Радищев Александр Николаевич
СОДЕРЖАНИЕ: Краткое описание детства, студенческих лет, гражданской и военной службы, семейной жизни Радищева А.Н. (1749–1802 гг.) – русского революционера, писателя, философа-материалиста. Его литературная деятельность как оружие в борьбе за благо народа.Радищев Александр Николаевич (20августа 1749, Москва -12 сентября 1802, Петербург) – русский революционер, писатель, философ-материалист.
Родился в богатой дворянской семье. Детские годы провел в подмосковном имении отца с. Немцова, а затем в верхнем Аблязове (пензенской губернии). Начальное образование получил дома, под руководством отца. Грамоте научил приставленный к нему дядька, крепостной Петр Мамонтов. Запомнилась на всю жизнь нянюшка Прасковья Климентьева. С 1756 Радищев живет в Москве, в семье родственника М.Ф. Аргамаков, с детьми которого занимается на дому с преподавателями и профессорами только что открытого первого русского университета (1775). В 1762, после переворота, на престол вступила Екатерина 2. Во время коронационных празднеств в Москве в том же году Радищев вместе с другими дворянскими юношами был определен в пажеский корпус. До 1776 Радищев прожил в столице, учась в корпусе и выполняя обязанности пажа при Екатерине, дежуря в царском дворце. Желая заполнить судебные учреждения образованными юристами, Екатерина решила отправить в Лейпцигский университет наиболее отличившихся пажей. Радищев вместе со своими товарищем Алексеем Кутузовым оказался в их числе. В Лейпцигском университете Радищев пробыл пять лет – с 1766 по осень 1771. Действуя по собственному произволению, Радищев занимался не только на юридическом факультете, но и изучал литературу, естественные науки, медицину. Университет дал ему отличные знания, помогло овладеть в совершенстве несколькими иностранными языками. Но как не важны приобретаемые знания, воспитывают человека, по Радищеву, обстоятельства его жизни. А жили русские студенты в чудовищных условиях, под надзором начальника русской колонии невежественного, жадного и деспотичного майора Бохума. Чем больше притеснял студентов Бохум, тем яснее понимали они, что их мучитель поступал так не по причине дурного характера, а в силу данной ему власти, сделавшей его во всем подобным правителям народов, самовластным государям.
Студенты доведенные до крайности, подняли бунт, во главе которого стал старший студент Федор Ушаков. Ненавистник рабства, свободолюбец, Ушаков делал блестящую карьеру в Петербурге. Но, увлеченный философией, он бросил службу и вместе с молодыми людьми уехал в Лейпциг. Человек большого самобытного ума и таланта, твердой воли и непреклонного чувства, он завоевал уважение и любовь своих товарищей, заняв место идейного вождя в русской колонии. Бунт против бокума дал свои результаты: улучшились условия жизни, студенты стали чувствовать себя свободнее и с того времени жили….. почти как ему неподвластные. Радищев же сделал важный вывод для себя: насилию, неправде, самодержавному гнету надо противиться. Только сопротивляясь, только бесстрашно борясь против деспотической власти, человек может добиться победы и сохранить себя как личность, отстоять свою свободу и достоинство. Вот почему бунт против Бохума для Радищева – одна из знаменитейших эпох жизни
Живя в Лейпциге, русские студенты не теряли связей с родиной. Они внимательно следили за работой комиссии по составлению нового уложения (законов), которая заседала с 1767. Демократические депутаты, споря с дворянскими идеологами, ставили вопрос об ограничении прав помещиков, о смягчении рабства. Они читали сочинения первых русских просветителей – Я. Ковельского философические предложения, сатирический журнал Н. Новикова « трутень», в котором обличались помещики – крепостники, защищались крепостные крестьяне, развертывалась смелая полемика Новикова с самой Екатериной - автором статей в журнале « всякая всячина». Помимо посещений лекций в университете, русские студенты приобретали широкие знания в домашних занятиях, которые проходили под руководством Ушакова. Он считал, что нельзя ограничиваться науками, преподававшиеся в университете. Изучая философию, он стремился иметь понятие и о других частях учености. Так началось знакомство с философией и литературой французского просвещения, с сочинениями русо и Гельвеция, Мабли и Дидро. На этих занятиях по словам Радищева, он начинал учиться мыслить. Жизнь Радищева в Лейпциге проходила в напряженном идейном развитии, в активной подготовке к исполнению своего долга по возвращении на родину. На кануне окончания срока обучения Радищеву суждено было пережить большое горе: умер его друг и «учитель, по крайней мере в твердости»- Ф. Ушаков.
В конце ноября 1771 Радищев со своими друзьями – Кутузовым и Рубановским- вернулись в Россию. В декабре они уже были назначены протоколистами в сенат. В обязанности протоколиста входило составление экстрактов (краткого извлечения) всех разбившихся там дел по челобитным (жалобам) и подготовка проектов решения. Работа эта требовала знаний юриспруденции и русского законодательства. В свое время Радищев, по обязанности пажа бывая во дворце, видел Екатеринское правление с его парадной стороны. Теперь сенат открыл ему крепостную Россию с черного хода - без прикрас, какой она была в действительности: с деспотизмом помещиков, бесправием крестьян, с безнаказанными действиями крупных чиновников государств, бравших взятки, обворовывавших казну, торговавших интересами отечества. Служба в сенате - учреждении, призванном следить за исполнением законов, - убеждала Радищева, что искать правду в самодержавном государстве - дело безнадежное.
Первым общественным выступлением Радищева был перевод книги Мабли «размышление о греческой истории», в которой французский просветитель, прославляя гражданские добродетели и демократический характер государственных учреждений древней Греции, нападал на тиранов. Материалы истории перекликались с современностью, позволяли под покровом истории осуждать монархическую власть. Этим и воспользовался Радищева. Его намерение с особой силой и откровенностью проявилось в примечаниях, которыми он снабдил переводимую книгу. В одном из них он смело пишет, что самодержавие есть «наипротивнейшее человеческому естеству состояние». Так в число русских просветителей вошел новый деятель.
В мае 1773 Радищев перешел из сената в штаб финляндской дивизии, где проработал до марта 1775. Это были годы крестьянского восстания под руководством е. и. Пугачева. Служба в качестве обераудитора (дивизионного прокурора (знакомство с делами беглых рекрутов раскрыли Радищеву жизнь крепостного крестьянства, злоупотребление помещиков при продаже рекрутов, преступный действия правительства. Военная служба помогла Радищеву следить за ходом крестьянского восстания, читать приказы военной коллегии, знакомиться с манифестами Пугачева, в которых были высказаны надежды и требования народа. Восстание Пугачева явилось определяющей вехой в идейном развитии Радищева. Русская действительность, социальные противоречия эпохи, вылившиеся в могучую крестьянскую войну против своих угнетателей, довершили воспитание Радищева. Впервые с такой потрясающей очевидностью раскрылась для него ненависть крестьян к своим поработителям.
Уйдя в отставку, Радищев женился в 1775 на племяннице своего университетского товарища - Анне Васильевне Рубановкой. В 1777 он вернулся на службу, поступив в коммерц-коллегию, руководителем которой был гражданин воронцов, либеральный вельможа, настроенный оппозиционно к Екатерине. Огромные знания Радищева, его честность и принципиальность в исполнении своего служебного долга были замечены высоко оценены Воронцовым. Он приблизил к себе Радищева, между ними возникли дружеские отношения. В 1780 он рекомендовал Радищева для работы в столичной таможне. Десять лет служил Радищев в таможне в должности помощника Даля. В апреле 1790 он был официально назначен ее директором. 1780-е годы, проведенные в Петербурге, были годами напряженной работы - служебной и литературной. Много времени отнимала семья. В 1783 после непродолжительной болезни умерла жена Радищева, оставив ему четверых маленьких детей - трех сыновей и дочь. Приходилось заниматься воспитанием детей и всеми домашними делами.
Служба Коммерц-коллегии, а потом в таможне не могли удовлетворить Радищева. Он стремился к деятельности на благо страждущего в оковах народа.
Радищев принимает решение выступить единым фронтом с просветителями и передовыми писателями, избрав для этого писательскую деятельность, рассматривая свободное слово как сильное оружие в борьбе. Предстояло написать правду о политическом строе России, о положении народа, о деспотизме Екатеринского правления, об антинародности любой формы монархии, о революции, которая одна только может преобразовать отечество на началах вольности.
В 1780 Радищев написал «Слово о Ломоносове», в котором дал высокую оценку замечательному русскому деятелю - ученому и поэту. В 1782- « письмо к другу, жительствующему в Тобольске по долгу звания своего», посвященное открытию в Петербурге памятника Петру 1 работы Фальконе. В 1783 Радищев закончил оду «вольность»- первое революционное стихотворение в России. В ней Радищев приветствовал победивший американский народ, славил его революцию. Ода – произведение огромного философского и политического содержания, в ней была изложена теория народной революции. Ода Радищева « вольность» глубоко лирична, она воссоздает духовный облик автора - первого русского революционера. В 1787 Радищев закончил автобиографическую повесть « житие ф. в. Ушакова», посвященную воспоминаниям о годах, проведенных в Лейпцигском университете. Повесть рисовала образ положительного героя - человека и гражданина, готового к борьбе за свободу своего народа.
С середины 80-х годов Радищев приступил к работе над главным своим сочинением – «Путешествие из Петербурга в Москву», в котором мужественный писатель ставил коренные проблемы русской революции. Книга отличалась необыкновенной широтой охвата явлений русской действительности и глубиной проникновения в социальные противоречия эпохи. Весной 1789 «Путешествии» было отдано в цензуру. Цензор по небрежности дал разрешении печатать книгу, не прочитав ее. В мае 1790 книга уже продавалась книжной лавке Зотова в гостином дворе. 30 июня 1790 Радищев по приказу Екатерины был арестован и заключен в Петропавловскую крепость в июле 1790 Радищев был сослан в далекий сибирский острог – Илимск.
Ни следствие, ни суд, ни ссылка, не сломили могучий дух революционера. Живя в Илимске, он ищет и находит способы и пути к многообразной деятельности.
Смерть Екатерины в ноябре 1796 избавила Радищева от сибирской ссылки. Новый император Павел разрешил ему покинуть Илимск и поселиться в подмосковном имении его отца Немцове, где он должен был жить под строжайшем полицейским надзор. Вернувшись в Петербург, Радищев много работает, пишет поэтические и прозаические сочинения, встречается с новыми общественными деятелями - просветителями, литераторами.
Заслуги Радищева в развитии русского стиха были отмечены Пушкиным, который приветствовал его стремление к разнообразию метрики, к белому стиху.