Профессиональная компетентность как экономическая категория
СОДЕРЖАНИЕ: Отличительной чертой экономической модернизации является то, что ее основу формирует информационная модель экономики, в рамках которой главным фактором организации и функционирования становятся производство и потребление различных информационных стоимостей.Профессиональная компетентность как экономическая категория
Яценко А.П.
Мир переживает смену факторов, определяющих территориальную структуру хозяйства и территориальную организацию общества. В этих условиях важными составляющими процесса экономической модернизации выступают технологический прогресс и ресурсосбережение: развитие наукоемких и информоемких отраслей при технической перестройке прежних; интенсивная подготовка/переподготовка кадров, способных обеспечить нужды современной экономики. Мы видим, что наряду с материальными затратами на производство начинают превалировать затраты в сфере производства “нематериального”, поскольку передовые технологии - главная арена конкуренции, а научно-техническая сфера - важнейший фактор геополитики. Все эти факторы меняют не только экономику страны, но и ее социальное лицо.
Отличительной чертой экономической модернизации является то, что ее основу формирует информационная модель экономики, в рамках которой главным фактором организации и функционирования становятся производство и потребление различных информационных стоимостей. Это не означает, что производство материальных благ утрачивает значение, речь о другом: прогрессивно растет объем совокупных ресурсов и общественного времени, затрачиваемых на производство, обработку, распределение и потребление информации. При этом их удельный вес повышается быстрее, по сравнению с ресурсами и временем, расходуемыми на выпуск и реализацию продукции материального производства [3]. Это дает основания для новой трактовки информации и знаний. Их производство выделяется в особый вид экономической деятельности: знания и информация реализуют себя в материальных и интеллектуальных продуктах. Именно этим объясняется, что информационным ресурсам отведена главная роль среди прочих их составляющих (материальных, финансовых), а сами они рассматриваются как основной фактор производства по сравнению с капиталом и трудом.
Второй важнейшей составляющей процесса экономической модернизации является творческая активность людей. Именно интеллектуальный капитал генерирует новые знания и технологии, т.е. обеспечивает доходы в самых быстрорастущих отраслях экономики, а значит, определяет развитие общества и доминирующие тенденции. Одним из главных приоритетов социально-экономической (и демографической) политики государства должно стать улучшение качества человеческого капитала. Под ним понимается рост доходов населения, продолжительность жизни, грамотность среди взрослого населения и уровень доступности высшего образования.
Осуществление рыночных реформ в России должно базироваться на таких результатах человеческого развития, как рост знаний и умений работников, повышение их профессиональной компетентности. Инвестиции в образование дают человеку возможность расширить кругозор, решают проблемы самореализации, способствуют материальному благополучию. На базе образования повышается экономическая производительность человека, а вместе с этим и общенациональный запас человеческого капитала, который, в свою очередь, влияет на темпы экономического развития страны. Условием экономического роста в значительной мере становятся интеллектуализация производства и социальная мобильность россиян. Критерием эффективности факторов развития в национальном богатстве является увеличение расходов государства на накопление человеческого капитала, под которым подразумеваются знание, здоровье и мобильность. В этом заключается стратегическая линия повышения эффективности экономики. Реальное накопление происходит в том случае, если обеспечивается увеличение удельного веса человеческого, а не воспроизводимого капитала в структуре общественного богатства.
В.А. Гневко вообще считает, что необходимо перейти от узковедомственной оценки образовательного продукта по объему к критериям влияния качества образования и его эффективности на качество жизни сообщества [1]. В общем виде эффективность (лат. действенность) рассматривается в качестве основной характеристики функционирования системы, которая выявляет степень реализации цели и достижения намеченных результатов. Что же касается эффективности образования, то ее необходимо рассматривать в трех взаимосвязанных аспектах: экономическом, социальном, педагогическом. При этом различают эффективность образования двоякого рода: внутреннюю и внешнюю. С.А. Дятлов, В.А. Жамин, Е.Н. Жильцов, В.Е. Комаров, С.Л. Костанян, В.И. Марцинкевич рассматривают внутреннюю эффективность как педагогическую (эффективность функционирования самой системы). А внешняя эффективность образования (по Т. Шульцу) сводится к экономической эффективности, т.е. отдаче, получаемой от использования образовательного фонда - человеческого капитала, представляющего собой в лице подготовленных специалистов конечный продукт образования.
Однако для того, чтобы получить эту отдачу, следует преодолеть комплекс прак- тико-ориентированного образования, который воспроизводится в силу прагматических, однобоко интерпретируемых текущих требований. Формируется новый тип профессионального образования, особенностью которого выступает нацеленность на развитие гуманитарных ресурсов общества, создание такой его организационной архитектоники, которая способствовала бы индивидуальному и групповому обучению, мотивируемому многообразными факторами и стимулами. Сегодня можно уже говорить о возникновении новой образовательной культуры (“учение в изменениях, изменения через учение”), содействующей самореформированию квалифицированного человека.
Требования, предъявляемые к человеку новыми условиями, являются основой формирования новых подходов в образовании и постановки новых образовательных задач, одной из которых является развитие у обучаемого глубокого понимания сущности и значимости межличностных, межгрупповых отношений в процессе трудовой деятельности. Здесь речь идет не о понимании форм построения указанных отношений, а об их психологической основе. В отечественном понятийном аппарате это, кстати, определялось как трудовое сотрудничество, коллективизм. Все эти понятия таковыми и остаются (независимо от того, западные это трактовки или отечественные), лишь адаптируясь к жесткой детерминации со стороны экономических рычагов: повышенных требований к коллективу, отдельному работнику. Речь идет, по существу, о стратегической кадровой политике, направленной на подготовку и насыщение всех звеньев производства работниками с творческими возможностями. Приоритетное значение приобретает в настоящее время развитие личности, направленное на формирование творческого мышления и инициативы на всех стадиях (общеобразовательной и профессиональной) подготовки. В качестве основных принципов трудовой деятельности выдвигаются необходимость постоянного обновления знаний и освоение новых профессий и специальностей.
Зайцева Т.В. даже говорит об “интегрированной системе управления человеческими ресурсами”, вкладывая в содержательную характеристику этого понятия совокупность логически и организационно взаимосвязанных практических действий, процессов и операций в сфере комплексного воздействия на персонал организации и условия его труда, включенная в деятельность по реализации экономических и стратегических целей предприятия как хозяйствующего субъекта и объекта [2]. Наряду с такими особенностями работников как широкий профиль, динамизм, творчество и способность к экспертной оценке, все более четко вырисовывается и растущая социальная ответственность за возможные последствия просчетов. В связи с этим растет заинтересованность в том, чтобы в составе персонала все большее место занимали работники с аналитическими способностями, склонные к поиску нового. Поэтому главными чертами профессиональной компетентности специалиста должны быть следующие: 1. Понимание своей деятельности как интегративного процесса, в котором анализ и синтез подкрепляются восприимчивостью к потребностям общества. 2. Аналитизм: умение давать многогранную оценку ситуации; навык оценивать явления с количественной/качественной стороны; способности к пониманию содержания проблем, их истоков и особенностей и к критической оценке проблем путем моделирования и имитации на базе знаний. 3. Способность синтезировать нововведения на этапах их проектирования и воспроизводства с рациональной оценкой последовательности и полноты их реализации. 4. Способность контекстуального понимания ситуации - умение учитывать все условия, в которых осуществляется деятельность. 5. Готовность пополнять свои знания в течение всей трудовой деятельности и адаптироваться к изменениям среды.
Специалисту необходимы и личностные качества профессионального характера: способность свободного общения; умение проявлять индивидуальность; восприимчивость к новому; творческий подход к любым видам профессиональной деятельности; гибкость мышления; умение адаптироваться к определенной обстановке; умение понять другого человека.
Условия развития общества потребовали переориентации на профессионализм. Профессиональные навыки начали цениться во всех видах деятельности. Человеческий фактор современного производства в развитых его формах, особенно в условиях рынка с конкуренцией людей и идей, стал ведущим. А человеческий капитал России представляет собой лишь потенциальный элемент национального богатства. Одна из причин - господствующие в стране мотивы экономического поведения граждан не сориентированы на переход к новому качеству роста. Но добиться такого результата можно при условии преодоления сложившегося еще в советское время мнения о том, что экономическое развитие зависит лишь от увеличения производства материально-вещественных составляющих богатства. Пока данное представление будет преобладающим, говорить о серьезном положении России в мировом сообществе нет основания.
Список литературы
1.Гневко В.А. Модернизация системы развития муниципального образования. М., 2012.
2.Зайцева Т.В. Система управления человеческими ресурсами. М., 2012.
Игнацкая М.А. Структурно-функциональный анализ новой экономики. М., 2002.