работа должна быть оформлена
СОДЕРЖАНИЕ: Российской Федерации. Она направлена на систематизацию, закрепление и расширение теоретических знаний и практических навыков студентов, а также углубленное изучение вопросов по отдельной проблематике и получение практических результатов.Утверждено Ученым Советом физического факультета УрГПУ ( 03 июня 2009 г. №7)
ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
для студентов обучающихся по специальности
«Прикладная информатика (в образовании)
1. Общие положения
Курсовая работа является одним из видов государственной аттестации студентов высших учебных заведений Российской Федерации. Она направлена на систематизацию, закрепление и расширение теоретических знаний и практических навыков студентов, а также углубленное изучение вопросов по отдельной проблематике и получение практических результатов.
При выполнении курсовой работы студент должен показать:
- умение оперировать специальной терминологией по специальности;
- необходимые теоретические и практические знания в изучаемой отрасли, их применение при решении конкретных задач и проблем;
- умение формулировать научно-практические цели;
- навыки самостоятельной работы;
- способности к анализу научной литературы, материалов практики и умение давать обоснованные рекомендации;
- умение систематизировать и обобщать научный и практический материал, критически его оценивать;
- навыки аргументированного, логичного, грамотного изложения задач работы.
Не допускаются к защите и возвращаются для переделки полностью или в значительной части курсовые работы, выполненные несамостоятельно, то есть путем механического переписывания первоисточников, учебников. Работы, в которых выявлены существенные ошибки и недостатки, свидетельствующие о том, что основные вопросы темы не усвоены, а также работы с низким уровнем грамотности и несоблюдением правил оформления также не допускаются к защите.
Курсовая работа должна быть оформлена следующим образом: напечатана (шрифт Times New Roman, размер шрифта – 14, иметь нумерацию страниц внизу справа, поля: сверху – 2 см , снизу – 2 см , справа – 1 см , слева – 3 см , межстрочный интервал – полуторный. По объему курсовая работа должна быть 30-40 страниц печатного текста.
2. Структура курсовой работы должна состоять из следующих элементов:
1. Титульный лист (не нумеруется, но принимается за первую страницу).
2. Содержание (не нумеруется, но принимается за вторую страницу).
3. Введение.
4. Основной текст, состоящий из глав и (или) параграфов.
5. Заключение.
6. Список литературы.
7. Приложения.
Тема курсовой работы
Предлагаемая тематика курсовых работ приведена в Приложении №1. Важным критерием при выборе темы является ее актуальность и практическая направленность, недостаточная разработанность проблемы, возможность на базе приобретения первого опыта реферирования и исследования проблемы использовать полученные результаты в дальнейших изысканиях (дипломной работе и т.д.).
Студенты самостоятельно выбирают интересующие их аспекты и проблемы; они могут предложить уточнения, конкретизацию тем, а также собственные формулировки в рамках проблем, решаемых кафедрой и вузом. Окончательное решение принимается после согласования выбранной темы с руководителем - преподавателем кафедры и установления индивидуального графика выполнения курсовой работы.
Курсовая работа на 3 курсе носит преимущественно реферативный характер. Ее цель - освоение студентами методики реферирования, сопоставления различных точек зрения по проблеме, выбор одной из них - наиболее полно, по мнению студента, охватывающей проблему.
На последующих курсах обучения (4-5) в курсовую работу включают более сложные элементы научно-исследовательской работы: проведение эксперимента, использование сравнительно-исторического, деятельностного и других методов для решения поставленных в курсовой работе задач.
Введение включает 2-3 страницы и состоит из следующих пунктов:
- актуальность темы исследования;
- цель исследования;
- объект исследования (объект исследования - это то, что предполагается изучить, например, компьютерные системы управления базами данных (СУБД));
- предмет исследования (предмет исследования представляет собой одну из сторон объекта, содержит в себе центральный вопрос проблемы исследования. Например, выбор современной СУБД для обучения студентов вузов гуманитарных специальностей основным приемам создания и работы с базами данных (БД) без применения сложных методов программирования);
- задачи исследования (задачами исследования являются его этапы, исполнение которых способствует реализации цели исследования , т.е. получению на основе анализа, а также применения иных методов изучения проблемы спланированного ранее (как правило, в введении) или выявившегося в процессе работы результата (основная часть));
- методы исследования;
- научная новизна ;
- теоретическая значимость ;
- практическая значимость .
Пункты введения должны быть выделены в тексте жирным шрифтом, например: актуальность темы.
Во введении обосновывают выбор темы, ее актуальность, цели и задачи работы, ее структуру, объект и предмет, круг изучаемых вопросов, использованные методы исследования, степень разработанности проблемы, перспективы ее дальнейшего изучения, кто из специалистов и какую помощь оказал студенту при выполнении курсовой работы и др. Взгляд студента на проблему может не совпадать с позицией автора анализируемой монографии, статьи или другой работы. В этом случае студенту следует обосновать свою личностную исследовательскую позицию. Во введении может быть отражен и обзор важнейших публикаций, сжатый историографический обзор основной литературы, связь данной работы с другими подобными исследованиями и т.п.
В некоторых случаях рекомендуется писать Введение после того, как будет готова основная часть работы, так как оно в процессе работы претерпевает значительные изменения. Целесообразно обозначить во введении в схематичном виде основные используемые в работе моменты или указать в контексте ссылки на материалы, предполагаемые включить во введение, а, после написания основной части работы, сформировать окончательный его текст.
Во введении можно также указать, по каким каналам осуществлялось выявление материала, на примере каких учреждений проходил эксперимент.
Основная часть должна последовательно, логически решать цели и задачи. Включать не менее двух глав и 5-6 параграфов. Требования к содержанию работы:
- высокий научно-теоретический уровень;
- самостоятельный характер, наличие элементов творчества;
- четкая структура, логическая последовательность и убедительность аргументации, полнота и точность формулировок, доказательность выводов и обоснованность положений;
- практическая значимость выводов и положений.
Заголовки глав и параграфов выделяются жирным шрифтом, размер шрифта – 14. Нумерация страниц проставляется в правом нижнем углу.
В первой главе курсовой работы, как правило, дается анализ проблемы, объясняется терминология, выявляется суть исследовательской позиции. Изначально следует попытаться осветить историю вопроса и степень разработанности темы. Для этого отмечают авторов, занимавшихся данной проблемой, исследованные ими вопросы (какие наиболее глубоко, какие - остались нерешенными), позиции авторов, которые наиболее аргументированы и приемлемы для проводимого исследования. Целесообразно в процессе работы определить собственное суждение и дать свое определение явлениям, проблемам и т.п.
Далее, следуя избранной и согласованной с руководителем структуре работы, необходимо раскрыть каждую из обозначенных проблем, не повторяясь и до конца придерживаясь логике изложения так, чтобы последующая мысль была органично связана с предыдущей. Этот подход используется и при формулировке выводов по каждому параграфу и главе в целом.
Во второй главе курсовой работы последовательно используются теория и методы, выработанные применительно к исследованию конкретной проблемы. В этой части (органично продолжающей первую) подтверждают или опровергают выдвинутые во введении и в первой части гипотезы. Обычно вторая часть работы связана с освещением результатов конкретного практического эксперимента, обобщением опыта образовательного учреждения в данном направлении.
Например, если в первой части курсовой работы по теме “Интернет и школьная библиотека” характеризуется Интернет как явление, особенности и возможности его использования в школьной библиотеке, то во второй части следует проанализировать деятельность конкретной библиотеки (или провести сопоставительный анализ на примере нескольких библиотек) в плане использования ресурсов Интернет в процессе библиотечного и справочно-библиографического обслуживания, комплектования библиотеки, каталогизации и т.п.
Заключение (объем: 2-3 страницы) должно быть кратким, обстоятельным и соответствовать поставленным задачам, в нем содержаться итоги работы, выводы, к которым пришел автор и рекомендации относительно возможностей использования материалов исследования.
Список литературы представляет собой перечень фактически использованных нормативных материалов, книг, монографий, статей; фамилии авторов приводятся в алфавитном порядке, все источники даются под общей нумерацией литературы (ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая записи. Библиографическое описание». Список литературы состоит из двух или трех частей: нормативно-правовые документы, библиография, электронные ресурсы.
В исходных данных указывается фамилия и инициалы автора, название работы, место и год издания.
Сноски оформляются следующим образом: в конце используемого отрывка ставится цифра (арабская) в квадратных скобках, обозначающая порядковый номер источника.
Цитаты в тексте надо брать в кавычки и они не должны превышать 25% объема работы.
Общее количество используемой литературы – не менее 50.
3. По завершению работа сдается руководителю курсовой работы проекта, который после проверки отмечает в отзыве достоинства и недостатки работы, делает заключение о готовности для предоставления к защите и возвращает ее студенту для предоставления на кафедру не позднее определенной даты с целью рецензирования и отметки заведующего кафедрой о допуске работы к защите.
4. Курсовая работа оценивается по пятибалльной системе. В отзыве указывается «рекомендуется к защите» или «не допускается к защите». Уровень оценки зависит от:
- полноты изложения темы,
- правильности освещения вопросов,
- убедительности аргументов,
- степени использования литературы и законодательства по теме, знания фактических достижений и недостатков в соответствующей области знания,
- грамотности и качества оформления.
Курсовая работа может защищаться публично.
Процедура защиты заключается в кратком сообщении студента-автора курсовой работы, и в его ответах на вопросы преподавателей кафедры. Работа студента над выбранной темой в течение учебного года, оценка руководителя темы и результаты обсуждения учитываются в комплексе. На этом основании ставится итоговая оценка (балл).
ОБРАЗЕЦ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА
ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»
Институт физики и технологии
Кафедра общетехнических дисциплин
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему: «____________________________________________________»
Исполнитель: студент 4 курса очной формы обучения
(курс, форма обучения)
специальность Прикладная информатика (в образовании)
___________________________
(Ф.И.О.)
Научный руководитель:
___________________________
(ученая степень, должность)
___________________________
(Ф.И.О.)
Дата защиты:_________________
Екатеринбург
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
Примерные темы курсовых и выпускных работ
1. Национальная информационная политика в России: современное состояние и перспективы.
2. Информационная культура личности.
3. Информированность и менеджмент. Проблемы защиты информации, качества отбора и др.
4. Оптимизация интеллектуальной деятельности в современных условиях жизнедеятельности (стимулы, реализация и эффективность).
5. Интернет как предмет преподавания (по материалам зарубежного и отечественного опыта).
6. Дистанционное обучение. История, основные принципы, организация.
7. Дифференциация и интеграция обучения на основе информационных технологий.
8. Особенности документных классификаций при использовании компьютерных технологий
9. Возможности компьютерной техники и технологии в развитии интеллекта ( на примере различных сфер человеческой деятельности).
10. Психофизиологические аспекты информационных технологий (человек в современной системе информации).
11. Анализ информативности учебных и научных материалов и формирование баз данных полученных материалов.
12. Использование мультимедиа в учебном процессе: опыт и перспективы.
13. Средства мультимедиа для предоставления различных видов информации. Создание учебных мультимедийных программ.
14. Настольные издательские системы в обучении.
15. Современные проблемы подготовки, распространения и работы с электронными изданиями.
16. Принципы и методы организации систем гипертекста.
17. Методы создания и организации электронных гипертекстовых документных систем.
18. Современные проблемы организации электронной канцелярии.
19. Компьютеризация делопроизводства.
20. Автоматизация процессов делопроизводства.
21. Средства связи для организации ЛВС и глобальных сетей в условиях образовательных учреждений.
22. Поисковые возможности Интернет и библиотеки.
23. Виртуальная библиотека, информационные службы.
24. Особенности организации и работы в Internet (электронная почта, доска объявлений, телеконференции и т.д.).
25. Классификация локальных вычислительных сетей (ЛВС): Методы построения и типы.
26. Создание архива документных ресурсов для деканата ( очного и заочного) в машиночитаемой форме: проблемы и решения.
Примерная схема структуры курсовой работы
Возможности информационных ресурсов Интернет в школьной библиотеке
Введение
Глава 1. Организационные аспекты Интернет
§1. Краткая история Интернет
§2. Структура и ресурсы Интернет
Выводы по первой главе
Глава 2. Информационные ресурсы Интернет в школьных библиотеках г. Екатеринбурга: состояние и перспективы
§1. Анализ состояния публичных библиотек Екатеринбурга по использованию информационных ресурсов Интернет в библиотечном обслуживании пользователей
§2. Интернет и особенности библиотечного обслуживания на примере библиотеки МОУ СОШ № 1415 г. Екатеринбурга
Выводы по второй главе
Заключение
Список литературы
Приложения