работа По Мировой Художественной Культуре На тему: «принцип природной гармонии в живописи, музыке и архитектуре ренессанса»

СОДЕРЖАНИЕ: На тему: «принцип природной гармонии в живописи, музыке и архитектуре ренессанса»

Курсовая работа

По Мировой Художественной Культуре

На тему: « ПРИНЦИП ПРИРОДНОЙ ГАРМОНИИ В ЖИВОПИСИ, МУЗЫКЕ И АРХИТЕКТУРЕ РЕНЕССАНСА »

Учащейся 9 класса Ц.О №218

Нуралиевой Натальи

Преподаватель: Кочерова Е.А.

Москва. 2007г

СОДЕРЖАНИЕ: стр.

I. Введение…………………………………3

II. Природная гармония в искусстве Ренессанса

1. Живопись……………………..4

2. Музыка………………………...7

3. Архитектура…………………..12

III. Заключение………………………………15

IV. Список литературы……………………...16

I .Введение.

Гуманистическая эстетика эпохи Ренессанса выдвигает совершенно новую трактовку эстетических категорий, которая вырастала на основе нового понимания мира. Одной из центральных категорий было понятие «гармония». Эстетика Возрождения вырабатывает принципиально новое представление о гармонии, основанное на новом понимании природы, бытия и человека. Человек меняет точку зрения на себя и на мир. Теперь он homo deus – «человек божественный», созданный по образу и подобию Бога. Именно то, что человек поставил себя наравне с Богом, явилось причиной изменения диалога эпохи. Если диалогом эпохи средневековья считают диалог человек – Бог, то диалог Ренессанса – человек – мир. Как известно, диалог может возникнуть только при наличии дистанции, а значит человек, поставивший себя рядом с богом, дистанцировался от мира и получил возможность наблюдать его и доводить до совершенства в своих произведениях. В такой ситуации логично, что мир воспринимается теперь как картина.

Для человека того времени как никогда раньше стала важна природная гармония, мера, заложенная, как тогда считали, в природу в первые дни ее творения. Природную гармонию воспринимали как выражение софии и логоса Создателя, как явление его откровения. Для людей эпохи возрождения естественным казалось, что Бог, сотворив этот мир, отстранился от него, а значит мир видоизменился с тех пор. Именно поэтому творцы эпохи Ренессанса пытались передать в своих произведениях природу идеальную.

Говоря о явлении природной гармонии в искусстве Ренессанса нельзя не сказать и о восприятии природы древними греками. Ведь, как известно, именно на изучении античной философии и искусства базировалось творчество и восприятие мира в эпоху возрождения.

Для греков гармония являлась первоосновой вселенной, началом всего сущего. Гармонией для них считалось соразмерность всех частей единого целого, именно к этому стремились они во всех произведениях искусства. Но нельзя не сказать о том, что принципы и гармония устройства природы все же не совсем то же самое, что и пропорции и понятие гармонии Античности. Но теория Ренессанса нашла этому свое объяснение. Считалось, что классическое искусство является высшей формой натурализма. «античное, - говорил Гете, - есть часть природы, и поистине, когда оно нас волнует, - часть естественной природы».

Постигая природу и ее законы, люди возрождения, также как и древние греки, постигали премудрость Бога.

Все это можно проиллюстрировать на примере трех основных направлений искусства того времени.

Живопись

Живопись в эпоху возрождения считалась основным видом искусства, ведь творцами Возрождения ставилась цель передачи именно картины мира. А следовательно именно в живописных произведениях наиболее ярко отражались все идеи и принципы эпохи. Принцип природной гармонии тоже в основном отражен в картинах.

Изменение подхода к реальности.

В эпоху Возрождения впервые возникла проблема того, что мы называем « картинным пространством». Картинное пространство можно определить как зримую трехмерную протяженность, состоящую из тел и промежутков между ними, протяженность, которая простирается неопределенно далеко, за пределы объективно двухмерной плоскости. Это означает, что живописная плоскость утратила ту материальность, которая была присуща ей в искусстве Средневековья. Она стала теперь окном, через которое мы смотрим на фрагмент видимого мира. Сравнить картину с окном – значит требовать от художника непосредственного подхода к реальности: notitia intuitiva. Этот подход признавал реальное существование только за видимыми предметами, непосредственно познаваемыми на чувственном опыте, и за внутренними состояниями или действиями, непосредственно известными на опыте психологическом. Художник теперь не призывается работать, исходя из идеального образа, который у него в душе, как считал Аристотель, а исходя из того, что видит глаз, а значит воплощая в своих произведениях именно природную гармонию.

Композиция.

В эпоху возрождения при построении композиции использовались в основном геометрические формы. Возможно, это вызвано тем, что художники обратились к искусству античности, где такие формы преобладали, но не исключено, что это явилось пережитком средневековой живописи, когда все геометрические фигуры имели определенное символическое значение.

Так, мы знаем, что треугольники символизировали стихии, а круг – бесконечность, замкнутость, идеал. Можно говорить и о том, что символом эпохи возрождения явилась пятиконечная звезда. Она содержит в себе все известные пропорции (среднее гармоническое, арифметическое, пропорциональное). А также символизирует человека, присутствие в нем божественного начала.

Игра пространством

Игра пространством стала необходима художникам, ведь их задачей было передать все грани окружающего мира. Постоянная работа со светом и тенью тоже давала возможность наиболее правдоподобно передать пространство, как бы впустить в него зрителя. Именно поэтому у человека возникает необъяснимое ощущение присутствия в картине. Особенных высот в искусстве светотени достиг Леонардо да Винчи. Кажется, что он писал не красками, а самим окружающим миром, что он брал свет и пространство и просто вкладывал его рукой в свое произведение. Он так искусно запечатлел пространство и время, что на его картинах они пульсируют и живут, находятся в постоянном непрерывном диалоге с миром и зрителем.

Еще одной особенностью живописи Ренессанса можно считать идеальную сочетаемость цветов между собой. Ведь художник пытался копировать природу вида первых дней творения, а в ней просто не могло быть негармоничных, неприятных глазу сочетаний. Необходимо заметить, что попытки передать природу как выражение Софии и логоса Творца именно в ее изначальном, еще не «испорченном» временем виде привело к тому, что пейзажи максимально идеализированы.

При подборе цвета учитывалось как и его символическое значение, так и его влияние на психику человека, восприятие его (цвета) зрителем.

Цвет в живописи Ренессанса приобретает значение только в связи с другими цветами, а гармоническое строение колорита воспринимается как одновременное воздействие (“звучание”) цветового аккорда.

Тем самым, мы видим, что функция живописи, до сих пор ограниченная подражанием действительности, распространяется на рациональную организацию формы; эта рациональная организация подчиняется «правильным пропорциям», про которые говорили, что они постигались в утраченном ныне «учении древних». Понятие пропорции вновь стало необходимо творцам.

Живопись наиболее явно отражает восприятие мира единым, неделимым организмом. Но в тоже время и бесконечно многообразным, а главное – гармоничным. Именно гармоничное сочетание единства и многообразия явилось, по мнению человека той эпохи явилось выражением божественной мудрости и воли.

Следует заметить, что именно в эту эпоху впервые появилась прямая перспектива, а значит художник, уподобившись Богу, начал отсчитывать мир от себя. Теперь он, да и зритель, становились на место бога, зрящего весь земной мир, а значит являлись и главными судьями картины. И также как бог, который, по идеологии возрождения, отстранился от мира, сотворив его, художник тоже как бы дистанцируется от своего произведения, начиная оценивать картину. Он вполне может позволить себе это, ведь она явилась делом его рук, тогда как человек средневековья считал, что через него творит Бог.

Такое переосмысление роли художника, становление его на один уровень с Богом спровоцировало появление так называемого индивидуализма в искусстве. Теперь художник спокойно начинал подписывать картины, вырабатывать свой индивидуальный стиль, создавать свою школу.

Музыка

Может показаться, что нет на свете ничего более сложного и недостижимого, чем познание законов Природы. Но эти законы столь всеобъемлющи и явлены взгляду и слуху с такой ясностью, что нельзя не почувствовать их. В соответствии с этими законами протекает жизнь небесных светил, жизнь всей земной природы, включая и человека. Природный закон люди эпохи возрождения выражали тремя главными понятиями: Гармонией, Единством и Многообразием. И важнейшее из трех понятии — Гармония. Размышляя о сущности гармонии, которую можно было наблюдать не только в самой природе, но и в искусстве великих художников, композиторы эпохи Возрождения сумели передать в музыке это состояние счастливого согласия. Умиротворенные мысли естественно приходят на ум, когда звучит музыка Ренессанса. Особенно же это справедливо по отношению к итальянцу Палестрине. Слушая Agnus Dei из его знаменитой «Мессы Папы Марчелло», можно вспомнить гармонично-прекрасную живопись Рафаэля.

Музыка эпохи возрождения, как и все искусство в целом видела главной своей задачей не донесение божественного слова, как это было ранее, а услаждение Бога. Музыка теперь не зависела полностью от текста, как это было в григорианском хорале, а являлась самоцелью. Можно считать, что именно это послужило толчком к ее бурному развитию.

Композиторы Возрождения открыли закон Единства и Многообразия в музыкальном искусстве. Они услышали в множестве мелодий ведущую мысль, своеобразный мелодический скелет (единство), они придали этой исходной идее разнообразное мелодическое оформление, где она лишь ощущалась, но не казалась очевидной (многообразие). Связующим звеном для этих принципов, а также основной целью композиторов можно считать достижение гармонии. То есть мы можем говорить о том, что идея гармонии, многообразия и единства наиболее ярко выражена именно в музыке эпохи Ренессанса.

Одним из основополагающих принципов музыкального творчества данного периода можно считать появление техники строгого письма. Вот некоторые из характерных особенностей данного стиля:

varietas

В стиле «строгого письма» техника мелодического развития получила латинское название varietas — вариантность. Как ветви из ствола, все методические «побеги» как будто прорастают из одного мелодического «корня». При этом исходной мелодической формулой становится cantus firmus. Varietas — это тайна музыкальной техники эпохи Возрождения, тайна непредсказуемой интуиции композитора. Никто не может научить, как растворять и отражать мелодическую идею в многообразии новых мелодий: несмотря на естественность принципа вариантности, его практическое воплощение трудно. Изощренная и неуловимая манера продления мелодической мысли — varietas — дополняется в «строгом стиле» идеей более простой и конструктивной — идеей повторения. что по-латыни называется «имитация», то есть подражание.

имитация

Но повторить «слово в слово» или «нота в ноту» было бы слишком неестественно, ведь в природе нет ничего абсолютно одинакового, поэтому имитация подразумевает повторение с разной степенью подобия. Повторяя не вполне точно, но так, чтобы принцип повторности был очевиден, композитор соблюдает столь необходимый в природе закон Единства и Многообразия. Мелодическое развертывание начинается с так называемой простой имитации, когда мелодия, прозвучавшая в одном голосе, в точности повторяется в другом. Понятно, что бас не будет петь мелодию так же высоко и прозрачно, как сопрано. Он повторит мелодию низко, в другом тембре, то есть наряду с Единством (одна и та же мелодия), имитация предполагает и Многообразие (другой тембр, другие звуки).

В эпоху возрождения появляется множество различных вариантов имитаций: например, можно повторить мелодию от конца к началу или перевернуть все интервалы — тогда все ходы наверх станут ходами вниз и наоборот. Можно исполнить мелодию в ускоренном или замедленном темпе, уменьшив в два раза длительность всех звуков.

контрапункт

Одним из обязательных видов имитационной техники в эпоху Возрождения был контрапункт. Это название происходит от латинского punctus contra punctum — нота против ноты. Под контрапунктом понимают одновременное сочетание двух или нескольких мелодий, и таким образом искусство контрапункта или искусство полифонии — это одно и то же. Можно сказать, что контрапунктическая техника — еще один вариант музыкального проявления закона Единства и Многообразия — одни и те же мелодии в новых сочетаниях.

Полифоническое произведение вызывает у слушателя ассоциацию с построением какого–то удивительного здания, а наличие различных по своей высотности голосов создает ощущение воздуха и легкости. Все это сродни восприятию купола в возрожденческом храме. Тем самым, мы еще раз убеждаемся в неразрывной связи архитектуры и музыки.

Строгое письмо превратило музыку в эквивалент божественной антологии. Теперь в ней звучало само гармоничное и единое бытие. Все это как нельзя лучше иллюстрировало восприятие композиторами того времени гармонии как основополагающего фактора. И именно поэтому главным жанром теперь стала месса – музыка центрального обряда ежесуточных богослужений.

Месса.

При построении мессы композиторами принималась за основу идея гармонии всех частей произведения.

Месса, казалось, стремилась заключить в себя пространство храма, повторить в воздушном музыкальном материале его своды, его горизонтальные и вертикальные опоры.

Так же как и в средневековой мессе, в мессе Ренессанса те же пять частей; но теперь мир уже не кажется человеку столь малым и обозримым, и месса тоже расширяется, становится величественной, масштабной.
Приступая к исполнению гигантского замысла, композитор не чувствовал никакой неуверенности в себе или робости. Ведь он был создан по образу и подобию самого Господа. «Ни небо не представляется для него слишком высоким, ни центр Земли слишком глубоким. А так как человек познал строи светил и как они движутся... то кто станет отрицать, что гений человека почти такой же, как у самого Творца небесных светил, и что он мог бы некоторым образом создать эти светила, если бы имел орудие и небесный материал,» — писал философ XVI века Дольче. Желая быть музыкальными зодчими, подобными Богу, композиторы задумали построить свой звуковой храм по самым совершенным законам, созданным самим Творцом, — по законам Природы.

После знакомства с законами имитации и контрапункта становится ясно, что столь безмятежная и прекрасная музыка не появится в порыве вдохновения, так же как не может быть воздвигнут в один день собор Святого Петра. Сочинение мессы подобно строительству огромного храма — это гигантский труд. Сначала придется сочинить мелодии, не забывая о необходимых ограничениях, затем нужно создать мелодическое развитие, пользуясь техникой varietas, «растворяя» главные ноты, мелодические опоры cantus ftrmus среди множества украшающих звуков; кроме того, придется сочинить красивые и разнообразные имитации, а также замысловатые контрапункты. И все это для того, чтобы звучание было наполнено божественной Гармонией, а развитие соответствовало природному закону Единства и Многообразия во всех пяти частях мессы.

Уникальность строгого письма.

Строгое письмо» по своему значению в истории музыкальной культуры уникально, потому что оно не воспроизводимо. Студенты-музыканты с немалым трудом изучают лишь некоторые основные элементы «строгого письма», но свободно овладеть его секретами никому не дано. Причина здесь в том, что «строгое письмо» — не просто композиционная техника, а система музыкального мышления, построенная на особом понимании свободы творчества как добровольного подчинения определенным и весьма жестким ограничениям. Современному человеку, которому чуждо пантеистическое мироощущение Возрождения, трудно совместить в своем сознании творческую раскрепощенность и Закон. Ведь пантеизм — это радостное слияние с Богом и Природой, соблюдение своих обязанностей по отношению к ним. Закон не сковывает воображение композиторов Возрождения, а лишь служит ему естественным основанием.

Архитектура

Зодчий древности и средневековья видел себя творческим орудием Бога, призванным донести до человека всю красоту божьего мира. Зодчий Ренессанса видел себя творцом, обязанным донести до людей специфически понимаемую им гармонию архитектуры, возможно, именно в эту эпоху зародилось типичное для архитекторов нашего времени стремление к самовыражению.

Стремление к гармонии.

Характерной особенностью архитектуры той эпохи является попытка достижения гармонии между внутренним и внешним миром.

Так, колоннада была вынесена наружу, в подражание традиционной греческой архитектуре эпохи античности. Архитектура античности и Возрождения – это прежде всего гармоничная организация пространства. Вы попадаете сначала во дворик, потом в пространство, осененное колоннадой, а потом - в дом. Выйдя из дома, вы окажетесь в тени колоннады - вы дома, но как бы и на улице. То есть можно говорить о том, что использование античных ордеров дает ощущение растворения здания в пространстве, единения его (здания) с окружающим миром. Романская архитектура - это замок, толстая стена, отделяющая пространство дома от пространства враждебной улицы. Архитектура возрождения открыта миру, а человек ведет с миром прямой диалог. Об этом свидетельствует и появление больших окон, многочисленных двориков. Становится ясно, что изменение мировоззрения людей напрямую отразилось в искусстве, а особенно в архитектуре.

Необходимо отметить, что тенденции активного взаимодействия с миром типичны для того времени вцелом. Так, готическая архитектура тоже активно взаимодействует с пространством. Ведь для нее характерен мотив пламени. А пламя находится в постоянном движении, постоянном контакте с воздухом и пространством.

структура пространства.

Еще одной особенностью можно считать то, что видно всю структуру пространства. Это явилось следствием того, что архитекторы видели главную свою цель в передаче картины мира. Здание переставало быть символом чего-либо, но становилось иллюстрацией и картиной, причем картиной многообразной, о чем свидетельствует появление разнообразного, тщательно продуманного декора. Здесь можно соотнести архитектуру с музыкой, а точнее с возникновением полифонии, когда вся конструкция музыкального произведения видна, а точнее слышна, при этом произведение богато украшено, для услаждения слуха человека и Бога.

Для творцов эпохи возрождения характерно восприятие мира единым, неделимым организмом. Если в средневековье божественное четко отделялось от земного, а вся архитектура символизировала именно дуалистичность мира, то в эпоху Ренессанса они неразрывно связанны. Как пример – совмещение донжона и звоннице в одной конструкции.

Перспектива.

Архитектор, и вообще творец эпохи возрождения отсчитывал мир от себя, а следовательно это и стало причиной появления прямой перспективы.

Время

Люди эпохи Ренессанса впервые стали пытаться управлять временем посредством организации пространства. Подтверждением этому служит появление ритмометрической структуры здания, например расположение окон с определенным интервалом. Такие окна уже задают определенный ритм жизни.

Для человека эпохи средневековья естественным считалось то, что управление временем – удел Бога, в эпоху возрождения человек берет эти функции на себя. Можно говорить о том, что возникает так же и попытка увидеть природную гармонию, выраженную во взаимосвязи времени и пространства.

Город.

Размышляя об архитектуре возрождения нельзя не упомянуть о средневековом городе. Необходимо помнить, что город тогда мыслился отдельными единицами – домами, а не комплексами, как в наше время. Каждое здание было уникально, и часто они совсем не согласовывались друг с другом. Также известно, что улицы скорее напоминали тропинки, никто не заботился тогда о создании просторных дорог. Путник мог совершенно неожиданно для себя вдруг оказаться на площади. Все это создавало необъяснимое ощущение «живого» города, который воспринимался как органичная часть природы. При этом сердцем его долгие века оставалась площадь. Все это построение городского пространства как нельзя лучше соответствовало мировосприятию человека эпохи возрождения. Но, говоря о городе, нельзя не сказать о том, что, несмотря на попытки моделировать и организовывать пространство, видимо люди еще не очень хорошо владели им. Городской перспективы не было еще в принципе. Хотя, конечно, нельзя не вспомнить о так называемой «бумажной архитектуре». Это значит, что попытки моделировать пространство города все же существовали, но так и не были воплощены в жизнь.

III .Заключение.

Список литературы:

1.Кирнарская Д.К . Классическая музыка для всех : Западноевропейская музыка от григорианского пения до Моцарта: Учеб. пособие для муз. шк. и училищ / Кирнарская Д.К . - М. : Слово,1997

2.Э. Панофски «Ренессанс и «ренессансы» в искусстве Запада» - СПб : азбука-классика, 2006

Скачать архив с текстом документа