Принципы международного права

СОДЕРЖАНИЕ: Суть основных принципов международного права, обладающих высшей политической, моральной и юридической силой. Принцип суверенного равенства государств, сотрудничества, невмешательства во внутренние дела друг друга, мирного разрешения международных споров.

Принципы международного права

Содержание

1. Принципы международного права

1.1 Понятие и особенности принципов международного права

1.2 Принцип суверенного равенства государств

1.3 Принцип добросовестного выполнения международных обязательств

1.4 Принцип мирного разрешения международных споров

1.5 Принцип неприменения силы и угрозы силой в международных отношениях

1.6 Принцип невмешательства во внутренние дела государств

1.7 Принцип сотрудничества государств

1.8 Принцип равноправия и самоопределения народов

1.9 Принцип нерушимости государственных границ

1.10 Принцип территориальной целостности государств

1.11 Принцип уважения прав человека и основных свобод

Список использованных источников

1. Принципы международного права

1.1 Понятие и особенности принципов международного права

международное право сотрудничество суверенный

Особенностью системы современного международного права является наличие в ней комплекса основных принципов, обладающих высшей политической, моральной и юридической силой.

Появление и существование комплекса основных принципов обусловлено закономерностями исторического развития. По мнению P.JI. Боброва, «основные принципы - это нормы, концентрированно выражающие самое важное в современных международных отношениях, порожденное в конечном счете ведущими закономерностями эпохи».

В решении Международного суда ООН 1984 г. по спору между США и Канадой о границе в заливе Мэн указывалось, что слова «принципы и нормы» выражают одну и ту же идею, а именно: термин «принципы» означает правовые принципы, т.е. он включает нормы международного права, и употребление термина «принципы» оправдано, поскольку речь идет о более общих и фундаментальных нормах. То есть под принципами международного права в большинстве случаев понимаются его нормы, более важного и общего характера.

В решении по делу парохода «Лотос» между Францией и Турцией (1927 г.) Постоянная палата международного правосудия Лиги Наций определила выражение «принципы международного права» как «означающие международное право, которое действует между всеми независимыми государствами».

Употребление названия «основные» означает, что речь идет о принципах общего международного права, которое является ядром всей системы международного права, отдельные отрасли международного права имеют свои специальные принципы. Например, принцип дипломатической неприкосновенности относится к разряду отраслевых принципов права внешних сношений.

Основные принципы международного права можно также определить как обобщенные общепризнанные правила поведения субъектов международного права, имеющие наиболее важное значение для обеспечения нормального функционирования всей системы международных отношений и решения международных проблем на определенном историческом этапе.

Основные принципы международного права - это нормы международного права, которые в его системе занимают особое место вследствие присущих им особенностей:

1) это руководящие начала (фундамент) современного международного правопорядка;

2) они имеют универсальную сферу действия, ориентированы на все международное сообщество. Все субъекты международного права обязаны строго соблюдать эти принципы, поскольку любое их нарушение будет с неизбежностью затрагивать законные интересы других участников международных отношений;

3) они носят императивный характер норм jus cogens («неоспоримое право»), составляют внутреннюю основу системы международного права. Вследствие этого принципы международного права являются критерием законности всей системы, критерием правомерности любой иной международно-правовой нормы и в силу этого защищаются наиболее жесткими мерами принуждения;

4) принципы принимаются и признаются в таком качестве международным сообществом в целом, т.е. достаточно представительным большинством государств, обеспечивающим представительство главнейших форм цивилизации и основных правовых систем мира;

5) принципы в исключение из правил действия международно-правовых норм во времени имеют обратную силу, позволяющую им распространять свое действие на любую норму, возникшую ранее самого принципа, вплоть до объявления такой нормы недействительной и непризнания связанных с ней последствий;

6) все основные принципы взаимосвязаны и каждый из них должен рассматриваться в контексте всех других принципов.

В иерархии международно-правовых норм основные принципы международного права в качестве императивных норм jus cogens находятся на верхней ступени и занимают центральное положение в системе международного права. Их задача - определить основные права и обязанности государств, т.е. правовой статус членов международного сообщества и основных субъектов международного права. Тем самым принципы определяют основные черты международного правопорядка.

Основные принципы международного права закреплены в Уставе ООН (преамбула, ст. 1, ст. 2) и принятой в развитие этих положений Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН 1970 г. (A/RES/2625(XXV)). В этих актах нашли отражение следующие основные принципы международного права:

- суверенное равенство государств;

- добросовестное выполнение международных обязательств;

- мирное урегулирование международных споров;

- неприменение силы и угрозы силой в международных отношениях;

- невмешательство во внутренние дела государств;

- сотрудничество государств;

- равноправие и самоопределение народов.

Декларация детализирует принципы, закрепленные в общем виде в Уставе ООН, дает толкование содержанию каждого из них.

В случае если обязательства государств по Уставу ООН придут в противоречие с их обязательствами по какому-либо другому международному соглашению, преимущественную силу имеют обязательства по Уставу ООН (ст. 103).

Хотя принципы и отличаются стабильностью, их содержание эволюционирует, современная трактовка дается в последующих резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН, региональных международных документах.

В Декларации принципов, которыми государства-участники будут руководствоваться во взаимных отношениях, содержащейся в Заключительном акте СБСЕ 1975 г., нашли отражение 10 основных принципов международного права. Кроме перечисленных в Уставе ООН, в Декларации получили закрепление еще три новых принципа и раскрыто содержание каждого из них:

- территориальная целостность государств;

- нерушимость государственных границ;

- уважение прав человека и его основных свобод.

Итоговый документ Копенгагенского совещания государств - членов СБСЕ 1990 г. сформулировал основные принципы демократического правового государства. В этом документе нашел отражение принцип справедливости, который находится сейчас в стадии признания на универсальном уровне. Этот принцип основан на признании государством высшей ценностью человеческой личности и ее гарантий. Данный принцип является неотъемлемым атрибутом демократического правового государства.

Основные принципы сегодня перечисляются практически во всех важных универсальных, региональных и двусторонних договорах. Вместе с тем закрепление основных принципов в международно-правовых документах не означает их трансформацию в договорную норму международного права, они носят обычно-правовой характер.

Приведенный перечень основных принципов не является раз и навсегда определенным, неизменным. Возрастание роли международно-правового регулирования, появление глобальных проблем неизбежно ведут к увеличению их числа. В этой связи необходимо обратить внимание на процесс формирования в настоящее время ряда новых основных принципов, таких, например, как принцип защиты и охраны окружающей среды.

Многие авторы обосновывают действие следующих новых принципов:

- всеобщее и полное разоружение;

- общее наследие человечества;

- охрана окружающей среды и др.

Г.И. Тункин выделял принцип мирного сосуществования государств независимо от их политических, экономических и социальных систем. На наличие этого принципа в современном международном праве указывает и известный российский ученый И.И. Лукашук.

Определенный вклад в развитие устоявшихся принципов международного права был внесен Уставом Содружества Независимых Государств. В этом документе к числу принципов, закрепленных в универсальных актах, добавлены:

- верховенство международного права в межгосударственных отношениях;

- учет интересов членов СНГ и самой Организации;

- объединение усилий и оказание поддержки друг другу в целях создания мирных условий жизни народов государств - членов СНГ;

- обеспечение их политического, экономического и социального прогресса;

- духовное единение народов, которое основано на уважении их самобытности;

- тесное сотрудничество в сохранении культурных ценностей и культурного обмена.

В данной главе мы ограничимся изложением основных принципов международного права, нашедших документальное закрепление в перечисленных авторитетных международных актах и имеющих общепризнанный характер императивных норм jus cogens.

Статья 38 Статута Международного Суда ООН указывает, что Суд наряду с конвенциями и обычаями применяет «общие принципы права, признанные цивилизованными нациями». Здесь, очевидно, речь не идет о современных принципах международного права. Большинство ученых сходятся во мнении, что в этой статье речь идет о принципах, общих для национальных правовых систем, включенных в международное право. Многие из этих принципов пришли из римского права (закон последующий отменяет закон предыдущий, никто не может быть судьей в собственном деле, не привлекать к суду дважды за одно и то же и т.д.). Для международного права такие принципы важны в силу неполной развитости в нем процессуальных норм.

1.2 Принцип суверенного равенства государств

Принцип суверенного равенства государств включает в себя две составные части: уважение -суверенитета всех государств и их равноправие в международных отношениях. Эти составляющие объединены в одно целое в п. 1 ст. 2 Устава ООН, которая гласит: «Организация основана на принципе суверенного равенства всех ее членов». Неразрывная связь двух элементов этого принципа обусловлена также тем, что суверенитет может существовать только в условиях равноправия.

Позднее указанный принцип получил свое толкование и дальнейшее развитие в Декларации о принципах международного права 1970 г. и Заключительном акте СБСЕ 1975 г., а также Итоговом документе Венской встречи СБСЕ 1989 г., Парижской хартии для новой Европы 1990 г. и ряде других документов.

Основное назначение указанного принципа - обеспечение равного участия всех государств в международных отношениях, независимо от различий экономического, социального, политического или иного характера.

Согласно Декларации 1970 г. понятие суверенного равенства включает следующие элементы:

а) государства юридически равны;

б) каждое государство пользуется правами, присущими полному суверенитету;

в) каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств;

г) территориальная целостность и политическая независимость государства неприкосновенны;

д) каждое государство имеет право свободно избирать и развивать свои политические, экономические и культурные системы;

е) каждое государство обязано выполнять полностью и добросовестно свои международные обязательства и жить в мире с другими государствами.

Государства - участники СБСЕ в Декларации принципов, которыми они будут руководствоваться во взаимных отношениях, являющейся неотъемлемой частью Хельсинкского Заключительного акта 1975 г., заявили о своем намерении «уважать суверенное равенство и своеобразие друг друга, а также все права, присущие их суверенитету и охватываемые им, в число которых входит, в частности, право каждого государства на юридическое равенство, на территориальную целостность, на свободу и политическую независимость». Они согласились также уважать право друг друга свободно выбирать и развивать свои политические, социальные, экономические и культурные системы, равно как и право устанавливать свои законы и административные правила.

В рамках международного права все государства-участники имеют равные права и обязанности. Они должны уважать право друг друга определять и осуществлять по своему усмотрению их отношения с другими государствами согласно международному праву. К числу элементов принципа суверенного равенства относится право государств принадлежать или не принадлежать к международным организациям, быть или не быть участником двусторонних или многосторонних договоров, включая союзные договоры, а также право на нейтралитет.


1.3 Принцип добросовестного выполнения международных обязательств

Данный принцип зародился достаточно давно в форме международного обычая и долгое время действовал как принцип pacta sunt servanda («договоры должны соблюдаться»). В современный период он превратился в договорную норму и нашел свое отражение в Уставе ООН (п. 2 ст. 2), Венских конвенциях о праве международных договоров 1969 г. и 1986 г., а также Декларации о принципах международного права 1970 г.

В Преамбуле Устава ООН подчеркивается решимость членов ООН «создать условия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам, вытекающим из договоров и других источников международного права». В п. 2 ст. 2 Устава закреплена обязанность членов ООН добросовестно выполнять принятые на себя по Уставу обязательства.

Важным шагом в договорном закреплении этого принципа стала Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г. В преамбуле Конвенции отмечается, что «принцип свободного согласия и добросовестности и норма pacta sunt servanda получили всеобщее признание». А в ст. 26 Конвенции установлено: «Каждый действующий договор обязателен для его участников и должен ими добросовестно выполняться». Более того, участник договора не может ссылаться на положения своего внутреннего права в качестве оправдания невыполнения им договора (п. 1 ст. 27).

В соответствии с Декларацией 1970 г. сущность принципа добросовестного выполнения международных обязательств сводится к следующему.

Каждое государство обязано добросовестно выполнять обязательства, принятые в соответствии с Уставом ООН, а также вытекающие из общепризнанных принципов и норм международного права. Кроме того, государства обязаны добросовестно выполнять свои договорные обязательства. В случае, когда обязательству членов ООН по ее Уставу окажутся в противоречии с их обязательствами по какому-либо договору или другому международному соглашению, в соответствии со ст. 103 Устава ООН преимущественную силу имеют их обязательства по Уставу.

В процессе развития рассматриваемого принципа было предусмотрено, что при осуществлении своих суверенных прав, включая право устанавливать свои законы и административные правила, государства будут сообразовываться со своими юридическими обязательствами по международному праву.

Существенными признаками принципа добросовестного выполнения международных обязательств является недопустимость одностороннего отказа от принятых на себя обязательств, принятия новых обязательств, противоречащих уже действующим обязательствам с третьими государствами, а также международно-правовая ответственность за их нарушение. Следует отметить, что указанный принцип распространяется только на действительные с точки зрения международного права соглашения, т.е. заключенные добровольно и на основе равноправия. Кроме того, любой договор не может противоречить императивной норме общего международного права, определенной в ст. 53 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г.

1.4 Принцип мирного разрешения международных споров

Этот принцип по своему содержанию тесно связан с принципом неприменения силы и угрозы силой. Их становление происходило практически одновременно. На I и II Гаагских конференциях мира в 1899 г. и 1907 г. были приняты Конвенции о мирном разрешении международных столкновений и учреждена Постоянная палата третейского суда.

В Конвенциях содержалась лишь рекомендация обращаться к добрым услугам или посредничеству, прежде чем прибегнуть к военным методам урегулирования спора.

Статут Лиги Наций содержал правило об обязательном обращении государств к мирным средствам разрешения споров. И лишь в случае, если такое обращение не принесло положительного результата, государства могли прибегать к войне. В Парижском договоре об отказе от войны 1928 г. в ст. 2 предусматривалось, что урегулирование всех разногласий или конфликтов должно осуществляться только мирными средствами.

В качестве одного из основных принцип мирного разрешения международных споров был сформулирован в Уставе ООН: «Все члены Организации Объединенных Наций разрешают свои споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость» (п. 3 ст. 2). Это положение общего характера раскрывается в Декларации о принципах международного права 1970 г. и в Заключительном акте СБСЕ 1975 г.

В соответствии с данным принципом государства должны, стремиться к скорейшему и справедливому разрешению своих международных споров путем переговоров, обследования, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к региональным органам или соглашениям или иными мирными средствами по их собственному выбору. В поисках урегулирования стороны должны согласовывать такие мирные средства, которые соответствовали бы обстоятельствам и характеру спора. Примерный перечень мирных средств разрешения споров содержится и в Уставе ООН (глава VI «Мирное разрешение споров»).

Согласно ст. 33 Устава ООН стороны, участвующие в любом споре, продолжение которого могло бы угрожать поддержанию международного мира и безопасности, должны прежде всего стараться разрешить спор мирными средствами.

Государства обязались добросовестно и в духе сотрудничества прилагать усилия к тому, чтобы в короткий срок прийти к справедливому решению, основанному на международном праве.

В случае, если стороны не достигнут разрешения спора путем одного из вышеупомянутых мирных средств, они обязаны продолжать искать взаимно согласованные пути мирного урегулирования спора.

Государства, являющиеся сторонами в споре между ними, как и другие государства, должны воздерживаться от любых действий, которые могут ухудшить положение в такой степени, что будет поставлено под угрозу поддержание международного мира и безопасности, и тем самым сделать мирное урегулирование спора более трудным.

Международное право сохраняет за государствами свободу выбора средств для разрешения конкретного спора.

1.5 Принцип неприменения силы и угрозы силой в международных отношениях

В течение XX в. международное сообщество проделало большой путь в деле запрещения применения силы для достижения политических целей и разрешения межгосударственных споров. Если до Первой мировой войны война считалась законным методом осуществления власти государства, то после нее были предприняты попытки ограничить право на войну. Статут Лиги Наций запретил членам Лиги обращаться к войне в течение трехмесячного срока после провала переговоров по нахождению мирного решения спора. Статут предусматривал также возможность применения санкций в отношении тех членов Лиги, которые вступили бы в войну в нарушение его постановлений. Так, в 1939 г. Советский Союз был исключен из Лиги Наций за необоснованное применение вооруженной силы против Финляндии.

Начальный этап становления указанного принципа обычно связывают с принятием на Гаагских конференциях мира Конвенции о мирном решении международных столкновений (1907 г.) и Конвенции об ограничении применения силы при взыскании по договорным долговым обязательствам (1907 г.).

Особое значение в процессе формирования принципа неприменения силы имел Парижский договор об отказе от войны в качестве орудия национальной политики (Пакт Бриана - Кел- лога) 1928 г. В нем осуждалось обращение к войне для урегулирования всех разногласий. Участники Договора отказывались от таковой в своих взаимных отношениях в качестве инструмента национальной политики (ст. 1). Война, согласно этому документу, допустима лишь как орудие интернациональной политики, т.е. в общих интересах государств. Но эффективность Парижского договора была поставлена под сомнение событиями, приведшими ко Второй мировой войне.

Устав ООН, вступивший в силу 24 октября 1945 г., установил новые положения, которые выходили за пределы запретов, установленных Пактом Бриана - Келлога. Пункт 4 ст. 2 Устава ООН предусматривает: «Все члены Организации Объединенных Наций воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, не совместимым с целями Объединенных Наций». Использование в Уставе термина «сила» значительно шире, чем «война». То есть запрещается не только применение вооруженной силы, но и невооруженное насилие.

Положения п. 4 ст. 2 Устава ООН были далее развиты и уточнены в таких документах, как Декларация о принципах международного права 1970 г., резолюция ГА ООН «Определение агрессии» 1974 г. (A/RES/3314(XXIX)), Декларация об усилении эффективности принципа отказа от угрозы силой или ее применения в международных отношениях 1987 г., а также в Заключительном акте СБСЕ 1975 г.

Декларация о принципах международного права 1970 г. выявляет следующие конкретные действия, которые запрещены в соответствии с п. 2 ст. 4 Устава ООН:

1. Агрессивные войны.

2. Угроза силой или применение силы с целью нарушения существующих международных границ другого государства (включая демаркационные линии) или в качестве средства разрешения международных споров, в том числе территориальных.

3. Репрессалии с использованием силы.

4. Использование силы с целью лишить народы их права на самоопределение и независимость.

5. Организация, поощрение организации иррегулярных сил или вооруженных банд, в том числе наемников, для вторжения на территорию другого государства.

6. Организация, подстрекательство, помощь или участие во внутреннем конфликте или террористических актах на территории другого государства.

Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН «Определение агрессии» 1974 г. (A/RES/3314(XXIX)) подтверждает следующий, не являющийся исчерпывающим, перечень запрещенных действий:

1. Вторжение или нападение на территорию другого государства или любая военная оккупация, даже временная, являющаяся результатом такого вторжения или нападения или любая аннексия с применением силы против территории другого государства или части ее.

2. Бомбардировка вооруженными силами государства территории другого государства или применение любого оружия государством против территории другого государства.

3. Блокада портов или берегов государства вооруженными силами другого государства.

4. Нападение вооруженных сил государства на сухопутные, морские или военно-воздушные силы другого государства.

5. Применение вооруженных сил одного государства, находящихся на территории другого государства по соглашению с последним, в нарушение условий, предусмотренных в соглашении об их пребывании, или любое продолжение их пребывания на территории этого государства после прекращения действия соглашения.

6. Предоставление государством своей территории в распоряжение другого государства для совершения акта агрессии против третьего государства.

7. Засылка государством или от его имени вооруженных банд, групп и иррегулярных сил или наемников, которые совершают акты применения силы против другого государства, имеющие столь серьезный характер, что их можно приравнять к актам агрессии.

Из семи перечисленных в ст. 3 резолюции Генеральной Ассамблеи ООН «Определение агрессии» 1974 г. (A/RES/ 3314(ХХ1Х)) действий, первые пять относятся к прямой агрессии, седьмой - к косвенной. В п. f ст. 3 речь идет о соучастии в агрессии.

В дополнение к перечисленным запрещенным актам применения силы СБ ООН может определить, что другие акты представляют собой агрессию согласно положениям Устава ООН (ст. 4 Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН «Определение агрессии» 1974 г. (A/RES/3314(XXIX)).

В Заключительном акте СБСЕ 1975 г. государства - участники Совещания заявили о своем намерении воздерживаться от любых действий, представляющих собой угрозу силой или прямое или косвенное применение силы против другого государства-участника (п. II).

Декларация об усилении эффективности принципа отказа от угрозы силой или ее применения в международных отношениях 1987 г. (A/RES/42/22) в большинстве своем повторяет положения других резолюций Генеральной Ассамблеи, однако некоторые ее пункты расширяют сферу общего запрета применения силы. Например, Декларация 1987 г. определяет, что:

1. Никакие соображения не могут быть приведены в оправдание угрозы силой или ее применения силы в нарушение Устава ООН.

2. Государства, выполняя свои обязательства по международному праву, будут воздерживаться от организации, подстрекательства, помощи или участия в полувоенных, террористических или иных подрывных действиях, включая действия наемников, в других государствах, либо попустительствовать совершению подобных действий на территории других государств.

3. Государства должны воздерживаться от вооруженной интервенции и от всех других форм вмешательства, а также от угроз применения силы против других государств или против их политических, экономических и культурных структур.

В Уставе ООН установлены средства законного применения силы. СБ ООН уполномочивается решать, какие меры, не связанные с использованием вооруженных сил, должны применяться для осуществления его решений. Эти меры согласно ст. 41 Устава ООН могут включать полный или частичный перерыв экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио или других средств сообщения, а также разрыв дипломатических отношений.

Что касается правомерного применения вооруженной силы, то Устав ООН предусматривает лишь два случая: по решению СБ ООН в случае угрозы миру, нарушения мира или акта агрессии (ст. 42); в порядке осуществления права на индивидуальную или коллективную самооборону (ст. 51).

Причем в последнем случае применение вооруженной силы правомерно только в случае вооруженного нападения на государство и до тех пор, пока СБ ООН не примет необходимых мер. Это обстоятельство подчеркивается не только в международных актах (Уставе ООН, Декларации об усилении эффективности принципа отказа от угрозы силой или ее применения в международных отношениях 1987 г. и др.), но и в решениях Международного Суда ООН. Так, в своем решении в деле по иску Никарагуа против США 1986 г. Суд отверг ссылку СТТТА на то, что они использовали вооруженную силу в порядке самообороны. Суд подтвердил, что «использование права на самооборону может иметь место только, если соответствующее из государств явилось жертвой вооруженного нападения».

Международный суд рассматривал и вынес решение о правомерности применения силы в деле о проливе Корфу (1949 г.), в деле о дипломатическом и консульском персонале США в Тегеране (1980 г.) и др.

Дискуссионными в международном праве по-прежнему остаются проблемы применения силы в случаях гуманитарной интервенции, интервенции против незаконных режимов.

1.6 Принцип невмешательства во внутренние дела государств

Принцип невмешательства тесно связан с принципом суверенного равенства государств, параллельно с которым он и развивался.

Согласно п. 8 ст. 15 Статута Лиги Наций, «если одна из сторон заявляет, и это будет установлено Советом, что спор между сторонами относится к вопросам, которые согласно международному праву относятся исключительно к внутренней компетенции этой стороны, Совет должен установить этот факт и воздержаться от вынесения рекомендации по урегулированию данного спора». Как следует из содержания указанной статьи, государства стремились оградить свой суверенитет от любых посягательств со стороны самой организации — Лиги Наций, а не отдельных стран.

С принятием Устава ООН запрет на вмешательство стал одним из основных принципов международного права. Как следует из формулировки п. 7 ст. 2 Устава, ООН не имеет права на «вмешательство в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства, и не требует от членов ООН предоставлять такие дела на разрешение в порядке настоящего Устава».

Современное понимание принципа невмешательства конкретизировано в таких международных документах, как Декларация о недопустимости вмешательства во внутренние дела государств, об ограждении их независимости и суверенитета 1965 г. (A/RES/2131(XX)), Декларация о принципах международного права 1970 г., Декларация о недопустимости интервенции и вмешательства во внутренние дела государств 1981 г.

(A/RES/36/103), Декларация об усилении эффективности принципа отказа от угрозы силой или ее применения в международных отношениях 1987 г., Заключительном акте СБСЕ 1975 г. и ряде других. Принцип невмешательства нашел также закрепление и в уставам региональных международных организаций (например, в ст. 3, 19, 20 Устава ОАГ 1948 г., ст. 2 Пакта ЛАГ 1945 г.).

Декларация о принципах международного права 1970 г. и Заключительный акт СБСЕ 1975 г. запрещают государствам вмешиваться прямо или косвенно по какой бы то ни было причине во внутренние и внешние дела, входящие во внутреннюю компетенцию другого государства. Вооруженное вмешательство и все другие формы вмешательства или всякие угрозы, направленные против правосубъектности государства или против его политических, экономических основ, являются нарушением международного права. Ни одно государство не может применять либо поощрять применение экономических, политических или иных мер с целью добиться подчинения себе другого государства в осуществлении им прав, присущих его суверенитету, и таким образом обеспечить себе преимущества любого рода. Ни Одно государство не должно также организовывать, помогать прямо или косвенно, поощрять и т.п. вооруженную, подрывную или террористическую деятельность, направленную на насильственное изменение строя другого государства. Запрещается применение силы для лишения народов формы их национального существования.

Принцип невмешательства включает в себя также неотъемлемое право каждого государства выбирать свою политическую, экономическую, социальную и культурную систему без вмешательства в какой бы то ни было форме со стороны, другого государства.

С развитием международных отношений кроме ранее известных запрещенных форм вмешательства (военного, политического, экономического) стали известны и такие, как информационное вмешательство (для обозначения соответствующей деятельности в сфере информации иногда используется термин «идеологическая интервенция»), стал актуален запрет на пропаганду войны и агрессии. А в эпоху глобализации международное сообщество столкнулось и с такой формой вмешательства, как электронное вмешательство с использованием информационных технологий. Вследствие изменений, произошедших в мире на пороге XXI в., иногда обосновывается правомерность вмешательства под предлогом борьбы с международным терроризмом в отношении государств, правительства которых оказывают содействие террористам (как это имело место в отношении Афганистана после событий 11 сентября 2001 г., как это было провозглашено в качестве официальной позиции России после Беслана в сентябре 2004 г. и др.), а также для предотвращения распространения оружия массового уничтожения (как это имело место в отношении Ирака) или для свержения режима, не соответствующего определенным стандартам демократии.

Содержание понятия «дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию государства» также изменялось с развитием международного права. В процессе развития международного сотрудничества увеличивается число вопросов, которые постепенно перестают относиться исключительно ко внутренней компетенции и подпадают под международно-правовое регулирование. Государства на добровольной основе ограничивают свою компетенцию в вопросах обороны (ограничение вооружений), экономического развития, прав человека с расширением полномочий международных контрольных органов в этих и других областях. Поэтому зачастую решение проблемы о делах, относящихся к внутренней компетенции государств, на практике вызывает споры.

1.7 Принцип сотрудничества государств

Сотрудничество государств в качестве принципа международного права впервые получило признание и закрепление в Уставе ООН как результат взаимодействия держав антигитлеровской коалиции во время Второй мировой войны. Он представляет собой не столько право, сколько обязанность государств сотрудничать друг с другом. В соответствии со ст. 1 Устава ООН все государства должны «осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера», а также обязаны «поддерживать международный мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры». Многие положения Устава ООН содержат ссылки на принцип сотрудничества. Так, например, в числе функций ГА ООН - организация исследований и выработка рекомендаций в целях содействия международному сотрудничеству в политической области, а также в области экономической, социальной, культуры, образования, здравоохранения и осуществлении прав человека (ст. 13). Глава IX Устава ООН посвящена международному экономическому и социальному сотрудничеству.

После принятия Устава ООН этот принцип был подтвержден в уставах многих международных организаций, в международных договорах, резолюциях и декларациях.

Развивая положения Устава ООН, Декларация о принципах международного права 1970 г. подчеркивает, что сотрудничество является обязанностью государств: «Государства обязаны сотрудничать друг с другом, независимо от различий их политических, экономических и социальных систем, в различных областях международных отношений с целью поддержания международного мира и безопасности, содействия международной экономической стабильности и прогрессу, общему благосостоянию народов...»

Содержание принципа сотрудничества государств Декларация определяет следующим образом:

а) государства сотрудничают с другими государствами в поддержании международного мира и безопасности;

б) государства сотрудничают в установлении всеобщего уважения и соблюдения прав человека, основных свобод для всех и в ликвидации всех форм расовой дискриминации и всех форм расовой нетерпимости;

в) государства осуществляют свои международные отношения в экономической, социальной, культурной, технической и торговой областях в соответствии с принципами суверенного равенства и невмешательства.

Декларация ориентирует государства на сотрудничество не только друг с другом, но и с Организацией Объединенных Наций.

Заключительный акт СБСЕ 1975 г. конкретизирует содержание этого принципа применительно к общеевропейскому сотрудничеству. В разделе IX этого документа отмечается, что, «развивая свое сотрудничество, государства-участники будут придавать особое значение областям, как они определены в рамках СБСЕ, причем каждый из них будет вносить свой вклад в условиях полного равенства». Особо подчеркивается стремление государств развивать свое сотрудничество, содействовать взаимопониманию и доверию, дружественным и добрососедским отношениям между собой, международному миру, безопасности и справедливости.

Развивая свое сотрудничество, государства - участники ОБСЕ будут стремиться повышать благосостояние народов, используя, в частности, выгоды, вытекающие из расширяющегося взаимного ознакомления и из прогресса и достижений в экономической, научной, технической, социальной, культурной и гуманитарной областях. Государства взяли на себя обязательство предпринимать шаги по содействию условиям, благоприятствующим тому, чтобы делать эти выгоды доступными для всех; они будут учитывать интересы всех в сокращении различий в уровнях экономического развития и, в частности, интересы развивающихся стран во всем мире.

1.8 Принцип равноправия и самоопределения народов

Как общепризнанный принцип право на самоопределение возникло благодаря Уставу ООН, в п. 2 ст. 1 которого используется формулировка «принцип равноправия и самоопределения народов». Его содержание раскрыто в ряде международных документов: Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 г. (A/RES/1514(XV)), Декларации о принципах международного права 1970 г., Венской декларации и программе действий, принятой на Всемирной конференции по правам человека 1993 г., и др. На региональном уровне он получил отражение в Заключительном акте СБСЕ 1975 г. (принцип VIII «Равноправие и право народов распоряжаться судьбой»). Указанный принцип неоднократно подтверждался в международных договорах. Например, он включен в первые статьи Международных пактов о правах человека 1966 г., в ст. 20 Африканской хартии прав человека и народов 1981 г.

Исходя из содержания указанных документов, можно сформулировать основные положения, являющиеся элементами права на самоопределение:

а) каждый народ имеет право на самоопределение, которое должно уважаться всеми государствами;

б) оно должно осуществляться путем свободного волеизъявления, без какого бы то ни было вмешательства извне;

в) оно означает возможность выбора между внутренним самоопределением (в рамках данного государства, например получением статуса субъекта федерации, автономного образования и т.д.), отделением данного народа с созданием собственного государства или вхождением его на тех или иных условиях в другое государство, т.е. возможность выбора политического статуса, включая и выбор формы государства (формы правления, государственного устройства, политического режима);

г) оно означает выбор пути экономического, социального и культурного развития, т.е., в первую очередь, возможность выбора социально-экономического строя.

Эти элементы взаимосвязаны, и один выбор может предопределять другой.

Понятие «народ» в термине «самоопределение народов», используемом в ст. 1 Устава ООН, является более точным, чем понятие «нация», поскольку население территории может быть многонациональным либо еще не сложившимся в нацию. Народ, в отношении которого возникает проблема признания его международной правосубъектности, не просто население той или иной территории, некая сумма индивидов, на ней проживающих, а как минимум определенная экономическая и кулътурно-историческая целостность, осознающая свое единство.

Любое государство обязано уважать право народа на самоопределение. Необходимо учитывать, что на первом этапе развития этого принципа акцент делался на статус колониальных народов, и в практике ООН его обычно связывали с народами, находящимися под колониальным господством. Сегодня процесс деколонизации практически завершен, но принцип самоопределения народов не перестал из-за этого существовать.

На втором этапе вопрос о праве на самоопределение приобрел свою актуальность после распада СССР, Чехословакии, Югославии. Реализация этого права на практике в отдельных случаях привела к негативным последствиям — вооруженным конфликтам на территориях этих государств. Но в самой трактовке права на самоопределение этих негативных последствий не заложено.

Современное международное право не санкционирует и не поощряет какие-либо действия, которые вели бы к частичному или полному нарушению территориальной целостности или политического единства государств, соблюдающих принцип равноправия и самоопределения народов. Отделение не является обязательным элементом реализации права на самоопределение. Оно не должно осуществляться вне рамок права на самоопределение.

В ряде международных документов, раскрывающих содержание принципа равноправия и самоопределения народов (Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 г. (A/RES/1514(XV)), Декларации о принципах международного права 1970 г., Венской декларации и Программе действий 1993 г.), отмечается, что этот принцип не должен истолковываться в ущерб территориальной целостности и политическому единству государств, которые обеспечивают представительство всех слоев населения в органах государственной власти без какой-либо дискриминации.

Согласно толкованию, признанному в практике ООН и опирающемуся, в частности, на Декларацию о принципах международного права 1970 г. и Венскую декларацию и Программу действий 1993 г., отделение допускается в следующих случаях:

а) если оно относится к народам территорий, подлежащих деколонизации (в настоящее время это положение утратило прежнее значение в связи с тем, что процесс деколонизации практически завершен);

б) если оно предусмотрено в конституции (или ином законе) соответствующего государства. Например, право на выход имеют члены федераций, если в их конституциях закреплено это право;

в) если территория, на которой проживает определенный народ, была оккупирована или подверглась аннексии после 1945 г.;

г) если какие-либо народы проживают на территории государства, не соблюдающего в отношении этих народов принцип равноправия и самоопределения народов и не обеспечивающего представительство всех слоев населения без какой бы то ни было дискриминации в органах государственной власти. Поскольку основа принципа самоопределения видится в праве населения на участие в управлении государством.

Таким образом, только в этих случаях народы, ведущие вооруженную борьбу за отделение, вправе при наступлении указанных выше условий претендовать на признание их субъектами международного права, опираясь на принцип самоопределения.

Государство, созданное в нарушение принципа равноправия и самоопределения народов (народом, не имеющим права на отделение, или какой-либо частью населения государства, которая не может рассматриваться как народ), не должно считаться юридически существующим субъектом международного права (например, т.н. Турецкая Республика Северного Кипра в 1983 г.) и не должно признаваться в качестве такового.

Государство не должно прибегать к применению вооруженной силы, если вопрос о самоопределении ставится без нарушения конституционного порядка. Государство, однако, вправе прибегать к адекватному применению силы (в том числе вооруженной), если при постановке вопроса о самоопределении нарушается конституционный порядок и используется насилие.

Следует признать, что складывается обычная норма международного права, согласно которой вооруженная поддержка со стороны третьих государств движения за отделение вооруженным путем недопустима. Далеко не всегда можно установить, имеет ли тот или иной народ право на отделение, поэтому иностранная вооруженная поддержка вооруженной борьбы против правительственных сил может вылиться в нарушение принципа территориальной целостности и неприкосновенности государств. Вооруженная поддержка народа в таких ситуациях допустима лишь на основании решения Совета Безопасности ООН.

В принципе государство имеет право подавлять вооруженные антиправительственные выступления (с учетом необходимости соблюдать обязательства в области прав человека), защищая свой суверенитет, территориальную целостность и политическое единство. Ссылка на принцип территориальной целостности и неприкосновенности уместна в подобных ситуациях, как правило, в том случае, если антиправительственные силы получают поддержку от иностранных государств, так как указанный принцип относится к сфере межгосударственных отношений.

В принципе право народов на самоопределение на меньшинства не распространяется. Меньшинства имеют право претендовать на специальный режим защиты в соответствии с Декларацией о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам, 1992 г., ст. 27 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. и другими международными документами. В случае нарушения прав лиц, принадлежащих к указанным меньшинствам (именно в связи с их принадлежностью к меньшинствам), вопрос о таких нарушениях должен обсуждаться в том же порядке, в каком обсуждаются нарушения прав человека.

Существует проблема самоопределения так называемых разделенных народов, т.е. народов, оказавшихся в силу исторического развития на территории нескольких государств. Наиболее характерный пример такого народа - курды. Термин «разделенный народ» не является правовым. Трудно иногда установить, действительно ли данный народ разделен или же в одном государстве он образует титульную нацию или одну из наций, напоминающих по фактическому влиянию титульную (например, в Швейцарии), а в других государствах лица, имеющие соответствующую национальность, образуют лишь национальное меньшинство. Скорее всего, разделенным следует признать народ, проживающий на прилегающих друг к другу частях территории различных государств, в каждом из которых он образует компактно проживающее на данной части национальное меньшинство.

При решении вопросов, связанных с самоопределением, общих ориентиров недостаточно. Необходим учет специфики ситуации в каждом отдельном случае. Осложняется данная проблема также и тем, что нормы современного международного права, относящиеся к территориальной целостности государств и к праву на самоопределение (противоречивость которых иногда преувеличивается), зачастую рассредоточены по различным международным документам.

1.9 Принцип нерушимости государственных границ

Принцип нерушимости государственных границ тесно связан с принципом неприменения силы и угрозы силой в международных отношениях и с принципом суверенного равенства государств. В Декларации о принципах международного права 1970 г. он рассматривается как составляющая принципа неприменения силы или угрозы силой: «Каждое государство обязано воздерживаться от угрозы силой или ее применения с целью нарушения существующих международных границ другого государства или в качестве средства разрешения международных споров, в том числе территориальных споров и вопросов, касающихся государственных границ».

В качестве самостоятельного принцип нерушимости государственных границ был сформулирован в Заключительном акте СБСЕ 1975 г.: «Государства-участники рассматривают как нерушимые все границы друг друга, как и границы всех государств в Европе, и поэтому они будут воздерживаться сейчас и в будущем от любых посягательств на эти границы». Они обязались воздерживаться также от любых требований или действий, направленных на захват и узурпацию части или всей территории любого государства-участника. В то же время была предусмотрена возможность изменения государственных границ в соответствии с международным правом мирным путем по договоренности.

Тем самым государства — участники ОБСЕ признали и подтвердили существующие границы европейских государств, что имело важное значение, поскольку побежденные государства не полностью признавали границы, установленные после Второй мировой войны. В этой связи существует мнение, что данный принцип не получил универсального признания, и поэтому носит региональный характер (только в отношениях государств - участников ОБСЕ), т.е. сфера его действия сужена.

Однако поскольку ни одно государство не выступило против этого принципа, можно предположить, что молчаливое согласие способствует тому, что принцип нерушимости государственных границ преобразуется в общепризнанный. Кроме того, указание на этот принцип содержат многие международные договоры, в частности, уставные документы региональных международных организаций. Так, в Соглашении о создании СНГ и Алма-Атинской декларации 1991 г. подтверждается признание и уважение принципа неприкосновенности существующих границ.

Исходя из содержания вышеуказанных международных документов, основное содержание принципа нерушимости государственных границ сводится к трем элементам:

а) признание государствами юридически установленных в соответствии в международным правом границ;

б) отказ от каких-либо территориальных притязаний на данный момент или в будущем;

в) отказ от любых иных посягательств на эти границы, в том числе путем угрозы силой или ее применения.

Нерушимость государственных границ связана с принципом неприкосновенности государственной границы, суть которого состоит в недопущении незаконного пересечения границы с другим государством, в том числе праве контролировать движение через границу.

Кроме того, этот принцип тесно связан с принципом территориальной целостности государств.

1.10 Принцип территориальной целостности государств

Устав ООН запрещает угрозу силой или ее применение против территориальной целостности (неприкосновенности) и политической независимости государств. В Декларации о принципах международного права 1970 г. при раскрытии содержания п. 4 ст. 2 Устава ООН были отражены отдельные элементы принципа, который трактуется как часть принципа суверенного равенства государств и принципа неприменения силы и угрозы силой в международных отношениях. В Декларации о принципах международного права 1970 г. говорится, что «территориальная целостность и политическая независимость государства неприкосновенны». Особо отмечается, что территория государства не должна быть объектом военной оккупации, явившейся результатом применения силы в нарушение положений Устава ООН, и что территория государства не должна быть объектом приобретения другим государством в результате угрозы силой или ее применения. Никакие территориальные приобретения, являющиеся результатом угрозы силой или ее применения, не должны признаваться законными.

Однако, учитывая важность этого принципа, государства - участники ОБСЕ сочли необходимым выделить его в качестве самостоятельного принципа, которым они намерены руководствоваться во взаимных отношениях. В связи с этим Заключительный акт СБСЕ 1975 г. содержит наиболее полную формулировку принципа территориальной целостности государств: «Государства-участники будут уважать территориальную целостность каждого из государств-участников. В соответствии с этим они будут воздерживаться от любых действий, несовместимых с целями и принципами Устава Организации Объединенных Наций, против территориальной целостности, политической независимости или единства любого государства- участника и, в частности, от любых таких действий, представляющих собой применение силы или угрозу силой. Государства-участники будут, равным образом, воздерживаться от того, чтобы превращать территорию друг друга в объект военной оккупации или других прямых или косвенных мер применения силы в нарушение международного права или в объект приобретения с помощью таких мер или угрозы их осуществления. Никакая оккупация или приобретение такого рода не будет признаваться законной».

Принцип ныне существует в обычно-правовой форме, однако косвенные подтверждения его действия находятся в двусторонних договорах политического характера, в региональных документах, в частности уставных документах политических региональных организаций. Так, преамбула и ст. 2 Хартии Организации африканского единства (далее — ОАЕ) устанавливает, что целями Организации является защита территориальной целостности, естественных ресурсов государств Африки; ст. V Пакта ЛАГ также затрагивает проблему защиты территориальной целостности государств - членов Лиги.

1.11 Принцип уважения прав человека и основных свобод

Эволюция данного принципа происходила уже после Второй мировой войны и носила более длительный характер. Большинство государств — членов ООН в этот период, особенно социалистические и развивающиеся страны, считали права человека исключительно внутренней компетенцией государств и не готовы были наделять ООН какими-либо контрольными полномочиями в этой области. Однако при всей абстрактности уставных положений, касающихся прав человека, нельзя не отметить важнейшую роль Устава ООН в создании правовой базы для последующего формирования одного из основных принципов международного права.

В Уставе ООН были закреплены цели и функции ООН в области защиты прав человека и определены органы ООН, ответственные за их реализацию. В преамбуле Устава ООН провозглашалось: «Мы, народы Объединенных Наций, преисполненные решимости ... вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин, в равенство больших и малых наций». Осуществлять указанные цели ООН должна путем координации «международного сотрудничества в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным сво бодам для всех, без различия расы, пола, языка и религии» (п. 3 ст. 1), содействия «всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод» (ст. 55).

Нормативное содержание данного принципа разрабатывалось путем принятия специальных документов, к числу которых относится провозглашенная в 1948 г. Всеобщая декларация прав человека, и принятые в 1966 г. Международные пакты о правах человека, а также ряд других деклараций и конвенций.

В качестве самостоятельного принцип был сформулирован в Заключительном акте СБСЕ 1975 г., в п. VII «Уважение прав человека и основных свобод, включая свободу совести, мысли и религии».

Исходя из положений указанного документа, основное содержание принципа уважения прав человека и основных свобод сводится к следующему: государства-участники обязуются уважать права человека и основные свободы, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений, для всех, без различия расы, пола, языка и религии. Они «будут поощрять и развивать эффективное осуществление гражданских, политических, экономических, социальных, культурных и других прав и свобод, которые все вытекают из достоинства, присущего человеческой личности, и являются существенными для ее свободного и полного развития». Государства признают, что уважение прав и свобод человека является существенным фактором мира, справедливости и благополучия, необходимых для обеспечения развития дружественных отношений и сотрудничества между ними, как и между всеми государствами.

В Заключительном акте СБСЕ 1975 г. особо выделяется положение об уважении прав и законных интересов национальных меньшинств.

Государства - участники ОБСЕ согласились признавать и уважать свободу личности исповедовать, единолично или совместно с другими, религию или веру, действуя согласно велению собственной совести. Они будут постоянно уважать эти права и свободы в своих взаимных отношениях и будут прилагать усилия, совместно и самостоятельно, включая в сотрудничестве с Организацией Объединенных Наций, в целях содействия всеобщему и эффективному их уважению.

В Итоговом документе Венской встречи СБСЕ в 1989 г. государства признали, что все права и свободы имеют первостепенное значение и должны, полностью осуществляться всеми надлежащими способами.

Согласно Конституции Республики Беларусь (ст. 21) обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства. Государство гарантирует права и свободы граждан, закрепленные в Конституции Республики Беларусь, законах и предусмотренные международными обязательствами государства.


Список использованных источников

1. Бараташвили, Д.И. Принцип суверенного равенства государств в международном праве / Д.И. Бараташвили. - М.: Наука, 1978.

2. Волова, Л.И. Нерушимость границ - новый принцип международного права / Л.И. Волова; отв. ред. М.М. Аваков. - Ростов-на- Дону: Изд-во Ростовского университета, 1987.

3. Каламкарян, Р.А. Принцип добросовестности в современном международном праве / Р.А. Каламкарян; отв. ред. H.A. Ушаков. - М.: Наука,1991.

4. Левин, Д.Б. Принцип мирного разрешения международных споров / Д.Б. Левин. - М.: Наука, 1977.

5. Манукян, К.А. Принцип равноправия государств в международном праве / К.А. Манукян. - Ереван: Изд-во Ереванского университета, 1975.

6. Мартыненко, А.П. Права народов в современном международном праве / А.П. Мартыненко; отв. ред. B.H. Денисов. - Киев: Наук, думка, 1993.

7. Международное публичное право. Общая часть: учеб. Пособие / Ю.П. Бровка [и др.]; под ред. Ю.П. Бровки, Ю.А.Лепешкова, Л.В.Павловой. \ Минск: Амалфея, 2010. 496 с.

8. Сперанская, Л.В. Принцип самоопределения в международном праве / Л.В. Сперанская. - М.: Госюриздат, 1961.

9. Тункин, Г.И. Принцип соблюдения договоров в международном праве / О.И. Тиунов. - Пермь: Изд-во Пермского университета, 1976.

Скачать архив с текстом документа