Профиль работы аутгоинг-туроператора. Экономическая эффективность выездного туризма

СОДЕРЖАНИЕ: Профиль работы аутгоинг-туроператора. Монопрофильные и многопрофильные туроператоры. Экономическая эффективность выездного туризма. Идеальная и эгоистическая модели организации выездного туризма. Позитивное и негативное воздействие международного туризма.

Федеральное агентство по высшему образованию РФ

УГЛТУ

КАФЕДРА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Реферат по предмету:

Техника и технология в социально-культурном сервисе и туризме

Тема:

Профиль работы аутгоинг-туроператора. Экономическая эффективность выездного туризма

Екатеринбург 2009г.

ПЛАН

1. Профиль работы аутгоинг-туроператора.

1.1. Монопрофильные и многопрофильные туроператоры.

2. Экономическая эффективность выездного туризма.

2.1. Идеальная модель организации выездного туризма.

2.2. Эгоистическая модель организации выездного туризма.

3. Список используемой литературы.

1. Профиль работы аутгоинг-туроператора

Профиль работы туроператора есть доминирующие в его ас­сортименте виды или географические направления туров, то есть виды или направления туров,

- доля которых в объеме продаж туроператора максимальна;

- продажа которых обеспечивает основную долю прибыли туроператора;

- в реализации которых туроператор достиг наивысшего мастерства и профессионализма;

- с которыми потребитель идентифицирует оператора на рынке.

Профиль присутствует в деятельности любого туроператора, вне зависимости от рода деятельности, которой он занимается. Каждый туроператор - специалист в организации конкретного вида туров или в работе с тем или иным географическим направ­лением. Профиль деятельности оператора может быть как популяризован (то есть широко известен на потребительском рынке), так и малоизвестен потребителям. К примеру, ростовчане знают, что профилем работы «Розового слона» являются авиатуры орга­низуемые, в основном в Азиатском и Ближневосточном направ­лениях (Таиланд, Турция, Египет), а вот о том, что «Донира» имеет самую сильную в городе позицию по Домбаю, наслышаны только профессионалы. Популяризация профиля деятельности ту­роператора может быть основой проводимых им рекламных кам­паний, поскольку добиться идентификации на рынке собствен­ного названия с перечнем географических направлений или ви­дов туров - мечта практически любого туроператора. С другой стороны, чересчур популяризованный профиль работы оператора может негативно сказаться на его дальнейшей деятельности, свя­занной с освоением новых направлений или видов туров, посколь­ку общественное мнение потребителей тяжело и дорого поменять.

Как уже было сказано, профиль работы оператора может ба­зироваться на видах предлагаемых туров и на географических направлениях его работы. В зависимости от типа применяемых транспортных средств в организуемых турах, оператор может специализироваться на продаже авиатуров, круизов, железнодо­рожных и автобусных туров. В зависимости от целей туров оператор может специализироваться на продаже познавательных (экскурсионных), паломнических, обучающих, инсентив, экологи­ческих, оздоровительных, тематических туров, туров, ориенти­рованных на отдых, клубный отдых и таймшер, деревенский от­дых, молодежный туризм...

Специализироваться туристические операторы могут также на продаже индивидуальных или групповых туров. Принципи­ально важным является вопрос о том, какие именно туры явля­ются групповыми и в какой момент типично индивидуальный тур становится групповым. К примеру, продав 20 путевок в авто­бусный тур в Финляндию, оператор организовывает уже группо­вой, а не индивидуальный тур. Но очевидно, что продажа тех же 20 путевок в Анталию (с авиаперелетом) групповым туром счи­таться не будет, поскольку вместимости автобуса и пассажирского авиалайнера абсолютно различные. Разумно считать групповым такой тур, когда туроператору экономически более выгодно не приобретать отдельные билеты на проезд (непосредственно в кассах перевозчиков или у другого туроператора), а самостоя­тельно арендовать транспортное средство целиком. К примеру, из Ростова-на-Дону в Варну ходит регулярный автобус. Стоимость билета в оба конца - 100 $. Аренда автобуса целиком в оба конца обойдется оператору в 2500 $. Если оператор реализует 10 путе­вок на конкретный заезд, ему выгоднее приобрести билеты на проезд у транспортной компании (поскольку 1000 $ намного мень­ше, чем 2500 $). Однако, продав уже 30 мест на автобус, операто­ру экономически более, выгодно становится арендовать автобус полностью (на аренде он сэкономит 500 $). Следовательно, груп­повыми считаются туры, организация которых путем аренды транспортного средства более выгодна, чем приобретение проезд­ных билетов у перевозчиков.

Кроме того, направления работы туроператора в зависимости от колебания туристической активности в течение года могут быть сезонными - испытывающими значительные колебания в турис­тической активности (например, туры на отдых в Анталию - ти­пичное сезонное направление), или полисезонными, лишенными ярко выраженного сезонного колебания туристической активно­сти (к примеру, туры в санатории, экскурсионные туры по Евро­пе, и т. д.).

Также в зависимости от направления работы профиль туропе­ратора может быть сильно концентрированным, когда оператор специализируется на работе с ограниченным количеством отелей на определенном курорте (такой профиль работы распространен среди операторов, имеющих оплаченные блоки мест в ряде гости­ниц); концентрированным, когда туроператор специализируется на работе со многими отелями узкого перечня курортов (данная специализация распространена среди туристических операторов, имеющих стабильные договорные отношения с зарубежными или российскими meet-компаниями, либо небольшие квоты мест во многих гостиничных предприятиях курортов); и рассеянным, когда туроператор в принципе предлагает большой перечень ку­рортов в нескольких странах. Любой туроператор, выбирая профиль своей дальнейшей ра­боты, руководствуется следующими факторами:

- собственная рыночная стратегия (стратегия поведения туроператора на рынке);

- ценовая стратегия на рынке (в случае ориентированности оператора на сегмент недорогого отдыха, соответственно организуются групповые туры в недорогих направлениях);

- возможности туроператора (рыночные и финансовые);

- конкурентная стратегия туроператора на рынке;

- факторы внешней среды туроперейтинга (в первую очередь законодательство, политическая и экологическая ситуация на курортах).

1.1. Монопрофильные и многопрофильные туроператоры

В зависимости от профиля работы туроператоров можно условно разделить на монопрофильных (специалистов) и многопрофильных. Монопрофильные туроператоры практикуют деятельность в опреде­ленном географическом направлении и предлагают туры одного вида.

Неоспоримыми достоинствами монопрофильных туроперато­ров являются:

o достижение высокого профессионализма в работе с определенным направлением или видом туров;

o максимальная информированность работников туроперато­ра и высокое качество их работы;

o возможность идентификации туроператора на рынке, как организатора именно этого вида туров или как работающе­го именно в этом направлении;

o возможность получения аккредитации в посольствах стран, на работе с которыми специализируется туроператор (что особо актуально при специализации туроператора на рабо­те с визовыми державами);

o возможность получения помощи властей курортов, с кото­рыми сотрудничает оператор, и проявления туроператорского лобби;

o более низкий в сравнении с многопрофильными оператора­ми размер капиталовложений.

С другой стороны, к недостаткам монопрофильности можно отнести рост зависимости деятельности туроператора от поставщиков туристических услуг, невысокую гибкость предлагаемых туров, необходимость постоянно модифицировать предлагаемые туры (поскольку они могут морально устареть на рынке и пере­стать пользоваться спросом)...

Монопрофильность туроперейтинга может быть как старто­вой, так и эволюционной. В случае стартовой монопрофильности менеджмент оператора еще до начала активной деятельности пла­нировал заниматься ограниченным числом направлений и видов туров. Так называемое «открытие под кого-то» (например, под менеджеров, прекрасно знающих одно направление, или под лич­ные связи с работниками чартерного отделения местной авиа­компании…) или «открытие под что-то» (например, под наличие прекрасного эксклюзивного договора с зарубежной meet-компанией, отелями и т.д.). Кроме того, стартовая монопрофильность может появиться в случае, когда туристический оператор выхо­дит на региональный рынок с принципиально новым турпродуктом, пытаясь занять определенную рыночную нишу.

Многопрофильные туроператоры отличаются одновременной работой с несколькими направлениями и видами туров. Позитив­ными чертами многопрофильности являются:

- большие возможности охвата рынка (нет столь узкой специализации на ограниченном контингенте путешествующего населения);

- возможность комбинирования туров (например, оператор, занимающийся и Испанией и Португалией, легко может разработать и продвигать на рынок комбинированный тур Испания - Португалия);

- гибкость в работе, определяемая возможностью оператора акцентировать максимальные усилия то на одном, то на другом виде туров или направлении в зависимости от изме­нения рыночной конъюнктуры;

- меньшая зависимость туроперейтинга от конкретного направления или поставщика туристических услуг (напри­мер, при резком снижении спроса на один вид туров, опе­ратор может переключиться на другое направление или на другой вид туров).

Однако многопрофильность чревата снижением качества про­даваемых туров, требует большего по численности персонала, более значительных капиталовложений и расходов.

2. Экономическая эффективность выездного туризма

Представления об экономическом эффекте выездного между­народного туризма чаще всего сводятся к характеристике нега­тивных для экономической системы донорского региона послед­ствий, таких как вывоз капитала и валютных сбережений граж­дан за рубеж, ухудшение платежного баланса страны, и т. д. Од­нако с утверждением, что выездной туризм - крайне негативное явление и что государство в рамках своей протекционистской политики должно развивать в первую очередь въездной и внут­ренний туризм в ущерб выездному, можно поспорить.

2.1. Идеальная модель организации выездного туризма

Прежде всего, наличие в донорском регионе инфраструкту­ры выездного туризма сам по себе факт положительный. Гораз­до выгоднее (и для местного населения и для бюджетов донор­ского региона) развивать выездной туризм, нежели лишиться всяческой туристической активности. Выезжающие граждане обеспечивают работу объектов туристической индустрии (в чис­ло которых в первую очередь входят туроператоры, турагенты, перевозчики, страховые и финансовые компании), увеличивая занятость и бюджетную самодостаточность донорского туристи­ческого региона.

Выездной туризм является косвенным фактором улучшения качества трудовых ресурсов в регионе, поскольку посредством зарубежных поездок рабочие - жители донорского региона улуч­шают свое эмоциональное самочувствие, получают заряд поло­жительных эмоций, наконец, поправляют здоровье (например, в случае организации санаторно-курортного лечения за рубежом). Очевидно, что поправившие свое физическое и эмоциональное здоровье в результате заграничных поездок жители станут более полезными для своего работодателя, более производительными, что нельзя не отнести к еще одному экономическому эффекту выездного туризма.

Более того, грамотное государственное регулирование выезд­ных туристических потоков способно превратить выездной ту­ризм в мощный инструмент стимулирования производства това­ров и услуг в отправляющем регионе. Для достижения этого мак­роэкономического эффекта необходимо проведение органами го­сударства мероприятий, направленных на ориентирование выезд­ных туристических потоков на страны, являющиеся торговыми партнерами донорского региона. Таким образом, предполагается, что вырученные за счет прибытий иностранных туристов сред­ства иностранное государство-реципиент способно потратить на приобретение товаров и услуг, производимых в стране-доноре.

Средства, потраченные выезжающими туристами, возвращаются в экономическую систему донорского региона посредством сопровождающих развитие выездного туризма традиционных международных торговых операций, тем самым повышая спрос на товары местного производства и стимулируя развитие местной промышленности и сферы услуг.

Стоит отметить, что появление идеальной модели выездного туризма возможно только в случаях, когда:

- страна - донор и страна-реципиент - давние торговые парт­неры, имеющие опыт организации экспортно-импортных операций;

- страна-донор обладает преимуществами в производстве определенного товара или услуги, в которых нуждается страна-реципиент, и появление конкурирующего производителя или товара (услуги) - заменителя на мировом рынке маловероятно;

- страна-донор и страна-реципиент - географически близки друг к другу (еще лучше, если они имеют общие границы), что определяет невысокий уровень транспортных издержек в их внешнеэкономических взаимосвязях. При этом стоит отметить, что чем выше конкурентные преимущества стра­ны-донора в производстве того или иного товара или услу­ги, тем более допустимы большие расстояния между ней и страной-потребителем;

- страна-донор заинтересована в расширении своего экспорта и подтверждает эту заинтересованность упрощением тамо­женных и иных внешнеторговых формальностей.

Примером построения вышеописанной идеальной модели вы­ездного туризма может служить опыт индустриально развитых стран, население которых более всего склонно к совершению за­рубежных путешествий. Например, правительство Японии (успе­хи которой на поприще развития въездного туризма в силу его дороговизны и традиционности, мягко говоря, невелики) на про­тяжении более 15 лет проводит корректировку выездных турпотоков в направлении стран, представляющих повышенный инте­рес для японского импорта (Китай, страны Юго-Восточной Азии, Дальний Восток России).

Идеальная модель развития выездного туризма по своей сути является современным выражением классических теорий миро­вой торговли, в котором в качестве одного из товаров межгосу­дарственного обмена выступает туристический продукт.

Современный этап развития мировой экономики, характери­зующийся процессом ее глобализации, позволяет оценивать перспективность другой, более выгодной для страны - туристичес­кого донора модели, которую условно можно назвать эгоистичес­кой (в силу потребительского отношения к экономическим инте­ресам страны-реципиента).

2.2. Эгоистическая модель организации выездного туризма

Смысл эгоистической модели выездного туризма сводится к росту участия страны-донора в функционировании зарубежной туристической индустрии посредством осуществления капиталов­ложении в нее. В современных условиях инвестиции в зарубеж­ную промышленность или сферу услуг не являются чем-то запре­дельно сложным, превратившись в довольно простой технически и распространенный вид коммерческой деятельности. Инвесторы из страны-донора, оценив перспективность иностранного турис­тического центра (зачастую через растущую его популярность среди своих сограждан), легко смогут наращивать степень своего участия в деятельности и управлении его туристической индуст­рией, увеличивая объемы и диверсифицируя (например, сначала приобретая гостиничный, а потом и ресторанный, транспортный, экскурсионный бизнес за рубежом) свои капиталовложения. Гло­бальный характер современных экономических отношений по­зволит инвесторам страны-донора осуществлять и кадровую по­литику в иностранной туристической индустрии, расставляя на основные управленческие места в приобретаемом бизнесе не мест­ных жителей, а своих сограждан, якобы с целью модернизации коммерческих взаимоотношений и повышения качества обслу­живания прибывающих туристов. Результатом функционирова­ния эгоистической модели выездного туризма, очевидно, станет создание в стране-реципиенте туристической индустрии с боль­шой долей как капитала страны-донора, так и работников - выходцев из-за рубежа. Следовательно, эгоистическая модель выезд­ного туризма превращает последний в абсолютно доходную для страны-донора деятельность, прибыль которой обеспечивается работой и национальных перевозчиков, доставляющих туристов к месту отдыха, и отелей, ресторанов, экскурсионных фирм, в большей или меньшей степени принадлежащих национальным инвесторам, а также заработками своего населения на иностран­ном курорте. Еще более доходным выездной туризм для страны- донора может стать при отсутствии в стране-реципиенте преимуществ в производстве товаров туристского потребления (продо­вольствия, напитков, фототоваров, туристского снаряжения, су­вениров и т.д.) и наличии таковых в стране-доноре. В этом слу­чае даже расходы туристов во время отдыха (например, в магази­нах или рынках зарубежного курорта) способны приносить при­быль экспортирующей и товары туристского потребления стра­не-донору.

Становление эгоистической модели выездного туризма пред­ставляется возможным только в случаях, когда:

- экономическая система страны-донора весьма капиталоем­кая, что и позволяет довольно безболезненный для нее вы­вод капиталов в туристическую индустрию иностранного го­сударства;

- популярность страны-реципиента среди жителей донорско­го региона стабильно высокая, что и вселяет уверенность местных инвесторов в быстрой окупаемости своих капита­ловложений;

- нехватка собственных капиталов и лояльное отношение властей к иностранным инвестициям в туристическую ин­дустрию в стране-реципиенте;

- отсутствие всякого рода строгих ограничений как зарубеж­ных инвестиций, так и миграций рабочей силы в стране-реципиенте. Очевидно, что позиция местных властей, направ­ленная на ограничение присутствия иностранных капиталов и работников в национальной туристической индустрии, не приведет к созданию описанной эгоистической модели;

- страна-реципиент в своем экономическом развитии гораздо более отсталая, чем страна-донор, ее рыночные механизмы далёко не совершенны, а каких-либо приобретенных преимуществ в производстве товаров туристического потребле­ния (например, квалифицированных трудящихся или со­временной инфраструктуры) в ней нет.

Несмотря на очевидную выгодность эгоистической модели выездного туризма для страны-донора, нельзя не согласиться с тем, что она не отвечает национальным интересам населения ре­цептивных туристических стран, которые в результате туристи­ческих обменов по данной модели лишь просто предоставляют свои туристические ресурсы, причем практически за бесценок.

Обе приведенные модели доказывают тот факт, что выездной туризм может стать весьма прибыльным и стимулирующим раз­витие местной промышленности и сферы услуг видом деятельно­сти только при условии грамотной и планомерной политики вла­сти отправляющего региона, направленной, во-первых, на кор­ректировку выездных туристических потоков в направлении стран — наиболее активных торговых партнеров; во-вторых, на развитие инвестиций в туристическую индустрию рецептивных стран и регионов; и в-третьих, на предотвращение проникнове­ния представителей туристического бизнеса рецептивных регио­нов в национальную туристическую индустрию (например, в сфе­ру авиаперевозок или туроперейтинг).

Следовательно, любые виды международного туризма (как выездной, так и въездной), являясь сложными социально-эконо­мическими явлениями, способны оказывать на экономическую систему региона как позитивное, так и негативное воздействие. Однобокий протекционистский подход, основанный на приорите­те въездного туризма, изначально ошибочный и не отвечает реалиям современного экономического развития. Для целого ряда госу­дарств, не обладающих преимуществами в производстве националь­ного туристического продукта, именно выездной туризм способен стать мощным инструментом как повышения уровня жизни мест­ного сообщества, так и стимулирования роста промышленного производства и степени вовлеченности страны в мировые торговые процессы, тогда как концентрация усилий страны на производ­стве национального туристического продукта и на его популяриза­ции в мире окажутся тщетными и малоэффективными. В любом случае с целью достижения максимально позитивного экономического эффекта международного туризма необходимы отлажен­ные механизмы его государственного регулирования.


Список используемой литературы

1. Жукова М.А. «Индустрия туризма: менеджмент организации». М.: Финансы и статистика, 2002 г.

2. Гуляев В.Г. «Организация туристских перевозок». М.: Финансы и статистика, 2001 г.

3. Ушаков Д.С. «Технологии Выездного туризма». Москва: ИКЦ «МарТ; Ростов-н/Д: Издательский центр «МарТ», 2007г.

Скачать архив с текстом документа