Источники конституционного права мусульманских стран

СОДЕРЖАНИЕ: КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по дисциплине конституционное право зарубежных стран Тема: «Источники конституционного права мусульманских стран» Калининград

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине

конституционное право зарубежных стран

Тема: «Источники конституционного права мусульманских стран»

Калининград

2010

ОГЛАВЛЕНИЕ

[1]

При этом конституционные нормы не охватывают всего многообразия отношений в осуществлении государственной власти, и дополняются целым рядом других нормативных актов.

Это законы, которые можно подразделить на несколько групп.

1. Конституционные, вносят изменения в конституцию или дополняют ее. Они не являются составными частями конституции, но регулируют важнейшие государственно-правовые вопросы.

2. Органические, принимаются в усложненном порядке и обычно регулируют какой-либо институт конституционного права в целом. Органический закон определяет, например длительность полномочий каждой палаты парламента, число ее членов, их вознаграждение, условия их избрания и т.д.

3. Чрезвычайные, принимаются только на короткий срок, на несколько месяцев, с правом парламента продлить этот срок. Эти законы могут отступать от положений конституции.

4. Обычные, законы принимаемые парламентом.

Также это парламентские уставы (регламенты парламентов и палат), устанавливающие внутреннюю организацию и процедуру работы парламентов.

Необходимо выделить и подзаконные акты, а именно:

а) акты главы государства (указы, декреты);

б) нормативные акты правительства (постановления, акты министров);

в) нормативные акты министерств и ведомств;

Естественно не все акты, а лишь те, которые содержат нормы конституционного права, причем часто эти акты коренным образом изменяют порядок применения конституции, например, указы и декреты о введении чрезвычайного положения, как правило, сопровождающиеся прекращением действия конституционных прав и свобод, конституционных и процессуальных гарантий неприкосновенности личности и имущества граждан и подданных.

Замена правительственными актами традиционных источников государственного права является одним из проявлений отступления от принципа верховенства закона.

К источникам конституционного права зарубежных стран нужно относить и нормативные договоры: а) международные договоры в части, касающейся вопросов конституционного права; б) внутригосударственные договоры (федеративные и др.).

Акты органов конституционного контроля, (конституционных судов, конституционных советов и др.), которые дают официальные толкования конституции, признают те или иные законы, соответствующими или несоответствующими конституции.

Значительное место в конституционном праве зарубежных стран занимают судебные прецеденты, т.е. ранее вынесенные решения судов, принимаемые за обязательный образец при решении аналогичных вопросов в дальнейшем. Наиболее широкое распространение судебные прецеденты получили в Великобритании и других англосаксонских странах.

Конституционный обычай – сложившееся в практике однообразной деятельности органов государства правило, имеющее устный характер, опирающееся на консенсус (согласие) участников отношений и не пользующееся судебной защитой в случае его нарушения (в литературе они называются согласительными нормами). Практическая роль обычаев настолько велика, что игнорировать их при изучении конституционного права зарубежных стран невозможно. Обычаи особенно распространены в деятельности парламента и правительства Великобритании, новой Зеландии.

Специфические источники:

1. декларации, хартии, программы и т.п., акты правящих партий во многих развивающихся и социалистических странах.

2. религиозные источники – в мусульманских странах конституцию заменяю Коран и Сунна, стоящие иногда выше конституции.[2]

2 ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА МУСУЛЬМАНСКИХ СТРАН

Исследователи выделяют в составе мусульманского права две группы взаимосвязанных норм. Первую из них составляют юридические предписания Корана и Сунны. Вторую группу образуют нормы, сформулированные мусульманско-правовой доктриной на основе «рациональных» источников или логических приемов толкования. Это прежде всего единогласное мнение (иджма) наиболее авторитетных правоведов – муджтахидов и факихов, и кияс (кийас) – суждение по аналогии.

В качестве основополагающих рассматриваются нормы первой группы, особенно те, которые зафиксированы в Коране.

Рассмотрим последовательно каждое из древних источников мусульманского права.

Важнейшим источником шариата считается Коран. Слово Коран означает «чтение вслух», «назидание», «чтение». Только впоследствии это слово стало обозначать книгу, в которой записано Божественное откровение. Арабы также называют Коран мусхаф, или свиток. Мусульмане верят, что Коран был ниспослан Мухаммаду в течение 23 лет. Первое откровение Пророк получил в 610 г., в Ночь могущества (месяц рамадан или рамазан). Он служит основой мусульманского законодательства, как религиозного, так и гражданского.

Мусульмане считают Коран ниспосланным ангелом Джабраилом на арабском языке, поэтому именно на этом языке мусульмане читают молитвы и сам Коран.[3]

Коран состоит из 14 глав (сур), расчлененных на 6219 стихов (аята). Большая часть этих стихов имеет мифологический характер, и лишь около 500 стихов содержит предписания, относящиеся к правилам поведения мусульман. При этом не более чем 80 из них можно рассматривать как собственно правовые (в основном это правила, относящиеся к браку и семье), остальные касаются религиозного ритуала и обязанностей.[4]

Исследователи находят в Коране положения, заимствованные из более ранних правовых памятников Востока и из обычаев доисламской Аравии.

Сначала пророческие откровения передавались в общине изустно, по памяти. Некоторые из них верующие записывали по собственной инициативе пока, наконец, в Медине по указанию Мухаммада не стали вестись систематические записи. Канонизирование содержания Корана и составление окончательной редакции произошло при халифе Олифе (644-656г.г.). Коран предписывает арабам покинуть «обычаи отцов» в пользу правил, установленных исламом.

Большая часть положений Корана носит казуальный характер и представляет собой конкретные толкования, данные пророком в связи с частными случаями. Но многие установления имеют весьма неопределенный вид и могут приобретать разный смысл в зависимости от того, какое содержание в них вкладывается. В последующей судебно-богословской практике и в правовой доктрине в результате достаточно свободного толкования они получили свое выражение в противоречивых, а нередко и во взаимоисключающих правовых предписаниях.

Лишь незначительная часть Корана касается вопросов правовых взаимоотношений мусульман и других верующих. Большинство положений посвящено вопросам религии и исламской нравственности. Среди норм, регулируют взаимоотношения людей, Коран содержит общие положения, имеющие форму абстрагованих религиозно-нравственных ориентиров, предоставляющих пространство для толкования. Небольшое количество конкретных правил поведения возникла основном при решении пророком конкретных конфликтов, оценке им конкретных фактов или при ответе на поставленные ему вопросы.[5]

Другим авторитетным и обязательным для всех мусульман источником права была Сунна. Сунна – в переводе с арабского означает путь, дорога. В исламском законодательстве под Сунной имеют ввиду высказывания и действия пророка Мухаммада, т. е. жизненный путь пророка с того момента как он стал пророком, то есть хадисы.

В хадисах можно встретить различные правовые напластования, отражающие развитие социальных отношений в арабском обществе. Окончательное редактирование хадисов было осуществлено в 9 веке, когда были составлены в ортодоксальных сборниках сунны, наибольшую известность из которых получил Бухари. Из сунны также выводятся нормы брачного и наследственного, доказательственного и судебного права, правила о рабах и т.д. Хадисы сунны, несмотря на их обработку, содержали много противоречащих положений, и выбор наиболее достоверных всецело относился к усмотрению богословов-правоведов и судей. Считалось, что имеют силу лишь те хадисы, которые были пересказаны сподвижниками Мухаммеда, причем, в отличие от суннитов, шииты признавали действительными лишь те хадисы, которые восходили к халифу Али и к его сторонникам.

Таким образом, «Сунна посланника Аллаха» (полное название Сунны) – свод текстов, описывающих жизнь Мухаммеда, его слова и дела, а в широком смысле – сборник благих обычаев, традиционных установлений, дополняющий Коран и почитаемый наравне с ним как источник сведений о том, какое поведение или мнение является богоугодным, правоверным. Обучение Сунне – важная часть религиозного воспитания и образования, а знание Сунны и следование ей – один из главных критериев авторитетных предводителей верующих.[6]

Коран и Сунна – источники, на основе положений которых были установлены нормы шариата.

Третье место в иерархии источников мусульманского права занимала Иджма, которая рассматривалась как «общее согласие мусульманской общины». Наряду с Кораном и Сунной она относилась к группе авторитетных источников шариата. Практически Иджма складывалась из совпадающих мнений по религиозным и правовым вопросам, которые были высказаны сподвижниками Мухаммеда или впоследствии наиболее влиятельными мусульманскими теологами-правоведами (имамами, муфтиями). Иджма развивалась как в виде интерпретаций текста Корана, или Сунны, так и путем формирования новых норм, которые уже не связывались с Мухаммедом. Они предусматривали самостоятельные правила поведения и становились обязательными в силу единодушной поддержки муфтиев и муджатахидов.

Такой способ развития норм мусульманского права получил название «иджтихад». Правомерность Иджмы как одного из основных источников шариата выводилась из указания Мухаммеда: «Если вы сами не знаете, спросите тех, кто знает».

Большая роль Иджмы в развитии шариата состояла в том, что она позволяла правящей религиозной верхушке Арабского халифата создавать новые правовые нормы, приспособленные к меняющимся условиям феодального общества, учитывающие специфику завоеванных стран. К Иджме в качестве источника права, дополняющего шариат, примыкала и фетва – решения и мнения отдельных муфтиев по правовым вопросам.

Одним из наиболее спорных источников мусульманского права, вызывающим острые разногласия между разными направлениями, был Кияс – решение правовых дел по аналогии. Согласно Киясу правило, установленное в Коране, Сунне или Иджме, может быть применено к делу, которое прямо не предусмотрено в этих источниках права. Кияс не только позволял быстро урегулировать новые общественные отношения, но и способствовал освобождению шариата в целом ряде моментов от теологического налета.

Но в руках мусульманских судей, Кияс часто становился и оружием откровенного произвола. Наиболее широко данный метод был обоснован Абу Ханифа и его последователями- ханифатами.

В качестве дополнительного источника права шариат допускал и местные обычаи, не вошедшие непосредственно в само мусульманское право в период его становления, но не противоречившие прямо его принципам и нормам. При этом признавались правовые обычаи, сложившиеся в самом арабском обществе (урф), а также у многочисленных народов, покоренных в результате арабских завоеваний или же подвергшихся в более позднее время влиянию мусульманского права (адаты).[7]

И, наконец, производным от шариата источником мусульманского права были указы и распоряжения халифов-фирманы. В последующем, в других мусульманских государствах, с развитием законодательной деятельности, в качестве источника права, стали рассматриваться и играть все возрастающую роль законы- кануны. Фирманы и кануны тоже не должны были противоречить принципам шариата и дополняли его, прежде всего нормами, регламентирующими деятельность государственной власти с населением.[8]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мусульманская правовая система представлена странами, где государственной религией является ислам различных течений: Афганистан, Пакистан, Иран, Ирак, Тунис, Марокко, Сирия, Ливия, Саудовская Аравия, Судан и некоторые другие.

Данная правовая система имеет теологическую основу, основываясь на идее божественного происхождения государства и права. Мусульманское право – шариат – это система правовых норм, основанная на исламе. Для него характерна чрезвычайно объемная сфера нормативного регулирования, широко охватывающая и частную жизнь людей. Согласно исламу истинный создатель права – Аллах, передавший его через своего пророка Мухаммеда. Таким образом, в праве проявляется воля Всевышнего. Нормы мусульманского права основываются на вере и не должны иметь логического, рационального обоснования. Поскольку они считаются божественным откровением, какое-либо их изменение, отмена, правка законодателем не допускается. Задача законодателя – открывать в исламских источниках нормы права, а не формировать их заново.

Система источников мусульманского права носит четырехзвенный характер:

Коран – речи и проповеди Пророка Мухаммеда, изложенные в стихотворной форме;

Сунна – биографическое описание жизни и деятельности Пророка, собрание преданий о его поступках и высказываниях;

Иджма – общепризнанные толкования и разъяснения Корана и Сунны, даваемые религиозными деятелями – а муфтиями, судьями – кади и исламскими учеными-правоведами, а также по вопросам, которые не нашли ответа в этих источниках;

Кияс – суждение по аналогии.

Таким образом, помимо законодательства и судебных прецедентов в мусульманском праве большую роль играют доктринальные источники права. При отправлении правосудия судья не обращается напрямую к Корану или Сунне, а ссылается на общепризнанное мнение авторитетного исламского правоведа.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Галазны П.Н. История государства и права зарубежных стран. - М.: Юристъ, 2007.

2. Жидков О.П. История государства и права зарубежных стран. Учебник Ч.1. М.: Инфра-Норма, 2006.

3. Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Учебник. М.: Юстицинформ, 2004.

4. Овчинникова О.Г., Селянин А.В., Торопов С.В. Конституционное право зарубежных стран. Конспект лекций. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.

5. Тепляшин И.В. Конституционное право зарубежных стран. Учебное пособие для студентов юридического факультета. М.: Изд-во «Норма», 2007.

6. http://ru.wikipedia.org/wiki/Коран

ПРИЛОЖЕНЕ 1

ПЕРЕЧЕНЬ ГОСУДАРСТВ, В КОТОРЫХ БОЛЬШИНСТВО НАСЕЛЕНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ МУСУЛЬМАНАМИ


Азербайджан — Азербайджанская Республика.

Албания — Республика Албания

Алжир — Алжирская Народная Демократическая Республика

Афганистан — Исламская Республика Афганистан

Бангладеш — Народная Республика Бангладеш

Бахрейн — Королевство Бахрейн

Босния и Герцеговина — Босния и Герцеговина

Бруней — Бруней Даруссалам

Буркина Фасо — Демократическая Республика Буркина Фасо

Гамбия — Республика Гамбия

Гвинея — Республика Гвинея

Джибути — Республика Джибути

Египет — Арабская Республика Египет

Индонезия — Республика Индонезия

Иордания — Иорданское Хашемитское Королевство

Ирак — Иракская Республика

Иран — Исламская республика Иран

Йемен — Йеменская Республика

Казахстан — Республика Казахстан

Катар — Государство Катар

Киргизия — Киргизская Республика

Коморы — Федеративная Исламская Республика Коморы

Кот-д’Ивуар — Республика Кот-д’Ивуар

Кувейт — Государство Кувейт

Ливан — Ливанская Республика

Ливия — Социалистическая Народная Ливийская Арабская Джамахирия

Мавритания — Исламская Республика Мавритания

Малайзия — Малайская Федерация

Мали — Республика Мали

Мальдивы — Мальдивская Республика

Марокко — Королевство Марокко

Нигер — Республика Нигер

Нигерия — Федеративная Республика Нигерия

ОАЭ — Объединённые Арабские Эмираты

Оман — Султанат Оман

Пакистан — Исламская Республика Пакистан

Палестина — Государство Палестина

Саудовская Аравия — Королевство Саудовская Аравия

Сейшельские Острова — Республика Сейшелы

Сенегал — Республика Сенегал

Сьерра-Леоне — Республика Сьерра-Леоне

Сирия — Сирийская Арабская Республика

Сомали — Сомали

Судан — Суданская Республика

Таджикистан — Республика Таджикистан

Тунис — Тунисская Республика

Туркмения — Туркменистан

Турция — Турецкая Республика

Узбекистан — Республика Узбекистан

Чад — Республика Чад

Эритрея — Государство Эритрея


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

СТРАНЫ, ГДЕ БОЛЕЕ 10 % НАСЕЛЕНИЯ СОСТАВЛЯЮТ МУСУЛЬМАНЕ

Зелёным цветом отмечены сунниты, синим — шииты. Чёрным выделены страны, по которым информация отсутствует.


[1] Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Учебник. М.: Юстицинформ, 2004.

[2] Тепляшин И.В. Конституционное право зарубежных стран. Учебное пособие для студентов юридического факультета. М.: Изд-во «Норма», 2007.

[3] http://ru.wikipedia.org/wiki/Коран

[4] Галазны П.Н. История государства и права зарубежных стран. - М.: Юристъ, 2007.

[5] Овчинникова О.Г., Селянин А.В., Торопов С.В. Конституционное право зарубежных стран. Конспект лекций. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.

[6] Жидков О.П. История государства и права зарубежных стран. Учебник Ч.1. - М.: Инфра-Норма, 2006.

[7] Галазны П.Н. История государства и права зарубежных стран. - М.: Юристъ, 2007.

[8] Овчинникова О.Г., Селянин А.В., Торопов С.В. Конституционное право зарубежных стран. Конспект лекций. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.

Скачать архив с текстом документа