Импортные таможенные пошлины на сырьевые товары, их влияние на конкурентоспособность РФ

СОДЕРЖАНИЕ: Федеральная таможенная служба Российской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российская таможенная академия»

Федеральная таможенная служба Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российская таможенная академия»

Владивостокский филиал


Кафедра: Экономической теории

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине «ТТР ВЭД и таможенная стоимость»

студента Беликовой Юлии Викторовны

группа 155 отделение заочное

факультета таможенного дела___________

на тему: «Импортные таможенные пошлины на сырьевые товары, их влияние на конкурентоспособность РФ ».

Научный руководитель: Т.И.Белоусова

Владивосток

2011

Содержание

[1] .

Ввозная таможенная пошлина – важная составная часть системы экономического регулирования ввоза товаров. Она используется государством как инструмент для стимулирования внешнеторговых поставок и закупок или, наоборот, сдерживания экспорта и импорта – это зависит от целей экономической политики.

Основное назначение ввозных таможенных пошлин – регулирование ввоза товаров и продукции с учетом состояния внутреннего рынка и платежного баланса страны. Они призваны:

· содействовать оптимизации товарной структуры импорта;

· защищать отечественных производителей от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;

· обеспечивать условия для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в Российской Федерации;

· способствовать состязательности между отечественными и импортными производителями с целью повышения конкурентоспособности российских предприятий;

· обеспечивать потребителей товарами, которые не производятся в РФ или их производится недостаточно;

· создавать условия для эффективной интеграции РФ в мировую экономику.

Импортные таможенные пошлины выполняют две основные функции :

· фискальную , являясь одной из статей доходной части государственного бюджета,

· протекционистскую (защитную) – как средство ограждения отечественных производителей от нежелательной конкуренции.

Систематизированный перечень таможенных пошлин, которыми облагаются товары, представляет собой таможенный тариф, с помощью которого государство контролирует и регулирует все внешнеторговые операции.

1.2. Единый Таможенный Тариф как регулятор внешнеторговой политики

Единый таможенный тариф таможенного союза, представляющий собой свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на единую таможенную территорию из третьих стран, систематизированный в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза.

ЕТТ является инструментом торговой политики таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. Основными целями ЕТТ являются:

· рационализация товарной структуры ввоза товаров на единую таможенную территорию таможенного союза;

· поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров на единой таможенной территории таможенного союза;

· создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в таможенном союзе;

· защита экономики таможенного союза от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;

· обеспечение условий для эффективной интеграции таможенного союза в мировую экономику.

В ЕТТ применяются следующие виды ставок ввозных таможенных пошлин:

· адвалорные, начисляемые в процентах от таможенной стоимости облагаемых товаров;

· специфические, начисляемые за единицу облагаемых товаров;

· комбинированные, сочетающие оба указанных вида.

Ставки ввозных таможенных пошлин ЕТТ являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу таможенного союза, видов сделок и иных обстоятельств, за исключением случаев, предусмотренных Соглашением от 25 января 2008 г.

Таким образом, таможенный тариф устанавливает соотношение между товарной номенклатурой и ставками таможенной пошлины.

Главный вектор развития таможенного тарифа - создание наиболее приоритетных направлений в структуре российской экономики. При этом должны быть учтены и максимально сбалансированы интересы государства и общества в соответствии с проблемами, условиями, целями и возможностями, имеющимися в стране.

Использование таможенного тарифа, содержащего оптимальные ставки таможенных пошлин, обладает рядом достоинств. Так, если страна может оказывать влияние на мировые цены, оптимальный уровень ставки таможенной пошлины может принести ей существенный выигрыш. Таможенный тариф всегда выгоден производителям товаров, конкурирующих с импортом, даже если совокупное благосостояние нации при этом снижается. В любом случае введение тарифа - всегда лучший вариант по сравнению с экономической пассивностью.

1.3. Роль импортного таможенного тарифа в поддержании конкурентно-способности товара национального производителя

Протекционизм — политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции через систему определённых ограничений: импортных и экспортных пошлин, субсидий и других мер. Проведение такой политики способствует развитию национального производства.

Импортная таможенная пошлина увеличивает издержки импортера и тем самым заставляет его повышать цену товара. В результате спрос на иностранные товары на внутреннем рынке снижается. Увеличивается конкурентоспособность национальных производителей по сравнению с зарубежными. Пошлины, таким образом, сокращают импорт, что позволяет защищать от конкуренции отечественное производство и уменьшать дефицит платежного баланса, который является одним из основных источников инфляции.

Влияние импортных пошлин на отечественную промышленность неоднозначно. В краткосрочном плане сдерживание импорта способствует развитию или сохранению национального производства. Но ослабление конкуренции лишает это производство долгосрочных стимулов к совершенствованию. Отрасль, которой тарифная защита гарантирует сбыт на внутреннем рынке по приемлемым для нее ценам, впадает в технический застой и утрачивает способность к конкурентной борьбе на внешних рынках. В результате замедляется повышение общего технического уровня национальной экономики, так как потребители приобретают устаревшую по мировым стандартам продукцию.

(Данную ситуацию наиболее наглядно можно проиллюстрировать на примере развития отечественного автопрома. Технические и эстетические характеристики, выпускаемого нашим отечественным производителем «хлама», не то что оставляют желать лучшего, а просто ни в коей мере не могут конкурировать с продукцией зарубежных изготовителей. Колоссально высокие импортные пошлины на японские, немецкие, американские, и прочие брендовые марки автомобилей, сдерживают их ввоз на территорию России, и тем самым дают отечественному производителю полную «свободу рынка», но как уже было отмечено выше, полностью утратили возможность его конкурентоспособность не только на внешнем рынке, но и на внутреннем, по сравнению с ввозимыми иномарками).

Кроме того, переплачивая за продукцию данной отрасли, потребители включают эти затраты в издержки производства, что ведет к повышению общего уровня цен.

При введении импортного таможенного тарифа потребители, по сути, платят налог в пользу производителей. При этом производители получают дополнительную прибыль только за счет надбавки к цене отечественных товаров. Потребители же вынуждены платить эту надбавку как за отечественный, так и за импортный товар. Поэтому совокупный выигрыш производителей меньше, чем совокупный ущерб для потребителей.

Общество несет убытки от введения пошлины, но может понести убытки и от их не введения.

Получая доход от пошлин, государство в состоянии поддерживать структурную перестройку экономики. Если в результате конкуренции импортных товаров некоторые отрасли погибнут, то на организацию новых производств потребуются гораздо большие средства. Чтобы получить их, скорее всего, придется прибегнуть к помощи государства, которое вынуждено будет обложить производителей и потребителей дополнительными налогами.

Импортный таможенный тариф должен быть гибким, чтобы предоставлять одним отраслям избирательную защиту, а другим – открывать путь к международной конкуренции.

Максимальные (протекционистские) ставки импортных пошлин обычно устанавливаются:

· в отношении отраслей, которые могут стать источниками экономического роста после реконструкции, но на период ее проведения нуждаются в щадящем режиме;

· в отношении отраслей, производящих стратегическую продукцию;

· в отношении отраслей, которые неконкурентоспособны в международном масштабе, но разорение которых вызовет тяжелые проблемы с занятостью.

Минимальные (чаще всего нулевые) ставки импортных пошлин устанавливаются на продукцию, которая в стране не производится или которая при невысоком уровне производства в стране активно потребляется ведущими отраслями ее промышленности.

В настоящее время в большинстве развитых стран импорт сырья облагается минимальными таможенными пошлинами, на полуфабрикаты устанавливаются более высокие пошлины, на готовые изделия – самые высокие.

При расчете экономического эффекта от введения импортных таможенных пошлин используется такой показатель как фактический уровень защитного тарифа. Он показывает, насколько таможенное обложение импорта в целом увеличивает добавленную стоимость единицы продукта. Фактический уровень защитного тарифа зависит от соотношения ставки пошлины на импорт данного продукта и ставок пошлин на импорт всех продуктов, используемых при его изготовлении. Если пошлина на конечную продукцию выше, чем на сырье и полуфабрикаты, то фактический уровень защитного тарифа выше номинального[2] .

Для правильного влияние на развитие конкурентоспособности отечественного товара при проведении таможенно-тарифной политики необходимо их разбить три категории, и применять в отношении них, следующую таможенно-тарифную политику:

1. Товары, обладающие высокими качественными характеристиками, производимые в стране в достаточном количестве для полного удовлетворения спроса. На эту категорию товаров при импорте должны быть установлены максимальные ставки таможенных пошлин, чтобы поддержать отечественного производителя. В России к таким товарам относятся спиртосодержащие изделия, продукты питания, сырье и др. Товары данной группы имеют все условия быть конкурентоспособными на мировом уровне.

2. Товары, производимые внутри страны в достаточном количестве, для удовлетворения спроса, но качество которых уступает качеству импортных аналогов. Это уже ранее упомянутые легковые автомобили, бытовая техника, отделочные материалы и др. Ставки таможенных пошлин таких товаров должны быть сбалансированными, допуская иностранную продукцию на внутренний рынок для здоровой конкуренции с отечественными производителями, а не навязывание ее, как поступает наше государство. Потребитель обладает правом выбора. Производство этих товаров на определенном уровне необходимо с точки зрения национальной безопасности страны, однако нельзя не учитывать, что при благоприятных условиях в будущем они могут войти в первую группу.

3. Товары, не производимые в стране из-за каких-либо факторов (некоторые медикаменты, уникальные технологии, тропические фрукты). Для ввоза таких товаров необходимо устранить тарифные барьеры. Поэтому ставки таможенных пошлин здесь должны быть минимальными либо оставаться на нулевой отметке. Иными словами, ввоз товаров данной группы должен находиться под несомненным покровительством государства.

Величина ставок таможенного тарифа в целом не должна быть чрезмерно высокой, она должна соответствовать степени защиты национального рынка продукции (иными словами, требуется повысить цену импортного товара до уровня цены отечественного). Любая ошибка при определении таможенного тарифа может нанести непоправимый вред соответствующим производствам, что повлечет за собой резко отрицательные последствия для экономики страны в целом. Продуманная динамика таможенного тарифа может подготовить почву для решения бюджетных задач. Диапазон изменения пошлин следует устанавливать с таким расчетом, чтобы вполне определенно зафиксировать порядок их величины и в то же время дать Правительству возможность реагировать на изменения конъюнктуры национального и мирового рынка.

Актуальность данной проблемы подтверждается также и основной линией государства на вступление России во Всемирную торговую организацию. Связанное с этим снижение среднего уровня обложения импорта все более проявляет себя в условиях не столько экономической, сколько политической конкуренции со стороны стран-членов ВТО. Почти половина мировой торговли ведется беспошлинно, и наши торговые партнеры весьма жестко требуют радикального открытия российского рынка, что может отразиться негативным образом на интересах отечественных производителей, «задушив» их продукцию импортными товарами. Было бы несправедливым не отметить: особенность России состоит в том, что иностранная конкуренция - не единственная, а в ряде случаев даже не главная причина упадка многих отраслей. Становится ясным, что этот упадок в первую очередь вызван внутрихозяйственными диспропорциями.

Базовая идея либерализации международной торговли, проводником которой является ВТО, в основном сводится к тому, что товары при экспорте из государства должны беспрепятственно попадать в импортирующую страну. При этом, однако, допускается, что субъекты имеют право на защиту своих товаров, но главным образом посредством импортного тарифа.

Интерес к России во многом понятен, учитывая, что основной объем экспорта составляют сырьевые товары. Подземные богатства России оцениваются в 30 трлн. долл., США - в 8 трлн. долл., Китая - 6,5 трлн. долл., Европы - 0,5 трлн. долл.

Итак, Россия - главная кладовая сырья в мире, но запасы ее исчерпаемы. Ликвидация таможенного обложения может превратить страну в сырьевой придаток более развитых государств. По нашему мнению, тарифное разоружение должно быть плавным, постепенным, стратегически продуманным, исключающим возможное возникновение проблем, связанных с низким уровнем наполняемости государственной казны. В любом случае полная отмена тарифных барьеров на границах абсолютное большинство российских специалистов признает долгосрочной целью.

При установлении ставок ввозных таможенных пошлин целесообразно исходить из реализации регулятивных целей таможенного дела. Многоплановость и специфика влияний таможенного тарифа на развитие внешнеторговых отношений и экономики в целом требуют от государственных структур взвешенного подхода к определению уровня пошлин, учитывающего всю совокупность возможных последствий. Значит, наиболее высокими должны быть ставки на те товары, которые производятся внутри страны в достаточном количестве и спрос на них удовлетворяется отечественным производителем.

Сбалансированные импортные пошлины должны быть установлены на такие категории товаров, которые производятся в России, но не могут пока составить достойную конкуренцию их зарубежным аналогам. Необходимо максимально снизить ставки таможенных пошлин (либо ликвидировать их) на товары, которые не производятся и не могут производиться российскими предприятиями.

Тарифная защита должна распространяться на отрасли, развитие производства которых находится на начальном этапе, а также на отрасли, продукция которых в России по качеству соответствует мировым стандартам, а по цене находится примерно на одном уровне с импортными товарами. С помощью высоких импортных пошлин Правительство РФ должно защищать на внутреннем рынке отрасли, имеющие хороший производственный потенциал, но в то же время нуждающиеся во временной защите для адаптации к мировой конкуренции. К ним относится, например, производство кондитерских изделий, мясной продукции, мебели и др.

Стимулирования развития отдельных отраслей можно добиться, в частности, и отменой пошлин на импорт высокоэффективного оборудования, которое в России не выпускается. Переоснащение производств позволит добиться предприятию большей конкурентоспособности, что, безусловно, будет способствовать росту экономики, созданию дополнительных рабочих мест, увеличению собираемости налогов. В конечном итоге снижение таможенного бремени путем отмены ввозных таможенных пошлин на станки, комплектующие, фурнитуру позволит перейти к экспорту продукции, производимой на таком оборудовании.

Проведение гибкой таможенно-тарифной политики в немалой степени обусловлено задачами борьбы с нарушениями законодательства в этой сфере. Высокой уровень ставок таможенных пошлин способствует выработке субъектами внешнеэкономической деятельности различных способов уклонения от их уплаты.

Один из многочисленных примеров свидетельствует о такой ситуации. В России ежегодно производится 37 млн. пар обуви, официальный импорт составляет порядка 40 млн. пар. В итоге получается около 80 млн. пар обуви. Однако по данным официальной статистики в год россияне покупают и изнашивают примерно 230 млн. пар обуви. Разница в 150 млн. пар получается либо благодаря контрабанде, либо вследствие так называемого «серого импорта», предусматривающего умышленное занижение таможенной стоимости.

Перекрытие таких лазеек возможно как за счет снижения ставок таможенной пошлины, так и установлением фиксированной специфической пошлины (например, два евро за пару). Проведение этих мероприятий не только будет соответствовать интересам рядовых покупателей и производителей, но и позволит увеличить поступления в бюджет.

Таможенное ведомство должно препятствовать использованию субъектами внешнеэкономической деятельности группы так называемых «товаров прикрытия». Этому будут способствовать первоочередные мероприятия, направленные на искоренение коррупции среди сотрудников таможенных органов. Сегодня особенно важна высокая ответственность должностных лиц таможенных служб за соблюдение своевременного и полного таможенного контроля. Проводя досмотр товаров и транспортных средств, таможенный инспектор должен знать, как и в какой мере он будет отвечать за возможные с его стороны правонарушения.

Таким образом, таможенный тариф выполняет следующие функции:

· фискальную (пополнение доходной части бюджета);

· защитную (охрана интересов отечественных производителей);

· и стимулирующую (содействие развитию национальной экономики)[3] .

Глава 2. Особенности импорта сырьевых товаров на территорию РФ

2.1. Статистика импорта России сырьевых товаров за 2010 год

Импорт России сырья в 2010 году составил 229,0 млрд. долларов США и по сравнению с 2009 годом увеличился на 36,8%, в том числе из стран дальнего зарубежья – 197,4 млрд. долларов США (рост на 35,6%), из стран СНГ – 31,6 млрд. долларов США (рост на 44,8%).

В чем же причина такого существенного увеличения показателя импорта сырья за один год? Причина кроется в унификации ставок ввозных таможенных пошлин, ввиду принятия ЕТТ. Для России целесообразней и правильней было бы говорить не про унификацию, а про существенное снижение ставок, что можно наглядно проиллюстрировать в нижеприведенной таблице (таблица 1) .

Таблица 1. Понижение ставок ввозных таможенных пошлин на сырье

Код

ТН ВЭД ТС

Товар Ставка
ТТ РБ ТТ РФ ТТ РК ЕТТ
0809, 0810 Фрукты тропические 5-15 5-10 5 0-5
Из гр. 25, 26, 28, 29 Сырье минеральное и химическое 5 5 0 0

2937, 2941, 3003,

из гр. 32

Сырье для фармацевтической и лакокрасочной промышленности 5-10 5-10 0-5 0
Из гр. 39, 4001 Полимеры (сырье), каучук натуральный 5-10 0-10 0-5 0
4701–4707 Целлюлоза, бумажная масса 15 5-15 0 10
5101–5105 Шерсть 10-15 10-15 5 5

Таким образом мы видим, что ставка ввозной таможенной пошлины по целому ряду сырьевых товаров была занижена в 2-3 раза, что естественно позволило иностранному сырью войти на российский рынок и составить ему конкуренцию, тем самым увеличив суммарную долю общего импорта.

Общую статистику импорта основных сырьевых товаров в Российскую Федерацию можно рассмотреть на основе следующей таблицы (Таблица 2)[4] .

Таблица 2. Импорт основных сырьевых товаров РФ в 2010 г.

Наименование товара тыс. тонн млн. долл.
Нефтепродукты 2 225,2 1 965,0
Сахар-сырец 2 086,3 1 158,7
Топлива жидкие 863,4 424,7
Уголь каменный 14 769,8 483,4
Нефть сырая 1 104,2 295,5
Газ природный, млрд.куб.м 4,3 85,6

На основе представленных данных мы видим, что основной объем Российского импорта сырья приходится на нефтепродукты, а это составляет около 2 млн. долларов США. Возникает вопрос, почему страна, которая занимает одно из лидирующих мест в мире по добыче и экспорту нефти ввозит ее на свою территорию, да еще в таких количествах? Ответ на этот вопрос очень прост. Для иностранных покупателей, Россия вывозит нефть по завышенным ценам и хорошего качества, по всем параметрам соответствующим европейскому рынку. На территорию же России нефть ввозится из других «малых» стран нефтяных экспортеров, более низкого качества, но уже рассчитанная для внутреннего потребления. Такая политика Российского государства негативно сказывается на интересах внутреннего потребителя, и напрямую ущемляет его интересы.

В общем, если сравнивать данные импорта с начала 2010 года с аналогичными месяцами 2009 года, можно говорить о продолжении нарастания темпов импорта.

2.2. Поощрение ввоза сырьевых товаров в РФ и внешнеторговый оборот за 2010 год.

В ЕТТ установлена новая принципиально отличительная тарифная льгота, речь идет об освобождении от уплаты ввозной таможенной пошлины в отношении оборудования, комплектующих, запасных частей и сырья, которые ввозятся в рамках реализации инвестиционных проектов .

Ранее подобная льгота уже была установлена в российском законодательстве в Федеральном законе от 09.07.1999 N 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации». К сожалению, она не применялась в силу отсутствия регуляторного механизма (в частности, в развитие Закона не были приняты соответствующие нормативные акты).

В соответствии с Законом об иностранных инвестициях тарифные льготы подразумевалось предоставлять в рамках приоритетных инвестиционных проектов, т.е. с суммарным объемом инвестиций не менее 1 млрд руб. (или 25 млн евро), где доля иностранного инвестора составляла бы не менее 10%.

Вводимая странами Таможенного союза аналогичная льгота очень важна для бизнес-сообщества. Ее значимость состоит в том, что она предоставляется в отношении не только технологического оборудования (ставки пошлин на которое в большинстве случаев обнулены), но и сырьевых товаров, облагаемых достаточно высокими ставками ЕТТ.

Перечислим условия применения данной льготы:

· льгота в отношении сырья или материалов предоставляется, если таковые не производятся в странах Таможенного союза или производимое сырье не соответствует техническим характеристикам проекта;

· инвестиционный проект, в рамках которого ввозятся товары, включен в перечень, составляемый Комиссией ТС;

· товары, ввезенные на территорию Таможенного союза с тарифной льготой, предназначены исключительно для использования в инвестиционном проекте. Порядок контроля за целевым использованием ввезенных товаров определяется Комиссией ТС.

К сожалению, данная льгота не может применяться компаниями на практике ввиду неразрешенности ряда принципиальных вопросов, связанных с порядком ее предоставления. К ним относятся:

· определение группы инвестиционных проектов, которые смогут претендовать на данную тарифную льготу (т.е. какие проекты будут относиться к категории инвестиционных, останутся ли те же критерии оценки размера инвестиций и доли иностранного инвестора, смогут ли льготой пользоваться те проекты, которые уже реализованы на территории России, или это коснется только новых проектов и т.д.);

· определение порядка обращения компаний, претендующих на включение инвестиционного проекта в перечень, который ведется Комиссией ТС (т.е. кто будет являться адресатом обращений, какие документы необходимо представлять компаниям, в какие сроки будут приниматься решения и т.д.).

Внешнеторговый оборот России в 2010 г. составил $625,4 млрд, что на 33,3% больше, чем в 2009 г. В 2010 г. Россия экспортировала товаров на $396,4 млрд, что на 31,4% выше уровня 2009 г. Импорт вырос на 36,8% — до $229 млрд. Положительное внешнеторговое сальдо в прошлом году составило $167,4 млрд, что в 1,2 раза выше показателя 2009 г. ($134,3 млрд).

Оборот со странами дальнего зарубежья увеличился на 33,4%, достигнув $534,1 млрд. Экспорт в страны дальнего зарубежья составил $336,7 млрд (+32,1%), импорт — $197,4 млрд (+35,6%). Сальдо торгового баланса со странами дальнего зарубежья в 2010 г. выросло до $139,3 млрд (+27,5%).

Внешнеторговый оборот со странами СНГ стал больше на 33% и составил $91,3 млрд. При этом экспорт товаров достиг $59,7 млрд (+27,4%), импорт $31,6 млрд (+44,8%). Положительное сальдо со странами СНГ выросло на 12,4% — до $28,1 млрд.

На долю ЕС в 2010 г. приходилось 49% российского товарооборота, на страны СНГ — 14,6%, страны ЕврАзЭС — 7,8%, страны АТЭС — 23,3%. Основными торговыми партнерами России в 2010 г. среди стран дальнего зарубежья были: Китай, товарооборот с которым составил $59,3 млрд (рост на 50,3% к 2009 г.), Нидерланды — $58,4 млрд (+46%), Германия — $51,8 млрд (+29,7%), Италия — $37,3 млрд (+13,2%), Турция — $25,2 млрд (+28,8%), США — $23,6 млрд (+28,8%), Япония — $23,1 млрд (+59,4%), Франция — $22,6 млрд (+31,5%), Польша — $20,8 млрд (+24,2%), Южная Корея — $17,7 млрд (+68%)[5] .

Объем экспорта топливно-энергетических товаров за январь-июль 2010 г увеличился на 52,2% - до 151,332 миллиарда долларов, в том числе нефти - на 53,2% до 76,046 миллиарда долларов, газа - на 26,2% до 26,445 миллиарда долларов.

Экспорт машин, оборудования и транспортных средств увеличился на 28% - до 10,254 миллиарда долларов; продукции химической промышленности - на 34% до 13,302 миллиарда долларов, продукции лесопромышленного комплекса - на 19,1% до 5,546 миллиарда долларов. Экспорт продовольственных товаров и сельхозсырья увеличился на 5,9% до 5,731 миллиарда долларов (в том числе злаков - на 10% до 2,002 миллиарда долларов).

Импорт машин, оборудования и транспортных средств увеличился за январь-июль 2010 года на 31,3% - до 47,878 миллиарда долларов, продовольственных товаров и сельхозсырья - на 21,9% до 19,505 миллиарда долларов, продукции химической промышленности - на 34,1% до 19,335 миллиарда долларов.

Таким образом, мы видим, что товарооборот по всем показателям за прошлый год возрос в несколько раз, все это, с учетом современных тенденций развития таможенно-тарифной политики таможенного союза может служить лишь следствием реализации тех нормотворческих принципов, заложенных при заключении этого союза.

2.3. Принцип эскалации, как способ стимулирования ввоза сырья на территорию РФ

Структура тарифов многих стран прежде всего обеспечивает защиту национальных производителей готовой продукции, особенно не препятствуя ввозу сырья и полуфабрикатов.

В отношении сырьевых товаров в основном применяются адвалорные таможенные пошлины, которые составляют 5% от стоимости товара.

Для защиты национальных производителей готовой продукции и стимулирования ввоза сырья и полуфабрикатов используется тарифная эскалация.

Тарифная эскалация — повышение уровня таможенного обложения товаров по мере роста степени их обработки[6] .

Чем выше процентный рост ставки тарифа по мере продвижения от сырья к готовой продукции, тем выше степень защиты производителей готовой продукции от внешней конкуренции.

Тарифная эскалация в развитых странах стимулирует производство сырья в развивающихся странах и консервирует технологическую отсталость, поскольку только с сырьевой продукцией, таможенное обложение которой минимально, они реально могут пробиться на их рынок. В то же время рынок готовой продукции практически закрыт для развивающихся стран в силу существенной тарифной эскалации, которая имеет место в большинстве развитых государств.

Создание Таможенного союза не изменило протекционистские настроения российского руководства. В апреле 2010 года Минэкономики разработал проект «об основных направлениях таможенно-тарифной политики на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов», в котором открыто провозглашается курс «эскалации» таможенного тарифа[7] .

Таким образом, при правильной реализации данного принципа, национальные производители отечественной готовой продукции смогут безболезненно производить и реализовывать изготовляемый ими товар, с одновременным ввозом иностранного сырья на территорию России.

2.4. Особенности и проблемы развития перерабатывающей промышленности в России: современный уровень развития

Стратегией развития перерабатывающей промышленности являются последовательное проведение рыночных реформ, создание гибкой инфраструктуры в области производства, переработки и сбыта продукции, а также финансово-кредитного и ресурсного обслуживания; паритет межотраслевого ценообразования и стимулирующее налогообложение; конкуренция; развитие устойчивых внешних связей, интеграция и кооперация в мировую хозяйственную систему.

В новых экономических условиях можно выделить следующие основные закономерности развития перерабатывающей промышленности:

· Структурные преобразования перерабатывающих и смежных отраслей.

· Интеграция партнеров по производству, переработке и сбыту готовой продукции.

· Концентрация производства продукции на эффективно функционирующих предприятиях, работающих в кооперации с малыми производствами.

· Внедрение новых высокоэффективных безотходных технологий.

Развитие перерабатывающей промышленности происходит в условиях смены экономических укладов и становления многоукладной экономики, образования форм хозяйствования на базе частной собственности на средства производства, изменения системы управления перерабатывающими предприятиями, внедрения рыночных принципов ведения хозяйства. Это вызывает необходимость реструктуризации институциональных основ организации перерабатывающей промышленности, финансово-кредитного, налогового и ценового механизмов, роста производительности труда и усиления его мотивации. В процессе реформирования должно происходить замещение неэффективных и инертных прежних структур новыми гибкими и высокорезультативными. Основная цель такого реформирования — создание эффективной и производительной экономики рыночного типа, обеспечивающей динамичное развитие перерабатывающей промышленности.

Важным методологическим подходом является выделение этапов реформирования перерабатывающих предприятий:

На первом этапе осуществляется первичная приватизация с учетом баланса интересов производителей и населения страны. Для этого этапа наиболее характерно образование акционерных и частных предприятий, а также интенсивное количественное формирование новых институтов. Критерием его завершения можно считать замедление процесса количественных преобразований и появление первых симптомов качественных сдвигов в сформировавшихся институтах и их отношениях.

На втором этапе происходят интенсивное количественное и качественное перераспределение прав собственности, упорядочение вмешательства государства в этот процесс на микроуровне. Завершение этапа характеризуется стабилизацией системы прав собственности (имущественных, юридических), а также экономических механизмов и типов институциональных структур как предпосылок для последующей экономической реализации новых отношений собственности.

Для третьего этапа характерны: полноценная экономическая реализация новых отношений собственности, условием которой являются завершенный комплекс прочих элементов системных преобразований, постоянное самовоспроизводство этих отношений через новую систему хозяйства и новую институционально-правовую среду.

Таким образом, цель реформирования как фундаментального элемента системных преобразований в переходной экономике заключается в обеспечении базовых условий для нормального функционирования и самовоспроизводства рыночной системы. Именно в ходе трансформации отношений собственности формируется заинтересованность хозяйствующих субъектов в рациональном изменении структуры производства как ключевом условии повышения эффективности работы предприятий.

Переход к рыночной экономике предполагает не только трансформацию прежних производственных структур в рыночно ориентированные, но и новый механизм взаимодействия хозяйствующих субъектов различных отраслей, формирование рыночной инфраструктуры. Развитие интеграционных процессов в агропромышленном комплексе объективно обусловлено необходимостью обеспечения технического, технологического, организационно-управленческого и экономического единства, непрерывности взаимосвязанных этапов производства, заготовки, транспортировки, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции.

Таким образом, стоит задача формирования экономики нового типа, которая строилась бы на материальных стимулах и отражала экономические интересы производителей, переработчиков и общества. В связи с этим неизмеримо возрастает роль научных разработок, призванных выработать и предложить действенные механизмы, методики, схемы, методы и рычаги эффективного реформирования и динамичного развития перерабатывающей промышленности.

Современное состояние перерабатывающей промышленности характеризуется следующими обострившимися проблемами:

· низким уровнем использования мощностей предприятий;

· высокой степенью износа основных фондов;

· недостаточными объемами инвестиций;

· медленными темпами реструктуризации предприятий.

Необходимо совершенствовать структуру производства для увеличения прибыльности работы предприятий, снижать себестоимость производства продукции, кооперировать перерабатывающие предприятия с сельхозпроизводителями и торговлей.

Одним из важнейших аспектов функционирования предприятий перерабатывающей промышленности является их эффективная работа. На современном этапе адаптации предприятий к рынку это условие приобретает особое значение, поскольку только эффективная работа дает им возможность успешно функционировать в новых экономических условиях. Результаты работы отраслей мясо-молочной промышленности показывают, что приватизированные предприятия этих отраслей работают в основном эффективнее государственных, но не в той мере, что необходимо в современных условиях. Рентабельность их производственной деятельности уменьшается.

В состав перерабатывающей промышленности в настоящее время входит 7 отраслей:

· мясная

· молочная

· сахарная

· плодоовощная

· крахмало-паточная

· льноперерабатывающая

· зерноперерабатывающая

Мясная отрасль . В последние годы наблюдается тенденция к снижению количества закупаемого и перерабатываемого сырья на предприятиях отрасли. Это вызвано падением его производства в СПК, госхозах и других хозяйствах сельскохозяйственного сектора. Техническое состояние ряда мясокомбинатов неудовлетворительное. Если раньше техническое перевооружение предприятий осуществлялось в значительной степени за счет бюджетных либо централизованных фондов, то теперь эти источники практически отсутствуют. Собственными средствами предприятия в достаточной мере не располагают, а кредиты (тем более долгосрочные) использовать весьма сложно, учитывая высокие процентные ставки.

Дальнейшее развитие мясной отрасли связано не только с ростом производства продукции, но и с увеличением эффективности работы предприятий, выпуском конкурентоспособной продукции, реализуемой на внутренних и внешних рынках. Для реализации этих задач предприятиям мясной отрасли необходимо осуществлять внедрение энергоресурсосберегающих и безотходных технологий, совершенствовать систему управления производством и взаимоотношений с поставщиками сырья, создавать компактные и устойчивые сырьевые зоны для каждого предприятия, обеспечивающие их нормальную работу.

Молочная промышленность . Тенденция снижения производства молока во всех категориях хозяйств повлекла за собой резкое уменьшение выпуска готовой продукции.

В молочной промышленности предприятия недостаточно производят сыров, творога и других кисломолочных продуктов. В последние годы на выработку сыра используется 10,8 % заготовленного молока, а на производство творога — 1 %. В развитых странах ЕС и США на производство сыра используется 30-35 % молока, или в три раза больше, чем в Беларуси. И это несмотря на то, что данная продукция пользуется большим спросом.

Состояние сырьевых зон предприятий молочной промышленности несколько лучше, чем в мясной отрасли. Зоны более компактны и устойчивы, но имеются вопросы, требующие незамедлительного решения уже сегодня. Некоторые предприятия молочной промышленности используют для переработки продукцию, поставляемую другими молокоперерабатывающими заводами (низовые молочные заводы районного уровня), удельный вес которых в общих поставках сырья в отдельных случаях занимает до 70 %. Поэтому при осуществлении дальнейших этапов реформирования в качестве участников АО обязаны привлекаться предприятия — поставщики сырья. Должен быть разработан четкий механизм взаимоотношений головных молочных предприятий с предприятиями — поставщиками сырья и непосредственно с сельхозпроизводителями, который стиму­лировал бы заинтересованность всех участников технологической цепи.

В молочной промышленности необходима долгосрочная стратегия развития, предполагающая глубокие структурные преобразования в производстве в целом по отрасли и по каждому предприятию в отдельности.

Плодоовощная консервная промышленность . Необходимость развития этой отрасли обусловлена задачами равномерного обеспечения населения плодоовощной продукцией в течение года, сохранения скоропортящейся продукции в период массового сбора и создания ее резервов. Анализ производства плодоовощной консервированной продукции показывает, что одна из основных причин снижения объемов ее выпуска и сужения ассортимента — недопоставка сырья в необходимых объемах и ассортименте. Проблема обеспечения сырьем тесно связана также с вопросами хранения как в хозяйствах, так и на перерабатывающих предприятиях. Потери плодоовощного сырья достигают 30-40 %. Увеличение объемов выпуска плодоовощной консервированной продукции сдерживается также низкой технической оснащенностью заводов, на которых используется оборудование, установленное 20-30 лет назад и более, высока доля ручного труда. В связи с этим необходима поддержка со стороны государства, в первую очередь — в части приоритетного инвестирования перерабатывающих отраслей АПК с целью повышения технического уровня производства. Улучшение положения отрасли невозможно без общего оздоровления экономики АПК и республики в целом. Поэтому важнейшая задача состоит в ускорении развития рынка, рыночных структур и взаимоотношений на всех уровнях, в создании в районах функционирования крупных и средних плодоовощных заводов, компактных сырьевых зон.

Анализ показателей использования основных производственных фондов предприятий перерабатывающей промышленности показывает, что они находятся в трудном положении. Не везде преодолена тенденция к снижению объемов производства и ухудшению финансово-экономических показателей.

Нужны радикальные меры по обновлению основных производственных фондов, внедрению энергоресурсосберегающих безотходных технологий. Самим предприятиям это не под силу, так как объемы ограниченной прибыли недостаточны для модернизации производства. Осуществляемые в настоящее время государством эпизодические и точечные денежные вложения по модернизации и реконструкции предприятий не позволят преодолеть критического положения в перерабатывающих отраслях и не дадут желаемого эффекта. Необходима долгосрочная программа развития перерабатывающей промышленности, предусматривающая привлечение инвестиций на следующих этапах реформирования предприятий: изменения в налоговом законодательстве, предполагающие освобождение от налогов средств, направляемых на модернизацию и реконструкцию; выделение предприятиям кредитных ресурсов по льготным ставкам и т.д.

Таким образом, можно прийти к выводу, что постоянный рост импорта потребительских товаров, что является следствием не только снижением ставок на ввозную таможенную пошлину, но причиной недостаточного развития перерабатывающей промышленности в целом.

Заключение

Ввоз товаров на таможенную территорию таможенного союза - совершение действий, связанных с пересечением таможенной границы, в результате которых товары прибыли на таможенную территорию таможенного союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до их выпуска таможенными органами.

Введение импортных пошлин - одно из средств воздействия государства на экономику. Пошлина может устанавливаться в виде фиксированной платы за каждую ввезенную из-за границы единицу товара или в виде процентных отчислений от его цены. Импортная пошлина влияет не только на конъюнктуру рынка облагаемого ею товара, но и на экономику всей страны, так как все рынки находятся в тесном взаимодействии.

Порядок взимания импортных пошлин регулируется соглашением «об установлении и применении в таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие)», подписанном Белоруссией, Казахстаном и Российской Федерацией.

ввозная таможенная пошлина – обязательный платеж, взимаемый таможенными органами государств - членов Таможенного союза, в связи с ввозом товаров на таможенную территорию таможенного союза.

Ввозная таможенная пошлина – важная составная часть системы экономического регулирования ввоза товаров. Она используется государством как инструмент для стимулирования внешнеторговых поставок и закупок или, наоборот, сдерживания экспорта и импорта – это зависит от целей экономической политики.

Основное назначение ввозных таможенных пошлин – регулирование ввоза товаров и продукции с учетом состояния внутреннего рынка и платежного баланса страны.

Систематизированный перечень таможенных пошлин, которыми облагаются товары, представляет собой таможенный тариф, с помощью которого государство контролирует и регулирует все внешнеторговые операции.

Единый таможенный тариф таможенного союза, представляющий собой свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на единую таможенную территорию из третьих стран, систематизированный в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза.

Протекционизм — политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции через систему определённых ограничений: импортных и экспортных пошлин, субсидий и других мер. Проведение такой политики способствует развитию национального производства.

В настоящее время в большинстве развитых стран импорт сырья облагается минимальными таможенными пошлинами, на полуфабрикаты устанавливаются более высокие пошлины, на готовые изделия – самые высокие.

Тарифная эскалация— повышение уровня таможенного обложения товаров по мере роста степени их обработки

Постоянный рост импорта потребительских товаров, что является следствием не только снижением ставок на ввозную таможенную пошлину, но причиной недостаточного развития перерабатывающей промышленности в целом.

Список использованной литературы

1. Единый таможенный тариф таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (ЕТТ) (утв. Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 № 18, Решением Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 N 130) (ред. от 08.12.2010, с изм. от 28.01.2011) (с изм. и доп., вступающими в силу с 15.01.2011) – Режим доступа: http://base.consultant.ru

2. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств: [от 27 ноября 2009 г. № 17 ред. от 16 апреля 2010 г.] – Режим доступа: http://base.consultant.ru

3. О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации: Решение Комиссии Таможенного союза [от 27.11.2009 № 130 ред. от 14 октября 2010г. ] – Режим доступа: http://base.consultant.ru

4. О подписании Соглашения об Общем таможенном тарифе государств - участников Таможенного союза и Протокола о механизме применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер в торговле государств - участников Таможенного союза: Постановление Правительства РФ: [от 08 апреля 2000 г. № 312] – Режим доступа: http://base.consultant.ru

5. Основные направления таможенно-тарифной политики на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов. – Режим доступа: http://base.consultant.ru

6. Тарифная эскалация – Режим доступа: [http://kireev1.ru/tarifnye-metody-regulirovaniya-mezhdunarodnoy-torgovli/tarifnaya-eskalatsiya.html]

7. Комиссия ТС утвердила распределение пошлин между странами: - Режим доступа: [http://www.kn.kz/articles.php?id=4643]

8. Влияние таможенных пошлин и протекционистской политики на внешнюю торговлю - Режим доступа: http://www.uamconsult.com/book_144_chapter_15_Vlijanie_tamozhennykh_poshlin_i_ protekсionistskojj_politiki_na_vneshnjuju_torgovlju.html

9. Таможенные пошлины и таможенный тариф - Режим доступа: http://www.brokert.ru/material/tamozhennye-poshliny-tamozhennyi-tarif

10. Экспорт-импорт России важнейших товаров за 2010 год: - Режим доступа: http://www.customs.ru/ru/stats/ekspress/detail.php?id286=9615

11. Тарифная эскалация: - Режим доступа: http://www.ard-checchi.kg/tarifnye_metody_regulirovaniya/973-tarifnaja-jeskalacija.html

12. Аргументы за и против существования тарифов во внешней торговле: - Режим доступа: http://www.elitarium.ru/2007/04/26/ tarify_vo_vneshnejj_torgovle.html


[1] Комиссия ТС утвердила распределение пошлин между странами: - Режим доступа: [http://www.kn.kz/articles.php?id=4643]

[2] Влияние таможенных пошлин и протекционистской политики на внешнюю торговлю - Режим доступа: http://www.uamconsult.com/book_144_chapter_15_Vlijanie_tamozhennykh_poshlin_i_ protekсionistskojj_politiki_na_vneshnjuju_torgovlju.html

[3] Таможенные пошлины и таможенный тариф - Режим доступа: http://www.brokert.ru/material/tamozhennye-poshliny-tamozhennyi-tarif

[4] Экспорт-импорт России важнеиших товаров за 2010 год: - Режим доступа: http://www.customs.ru/ru/stats/ekspress/detail.php?id286=9615

[5] http://www.vedomosti.ru/companies/news/1206288/ vneshnetorgovyj_oborot_rossii_v_2010_godu_vyros_na_tret_fts

[6] Тарифная эскалация: - Режим доступа: http://www.ard-checchi.kg/tarifnye_metody_regulirovaniya/973-tarifnaja-jeskalacija.html

[7] Аргументы за и против существования тарифов во внешней торговле: - Режим доступа: http://www.elitarium.ru/2007/04/26/tarify_vo_vneshnejj_torgovle.html

Скачать архив с текстом документа