Рабочей учебной программы по дисциплине
СОДЕРЖАНИЕ: Цель изучения дисциплины состоит в активном содействии становлению специальной профессиональной компетентности магистра музыкального образования в сфере преподавания игра на музыкальном инструментеНаправление подготовки: 050100 Педагогическое образование
Профиль подготовки: Музыкальное образование
Аннотация
рабочей учебной программы по дисциплине
«Методика преподавания музыкального инструмента»
для ООП 62 «Магистратура»,
по циклу М. 2. В. 03 - профессиональный цикл, вариативная часть
1. Цель изучения дисциплины состоит в активном содействии становлению специальной профессиональной компетентности магистра музыкального образования в сфере преподавания игра на музыкальном инструменте.
2. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единиц.
3. Краткое содержание основных разделов дисциплины с выделением ключевых дидактических единиц:
Тема 1. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ: включение музыки в общую систему гармонического воспитания личности; введение всеобщего музыкального образования; широкие репертуарные тенденции, обновление и обогащение репертуара благодаря привлечению старинной музыки, «забытых страниц» отечественной музыкальной культуры, современной музыки с использованием элементов композиторской техники XX века; опора на слуховое воспитание (или развитие слухо-ритмо-двигательных задатков); развитие творческих навыков учащихся; изменение возрастных рамок обучения, раннее музыкальное обучение с 3-5 лет; обучение родителей, сотрудничество с ними; создание музыкальной среды для воспитания ребёнка; особое значение просветительства; интенсификация педагогического процесса; бережное отношение к традициям преподавания музыки предыдущими поколениями музыкантов.
Тема 2. НАЧАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ. Пение песен и попевок. Подбор по слуху и транспонирование. Слушание музыки в исполнении педагога, накопление слушательского опыта. Игра в ансамбле без знания нотной грамоты. Ознакомление ученика с основами нотной грамоты. Нотная запись как фиксация слуховых представлений.
Тема 3. ОБЗОР НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНЫХ МЕТОДИК. Традиционный путь начального обучения. Методики Гнесиной, Фейгина-Калантаровой и др. Суть интенсивных методик обучения игре на фортепиано. Методики Исенко, Смирновой, Мальцева и др. Проблемы «ускоренного развития» ребенка, опыт их решения в разных странах. Особенности раннего обучения. Методики, ориентированные на малышей (Богино, Малахова, Брянская, Коновалов, Сафарова, Хохрякова, Юдовина-Гальперина, Куртаг). Методика Сузуки и его учеников, элементы ее использования в России. «Занимательные» методики начального обучения (Грин, Никольская, Богино, Малахова и др.). Роль «игры» в занятиях с маленькими детьми. Элементы игры в начальном обучении на фортепиано в отечественных и зарубежных методиках. Элементы творческого музицирования в различных методиках. Обучение подбору, транспонированию, импровизации. Творческие задания в различных школах и сборниках начального обучения. Комплексные авторские методики (Артоболевская, Брянская, Кривицкий, Мальцев, Мыльников, Смирнова, Тимакин, Тургенева и др.).
Тема 4. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ
Воспитание творческого подхода ребёнка к любому заданию.
Занятия подбором по слуху, транспонированием, сочинением и импровизацией в доступной для ребёнка форме – важный компонент обучения музыке, одна из основных тенденций современной музыкальной педагогики. ПОДБОР ПО СЛУХУ. Материал для подбора – несложные попевки и песенки. Постепенное усложнение материала для подбора. Воспитание умения анализировать строение мелодии, её ритмические особенности.
ТРАНСПОНИРОВАНИЕ. Материал для транспонирования, его постепенное усложнение (мелодии, знакомые песни, лёгкие пьесы, отрывки из разучиваемых произведений, этюды – с сохранением аппликатуры основной тональности, кадансовые обороты в различных мелодических и ритмических вариантах).
Различные пути приобщения детей к музыкальному творчеству.
СТИМУЛИРОВАНИЕ детского ТВОРЧЕСТВА в разных формах:
СОЧИНЕНИЕ стихотворных фраз и попевок к картинам с изображением зверей, птиц, известных персонажей из сказок и мультфильмов;
СОЧИНЕНИЕ музыкальных иллюстраций к любимым сказкам, мультфильмам;
АРАНЖИРОВКА хорошо известных ребёнку песенок в виде марша, вальса и других знакомых жанров (например, польки, мазурки, менуэта и др.)
Развитие детской реакции на изменения характера, темпа, лада, динамики, штрихов в процессе совместного музицирования с педагогом.
Формирование начальных навыков ритмической и мелодической импровизации (игра в «эхо», исследование простейших ритмических и мелодических образцов, ритмизация и мелодизация слов, фраз, ритмический контрапункт, импровизация замкнутых форм и т.д.).
Первые опыты импровизации и сочинения. Продолжение мелодического отрывка, сочинение «ответа» на «вопрос», сочинение баса или сопровождения к мелодии в разных фактурных вариантах, музыкальная импровизация на заданный словесный текст.
Поощрение СОВМЕСТНОГО творчества учащихся (сочинение текста к музыке для инсценировки, создание музыкально-литературных и изо-альбомов и т.д.) Подготовка педагога к занятиям по развитию творческих навыков детей.
Тема 5. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА ИНСТРУМЕНТЕ.
Общая характеристика методов и приемов обучения (со ссылкой на курс «Основы психологии и педагогики»). Опора на результаты наблюдений за личностью ребенка с целью выбора методов. Активизация слуха, обращение к музыкальному восприятию ученика - основной метод воздействия при обучении игре на любом инструменте. Дополнительные способы – словесные пояснения, показ двигательных приемов и т.д. Прямая и наводящая формы воздействия. Развитие мышления, творческой инициативы. Роль «исполнения» и «показа» преподавателя. Гибкость и многообразие «показа» в зависимости от конкретных задач данного момента работы с учеником.
Разумное сочетание различных методов и приемов обучения в зависимости от индивидуальности ученика (его способностей, характера, уровня развития, мотивации и т.д.).
Тема 5. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ИНСТРУМЕНТУ И ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧЕНИКА. Урок – основная форма педагогического процесса. Различные типы уроков: «уроки восхищения»; тематические, посвященные тем или иным способам самостоятельной работы и т.д. Точная формулировка посильного для ученика домашнего задания и обязательная его проверка. Различные формы проверки проделанной учеником работы. Планирование урока. Подготовка преподавателя к уроку.
Урок – форма человеческого общения. Проблемы контакта ученика и преподавателя. Активность, доброжелательность, профессионализм преподавателя – залог успеха педагогической работы.
4. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины: общекультурные - владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу и восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1); способность и готовность понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3); профессиональные – осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК -1); способность и готовность совершенствовать свое педагогическое мастерство.
5. Разработчики программы:
Бородин Борис Борисович, доктор искусствоведения. профессор.
Осипова Людмила Вениаминовна, профессор кафедры теории, истории музыки и музыкальных инструментов УрГПУ, кандидат педагогических наук.