Развитие у младших школьников изобразительной грамотности

СОДЕРЖАНИЕ: ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Проблема развития творческого воображения школьников является актуальной в современном мире. Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед современной школой встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения.

Проблемой развития творческого воображения занимались такие психологи и педагоги, как Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Е.И. Игнатьев, В.А. Крутецкий, Н.С. Лейтес, Я.И. Пономарев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин. Однако в педагогической психологии вопросы, непосредственно связанные с определением влияния изобразительного искусства на развитие творческого воображения у школьников, мало разработаны. Это и послужило основанием для выбора темы исследования, целью которого является теоретическое и экспериментальное обоснование использования изобразительного искусства как средства развития творческого воображения младших школьников.

Объект исследования - развитие творческого воображения младших школьников.
Предмет исследования - изобразительное искусство как средство творческого воображения младших школьников.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать творческое воображение как психический процесс.
2. Выявить особенности развития творческого воображения младших школьников.
3. Проанализировать влияние изобразительного искусства на развитие психических процессов младших школьников и охарактеризовать его как средство развития творческого воображения.
4. Выявить уровень развития творческого воображения младших школьников и разработать рекомендации по его совершенствованию.

Воображение - это психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи на основе прошлых восприятий и имеющихся понятий. Процесс воображения свойственен только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности. Воображение всегда есть определенный отход от действительности. Но в любом случае источник воображения - объективная реальность. Воображение тесно связано с памятью, восприятием, мышлением. Выделяют два основных вида воображения: пассивное и активное. Пассивное, в свою очередь, делится на произвольное (мечтательность, грезы) и непроизвольное (гипнотическое состояние, фантазии во сне). Активное воображение включает в себя репродуктивное (воссоздающее) и продуктивное (творческое).

Творческое воображение - это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи, отражающие его мировоззрение, представляющие ценность для других людей или общества в целом и воплощающиеся в конкретные оригинальные продукты деятельности.

Приемы воображения [2]:
– агглютинация - «склеивание» несоединимых в повседневной жизни частей;
– гиперболизация (или литота) - парадоксальное увеличение (или уменьшение) предмета или его частей;
– схематизация - выделение основных черт сходства;
– типизация - выделение повторяющегося в однородных объектах;
– акцентирование - выделение, подчеркивание какой-то части или детали образа.

Механизмы воображения [1]:
– диссоциация - рассечение сложного целого на части;
– ассоциация - объединение диссоциированных элементов.

Охарактеризовав воображение как психический процесс, необходимо выделить особенности его развития в младшем школьном возрасте. Здесь надо сказать о том, что долгое время в психологии существовало предположение, согласно которому воображение присуще ребенку «изначально» и более продуктивно в детстве, а с возрастом подчиняется интеллекту и угасает.

Однако Л.С. Выготский показывает несостоятельность таких позиций. Все образы воображения, какими причудливыми бы ни казались, основываются на представлениях и впечатлениях, полученных в реальной жизни. И поэтому опыт ребенка беднее, чем опыт взрослого человека. И вряд ли можно говорить, что воображение ребенка богаче. Просто иногда, не имея достаточного опыта, ребенок по-своему объясняет то, с чем он сталкивается в жизни, и эти объяснения часто кажутся неожиданными и оригинальными [1].

Младший же школьный возраст характеризуется активизацией воображения, в начале воссоздающего, а затем и творческого. Это период - сензитивный для формирования воображения. Основная линия в его развитии заключается в подчинении воображения сознательным намерениям, т.е. оно становится произвольным. Воспитание ребенка всегда связано с социальной средой, которая может отрицательно и положительно влиять на развитие творческого воображения.

Отрицательные факторы [3]:
– отсутствие достаточного количества сенсорного опыта в раннем возрасте;
– ближайшее окружение (направленность семьи на формирование определенных черт характера через одобряемое и неодобряемое поведение ребенка);
– коллективное воспитание;
– традиционная форма обучения (К. Роджерс пишет: «Получив образование, мы обычно становимся конформистами со стереотипным мышлением, людьми с «законченным» образованием, а не свободными, творческими и оригинально мыслящими людьми»).

Положительные факторы [3]:
– расширение сенсорного опыта;
– наличие образца для подражания во взрослой среде;
– ожидания взрослых;
– включение в социально и индивидуально значимую деятельность.

Большие возможности для развития творческого потенциала школьников имеет изобразительное искусство. Программа преподавания его в школе включает следующие виды уроков: тематическое рисование, рисование с натуры, декоративное рисование.

Развитию воображения учащихся, по нашему мнению, более всего способствует тематическое и декоративное рисование. Декоративное рисование, в основном, развивает репродуктивное воображение, так как обычно дети изучают на занятиях различные виды народных росписей (хохлома, гжель, полхово-майданская роспись и др.) и воссоздают их. Но все же существуют задания, требующие и творческого воображения (например, аппликация, рисование орнамента и др.).

Тематическое рисование, на наш взгляд, более всего способствует развитию творческого воображения. В тематическом рисовании ребенок проявляет как художественные, так и творческие способности. И здесь, прежде всего, необходимо определить понятие самой темы. Существуют общие темы («вечные темы» - добра и зла, отношения между людьми, материнства, мужества, справедливости, прекрасного и безобразного), имеющие множество проявлений и провоцирующие на творчество, и конкретные темы, с четким указанием места и действия, требующие точного выполнения. Они помогают осуществлять диагностику творческого воображения.

С точки зрения методики преподавания изобразительного искусства, развивать творческое воображение можно с помощью специальной организации уроков. Детям можно предлагать самые разнообразные темы (например, «Волшебники», «Натюрморт», иллюстрирование художественных произведений и др.). А также можно включать в структуру урока игровые моменты и упражнения (например, игра «Перевертыш», «Рисунок в несколько рук», «Музыка», «Три краски» и др.). Выявленные особенности методики использования изобразительного искусства как средства развития творческого воображения легли в основу экспериментального исследования, которое проводилось на базе средней общеобразовательной школы № 3 г. Сургута.

В эксперименте участвовали ученики 3-А класса (20 человек) и 3-Б класса (19 человек). Эксперимент состоял из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного.
Цель констатирующего этапа - выявить уровень развития творческого воображения младших школьников. Методы исследования: рисуночные тесты («Нарисуй весенний цветок», «Неполные фигуры» и др.), беседы, наблюдения.

Работы ребят оценивались по следующим критериям: количественная продуктивность, гибкость использования идей, оригинальность созданных образов, качественный уровень образов. Анализ результатов показал, что 30% детей обладают низким уровнем развития творческого воображения.

Одной из причин этого является то, что в процессе обучения всеми школьниками усваивается один и тот же программный материал, определенная система эталонов и нормативов деятельности. Жестко заданные и некритично усвоенные системы образцов препятствуют творческому решению задач, ведут к однообразным, стереотипно повторяющимся действиям ребенка, сковывают проявления его индивидуальности. Вместе с тем, именно эти образцы и эталоны и составляют необходимый нормативный базис, на котором впоследствии строится воображение и творчество ребенка. Формирующий этап эксперимента включал условия и методы, обеспечивающие развитие творческого воображения младших школьников.

На контрольном этапе эксперимента была выявлена эффективность выбранной методики и методов развития творческого воображения младших школьников.

Делая вывод по всему вышесказанному, мы предлагаем несколько рекомендаций по развитию творческого воображения младших школьников: необходимо расширять сенсорный опыт детей; при воспитании ориентироваться не на стандарт, а на индивидуальные особенности; развивать мыслительные операции, в обучении помогать включать самостоятельный интеллектуальный поиск; обеспечивать ребенку максимальную самостоятельность в творчестве, не сдерживать инициативы детей; наряду с творческим воображением развивать восприятие, внимание, память, мышление; развивать воображение, используя богатство эмоциональных состояний ребенка, его чувства; предлагать детям решать творчески возникающие у них проблемы; способствовать оттачиванию художественных навыков как главного инструмента художественного творчества.

Литература
1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - СПб.:СОЮЗ, 1997. - 96 с.
2. Субботина Л.Ю. Развитие воображение детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: «Академия развития», 1997. - 240 с.
3. Ермолаева-Томина Л.Б. Психология художественного творчества: Учебное пособие для вузов. - М.: Академический проект, 2003. - 34 с.

Скачать архив с текстом документа