. - №6. – С.21-22
[1] Лаврушин, О.И. Деньги. Кредит. Банки.: учебник/ О.И. Лаврушин. - М.: КНОРУС, 2008. С. 395
[2] Экономическая статистика/ Под ред. Ю.Н. Иванова. – М.: ИНФРА-М, 2008. С.345
[3] Барулин, С.В. Финансы: учебник/ С.В.Барулин. – М.: КНОРУС, 2010. – С.113
[4] Белов, А.В. Финансы и кредит. Структура финансов рыночной экономики: курс лекций/А.В.Белов. – М.: ФОРУМ, 2008. – С.55
[5] Виноградов, Д.В. Финансово-денежная экономика: учебное пособие / Д.В. Виноградов. - М.: Изд.дом ГУВШЭ, 2009. – С.503
[6] Алексашенко, А. Банк России загадывает загадки. Комментарий / А. Алексашенко // Кризис. Государство. Бизнес. Высшая школа экономики. – 2009. - №34 – С.16
[7] Смирнов, Е.Е. Единая денежно-кредитная политика в РФ: тенденции и перспективы / Е.Е. Смирнов // Управление в кредитной организации. – 2010. - №6. – С.21
[8] Некипелов, А., Головнин, М. Стратегия и тактика денежно-кредитной политики в условиях мирового экономического кризиса / А. Некипелов, М. Головнин // Вопросы экономики. – 2010. - №5. – С.35
[9] Финансы и кредит: учебник/под ред. проф.М.В. Романовского, проф. Г.Н.Белоглазовой. – М.: Высшее образование, 2010. – С.401