Природный туризм и местное сообщество
СОДЕРЖАНИЕ: К понятию экологического туризма. Воздействие туристической деятельности на экологию заповедных зон. Объемы и масштабы природного туризма.ПРИРОДНЫЙ ТУРИЗМ И МЕСТНОЕ СООБЩЕСТВО
ОБЩИЕ ЗАДАЧИ В СОХРАНЕНИИ БИОРАЗНООБРАЗИЯ И ПРИВЛЕЧЕНИИ ПОСЕТИТЕЛЕЙ
К ПОНЯТИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ТУРИЗМА
Когда говорят о путешествиях на природу, то часто применяют термин экотуризм. Между тем, экотуризм, с одной стороны, – это ниша на туристическом рынке, имеющая высокие темпы роста, а с другой, концепция, положение которой шире понятия совместимости (имеется в виду положительное воздействие человека на природу). Экотуризм является составной частью природного туризма, который по объему больше, чем ниша рынка и не концепция, а конкретный вид туризма, воздействие которого может быть очень различным (от явно негативного до нейтрального и положительного). Кстати, понятие “экотуризм” широко используется в современной деятельности заповедных зон и природных парков. Бурный рост этого вида путешествия в мире на протяжении последних десятилетий объясняется не только ухудшением состояния окружающей среды, но и все большим “окультуриванием” популярных районов отдыха – горных курортов, побережий теплых морей, использование для сельских нужд равнин и полесий.
Но чем же по существу отличается природный и экологический туризм от обычного вида туризма? Как отмечает кыргызский эксперт Анара Токтогулова, прежде всего, экотуризм – это путешествие и посещение хорошо сохранившихся природных территорий, представленных во всем мире, как правило, национальными и природными парками, резерватами и другими типами охраняемых природных территорий.
Во-вторых, экотуризм подразумевает наличие определенных, довольно жестких правил поведения и их соблюдение является принципиальным условием успешного развития самой отрасли.
В-третьих, экотуризм отличается относительно слабым негативным влиянием на природную среду и поэтому его иногда называют “мягким туризмом”. Именно по этой причине он стал практически единственным видом использования природных ресурсов в пределах особо охраняемых природных территорий.
В-четвертых, экотуризм предполагает, что местные сообщества не только работают в качестве обслуживающего персонала, но и продолжают жить на охраняемой территории, вести прежний уклад жизни заниматься традиционными видами хозяйствования, которые обеспечивают щадящий режим природопользования. Естественно, это приносит определенный доход населению, способствует его социально-экономическому развитию.
Предлагается пятый элемент отличия. Так, экотуризм – это туризм, сочетающий отдых, развлечение и экологическое образование для путешественников”. Кстати, есть определение экотуризма, данное Обществом экотуризма США: “Экотуризм – это путешествия в места с относительно нетронутой природой с целью, не нарушая целостности экосистем, получить представление о природных и культурно-этнографических особенностях данной территории, который создает такие экономические условия, когда охрана природы становится выгодной местному населению”.
Таким образом, экотуризм должен быть равнозначен устойчивому туризму, под которым понимается туризм, который в долгосрочном периоде, то есть в проекции на современное и будущие поколения, может адаптироваться к конкретным этническим и культурным особенностям, отвечает требованиям социальной справедливости, экологически совместим, а также целесообразен и выгоден в экономическом плане. В таблице № 1 дана схема взаимосвязи туристской деятельности с воздействием на природу и имеющимися негативными последствиями. Поэтому данный вид туризма требует особого подхода и планирования.
Таблица № 1
Воздействие туристической деятельности на экологию заповедных зон
Туристическая деятельность | Воздействующие факторы | Последствия |
Классический природоведческий туризм | ||
Походы/ прогулки | Прокладывание дорожек/ троп | Разрушение растительности |
Ходьба | Вызывает разрушение растительности, эрозию и уплотнение почвы | |
Наблюдение за животными/ фотография | Физическое присутствие, шум | Животные беспокоятся, обращаются в бегство, им мешают в период выведения потомства и во время охоты |
Кормление животных | Поведенческие изменения, смещение видов | |
Обустройство искусственных водоемов и мест солевой подкормки | Неестественная концентрация животных , эрозия и уплотнение почвы, повреждение растительности при ходьбе | |
Прогулки на лодках/ каноэ | Физическое присутствие | Внесение диссонанса в жизнь животных, обитающих в водной среде, нанесение ущерба водной растительности (прежде всего, в малых водоемах) |
Кемпинг/ пикник | Обустройство лагеря, ходьба | Эрозия и уплотнение почвы, разрушение растительности при ходьбе |
Шум | Негативное воздействие на животный мир | |
Мусор | Эвтрофикация, опасность для животных, негативное воздействие на ландшафт | |
Сбор дров для костра | Разрушение биотопа, эрозия и удаление питательных веществ (прежде всего, на высокогорье); опасность лесных пожаров | |
Умывание с мылом в водоемах | Загрязнение вод и эвтрофикация | |
Покупка/ “изъятие” сувениров | Покупка перьев, частей тела животных, живых организмов | Сокращение редких видов |
Покупка/ “изъятие” кораллов, раковин | Разрушение рифов, сокращение видов | |
Приключенческий туризм | ||
Альпинизм/ треккинг | Физическое присутствие, ходьба | Ходьба вызывает разрушение растительности, внесение диссонанса в жизнь животных |
Бурение отверстий, известковые следы | Повреждение скал и ухудшение их внешнего вида | |
Ныряние/ плавание | Откалывание кораллов | Повреждение рифов |
Подводная охота | Сокращение видов рыб | |
Водные походы (каноэ, каяки) | Физическое присутствие | См. прогулки на лодках |
Прогулки на суше | При ходьбе повреждается растительность на берегах водоема | |
Рафтинг | Посадка на плот и причаливание плота | Эрозия и уплотнение почвы, разрушение растительности на берегу из-за ходьбы |
Транспортировка плота | Эрозия и уплотнение почвы, нанесение ущерба растительности; случайно можно задавить животных | |
Авиаспорт | Присутствие летательных аппаратов | Внесение диссонанса в жизнь животных |
Транспортировка летательных аппаратов | Эрозия и уплотнение почвы, нанесение ущерба растительности; случайно можно задавить животных | |
“Потребительский” природный туризм | ||
Охота | Превышение квоты на отстрел | Сокращение видов животных |
Охота за пределами выделенных участков | Сокращение видов животных, внесение существенного диссонанса в жизнь животного мира | |
Нарушение этических принципов охоты | Мучение животных, гниение мяса | |
Спортивная рыбалка | Превышение квот | Сокращение видов рыб, смещение видов |
Между тем, все многообразия видов экотуризма можно разделить на два его основных типа:
- экотуризм в границах особо охраняемых природных территорий и акваторий, разработка и проведение таких туров – это классическое направление в природном туризме; нужно заметить, что соответствующие туры относятся к путешествиям в узком значении данного термина, их можно отнести к “австралийской” модели экологического туризма;
- экотуризм вне границ особо охраняемых природных территорий и акваторий, к этому типу туров можно отнести весьма широкий спектр природно-ориентированного туризма, начиная от агротуризма и вплоть до круиза на комфортабельном лайнере, эту группу экотуров можно отнести к “немецкой” или к “западноевропейской” модели.
По мнение. Анары Токтогуловой, экологический туризм, в частности, на территории Центральной Азии возможен:
Во-первых, размещением особо охраняемых природных территорий, при этом, правда, здесь пока не обеспечен высокий уровень туристского сервиса;
Во-вторых, разнообразием и эстетическим великолепием экосистем и ландшафтных регионов, а также их экологической и биоклиматической благоприятностью;
В-третьих, удаленностью от центров расселения, чем определяется стоимость поездки;
В-четвертых, транспортной доступностью и наличием инфраструктуры;
В-пятых, известностью и популярностью регионов и маршрутов; кстати, по этим параметрам они существенно различаются у потребителей: одни известны у “диких” (неорганизованных) пикник-туристов, а другие получают информацию через рекламу в СМИ;
В-шестых, кроме этого определяется схема экотуризма: система дорог (инфраструктура передвижения) – система бытового обслуживания (питание, проживание) – система культурного обмена и народного творчества – система маркетинга парковых услуг – система безопасности и социально-культурного благополучия – система экологической защиты – это те компоненты инфраструктуры, которые необходимы и для экологического и для устойчивого туризма.
Стоит обратится к Глобальному этическому кодексу туризма, где говорится, что “следует планировать объекты туристской инфраструктуры и виды туристской деятельности таким образом, чтобы обеспечивать защиту природного наследия, которое составляют экосистемы и биологическое разнообразие, а также охранять виды дикой фауны и флоры, которым грозит исчезновение; участники туристского процесса и особенно профессионалы сферы туризма должны соглашаться с наложением определенных ограничений и пределов на их деятельность, которую они осуществляют в особо уязвимых местах, которые подходят для создания природных парков или охраняемых заповедников”.
Так одним из мотиваций туризма становится поиск и покупка редкой фауны. Спрос на исчезающие виды животных, птиц, рептилий, рыб, растений и даже насекомых, естественно, привело к обеспечению предложения. Возникла новая, хотя и незаконная сфера экономики. Объектами контрабанды служат не только традиционные, например, для Африки рога носорогов, слоновая кость, клыки львов, но и занесенные в Красную книгу попугаи, гекконы, змеи, тропические рыбки, а также пауки, жуки, скорпионы. Все это пользуется спросом, как у европейских коллекционеров, так и владельцев лавок некоторых азиатских стран.
Экзотическая мода предъявляет свои цены: так, ангольский питон на “черном рынке” стоит 65 тыс. долларов, а редчайший африканский жук “колофонг” – 15 тыс. долларов. Хорошую цену дают за редкие виды пауков и тропических рыбок. Мелких рептилий и насекомых пытаются проводить в запечатанных сигаретных пачках и пластиковых банках, при этом выживает не более 20-30% особей. Но и этого хватает для серьезного барыша. Естественно, туры с такой целью не приветствуются ни в какой стране и подобная сфера “туризма” преследуется уголовным законодательством.
Как говорилось выше, экологический туризм непосредственно направлен на сохранение биологического разнообразия как прямым способом – конкретной деятельностью туристов и гидов (или, наоборот, недействием, например, обходом стороной мест гнездовий и др.), так и косвенно – финансовую поддержку и повышение благосостояния местного населения – искоренения бедности, создания рабочих мест, предоставление альтернативных видов хозяйства. Одна из важнейших проблем устойчивого развития – это использование биологических ресурсов, и в подавляющем большинстве случаев природный туризм (в отличие от других видов использования) не приводит их к физическому уничтожению. Более того, экотуризм часто оказывается альтернативой лесозаготовкам и широкомасштабной охоте, которые являются порой основной сферой хозяйствования для местных сообществ. Ежегодно в тропиках вырубается 17 млн. га лесов. Развитие экотуризма вносит свой вклад в снижение темпов обезлесивания в таких странах как Коста-Рика, Бразилия, Кения и т.д. Использование некоторых животных в качестве объектов экотуризма также намного эффективнее их утилитарного использования. По расчетам экономистов, один лев в национальном парке Амбосели (Кения) приносит в год 27,0 тыс. долларов туристских поступлений, а стадо слонов – 610 тыс. долларов. Это не только значительно выше стоимости шкуры и бивней, но и экономически оправдывает затраты на охрану и восстановление популяций этих животных.
Таким образом, природный и экологический туризм тесно связан и с охраной редких и исчезающих видов, так как многие из них являются экзотическими и становятся объектами экотуров. Это касается не только животных и растений, но и экосистем и природных комплексов в целом. С другой стороны, при неадекватном планировании туристские нагрузки, рост популярности “сувениров” от дикой природы могут стать причинами исчезновения отдельных видов и нарушения природных компонентов. Редкие виды и экосистемы территорий можно рассматривать как жизненный ресурс для местных общин, поэтому их охрана связана с охраной культуры.
ОБЪЕМЫ И МАСШТАБЫ ПРИРОДНОГО ТУРИЗМА
Хотелось бы отметить, что исследований мирового рынка экотуризма немного, и они не охватывают весь этот процесс в глобальном масштабе. Конечно, в рамках ВТО давалась оценка и анализ существующего либо потенциального спроса на природоведческий (природный) туризм и экотуризм некоторых регионов, например, Северной Америки, данные которой затем экстраполируют на другие континенты. Так, цифра, которая часто появляется в специальной литературе, оценивает эту долю в 7% от общего объема визитов, тогда как эксперт Виктория Чижова дает цифру в 20% всего рынка мирового туризма. Вице-министр природных ресурсов и охраны окружающей среды Казахстана М.Мусатаев заявил, что в мировом масштабе эта отрасль туризма занимает от 40 до 60% среди других видов туризма. По другим данным, прирост числа экотуристов в конце 90-х годов составлял от 10 до 30%. В Германии доля всех экотуров от общего числа проданных турпакетов составляет менее 1%, в США – 3%, Финляндии и Швеции – около 2%, а Франции – более 4%. Между тем, есть направления туризма, где предлагаются смешанные программы (история+экология, археология+культура+треккинг или альпинизм+рыбалка и др.), и доля их продаж достигает 15-23% от общего объема.
По признанию экспертов ВТО, потенциал европейского рынка, а также Японии и новых индустриальных стран Юго-Восточной Азии все еще остается неизученным. Существуют отдельные маркетинговые исследования тех или иных туристических центров, скажем, Коста-Рики в Центральной Америке, Белиз и Кении – в Африке. В нашей стране такие исследования проводились в 1996 году группой международных экспертов под руководством Джозефа Мак-Налти в рамках программы “Устойчивое развитие туризма в Республике Узбекистан”. Однако нельзя сказать, что эти данные оказались полными по направлению природного туризма, точными и были востребованы текущей ситуацией. Что касается объемов спроса на природоведческий туризм в странах-поставщиках туристов, то по данным организации EAGLES/HIGGINS за 1998 год оказалось, что самый большой объем спроса существует в Северной Америке, за ней следует Западная Европа (прежде всего Великобритания и Германия) и Австралия, Новая Зеландия. В некоторых странах большое значение имеет также спрос внутреннего рынка на природный туризм (Таиланде, Индонезии).
Кроме того, как отмечают эксперты ВТО, немногие имеющиеся исследования концентрируют свое внимание на турах, организуемых туроператорами и реализуемых как единый пакет услуг. Более того, сегменту индивидуального экотуризма уделяется недостаточно внимания. В связи с этим ВТО в рамках проекта “Международный год экотуризма – 2002” провела ряд исследований рынков Европы (Австрии, Франции, Германии, Испании, Италии, Великобритании), Канады и США.
РЫНОК ГЕРМАНСКОГО ЭКОТУРИЗМА
Приведем некоторые данные по Германии, полученные исследовательскими организациями DWIF/BTE за 2001 год.
Социодемографические и экономические характеристики экотуриста: Согласно данным туроператоров, возраст типичного немецкого экотуриста колеблется от 30 до 59 лет, но чаще всего это люди в возрасте от 40 до 49 лет. Гендерная сегментация показывает, что природный туризм в большей степени востребован женщинами – на их долю приходится почти 2/3 всех потребителей турпродукта. Нетто-доход семьи туриста, являющегося клиентом туроператора, специализирующегося на природном и экотуризме, колеблется преимущественно в пределах от 3,0 тыс. до 4,9 тыс. дойчмарок и более 5,0 тыс. DM. Таким образом, данные туристы относятся к наиболее обеспеченным и хорошо образованным слоям населения (полное среднее, высшее образование).
Как отмечают эксперты, уровень образования проявляется и в тех профессиональных группах, представители которых встречаются среди экотуристов. Так, среди любителей природного туризма подавляющая часть приходится на учителей и преподавателей, а это, вероятно, обусловлено большим объемом свободного времени за счет каникул, с одной стороны, и специализации, которая требует от них повышения квалификации прямо на “полевой практике”, то есть в походах, с другой. Кстати, в большинстве случаев от туриста не требуются высокие спортивные достижения, так что подобные туры вполне подходят для людей с обычной, средней физической подготовкой.
Интерес к экотуризму для туроператоров: спрос на это вид туризма существует, прежде всего, среди людей, занимающихся спортом, любящим природу, умеющих ладить с коллективом и проявляющих интерес к ландшафту, культуре и человеку, а это означает, что данный сегмент рынка имеет спрос и задача туроператора -–обеспечить необходимое предложение.
Участие в групповых поездках, сафари, турах, предполагающих размещение в палаточных лагерях, предполагает наличие у туристов определенных черт характера. Туристы должны быть терпимыми, не иметь предрассудков, быть общительными, уметь адаптироваться к обстоятельствам, сотрудничать, отказываться в некоторых случаях от комфорта и иметь желание познать новое. Кроме того, речь идет о тех туристах, которые могут адаптироваться к обычаям страны пребывания и открыты для контактов с другими культурами. К тому же этот вид туризма подходит людям, которые не любят массовый туризм и предпочитают туры, которые в социальном и экологическом плане больше интегрированы в реалии страны временного пребывания.
ЭКОТУРИЗМ НА БАЗЕ МЕСТНОГО СООБЩЕСТВА
Глобальный этический кодекс туризма призывает: “Туристскую деятельность следует планировать таким образом, чтобы обеспечить сохранение и процветание традиционных ремесел, культуры и фольклора, а не вести к их стандартизации и обеднению. Местное население должно привлекаться к туристической деятельности и участвовать на равноправной основе в получении образующихся экономических, социальных и культурных выгод, особенно в форме прямого и опосредованного создания в результате этой деятельности рабочих мест”.
Рассматривая возможность привлечения местного сообщества в развитии экотуризма, не всегда дифференцированно подходят к самому процессу такого участия и сотрудничества. По нашему мнению, следует понимать две ступени такого участия:
- политические;
- экономическое.
Под политическим участием в данном контексте подразумевается участие жителей через выборные органы или непосредственно в принятии решений, как в сфере развития туризма, так и в других сферах, касающихся природоохранных зон. В некоторых странах с это целью создаются местные консультативные советы заповедных зон, комитеты по развитию экотуризма в национальных парках и т.п.
Под экономическим участием следует понимать участие населения в получении финансовой, материальной выгоды от экотуризма. Кстати, в свою очередь следует сказать, это не означает, что местное сообщество должно работать в туристическом бизнесе самостоятельно, ведь это может быть участие в следующих формах:
- отчисление доходов от туризма в адрес администрации природных зон в качестве компенсации за природопользование или за эксплуатацию коммунальных объектов в буферных зонах;
- плата за передачу прав пользования от местных органов управления иногородним туристическим компаниям, например, аренда;
- оказание на местах предварительных услуг турфирмам, скажем, снабжение продуктами питания, строительными материалами, ремесленными изделиями и т.п.;
- работа по найму (служащие профессиональных туристических агентств);
- самостоятельная предпринимательская деятельность, осуществляемая в индивидуальном порядке или группами, кооперативами (так называемые коммунальные туристические проекты);
- совместные предприятия с профессиональными туристическими компаниями.
Таблица № 2
Влияние экотуризма на экономику природопользования и охраны окружающей среды
Влияние экотуризма на экономику природопользования | Возможность финансирования заповедников за счет экотуризма | |
Положительное | Отрицательное | |
Прямое финансирование заповедников, природных парков (входная плата, концессии и т.д.) | Финансирование заповедников: - очень низкая плата за вход/ пользование ресурсами; - поступления используются не для природоохранных целей - частный сектор возражает против платы |
Виды поступлений: - плата туристов за вход/ пользование ресурсов; - плата турпредприятий за концессии/ лицензии; - предложение дополнительных туристских услуг; - спонсорство; - туристские налоги. |
Косвенное финансирование природных зон (например, спонсорство, налоговые поступления) | Критерии для определения размера платы: - привлекательность природной зоны; - рыночный потенциал (готовность платить); - покрытие расходов/ рентабельность; - платежи как инструмент управления |
|
Альтернативные возможности получения доходов местным населением | Получение доходов на местах: - тон в туризме задают “внешние” субъекты рынка; - всего лишь 15% расходов туристов на путешествие остаются на местах; - отсутствие взаимодействия с локальными хозяйственными системами; - чрезмерная нагрузка на местное население; - формирование экономического дисбаланса |
|
Получение доходов на региональном, национальном, международном уровне (эффект мультипликатора, эффекты фильтрации) | Использование поступлений: - обеспечение должного состояния туристической инфраструктуры; - использование в целях охраны природы; - недопущение сокращения бюджета |
|
Косвенная выгода: формирование инициативных групп, заинтересованных лиц (поддержка охраны природы) | Приемлемость охраны природы: - малых проектов недостаточно для того, чтобы действительно создавать альтернативные возможности получения доходов; - частному сектору не хватает долгосрочного, ориентированного на перспективу, мышления |
Рекомендации: - создание автономной организации или концессии для частных предприятий; - управление развитием туризма на основе бизнес-плана; - коммуникация, участие в делах и “прозрачность” |
Конечно, экотуризм предлагает более прямые возможности финансирования природных парков, чем другие формы пользования ресурсами. В большинстве стран это является проблемой, но при правильном управлении и планировании остроту ситуации можно снимать.
Список литературы
Алишер Таксанов, кандидат экономических наук. Природный туризм и местное сообщество: общие задачи в сохранении биоразнообразия и привлечении посетителей.