Развитие пожарного дела в России

СОДЕРЖАНИЕ: Отношение населения Древней Руси к пожарам. Традиции крестьянской общины как условие для становления общественной пожарной охраны. Пожарная безопасность в условиях становления советской государственности. Проблема централизации управления охраной.

Вопрос 1. Особенности менталитета в средние века и отношение населения Древней Руси к пожарам. Традиции крестьянской общины как условие для становления общественной пожарной охраны

Принципиального изменения самосознания у русичей после принятия православного христианства не произошло. Долгое время в городах, а особенно в деревнях Древней Руси сохранялось двоеверие. Многие традиции славянского и не только славянского язычества были сохранены и постепенно восприняты православными обрядами.

Как язычник, так и христианин в средние века весьма трепетно относился к природным явлениям, считая их посланиями богов, если он был язычником, или божьим знамением, если он был христианином. Поскольку у язычников огонь считался одним из священных начал мироздания, наряду с землей, небом и водой, гасить его, особенно на капищах, было запрещено.

Многие жертвоприношения у русичей были связаны со сжиганием жертвенных животных, продуктов земледелия или предметов домашнего обихода. Считалось, что огонь имеет очистительную силу и является средством общения с богами. Сгорание людей на погребальных кострах воспринималось как священный обряд переселения их душ в лучший (горний) мир, где их ожидают пращуры, перед которыми следует держать ответ за прошедшую жизнь на земле. Священным считался огонь, возникший после ударов молнии, которая воспринималась как огненная стрела бога Перуна, покровителя воинов и кузнецов. Эти категории людей на Руси считались весьма почетными, священным долгом которых было служение интересам всего рода и племени. Считалось также, что жизни древнерусских воинов и кузнецов принадлежат не роду или племени, а их судьбами распоряжается сам Перун, которому они посвящали всех себя без остатка. Первоначально, еще за тысячи лет до образования Киевской Руси, воин и кузнец у славян и других арийских племен выполняли функции жрецов (волхвов), наделенных особым знанием. Обычно такими людьми становились особо посвященные и прошедшие обряд очищения огнем.

Славянские племена являлись одними из потомков древних ариев, расселившихся на огромной территории Евразии от Урала до Альп и от Северного ледовитого океана до Индийского океана. Эти процессы происходили в течение II и I тысячелетия до нашей эры.

Древние арии были огнепоклонниками, и явления йоги, в том числе хождение босиком по горящим углям, не что иное, как необходимый обряд перехода из одного мира в другой, не даром до сих пор про фанатов своего дела говорят; «не от мира сего». Вполне вероятно и то, что таковыми становились люди, прошедшие испытание пожаром, или получившие мощный электрический разряд молнии и оставшиеся в живых.

Более того, все славяне считали древнего бога огня и кузнечного дела Сварога своим покровителем. Поэтому, когда семья переселялась в новую отстроенную избу, хозяйка обязательно переносила в печь угли и золу из старого очага, тем самым символизировалась преемственность покровительства бога огня и домашнего очага в новом доме.

При таком отношении к огню часто возникавшие пожары в деревнях обычно не тушились. Огненная стихия воспринималась в качестве наказания со стороны богов, которое необходимо принять и не противиться воле высших существ. После пожара крестьяне обычно покидали насиженное место и селились либо неподалеку, либо переселялись в другие районы страны. Если крупный пожар возникал в городе, то после него горожане обычно отстраивали свои дома на прежнем месте, либо рядом с пепелищем. Об этом свидетельствовали археологические находки последних десятков лег. Интересно отметить, что если в ходе пожара в городе выгорали несколько улиц, то такие события не находили отражение в местных летописях. Это свидетельствует о том, что и в сельской, и в городской местности в эпоху Древней Руси пожары считались рядовым и повседневным явлением.

Обычным способом борьбы с пожаром на Руси считалась разборка горящего строения при помощи багров и топоров. Но поскольку дома стояли достаточно близко друг к другу, данный метод не мог предотвратить быстро распространяющееся пламя, Поэтому, как правило, погорельцы довольствовались спасением жизни своих близких и уповали на бога, совершая молитву перед иконой, либо жертвоприношение в виде заливания огня молоком или сырыми яйцами. Этот обычай свидетельствовал о фаталистическом отношении к стихии.

Вместе с тем, фатализм русичей сопровождался и упорством в борьбе с огнем. Если в деревне начинался пожар, несмотря на угрозу его быстрого распространения, многие крестьяне вместо того, чтобы бросаться спасать свои вещи, устремлялись на помощь погорельцам и принимали посильное участие в тушении их дома. Это объясняется не только системой взаимной выручки и круговой поруки, которые скрепляли единство рода или верви, но и тем, что многие крестьяне в деревне состояли в кровном родстве друг с другом.

Деревенский коллектив воспринимался многими русичами как единая и большая семья, членам которой они всегда были обязаны оказать всемерную помощь и поддержку. И иначе быть не могло, поскольку именно родственный коллектив являлся главной гарантией в борьбе за выживание в суровых природных условиях и борьбе с огненной стихией. Аналогичные принципы самоорганизации возникали и в городских поселениях, хотя в них кровнородственные связи не имели столь сильного значения, как в сельской местности.

Традиции взаимовыручки у горожан в Древней Руси формировались на основе принципов местного самоуправления, которые предполагали самоорганизацию посадского населения по улицам и кварталам, в которых селились представители одной и той же профессии. Это позволяло наладить кооперацию между мелкими ремесленниками и создать торговые объединения у купцов.

Средневековая цеховая организация, древнерусского города отвечала не только за качество своей продукции, не только выступала поручителем в суде, она обязана была выставлять караулы в ночное время, чтобы обеспечивать порядок в своих кварталах, в том числе и по предупреждению пожаров, оповещать население в случае пожара и тушить огонь собственными силами.

Вывод: Отношение к пожарам в Древней Руси оставалось противоречивым. Пассивное отношение к огненной стихии порождалось первобытным страхом и почтением перед огнем и закреплялось религиозными обычаями и традициями. Вместе с тем, русичи проявляли завидное упорство в восстановлении из пепла своих городов и деревень, и, оказывая друг другу посильную помощь, старались противостоять пожарам, создавая основы общественной самоорганизации, которая предшествовала образованию государственных структур пожарной охраны.

Заключение

Условия, в которых складывались исторические предпосылки формирования противопожарной службы в нашей стране по сравнению с другими странами Европы и Азии были весьма неблагоприятными. Несмотря на это наши предки продолжали упорную борьбу с огненной стихией. Противостояние огню проявлялось в основном в пассивной тактике, которая предполагала разрушение горящих зданий. Можно только удивляться терпению и упорству древних русичей, которые восстанавливали деревни и города после опустошительных пожаров. Это упорство объяснялось не только покорностью к судьбе и спокойному отношению к материальным потерям во время пожаров, но и тем, что русичи стремились постоянно объединять свои усилия в борьбе с огненной стихией и не отступали перед трудностями. Традиции взаимовыручки, которые складывались в борьбе с огнем, помогали русичам преодолевать и другие суровые испытания, которыми богата наша история. Это нашествия иноплеменников и голод, стихийные бедствия и капризы природы.

Вопрос 2. Проблема пожарной безопасности в условиях становления советской государственности. Последствия гражданской войны и военной интервенции

Революция 1917 г. в истории России имеет решающее значение. После нее путь и темпы развития нашей страны резко изменились. Революционные преобразования затронули всё стороны жизни общества и государства. Безусловно, что это нашло свое отражение на организации пожарного дела. Дезорганизация государственной власти, скатывание страны к состоянию гражданской войны, усиление экономического кризиса и распад страны не способствовали поддержанию уровня пожарной безопасности на прежнем месте. После прихода к власти партии большевиков новому советскому правительству пришлось взять на себя всю ответственность за пожароопасное состояние страны.

1. Состояние пожарной безопасности в период становления Советского государства (1917 - 1921 гг.)

После Февральской революции 1917 г. разработка мер по предупреждению и тушению пожаров была возложена на городские и земские общественные самоуправления, в которых в последствии были созданы пожарные комиссии. Здесь полезно на конкретных примерах показать деятельность этих органов.

Отсутствие централизованного руководства в работе всех пожарных организаций сдерживало борьбу с пожарами.

Новый этап реорганизации пожарной охраны в России начался в ноябре 1917 г. По представлению Совета Всероссийского пожарного общества, ранее заявившего о своей готовности взять на себя организацию борьбы с пожарами в России, Всероссийский совет народного хозяйства (ВСНХ) образовал комиссию, которая направила в Совет Народных Комиссаров (СНК) «Проект реорганизации пожарного дела в России». Поскольку управление пожарной охраной решением СНК было возложено на Комиссариат по делам страхования, к нему и поступил этот проект. Там он был всесторонне обсужден известными специалистами пожарного страхового дела.

17 апреля 1918 г. СНК принял декрет «Об организации государственных мер борьбы с огнем». Этим документом было положено начало создания системы обеспечения пожарной безопасности в новой общественно-политической формации. Для охраны достояния Республики Советов от пожаров, руководства, объединения и развития мероприятий по борьбе с огнем учреждался Пожарный Совет под председательством Главного комиссара по делам страхования и борьбы с огнем М.Т. Елизарова. В ведомство Пожарного Совета входили «все вообще дела по изысканию и применению как предупредительных, так и оборонительных мер борьбы с пожарным бедствием». В состав совета вошли 23 чел., среди которых были представители ряда наркоматов (в том числе НКВД, ВЦИК, Всероссийского пожарного общества, Всероссийского профессионального пожарного союза, Общества пожарных техников ).

Для решения текущих дел и ведения делопроизводства Пожарного Совета в составе комиссариата было образовано 3 отдела. Общий отдел по пожарной части занимался вопросами юридического и административного характера. Возглавил отдел председатель Всероссийского пожарного общества А. Н. Цепов. Пожарно-технический отдел под руководством Н.И. Ныркова обеспечивал пожарные команды техникой. Учебно-пожарно-инструкционный отдел , возглавляемый П.К. Яворовским, занимался подготовкой кадров для пожарной охраны, вопросами статистики, противопожарной пропагандой среди населения.

Согласно статье XXI декрета все правительственные, общественные и частные учреждения, организации и лица были обязаны исполнить постановления Пожарного совета и представлять в комиссариат статистические и другие сведения, определяемые Советом.

Широкое представительство в Совете давало возможность оперативно решать организационные вопросы. Уже на 1-й его сессии 21-27 мая 1918 г. были предприняты первые практические шаги по совершенствованию и развитию подготовки кадров и созданию научной базы пожарного дела. Был рассмотрен вопрос о преобразовании пожарно-технического училища, начавшего свою работу в январе 1918 г., в институт, образовании при нем лаборатории и испытательной станции. Под Петроградом, на базе бывшей частной пожарной команды графа А.Д. Шереметева, устраивается «опытная станция по огнестойкому строительству». Здесь же стали проводить испытания различных изобретений в области предупреждения и тушения пожаров. С осени 1918 г. начала проводить работы пожарно-испытательная станция при Кронштадской морской химической лаборатории.

Пожарный совет разработал ряд профилактических и наступательных мер по борьбе с огнем. Одновременно были приняты меры по повышению боеспособности пожарной охраны, улучшению условий службы личного состава пожарных команд. В то же время Пожарный Совет был, по существу, совещательным органом и поэтому не пользовался правом решать обширные задачи, которые перед ним стояли. В ноябре 1918 г. члены Совета выступили с предложением о реорганизации управления пожарной охраны, придания «центральному его учреждению прав и обязанностей не только контрольного характера, но и оперативного... ».

Признавая необходимость такого шага, СНК 1 декабря 1918 г. издал Декрет «Об организации страхового дела в Российской республике», согласно которому Комиссариат страхования и борьбы с огнем был преобразован в пожарно-страховой отдел ВСНХ. На этот отдел было возложено общее руководство и заведование пожарным и страховым делом. Руководить пожарным делом в губерниях должны были пожарно-страховые отделы совнархозов, которые подчинялись коллегиям при этих отделах, состоящим из трех членов (два от губсовнархоза и один от губернского профсоюза пожарных), а в городах и уездах - пожарные отделы местных совнархозов или заменяющие их органы (уездные пожарные отделения и советы).

Вместе с тем, по воспоминаниям выдающегося деятеля пожарно-страхового дела К.М. Яичкова, будущего начальника пожарной охраны советской России, с мест шла тревожная информация о разрушении пожарной охраны. Растаскивалось имущество пожарных команд, люди и конный состав использовались в личных целях. Никто всерьез не занимался комплектацией команд техникой и людьми. Из положенных по штату 25-30 чел. в большинстве городов и уездов команды насчитывали не более 7-8 чел. Говорить об их боеспособности не приходилось.

После Октябрьской революции, несмотря на тяжелейшие условия гражданской войны, разруху и голод, острую нехватку кадров, пожарные Москвы, Петрограда, Ярославля, Тулы, Вятки и других городов России продолжали бороться с огненной стихией, проявляя мужество и героизм.

Днем 26 мая 1918 г. в Москве в результате диверсии на товарной станции Казанского вокзала возник пожар. Пожарные Лефортовской части, первыми прибывшие на место происшествия, увидели, что огонь охватил пять деревянных пакгаузов и быстро распространяется на эшелоны с грузами. Были вызваны почти все пожарные части города и пожарные дружины многих заводов столицы. Создалась крайне сложная обстановка. Семь платформ товарной станции, каждая длиной в полкилометра, были почти сплошь застроены деревянными пакгаузами, навесами, в которых хранили картофель, рыбу, сахар, мешки с семенами подсолнуха, мануфактуру, веревки, одежду и воинское обмундирование, баллоны с кислородом, серу, краски. Между деревянными складами на открытых площадках в беспорядке лежали кипы хлопка и льна, груды каменного угля, лес, доски, дрова. На путях рядом с другими грузами находились по чьей-то преступной халатности оставленные цистерны с нефтью и керосином. Громадное скопление горючего материала создавало крайне трудные условия для тушения. Пламя распространялось с неимоверной быстротой. Море огня и густые облака едкого дыма охватили товарную станцию.

Пожарные Лефортовской, Басманной и Сокольнической пожарных частей первыми вступили в бой с огненной стихией. Ствольщики, не дрогнув, пошли в пекло. Дым был настолько густой, что их не было видно, и только мокрые рукава указывали пройденный ими путь. Но вот пламя дошло до вагонов со снарядами, раздались взрывы. На пожарных посыпались осколки, многие получили ранения, некоторые были убиты. Вышли из строя рукавные линии. В районе пожара поднялся ураган. Множество искр посыпалось на близлежащие жилые дома. Нестерпимый жар, удушливый дым горящих серы и керосина, беспрерывные взрывы снарядов и баллонов с кислородом, казалось, делали невозможным пребывание в зоне пожара. Но люди не отступили. Перегруппировав силы, пожарные повели массированное наступление на огонь со стороны Нижней Переведеновки.

В это время штаб тушения получил новое тревожное известие: на Казанской улице от тепловой радиации загорелись жилые дома. Среди жителей поднялась паника. Потребовалась срочная помощь. Направленные туда Арбатская, Мясницкая и Таганская пожарные части в считанные минуты сумели проложить рукавные линии и преградить путь огню.

Исключительную стойкость проявили пожарные Сокольнической части, которые, находясь в огненной ловушке, не прекращали работу до тех пор, пока не ликвидировали пожар на своем участке. Дружинники завода «Проводник» A.M. Скоробогатов и П.Ф. Добровольский, возглавив группу пожарных и железнодорожников, с риском для жизни потушили выведенный со станции горящий состав с боеприпасами. Шесть часов в очень тяжелых условиях шла борьба с огнем. К восьми часам вечера пожар удалось локализовать. Угроза городу была предотвращена. Из огня удалось вывести более 200 вагонов с хлебом.

9 мая 1920 г. Москва была встревожена взрывами. Оказалось, что вблизи с. Хорошово на Ходынке горят артиллерийские склады, на которых сосредоточено подготовленное для отправки на фронт большое количество снарядов и других боеприпасов. Взрывы сотрясали город. На расстоянии 5-8 км от складов из окон домов сыпались стекла. На место происшествия немедленно выехали семь пожарных частей: Всехсвятская, Пресненская, Сущевская, Сретенская, Тверская, Арбатская, Пречистенская, а также брандмайор А.А. Понофидин и его помощники М.Н. Зудин и В.К. Банке.

Основная задача пожарных состояла в том, чтобы спасти от огня склад Центрвоензага, ВСНХ и радиостанцию. Все они были расположены в непосредственной близости от горящих артиллерийских складов. Брандмайор А.А. Понофидин сформировал из добровольцев оперативную группу. В состав группы вошли: помощник брандмайора Банке, пожарный инспектор Шульц, брандмейстеры Давыдов, Крапчитов, Сергеев, Семенов, Михайлов, помощники брандмейстеров Беляков, Канарейкин, Субботин, Ганин, пожарные Макаров, Панков, Тычинин, Бессонов, Ручкин, Рудой, Железин, Проскалин, Бучкин, Сорокин, Князев, Голованов.

Рискуя жизнью, эти отважные люди выполнили возложенную на них задачу. Тушить пожар было крайне трудно. Воду подавали в перекачку из пруда Ходынского пехотного лагеря на расстояние более 2 км. Из-за недостатка воды для борьбы с огнем пришлось разбирать строения. Только на рассвете следующего дня взрывы снарядов прекратились, и пожар был окончательно ликвидирован. Склад Центрвоензага ВСНХ и радиостанцию удалось спасти.

Президиум Моссовета специальным постановлением от 15 мая 1920 г. выразил благодарность всем пожарным частям, принимавшим участие в ликвидации пожара, а всех добровольцев наградил серебряными часами с надписью: «От Московского Совета Р. и К.Д. за самоотверженность и героизм. 9 .V. 1920 г.». Брандмайора А.А. Понофидина «за предприимчивость, неисчерпаемую энергию и распорядительность, Президиум Моссовета наградил золотым портсигаром с такой же надписью.

Несмотря на героизм пожарных в тяжелейших условиях Гражданской войны система управления пожарной охраны в Советской республике себя не оправдывала. Пожарно-страховой отдел ВСНХ не смог проявить ни умения, ни настойчивости в преодолении трудностей, возникших в работе профессиональных пожарных частей и добровольных пожарных дружин, Его деятельность в отличие от Пожарного Совета носила сугубо административный и явно бесплодный характер и в основном заключалась в издании многочисленных циркуляров.

Отдельные решения Пожарно-страхового отдела ВСНХ были не продуманными и опрометчивыми — свертывается производство пожарной техники, а также проведение научно-исследовательских и других работ в области совершенствования пожарного дела.

В мае 1919 г. в соответствии с решением коллегии Пожарно-страхового отдела была полностью прекращена деятельность Всероссийского пожарного общества, запрещено издание журнала «Пожарное дело», что нанесло непоправимый урон пожарному добровольчеству Страны. Дело в том, что к началу первой мировой войны Императорское Российское пожарное общество объединяло в своих рядах 3600 пожарных дружин и команд, в которых насчитывалось 400 тыс. активных огнеборцев. Многие из них были выходцами из привилегированных сословий. В условиях разраставшейся Гражданской войны часть профессионалов и добровольцев были вынуждены либо эмигрировать, либо устраниться от пожарного дела, поскольку они не желали сотрудничать с Советской властью, поскольку не разделяли идей нового Советского правительства.

В рамках общества плодотворно функционировал в течение многих лет Технический комитет, в котором на общественных началах сотрудничали крупные русские ученые, инженеры, строители, технологи, архитекторы, осуществляющие исследования в области улучшения огнестойкого строительства, химического пожаротушения, противопожарного водоснабжения, разработки пожарной техники и пожарной профилактики. Вся работа Технического комитета с ликвидации общества прекратилась.

Разнообразной и насыщенной была служба советской пожарной охраны в тяжелые и трагические годы Гражданской войны и иностранной интервенции. В период обострения ситуации на фронтах большевики были вынуждены проводить дополнительные мобилизации в Красную Армию бойцов пожарной охраны. В результате текучесть кадров в пожарных командах только возрастала, что еще более подрывало их боеспособность, а бойцы пожарной охраны не получали возможности получить устойчивых практических навыков для тушения огня. В условиях голода и разрухи положение пожарных мало чем отличалось от большинства жителей городов. Голод вынуждал многих уходить в село, в результате чего становилось невозможным сохранение постоянного состава пожарных обозов.

В этих условиях Народному комиссариату продовольствия поручается обеспечить личный состав пожарных команд продовольственным пайком. Военному ведомству предложено направить часть лошадей в распоряжение пожарной охраны. В 1920 г. СТО (Совет труда и обороны) постановил возвратить из рядов Красной Армии всех пожарных работников, прослуживших до призыва в армию в пожарных командах не менее 6 месяцев, для использования их по специальности.

В целях предупреждения массового возникновения пожаров и организации борьбы с ними Постановлением Совета труда и обороны «О мерах борьбы с пожарами» от 23 апреля 1921 г. при НКВД была создана комиссия в составе представителей Наркомата труда, ВЧК и НКВД, а при пожарных отделах губернских и уездных исполкомов — в составе представителей отдела труда, ЧК и пожарных отделов. Эти комиссии получили название «пожарных троек». Им представлялось право через отделы труда привлекать к борьбе с огнем население в порядке трудовой повинности.

При ВСНХ создано Управление охраны промышленных предприятий, в состав которого входит отдел пожарной охраны. На предприятиях вводится штатная должность заведующего пожарной охраной, создаются пожарные караулы и команды, вводятся пожарные уполномоченные, которые избирались из членов фабрично-заводских комитетов с последующим утверждением местной комиссией по борьбе с пожарами.

12 июля 1920 г. СНК принял постановление «О сосредоточении пожарного дела в НКВД». Этим документом пожарное дело отделялось от страхового.

В наступивший период мирного развития советского государства основное внимание было уделено следующим мероприятиям: образованию центрального и местного органов руководства пожарной охраной; развитию и совершенствованию пожарного законодательства, организационно-правовой основы деятельности пожарной охраны; повышению боеспособности пожарных команд и добровольных пожарных дружин; организации системы профессиональной подготовки кадров.

Мероприятия советского правительства по воссозданию пожарной охраны в годы Гражданской войны проходили путем проб и ошибок. Практика военного времени показала необходимость создания централизованной пожарной охраны и сведения функций тушения пожаров и их предотвращения в единое ведомство - НКВД. Это подтверждало и общеисторическую закономерность первых шагов развития советского государства. Она заключалась в том, что большевики были вынуждены отбросить многие идеи о революционном сломе старого государственного аппарата и использовать накопленный практический опыт, в том числе и в строительстве системы пожарной безопасности Российской империи. Следует заметить, что преобразования в пожарной охране РСФСР, несмотря на ряд ошибок в первые месяцы ее существования, позволили выйти к проблеме окончательного сосредоточения пожарного дела в ведении государства.

2. Развитие советской пожарной охраны в 1920-х гг.

С переходом пожарной охраны в ведение НКВД как в центре, так и на местах, в ней устанавливается единоначалие. Созданный в составе Главного управления коммунального хозяйства Центральный пожарный отдел НКВД РСФСР руководил борьбой с пожарами, разрабатывал противопожарные меры, учитывал и распределял пожарную технику, осуществлял руководство пожарными командами идругими пожарными формированиями. В губернских и городских отделах коммунального хозяйства НКВД пожарной охраной ведали соответствующие подотделы.

К концу 1925 г. структура пожарной охраны выглядела следующим образом. В центре ЦПО, в губерниях, областях и автономных республиках - УПО(впервые УПО было создано в Москве 22 декабря 1922 г.), в округах и уездах - пожарные инструкторы, в районах - районные пожарные старосты, в сельсоветах - сельские пожарные старосты. При этих органах в центре, губерниях, областях и автономных республиках были созданы межведомственные пожарные советы и совещания, координирующие работу всех пожарных формирований.

Сложившиеся в годы военного коммунизма методы командования и администрирования мешали работе пожарной охраны в условиях мирного времени. В ряде мест пожарные команды и обозы использовались не по назначению, представители отдельных хозяйственных учреждений вмешивались без надобности в действия пожарных частей при тушении пожаров, что нередко приводило к тяжелым последствиям. Поэтому 4 мая 1921 г. Совет труда и обороны принимает постановление «О мерах к сохранению пожарных обозов и содержанию их в боевой готовности». Это постановление имело для Советской пожарной охраны громадное значение.

В 1921 г. помимо указанного постановления было принято 11 постановлений и распоряжений по вопросам борьбы с пожарами и улучшения пожарного дела в Советской республике. Планомерность и организованность в деле развития пожарного дела проходит красной нитью во всех последующих правительственных актах.

23 марта 1923 г. в Москве состоялась Первая всероссийская пожарная конференция, на которую прибыли пожарные профессионалы, добровольцы заводов и фабрик, профсоюзные и коммунальные работники, сотрудники ВСНХ и наркоматов. Конференция рассмотрела пожарное состояние страны. В резолюциях были намечены текущие и перспективные меры по дальнейшему развитию пожарной охраны. Главное направление деятельности пожарной охраны в ближайшие годы - последовательное усиление профилактической работы и повышение боеспособности пожарных команд и добровольных пожарных дружин. Большое, внимание уделялось дальнейшему развитию сети пожарно-технических школ, механизации пожарных выездов в городах и селах, привлечению широких масс трудящихся к участию в борьбе с пожарами.

Пожарные части переходят на трехсменное дежурство. Об укреплении противопожарной службы свидетельствует целый ряд знаменательных событий. В июле 1924 г. утверждается Устав добровольных пожарных организаций, что позволило на этой правовой основе уже в ближайшие годы создать 19930 дружин. В сентябре 1924 г. начал выходить журнал «Пожарный».

Пропаганда пожарного дела, безусловно, предполагала систему мер поощрений пожарных за их нелегкий труд, сопряженный с риском для жизни. Правительство РСФСР 16 апреля 1923 г. наградило Московскую пожарную команду орденом Трудового Красного Знамени - высшим знаком отличия на фронте труда. В грамоте о награждении говорилось, что трудовой подвиг Московской пожарной команды выразился в героизме при тушении грандиозных пожаров.

8 февраля 1923 г. произошел крупный пожар в здании партийно-советской школы г. Краснодара. В большом четырехэтажном здании с деревянными перекрытиями не было брандмауэров, и огонь быстро распространился по пустотам. Создалась угроза всему кварталу - жилым домам, школе, медицинскому институту и типографии.

Краснодарская пожарная команда блестяще выдержала трудный экзамен. Пятьдесят пожарных вступили в борьбу с огнем. Они работали бессменно в течение 24 часов. Одиннадцать из них получили ранения и ожоги, но не покинули свои посты, пока пожар не был потушен. Краснодарская пожарная команда за успехи в работе и проявленную самоотверженность в борьбе с пожарами в 1923 г. была занесена на Красную доску пожарных организаций РСФСР и награждена орденом Трудового Красного Знамени.

В целях поощрения лучших пожарных НКВД в сентябре 1925 г. учреждает два знака отличия — серебряный и золотой. Первым награждали за полезную работу при наличии стажа 25 лет, вторым — при стаже 35 лет. Решением Наркомата труда в 1926 г. профессия пожарного по степени вредности и опасности была отнесена к высшей категории. По этой классификации труд пожарных стоял в одном ряду с такими, как производство взрывчатых веществ, добыча угля, воздушный и подводный флот.

Пожарные части переводятся на трехсменное дежурство, что способствовало более рациональному применению личного состава для повседневных работ и позволяло привлечь для тушения отдыхающие смены только в крайней необходимости. Облегчение труда пожарных, достаточно внимательное отношение власти к проблемам пожарной безопасности делало службу советских огнеборцев более престижной, чем их коллег в Российской империи.

В СССР стало больше внимания уделяться и проблеме пожарной безопасности села. В декабре 1929 г. был решен вопрос о создании сельских добровольных пожарных дружин, в первую очередь там, где организовывались колхозы, совхозы, машинно-тракторные станции (МТС). Если в дореволюционной России в центральной ее части насчитывалось 3,5 - 4 тыс. сельских ДПД, то в 1929 г. их число возросло до 28 тыс. На каждый сельский район в среднем приходилось по 29 пожарных насосов.

30 января 1930 г. ВЦИК СССР утвердил Закон «О службе в пожарных организациях», а в мае 1930 г. НКВД издает «Единый нормативный Устав для добровольных пожарных организаций». Сохраняя основные положения Устава 1924 г., этот документ подчеркивал, что членом общества может быть тот, кто принимает непосредственное участие в борьбе с пожарами или стихийными бедствиями.

В восстановительный период страна остро ощущает потребность в топливе. 13 июня 1923 г. Совет труда и обороны утвердил программу внеочередных работ по противопожарному обеспечению складов Всероссийского торгового нефтяного синдиката, ставшую, по существу, первым развернутым нормативным документом, регламентирующим конкретные пожарно-профилактические меры как строительного, так и режимного характера.

8 декабря 1923 г. Совет труда и обороны принимает постановление «О статистическом учете пожаров». До этого эти функции с июня 1921 г. выполнял подотдел пожарной статистики при статистическом отделе НКВД. Этим документом Главное управление государственного страхования должно было ввести на всей территории СССР единую государственную систему статистического учета пожаров. По неполным данным в 1924 г. зарегистрировано свыше 70 тыс. пожаров, из которых 65 тыс. приходилось на сельскую местность.

Ряд крупных пожаров на промышленных предприятиях показал, что их причиной явилось безответственное отношение к вопросам пожарной безопасности руководителей заводов и фабрик. По предложению ЦПО НКВД: 15 апреля 1927 г. СНК РСФСР издает постановление «О мерах охраны государственных и имеющих государственное значение предприятий, складов и сооружений», согласно которому ответственность за принятие противопожарных и иных мер охраны фабрик, заводов, мастерских, складов возлагается персонально на руководителей. Это постановление в значительной мере дисциплинировало тех руководителей, которые не придавали необходимого значения сохранению государственного имущества. Пожарная охрана получила возможность активно воздействовать на лиц, ответственных по закону за пожарную безопасность.

Советское правительство не ограничивается только мерами повышения ответственности руководителей за пожарную безопасность предприятий. ВЦИК и СНК РСФСР своим постановлением от 18 июня 1927 г. утверждают подготовленное ЦПО НКВД важное Положение «Об органах государственного пожарного надзора в РСФСР». В этом документе указывалось, что руководство пожарной охраной на территории РСФСР принадлежит НКВД РСФСР и НКВД автономных республик. Они осуществляли свои функции через ЦПО Главного управления коммунального хозяйства, начальник которого утверждался наркомом внутренних дел РСФСР.

Положением устанавливался порядок образования местных пожарных органов, определялись функции Центрального и местных органов пожарного надзора, призванных осуществлять руководство, контроль и надзор за состоянием пожарной охраны во всех коммунальных, ведомственных и общественных организациях. С созданием государственного противопожарного надзора (ГПН) начинается планомерное осуществление профилактических мероприятий. На всех крупных предприятиях и промыслах, впервые вводятся пожарно-технические обследования. Вопросы пожарной безопасности становятся предметом широкой агитации и пропаганды. В 1929 г. вводятся «Правила и нормы для промышленного строительства».

Создание Государственного пожарного надзора явилось закономерным развитием Декрета СНК «Об организации государственных мер борьбы с огнем»». Все вышеуказанные постановления подводили нормативную и организационно-административную базу под выполнение планов по индустриализации страны, поскольку без должного уровня обеспечения правил пожарной безопасности стремительное развитие промышленного строительства могло обернуться целой серией крупных техногенных катастроф. Это привело бы к усилению экономического кризиса, ещё более дезорганизовало народное хозяйство и нанесло непоправимый материальный ущерб, унесло жизни тысяч людей.

За период со дня перевода пожарной охраны в НКВД РСФСР пожарное дело в республике заметно улучшилось. Были осуществлены мероприятия по организации управления пожарным делом, упорядочению учета пожаров, налаживанию производства технических средств борьбы с пожарами, поднятию боеспособности профессиональных пожарных частей, развитию сети подготовки пожарных специалистов и внедрению в пожарное дело достижений, науки, привлечению широких масс трудящихся к участию в борьбе с пожарами.

3. Решение проблем материально-технического оснащения советской пожарной охраны

Государственными структурами были приняты меры организационного порядка для поддержания и укрепления пожарной охраны в годы тяжелого экономического положения страны.

В 1921 г. было введено страхование имущества от пожаров частных хозяйств, а позже государственных и кооперативных организаций. В этом же году СНК принимает Декрет «Об обязательном отчислении от прибылей страховых учреждений РСФСР на содержание местных пожарных организаций». Размер отчислений был установлен в 20% от чистой прибыли операций по страхованию от огня.

Первые усилия пожарной охраны были направлены на сбор, ремонт, пополнение и перераспределение пожарного инвентаря, на организацию и укрепление пожарных команд, постов и дружин. Не хватало лошадей, фуража и многие команды стремились перейти на автомобильную тягу. Чаще всего командам удавалось получить испорченные машины военных ведомств или их приходилось изыскивать во всевозможных комитетах и органах снабжения. Пожарные научились делать из иностранных машин разных марок пожарные автоходы. Переход на автотягу, естественно, направил мысль на использование автомобильных моторов для подачи воды, и тут пожарные проявили большую изобретательность: моторы к автомобилям приспосабливали не только к центробежным и коловратным насосам, но и к ручным трубам.

Для усиления мобильности пожарных команд правительство принимает решение провести срочную мобилизацию 3 тыс. лошадей, годных для службы в пожарных командах. Эта мобилизация осуществлялась во всех гражданских и военных учреждениях. На рабоче-крестьянскую инспекцию возлагается контроль за срочным исполнением этого решения.

Этим не ограничиваются меры, принятые государственными структурами РСФСР по восстановления и планомерному развитию пожарной охраны, повышению ее боеспособности. Для быстрой переброски пожарных команд при стихийных бедствиях на железнодорожной сети республики были сформированы семь пожарных поездов, укомплектованные специально подготовленным личным составом. Пожарные поезда, оборудованные насосами, а также снабженные соответствующим запасом воды, самостоятельно решали сложные тактические задачи. Им было дано разрешение на беспрепятственное передвижение по железной дороге. Личный состав поездов успешно тушил пожары в пристанционных складах, а также в прилегающих к железной дороге городских строениях. Особенно отличались команды Самарского, Московского и Смоленского пожарных поездов.

Постановлением СНК от 7 июня 1921 г. «Об учете пожарного имущества в Республике» средства пожаротушения и спасания людей, перечень которых был опубликован в Постановлении, подлежали перераспределению. Это позволило не только сохранить имущество команд, но и на государственном уровне укомплектовать их за счет других ведомств. Правительство Советской республики изыскало возможность в тяжелое для экономики время выделить более 50 тыс. руб. золотом для закупки за границей самого совершенного пожарного оборудования и в первую очередь автонасосов. Они поступили в пожарные команды крупных городов (Москвы, Ленинграда и др.).

В 1922 - 1923 гг. введен учет государственных и частных промышленных предприятий, изготавливающих различную пожарную технику, приняты меры по созданию более совершенной техники и способов борьбы с пожарами. На повестку дня встал вопрос об использовании авиации в борьбе с лесными пожарами. К концу 1925 г. пожарные части получают пожарные машины отечественного производства. Ленинградский гидромеханический завод выпустил серию первых пожарных машин (30 шт.) на восстановленных шасси старых грузовиков. Позднее этот завод специализируется на изготовлении пожарных мотопомп и коловратных насосов.

В Москве на заводе Автопромторга (Миусский) в июне 1925 г. был выпущен первый пожарный автомобиль. В дальнейшем этот завод выпускал 10 автомобилей в месяц, что для того времени было большим достижением. Для этих автомобилей использовали преимущественно шасси ФИАТ грузоподъемностью 1,5 т и 2-3 тонные шасси «Паккард» после восстановительного их ремонта. В июле 1926 г. Ленинградский завод «Промет» объединения «Тремасс» (трест заводов массового производства) выпустил первый автомобиль на отечественном шасси АМО-ф-15 с насосом производительностью 1200 л/мин. С 1927 г. стали использовать шасси только отечественного производства (АМО-4 грузоподъемностью 1,5 тс и ЯЗ грузоподъемностью 3 тс).

Во второй половине 1920-х гг. в стране происходил бурный рост промышленности, что позволило провести перевооружение профессиональной пожарной охраны. Взамен конных обозов в части стали поступать автоцистерны, пожарные насосы, пеногоны, мотопомпы отечественного производства.

Вместе с тем, развитие таких отраслей промышленности, как металлургическая, оборонная, повлекло за собой появление большого количества пожароопасных предприятий, на которых часто, особенно в период отработки технологических процессов и пуска цехов, происходили аварии, сопровождавшиеся крупными пожарами. И вновь бойцы пожарных частей проявляли мужество и стойкость при защите этих объектов от огненной стихии. При этом пожарные не всегда имели в своем распоряжении технику и вооружение, достаточные для тушения в масштабах крупных промышленных объектов. С течением времени объектовые команды стали получать его, причем производимого при опоре на производственные мощности вновь созданных индустриальных гигантов, построенных в годы первых пятилеток.

В 1938 г. в Наркомате машиностроения, где было сосредоточено производство противопожарного оборудования, создается специальный главк (ГлавУППО). План этого главка по согласования с ГУПО предусматривал замену устаревших изделий новыми типами пожарных автомобилей, насосов, инвентаря.

К концу 1930-х гг. ушли в прошлое конные пожарные обозы с ручными насосами. Перевооружение советских пожарных команд на основе автомобильной тяги, применение пеногенераторных установок, автоцистерн и мотопомп значительно повысили возможности огнеборцев в борьбе с пожарами, в том числе возникавшими по причине нарушений технологических условий, правил техники безопасности и других аварий техногенного характера. Старая российская пожарная каланча утратила свое предназначение. На смену ей пришли: электрическая сигнализация, телефон, телеграф.

В деле технического и материального оснащения советской пожарной охраны был получен серьезный положительный результат. Пожарные команды получили на вооружение автотранспорт, электросигнализацию, телефон, различные технические средства тушения и эвакуации. Все это позволило перейти к наступательной тактике в борьбе с огненной стихией и обеспечить снижение опасности возникновения пожаров в стране, несмотря на стремительный рост количества и масштабов промышленных предприятий.

4. Развитие пожарной охраны в 1930-х гг. Проблема централизации управления пожарной охраной

В начале 1931 г. НКВД РСФСР постановлением ЦИК и СНК упраздняется, и пожарная охрана вновь, как и в первые годы становления Советской власти, будет переходить из ведомства в ведомство. Пожарной безопасностью в 1931 г. на территории РСФСР занималось 18 различных ведомств. Журнал «Власть Советов» (№ 16) писал: «едва ли найдется еще одна отрасль советского строительства, которая была бы так раздроблена между отдельными ведомствами. В Ленинграде имеется 293 пожарных команды, которые находятся в подчинении 11 ведомств».

4 марта 1931 г. СНК РСФСР издал документ о централизации пожарной охраны республики, которая переходит в ведение ОГПУ. Ведомственная осталась лишь в НКПС, на Военно-морском Флоте и НК водного транспорта. Охрану лесов от пожаров СНК СССР постановлением от 14 мая 1931 г. возложил на ВСНХ.

Несмотря на проведение очередной реорганизации, пожарные самоотверженно защищают народное добро от пожаров и в новых условиях. В газете «Известия» от 10 апреля 1931 г. опубликовано постановление Президиума ЦИК СССР о награждении участников борьбы с огненной стихией на Майкопских нефтепромыслах. В числе удостоенных высокой награды Родины — ордена Ленина, были и пожарные: И. Котов, Ф. Банников, В. Пилигин, Г. Мамиконянц. Это первые работники пожарной охраны, удостоенные высшей правительственной награды СССР.

20 июля 1931 г. постановлением ВЦИК и СНК Главное Управление Коммунального хозяйства при СНК РСФСР (куда оно было передано после ликвидации НКВД РСФСР в январе 1931 г.) преобразовывают в Народный комиссариат коммунального хозяйства (НККХ), в ведение которого было передано пожарное дело, для руководства которым создается Центральное Управление пожарной охраны (ЦУПО НККХ РСФСР). В сферу его деятельности вошло руководство пожарной охраной городов и сельской местности.

В конце 1931 г., оценивая работу пожарной охраны НККХ, экономический Совет РСФСР в своем постановлении отметил недостаточность темпов внедрения огнестойкого строительства, производства противопожарного оборудования, текучесть кадров. Пожарная охрана оборонных и особо важных промышленных центров и объектов остается в ведении ОГПУ и военизируется. С 1934 г. советская пожарная команда стала называться ВПО - военизированная пожарная охрана.

Однако главным продолжал оставаться вопрос предупреждения пожаров самим населением. Разовые кампании заменяются массовыми профилактическими мероприятиями. Все вновь поступающие на работу на фабрики и заводы в обязательном порядке стали, проходить пожарно-технический минимум. Заботу о соблюдении противопожарного режима перенесли непосредственно на цеха, участки, где создавались ячейки пожарных добровольцев. Их организация осуществлялась по профсоюзной линии, а практические занятия проводил начсостав пожарных команд предприятий.

Мера эта была во многом вынужденной, поскольку в СССР в годы первой пятилетки было сооружено более 5 тыс. промышленных предприятий, персонал которых постоянно менялся. Текучесть кадров, низкий уровень технических знаний и трудовой дисциплины создавали огромную опасность аварий на производстве, в том числе и крупных пожаров. Например, такое событие произошло в одном из цехов строящегося тогда гиганта советской индустрии - Уралмаша - Уральского завода тяжелого машиностроения (УЗТМ).

19 декабря 1933 г. там произошел крупный пожар. Покрытие нового кузнечно-прессового цеха площадью более 100 тыс. кв. м было выполнено из деревянных конструкций. Кроме того, в цехе была возведена временная деревянная стена. Здесь же находились баллоны с кислородом, временные электролинии. Внезапно стена запылала, пламя перебросилось на деревянное покрытие и, превратившись в лавину огня, двинулось вглубь цеха. В цехе находились трубопроводы с генераторным газом, что способствовало быстрому распространению пожара. Прибывшие пожарные приняли смелое решение: проникнуть внутрь цеха, чтобы не допустить гибели уникальных прессов стоимостью несколько миллионов рублей, от которых зависела работа всего завода. Рискуя жизнью, в тяжелых условиях (высокая температура, сильное задымление, постоянное падение горящих деревянных конструкций) ствольщики вошли в горящий цех и образовали вокруг прессов водяную завесу. Стена воды и пара как бы отсекла прессы от горящего помещения. Цех сгорел, но прессы удалось отстоять.

В 1937 г. произошла авария и крупный пожар на Воронежском заводе синтетического каучука. В горящем цехе находились рабочие, которым угрожала неминуемая гибель. Бойцы военизированной пожарной команды по. охране завода под прикрытием водяных струй проникли в горящее здание и спасли остававшихся там рабочих. Благодаря исключительному мужеству и стойкости бойцов, пожар удалось локализовать в пределах одного цеха. Завод был спасен, и уже через несколько дней работал на полную мощность, давая стране дефицитный каучук. Семеро пожарных: A.M. Казин, И.Д. Жестовский, Т.К. Рябузов, А.И. Колесников, И.Г. Золотарев, Е.А. Сысоев и Л.А. Гостев, выполняя свой долг, погибли.

17 июля 1934 г. декретом ЦИК СССР был образован Народный Комиссариат Внутренних Дел СССР. В его состав вошло и вновь созданное Главное управление пожарной охраны (ГУПО). На это Управление и его органы, на местах был возложен государственный пожарный надзор на всей территории страны, пожарная охрана объектов, имеющих особо важное государственное значение. Централизация управления пожарной охраны была вызвана рядом причин.

Основные из них:

· необходимость обеспечения надежной защиты от огня народного достояния;

· настоятельная потребность в специализированных кадрах;

· отставание в разработке и снабжении пожарных команд техникой;

· отсутствие централизованного руководства при возникновении крупных; пожаров и аварий.

Важным шагом в развитии пожарной профилактики явилось принятие ЦИК и СНК СССР 7 апреля 1936 г. «Положения о Государственном пожарном надзоре». Этот документ стал основополагающим в работе по предупреждению пожаров в стране, и действовал до 1977 г.

6 мая 1938 г. постановлением СНК СССР было утверждено Положение о ДПД, а ведомственная пожарная охрана восьми городов, в том числе Москвы, Ленинграда и Свердловска, была передана в ведение ГУПО.

26 февраля 1938 г. СНК СССР издал постановление «Об улучшении проектного и сметного дела и об упорядочении финансирования строительства». Во исполнение постановления Комитет по делам строительства при СНК СССР в ноябре 1938 г. разработал новые общесоюзные противопожарные нормы строительного проектирования промышленных предприятий, с введением которых устанавливается классификация материалов, конструктивных элементов зданий и целых производств по степени их огнестойкости и пожарной опасности, устраняются противоречия и неточности в этих вопросах. Таким образом, закреплялся практический опыт, достигнутый в годы, первой и второй пятилеток ценой гибели людей и ценного промышленного оборудования и сырья.

В 1939 г. в Европе началась Вторая Мировая война. Советская пожарная охрана усиленно стала готовиться к действиям в боевых условиях, с учетом того, что авиация и артиллерия фашистской Германии в массовом порядке применяли бомбардировку и обстрелы не только прифронтовой полосы, но и мирных городов с гражданским населением. Эта задача была облегчена тем, что еще в 1934 г. пожарные команды вновь стали милитаризованными. Приказом НКВД СССР в 1940 г. был введен в действие «Боевой устав пожарной охраны», «Устав внутренней службы в пожарной охране» и ряд других документов, регулирующих деятельность пожарной охраны. Принятие новых руководящих документов фактически переводило пожарную охрану в СССР на военное положение.

Изучая опыт военных действий в Европе и особенно массовые авиационные налеты на Лондон, и другие города Англии, руководство пожарной охраны приняло решение в конце 1940 г. о массовом обучении населения правилам пожарной безопасности, приемам и тактике борьбы с зажигательными средствами. С этой целью ГУПО совместно с ЦНИИПО провели изучение тактических приемов тушения массового сброса зажигательных бомб. Эксперименты были проведены в районе Рыбинского водохранилища, где авиационные объединения Красной Армии сбрасывали бомбы на заброшенный поселок.

Предвоенный период характеризовался значительной организаторской работой ГУПО, в составе которого трудились патриоты пожарного дела Д.М. Корельский, МИ. Земский, Н.А. Тарасов-Агалаков, А.И. Королев, С.Г. Соловьев и другие.

Развитие пожарной охраны в 1930-х гг. прошло периоды взлетов и падений. Дезорганизация экономики в начале 1930-х гг. болезненно отразилась на уровне пожарной безопасности в стране, существенно подорвала боеспособность пожарных команд. Вместе с тем, возврат к систем единоначалия, милитаризация пожарной охраны и обеспечение ее квалифицированными инженерными и командными кадрами позволили не только восстановить утерянные позиции, но серьезно укрепить состояние дел по предотвращению пожаров и их тушению накануне начала Второй Мировой войны. Данные обстоятельства имели существенное значение в деле повышения обороноспособности СССР накануне великих испытаний. Советскую пожарную охрану ждал суровый экзамен на прочность в грядущем столкновении с блоком фашистских государств и в состоянии фактической международной изоляции.

Заключение

Советская пожарная охрана за первые два десятилетия своего развития сделала огромный шаг вперед, по сравнению с предыдущим периодом истории пожарного дела в Российской империи. Принципиальным отличием советской пожарной охраны стало создание системы централизованного управления, охват всего населения мерами по поддержанию правил пожарной безопасности, создание системы учебных заведений и развитие научных обществ. Это стало возможным потому, что новая власть «повернулась лицом» к решению проблемы пожарной безопасности и при этом сумела мобилизовать все имеющиеся ресурсы в заданном направлении. Ничего подобного в дореволюционной пожарной охране достигнуто не было. Таким образом, в пожарном деле России после 1917 г. наметился революционный прорыв.


Литература

1. Г.А. Скипский Курс лекций «История пожарной охраны».

2. М.П. Трачук Из истории развития пожарной охраны в России.

3. Н.Н. Щаблов Пылающая Русь. Страницы из истории пожарного дела государства Российского.

4. М.Н. Зуева, А.А. Чернобаева История России

5. А.С. Орлов, В.А. Георгиев История России.

Скачать архив с текстом документа