Гендерный подход к социальной работе

СОДЕРЖАНИЕ: Характеристика радикальных и критических подходов к социальной работе. Критика ее традиционных моделей. Основные принципы феминизма в гуманистической и критической социальной работе. Социальные работники и их клиенты: гендерный аспект взаимоотношений.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО «Ивановский государственный университет»

кафедра социальной работы и прикладной социологии

Контрольная работа по дисциплине:

«Гендерология и феминология»

на тему:

«Гендерный подход к социальной работе»

Выполнила студентка 5-го курса ОЗО

социолого-психологического факультета, Балукова М.В.

Проверила: Кодина И.Н.

Иваново, 2009


Оглавление

Введение

Радикальные и критические подходы к социальной работе. Критика традиционных моделей социальной работы

Основные принципы феминизма в гуманистической и критической социальной работе

Социальные работники и клиенты: гендерный аспект взаимоотношений

Заключение

Литература

Введение

Проблемы социальной работы и гендера тесно взаимосвязаны. Прежде всего, большинство клиентов социальной службы - это женщины (бедные, одинокие престарелые, матери-одиночки, многодетные матери, матери детей-инвалидов, безработные). От того, распознают ли социальные работники гендерное неравенство на индивидуальном уровне в непосредственном взаимодействии с клиентами или на структурном уровне в организационных, социальных и политических отношениях, зависят перспективы антидискриминационного социального обслуживания, социальной справедливости и социального развития. Повседневная коммуникация, реализуемая в процессе социальной работы, и прикладной характер профессии служат одновременно обоснованием необходимости и важности социальной работы для осуществления принципов гендерного равенства.

С одной стороны, практика социального обслуживания основывается на принципах прав человека и социальном законодательстве, которые признают права граждан на помощь и поддержку безотносительно пола. С другой стороны, переживание клиентом трудной жизненной ситуации всегда является гендерно окрашенным. Одни и те же проблемы по-разному воспринимаются девочками и мальчиками, женщинами и мужчинами в силу тендерной специфики системы социальной стратификации, также по причине особенностей тендерных ролей, идеалов и стереотипов и социальных ожиданий, существующих в каждом конкретном обществе.

С какими социальными проблемами ни взаимодействовали бы социальные работники - бедностью, наркоманией, вопросами охраны детства, безработицей, жилищными или молодежными проблемами, проблемами престарелых, одиноких матерей, многодетных семей или семей с инвалидами, семейным насилием, - так или иначе они сталкиваются с патриархатными социальными отношениями, дискриминационными практиками исключения, где фактор пола играет весьма существенную роль, усиливая проявления социальной несправедливости, связанной с такими характеристиками, как возраст, этничность, раса и социально-экономическое положение человека. Социальные работники современной России реализуют свою профессиональную деятельность в условиях, когда, несмотря на все усилия в области законопроекта о тендерном равноправии, на уровне принятия решений в органах представительной и исполнительной власти проблемы неравенства по признаку пола игнорируются. Гендерно чувствительная практика опирается на принципы гуманистической и критической феминистской социальной работы в процессе взаимодействия с клиентом, группой или социальными сетями.

Радикальные и критические подходы к социальной работе. Критика традиционных моделей социальной работы

Анализ социальной политики и социальной работы, который содержится в этом пособии, основан на идеях феминистской и радикальной критики социального неравенства. Именно с этих теоретических позиций становится очевидным тот факт, что социальные службы, дома-интернаты и образовательные учреждения порой воспроизводят ту самую структуру социальных отношений, на которой базируется существующее в нашем обществе неравенство, в том числе по признакам социального класса, пола, инвалидности и возраста. А дискурс социальных проблем зачастую становится их источником.

Ведь от того, что именно и какими словами говорится о пожилых, инвалидах, бедных, мужчинах и женщинах, детях и семьях в учреждении, профессиональном сообществе, СМИ и учебной литературе, зависит самоопределение специалистов и потребителей услуг - клиентов. Из того, что пишется в региональных программах и отчетах или что содержится на стендах и выставках, посвященных социальной работе и социальной политике, следует, как определяется человеческое достоинство и каковы различные роли, которые исполняются социальными работниками, педагогами, детьми и родителями, врачами, инвалидами, пациентами и пользователями социальных сервисов.

Остановимся кратко на идеях радикальной критики социальной работы, которые впервые зазвучали в полный голос на Западе еще в 1970-х годах, и хотя их влияние затем уменьшилось, некоторые идеи сохранились и успешно развивались в теории и практике социальной работы. Именно в радикально-теоретической среде выросли и получили распространение такие понятия, характеризующие взаимодействие социального работника и клиента.

Радикальный, критический, марксистский, феминистский подходы в социальной работе, как указывает М. Пэйн, имеют много общего между собой. Остановимся кратко на марксистском подходе, который выступает наиболее общим источником всех остальных критических направлений социальной работы. В его рамках можно выделить различные позиции, или модели. С точки зрения прогрессивной модели, социальная работа - это позитивный агент изменений, поскольку деятельность социальных работников позволяет сблизить или интегрировать капиталистическое общество, в котором создана система, эксплуатирующая рабочий класс, с представителями рабочего класса. Здесь специально оговаривается тот факт, что социальные работники не просто доминируют над клиентами в разрешении индивидуальных или групповых проблемных ситуаций, а обеспечивают и организуют коллективное действие и рост сознания, тем самым, помогая осуществить позитивные социальные изменения. Этот подход сродни либерально-демократической модели феминизма, где большое значение придается именно образованию и совершенствованию правовых механизмов достижения социальной справедливости.

Кстати, в настоящее время развитие социальной работы в странах третьего мира дает нам важнейшие основания для того, чтобы пересмотреть многие идеологические установки, сложившиеся в отношении этой профессии в западной литературе. Одно из направлений радикальной социальной работы сформировалось в Латинской Америке в 1960-1970-х годах, где западные модели социальной работы оказывались неадекватными, ибо не учитывали того факта, что в бедных странах главным приоритетом является борьба за выживание. Именно поэтому политическая практика стала важной стороной деятельности социального работника. Действия социального работника, стремящегося осуществить позитивные изменения, направлены на демократизацию социальных институтов, активизацию самоуправления, создание особого правового пространства услуг для малообеспеченных слоев населения (реализация права на социальное обеспечение и гражданских прав), на объединение с социальными движениями, партиями, организациями, профсоюзами и ассоциациями.

В этом случае социальные работники могут следовать нескольким стратегиям. Консервативная стратегия предполагает профессионализацию социальной работы безо всякого политического участия; отрицающая стратегия - включение в общественную и политическую работу, но нежелание изменить социальные институты ради клиентов; антиинституциалъная стратегия - стремление к депрофессионализации, снятию профессионального контроля для того, чтобы клиенты самостоятельно принимали решение (например, антипсихиатрия, отрицающая медицинскую и формальную социальную помощь в пользу самопомощи); трансформирующая стратегия - стремление трансформировать социальные институты, оказывая поддержку клиентам через профессиональное и политическое действие.

Выбор одной стратегии недостаточен: необходимо принимать во внимание, что эти стратегии пересекаются, иначе работа будет неэффективна. Важную роль для подавленных бедностью и беспомощностью людей, живущих в общинах, может сыграть образование. Такие люди часто становятся объектами, которыми манипулируют, на которых воздействуют, а не свободными субъектами, которые могут действовать сами. Однако существует так называемый «страх свободы», от которого необходимо избавиться. Это достигается с помощью образования, включения в критический диалог между исследованиями и практикой.

Основные принципы феминизма в гуманистической и критической социальной работе

Существует специальная модель социальной работы, которая называется феминистской. Это гуманистическое и критическое направление в социальной работе ставит целью активизацию ресурсов клиента, чтобы человек самостоятельно мог отвечать за собственную жизнь, вносит ценности эгалитаризма в отношения между работниками социальных служб и их клиентами, выступая альтернативой патерналистским отношениям между клиентом и специалистом, а также психоаналитической социальной работе, нацелена на активное изменение отношении, процессов и институтов социального, в том числе гендерного неравенства. Большинство современных моделей социальной работы испытало влияние теории и практики феминизма. Эмансипация, эмпауэрмент (усиление и активизация ресурсов) сегодня становится неотъемлемыми признаками социальной работы во всем мире, когда речь идет о сопротивлении бедности, насилию против женщин и детей, жестокому обращению с детьми, о семейных конфликтах, изоляции пожилых людей, преступности, ВИЧ, СПИДе и проституции.

Практика феминистской социальной работы основана на принципах переосмысления власти, равноценности процесса и конечного результата, экосистемпого подхода, переопределения, убежденности в том, что личное есть политическое[1] . Переосмысление власти - принцип, который бросает вызов традиционным иерархиям и подвергает критике властные отношения между профессионалом-экспертом и зависимым от него клиентом, между менеджером агентства и его подчиненными, между политиками, администрацией и населением. Власть подразумевает контроль и господство над подчиненными для превращения их в пассивных и зависимых, поэтому те, кто обладает властью, сами определяют и диктуют цели, утаивают или искажают информацию и создают правила для контроля над поведением. С феминистской точки зрения, такая патриархатная концепция власти, узурпируемой небольшой труппой, должна быть изменена и наделена смыслами партнерства, созависимости, делегирования полномочий, широкого распределения влияния, силы, эффективности и ответственности. Власть в социальной работе должна рассматриваться, скорее, как фактор, необходимый для создания определенных условий деятельности других, нежели как господство. Получение права на власть или притязание на нее является политическим актом, так как власть позволяет людям осуществлять контроль над собственной жизнью и дает возможность самим принимать решения.

Равноценность процесса и конечного результата означает, что нельзя достигать цели с помощью принудительных, несправедливых, жестоких пли патерналистских методов. Поэтомуименно то, как достигается цель, само по себе становится целью. Например, чтобы помочь матери-одиночке в поиске работы, вряд ли достаточно лишь обеспечить ей социальное пособие, необходимо предоставить возможности профессиональной подготовки и доступ к приемлемым услугам дошкольных учреждений. Между тем существующие программы поиска работы или переподготовки далеко не всегда учитывают особые условия, необходимые для самой большой социальной группы бедных в современной России - женщин, воспитывающих своих детей без поддержки со стороны мужчин или других родственников.

Экосистемный, или холистский, подход требует учитывать целостность и устойчивость изменений для индивидов, семей и сообществ, отрицая разобщенность и изолированность людей и общества. Изменение вряд ли можно осуществить лишь на микроуровне, так как в феминистской социальной работе для решения проблемы одного человека, семьи или группы приходится задействовать формальные и неформальные социальные сети, различные организации и разных специалистов, часто необходимо инициирование коллективного действия и привлечение внимания средств массовой информации к проблеме. Например, случай домашнего насилия над женщинами: порой кризисные центры, которые в принципе воплощают идеи феминистской социальной работы, занимаются лишь психологической и юридической помощью конкретным пострадавшим женщинам, хотя во многих других случаях подобные организации воплощают стратегию действий по предотвращению насилия, представляя себе данную проблему не индивидуальной, а политической. Такая стратегия подразумевает создание групп самопомощи, инициирование движений против насилия, образовательные программы для детей и молодежи, просветительскую работу с журналистами и другими профессионалами.

Принцип переопределения означает, что представители общественного движения за гражданские права, члены женских организаций имеют право голоса и самостоятельного определения своих проблем. В этом случае используются новые термины, чтобы называть людей и их проблемы, изменяются значения привычных терминов путем изменения конфигурации языка, лексических инноваций, производятся переименование мест и предметов, пересмотр старых понятий и создание новых. Тем самым осуществляется вызов власти, господствующим стереотипам и доминирующей культурной группе, присвоившей право на контроль над уникальным опытом угнетенных людей и его дискредитацию. Обладание правом на переименование собственного опыта становится акцией свободного волеизъявления. Феминистская социальная работа применяет этот принцип в процессе активизации коллективного потенциала социальных групп для решения политически важных задач. «Личное есть политическое» в связи с феминистской социальной работой соотносит индивидуальное поведение, ценности и убеждения личности с социальной политикой. Социальные движения, которые рождаются из совместных действий людей, влияют на поведение личности. Указанные принципы используются как в практике социальной работы, так и в образовательных программах, а также в исследовании качества социальных услуг.

Социальная работа, основанная на теории феминизма, отталкивается от представления, что идеология, социальная структура и поведение взаимосвязаны, например, проблемы клиента могут быть следствием твердых убеждений о традиционных гендерных ролях. Тем самым интервенция (социальная работа) в подобную ситуацию ставит следующие цели: достижение у клиента понимания воздействия, которое оказывают на поведение патриархатные ценности и структуры; развитие самоуправляемой, самореализующейся личности; создание или усиление структур, сообществ, практик, основанных на принципах эгалитаризма. В некоторых случаях требуется, чтобы индивидуальную или групповую работу терапевтического характера проводили социальные работники женского пола, хотя среди феминистски настроенных социальных работников встречаются и мужчины.

Наиболее распространенные компоненты феминистской социальной работы включают: интеграцию теории и практики, фасилитацию выражения точки зрения женщин ее собственным голосом, внимательное слушание женщин, работу в партнерстве с женщинами, рассмотрение частных вопросов как социальных, поиск коллективных решений социальных проблем, признание взаимозависимости, существующей между представителями местных, национальных и международных сообществ, понимание характера отношений между неоплачиваемой домашней работой женщин и рынком труда, учет связи между ответственностью женщин за других и необходимостью удовлетворять собственные потребности, способность оценивать и ценить опыт, навыки и знания женщин, уважение достоинства каждой женщины, соблюдение принципов и методов, которые гарантируют благополучие детей, мужчин и женщин.

Тот факт, что женщины часто становятся клиентами социальной службы из-за мужчин, стал па Западе очевидным в социальной работе в 1960-1970-х годах, когда развивалось женское движение второй полны. Это и привело к оформлению гендерно чувствительной социальной работы, основанной на феминистских принципах[2] .

Как показывают исследования, социальные работники и за рубежом, в России порой следуют ошибочным ожиданиям и предубеждениям, воспринимая женщин-клиентов как носителей исключительно семейных ролей и функций, сквозь призму житейского и «женского» опыта, В официальных документах, которые регламентируют деятельность службы, отсутствует принцип гендерного равенства, далеко не всегда четко сформулированы механизмы его реализации.

В существующей системе социальной помощи и поддержки очевидна недооценка мужчин как отцов, основные просители и получатели помощи для детей - это их матери. Даже в названии социальных служб заложена программа действий для членов семьи: «Центр помощи женщинам, семье и детям». Прочитав такое название, молодой человек или одинокий пожилой мужчина, супруг или отец не всегда решатся обратиться с каким-либо вопросом, заявить о своей собственной потребности в консультации, проблемах своих детей и семьи в целом.

Социальные работники и клиенты: гендерный аспект взаимоотношений

При оценке трудной жизненной ситуации клиентов существует риск того, что социальные работники, следуя стереотипам, будут полагать предназначение женщин, в первую очередь, в осуществлении ухода за детьми и другими родственниками. В самом деле, многие женщины заботятся о своих детях и о других членах семьи, выполняя большой объем работы по дому. Однако у них ведь есть и другие потребности, умения, знания и способности, о которых мы подчас просто не догадываемся.

Между тем занятость женщины в публичной сфере, экономике важна и для семейного дохода, и для ее самоуважения. Но работники социальных служб, согласно общепринятым представлениям, иногда делают акцент на взаимоотношениях внутри семьи и рассматривают проблемы женщины исключительно как матери, жены или дочери, игнорируя статус занятости своей клиентки в экономике.

Кроме того, эта ее роль и соответствующая данной роли работа по дому, забота о нетрудоспособных родственниках воспринимается обществом как прямая обязанность, как должное, и в аналогичных обстоятельствах женщины получают от государства меньше помощи, чем мужчины. Например, исследования практики социального обслуживания в Великобритании в 1980-е годы показали, что социальные работники оказывают меньше помощи по дому женщинам-инвалидам, чем мужчинам-инвалидам. Отметим, что домашняя работа и уход за близкими, требующие определенных навыков и высокой ответственности, часто недооцениваются по сравнению с оплачиваемой занятостью, с которой обычно связывают мужскую работу.

Вообще экономические трудности семьи, эмоциональные неурядицы и сложности, которые испытывают женщины в поиске работы, ни в коем случае не следует считать специфически женскими проблемами. Было бы ошибкой предлагать женщинам-клиентам в качестве способа разрешения межличностных или экономических проблем семьи терпеть оскорбления или даже насилие, во что бы то ни стало поддерживая отношения с мужем только по причине ее экономической зависимости.

Социальная работа подразумевает, что статус женщины и отношение к ней общества не должны определяться ее брачным статусом или последствиями развода. Социальная работа должна быть основана на уважении достоинства женщины и направлена на повышение ее самооценки. Это достигается посредством поощрения женщин, усилий пораскрытию их потенциала, путем признания их заслуг, оказания им всяческой поддержки в той важной работе, которую они ведут изо дня в день. Однако преодолеть стереотипы в своей профессиональной деятельности оказывается для социальных работников не так уж просто[3] .

Несмотря на то, что женские исследования и женское движение получили на Западе весьма существенное развитие уже с конца 1960-х годов, образование и практика социальной работы начали признавать те же самые вопросы, которые поднимались женским движением, лишь в 1980-е годы. В 1984 году была основана Ассоциация женщин в социальной работе (AWSW), одной из целей которой является «развитие феминистских ценностей, знания, положений, исследований, и поведения; и содействие их внедрению в практику и образование по социальной работе». В 1986 году был основан новый журнал - «Аффилия: журнал женщин и социальной работы». Тем самым произошла институализация феминизма в теории, практике и исследованиях социальной работы.

«Аффилия» - это единственный на сегодня журнал, который рассматривает проблемы социальных работников и их клиентов с феминистской точки зрения, предоставляя уникальные исследовательские данные, развивая новые теории и творческие подходы к тем испытаниям, с которыми сталкиваются женщины.

Чтобы пересмотреть возможные предвзятости и предубеждения в своей профессиональной деятельности социальным работникам было бы полезно проанализировать общее и особенное в жизненном опыте женщин, различающемся в силувозраста, этнической принадлежности, характера занятости, доступа к власти. Кроме того, оценка социальными работниками ситуации всех женщин-клиентов и каждой из них в отдельности должна основываться на понимании новых социальных проблем, знании современных жизненных практик. Рост числа монородительских семей, снижение количества детей в семьях, рост разводов и повторных браков, другие тенденции влияют на социальную ситуацию женщин-клиентов. В социальной науке и на практике пересматриваются понятия типичного жизненного пути, одобряемого и отклоняющегося поведения, трансформируются тины семьи и брака, образцы воспитания детей.

Социальным работникам важно признать, что в социальной службе есть своя внутренняя иерархия, причем власть распределена неравномерно не только между начальниками и подчиненными, но и между специалистами и клиентами. Неравные отношения препятствуют установлению доверительных отношений, проявлению эмпатии, не позволяют добиться позитивных изменений в трудной жизненной ситуации. Если социальный работник сможет увидеть этот дисбаланс властных отношений, то реальным будет и предпринять усилия по установлению партнерских отношений с клиентами. Модель таких отношений представлена в различных формах групповой работы, где устанавливаются партнерские, равноправные отношения между клиентами и социальными работниками.

Современным профессионалам в области социальной работы свойственно стремление рефлексировать, то есть подвергать осмыслению собственную деятельность, ее результаты, способы, которыми удалось достигнуть поставленной цели. Для гендерно чувствительной практики характерно подобное рефлексивное отношение к повседневной работе, ведь это ведет к профессиональному развитию и позволяет не только изменить культуру социального обслуживания, но и по-новому посмотреть на систему подготовки социальных работников. Инновации в обучении, в частности, подразумевают включение пользователей социальных услуг в подготовку социальных работников, а изменения в практике социального обслуживания подразумевают переход на принципы партнерства между специалистами и общественными организациями, волонтерами, студентами.

В некоторых службах, например в негосударственных кризисных центрах для женщин, ведется групповая работа с клиентами. Здесь создаются группы самопомощи, которые позволяют женщинам понять и преодолеть эффекты властных и негуманных отношении в обществе, семье, на работе или других сферах, помогая наметить план позитивных изменений. В групповой работе используется диалог между женщинами как рапными, в поисках взаимопонимания и совместного интереса определяется совместная идеология, демонстрируется уважение взглядов друг друга, личные проблемы объясняются в связи с проблемами социальными. Групповая социальная работа, а также группы самопомощи применяются для роста самосознания и развития позитивной идентичности у клиентов. Однако без четкого определения целей, направления движения и идеологии группа самопомощи может превратиться в собрание женщин, жалующихся на систему и смирившихся с реальным положением вещей.

Женщины - социальные работники и женщины-клиенты, безусловно, имеют много общего не только в аспекте анатомии и физиологии, но и в социальных и культурных аспектах. Даже если социальные работники и клиенты отличаются в аспектах национальной культуры, семейно-брачного статуса, занятости, то их объединяют социальные ожидания, предъявляемые к ним в обществе как к женщинам. Эти социальные ожидания раскрываются в том, как жизнь этих женщин поделена между публичной и приватной сферой (работой и семьей), в том, что они несут двойную нагрузку, выполняя домашний труд и имея оплачиваемую работу. Их часто сближают между собой опыт материнства, отношений с мужчинами, возможно, экономические и социальные эффекты брака и развода, многочисленные собственные проблемы, проблемы детей и родственников.

Для многих женщин - социальных работников признание сходства с другой женщиной порой связано с опасением испытать сверх-идентификацию, то есть ощущение слишком сильного вовлечения в судьбу клиента. В этой связи даже говорят о потенциальной неспособности специалиста точно и объективно оценить проблемы клиента. С одной стороны, признание такого сходства означает потерю власти, экспертного мнения и дистанции. С другой стороны, понимание опыта другого человека на основании родства гендерных идентичностей является важной частью формирования профессиональной идентичности и навыков предоставления социальных услуг, в центре которых находится женщина-клиент.

Безусловно, между социальным работником и клиентом, независимо от их половой принадлежности, есть и целый ряд различий. Прежде всего, это касается неравных позиций, занимаемых той и другой стороной. Возможно, женщина-клиент не имеет работы, ее доход еще ниже, чем у социального работника, возможно, уровень и характер образования, жизненный стиль, трудность жизненной ситуации, природа социальных связей - все это обладает своей спецификой. Другие измерения отличий - возраст, этничность, сексуальные предпочтения, индивидуальные особенности здоровья, история контактов с государственными органами исполнения и наказания, жилищные условия и многие другие - также являются факторами дифференциации.

Процесс признания сходств и различий между собой и клиентом является чрезвычайно важным в развитии профессиональной идентичности социального работника. В случае непризнания родства или, напротив, чрезмерного отождествления позиций есть риск стереотипизации женщин-клиентов и аутостереотипизации женщины - социального работника. В этом случае о женщинах-клиентах могут говорить как о тех, кто не справляется, как об относящихся к группе риска или беспомощных, а об их семьях - как об асоциальных и неблагополучных. Распознавая разнообразие через общность, социальные работники развивают как самопонимание, так и свой профессионализм[4] .

Фундаментальная предпосылка в социальной работе с женщинами - верить своим клиентам, принимать их проблемы. Именно партнерство является сегодня одним из критериев профессионализма в теории социальной работы, однако на практике к женщинам-клиентам не всегда относятся как к целостным личностям, достойным равноправного взаимодействия в социальном обслуживании. Индивидуальность, уникальность и целостность таких женщин было бы трудно разглядеть за стереотипным представлением о женском предназначении. Если согласиться с тем, что женщины-клиенты не в состоянии отвечать за себя и свою жизнь, то можно прийти к медикалистскому, экспертному видению социальной работы, где профессионал дает советы и действует подобно врачу, стремясь излечить заболевание одному ему известными способами, реализуя монопольную власть над пациентом. Подобно пациентам клиники, женщины - клиенты социальной службы будут испытывать чувства вины и неполноценности, находясь в абсолютной власти эксперта и не в состоянии справиться с собственной проблемой. Между тем именно женщины могут выступать ресурсом друг для друга, в частности, в упомянутой выше групповой социальной работе, отношения власти в которой будут организованы горизонтальным образом, то есть не-иерархично. В феминистской социальной работе женщины-клиенты принимаются как компетентные субъекты, имеющие свои сильные стропы и права Они ни в коем случае не должны чувствован, вину и неполноценность за то, что не могут справиться с той или иной проблемой. Напротив, им предоставляется возможность эмоционального самовыражения, им помогают укрепить способность самоконтроля и выработать навыки совпадания с трудностями.

Вот несколько советов для тех социальных работников, которые хотели бы развить у себя гендерную чувствительность в практике оказания услуг, основывать свою деятельность па принципах уважения прав женщин:

• Необходимо принимать себя и женщин-клиентов как личностей, а не как чьих-то жен, матерей, домохозяек, девиц или бабулек. Если согласится с тем, что женщина - это широкое понятие, границы которого могут меняться с течением времени и отличаться у разных людей, то скорее можно распознать как стереотипы пола и дискриминация могут действовать на восприятие женщинами самих себя, на их реальное положение в семье, на работе и в обществе, на их поведение и принимаемые решения.

• Если проанализировать свои собственные взгляды и возможные предрассудки в отношении женщин, можно начинать работать над их изменением.

• Важно задумываться о том, какие требования предъявляются к женщине в семье - в ее детстве, отрочестве и зрелом возрасте - и как это могло повлиять на поведение и судьбу клиентки. Нужно обращать особое внимание на те способы и стратегии совладания с трудностями, которые вырабатываются и применяются женщинами в различных жизненных ситуациях и разные периоды жизненного цикла. Определить преимущества и недостатки этих стратегий.

• Необходимо задумываться над тем, откуда у женщин появляются именно те, а не иные проблемы. Связаны ли некоторые из них с гендерными стереотипами, с тем, что социальное окружение навязывает женщине в отношении ее поведения, особенностей характера, жизненного выбора в семье и занятости? Если Вы заметите, что СМИ или Ваши коллеги представляют поведение женщин как аномальное, девиантное и патологическое, задумайтесь, почему женщин показывают именно таким образом. Постарайтесь противопоставить свои аргументы этим представлениям.


Заключение

Подавляющая часть социальных работников - это женщины. В России часто это те, кто потерял работу на предприятии, не смог найти высокооплачиваемое место или заинтересован - больше, чем в высокой оплате своего труда - в скользящем графике и возможности посещать дома своих больных родственников. Как и повсюду в мире, в России среди социальных работников преобладают женщины. И хотя их достаточно много среди администраторов социальных служб, руководство управлений и министерств социальной сферы представлено мужчинами. Социальная работа является частью вторичного рынка труда, где женщинам отведены низкостатусные роли, и представлена в организациях и СМИ как «женская работа», требующая не столько профессиональных знаний и навыков, сколько «женских» качеств - доброты, эмпатии, ответственности, терпения, якобы от природы присущих женщинам. Тем самым оправдываются низкий статус и низкие зарплаты социальных работников (в соответствии с принципами разделения труда по признаку пола).

В заключении необходимо сказать о том, как важно принимать тот факт, что изменения на уровне гендерной системы общества и даже в отдельной семье являются сложными и постепенными. Осуществление таких изменений требует формирования партнерских отношений и увеличения числа союзников не только среди Ваших коллег, но и среди клиентов, а также других ключевых социальных факторов. Стремление к изменению уже означает развитие. Для профессионального роста социальным работникам необходимо стать более квалифицированными и информированными. В частности, обращать внимание на то, что дискриминация всегда связана с властью и конкуренцией за ресурсы, поэтому было бы важно отказаться от возведения «многоэтажных» иерархий подчинения и подавления в отношениях с коллегами и клиентами. Создавать и поддерживать групповые встречи для клиентов и социальных работников, это позволит укрепить чувство контроля и самоуважения. Поощрять обмен опытом, ресурсами и стратегиями совладения.

Литература

1. Берг Н. ваи Деи, Купер Л. Б. Феминизм и социальная работа // Энциклопедия социальной работы: В 3-х т.т. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1994. Т. 3. С. 369-375.

2. Ваалдейк Б. Социальная работа и политическая власть а переходный период: попытка сравнения // Гендерные истории Восточной Европы / Под ред. Е Гапоновой, Л. Усмановой, А Пето. Минск: БГУ, 2002. С. 132-142.

3. Доэл М., Шадлоу С. Практика социальной работы. М.: Аспект-Пресс, 1995.

4. Карева А., Забадыкина Е. Телефонное консультирование // Насилие и социальные изменения. Ч. II-III. 2000. С. 181-197.

5. Кованов А.Ю. Антидискриминационная практика в социальной работе // Российский журнал социальной работы. 1998. № 1/7.


[1] Берг ван Ден, Купер Л.Б. Феминизм и социальная работа // Энциклопедия социальной работы в 3-х тт. Т. 3. М.: Цент общечеловеческих ценностей. 1994. С. 369-375.

[2] Доэл М., Шадлоу С. Практика социальной работы. М.: Аспект-Пресс, 1995. С. 46.

[3] Карева А., Забадыкина Е. Телефонное консультирование // Насилие и социальные изменения. Ч. II-III. 2000. С. 181-197.

[4] Ваалдейк Б. Социальная работа и политическая власть а переходный период: попытка сравнения // Гендерные истории Восточной Европы / Под ред. Е Гапоновой, Л. Усмановой, А Пето. Минск: БГУ, 2002. С. 132-142.

Скачать архив с текстом документа