Избирательные системы
СОДЕРЖАНИЕ: Свободные, тайные и равные выборы как центральный институт демократии. Понятие избирательной системы. Характеристика мажоритарной, пропорциональной и смешанной систем. Избирательные системы единственного непереходящего голоса и кумулятивного вотума.Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей,
экономики и права
Юридический факультет
Контрольная работа
Тема
«Избирательные системы»
Предмет «Политология»
Санкт-Петербург, 2009 г.
План
Введение
1. Понятие избирательной системы
2. Виды избирательных систем
2.1 Мажоритарная избирательная система
2.2 Пропорциональная избирательная система
2.3 Смешанная избирательная система
2.4 Избирательные системы единственного непереходящего голоса и кумулятивного вотума
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Выборы являются центральным институтом демократии, потому что власть правительства исходит исключительно из согласия управляемых. Главный механизм, превращающий это согласие во властные полномочия правительства, – это свободные, тайные и равные выборы. Неслучайно избирательные системы и процессы считаются одной из главных характеристик демократии. А демократическим называется государство, в котором идеологически и социально различающимся группам открывается легальная возможность для соревнования за контроль над властью, и где агенты, контролирующие властные институты, избираются и ответственны перед народом. Когда в демократическом обществе граждане участвуют в выборах, они осуществляют свое право и обязанность решать, кто будет управлять от их имени[1] .
Избирательная система – явление чрезвычайно сложное и динамичное. Её конкретное содержание различно в каждой стране, и в рамках одной страны оно со временем под влиянием многочисленных обстоятельств изменяется.
Сущность любой избирательной системы – характер соотношения голосов избирателей, поданных за отдельного кандидата или партийный список, и полученных ими мандатов[2] .
Представленной контрольной работой рассматривается тема «Избирательные системы». Тема будет рассматриваться с позиций следующих вопросов:
- понятие избирательной системы;
- виды избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная и смешенная.
Исследование данных аспектов темы я и определяю как цель и задачи своей контрольной работы.
1. Понятие избирательной системы
Избирательная система – это совокупность установленных законом правил, принципов и приемов проведения голосования, определения его результатов и распределения депутатских мандатов. Избирательные системы взаимосвязаны с формой правления и политической культурой каждой страны. Они меняются в условиях крупных общественных перемен[3] .
Избирательная система — важный элемент политической системы государства, она регулируется правовыми нормами, которые в совокупности образуют избирательное право.
Избирательная система охватывает: а) принципы и условия участия в формировании избираемых органов б) организацию и порядок выборов (избирательный процесс) и отзыва выборных лиц. Определяя условия участия граждан в формировании выборных государственных органов, избирательные системы исходят из принципов всеобщности и равенства, однако эти принципы нередко ограничиваются различного рода избирательными цензами. Избирательный процесс включает: назначение выборов (как правило, это — прерогатива главы государства), регистрацию избирателей в установленном законом порядке, организацию избирательных округов, районов и т. д., которые формируются в соответствии с принципами представительства (территориальным, национальным, производственным)
При оценке влияния избирательных систем на формирование политических институтов следует исходить, прежде всего, из того, что они не идеальны и каждой из них присущ набор достоинств и недостатков.
Избирательные системы отличаются друг от друга по многим параметрам. Реально существует столько модификаций, сколько государств, использующих в политических целях процедуру выборов. Однако базовых систем две: мажоритарная (плюральная) и пропорциональная.
2. Виды избирательных систем
Основные избирательные системы оцениваются по трём критериям: 1) репрезентативность, то есть способность отразить в парламенте существующий спектр политических сил; 2) простота механизма выборов; 3) корректируемость результатов выборов в случае разочарования избирателей в депутатах[4] .
Исторически первой избирательной системой стала мажоритарная система, в основе которой лежит принцип большинства (франц. majorite - большинство): избранными считаются те кандидаты, которые получили установленное большинство голосов. В зависимости от того, какое это большинство (относительное, абсолютное или квалифицированное), система имеет разновидности. Далее в работе, я подробнее рассмотрю эти разновидности.
Уже на заре становления конституционного строя стали выдвигаться идеи пропорционального представительства политических объединений , при котором число мандатов, получаемых таким объединением, соответствует числу поданных за его кандидатов голосов. Практически пропорциональная система впервые была применена в Бельгии в 1889 году. К началу ХХ века насчитывались 152 ее разновидности. Ныне она существует в более чем 60 странах[5] .
Смешанная система предполагает сочетание элементов мажоритарной и пропорциональной систем в различных вариациях. Её становление началось в послевоенный период, она должна была вобрать в себя положительные характеристики мажоритарной и пропорциональной систем.
2.1 Мажоритарная избирательная система
При мажоритарной системе квалифицированного большинства закон устанавливает определенную долю голосов, которую должен получить кандидат (список кандидатов), чтобы быть избранным. Эта доля больше абсолютного большинства, т.е. больше 50% плюс один голос. Если при мажоритарной системе квалифицированного большинства в первом туре никто не побеждает, следует второй тур, который обычно проводится через одну - две недели. Во втором туре на новое голосование избирателей при данной системе обычно выносятся две кандидатуры, набравшие наибольшее число голосов по сравнению с другими[6] .
При мажоритарной системе относительного большинства для победы на выборах кандидату необходимо набрать больше голосов избирателей, чем каждый из остальных кандидатов, пусть даже за него проголосовало менее половины избирателей. Она результативна: единственный случай, когда результата может не быть, это получение одинакового наибольшего числа голосов двумя или более кандидатами. Такие случаи достаточно редки, и законодательным разрешением ситуации обычно бывает жребий. Такую систему применяли в качестве единственной для выборов какой-либо палаты парламента (или обеих палат) 43 государства, в том числе США и ряд государств - членов британского Содружества наций. Система (это относится ко всем разновидностям мажоритарной системы) может применятся как в одномандатных, так и в многомандатных избирательных округах.
Мажоритарная система относительного большинства является одной из наименее демократичных избирательных систем, основными пороками которой являются: 1) значительное число голосов избирателей остаются «выброшенными», не учитываются при распределении мандатов; 2) искажается картина реального соотношения политических сил в стране: партия, получившая меньшинство голосов избирателей, получает большинство депутатских мест. Потенциальная несправедливость, заложенная в данную избирательную систему, более ярко проявляется в совокупности с особыми способами нарезки избирательных округов, получившая название «избирательная геометрия» и «избирательная география».
Сущность «избирательной геометрии» состоит в том, что нужно так нарезать избирательные округа, чтобы при сохранении их формального равенства заранее обеспечить в них преимущество сторонников одной из партий, рассредоточив сторонников других партий в небольших количествах по разным округам, а максимальное их число сосредоточить в 1—2 округах. Иными словами, партия, осуществляющая нарезку избирательных округов, постарается раскроить их таким образом, чтобы «загнать» максимальное число избирателей, голосующих за партию-соперника, в один - два округа, сознательно идя на то, чтобы «потерять» их, обеспечивая тем самым победу себе в других округах. Формально равенство округов не нарушается, а фактически заранее предопределяются результаты выборов. Предоставив возможность образования избирательных округов другой партии, мы получим противоположный результат.
Законодательство ряда зарубежных стран (США, Франции, ФРГ, Великобритании, Японии), как и российский законодатель, также исходит из того, что практически невозможно образовывать абсолютно равные избирательные округа, а потому устанавливает максимальный процент (как правило, 25% или 33%) отклонения округов по численности избирателей от среднего округа в ту или другую сторону. Это является основой для применения «избирательной географии», именуемой в США как «джерримендеринг»[7] .
Цель «избирательной географии» заключается в том, чтобы сделать голос более консервативного сельского избирателя более весомым, чем голос городского избирателя, создав в сельской местности больше избирательных округов с меньшим количеством избирателей, чем в городах. В результате, при равном количестве избирателей, проживающих в городской и сельской местности, в последней может быть образовано в 2—3 раза больше округов.
Преимуществом мажоритарной системы относительного большинства является то, что голосование проводится в один тур, т. к. победитель определяется сразу же. Это значительно удешевляет выборы.
При мажоритарной системе абсолютного большинства , победителем считается кандидат, завоевавший 50% плюс 1 голос от числа всех участвовавших в голосовании избирателей[8] . В том случае, если ни один кандидат не получает требуемое число голосов, назначается второй тур, в котором принимают участие два кандидата, завоевавшие наибольшее число голосов в первом туре. Во втором туре победителем становится уже кандидат, набравший относительное большинство голосов[9] .
Достоинство данной системы по сравнению с системой относительного большинства заключается в том, что избранными считаются кандидаты, поддержанные действительным большинством проголосовавших избирателей, хотя бы это большинство составляло один голос. Но сохраняется тот же дефект, который является главным у системы относительного большинства: пропадают голоса, поданные против победивших кандидатов.
Мажоритарная избирательная система, как относительного, так и абсолютного большинства, не предполагают проведение выборов на чисто партийной основе. Наряду с кандидатами, выдвинутыми от политических партий, борьбу за мандаты ведут и независимые кандидаты. И избиратели, голосуя на выборах, зачастую отдают предпочтение тому или иному кандидату не как представителю определенной партии, а как заслуживающему доверия политику.
2.2 Пропорциональная избирательная система
Данная система предполагает распределение мест в парламенте в соответствии с количеством (процентной пропорцией0 голосов, полученных на выборах по партийным спискам в едином общенациональном избирательном округе (Нидерланды) или в нескольких больших региональных округах. В Скандинавских странах (за исключением Норвегии) и в Греции выборы по пропорциональной модели проводятся не только по региональным избирательным округам, но и по «национальному округу». Данная система применяется, как правило, при выборах парламентов (вся континентальная Западная Европа, за исключением Франции, половина депутатов ГД РФ и др.)[10] .
Распределение мест происходит либо по наибольшему остатку, либо по наивысшему среднему, или на основе избирательной квоты.
Избирательная квота вычисляется путем деления общего числа голосов избирателей, поданных в округе, на число мандатов, подлежащих распределению, т.е. определяется минимальное число голосов избирателей, которое необходимо набрать партии, чтобы получить один мандат.
По методу наибольшего остатка нераспределенные мандаты отдаются партиям, имеющим наибольшие остатки голосов избирателей.
Несколько сложнее идет распределение мандатов по методу наибольшей средней, когда оставшиеся мандаты распределяются между партиями, имеющими наибольшую среднюю. Чтобы вычислить среднюю каждого списка, необходимо число голосов избирателей, поданных за партию, разделить на число полученных ею мандатов плюс один.
Достоинством пропорциональной системы является репрезентативность, обеспечивающая наиболее адекватное представительство в парламенте различных партий и дающая избирателям возможность ранжировать свой выбор. Она обеспечивает обратную связь между государством и гражданским обществом, способствует развитию плюрализма и многопартийности.
Вместе с тем система не вполне отвечает критерию простоты, поскольку требует от рядового избирателя широкой осведомленности в позициях партий. Она может стать и источником дестабилизации общества в случае изменения ориентации партии, за которую проголосовали избиратели, а также в результате внутрипартийного раскола после выборов.
Достоинства пропорциональной системы выборов реализуются при устоявшейся многопартийности. В отсутствие же таковой эта система может привести к появлению фрагментарного депутатского корпуса и частой смене правительств, что ослабит эффективность демократического устройства[11] .
2.3 Смешанная избирательная система
На основе смешанной избирательной системы проходят выборы в Германии и России. В ряде стран с целью соединить выгоды от различных систем и избежать их недостатков или хотя бы эти недостатки существенно смягчить создаются избирательные системы смешанного характера, в которых тем или иным образом сочетаются элементы как мажоритарной, так и пропорциональной систем.
Суть смешанной системы заключается в том, что часть депутатского корпуса избирается по мажоритарной системе, а часть – по пропорциональной. Один голос избиратель отдает за конкретного кандидата, баллотирующегося в данном избирательном округе, другой – за политическую партию.
В соответствии с реализованным в России смешанным типом избирательной системы, высший законодательный орган страны составляют: 225 депутатов Государственной Думы, представляющих влиятельные политические силы; 176 депутатов Совета Федерации – представителей от административно- территориальных единиц (по 2 от каждого субъекта).
Своеобразную, довольно сложную, способную приспосабливаться к ситуации в стране смешанную избирательную систему применяют Мексиканские Соединенные Штаты. В соответствии с Федеральным Законом о политических организациях и избирательном процессе, Палата депутатов Федерального Конгресса состоит из 300 депутатов, избираемых по мажоритарной системе относительного большинстве по униноминальным округам, и до 100 депутатов, избираемых по системе пропорционального представительства по полиноминальным избирательным округам на основе региональных списков. Депутаты Палаты сенаторов избираются по мажоритарной системе относительного большинства[12] .
Для избрания 100 депутатов по принципу пропорционального представительства учреждаются до пяти полиноминальным избирательных округов в стране.
При распределении депутатских мест применяются следующие избирательные системы и правила:
а) система минимального представительства;
б) система первоочередной пропорциональности.
При системе минимального представительства процесс распределения мандатов состоит из следующих элементов:
а) минимального процента - партия, набравшая в полиноминальном избирательном округе как минимум 5% поданных голосов, получает одно депутатское место;
б) натурального частного - после распределения депутатских мест посредством минимального процента вычисляется натуральное частное путем деления поданных голосов на число оставшихся нераспределенными мандатов. Каждой партии достается столько мандатов, сколько раз натуральное частное уложится в количестве голосов, поданных за партию;
в) наибольшего остатка - если после применения методов минимального процента и натурального частного остаются неиспользованные мандаты, то они распределяются с применением метода наибольшего остатка (под наибольшим остатком понимается самый большой остаток голосов, получившийся после распределения мандатов посредством натурального частного).
Процесс распределения мандатов по системе первоочередной пропорциональности состоит также из трех стадий[13] :
а) ректифицированного частного - ректифицированным частным является результат, полученный от деления поданных по полиноминальному округу голосов на число подлежащих замещению депутатских мандатов, умноженный на два. С его помощью распределяются последовательно первый и второй мандаты: той партии, в общем числе голосов которой упомянутое частное укладывается один или два раза, передаются соответствующие ей депутатские мандаты;
б) частного от суммирования остаточных голосов - число голосов, оставшихся после применения метода ректифицированного частного, делится на общее число нераспределенных мандатов. Каждая партия получает столько мандатов, сколько раз полученное таким образом частное укладывается в остаточных голосах:
в) наибольшего остатка - если после применения методов ректифицированного частного и частного от суммирования остаточных голосов остаются неиспользованные мандаты, то они распределяются с применением метода наибольшего остатка.
Вакантные места членов Палаты депутатов, избираемых по системе пропорционального представительства, замещаются кандидатами той же партии, которые остались на первых местах в соответствующих региональных списках.
Применяемая избирательная система и количество избирательных округов могут быть различными для каждых выборов.
2.4 Избирательные системы единственного непереходящего голоса и кумулятивного вотума
Избирательная система единственного непередаваемого голоса, также весьма редкая (применялась в Японии), считается полупропорциональной, так как меньше искажает соотношение сил между политическими партиями, чем обычная мажоритарная система.
Создаются многопартийные округа, как всегда бывает при пропорциональной системе, но каждый избиратель может голосовать только за одного кандидата из того или иного партийного списка, содержащегося в бюллетене. Избранными считаются кандидаты, собравшие больше голосов, чем другие, т.е. действует принцип мажоритарной системы относительного большинства 9число избранных соответствует числу мандатов по округу)[14] .
Избирательная система Кумулятивного вотума характеризуется тем, что каждый избиратель в многомандатном избирательном округе имеет столько голосов, сколько следует избрать кандидатов или меньше (разумеется, число голосов у всех избирателей одинаковое), и распределяет свои голоса между кандидатами как угодно: может отдать нескольким кандидатам по одному голосу, а может, например, какому-то одному из кандидатов отдать все свои голоса, аккумулировать их у него. Отсюда и название системы (от лат. cumulatio – скопление)[15] .
Такая система применятся, например, при выборах органов местного самоуправления в некоторых землях Германии, в частности, в Баварии, а также в восточных землях, на территории которых была раньше Германская Демократическая Республика.
Как полагают британские исследователи избирательных систем Энид Лейкман и Джеймс Д. Ламберт, «так же как и ограниченное голосование, кумулятивное голосование способствует обеспечению представительства меньшинства и избранию самых популярных кандидатов, но его действие весьма неопределенно»[16] . Здесь также весьма важен точный подсчет партиями своего электората и правильное ориентирование его в отношении использования голосов.
Голосование при системе единственного непереходящего голоса и при кумулятивном вотуме основано на принципе предпочтения: избиратель выбирает наиболее подходящие для него кандидатуры, но из списка одной партии[17] .
Заключение
Итак, настоящей контрольной работой рассмотрена и исследована тема «Избирательные системы».
Я рассмотрела в своей работе основные виды избирательных системах как способы распределения мандатов между кандидатами.
Многообразие избирательных систем объясняется существованием большого числа способов распределения мандатов между кандидатами в зависимости от итогов голосования. Каждая система имеет свои преимущества перед другими видами и свои недостатки. С точки зрения времени возникновения мажоритарная система является первой из всех видов избирательных систем. Появление дальнейших видов избирательных систем (пропорциональная, смешанная) является результатом естественного общественного развития и потребностей людей найти оптимальную форму избирательной системы с учетом особенностей форм правления, государственного режима каждой страны.
И всё же абсолютной свободы в выборе избирательной системы и её манипулировании не существует. Свободу ограничивают местные политические условия и традиции. Это же относится и к реформе избирательной системы. Для того чтобы провести такую реформу, требуется одобрение большинства членов парламента, т.е. тех, кому действующая избирательная система сослужила добрую службу. Зачем им стремиться к изменению системы, благодаря которой они достигли своего политического положения. Поэтому чаще всего сторонниками избирательной реформы выступают оппозиционные политические силы. Поэтому избирательные системы обладают большой инерционностью. Многие западные страны до сих пор придерживаются формулы выборов, введенной одновременно с всеобщим избирательным правом.
Вместе с тем наряду со странами, где избирательная система чрезвычайно устойчива (США, Великобритания), есть государства, где она часто меняется (Франция, Италия).
Помимо выполнения отмеченных функций периодически проводимые выборы позволяют выяснить степень политической активности и ангажированности населения. Однако любой способ голосования и подсчета голосов приводит к результатам, которые не могут не выглядеть произвольными и несправедливыми в глазах значительных групп избирателей.
Установление той или иной избирательной системы есть результат субъективного выбора, который нередко определяется соотношением политических сил в законодательном органе. Те или иные способы определения итогов выборов часто оказываются более выгодными отдельным партиям, и естественно, что они добиваются включения в избирательное законодательство именно этих выгодных им способов.
Список использованной литературы
1. Гаджиев К.С. Политология: Учебник. – М.: Логос, 2006.
2. Конституционное право зарубежных стран: Учебник / Под ред. В.Е. Чиркина. – М.: Юристъ, 2006.
3. Лейкман Э.И., Ламберт Дж.Д. Исследование мажоритарной и пропорциональной избирательной систем. – М.: ИЛ, 1958.
4. Политология: Учебник / Под ред. В.А. Ачкасова, В.А. Гуторова. – М.: Юрайт, 2006.
5. Политология: Учебник / Под ред. В.Д. Перевалова. – М.: Проспект, 2001.
6. Политология: Учебник / Под ред. Г.В. Полуниной. – М.: Акалис, 1999.
7. Пушкарева Г.В. Партии и партийные системы: концепция М. Дюверже // Социально-политический журнал. 1993. № 9,10.
8. Сирота Н.М. Политология: Курс лекций. – СПб.: Паритет, 2000.
9. Сморгунов Л.В. Современная сравнительная политология. – М.: РОССПЭН, 2002.
10. Шишкина Н.Э. Основы избирательного права. – Иркутск, 1998.
[1] Политология: Учебник / Под ред. В.А. Ачкасова, В.А. Гуторова. М., 2006.
[2] Шишкина Н.Э. Основы избирательного права. Иркутск, 1998.
[3] Сирота Н.М. Политология: Курс лекций. СПб., 2000.
[4] Сирота Н.М. Политология: Курс лекций. СПб., 2000.
[5] Политология: Учебник / Под ред. В.Д. Перевалова. М., 2001.
[6] Политология: Учебное пособие / Под ред. Г.В. Полуниной. М., 1999.
[7] Конституционное право зарубежных стран: Учебник / Под ред. В.Е. Чиркина. М., 2006
[8] Сирота Н.М. Политология: Курс лекций. СПб., 2000.
[9] Там же.
[10] Политология: Учебник / Под ред. В.А. Ачкасова, В.А. Гуторова. М., 2006.
[11] Сирота Н.М. Политология: Курс лекций. СПб., 2000.
[12] Конституционное право зарубежных стран: Учебник / Под ред. В.Е. Чиркина. М., 2006.
[13] Конституционное право зарубежных стран: Учебник / Под ред. В.Е. Чиркина. М., 2006.
[14] Сморгунов Л.В. Современная сравнительная политология: Учебник. М.. 2002.
[15] Там же.
[16] Лейкман Э. И., Ламберт Дж. Д. Исследование мажоритарной и пропорциональной избирательной систем. М.: ИЛ, 1958.
[17] Конституционное право зарубежных стран: Учебник / Под ред. В.Е. Чиркина. М., 2006.