Развитие самосознания
СОДЕРЖАНИЕ: Внешний облик подростка как предмет исследования, заботы, подражания и поиска индивидуальности. Половая идентификация личности. Чувство взрослости - отношение подростка к себе как к взрослому, ощущение и осознание себя в какой-то мере взрослым человеком.Развитие самосознания
ВВЕДЕНИЕ
Отрочество- возраст напряженной внутренней жизни человека, тонких рефлексий, заводящих подростков в такие глубины таинств человеческой психики, что порой дух захватывает от диапазона образов, теснящихся во внутреннем мире потрясенного отрока.
В подростковом возрасте последовательно появляются две особые формы самосознания: чувство взрослости и «Я-концепция».
Развивающееся самосознание в отрочестве определяет духовную работу в отношении определения «внутренней позиции», в основе которой лежит стремление быть ответственным за себя, за свои личностные качества, за свое мировоззрение и за способность самостоятельно отстаивать свои убеждения. Подросток сензитивен к своему развитию, поэтому он начинает интенсивно продвигаться в развитии всех звеньев самосознания.
Когда говорят, что ребенок взрослеет, имеют в виду становление его готовности к жизни в обществе взрослых людей, причем как равноправного участника этой жизни. Конечно, подростку еще далеко до истинной взрослости - и физически, и психологически, и социально. Он объективно не может включиться во взрослую жизнь, но стремится к ней и претендует на равные со взрослыми права.
1. СТАНОВЛЕНИЕ САМОСОЗНАНИЯ
1.1 ВНЕШНИЙ ОБЛИК ПОДРОСТКА
Внешний облик – предмет исследования, заботы, подражания и поиска индивидуальности.
Подростку предстоит в сфере развития его самосознания приспособиться к своему телесному, физическому облику. От отрицания себя телесного через кризисные переживания и подвиги физического самосовершенствования он должен прийти к принятию уникальности своей телесной оболочки и принять ее как единственно возможное условие своего материального бытия. Это многотрудный путь, который при всей заботе, любви и понимании близких отрок проходит сам.
В разных культурах отроки испытывают разные по содержанию проблемы, связанные с телесным развитием. Идентификация с телом происходит в соответствии с традиционным отношением к нему в культуре, к которой принадлежит подросток. Части тела могут быть приняты как «хорошие» в той мере, в какой это дозволяется культурой. Телесное сознание отражает конфликт исторического, культурного отношения к телу. В сознании подростка могут быть «беспокоящие области», заставляющие его испытывать смущение одновременно с затаенным интересом к ним. Об этом еще писал Н.Бердяев в своем «Самопознании». На это указал Э. Эриксон: «Несомненно, что этот подросток в своих самых интимных чувствах отделен от его половых органов, их все время называли «private», потому что даже для него они были слишком секретны, чтобы их касаться».
Ощущение развития себя телесного фиксирует внимание подростка на теле и занимает сферу его мыслей и чувств. Физические ощущения, соединяясь с социальными ожиданиями, формирует сложную гамму переживаний подростков. В то же время отрок начинает ощущать, что он живое существо.
Особое значение для подростка приобретает его лицо. Все части тела подвергаются ревизии, которой сопутствуют тревога, неуверенность в себе и одновременно надежда на свою привлекательность. Углубленная рефлексия на свою внешность и тревога по ее поводу наряду с другими возрастными проблемами создают у подростков общее напряженное выражение, которое сопутствует возрасту.
Для подростков особую значимость приобретает одежда. У них свой автономный от взрослых стиль: чаще спортивный или диско.
Однажды один непосредственный подросток на вопрос, чем же человек отличается от животных, сказал: «У человека есть одежда, прическа и он умеет улыбаться!». В этом суждении выявляется значимость внешнего вида. Одежда, прическа и лицо - вот предметы первоочередной заботы подростка.
Притязание на признание в отрочестве направлены на реализацию себя в сфере физического, умственного и личностного развития. В этом возрасте обострена потребность в признании «самости» (уникальности) при психологической зависимости от сверстников, поэтому эффективно подросток соединяет эгопозицию «Не путайте меня с другими» и конформную позицию «Мы – группа сверстников» - ведь общение со сверстниками выступает как потребность и значимая деятельность.
Отрочество – возраст противоречивых состояний, мотивов, ценностных ориентаций и поступков. Максимализм и лабильность полярных позиций определяют противоположные тенденции в проявлениях подростков: от глубинной идентификации с другим к резкому отчуждению от других; от альтруизма к жестокости; от страха смерти до суицидальных попыток. Все эти позиции могут преломляться в сознании подростка и как условия реализации его притязаний на признание.
В отрочестве в условиях родительской семьи представление о фамильном « Мы» претерпевает изменения и деформацию. Подросток может занять негативную позицию, может потерять уверенность в своей личной значимости для членов своей семьи, может пережить и другие катаклизмы, связанные с психологическими особенностями возраста, с особенностями статуса и психологического климата семьи и характером отношения к общей социальной ситуации.
В условиях учреждений интернатного типа трудности возраста усугубляются. Подросток, лишенный родительского попечительства, еще в большей мере, чем подросток из семьи испытывает и переживает неуверенность в себе, в своей ценности для других, отчужденность, многочисленные комплексы.
Подростки весьма озабочены собственной духовной, интеллектуальной, волевой сферой. Специфичным для них является фиксация на реальных или воображаемых недостатках. «Некрасивый», «неумный», «безвольный» и другие оценки, выражающие отсутствие достоинств и положительных качеств, выступают на первый план самооценки подростка. Сравнения со сверстником, которые делает подросток, чаще всего оборачиваются против него. Это дает пищу для рефлексии, направленной не столько на самосовершенствование, сколько на переживания по поводу своего несовершенства.
1.2 ПОЛОВАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ
Половая роль представляет собой набор предписаний и ожиданий, который предъявляет общество к индивиду в соответствии с его половой принадлежностью. Отношение индивида к собственной половой принадлежности и к атрибутам соответствующей роли выражается в его полоролевой позиции.
Общество строго регламентирует полоролевую позицию индивида в соответствии с его половой принадлежностью. В некоторых обществах и архаичных культурах действовали особые механизмы, регулирующие полоролевые позиции своих членов,- ритуалы выбора индивидом мужской или женской половой роли. Для осуществления такого выбора сородичами устраивался особый строгий экзамен на право выполнять роль мужчины (инициация). Этот ритуал требовал от мальчика силы, бесстрашия, самообладания. Продуктом половой дифференциации является психологический пол личности-основанная на самосознании и ценностных ориентациях полоролевая позиция личности, реализуемая ею в поведении и деятельности.
С момента определения так называемого паспортного пола новорожденного ребенка начинается процесс его половой социализации - формирование в соответствии с половой ролью устойчивых форм социального поведения. В пубертатный период процесс половой социализации достигает кульминации. У подростка с появлением вторичных половых признаков возникает специфический интерес к противоположному полу, и формируются его психосексуальные ориентации. Вместе с тем он нередко остро переживает степень своего соответствия или несоответствия принятой им половой роли.
В ранней юности половое развитие вступает в свою завершающую фазу, психосексуальные установки и ориентации приобретают относительную устойчивость и задают определенный «сценарий сексуального поведения» (И.С.Кон). Для многих это возраст первой влюбленности, период эротических фантазий и в ряде случаев начала половой жизни.
Именно в отрочестве человеку предстоит интенсивно осваивать мужские и женские роли. Современные подростки имеют возможность знакомиться с взаимоотношениями мужчин и женщин не только в жизни и искусстве, но также в бульварной литературе и кино. Наряду с образом рыцаря, героя, супермена, настоящего мужчины мальчик может найти образы мужского поведения в демонстративном мачо, в холодном убийце, в безудержном и агрессивном задире. Такой же широкий диапазон женских ролей предстает перед девочкой.
Половая идентификация обостряет в подростке его рефлексивные способности на становление новых, более взрослых отношений с ровесниками обоих полов. Но все это пока лишь новые тенденции. Подросток только лишь выходит из детства.
Помимо поведения, связанного с общением мужчин и женщин, подросток ориентируется на их профессиональные виды деятельности. В наше время почти каждая профессия может быть деятельностью мужчины и женщины, что ставит подростка в позицию ответственности перед индивидуальным выбором именно своего дела в жизни.
1.3 ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ ЛИЧНОСТИ
Подросток живет в настоящем времени, но для него большое значение имеют его прошлое и будущее – область предполагаемого. Мир его понятий и представлений переполнен не оформленными до конца теориями о самом себе и о жизни планами, на свое будущее и будущее общества.
Мир подростка насыщен идеальными настроениями, выводящими его за пределы обыденной жизни, реальных взаимоотношений с другими людьми. Конкретное содержание его представлений весьма изменчиво и неодинаково. Подросток постепенно начинает брать на себя позиции взрослого. Объектом самых важных его размышлений становятся будущие возможности, связанные с ним лично.
1.4 СОЦИАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО
Для подростка социальное пространство предстает в реальности общения, а также в самостоятельно существующей в ней реальности обязанностей и прав.
Общение для подростка – исключительно значимая деятельность и условия бытия, имеющие для него особенный смысл.
Содержание общения отражено в специфике вербального языка подростков и в невербальных язычных формах. Языковая культура подростков содержит стремление к нескольким тенденциям:
1) овладеть системой словесных и невербальных знаков, образующих язык, выступающий в значениях родной культуры;
2) овладеть системой словесных и невербальных знаков, образующих язык подростковой субкультуры;
3) развить в себе способность оперировать в социальном пространстве значениями современной системы словесных знаков, придавая отдельным значениям уникальные смыслы и тем самым, утверждая себя как неповторимую личность. Следуют отметить, что очень часто в подростковой речи встречается празднословие и сквернословие.
На данном этапе у подростка начинают формироваться свои ценностные ориентации. Соединение двух тенденций – быть «как все» и, стало быть, уметь следовать нормативному поведению и одновременно быть «иным», чем другие, создает для подростка большую напряженность при выборе своего поведения.
Именно в отрочестве начинает проявляться тенденция к личностному развитию, когда сам подросток прилагает усилия к становлению как личности. В этот период происходит явная интенсификация развития одновременно в двух направлениях:
стремление к освоению и овладению всем диапазоном социального пространства;
стремление к рефлексии на свой внутренний, интимный мир.
В отрочестве намечается еще больший, чем в детстве разрыв в том, как разные подростки проходят путь от естественной инфантильности детства до углубленной рефлексии и выраженной индивидуальности личности. Поэтому мы наблюдаем это типичное для нашего времени, нашей культуры разделение диапазона возрастного спектра на два уровня, где на нижнем располагаются инфантильные дети, подростки по возрасту, а на верхнем - те, кто символизирует своими психическими и социально-политическими достижениями потенциальные возможности возраста.
В подростковом возрасте многие отроки начинают стремится утвердить себя в качестве лидера. Подростки, готовые к социально-политической рефлексии, становятся практическими лидерами, они выступают как образец для инфантильных сверстников и положительно влияют на их ориентацию и продвижение в процессе учебы. По существу, эти подростки и есть лидеры. Лидерство-это способность человека с открытым сознанием рефлексировать и соответственно оказывать влияние на людей, превращая их в единомышленников, направляя их усилия на достижения общих значимых целей. На вершине своего развития лидер формирует у себя ответственное отношение к себе, другим людям, природе и предметному миру.
2. ФОРМЫ СОЗНАНИЯ
2.1 ЧУВСТВО ВЗРОСЛОСТИ
Чувство взрослости - отношение подростка к себе как к взрослому, ощущение и осознание себя в какой- то мере взрослым человеком. Это субъективная сторона взрослости считается центральным новообразованием младшего подросткового возраста (11-13 лет).
Чувство взрослости проявляется в стремлении к самостоятельности, желании оградить некоторые стороны своей жизни от родителей.
Наряду с чувством взрослости Д.Б.Элькониным рассматривается подростковая тенденция к взрослости - стремление казаться и считаться взрослым. Желание выглядеть в чужих глазах взрослым усиливается, когда не находит отклика у окружающих.
Развитие взрослости в разных ее проявлениях зависит от того, в какой сфере пытается утвердиться подросток, какой характер приобретает его самостоятельность - в отношениях со сверстниками, использовании свободного времени. Важно и то, удовлетворяет его формальная самостоятельность, внешняя, кажущаяся сторона взрослости или нужна самостоятельность реальная, отвечающая глубокому чувству. Существенно влияет на этот процесс система, в которую включен подросток, - признание или непризнание его взрослости родителями, учителями и сверстниками.
2.2 «Я-КОНЦЕПЦИЯ»
После поисков себя, личностной нестабильности у подростка формируется « Я-концепция»- система внутренне согласованных представлений о себе, образов «Я».
Образы «Я», которые создает в своем воображении подросток, разнообразны - они отражают все богатство его жизни. Физическое «Я», т.е. представления о собственной внешней привлекательности, представления о своем уме, способностях в разных областях, о силе характера, общительности и других качествах, соединяясь, образует большой пласт «Я – концепции»- так называемое реальное «Я».
Познание себя, своих различных качеств приводит к формированию когнитивного (познавательного) компонента «Я-концепции». С ним связаны еще два – оценочный и поведенческий. Для подростка важно не только знать, какой он есть на самом деле, но и насколько значимы его индивидуальные особенности. Оценка своих качеств зависит от системы ценностей, сложившейся благодаря влиянию семьи и сверстников.
Помимо реального «Я» «Я - концепция» включает в себя идеальное «Я». При высоком уровне притязаний и недостаточном осознании своих возможностей идеальное «Я» может сильно отличаться от реального. Тогда переживаемый подростком разрыв между идеальным образом и действительным своим положением приводит к неуверенности в себе, что внешне может выражаться в обидчивости, упрямстве, агрессивности. Когда идеальный образ представляется достижимым, он побуждает к самовоспитанию.
Самовоспитание становится возможным в этот период благодаря тому, что у подростка развивается саморегуляция. Разумеется, далеко не все они способны проявить настойчивость, силу воли и терпение, чтобы медленно продвигаться к созданному ими самими идеалу.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе мы рассмотрели такую важную проблему как самосознание подростков. Изучили, какие факторы влияют на становление самосознания, какие вопросы волнуют подростков на данном этапе развития. Рассмотрели структуру «Я – концепции».
Данная тема очень актуальна в наше время поскольку, взрослые должны положительно влиять на формирование самосознания в подростковом возрасте. Педагоги, близкие и дальние родственники, наконец, соседи и знакомые – все эти взрослые осознанно или неосознанно демонстрируют ребенку определенные культурные стереотипы поведения в соответствии с его половой ролью, осуществляют контроль за соответствующим поведением его самого и других детей, давая оценку их внешности. Манерам поведения и пр. с позиций приемлемости их для «настоящего мужчины» и ли « примерной девочки» . Период взросления чреват как объективными трудностями, так и субъективными переживаниями. Поэтому взрослые должны уделять значительно больше внимания именно в этом возрасте. В школе эта роль возлаживается на социальных педагогов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Кулагина И.Ю, Комоцкий В.Н. Возрастная психология. Москва -2001;
2.Мухина В.С. Возрастная психология: феменология развития, детство, отрочество. Москва-2000;
3.Возрастная психология. Детство, отрочество, юность. Под редакцией В.С, Мухина, А.А. Хвостова. Москва – 2000.