Пушкин и Жуковский
СОДЕРЖАНИЕ: Пушкин и Жуковский Автор: Разное Сложный и запутанный вопрос о связях Пушкина с его учителем – Жуковским, крупнейшим русским поэтом. Вокруг этого вопроса сталкивались разные точки зрения, всегда велись споры, - они начались ещё при жизни Пушкина, продолжаются и теперь. Тема ” Пушкин и Жуковский ”: она важна для изучения не только роли Жуковского в творческой эволюции Пушкина, отношений “ ученика” и “ учителя ”, но шире – для общей трактовки путей и судеб поэтического творчества.Пушкин и Жуковский
Автор: Разное
Сложный и запутанный вопрос о связях Пушкина с его учителем – Жуковским, крупнейшим русским поэтом. Вокруг этого вопроса сталкивались разные точки зрения, всегда велись споры, - они начались ещё при жизни Пушкина, продолжаются и теперь. Тема ” Пушкин и Жуковский ”: она важна для изучения не только роли Жуковского в творческой эволюции Пушкина, отношений “ ученика” и “ учителя ”, но шире – для общей трактовки путей и судеб поэтического творчества.
В истории русской поэзии проявились две основных тенденции: первая ведёт своё происхождение от Жуковского, в творчестве которого преобладала лирика с её идеалом прекрасного как явления таинственного, сверхчувственного мира; вторая – от Пушкина, утверждавшего поэзию действительности, с её уравновешенностью мысли и чувства. Эти две тенденции просматриваются на всём протяжении Х1Х – ХХ веков.
Пушкин всегда относился с уважением к своему учителю, он с восхищением отзывался о таких стихотворениях Жуковского, как “ Море ”, где мастерство изобразительности сочетается с полнотой лирического чувства и гармонией стиха. О глубоком впечатлении, произведённом на Пушкина знаменитой “Светланой”, можно судить и по характеру упоминаний в стихотворении ”К сестре” и “Евгении Онегине” и по цитатам из этой баллады в пушкинских произведениях и письмах.
У читателей нашего времени отношение Пушкина к Жуковскому определяется прежде всего стихами, обращёнными к своему учителю, - “К портрету Жуковского” (1818). Они превосходны. В них проявился редкостный дар Пушкина – не только проникновение в психологический облик тех, к кому он обращался, но и способность вживаться в их образную систему, в тонкости их фразеологии. К тому же, 1818 году относится стихотворение А. С. Пушкина “Жуковскому”. Здесь переданы черты Жуковского как поэта, стремящегося к “мечтательному миру”.
Но отношение Пушкина к Жуковскому было неоднозначным. Позже он определил своё отношение к чуждым ему сторонам поэзии Жуковского с такой резкостью, о которой потом жалел. В поэме “Руслан и Людмила” с дерзостью юного новатора не только вступил в соревнование с Жуковским, но позволил себе пародирование своего учителя.
Полемика Пушкина с Жуковским и замечания о его произведениях сопровождались прямыми или косвенными попытками Пушкина влиять на направление его поэтической деятельности, а порой и тревогой о её дальнейших путях. Происходит любопытнейшая метаморфоза: постепенно ученик становится также и учителем. Советы Пушкина не оставались безрезультатными. Однажды, под прямым влиянием А.С.Пушкина, Жуковский взялся за сочинение литературных сказок в народном стиле. Это было в 1831 году, когда оба поэта жили в Царском Селе. Состоялось своеобразное состязание. Сюжеты разрабатывались сообща. Пушкин написал тогда “Сказку о попе и о работнике его Балде” и “Сказку о царе Салтане”, Жуковский – “Сказку о царе Берендее” и “Cпящую царевну”. Конечно, и в сказках Жуковского видно стихотворное мастерство, но, тем не менее, снова сказалась разность подхода.
Общей чертой характеров поэзии Пушкина и Жуковского считается гуманизм. Но однороден ли этот гуманизм?
У Жуковского были качества доброго человека, он сочувствовал несчастным, принимал участие в их судьбе, заступался даже за политических преступников, ходатайствовал о смягчении участи осужденных. В системе мышления Жуковского его понимание человека было всеобщим. У Пушкина по мере эволюции его мировоззрения складывалось иное понимание человека, его природы, понимание дифференцированности характеров, их обусловленности средой, обстоятельствами, движением истории.
При сопоставлении художественных систем Пушкина и Жуковского одним из определяющих критериев является критерий жизненных ценностей. У Жуковского – вера в предопределенность судьбы, вера в то, что на этой земле надо уповать на провидение. Жизненная философия Пушкина – это философия активной деятельности и борьбы. Противоположность этих двух философских тенденций сказывается даже в поэтике, в стиле, в образной символике.
Убежденная вера в бренность земного существования привела к исчерпанности у Жуковского его самостоятельного творчества, и он рано перестал писать оригинальные произведения. Чудесная элегия “Море” (1822) была последней. Как ни велик подвиг Жуковского в истории поэзии, но уже во второй половине 20-х годов он воспринимался только как переводчик.
Иначе сложилась судьба Пушкина, жизнь которого действительно осталась до конца поэмой.