работа
СОДЕРЖАНИЕ: Филатова А. T., я имел практику оказания помощи детям дошкольного и школьного возраста, страдающим от энуреза. За свою практику по психотерапии я выработал свои приемы и методы коррекции энуреза у детей дошкольного и младшего школьного возрастаВладивостокский государственный медицинский университет
Кафедра клинической психологии
КУРСОВАЯ РАБОТА
Психотерапия энуреза у детей
Выполнил: Храмцов В.В.
Руководитель: Белокобыльский Н.Д.
Владивосток
2001
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Литературный обзор ………………………………………………..4
1.1. Энурез: определение, виды, патогенез……………………………………4
1.2. Психологическая коррекция энуреза внушением у детей ………………5
Глава 2. Планирование и организация исследования ……………………9
2.1. Цели, задачи, гипотеза, объект и предмет исследования……………….9
2.2. Обоснование и описание применяемых методических средств……….. 9
2.3. Формирование выборки испытуемых…………………………………...15
Глава 3. Проведение и результаты исследования……………………… 16
3.1. Процедура исследования…………………………………………………16
3.2. Обработка, сопоставление и интерпретация результатов
исследования………………………………………………………………22
Выводы…………………………………………………………………………24
Заключение……………………………………………………………………. 25
Список литературы…………………………………………………………….26
Введение
Дальнейшее совершенствование развития и здоровья ребенка зависит от многих факторов: социальной среды, семьи, отношения воспитателей и учителей к ребенку, эндогенные и экзогенные причины сопутствующие болезни или предболезненного состояния. Занимаясь психокоррекцией и психотерапией детей с 1983 года, будучи уже на кафедре психотерапии и психопрофилактики у профессора Филатова А. T., я имел практику оказания помощи детям дошкольного и школьного возраста, страдающим от энуреза. За свою практику по психотерапии я выработал свои приемы и методы коррекции энуреза у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Глава 1.
Литературный обзор
1.1. Энурез: определение, виды, патогенез.
Навык пробуждаться при наполнении мочеваго пузыря у детей полностью устанавливается к 3-4 годам. Недержание мочи во время сна может быть симптомом различных заболеваний – от урологических до эпилепсии. Однако чаще всего у детей и подростков оно бывает связано с замедленным формированием или срывом непрочно установившегося навыка [ А.Е. Личко, 1985г., стр. 275].
В. В. Ковалев [1973] различает три вида энуреза:
1. Невротический энурез является одним из симптомов детской невропатии, т. е. недифференцированной формы детского энуреза. Этот энурез усиливается в психотравмирующей ситуации (например, разлука с матерью, скандалы в семье) сочетается с тревожным, беспокойным сном, с трудностями засыпания, раздражительностью, капризностью, плаксивостью.
2. Неврозоподобный энурез возникает на фоне резидуального органического поражения головного мозга, отличается монотонностью, регулярностью, усиливается при соматических заболеваниях.
3. Первичный или дизонтогенетический энурез представляет собой задержку становления навыка, скорее всего наследственно обусловленную – в 70% случаев удается констатировать энурез в детстве среди кровных родственников [Голобин А. Ц. 1979].
В подростковом возрасте невротический энурез практически не встречается. Чаще всего приходится сталкиваться с рецидивами первичного (дезонтогенетического) энуреза. Непроизвольное мочеиспускание случается эпизодически на фоне очень глубокого (мертвого) сна, наступающего после сильного физического утомления, алкогольного опьянения или приема снотворных или нейролентиков.
Недержание мочи (по латыни энурез)- частая жалоба детей и подростков- может быть ночным, дневным и постоянным. Это проявление разных болезней. Чаще всего недержание мочи бывает в детском возрасте. Функция регулирования мочевыделения- одна из самых молодых биологических систем, в силу этого она легче всего разрушается под влиянием самых незначительных воздействий.
У мальчиков недержание мочи встречается в 4-5 раз чаще чем у девочек [М. И. Буянов,1986г. стр.99].
Энурез, или Enuresis nocturna, называется состояние, когда у ребенка в возрасте старше 3 лет по ночам непроизвольно отходит моча. Способность выводить проблемы через почки и давать понять о «недержащихся состояниях; способность «плакать» нижней части тела».[Н. М. Пезешкиан 1996г. стр.433].
Энурез неорганический, В строгом смысле слова под энурезом понимают недержание мочи во время сна. Диагностика возможна с возраста 2,5 года. Энурез- одно из самых распространенных заболеваний детского возраста. Он встречается у 12-15% мальчиков и 7% девочек [справочник по психологии и психиатрии «Питер» 1999г. стр.470].
В нашем исследовании мы проводили психокоррекцию с детьми страдающими невротическим энурезом, без органической паталогии. Определим понятие невроза. Невроз- болезненно переживаемый и проявляющийся преймущественно эмоциональными и соматовегетативными растройствами, срыв личности. Невроз развивается часто вследствии психотравматического раздражения, которое затрагивает «ядро личности», достаточно укоренившиеся мотивы, истерии. Наиболее часто к неврозам приводят семейно-бытовые неурядицы и др. [В. А. Гиляровский].
Все неврозы подразделяются на две подггруппы: общие неврозы, при которых ведущее место в клинической картине занимают психические нарушения и второстепенное- соматовегетативные расстройства. Сюда относят ночное недержание мочи, нервные тики, невротические расстройства сна и др.. Причем системные функциональные расстройства можно рассматривать как одно из звеньев патогенеза данной группы неврозов, которому обязательно должны предшествовать и сопутствовать нарушения высшей нервной деятельности [Ю. В. Урываев, Г. И. Бабенков «Психосоматические расстройства» М. 1981г. стр.12].
Патогенез энуреза, вероятно, при всех его видах представляет дизонтогенетическое расстройство, когда задержка становления навыка обусловлена и наследственностью (первичный, энурез) и поражением мозга вследствии перенесенных травм, инфекций, или интоксикаций (неврозоподобный энурез), и срывом формирующегося навыка под действием психогенных факторов (невротический энурез). При регистрации ЭЭГ в течении всего ночного сна обнаружено, что непроизвольное мочеиспускание происходит в определенный момент- во время перехода «медленноволнового» сна в так называемый парадоксальный, «быстроволновый» сон ( с быстрыми нистагмоидными движениями глазных яблок, учащением сердцебиений и т.п.). Высказывается предположение, что энурез тесно связан с недостаточным развитием механизма сна [Голобин А. Ц. 1979].
1.2. Психологическая коррекция внушением энуреза у детей.
Психологическая коррекция - направленное психологическое воздействие на определенные психологические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования индивида. Существует несколько точек зрения на соотношение понятий «психологическая коррекция» и «психотерапия». Одна из них заключается в признании полной идентичности этих двух понятий. Однако при этом не учитывается психокоррекция, как направленное психологическое воздействие, которое реализуется не только в медицине (где можно указать две основные области ее применения: психопрофилактика и собственно лечение- психотерапия), но и в других сферах человеческой практики (например, в педагогике). Другая точка зрения основана на том, что психокоррекция премущественно признана решать задачи психопрофилактики. Однако такое жесткое ограничение сферы применения психокоррекции представляется в определенной степени искусственным. Во-первых, в области неврозов полностью развести понятия «психическая коррекция» и « психотерапия», «лечение» и «профилактика» не удается, так как невроз- это заболевание в динамике, где не всегда можно отделить состояние предболезни от собственно болезни, а сам процесс лечения в значительной степени, включает в себя и вторичную профилактику. Во-вторых, в настоящее время в системе восстановительного лечения различных заболеваний все шире реализуется комплексный подход, учитывающий в наличии в этнопатогенезе биологического, психологического и социального факторов, каждый из которых нуждается в лечебных или корригирующих воздействиях, соответствующих его природе. Его психологический фактор при том или ином заболевании выступает как один из этнологических, то его коррекция в значительной степени совпадает с содержанием одного из компонентов лечебного процесса. [Психотерапевтическая энциклопедия под ред. Б. Д. Карвасарского 1998г. стр. 412-413].
Психокоррекция занимает промежуточное положение между психотерапией и консультированием. [В. Д. Менделевич 1999год.]
Психотерапия- лечение средствами души, а клиническая психотерапия- лечение средствами души именно врача- клинициста (т. е. не психолога, не психотерапевта-гуманитария). [М. Е. Бурно 1994 год. М.]
Внушение ( от старославянского «Вьи уши»- «В уши») как намекают нам и синонимы этого слова ( в разных языках) есть по сути дела в противовес разъяснению и убеждению «вкладыванию» в «уши» по дороге веры, часто претворяясь в аутосугестию- самовнушению. Нередко при лекарственном лечении помогает преимущественно как раз именно этот целительный душевный настрой (внушение, самовнушение), хотя и здесь дело не обходится без «лекарств», но уже внутренних, организмических, приведенных в действие внушением. Внешнее же лекарство в таких случаях называется «плацебо» (греческое «plasebo», мнимый).
Нередко прямое внушение сливается в одно и с косвенным внушением, и с биологическим действием лекарств (напр. «засните крепко от этой снотворной таблетки»).
«Молчаливое» внушение принято называть косвенным в отличии от прямого внушения. Прямое внушение (вербальное) звучит примерно так «уходят, уходят страхи». А при косвенном внушении, например просто психотерапевтическим смазываем бородавку бирюзовой краской (плацебо-эффект). [М. Е. Бурно, 1995г. стр.8]
Внушение- одно из средств взаимовлияния людей в процессе их общения и деятельности. [Шварц И. Е. 1971г. стр.6]
Для Бернгейма внушение- это воздействие, посредством которого в мозг вводится представление, принимаемое субъектом.
Вундт считал, что внушение- это ассоциация с соответствующим ей сужением сознания по отношению к тем представлениям, которые, возникнув, ограничивают проявление противоположных ассоциаций.
Значительный вклад в разработку проблемы внушения по существу и в определении критериев понятия «внушения» внес академик В. М. Бехтерев. Отмечая особенности внушения, он писал: «В большинстве же случаев… внушение входит в психическую сферу без всякого сопротивления со стороны внушаемого лица, причем нередко оно проникает в его психическую сферу совершенно незаметно для него самого».
В. М. Бехтерев отмечает, что под внушением следует понимать «непосредственное привыкание большей частью».
На основе собранного материала В. М. Бехтерев пришел к следующему выводу: «Внушение служит важным фактором нашей жизни и должно быть предметом изучения не одних только врачей, но и всех вообще лиц, изучающих условия общественной психики и законы ее проявления».
В зависимости от области, в которой применяется внушение (в смысле слова), говорят о психотерапевтическом внушении, педагогическом внушении, внушении в общественной жизни.
В современной литературе внушение часто называют суггестией (латинское suggestio- внушение). Внушаемость нормальное свойство ВНД, в разной степени пресущей всем людям. Внушаемость зависит от пола, возраста, состояния здоровья, интеллекта.
Результаты психологических экспериментов отмечают под руководством В. М. Мясищева, А. В. Петровского, В. А. Бакеева, что внушаемость зависит от силы и слабости нервных процессов, а также связи внушаемости и интроверсии и экстраверсии, внушаемости и комфортности, внушаемости и ригидности, внушаемости и внимания. А. Г. Ковалев указывал, что ребенок еще не способный к опосредованному, глубокому, дифференцированному отражению действительности, вследствие недостаточного уровня развития второй сигнальной системы и жизненного опыта, познает путем подражания. [Шварц И. Е.1971г. стр.16]
Физиологические механизмы внушения по И. П. Павлову.
И. П. Павлов считал, что вся жизнь человека построена на рефлексах. Открытие основных физиологических механизмов внушения и внушаемости, а также обоснования использования сугестивности в психотерапии принадлежит Павлову И. П..
Как известно, физиология различает два вида рефлексов: безусловные (врожденные) и условные (приобретенные). Безусловные рефлексы осуществляются автоматически, они не зависят от сознательной деятельности (пульсация крови, автоматизм дыхания, мигания и др.). Условные рефлексы представляют наивысшую форму приспособленности живого организма к внешней среде. Рефлекс может быть представлен в виде замкнутой дуги, по которой от переферии к центру, а от центра вновь к переферии передаются нервные импульсы.
Павлов И П. выделяет первую и вторую сигнальные системы. Первая система принадлежит как человеку так и животному (подкорка). Второая сигнальная система принадлежит только человеку (слово, речь).
Определяя сущность внушения Павлов И. П. дает классическую характеристику значение слова человека: “Конечсно, слово для человека есть такой же реальный условный раздражитель, как и все остальные общие у него с животными”. Таким образом, внушение есть наиболее упрощенный типичнейший условный рефлекс человека.
Пример:”Если человек положит ломтик лимона в рот, у него, естественно, начнется обильное слюноотделение. Но аналогичного можно добиться и словесным воздействием. Представте себе ломтик лимона, кладете его в рот, во рту кисло, во рту кисло, кисло”.
Для внушаемости характерно снижение тонуса коры больших полушарий и диссоциации корковой деятельности.
При косвенном внушении (словесном) реализация внушаемого, как правило, ставится в связь с тем или иным предметом или воздействии, при посредстве которого оно собственно и должно реализовываться. Так, например, бодрствующему лицу внушается, что предлагаемый ему индиферентный белый порошок является снотворным. Поэтому, так только этот человек примет данный порошок, он тотчас же засыпает.
При косвенном словесном внушении создаваемый им в коре мозга сложный очаг концентрированного возбуждения стоит в связи не только с содержанием внушаемого слова, но и с тем предметом (или обстоятельством места и времени), при наличии которого внушаемое должно будет реализовываться. Поэтому В. М. Бехтерев (1911) называет такое внушение опосредованным. Соответственно этому индиферентный (до того) раздражитель получает на данный период определенную условно рефлекторную значимость.
ГЛАВА 2.
Планирование и организация исследования
2.1. Цели, задачи, гипотеза, объект и предмет исследования .
Цель исследования: разработать и провести эффективную психокоррекцию энуреза у детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить значение психических факторов энуреза.
2. Изучить возможные методы психокоррекции психических нарушений у детей, страдающих энурезом.
3. Разработать и провести метод эффективной психокоррекции энуреза.
4. Отследить результаты психокоррекции.
5. Испoльзуя методы психодиагностики определить уровень тревожности у детей, страдающих энурезом, до и после проведения метода эффективной психокоррекции энурез
Гипотеза исследования: у детей младшего школьного возраста, страдающих невротическим энурезом повышен уровень детской тревожности. Проведения нового эффективного метода психокоррекции энуреза у детей, снижает уровень тревожности, помогает преодолеть эмоциональный стресс и приводит к выздоровлению.
Объект исследования: 20 детей младшего школьного возраста (6-10 лет), страдающих невротическим энурезом. Из них методом случайного выбора экспериментальную группу составили 10 детей, с которыми была проведена эффективная психокоррекция энуреза. Контрольная группа была также сформирована из 10 детей, лечение энуреза у которых проводилось с использованием обычных методов.
Предмет исследования:
- невротическое расстройство (энурез)
- психические факторы энуреза
- уровень детской тревожности
2.2. Описание и обоснование применяемых методических средств.
Методы исследования.
1. Метод беседы, сбор анамнеза (протекание беременности, роды, раннее развитие ребенка, наличие травмы головы, психотравмы, наследственные и инфекционные заболевания).
2. Метод наблюдения.
3. Трансовые методы.
4. Музыкотерапия.
5. Метод групповой психотерапии.
6. Методика САТ.
7. Метод косвенного словесного внушения.
8. Метод эффективной психокоррекции энуреза.
Описание применяемых методических средств:
1. Метод беседы.
Беседа как психологический метод предусматривает прямое или косвенное, устное или письменное получение от изучаемого сведений о его деятельности, в которых объективизируются свойственные ему психологические явления. Виды бесед: непринужденная беседа, интервью, вопросники и психологические анкеты. Интервью- вид беседы, при которой ставится задача получить ответы опрашиваемого на определенные (обычно заранее приготовленные) вопросы.
Существует ряд требований к беседе как методу. Первое-непринужденность. Нельзя превращать беседу в опрос. Наибольший результат приносит беседа в случае установления личного контакта исследователя с обследуемым человеком. Важно при этом тщательно продумать беседу, представить ее в форме конкретного плана, задач, проблем подлежащих выяснению. Метод беседы предполагает наряду с ответами и постановку вопросов обследуемыми. Такая двусторонняя беседа дает больше информации по обследуемой проблеме, чем только ответы испытуемых на поставленные вопросы.
В рамках медицинской психологии может применяться такой вид беседы, как сбор анамнеза. Анамнез (от лат. «по памяти»)-сведения о прошлом изучаемого, получаемые от него самого или- при объективном- анамнезе от хорошо знающих его лиц.
В данном исследовании нами использовалась беседа с обратившимся за помощью взрослым. Сначала просто выслушивается и фиксируется «первичная жалоба». Возможны уточняющие и наводящие вопросы, задавать их можно и в ходе обследования ребенка. В первичной жалобе, с которой взрослый обращается к психологу, много смысловых слоев, требующих, с одной стороны, полного доверия, а с другой- не буквального понимания, особой интерпретации, переосмысления.
Первичная жалоба должна быть выслушана и записана предельно подробно, так как, «уловки сознания» взрослого, испытывающего трудности с ребенком, высоко диагностичны и могут указать на подлинные истоки проблем ребенка. Обычно на вопрос психолога «Что вас беспокоит?», родители подробно излагают биографию ребенка, поэтому специальный алгоритм сбора анализа в консультации, не преследующей исследовательских целей им ненужен. Если рассказ родителей вообще не касается тех сторон жизни ребенка, которые вызывают повышенный интерес психолога, то консультант мягко меняет направление беседы.
Осторожно управляя беседой, консультант должен дать родителю просто «выговориться», учитывая психотерапевтический эффект проговаривания личностных проблем перед внимательным, доброжелательным, заведомо (в силу профессионального авторитета) понимающим слушателем, который принимает взрослого таким, каким тот себя представляет. Для достижения психотерапевтического эффекта очень важно спокойное, но небезразличное отношение консультанта к выслушиваемым жалобам.
Беседа со взрослым может проводится либо непосредственно перед обследованием ребенка (но разумеется, не в его присутствии), либо заранее. Пока взрослые беседуют, ребенку можно дать возможность оглядеться в экспериментальной комнате.
2. Метод наблюдения.
Наблюдения- один из основных эмпирических методов психологического исследования, состоящий в преднамеренном систематическом и целенаправленном восприятии психических явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях и отыскания смысла этих явлений, который непосредственно не дан. Различают следующие виды наблюдения: срез (кратковременное наблюдение), лонгитюдинальное (длинное, иногда в течение ряда лет), выборочное, сплошное и включенное наблюдение ( когда наблюдатель становится членом исследуемой группы). В данном исследовании нами проводилось кратковременное наблюдение (срез).
3. Трансовые методы.
Психотерапевтические приемы, использующие измененные (расщепленные) состояния сознания (транс) в лечебных или профилактических целях. Утилизироваться могут спонтанные трансовые состояния, искусственно вызванные самим индивидом (аутогенная тренировка, медитация) или наведенные психотерапевтом, в том числе и с помощью психоделических психофармакологических препаратов. Трансовые расщепленные состояния сознания могут целенаправленно создаваться как подготовительный шаг для последующего психокоррекционного вмешательства, либо могут являться «сопутствующим продуктом» психотерапевтических приемов.
Состояние транса повышают доступ к неосознаваемой информации, прерывают старые и формируют новые условные связи, интенсифицируют интуитивные (ранее несознаваемые) формы познания мира и переработки информации. Возможности, открываемые трансовыми состояниями сознания, могут использоваться для самопознания, самовнушения или лечебного внушения психотерапевта, перепрограммирования, активизации саногенных ресурсов пациента. Известны коллективные формы применения трансовых методов, но в последние десятилетия подчеркивается большая эффективностью их применения в индивидуальной психотерапии Трансовые методы показаны при невротических нарушениях, психотических расстройствах, при лечении наркомании и алкоголизма.
4. Музыкотерапия.
Психотерапевтический метод, использующий музыку в качестве лечебного средства. Лечебное действие музыки на организм человека известно с древних времен. Направление, имеющее лечебное действие и использованное в данной психокоррекционной работе, способствует эмоциональному активированию в ходе вербальной психотерапии.
5. Групповая психотерапия.
Психотерапевтический метод, специфика которого заключается в целенаправленном использовании групповой динамики, т. е. Всей совокупности взаимоотношений и взаимодействий, возникающих между участниками группы, включая и группового психотерапевта, в лечебных целях. Групповая психотерапия рассматривает пациента в социально психологическом плане, в контексте его взаимоотношений и взаимодействий с окружающими, раздвигая тем самым границы психотерапевтического процесса и фокусируясь не только на индивиде и его внутриличностной проблематике, но и на индивиде совокупности его реальных взаимоотношений и взаимодействий с окружающим миром. Взаимоотношения и взаимодействия, в которые вступает пациент в группе, в значительной степени отражают его истинные взаимоотношения, т. к. группа выступает как модель реальной жизни, где пациент проявляет те же отношения, установки, ценности, те же способы эмоционального реагирования и те же поведенческие реакции.
6. Методика САТ (Childrens Apperception Test).
САТ- проективный метод изучения личности ребенка, направленный, в основном на исследование его психологических проблем, внутриличностных конфликтов, динамики побуждений, влияния на ребенка межличностных отношений в семье и пр. Для детей 3-10 лет в качестве проективного материала применяется серия из 10 картинок, изображающих сцены между животными. Набор картин составлен так, чтобы вызвать реакции ребенка на тему, связанные с отношением к родителям, братьям и сестрам- темы, учитывающие основные сферы жизнедеятельности ребенка.
Рассказы ребенка по картинкам дают разнообразные сведения о нем, относящиеся прежде всего, к личностным проблемам ребенка. Для полноты анализа рассказов желательно как можно более полное и подробная их фиксация (запись на магнитафон не отменяет необходимости сплошного протоколирования). Значительную информацию дает интонационная структура рассказа, паузы, эмоциональные всплески, показывающие страх. фрустрацию, отношение принятия или осуждения ребенком тех или иных описываемых моментов.
Так же, как и в любой другой методике, следует обращать внимание на принятие ребенком инструкции и следование ей в отдельных рассказах. Нужно отмечать отношение ребенка к собственно изображению, в частности, отношение к деталям, перцептивные искажения, уход от смысла картины в описание внешней стороны изображения.
Содержательный анализ рассказов (тема, герой, цели героя, конфликты, и пр.) выявляет отношения ребенка к родителям, страхи утраты родительской любви, страхи наказания, представления ребенка об агрессии, конкурентность в отношениях с братьями и сестрами и другие проблемы внутреннего мира ребенка и межличностных отношений в семье, возможности его защитных механизмов, точки фиксации, общий уровень детской тревожности.
7. Метод косвенного словесного внушения.
Разновидность внушения, при котором его содержание подкрепляется строго определенными и конкретными условиями, при наличии которых оно будет реализовываться. Используется дополнительный раздражитель, приобретающий новое информационное значение из-за произведенного прямого внушения. Эта форма внушения является основой опосредующей и потенцирующей психотерапии. Примером косвенной психотерапии является использование различного рода «масок». В качестве еще одной формы может рассматриваться плацебо-терапия. Косвенное внушение используется при лечении нервно-психических расстройств.
8. Метод эффективной психокоррекции энуреза.
Этод метод основан на проведении следующих этапов:
1. Рефлекс ожидания (т. е. психологический настрой ребенка родителями на то , что скоро получится нечто необычное, что и приведет его к выздоровлению. Соответственно ребенок начинает ожидать это «чудо»).
2. Подбадривание (налаживание контакта психолога с ребенком, с акцентированием на его возможностях).
3. Плацебо эффект (цветная. красивая, волшебная жидкость).
4. «Фокус с затиранием монеты».
5. «Установка будильника»- манипуляции руками с щелчком в области мочевого пузыря и объяснение ребенку, что будильник поставлен и обязательно разбудит тебя ночью.
6. Сон в течение 3-4 часов после сеанса.
7. «Дневник- стимулятор» ( в нем появляются “сухие” и “мокрые” ночи в виде символов “солнце” и “черный квадрат”). Ребенку дается установка на то, что если в течение 20 ночей будет “солнце”, то он получит от родителей подарок.
2.3. Формирование выборки испытуемых.
Описание выборки испытуемых:
Экспериментальную группу составили 10 детей младшего школьного возраста, страдающих невротическим расстройством (энурезом).
Контрольная группа сформирована также из 10 детей младшего школьного возраста, болеющих невротическим энурезом.
Критерий отбора испытуемых:
1. Возраст (6-10 лет).
2. Пол (мужской и женский).
3. Условия воспитания (полные семьи).
4. Наличие братьев и сестер (отсутствуют / имеются).
5. Посещение образовательных учреждений (школа).
6. Продолжительность заболевания энурезом (с раннего детства, в течение нескольких лет).
7. Эффективность предшествующего данной психотерапии лечения (неэффективно).
Сроки проведения исследования:
Исследование проводилось в 1999-2000 годах.
Глава 3.
Проведение и результаты исследования
3.1. Процедура исследования
Практическая психокоррекция и психотерапия энуреза у детей.
Данная психотерапия в основном была краткосрочной, но эффективной, т.к. ремиссия длилась более 2-3 лет.
Метод, который был использован в данной работе, ранее не описан в научных трудах по психотерапии энуреза у детей.
Пример: г. Харьков, 1983г., Саше 3 года, воспитывался в полной семье. Из разговора с мамой узнал, что родился нормально, во время закричал, пошел, хватательные, глазодвигательные рефлексы в норме. Мальчик рос в нормальной семье, внутренних болезней не было, травм головы нет, инфекционными заболеваниями практически не болел, не считая ангины. До 3-х лет энурез не наблюдали.
Однажды к ним в гости приехал родной брат мужа, отца Саши. Он был алкоголиком, напился и сильно напугал мальчика. Саша в ту ночь долго не мог уснуть и тогда впервые произошло непроизвольное мочеиспускание. С того времени часто происходили ночные мочеиспускания.
Со слов родителей, мальчика возили к разным врачам, терапевтам, педиатрам, невропатологам, но результата как такого не было.
Метод направлен на обозрение малыша, на его психологические возможности. Мною использован прежде всего рефлекс «Ожидание» И. П. Павлова. Родителям были даны рекомендации побеседовать с сыном, сказать ему, что завтра придет доктор-«волшебник», который поговорит с тобой, покажет загадочный фокус и все у тебя пройдет.
Вечером перед сном, родители подготовили мальчика, настроили его. В головном мозге появился рефлекс ожидания. Мальчик был настроен. На следующий день состоялась наша встреча с Сашей. Когда я вошел, то увидел Сашу (он ждал). Посмотрел ему в глаза, протянул руку, поздоровался.
– Как тебя зовут?
– Меня зовут Саша!
– Сколько тебе лет?
– Мне 3 года.
– Саша, кем ты хочешь стать когда вырастешь большим? Может танкистом, лучшим спортсменом, летчиком, капитаном.
– Хочу стать летчиком!
– А ведь летчики не мочатся в постель.
И пожал ему руку. В глазах как бы прочитал веру, надежду в улучшение здоровья.
Заранее родителям было сказано о том, чтобы они подготовили жидкость сладкую, розового цвета, в хрустальном красивом стакане. Я Сашу подготовил и сказал, что сейчас принесут тебе жидкость волшебную, которую я привез из древней страны Индии где живут маги, волшебники. Родители принесли жидкость, Саша пил ее маленькими глотками с удовольствием. (Установка)- это вода волшебная от всех болезней и «нехороших» привычек.
Далее я попросил рублевую монету. Сказал Саше, что сейчас я затру ее в руке и она исчезнет. Я проделал этот фокус и монета на глазах у Саши исчезла. Он был потрясен и заворожен этим фокусом. Он даже на время как бы «застыл». После этого фокуса (плацебоэффект) положил правую руку на область живота чуть ниже пупка и стал водить по часовой стрелке. Говорил о том, что тоже сейчас затираю твою вредную привычку, как затер монету.
Исходя из вышеизложенного, в данном методе были использованы следующие критерии:
1.Рефлекс ожидания
2.Подбадривание (арететерапия) на доблести.
3.Цветная, красивая, заговоренная вода ( плацебоэффект).
4.Фокус с «затиранием монеты».
5.После сеанса спать 3-4часа.
Проведен был один сеанс.
Ремиссия 1 год, рецидива не было, затем связь прервалась. Таких случаев было много и они были положительны, за исключением тех случаев когда были дети с физическими и психическими заболеваниями. По моим наблюдениям хорошо поддаются воздействию дети имеющие невротические расстройства.
Психокоррекция эеуреза у детей младшего школьного возраста.
Методы коррекции:
1.Знакомство
2.Консультация с описанием анамнеза (как протекали беременность, роды, развитие, были ли травмы головы, инфекционные заболевания, наследственность, психотравмы).
3.Определив, что энурез является не органическим, а вызван психотравмирующей ситуацией (невротическое расстройства). Работа проводилась как в группах, так и индивидуально ( по просьбе родителей или самих ребят). Экспериментальная группа ребят не превышала десяти человек.
Первичная консультация проходит совместно с родителями. Родители рассказывают о ребенке, о его психологических особенностях.
Психологический настрой . Обычно в начале беседы говорится о том, что это у вас не болезнь, а вредная привычка от которой можно избавиться с помощью специалиста-психолога.
В результате наблюдения за детьми было видно как у них появлялось хорошее настроение, блестели глаза, повышалась вера в психокоррекцию. Для повышения эффективности данной психокоррекции родителям в обязательном порядке давались следующие рекомендации:
1. Родителям гиперактивных детей было рекомендовано консультации психоневролога дополнительно.
2. Родителям были даны объяснения, что при срывах нет надобности ругать ребенка, наказывать его т.к. он в этом не виноват- это происходит минуя его сознание. А наоборот подбодрить, приласкать, дать возможность ему поверить в себя, в свои силы, эмоционально поддержать, особенно в первые дни коррекции.
3. Родителям объяснялось, что необходимо завести дневник самонаблюдения. Берется обыкновенная тетрадь 12 листов, в ней отмечаются «сухие» или «влажные» ночи. Я называю это «Дневник стимулятор». Допустим завтра 20 число, то после пробуждения если не произошло мочеиспускания, ребенок ставит на против числа отметку в виде солнышка. Пример:
20 августа- (сухая ночь). Спрашиваю у клиента (пациента): «Что дает человеку солнце?». Ответы были получены разные: «тепло», «свет», «можно купаться и загорать», «летом от солнца тепло», т.е. солнце- это счастье, а счастье это когда у вас сухие ночи.
4. Дается установка, если будет 20 (двадцать) «солнышек» подряд, то на двадцать первый день вы получите подарок от родителей за свои старания, за свой труд. Клиентов это бодрит, поддерживает, включается система психофизиологической регуляции, повышается активность лямбико-ретикулярной формации, которая поддерживает тонус коры головного мозга, за счет этого центры в головном мозге, контролирующие наполнение мочевого пузыря, «будят» клиента ночью.
5. Рекомендую родителям, чтобы после сеанса ребята поспали час или два для закрепления установок. С помощью внушения вырабатываю условный рефлекс на пробуждение. Для этого маленьким детям «ставлю будильник» прикосаясь в области мочевого пузыря, поворачиваю вправо, щелкаю пальцами и убедительно говорю: «Будильник поставлен, он вас разбудит, как только мочевой пузырь наполнится мочой и вы проснетесь и пойдете в туалет». Предупреждаю родителей, о том, что если после первого занятия произойдет срыв, ни в коем случае не ругать и не наказывть ребенка, а наоборот успокоить, прикоснуться к нему, обнять его, объяснить, что такое бывает, ведь не сразу делаются такие хорошие дела. Если у ребенка произошел срыв, ставится черный квадратик.
Пример:
20 августа- (срыв)
6. Родителям рекомендую проводить с детьми посильную физзарядку, обливать ребенка комнатной водой, затем холодной водой (закаливающие процедуры).
7. Рекомендую принимать поливитамины с микроэлементами, если ребенок расторможен, гиперактивен, рекомендую посещение врача-психоневролога, прием пустырника.
8. Объясняю родителям, что не следует особенно в первые дни психокоррекцией травмирорвать ребят, т. е. если вы выясняете отношения с мужем или женой, старайтесь это делать в отсутствии детей, потому что стрессы вызывают у детей нервное напряжение, состояние фрустрации, тревогу, иногда легкую депрессию. То в этом случае особенно у подростков может развиваться невроз (невротические расстройства). Тогда в этом случае, необходим комплексный, бригадный подход к пациенту ( психолог, врач-психиатр, педиатр, уролог, дефектолог).
Количество консультаций-сеансов проводится в среднем от 3 до 10 в зависимости от того, в каком состоянии находится пациент.
Сеанс психокоррекции с помощью убеждения-внушения.
Закончена консультация, психодиагностика состояния пациента, даны родителям разъяснения, как себя вести с детьми, имеющеми энурез.
Вот правила, которые необходимо соблюдать:
1. Желание самого пациента улучшения психологического состояния
2. Соблюдение рекомендаций
3. Соблюдение режима дня
4. Нормальный сон (ложиться вовремя).
5. Не смотреть страшных фильмов на ночь ( которые вызывают сильное нервно-психическое напряжение)
6. Не употреблять жидкость за 4 часа перед сном
7. Самовнушение старшим ребятам «как только я захочу в туалет, я обязательно проснусь» повторить 10 раз перед засыпанием и как проснулся, но еще не встал с постели (повторять 3 недели).
8. Завести дневник самонаблюдения
9. На шестой день, если будут положительные результаты сжечь клеенку (традиция сжигания клеенки в лесу, ветер разносит пепел, все негативное ушло). После этого ребенок еще больше верит в себя и психолога. Конечно, если 5 ночей клиент спал сухим, то тогда сжигается клеенка.
10. Поддержка эмоциональная родителей детей за их старания и положительные результаты
Предлагаю родителям сеансы психокоррекции у кого есть к этому показания. Сеанс проводится обычно в удобной, тихой, слегка затемненной комнате, где есть ковровая дорожка, хорошо звукоизолированы двери, на двери табличка «Тихо, идет сеанс!». Пациентам предлагается в начале смотреть спокойно на блестящий шарик или пламя свечи. Как только ваши глаза устанут, можно их закрыть. На сеансе находятся только дети, иногда разрешается присутствие родителей, если ребенок не может находиться здесь один. Родитель также включается в терапевтический процесс если пожелает сам. Примерно через 5-7 минут включается спокойная функциональная музыка: Бетховен, Григ, Дюбесси, Чайковский и др. Иногда использую классику, иногда космические мелодии с переходом в природу, пение птиц, журчание ручья, шелеста листьев. С глубокой древности известно, что спокойная, специальная музыка оказывает благотворное влияние на психику человека и в целом на весь организм. Предлагаю пациентам закрыть глаза и немного расслабить тело, при этом дышать ровно и спокойно, как в обычном, ночном сне. Предлагаю вспомнить природу, лес, цветы, услышать пение птиц, шум дождя, шум листвы, предлагаю не только все это увидеть но и услышать. Через некоторое время внушаю, что вы уже в лесу. В лесу хорошо, свежо, пахнет цветами, мягкая трава. Хорошо побродить по лесу, получить заряд бодрости. Когда ребята впадают в определенные фазы дремоты, сна (сомнолентное, легкая дремота, средний сон, глубокий сон- сомномбулизм).
Проверяю, обычно рука у некоторых, когда ее приподнимаешь, сразу же падает вниз, у некоторых рука зависает в воздухе (каталепсия). У некоторых голова клонится вниз или на плечо, у кого-то приоткрывается рот и бежит слюна (сладкий сон) я так это называю.
Во время сеанса произвожу следующую вербальную коррекцию:
- Отдыхайте, отдыхайте. Слушайте голос психолога, только мой голос. Иногда прикосаюсь во время сеанса к области головы, рук, низа живота (мальчикам), (кинестетика), (якоря).
-Внушаю, что с каждым сеансом, вы начинаете лучше себя чувствовать
-Улучшается сон, память
-Увереннее становитесь в учебе, спорте
-Ваша вредная привычка уходит навсегда! Вредная привычка уходит навсегда!
-Как только мочевой пузырь наполнится мочой, вы сразу же проснетесь, откроете глаза и пойдете в туалет.
-Вредная привычка уходит, уходит навсегда! На всю жизнь!
-Укрепляется ваше здоровье, улучшается учеба.
Между установками, внушением делаются паузы в 30-40 секунд , можно иногда больше.
-Вспомните ребята лес, природу, вы в лесу. Поют птицы, шелест листьев, хорошо летом в лесу, пахнет грибами, земляникой. Вы немного устали, присели на пенечек, рассматриваете листья, шелест листьев на деревьях, сквозь густые кроны деревьев, видно чистое голубое небо. Слышен гул пролетающего самолета и только белая полоска, расширяясь исчезала с голубого неба, также и у вас исчезает вредная привычка.
-Постель всегда будет сухой и чистой. Где бы вы не ночевали
-Вы обязательно проснетесь, как только захотите в туалет, обязательно проснетесь!
-И вот сейчас ваш мысленный взор устремлен и вы видите речку, а может море, слышите шум воды или прибоя. Вода журчит и вы все спокойнее, ваше здоровье укрепляется.
-И как тот упавший с дерева клиновый, а может быть березовый листок уплывает вдаль за горизонт и исчезает совсем, так же у вас исчезает вредная привычка- мочится в постель. Как волной воды смывается надпись на песке, так же и у вас там в голове стирается с памяти энурез. И забывая вспоминай и вспоминая забывай.
(В целом групповая коррекция проходит в пределах 40-45 минут, а индивидуальный сеанс 25-30 минут).
Во время сеанса даются установки- внушение на общее укрепление здоровья, в том числе памяти, волевых качеств, достижения положительной цели.
-Вспомните, когда вы просыпались и ваша постель сухая и чистая. Какая радость охватывала вас при этом, к каждому прикосаюсь левой руки (якорь, положительный опыт).
-Ребята вспомните свои победы, счастливые дни жизни, когда вам что-то удавалось и получалось.
-Заканчивается сеанс. А сейчас как только я досчитаю до десяти вы откроете глаза и придете в бодрое состояние.
-Считаю один, легкими становятся ваши руки и тело.
-Два, тело легкое, голова легкая.
-Вы хорошо себя чувствуете.
-Три, четыре, слышите окружающий мир, отчетливо и ясно мой голос.
-Пять, шесть легкость и свежесть.
-Семь, спать в постели сухим, вредная привычка уходит, уходит навсегда.
-Восемь, девять, постепенно открываются глаза.
-Десять, вы полностью приходите в бодрое состояние.
Провожу постсуггестивное внушение.
-Будет лучше, прошу выполнять все мои рекомендации.
-Назначаю следующую встречу.
Обычно сеансы провожу в одно и тоже время, через день.
Второй сеанс начинается с обсуждения положительных результатов. Конкретно идет обсуждение, показываю клиентов у которых есть положительные результаты. Это дает положительный толчок и повышает веру в других клиентов в выздоровление. Происходит взаимоиндукция, «цепная положительная реакция».
Положительные результаты дает дневник самонаблюдения. Особенно он действует более активно на тех ребят, у которых есть желание приобрести реальный подарок. Подарок- это стимул и пошла положительная реакция (стимул-реакция).
Методы, которые которые здесь описаны, помогли многим детям. Были случаи, когда им не была показана психологическая помощь, т. к. им была нужна помощь психиатра, неврапотолога, но родители настаивали на приеме у психолога. У этих клиентов были срывы.
Дети, у которых был невротический энурез полностью излечились с помощью моих консультаций и сеансов. У детей, с неврозоподобным энурезом, ремиссия была не стойкой, а то и вообще не было положительных результатов. Не было стойких (положительных результатов) у тех пациентов, у которых отмечались психические заболевания, ушибы мозга, травмы черепно-мозговые, перенесенные инфекционные заболевания, у детей имеющих умственную отсталость (олигофрения, имбецильность, идиотия).
До и после проведения метода «эффективной психокоррекции энуреза», с помощью методики САТ было произведено исследование эмоционально-личностной сферы ребенка, выявление уровня детской тревожности. Проведение данного метода показало снижение уровня тревожности у детей из экспериментальной группы.
3.2. Обработка, сопоставление и интерпретация результатов исследования.
Как и в экспериментальной группе, в контрольной группе была проведена индивидуальная консультация с родителями обследуемых детей. На основании собранного анамнеза, можно говорить о том, что энурез у детей из контрольной группы также носит невротический характер, т.е. не является органическим.
Контрольная группа, состоящая из 10 детей, перед проведением психокоррекции была также подвергнута психодиагностики уровня детской тревожности. Результаты по методике САТ показали повышенный уровень тревожности у детей этой группы. Следовательно, это позволяет утверждать что дети обеих групп (экспериментальной и контрольной), имеют повышенный уровень тревожности.
При проведении исследования были использованы следующие методы: метод наблюдения, трансовые методы, музыкотерапия, метод групповой психотерапии, метод косвенного словестного внушения, назначение поливитаминов, седативных средств.
Родителям были также даны рекомендации, как следует вести себя с детьми в ходе психокоррекции (эмоциональная поддержка и пр.). Так же им были разъяснены правила, которые следует соблюдать их детям.
Далее с контрольной группой детей были проведены сеансы психокоррекции с помощью убеждения- внушения, при проведении которых были использованы методы наведения транса и музыкотерапии. Подробное описание метода дано в пункте 3.1.
Результаты, полученные при проведении данной коррекции, значимо отличаются от тех, что были получены в ходе «эффективной психокоррекции энуреза». Динамика выздоровления в группе была снижена. Для улучшения состояния детей требовалось до 10 встреч. Ремиссия оказалась не стойкой, у 4 детей наблюдались срывы. Этот факт, соответственно, влечет за собой необходимость дальнейшей психокоррекционной работы.
По окончании коррекции у детей был исследован уровень тревожности. Результаты показали значительное его снижение.
Выводы.
Итак, подводя итог проведенной работе, необходимо сделать следующие выводы:
1. У детей, страдающих невротическим энурезом наблюдается повышенный уровень тревожности.
2. Проведение метода «эффективной психокоррекции энуреза» дает быстрые и положительные результаты. Дети, составляющие экспериментальную группу, выходят в стойкую, длительную ремиссию уже после одной-двух встреч.
Проведение же обычных методов психокоррекции энуреза дает менее эффективные результаты. Коррекция требует большего количества времени и усилий (до 10 встреч). Ремиссия у 40% детей из контрольной группы оказалась не стойкой, наблюдались срывы.
3. Проведенная после коррекции исследования уровня детской тревожности дало следующие результаты: в экспериментальной группе у детей наблюдалось более эффективное снижение уровня тревожности, чем у детей с контрольной группы. Следовательно, правомерно сделать вывод о том, что метод «эффективной психокоррекции» значительно снижает уровень детской тревожности, чем применение обычных методов психокоррекции.
Заключение
Подводя итоги описанному, могу сказать, что детей страдающих энурезом много. Особенно это характерно для полных семей, семей, где есть алкогодизм, деспотизм, неправильное воспитание. Могу сказать уверенно, что клиенты, страдающие невротическим энурезом, психологи, психотерапевты могут помочь реально этим детям. Детям, страдающим другими видами энуреза, психокоррекция и психотерапия сможет стать только вспомогательным методом совместно с лечением фармокологическими средствами, электропроцедурами, консультациями врача-психиатра, неврапатолога, дефектолога. Психологи-консультанты, психотрапевты должны шире использовать психологическую и медицинскую психотерапию для детей страдающих невратическим энурезом.
Используемая литература
1. Ю. А. Александровский «Полианичные и психические расстройства»
2. Х. Алиев «Защита от стресса» М. 1996г
3. А. А. Александров «Современная психотерапия» Санкт-Петербург 1997г
4. М. И. Буянов «Беседы о детской психиатрии» М. «Просвещение» 1986г
5. А. Ф. Бондаренко «Психологическая помощь: теория и практика» М. 2000г «Институт психиатрии».
6. Г. И Бабенков, Ю. В. Урываев «Психо-самотические расстройства» М.1981г «Знамя»
7. Л. И. Вассермвн, С. А. Дорофеева, Я. А. Меерсон «Методы нейропсихологической диагностики» Санкт-Петербург 1997г
8. Гейл Шихи «Возрастные кризы» Санкт-Петербург 1999г
9. Детская патопсихология «Хрестоматия» М. 2000г.
10. Джозеф Санллер и др. «Пациент и психоаналитик» Воронеж 1993г
11. Б. В. Зейгарник «Основы патопсихологии» МГУ 1973г
12. Виржиния Сатир «Психотерапия семьи» Санкт-Петербург 1999г
13. Йозеф Швангерг «Диагностика психического развития» Прага 1978
14. Р. Кочюнас «Основы психологического консультирования» М. 1999г
15.Линда ЛЛОйд «НЛП и ускоренное обучение» М. 1997г
16.Л. Е. Личко «Подростковая психиатрия» Ленинград 1985г
17.К. И. Платотнов «Слово как физиологический и лечебный фактор» Медиз. 1957г
18. « Методики изучения психических особенностей школьников» Л. 1982г
19.В. С. Мерлин «Лекции по психологии мотивов человека» Пермь 1971г
20.Майкл Спаркс «Начальные навыки эриксонианского гипноза» Воронеж 1995г
21.Н. Пезешкиан «Психосоматика и позитивная психотерапия» М. «Медицина» 1996г
22.Т. Пауэлл и др. «Психотренинг по методу Хосе Сильвы» Питер 1996г
23.Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста» «Питер» Санкт-Петербург 1999г
24.Эрик Эриксон «Детство и общество» Санкт-Петербург 2000г
25.Эми Минделл «Психотерапия как духовная практика» Москва «Класс» 1997г
26.И. Е. Шварц «Психология в школе» П. 1986г