Рабочей программы учебной дисциплины «введение в экологию» Уровень основной образовательной программы
СОДЕРЖАНИЕ: Целью освоения дисциплины Введение в экологию является формирование у студентов базовых понятий и принципов экологической науки, знакомство с основными экологическими правилами и законами, разделами экологии и формами охраны природыМИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Воронежский государственный педагогический университет»
АННОТАЦИЯ
РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ВВЕДЕНИЕ В ЭКОЛОГИЮ»
Уровень основной образовательной программы : бакалавриат.
Направление подготовки: 022000 Экология и природопользование.
Профиль: экология.
Форма обучения: очная.
Кафедра: экологического образования.
Ф.И.О. разработчика: к.б.н., доцент А.Н. Тимофеев
Трудоемкость дисциплины: 3 зачетные единицы.
Количество часов: 108;
в т.ч. аудиторных – 56, экз.- 27; внеаудиторных – 25.
Форма отчетности: экзамен.
Воронеж – 2011 г.
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Целью освоения дисциплины Введение в экологию является формирование у студентов базовых понятий и принципов экологической науки, знакомство с основными экологическими правилами и законами, разделами экологии и формами охраны природы.
В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие компетенции:
Общекультурные:
Владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1).
Понимать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-3).
2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
№ п/п |
Наименование раздела учебной дисциплины |
Содержание раздела в дидактических единицах |
1. |
Экология как наука |
История развития, методы исследования, разделы экологии. |
2. |
Экологические факторы среды |
Абиотические факторы, биотические факторы, антропогенные факторы. |
3. |
Экосистемы планеты |
Понятие биогеоценоза и экосистемы. Биомы земли. Трофическая структура биогеоценозов. |
4. |
Биосфера земли |
Границы биосферы. Функции биосферы. Биосфера и НТП |
5. |
Охрана природной среды |
Правовые формы охраны природы. Заповедники, заказники, национальные парки и другие формы сохранения природы. |
3. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В процессе изучения дисциплины используются традиционные и интерактивные образовательные технологии: лекции (лекция-информация, лекция визуализация, проблемная лекция, лекция-конференция); семинарские занятия (просеминар, традиционный семинар, семинар-беседа, семинар-дискуссия, в т.ч. перекрестная дискуссия, семинар исследовательского типа), имитационные технологии (ситуация-проблема, ситуация-оценка), проектная деятельность.
4. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4.1. Основная литература:
1. Шилов И.А. Экология. – М.: Высшая школа, 2004. – 512 с.
2. Карташев А.Г. Введение в экологию. – Томск: «Водолей», 2002. – 384 с.
3. Федоров В.Д., Гильманов Т.Г. Экология. – М.: МГУ, 1980. – 464 с.
4. Николайкин Н.И., Николайкина Н.Е., Мелехова О.П. Экология: Учеб. для вузов. – М.: Дрофа, 2003. – 624 с.
5. Реймерс Н.Ф. Начала экологических знаний. – М.: Изд.-во МНЭПУ, 2003. – 264 с.
4.2. Дополнительная литература:
1. Реймерс Н.Ф. Экология. – М.: МГУ, 2006. – 365 с.
2. Экология / М. Бигон и др. – М.: Мир, 1989. – 800 с.
3. Одум Ю. Основы экологии. – М.: Мир, 1985. – 300с.
4. Реймерс Н.Ф. Надежды на выживание человечества: Концептуальная экология. – М.: ИЦ “Россия Молодая”, 1992. – 367 с.
4.3. Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
1. http://www.eea.eu.int;
2. http://www.grida.no/amap;
3. http://etc-iw.eionet.eu.int;