Проблема абсорбции русских иммигрантов в Израиле

СОДЕРЖАНИЕ: Причины иммиграции; узловые проблемы абсорбции и адаптации русскоязычных иммигрантов в Израиле. Их место и роль в социально-политической и культурной жизни израильского общества. Центры абсорбции и государственная социальная поддержка приезжающих.

РЕФЕРАТ:

ПРОБЛЕМА АБСОРБЦИИ РУССКИХ ИММИГРАНТОВ В ИЗРАИЛЕ


Проблема абсорбции иммигрантов в Израиле – многогранная и многоплановая тема, требующая всестороннего комплексного исследования. В данной статье затрагиваются лишь наиболее центральные вопросы адаптации массовой иммиграции в Израиль из бывшего СССР и стран СНГ с конца 1989 г.до середины 1999 г. В рамках данного исследования автор пытается проанализировать: причины иммиграции; узловые проблемы абсорбции и адаптации русскоязычных иммигрантов; показать их место и роль в социально-политической и культурной жизни израильского общества.

На протяжении многих десятилетий до и после создания Государства Израиль, концепция «собирания евреев всего мира» («кибуц галуйот») находится в основе политического и социального развития страны, влияя на все процессы, происходящие в израильском обществе. Суть этой концепции отражена в основных официальных документах Израиля: предоставление каждому еврею права на возвращение в Израиль и автоматическое приобретение израильского гражданства. Право на возвращение было сформулировано в Базельской программе Первого сионистского конгресса (1897 г.) и, позднее, изложено более детально в ст. 6-й Мандата на Палестину, предоставленного Великобритании Лигой Наций в 1922 г. Согласно этому документу, Великобритания брала на себя обязательства поощрять еврейскую иммиграцию, способствовать «прочному поселению евреев», а также должна была «установить такие политические, административные и экономические условия, которые обеспечат создание еврейского национального очага»1 .

Впоследствии право евреев на иммиграцию и обязательства Израиля перед иммигрантами неоднократно подчеркивались и закреплялись в различных законодательных актах страны: Декларации независимости (1946 г.), Законе о возвращении (1950 г.) и др.2 . Закон о возвращении предоставлял каждому еврею или еврейке, за небольшим исключением (кроме лиц, действия которых направлены против еврейского народа, либо несут опасность здоровью граждан или угрожают безопасности государства) право на иммиграцию в Израиль и предоставление гражданства3 . В ст. 1-й Закона о возвращении подчеркивалось: «Каждый еврей или еврейка имеют праве на иммиграцию в Землю Израилеву»4 . Впоследствии в поправке к этому закону, сделанной в 1970 г., эта формулировка была расширена, в связи с необходимостью разрешить проблемы иммиграции советских евреев, состоящих в смешанных браках. В поправке давалось определение, что евреем считается человек, родившийся от матери-еврейки или женщины, принявшей иудаизм и не исповедующей другой религии5 . В результате право на иммиграцию и равные права в Израиле получили не только приезжающие евреи, но также их супруги, дети, внуки, а также супруги детей и внуков.

Еврейская иммиграция в Палестину, а затем в Израиль может быть разделена на два основных периода: до и после образования Государства Израиль. Внутри каждого из них существовали спады и подъемы. Каждая из иммиграционных волн, имея характерные особенности, вносила свой вклад и придавала новый импульс развитию страны.

В конце 80-х годов Израиль ощутил массовый подъем иммиграции из бывшего СССР, а затем из стран СНГ – самый большой по масштабам начиная с 50-х годов и оказавший огромное влияние на все аспекты развития израильского общества. По данным Центрального статистического бюро Израиля: с 1989 по 1999 г. в рамках Закона о возвращении в Израиль прибыло 903,1 тыс. репатриантов, в том числе 771,5 тыс. человек из бывшего СССР/СНГ. Наибольшее число иммигрантов приехало с 1989 по 1995 г. – 710 тыс. человек, в том числе из бывшего СССР/СНГ – 609,9 тыс. человек (подавляющее большинство), что увеличило численность населения страны примерно на 13 %.

В течение 1989-1996 гг., несмотря на массовый поток иммигрантов, происходили колебания в динамике численности олим. Так, например, после наибольшего притока иммигрантов в 1990 г. отмечалось некоторое снижение числа приехавших и, в первую очередь, из России, что отчасти определялось изменением экономической и политической ситуации, возрождением еврейских культурных традиций, образования, языка, литературы и т. д. По данным таблицыпрослеживается география иммиграции по республикам бывшего СССР и стран СНГ, а также наблюдается снижение числа иммигрантов из России после 1991 г. и постепенный рост репатриантов из Украины. В последующие годы характерно стабильное нарастание потока иммигрантов из Украины (в 1995 г.) – 36%, из России – 24%; в 1996 г. – соответственно 40,3 и 28,3%.

Для алии 1995-1996 гг. характерно увеличение иммигрантов из периферийных, а не столичных городов. Снизилось число иммигрантов из Москвы (где проживает самая крупная еврейская община – около 200 тыс. человек) – в 1995 г. 1872 иммигранта; из Санкт Петербурга (община 120 тыс. человек) – 1348. Аналогичная ситуация сложилась в этот период в Украине – сокращение на 23% иммиграции из крупных городов (Киева, Одессы) и ряда других и одновременно рост на 14% иммиграции из периферийный городов.

Сравнивая иммиграцию 80 – 90-х годов с иммигрантами 70-х годов, можно выделить ряд специфических особенностей. Следует учесть, что все иммиграции проходили в совершенно разные периоды внутриполитического развития страны выезда. Для 70-х годов характерно большое наличие среди иммигрантов активистов сионистского движения («узников Сиона», отказников и др.). Сионизм в бывшем СССР официально рассматривался как подрывная враждебная идеология, и до конца 80-х годов сионистская деятельность в СССР была запрещена. Иммигранты 70-х годов, в определенной мере, стремясь на «землю обетованную», выражали протест в связи с положением евреев в СССР (религиозные, политические, культурные ограничения и запреты), а также с проявлением антисемитизма в той или иной форме.

Конец 1989 г. ознаменовался началом распада СССР, многочисленными тенденциями противоположного характера: с одной стороны, демократизация общества, либерализация экономики, свобода слова и печати; возможность возрождать свои культурные, религиозные, исторические традиции; создавать систему еврейского образования и воспитания; с другой, – как в России, так и в других республиках бывшего СССР эти процессы сопровождались экономическими, политическими, национальными и этническими кризисами и конфликтами; ухудшением уровня жизни, нестабильностью обстановки и бесперспективностью.

В результате для иммиграции конца 80-х – 90-х годов характерно наличие большинства людей, стремившихся любой ценой покинуть свою страну, спасаясь от опасностей и безнадежности. В данной ситуации Израиль был для них страной, безоговорочно предоставлявшей свою помощь. Иммиграция происходила, прежде всего, не по сионистским убеждениям, а из-за сложных и трудных жизненных обстоятельств, с которыми репатрианты сталкивались у себя дома. В отличие от иммиграции предыдущей «волны» репатрианты представляли собой людей далеких от еврейской религии, культуры, традиций, языка, сионистской идеологии, истории своего народа, практически безразличных (особенно молодежь) к проблемам еврейского самосознания. У большинства отсутствовало чувство солидарности с евреями Израиля и многие состояли в смешанных браках, не признавались евреями по строгим канонам иудаизма.

Для иммигрантов последней «волны» характерен большой процент репатриантов из бывших советских республик – Украины, Молдавии, Грузии, в связи с ухудшением экономического и политического положения в этих регионах; практически полностью отсутствие сионистских или религиозных причин: подавляющее большинство иммигрантов – светские евреи, часть из них (по данным опросов) «соблюдают традиции». Одним из основных доводов репатриации в первую очередь было опасение и боязнь политической, экономической нестабильности и экологических катастроф в странах СНГ. Существенной причиной стало резкое ухудшение экономического положения, жизненных условий, массовая безработица в ряде регионов СНГ. По данным опросов среди причин отъезда, одной из центральной, выделялось стремление иметь «будущее для своих детей».

Характерно, что среди аргументов в пользу репатриации у иммигрантов 80 – 90-х годов, в гораздо меньшей степени звучали причины, связанные с проявлением антисемитизма, что было характерно для алии 70-х годов. В среде научной интеллигенции, по данным опросов, высказывалось острое желание реализовать на практике свои профессиональные знания и способности; внедрить уже имеющиеся планы, идеи, наработки, проекты и т.д.

В целом иммигранты 80 – 90-х годов были менее идеологизированы по сравнению с предыдущей волной, имели более четкий прагматичный подход, определявший причины и цели их переезда в Израиль. Особенность иммиграции последней «волны» – социально-психологическая связь и идеологические воззрения, тесно связанные с одной стороны, с концепциями коммунистического периода и, с другой – с последствиями столкновений постперестроечной идеологии с западными ценностями. Иммиграция конца 80 – 90-х годов была большим испытанием для Израиля: она привнесла в страну огромные человеческие ресурсы, оказала глубокое воздействие не только на его экономику, политику, культуру, но и на все общество в целом, создав своеобразный параллельный «русскоязычный мир».

Для иммигрантов из СССР/СНГ характерен высокий образовательный уровень: большое число дипломированных специалистов и ученых с научными степенями. Среди русскоязычных репатриантов 40,5% имеют общий стаж обучения 13 лет и более, тогда как у израильтян этот показатель значительно ниже – 24,2%. Если, например, 60% иммигрантов – с высшим образованием (научные сотрудники, инженеры, представители свободных профессий и др.), то у израильтян эта категория составляет – 28%7 . В результате последней «волны» иммиграции, население Израиля не только увеличилось на 13%, но и на 41% возросло число научной интеллигенции, выведя Израиль а первое место в мире по числу ученых на душу населения: 133 – на 10 тыс. человек. По израильским статистическим данным профессиональная структура иммигрантов представляется следующей: 73 тыс. инженеров (вдвое больше, чем инженеров–израильтян), 15,2 тыс. врачей и дантистов (практически равнозначно количество врачей-израильтян) 16,1 тыс. медсестер, 33,6 тыс. учителей, 11,7 тыс. ученых, 15,1 тыс. музыкантов, артистов, писателей, журналистов и представителей других творческих профессий8 .

Рекордно высокий образовательный уровень русскоязычной иммиграции, ее значительный культурный и интеллектуальный потенциал, определили ее занятость в самых перспективных отраслях: в индустрии высоких технологий, наукоемких производствах, научно-исследовательских комплексах, в области прикладных технологий, в современных финансовых структурах, в оборонной промышленности, торговле, международном бизнесе9 .

Проблемами иммигрантов в Израиле занимаются различные министерства, агентства, организации. Основные среди них: Еврейское агентство – СОХНУТ (создано в 1929 г.), Министерство абсорбции (основано в 1968 г.), правительственная комиссия по вопросам абсорбции иммигрантов, существует также большое число фондов, программ и проектов различных ведомств и учреждений. Несмотря на значительный опыт, накопленный Израилем в области абсорбции, существует определенная несогласованность в подходах к решению проблем абсорбции и адаптации иммигрантов на концептуальном уровне. Одни руководители делают акцент на религиозных ценностях; другие – на секуляризме и антиклерикализме; третьи – выступают апологетами известной теории «плавильного котла»; четвертые – поддерживают плюралистическую модель развития израильского общества. Все эти противоречия, по мнению израильских исследователей, часто ведут к путанице и непониманию политики абсорбции, что, в свою очередь, подчас вынуждает необустроенных и неудовлетворенных иммигрантов к возврату в свою привычную среду обитания – т. е. в страны выезда10 .

На каждом историческом этапе развития Израиля «механизм» абсорбции был направлен, в первую очередь, на решение двух основных проблем, от которых целиком зависела успешная адаптация репатриантов: проблемы трудоустройства и обеспечения жильем, при этом изменялись формы и методы разрешения этих вопросов.

В 70-х годах и ранее абсорбция осуществлялась через центры абсорбции, где на несколько месяцев иммигрантам предоставлялось жилье с полным обеспечением и возможностью изучать иврит. Эта политика позволяла постепенно интегрироваться в израильское обществе, находя свою «нишу», облегчая поиск работы и жилья. Система центров абсорбции имела ряд недостатков, порождая иждивенческие настроения у части иммигрантов и, в свою очередь, являясь препятствием для активной интеграции в израильском обществе11 .

Другим направлением абсорбции иммигрантов стала так называемая политика прямой абсорбции: в этом случае иммигранту предоставлялось государственное жилье на льготных условиях оплаты. Жилье было снабжено всем необходимым для нормального проживания (мебелью, посудой, постельными принадлежностями и т. д.). По этой схеме предполагалось, что иммигрант должен был начать интегрироваться в израильскую действительность с первых дней пребывания в стране, без специального адаптационного периода.

Одно из центральных мест в программах абсорбции отводилось социальной поддержке иммигрантов. Виды этой помощи различны и многообразны: денежная помощь, налоговые льготы, ссуды на аренду и покупку квартиры, различные консультации и курсы по переквалификации и профессиональной переподготовке и многое другое. Форма и размеры помощи зависят от состава семьи, возраста экономического и социального положения репатриантов (неполные семьи, число иждивенцев и т. д.).

По плану абсорбции взрослым предоставлялась возможность обучения языку в вечернем ульпане, при этом они должны были одновременно подыскивать работу; их дети могли посещать сад или школу, для этого также предоставлялись определенные доплаты.

В конце 80-х годов политика абсорбции дополнилась новой теорией: цель еезаключалась в активизации иммиграции из западных стран. Название этой теории было прежним – прямая абсорбция, ноцель состояла в том, чтобы увеличить свободу выбора для репатрианта в вопросе проживания в стране12 .

В начале 90-х годов по этой схеме иммигранту предоставлялись не услуги и льготы, как раньше, а значительная сумма денег, с которой он оказывался в условиях рыночной экономики, т. е. на рынке жилья, трудообеспечения, услуг и т.д. Эта система обозначала децентрализацию и перенос ответственности за абсорбцию с центральных государственных учреждений на местные власти и общественные организации. Подобная политика была эффективна до тех пор, пока иммиграция оставалась незначительной13 .

В связи с мощным потоком иммигрантов из бывшего СССР в начале 90-х годов был разработан метод абсорбции – так называемая корзина абсорбции. Она включала существенную финансовую поддержку на первые шесть месяцев пребывания в стране: пособие по оплате жилья в течение первого года; расходы на транспорт на шесть месяцев для поездок в ульпан; пособия на образование в зависимости от возраста и числа детей; небольшую сумму на оплату переводов и ксерокопий для официальных документов, заявлений, резюме при поиске работы14 .

В начале иммигрант получал небольшую наличную сумму и более значительную сумму в виде чека. Для получения ежемесячной суммы, предназначенной из «корзины абсорбции», иммигрант должен был открыть счет в банке и систематически предъявлять копию своего банковского счета в местном отделении абсорбции. Остальная сумма переводилась непосредственно на его счет в банке, в определенных размерах в течение первого года проживания в стране.

«Корзина абсорбции» должна была корректироваться каждые три месяца соответственно росту индекса потребительских цен.

Хотя денежные пособия, «корзина абсорбции», ссуды и другие виды социальной помощи не решают многих кардинальных проблей иммигрантов, они дают поддержку в наиболее трудный период первоначальной адаптации в стране, сопряженный с многочисленными трудностями, наиболее основными среди которых являются проблемы трудоустройства и обеспечения жильем.

Несмотря на то, что в 1995 г. среди репатриантов из стран СНГ были распределены более 5 тыс. единиц государственного жилья, эта проблема оставалась крайне острой. По данным Министерства абсорбции в государственные квартиры в 1995 г. въехало около 15 тыс. человек, а всего с начала массовой иммиграции последнего периода, государственное жилье получили более 23,5 тыс. семей репатриантов (свыше 15% всех приехавших). По мере увеличения числа иммигрантов возрос спрос на съемное жилье и встал вопрос о размере ренты. Многие иммигранты не могли приобрести жилье за сумму, выделяемую по «корзине абсорбции». Практиковалось объединение ссуд двух и более семей для приобретения одной квартиры или дома. Это явление получило распространение, в большей степени, в центральных районах, включая мегаполис Тель-Авива, Хайфы, где в 1990-1991 гг. проживало 50 и 20% новых иммигрантов соответственно. После первого года пребывания в стране перед репатриантом возникало несколько вариантов решения жилищной проблемы: он мог остаться на своей съемной квартире или переехать в другую (в том же районе); мог приобрести жилье с помощью предоставляемой ссуды (которая тем не менее составляла только 50% или менее от стоимости жилья); либо мог взять на льготных условиях в аренду сборный дом в районах, определенных государством или получить государственное жилье в городах развития на юге или севере страны15 .

Проблема расселения иммигрантов имеет чрезвычайное значение для адаптации в Израиле, она напрямую связана с решением экономических, социальных проблем и вопросами безопасности. До создания Государства Израиль основным местом расселения иммигрантов служили, в первую очередь, прибрежные районы, но в 50-60-х годах правительство в качестве национальной задачи выдвинуло проблему размещения иммигрантов по всей территории страны. В тот период иммигрантов направляли в так называемые города развития в периферийных районах и в пограничные зоны16 . Большинство иммигрантов, подчиняясь правительственной политике и деятельности агентств по расселению, вынуждены были селиться в этих районах.

Демографическая политика правящих кругов вызывала жаркие споры и дискуссии. Противники правительственного курса считали, что «политическая цель территориального расселения противоречит политике социальной и культурной интеграции…, приводя к изоляции новых иммигрантов от социальной жизни Израиля»17 . «Расселяя иммигрантов (практически против их воли)в районах с достаточным количеством жилья с целью укрепить пограничные поселения, мы ставим их под удар...»18 .

Отстаивая принцип расселения в центральных районах, его сторонники считали, что «осуществлять массовую абсорбцию легче в центре страны, где имеются преимущества в инфраструктуре, предоставлении рабочих мест и городских условий, которые были важны как для иммигрантов 50-х, так и 90-х годов в подавляющем большинстве жителей городов»19 .

Проблема расселения иммигрантов постоянно стоит на повестке дня, став особенно актуальной в связи с иммиграцией из бывшего СССР, а затем и СНГ. В связи с этим в конце 1991 г. правительство внесло на обсуждение Национальный комплексный план, представлявший собой крупномасштабную программу, в которой акцент был смещен с проблемы, касающейся только жилья, на проблему «рабочие места – жилье»20 .

По схеме, предусмотренной в плане, предполагалось: интенсивное расселение на юге и севере; сокращение расселения иммигрантов во внутренних районах; крайне незначительное расселение в центре. Помимо этих вариантов, были выделены долго- и краткосрочные цели и задачи: первые включали создание инфраструктуры по абсорбции иммигрантов в периферийных районах; вторые – расселение в центральных районах, где имелась инфраструктура, предоставляющая рабочие места21 .

В результате усилий правительства в начале 90-х годов половина десятимиллиардного займа, предоставленного Израилю США для абсорбции иммигрантов, была израсходована на строительство 140 тыс. квартир и 25 тыс. сборных домов для обеспечения жильем вновь прибывших22 . Однако строительство производилось в отдаленных районах, где отсутствовало достаточное количество рабочих мест и впоследствии (январь 1993 г.) половина квартир оказалась незанятой.

Эта ситуация наглядно продемонстрировала правящим кругам страны необходимость учета в процессе абсорбции специфики иммигрантов из бывшего СССР, для которых в большинстве случаев работа оказалась важнее, чем жилье. По мнению специалистов, проблема трудоустройства имеет принципиальное значение для русскоязычных иммигрантов. Эту ситуацию можно объяснить, с одной стороны, тем, что в советский период у большинства рядовых граждан бывшего СССР жилье было весьма скромным. А с другой – на протяжении многих десятилетий в стране (по крайней мере, официально) не существовало безработицы, и социальный статус человека определяла его профессия. Следовательно, отсутствие работы, по канонам советского периода означало не только отсутствие средств к существованию, но, что было важнее для иммигрантов, отсутствие достойного социального положения в обществе23 .

Для успешной адаптации русскоязычных иммигрантов необходимо разрешение одной из наиболее жизненно важных проблем – проблемы трудоустройства. Опыт Израиля в этом случае представляется уникальным, так как за время существования страны, особенно в последний период, его экономика смогла вместить огромное число иммигрантов. Для небольшой по масштабам страны проблема трудообеспечения встала крайне остро, так как оказалось довольно сложно, а подчас и невозможно, обеспечить работой многочисленный поток русскоязычных репатриантов: врачей, ученых, инженеров, музыкантов, преподавателей и т. д., число которых значительно превышало потребности страны.

В Израиле в последние годы постоянно существует безработица, уровень которой колеблется. Процесс трудоустройства затрудняется рядом факторов: существует жесткая конкуренция между самими иммигрантами и иммигрантами и израильтянами; поиск работы проходит неравномерно – кто-то быстрее «встает на ноги», находя свою профессиональную «нишу», у кого-то этот процесс затягивается. Многим иммигрантам приходится сталкиваться со снижением своего профессионального и социального статуса в период адаптации. Существует ряд конкретных специальностей, не требующихся в целом: горные инженеры, преподаватели теории марксизма-ленинизма, истории КПСС, многочисленные преподаватели русского языка и ряд других.

Приток иммигрантов из СНГ всего лишь за три года (с 1991 по 1993 г.) увеличил численность рабочей силы на 8%24 . Для создания новых рабочих мест и расширения существующих в долгосрочном плане требовались инвестиции, предоставленные США в виде займа в размере 10 млрд. долл.25 Анализируя проблему занятости, следует иметь ввиду два аспекта: число занятых и качество трудоустройства. По данным ЦСБ Израиля, уровень безработицы среди иммигрантов из СССР/СНГ в 1990-1996 гг. оставался ощутимым, и наибольший подъем в 16% наблюдался в течение трех лет: 1994-1996 гг.

Характерно, что в первые шесть месяцев пребывания в стране наиболее высокая безработица среди иммигрантов составляет 60%. Позднее этот показатель неуклонно снижается в связи с адаптацией, хотя, получив работу, многие репатрианты испытывают чувство неудовлетворенности от уровня предоставленной работы.

По данным исследования израильских специалистов, среди 1,2 тыс. иммигрантов после двухлетнего пребывания в стране уровень трудоустройства, как в целом по стране, составлял 78% среди мужчин и 48% – среди женщин. При сравнении этих показателей с СНГ обнаруживается, что там работали 80% женщин и почти все трудоспособные мужчины. Трудности при трудоустройстве у русскоязычных иммигрантов связаны с рядом моментов: практически всем претендентам на рабочие места приходилось подтверждать свой профессиональный уровень и навыки (проходя тестирование, испытательный срок, конкурс и т. д.); за исключением специалистов с международным признанием и соответствующего уровня; жесткий возрастной барьер (предпочтение отдавалось молодежи и специалистам до 40 лет); отсутствие достаточных знаний языка (как иврита, так и английского).

Проблема для русскоязычных иммигрантов состоит не только в нахождении конкретного места работы: для них важно качество трудоустройства и, в первую очередь, работа по специальности. Среди русскоязычных иммигрантов, пробывших в Израиле менее одного года, этот показатель составлял 23%, а после двух лет пребывания – до 54%27 . В течение первого года пребывания на неквалифицированных работах занято 34%, в сервисе – 24% (уборщики, сторожа, вахтеры и т. д.). Среди иммигрантов, находящихся в стране два года и более число занятых на неквалифицированной работе сокращалось до 16% и в сервисе – до 18%. По данным ЦСБ Израиля, численность рабочей силы из иммигрантов из СНГ в 1993 г. составила 188 тыс. человек. Хотя 80% (152 тыс. человек) из них и трудоустроились, однако подавляющее большинство не смогло получить работу по специальности и, в результате, занимали значительно более низкое положение, чем в СНГ.

Рассматривая проблему трудоустройства ученых и дипломированных специалистов, следует подчеркнуть, что в 1989-1996 гг. в Израиль иммигрировало из СССР/СНГ 11,7 тыс. ученых28 . Среди этой профессиональной группы: 52% – физики и специалисты в области вычислительной математики, программирования; 27 – биологии и специалисты в области биотехнологии; 12 – химики; 9% – гуманитарии. Основная возрастная группа (около 50%) – от 31 до 45 лет; 56% имели ученую степень кандидата и 16% – доктора наук29 .

Основная задача в процессе адаптации ученых возложена на Центр абсорбции в науке (ЦАН), созданный в 1973 г. и состоящий из трех основных отделов: технологий и точных наук; биологии и медицины; общественных и гуманитарных наук30 . В задачу ЦАН входит предоставление консультаций и помощи вновь прибывшим ученым в поисках работы; реализация их идей и планов; вовлечение их в сферу израильской науки и промышленности и т. д. По данным Министерства абсорбции в конце 90-х годов в сфере науки получили работу 8820 человек, из них 7320 – трудоустроились с помощью ЦАН, 3475 – работают в частном секторе и 1970 – в университетах31 .

Правительство разработало систему всевозможных исследовательских грантов, активно поддерживает ученых в предпринимательстве и бизнесе. В этом процессе огромная роль отводится «технологическим теплицам», где соединяется наука с производством – в настоящее время таких «теплиц» примерно 28 (около 1,2 тыс. ученых). Специалистам – иммигрантам предоставляется возможность разрабатывать свои проекты, большинство из них в области электроники, химии, программирования, биотехнологии.

Несмотря на трудности адаптации русскоязычных специалистов, иммиграция из стран СНГ дала сильный импульс для развития наукоемких отраслей и высоких технологий. В этом секторе израильской промышленности З0% занятых составляют русскоязычные иммигранты последней «волны». В сфере электроники занято не менее 5 тыс. специалистов-репа-триантов32 .

Заслуга русскоязычных иммигрантов состоит в том, что с их помощью Израилю удалось на четверть увеличить экспорт продукции в области высоких технологий, что, в свою очередь, привело к созданию в этой отрасли десятков тысяч новых рабочих мест. Вместе с тем, анализируя такой показатель, как оплата труда, следует подчеркнуть, что при средней заработной плате (по данным 1998 г.) – 5700 шекелей (брутто) и минимальной – 2605 шекелей, специалист-репатриант получал в среднем на предприятиях наукоемких отраслей 3600 шекелей, что примерно соответствовало средней зарплате специалистов, работающих в традиционных отраслях, например в строительстве33 .

По мнению авторов ежегодного отчета Ассоциации израильских промышленников, «иммигранты из стран СНГ, занятые в передовых отраслях израильской индустрии, работают за весьма скромную плату». Аналогичную точку зрения высказывают также авторы исследования, подготовленного Союзом инженеров–репатриантов, подчеркивающие откровенно заниженный уровень оплаты, которая «не соответствует обычной для израильских инженеров оплате труда, колеблющейся примерно от 50 до 250 шекелей в час»34 .

Анализируя процесс адаптации специалистов-репатриантов, наблюдается следующая тенденция: если в начале при трудоустройстве 70% репатриантов-специалистов вынуждены были соглашаться на неквалифицированную работу при низкой оплате труда, то спустя примерно пять лет – 42% специалистов с высшим образованием уже работали по своим специальностям35 .

В последние годы на рынке рабочей силы Израиля ощущалась нехватка квалифицированных специалистов в компьютерной отрасли и электронике. На предприятиях металлургической и электронной промышленности был дефицит рабочей силы – помимо специалистов с высшим образованием также требовались слесари, сварщики, фрезеровщики, разнорабочие.

Израильское руководство, постоянно стремясь изменить сложившуюся ситуацию, ведет поиск путей разрешения социальных проблем новых иммигрантов, создавая специальные центры по переподготовке и переориентации трудовых кадров из числа новых олим. Однако проблемы и задачи сегодняшнего дня требуют подчас нового, нетрадиционного подхода при решении вопросов трудоустройства новых репатриантов. Примером такого новаторского подхода может служить создание магниевого завода на основе технологий, разработанных в Санкт-Петербурге и Запорожье. С помощью этого проекта удалось создать сотни рабочих мест. Благодаря удачному соединению российского сырья и технологий с израильскими капиталовложениями и трудовыми ресурсами из числа новых иммигрантов появились предприятия, где олим получили сотни рабочих мест.

В последние годы много программ и проектов для трудоустройства репатриантов было разработано в Иерусалиме, где центры по трудоустройству создаются при участии муниципального управления абсорбции и ряда других организаций, на которых готовят специалистов – от компьютерщиков до секретарей. Подобные Центры поддерживают постоянный контакт с руководителями фирм и предприятий, осуществляя комплексную подготовку кадров нужного уровня для различных отраслей. Так, например, с целью поощрения и развития строительной отрасли в Израиле был создан совместный проект министерств труда, просвещения и ряда других организаций. В рамках проекта новым репатриантам предоставлялась возможность, сразу же после приезда в страну, параллельно с изучением языка иврит осваивать профессию строителей. По плану проекта, в четырех новых колледжах репатриант через полгода получал специальность строителя, гарантированную материальную поддержку, а также основы языка.

В 90-х годах министерства абсорбции и труда также выступили с инициативой реализации нового проекта для решения проблемы специалистов для высокотехнологичных предприятий: предполагалась переквалификация 200 репатриантов с высшим образованием и их дальнейшее трудоустройство в сфере программного обучения. Обучение проводилось бесплатно в течение шести месяцев, учащимся предоставлялись пособия от Службы национального страхования.

Последняя многочисленная волна русскоязычных иммигрантов заставила израильские власти вплотную подойти к решению проблем занятости репатриантов в области бизнеса. На многих израильских фермах работают репатрианты из стран СНГ, и в середине 90-х годов около 40% всех желающих открыть свое дело составили русскоязычные иммигранты, обратившиеся за помощью для развития малого бизнеса в центры поддержки деловой инициативы.

В середине 90-х годов в Хайфе, например, при помощи такого центра было основано порядка 306 малых компаний, из них134 компаний – новыми иммигрантами. Предприятия иммигрантов в тот период дали городу 370 новых рабочих мест, открыв: мини-маркеты, мастерские по пошиву одежды, парикмахерские, пекарни, кондитерские, оптики и ремонтные мастерские. В Иерусалиме примерно за четыре года при поддержке Центра деловой инициативы создана тысяча новых компаний, обеспечивших работой 2250 человек, из них половина - русскоязычные иммигранты.

В 1994-1995 гг. правительство в 3 раза увеличило бюджет на стимулирование деловой инициативы иммигрантов из стран СНГ: в 1995 г. ссуды новым иммигрантам, желающим открыть свое дело, составили 15 млн. шекелей. В тот период была создана Ассоциация новых предпринимателей, активно выступавшая в их защиту.

По данным Министерства абсорбции за годы последней алии в страну прибыли более 15 тыс. медиков, из них в средине 90-х годов примерно 10 тыс. человек подали просьбу о получении израильской лицензии на работу и более 6 тыс. ее получили, около 5 тыс. стали работать в парамедицинских областях. Министерство абсорбции совместно с Министерством здравоохранения организовывали различные курсы переквалификации и обучения врачей новым специальностям, требующимся в Израиле (гериатрия, трудотерапия и др.), с последующим устройством в больницах и клиниках страны, а также в школах, детских садах, домах престарелых.

Многие проблемы трудоустройства медиков, а также преподавателей и представителей ряда других профессий были решены благодаря их собственной инициативе. В 1992 г. русскоязычные преподаватели создали Ассоциацию учителей-репатриантов, обеспечив работой 450 человек. Помимо этой ассоциации существуют различные местные организации, в которых сотрудничают педагоги-репатрианты. В средине 90-х годов в израильских школах уже преподавали примерно 6 тыс. учителей-репатриантов и около 2,5 тыс. из них получили постоянное место работы.

Подводя итог, необходимо подчеркнуть, что иммиграция – как одна из главнейших приоритетных задач строительства израильского общества – постоянно находится в центре внимания правящих кругов. На протяжении многих лет Израиль накопил значительный опыт в области абсорбции и интеграции иммигрантов. Этот процесс, подчас весьма тяжелый и болезненный как для государства, так и для иммигрантов, меняется, совершенствуется, приобретая новые формы.

Иммигранты из стран СНГ стремятся внести свой вклад в развитие научно-технического потенциала Израиля, привнося свои идеи, технологии, а также стремление их внедрить. Создается уникальная ситуация, когда «русские» олим, связывая Израиль со странами СНГ, могли бы способствовать развитию взаимовыгодных экономических, научно-технических, культурных и многих других связей и контактов.

Вместе с тем, русскоязычные иммигранты, адаптируясь в стране, одновременно, сохраняют свою самобытность, при этом постоянно и напряженно стремятся к поиску своего места и роли в израильском обществе.

иммиграция русскоязычный израиль абсорбция

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Государство Израиль (справочник). М., Наука, 1986, с. 50.

2. Horowitz T. Value-Oriented Parameters in Migration Policies in the 1990’s: The Israeli Experience. – International Migration, V. 31, № 4. 1998, с. 514; Sefer ha-bukim, 02.12.1952.

3. Immigrant Absorption: Situation, Challenges and Goals. Ministry of Immigrant Absorption. April 1996.

4. Щаранский Н. Достойное трудоустройство. – Вести. 18.03.1999.

5. Lissak M., Leshem E. The Russian Intelligensia in Israel: Between Ghettoization and Integration. – Israel Affairs Winter 1995, v. 2, № 2, c. 22.

6. Adler Sh. Israel’s Absorption Policies since 1970’s. –Russian Jews on the Three Continents. Migration and Resettlement. L., 1997, c. 135-144.

7. Gonen A. The Geography of Immigrant Absorption. The Hebrew University, Department of Geography. Jerusalem, 1990 January.

8. Lehrmen A. Combined National Outline Plan for Building. Development and Immigrant Absorption. – NOP. V. 2, №31, Tel-Aviv, 1996.

9. Gittelman Z. Immigration and Identification. 1995, c. 18.

10. Международная Еврейская газета.февраль 1999, №9.

11. Абсорбция репатриантов с высшим образованием. (Из исследования Тель-Авивского университета). – Вести. 26.03.1998.

Скачать архив с текстом документа