Программа социологического исследования по определению приоритетного агента социализации для под

СОДЕРЖАНИЕ: Программа социологического исследования по определению приоритетного агента социализации для подростков Тольятти 2009 Актуальность темы: - на протяжении истории роль различных институтов для личности в процессе социализации менялась. На передний план выходили одни, отодвигая значимость других на последнее место.

Программа социологического исследования по определению приоритетного агента социализации для подростков

Тольятти 2009

Актуальность темы: - на протяжении истории роль различных институтов для личности в процессе социализации менялась. На передний план выходили одни, отодвигая значимость других на последнее место. В соответствии с типологией культур Мида, общество проходит три стадии развития: постфигуративная, в таких культурах практически не происходят изменения на протяжении жизни нескольких поколений и очень ценится опыт стариков, поэтому логично предположить, что для подростков в таком обществе главенствующим институтом социализации будет семья. Второй тип культур – кофигуративная, в этом случае изменения происходят значительно быстрее. И, наконец, третья – префигуративная, в которой смена «приоритетов» настолько стремительна, что жизненный опыт родителей уже совсем не подходит для детей. Наше современное общество остановилось между вторым и третьим типом культур, поэтому целесообразно задаться вопросом, какой же социальный институт на данный момент является наиболее значимым для подростков в процессе их социализации.

Объект: - подростки (дети в возрасте от 12 до 17 лет);

Предмет: - отношение подростков к различным агентам, участвующим в процессе их социализации (семья, группа сверстников и педагоги).

Цель: - выявление приоритетного агента социализации для подростков;

Задачи:

1. выяснить степень значимости каждого агента социализации для подростков;

2. определить причины полученной иерархии агентов социализации;

3. выявить роль каждого агента для подростков;

4. провести опрос респондентов;

5. проанализировать полученные данные;

6. сделать вывод, на основе которого было бы возможно составление прогноза.

Метод: для получения данных мы воспользуемся выборочным анкетированием. Суть его заключается в том, что обследованию подвергается только часть элементов генеральной совокупности (множества элементов, составляющих объект исследования), которая называется выборочной совокупностью. Достоверность полученной информации при использовании этого метода выше вследствие применения различных процедур контроля качества получаемой информации.

Гипотеза: - для подростков наиболее значимым институтом социализации выступает группа сверстников.

Анкета

Уважаемый респондент!

Кафедра социологии Тольяттинского государственного университета проводит анкетирование с целью выявления отношения подростков к различным социальным институтам, участвующим в процессе их социализации.

Заполнить анкету несложно – обведите цифру, которая соответствует ответу, наиболее полно отражающему Вашу точку зрения. Если ни один из ответов не подходит, напишите свое мнение на свободных строчках. Анкетирование является анонимным. Просим отнестись с максимальной серьезностью к предложенным вопросам.

Заранее благодарим Вас за участие в социологическом исследовании!

1. Есть ли у Вас друзья в школе и вне школы (один вариант ответа) ?

1.1 имею только школьных друзей

1.2 друзья есть только вне школы

1.3 есть друзья и в школе, и за ее пределами

1.4 не имею друзей вообще

2. Где и с кем Вы проводите свое свободное время (один вариант ответа) ?

2.1 люблю побыть дома, с семьей

2.2 гуляю с друзьями

2.3 посещаю различные кружки и секции

2.4 предпочитаю находиться наедине с собой

2.5 другое ______________________________________________

3. Нравится ли Вам посещать занятия в школе (один вариант) ?

3.1 да, очень нравится

3.2 скорее да, чем нет

3.3 скорее нет, чем да

3.4 не нравится совершенно

3.5 затрудняюсь ответить

4. Каковы Ваши основные мотивы посещения школьных занятий (не более одного варианта) ?

4.1 нравится учиться, узнавать что-то новое

4.2 люблю общаться с одноклассниками

4.3 хожу только потому, что заставляют родители

4.4 посещаю занятия, чтобы просто убить время

4.5 другое _________________________________________________

5. Какие у Вас отношения с преподавателями?

5.1 отлично, сложились практически дружеские отношения

5.2 хорошие, мы уважаем друг друга

5.3 нейтральные, я для него «один из учеников», он для меня «один из преподавателей»

5.4 плохие, часто случаются конфликты

5.5 затрудняюсь ответить

6. С кем Вам проще поделиться своими переживаниями и проблемами (только один вариант ответа) ?

6.1 с родителями, или другими родственниками

6.2 с друзьями, сверстниками

6.3 с классным руководителем или другим преподавателем

6.4 с соседями

6.5 никогда ни с кем не делюсь своими переживаниями

6.6 другое _________________________________________________

7. К какой категории относится Ваша семья (один вариант) ?

7.1 полная (есть оба родителя)

7.2 неполная (отсутствие одного из родителей)

8. Каковы Ваши взаимоотношения с родителями (один вариант ответа) ?

8.1 у нас полное взаимопонимание, могу поделиться с ними любыми проблемами

8.2 отношения лучше с мамой

8.3 легче контактирую с папой, чем мамой

8.4 отношения не очень доверительные с обоими родителями, но в случае необходимости могу попросить совета и поделиться переживаниями

8.5 никогда не рассказываю им о своей жизни, не делюсь проблемами, не прошу помощи и советов

8.6 другое ____________________________________________________________________

9. Если Вы окажетесь в трудной ситуации и Вам понадобится помощь, кому первым делом сообщите об этом (один вариант) ?

9.1 конечно родителям, они первыми должны узнать

9.2 сообщу друзьям, возможно, смогу справиться без помощи родителей

9.3 расскажу своему классному руководителю (другому преподавателю)

9.4 не стану никому сообщать, постараюсь справиться самостоятельно

9.5 другое _____________________________________________________________________

10. Случаются ли у Вас ссоры с родителями (один вариант) ?

10.1 да, очень часто

10.2 случаются, но это скорее, исключение из правил

10.3 разногласия возникают крайне редко

10.4 совсем не ссоримся

10.5 затрудняюсь ответить

11. В представленном списке проставьте цифру «1» напротив факторов, если они выступают наиболее частыми причинами ссор с родителями и «0», если они не являются причинами совсем

Мало учу уроки дома

Не слушаю родителей, делаю по-своему

Плохо учусь

Много гуляю

Не убираю свои вещи

Из-за моей грубости, несдержанности

Много смотрю ТВ, играю в ПК, слушаю музыку

Ссорюсь с братом (сестрой)

Не помогаю родителям

Плохо веду себя в школе

Меня просто не понимают

Из-за выбора будущей профессии

Забываю выполнять просьбы, поручения

Родителям не нравится крут моего общения

12. Если бы у Вас была возможность выбора с кем встретить Новый год, кого бы Вы предпочли (один вариант) ?

12.1 с семьей, Новый год – это семейный праздник

12.2 со сверстниками, с ними веселее и позволить себе можно больше

12.3 хотел бы отметить дома, но обязательно пригласить друзей – они замечательные и интересные люди

12.4 другое __________________________________________________________________

13. В чем Вы видите плюсы общения со сверстниками (не более трех вариантов) ?

13.1 мы практически одинакового возраста, и поэтому сверстники лучше способны понять меня

13.2 в общении со сверстниками я узнаю о том, о чем мне не говорят взрослые по тем или иным причинам

13.3 в группе сверстников я чувствую себя равным со всеми, не ощущаю себя «маленьким» ребенком

13.4 в группе сверстников я расширяю представление о собственной личности, раскрываюсь

13.5 общение со сверстниками обеспечивает чувство эмоционального благополучия и устойчивости, облегчает «автономизацию» (независимость, самостоятельность) от взрослых

13.6 другое ___________________________________________________________________

О себе:

14. Ваш пол:

14.1 мужской

14.2 женский

15. Сколько Вам полных лет? ________________________

Спасибо за участие в социологическом исследовании

Скачать архив с текстом документа