Развитие внешнеэкономических связей Республики Беларусь в конце XX - начале XXI веков

СОДЕРЖАНИЕ: МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ «УО» БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра экономической истории РЕФЕРАТ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

«УО» БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра экономической истории

РЕФЕРАТ

по дисциплине: История Беларуси

на тему: «Развитие внешнеэкономических связей Республики Беларусь в конце XX - начале XXI в.»

Студентка

ФМЭО, 1-й курс, ДАИ-1 И. А. Александронок

Проверил И. И. Сацукевич

Минск 2009

ВВЕДЕНИЕ

Для современного периода развития мировой экономики характерно расширение и углубление внешнеэкономических связей. Без эффективного международного разделения труда мировая экономика не смогла бы достичь высокого уровня развития.

Внешнеэкономические связи - это совокупность регулярных и устойчивых экономических отношений между субъектами по поводу реализации экспортно-импортных операций, связанных с перемещением товаров, услуг, рабочей силы и капитала через национальные границы с целью обеспечения взаимосвязанного воспроизводства.

Очевидно, что субъекты внешнеэкономической деятельности заинтересованы в расширении торговых связей, поиске новых партнёров и рынков сбыта [4, с. 22]. Также и Беларусь, став суверенной державой в 1991 году, стремится к сотрудничеству с другими странами мира. Эта тема сейчас очень актуальна, так как внешнеэкономические связи предопределяют развитие государства в целом, его положение в международном сообществе.

Цель исследования – изучить внешнюю экономику Беларуси на современном этапе, рассмотреть перспективы её развития.

Задачи исследования:

1. Изучить историю становления внешнеэкономических связей;

2.Рассмотреть сотрудничество Беларуси со странами мира.

Для написания реферата было использовано 9 источников, главные из которых Статистический сборник «Устремленность в будущее: Беларусь 1995 – 2005: Цифры и факты», брошюра «Беларусь в вопросах и ответах», труды Международной конференции «Беларусь – Китай: история, традиции, опыт, перспективы», и учебник «Гiсторыя Беларусi» в 2 частях под редакцией Я. К. Новика и Г. С. Марцуля, переведенный на русский язык. Также применен материал электронного источника TUT.BY – новости, законы Республики Беларусь, связанные с внешнеэкономической деятельностью, и курс лекций А. И. Войтовича «Внешнеэкономическая деятельность».

1.ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ

После ликвидации СССР началось признание Республики Беларусь как суверенной державы. С соседними странами были подписаны договоры о границе. В договоре с Польшей, например, подчеркивалось: « Договорные стороны подтверждают существующую между ними границу, считают эту границу нерушимой и заявляют о том, что не имеют и не будут иметь в будущем друг к другу никаких территориальных претензий». Вступили в действие договоры о державной границе с Латвией и Литвой. В Беларуси нет территориальных конфликтов с Россией и Украиной [5, с.446].

Попытки правового регулирования внешнеэкономической деятельности предпринимались ещё на заре становления Республики Беларусь как независимого государства. Так, 25 октября 1990 года был принят закон Республики Беларусь «Об основах внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь» (Далее – Закон о внешнеэкономической деятельности 1990 года), вступивший в силу 1 января 1991 года. Закон о внешнеэкономической деятельности 1990 года определял основы внешнеэкономических отношений Республики Беларусь и основывался на принципах, закрепленных в Декларации о государственном суверенитете Республики, общепринятых международных нормах и правилах.

В ведении государства в рамках осуществления внешнеэкономической деятельности находились:

1. разработка и осуществление внешнеэкономической политики, в том числе, валютно-кредитной, порядок квотирования и лицензирования внешнеэкономических операций;

2. установление законодательных основ хозяйственной деятельности во внешнеэкономической сфере;

3. заключение и исполнение международных договоров в области внешнеэкономической деятельности в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права;

4. установление порядка создания и регистрации совместных предприятий, международных объединений, ассоциаций, предприятий и организаций, занимающихся внешнеэкономической деятельностью;

5. защита экономических интересов республики, предприятий, организаций и граждан Республики Беларусь за рубежом;

6. установление налогов, сборов и обязательных платежей в бюджет республики и местных Советов от доходов участников внешнеэкономической деятельности, нормы которых устанавливаются законодательством Республики Беларусь;

7. определение зон свободного предпринимательства;

8. установление правовой защиты иностранных инвесторов на территории республики;

9. участие в создании и деятельности международных экономических и научно-технических организаций, а также межправительственных комиссий и комитетов по торгово-экономическому, научно-техническому и культурному сотрудничеству и иных международных органов [7, с. 600].

В начале 1991 г. в общесоюзной промышленности доля Беларуси составляла более 20% тракторов, 34 – кормоуборочных комбайнов, около 19 – минеральных удобрений, 30 – химических волокон, 10 – 15 – радиоприборов, холодильников, велосипедов, 6 – 7 – мяса и молока, более 20 – льноволокна, 15% - картофеля. Почти половина продукции вывозилась за границы республики, в том числе 75% продукции химической и нефтехимической, 66 – машиностроения, 35 – легкой, 20% - пищевой промышленности. Одновременно Беларусь полностью ввозила природный газ, каменный уголь, стальные трубы, прокат черных металлов, хлопок, почти всю нефть, другие материалы [5, 447].

Следующим этапом развития национального законодательства, регулирующего внешнеэкономическую деятельность в Республике Беларусь, стал Закон республики Беларусь от 29 декабря 1998 г. «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» (Далее – Закон о внешнеторговой деятельности 1998 года).Закон о внешнеторговой деятельности 1998 года определял правовые основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, права и обязанности государственных органов Республики Беларусь в области внешнеторговой деятельности с целью обеспечения экономической безопасности Республики Беларусь, стимулирования развития национальной экономики при осуществлении внешнеторговой деятельности и обеспечения условий эффективной интеграции экономики Республики Беларусь в мировую экономику [8].

Сформировалась дипломатическая инфраструктура. По состоянию на 1 января 2003 г. Республики Беларусь имела дипломатические отношения со 150 странами мира, в которых действовало более 50 дипломатических белорусских представительств, в том числе 42 посольства, 2 постоянных представительства при международных организациях, 7 генеральных консульств. В то же время на территории Беларуси функционировали 33 посольства, 12 консульств, 12 представительств международных организаций. По совместительству в Беларуси были аккредитованы 76 послов зарубежных стран [5, c.447].

Законы Республики Беларусь от 25 октября 1990 года и от 29 декабря 1998 года утратили силу в связи с принятием 25 ноября 2004 года Закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» (Далее – Закон о внешнеторговой деятельности).

Закон о внешнеторговой деятельности определяет правовые основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, права и обязанности государственных органов Республики Беларусь в области внешнеторговой деятельности в целях обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь, в том числе в экономической сфере, стимулирования развития национальной экономики, обеспечения благоприятных условий для внешнеторговой деятельности.

Упростилось понятие внешнеторговой деятельности. Теперь под ней понимают деятельность по осуществлению внешней торговли товарами, и (или) услугами, и (или) объектами интеллектуальной собственности.

Закон о внешнеторговой деятельности также определил методы осуществления государственного регулирования внешнеторговой деятельности. К ним относятся:

1. таможенно-тарифное регулирование;

2. нетарифное регулирование; запреты и ограничения внешней торговли услугами и объектами интеллектуальной собственности [6].

Таким образом, с 1990 года Республика Беларусь прошла путь становления и развития законодательства о внешнеэкономической деятельности. Правовой вакуум в начале 90-х годов был вызван коренными изменениями в политической, экономической и общественной жизни. С появлением и развитием рыночных отношений в Республике Беларусь возник пласт новых общественных отношений, которые нуждались в правовом регулировании. Для этого был издан ряд законов и подзаконных актов, создавших в Республике Беларусь систему правового Регулирования внешнеэкономической деятельности.

2. СОТРУДНИЧЕСТВО БЕЛАРУСИ СО СТРАНАМИ МИРА

Беларусь расположена на стыке западной и восточнославянской цивилизационных пространств. В силу того, что ее территория представляет собой своего рода мост, существенным образом укрепляющий геополитические позиции России в Европе, Запад стремится включить Беларусь в сферу своего влияния. Республика как никакая другая страна понимает необходимость сохранения и укрепления мира на всей планете. Потеряв почти треть своего населения в минувшей войне, большую часть национального богатства, она знает цену мирной жизни и прилагает все усилия к тому, чтобы военные конфликты навсегда исчезли из практики международных отношений.

Важными вехами в политике РБ на мировой арене является подписание в 1996 г. договора о всеобъемлющем запрещении испытания ядерного оружия, принятие о вывозе стратегического ядерного оружия страны, белорусская инициатива создания пространства, свободного от ядерного оружия в Центральной и Восточной Европе.

РБ исходит из убеждения, что мир и порядок XXI в. должен основываться на механизмах комплексного решения ключевых проблем, на приоритете положения устава ООН и норм международного права. Стабильная система международных отношений может быть доступна только на основе реального равноправия всех ее субъектов, взаимного уважения и взаимовыгодного сотрудничества, призванного обеспечивать надежную безопасность каждого члена международного сообщества в политической, военной, гуманитарной и иных сферах [1, c. 72].

В силу сложных поворотов истории Беларуси, формирование ее современной внешней политики пошло по пути синтеза исторических традиций, положительных наработок советского периода с принципиально новыми подходами – результатом кардинальных изменений как в РБ, так и на мировой арене. Менталитет белорусского народа, который всегда был настроен на поиск друзей и партнеров, специфика современной фазы развития международных отношений, прагматичный экономический расчет обусловили избранный РБ курс на многовекторность во внешней политике, подразумевающий развитие мирных, равноправных, устойчивых, взаимовыгодных отношений, как со странами-соседями, так и с государствами дальнего зарубежья. Причем основой таких отношений всегда является обеспечение и соблюдение национальных интересов белорусского народа, сохранение самобытности, свободы, независимости и суверенитета.

Именно этим объясняется неприятие Беларусью монополистического мироустройства, направленного против интересов не только белорусского, но и других суверенных государств. Очевидно, что многополярный мир более устойчив. Отсюда – приоритет многовекторности во внешней политике белорусского государства[1, c. 73].

Основные приоритеты РБ во внешней политике неизменны. Они лежат там, где сосредоточены и находятся интересы страны:

1)укрепления Союза с Россией;

2)постепенная консолидация постсоветского геополитического пространства в рамках СНГ и Евразийского Экономического Сообщества;

3) активное участие в общеевропейский политических и экономических процессов;

4 )развитие отношений с государствами Ближнего Востока, Китаем, странами Латинской Америки;

5) эффективное сотрудничество с международными организациями, прежде всего с ООН [1, c. 74].

Особое значение придавала Беларусь установлению отношений с Россией. Во время официального визита Президента России Б. Ельцина в Беларусь (февраль 1995 г.) был подписан Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве. На его основе были заключены соглашения о таможенном союзе, совместных действиях по охране государственной границы, созданию белорусско-российских финансово-промышленных групп, порядка завершения строительства, использования и удержания узла Барановичи (система оповещения о ракетном нападении), использования радиостанции Вилейка и др.

29 марта 1996 г. был подписан договор об углублении экономической интеграции четырех стран – Беларуси, России, Казахстана и Киргизии. 2 апреля 1996 г. был подписан Договор о Содружестве суверенных государств – Республики Беларусь и Российской Федерации. Договор обеспечил гражданам обеих стран равные права на получение образования, охрану здоровья, трудоустройство, оплату труда, законодательство и т. д. Был создан Наивысший Совет Содружества, его старшиной выбран Президент Республики Беларусь А. Лукашенко[5, c.447].

Правовой основой, обеспечивающей достижение самой высокой степени экономической и политической интеграции РБ и РФ, являются Договор о создании Союзного государства, Программа действий Республики Беларусь и Российской Федерации по реализации положений Договора о создании Союзного государства, Договор между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о равных правах граждан и Соглашение между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о создании равных условий субъектам хозяйствования.

В развитие этих основополагающих документов подписаны пакеты договоров и соглашений на межправительственном и межведомственном уровне по всем направлениям союзного строительства [9, c. 11].

2 апреля 1997 г. в Москве был подписан Договор о Союзе Беларуси и России. 8 декабря 1999 г. в Москве президентами Беларуси и России А. Лукашенко и Б. Ельциным был подписан Договор о создании Союзного государства Беларуси и России, а в январе 2000 года состоялся обмен грамотами о ратификации этого договора. Его главная цель – создание общей правовой базы Союза, формирование общей экономической , оборонного и гуманитарного пространства, улучшение жизни людей [5, c. 448].

Для РБ сотрудничество с РФ имеет стратегическое значение. Стремление Беларуси и России к интеграции нашло отражение в подписании Договора о создании Союзного государства. Беларусь и Россия, строя свои отношения на союзнической основе и сохраняя каждое свой суверенитет, являются полноправными субъектами международного права.

Реальные плоды развития союзнических отношений уже очевидны. Если до интеграционных процессов годовой товарооборот между двумя странами составлял менее 5 млрд. долларов, то в 2004 году составил 18 млрд. Разные модели экономик не мешают двум странам развивать отношения в данной сфере.

В настоящее время более 8 тысяч крупнейших белорусских и российских предприятий связаны с взаимными поставками продукции. Зачастую такие поставки носят многосторонний кооперационный характер. Например, Минский автомобильный завод более 50% комплектующих получает из России, создавая тем самым рабочие места в РФ [1, с. 12]. Беларусь – единственное государство в СНГ и ЕС, которому газ поставлялся в первом квартале 2008 года по цене 119,35$ за 1 тыс куб метров, во втором квартале – 127,9$.

Активно ведется работа по созданию единого экономического и таможенного пространства. Торговля товарами отечественного производства осуществляется беспошлинно, в свободном режиме. Завершается работа по созданию условий для перехода на более высокую ступень экономической интеграции – этап таможенного союза и полной отмены таможенного контроля и оформления товаров из третьих стран на белорусско-российской границе.

Обобщающий показатель уровня и эффективности экономической интеграции Беларуси и России – объем взаимной торговли. Товарооборот между двумя странами за период с начала создания Союза Беларуси и России вырос более чем в 3 раза[9, с. 12].

Наиболее тесно в торгово-экономическом отношении Беларусь связана с Россией. На долю России приходится около 50% общего объема внешней торговли Беларуси. Именно из России республика получает большую часть сырья, материалов и энергоресурсов.

В свою очередь, Беларусь поставляет в Россию качественные и недорогие высокотехнологичные товары, в том числе грузовые автомобили, тракторы, холодильники и морозильники, телевизоры, а также продукцию пищевой промышленности, мебель, одежду и обувь[9, c. 111].

Белорусско-российское партнерство активно развивается на региональном уровне: около 70 российских регионов имеют договорные отношения с Беларусью. Наиболее динамично развивается сотрудничество РБ с Москвой, Санкт-Петербургом, Тюменской, Московской, Смоленской, Пермской областями, Республикой Татарстан.

Москва является одним из самых крупных торгово-экономических партнеров РБ среди регионов РФ. На ее долю приходится 19% всего товарооборота Беларуси с Россией и 34% белорусского экспорта в эту страну.

Основу белорусского экспорта в Москву составляют поставки транспортных средств и их частей, черных металлов, холодильников и морозильников, телевизоров, продуктов питания, мебели, одежды и обуви [9, c. 112].

Республика Беларусь будет и в дальнейшем неуклонно укреплять и развивать стратегическое партнерство с братской Россией во всех сферах деятельности, на всех направлениях строительства Союзного государства [9, с. 13].

Одним из приоритетных направлений в белорусской внешней политике по прежнему остается СНГ. Не смотря на аморфность и противоречивость многих процессов и объединений, в его рамках происходит изыскание оптимальных вариантов разноуровневой интеграции проектов. В русле белорусско-российской единой политики создания интеграционного центра силы континентального масштаба, способного противостоять любым гегемонистским к стремлениям, от кого бы они ни исходили, лежит акт участия Беларуси в таких региональных альянсах, как ЕврАзЭС, ЕЭП и ОДКБ. Как известно, руководителем ЕврАзЭС избран президент РБ А. Г. Лукашенко. Кроме того, благодаря разумной, взвешенной политике в направлении восточноазиатских стран, прежде всего Китая, от последнего наша республика получила поддержку в своем стремлении присоединиться к Шанхайской Организации Сотрудничества (ШОС)[1, c. 13].

Внешняя торговля является одним из наиболее динамично развивающихся секторов экономики Республики Беларусь.

Основными торговыми партнерами РБ являются: Россия – 48,6% общего объема внешней торговли республики, Нидерланды – 7,6%, Украина – 5,6%, Германия – 5,5%, Польша – 4,4%, Соединенное Королевство – 3,9%, Китай – 2,2%, Италия – 1,7%, Литва и США – по 1,5%.

На долю стран СНГ приходится более 60% внешнеторгового оборота республики. Объем торговли с этими странами в 2004 году превысил уровень 1995 года в 2,9 раза, в том числе экспорт – в 2,4 раза, импорт – в 3,2 раза. Основными партнерами среди стран СНГ являются Россия, Украина, Казахстан [9, с. 110-111].

На долю стран вне СНГ приходится около 40% внешнеторгового оборота РБ. В 2004 году он составил 11,1 млрд. долларов США и по сравнению с 1995 годом возрос в 3 раза.

Объем экспортных поставок в страны вне СНГ в 2004 году увеличились по сравнению с 1995 годом в 3,6 раза, импортных поступлений – в 2,4 раза.

В 2004 году сложилось положительное сальдо торговли со странами вне СНГ в размере 1,8 млрд. долларов (в 1995 году сальдо было отрицательным в размере 111 млн. долларов).

Дипломатические отношения Беларусь и ЕС установили в августе 1992 года. В марте 1995 года президент Александр Лукашенко подписал в Брюсселе Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, закладывающее основы для двустороннего и многостороннего взаимодействия.

Экономическое взаимодействие между Беларусью и ЕС из года в год увеличивается. С 2000 года белорусский экспорт в страны ЕС вырос более чем в 20 раз, на долю ЕС приходится 44% белорусского экспорта (для сравнения: на долю России - 32%). Начался диалог о развитии отношений и экспертные диалоги в сфере энергетики, транспорта, окружающей среды, таможни, сельского хозяйства, экономических и финансовых вопросов, стандартизации и сертификации[4].

Такие изменения явились результатом последовательной работы по продвижению белорусской продукции на рынки этих стран[9, c. 113].

Товарная структура экспорта республики определяется созданной в стране развитой и многоотраслевой производственной и научно-технической базой.

Традиционными товарами белорусского экспорта являются продукты переработки нефти, калийные удобрения, черные металлы, тракторы, грузовые автомобили, холодильники и морозильники, мебель, шины, продовольственные товары.

Благодаря принимаемым Правительством мерам по стимулированию экспорта, усилиям предприятий-производителей по продвижению белорусских товаров на рынки зарубежных стран наблюдается устойчивый рост объемов экспорта как в целом по стране, так и по основным товарам.

Основными покупателями белорусской продукции являются Российская Федерация, Нидерланды, Соединенное Королевство, Украина, Польша, Германия, Китай, Литва, Латвия, Франция [9, с. 114].

Для обеспечения потребностей экономики в республику поставляются топливно-энергетические ресурсы, машины и оборудование, черные и цветные металлы, сырье для химической, легкой и пищевой промышленности.

В последние годы наблюдается стабильный рост в объеме импорта доли поставок машин, оборудования и транспортных средств, что связано с проводимым в стране курсом на техническое перевооружение производства.

Основными поставщиками импортной продукции являются Российская Федерация (60% общего объема импорта), Германия (6,4%), Украина (5,4%), Польша (3,5%), Италия (2,3%), Китай (1,7%), США (1,4%) [9, с. 115].

Дипломатические отношения между Республикой Беларусь и Китайской Народной Республикой были установлены в январе 1992 года. Во время своего визита в Китай в 2005 году Александр Лукашенко заявил о двусторонних отношениях следующее: «У нас абсолютно единые позиции на международной арене, единые концептуальные взгляды на мироустройство. У нас нет абсолютно никаких проблем во взаимоотношениях. Наши отношения — это действительно отношения друзей». Благодаря экспортной ориентированности белорусской экономики и огромному внутреннему рынку КНР неуклонно увеличивается белорусский экспорт. В свою очередь, Китай обеспечивает белорусскую экономику сравнительно дешёвой сложной техникой, а также товарами массового потребления. Благодаря этому экономическое сотрудничество с Китаем активно развивается.

В 2006 году был преодолён рубеж товарооборота в 1 миллиард долларов.
Важнейшими статьями белорусского экспорта являются калийные удобрения,

капролактам, карьерные самосвалы, продукция станкостроения, электроники и металлургической промышленности. В КНР открыты представительства нескольких белорусских предприятий: МЗКТ, МТЗ, Беларуськалия и других. МТЗ также располагает сборочным цехом в КНР. В свою очередь, благодаря импорту промышленного оборудования из КНР планируется модернизация нескольких электростанций Белоруссии. Также Китай поставил необходимое оборудование для оператора мобильной связи БеСТ.

Внешнеторговый оборот двух стран составлял более 2 миллиардов долларов, с заметным превышением объёма импорта над экспортом. При этом белорусский экспорт ещё недостаточно диверсифицирован [2, с. 20-21].

Иностранные инвестиции становятся одним из решающих факторов экономической политики многих государств. Без них не удается быстро преодолевать экономические кризисы и выходить на рубежи экономического роста, обеспечивать прирост социального эффекта, сбалансированность макроструктуры, повышение оплаты труда до уровня стимулирования его высокой производительности и рыночной платежеспособности, выступающей могучим катализатором общеэкономического подъема и прогрессивных сдвигов[2, c 45].

В 2006 – 2010 гг. в целях улучшения качества и повышения конкурентоспособности белорусской продукции потребуется дальнейшее наращивание объемов инвестиций, направляемых на реконструкцию и развитие предприятий пищевых отраслей. В контексте привлечения потенциала международных организаций на нужды развития Республики Беларусь необходимо продолжать реализацию действующих программ сотрудничества по линии учреждений системы ООН и других международных организаций, а также разрабатывать новые программы, базирующиеся на национальных приоритетах страны [2, c.47].

В настоящее время в Китае существует 6 особых экономических районов, расположенных на юго-восточном побережье, которые успешно функционируют и играют немаловажную роль во внешнеторговом обороте и приросте ВВП. Поэтому правительству РБ и местным органам власти необходимо организовывать различные делегации в КНР и другие страны, которые успешно развивают СЭЗ, чтобы изучать их опыт по развитию и управлению СЭЗ, а также следует приглашать зарубежных специалистов в РБ для анализа и выдачи каких-либо рекомендаций по совершенствованию деятельности СЭЗ[2, c. 48].

Свободные экономические зоны (СЭЗ) в Беларуси создаются в целях привлечения инвестиций, увеличения экспортного потенциала, развития новых и высоких технологий, импортозамещающих производств, повышения занятости населения.

В настоящее время на территории РБ функционируют 6 свободных зон: «Брест», «Гомель – Ратон», «Минск», «Витебск», «Могилев» и «Гродно - инвест». По состоянию на 1 октября 2005 года резидентами СЭЗ накоплено 192,9 млн. долларов иностранных инвестиций (без учета банков резидентов СЭЗ) [9, с. 116].

Политика белорусского государства в сфере привлечения и использования иностранного капитала преследует цель создания современной системы экономического регулирования, которая повысила бы инвестиционную привлекательность экономики и обеспечила мощную мотивацию нерезидентам по вложению средств. В условиях ограниченности ресурсов иностранный капитал в форме кредитов, прямых и портфельных инвестиций является одним из источников финансирования, позволяющим удовлетворять временные потребности отечественного производителя в финансовых ресурсах. Финансирование с помощью прямых иностранных инвестиций является наиболее выгодным, так как в этом случае государство не должно осуществлять платежи по обслуживанию долгов, т. е. внешний долг не увеличивается. Объемы иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь были незначительными. Так, в 2005 г. они составляли 13,1% ВВП (8365/63679 млрд. руб.). Для макроэкономической стабильности страны и ее интеграции в мировую экономику этот показатель должен находиться на уровне 19-25% ВВП. (В Китайской Народной Республике этот показатель в 2005 г. составил около 20%)[2, c.49].

В стране функционирует четкий и эффективный механизм координации многостороннего международного сотрудничества, в частности, в таких областях, как выполнение финансовых обязательств перед международными организациями и привлечение международной технической помощи в Беларусь со стороны международных организаций (по экспертным оценкам за 12 лет сотрудничества с международными организациями в Беларусь было привлечено по их линии порядка 280 млн. долларов США в виде технической помощи).

В настоящее время Беларусь является членом 49 международных межправительственных организаций, взносы в которые выплачиваются из республиканского бюджета. Ежегодная суммарная выплата Беларуси во все международные организации за последние несколько лет составляет 5-7 млн. долларов. Успешно ведется Сотрудничество Республики Беларусь с Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ). По линии четырех национальных проектов Программы технического сотрудничества МАГАТЭ, реализованных в 2004 году, Беларусь получила техническую помощь на сумму 667,4 тыс. долларов США, а в 2005 – 2006 гг. 1 116 460 долларов США[2, c.50].

Сотрудничество с международными финансовыми организациями, такими как Международный валютный фонд, Всемирный банк и Европейский банк реконструкции и развития, направлено на содействие проведению рыночных реформ в Республике Беларусь и ее интеграции в систему мировых хозяйственных связей. Кроме того, Республика Беларусь тесно сотрудничает с другими финансовыми институтами. С каждым годом прослеживается рост краткосрочных негарантированных кредитов и займов, в то время как количество долгосрочных кредитов и займов с каждым годом уменьшается. Это говорит о том, что иностранные инвесторы не видят гарантий в РБ в возвращении своих вложений.

Внешний долг Беларуси по состоянию на 01.01.2007 составлял 6874,7 млн. $ США, в том числе основной долг – 785 млн. $ США, уплата процентов составила 168 млн. $ США. Просроченная задолженность снизилась до 112,2 тыс. $ США. Основными странами – кредиторами белорусской экономики в форме кредитов и займов являлись Великобритания, Австрия, Германия и Кипр. На страны ЕС пришлось 87,7% всего объема поступивших в страну инвестиций в форме кредитов и займов. Основной объем привлеченных кредитных ресурсов направлен в такие отрасли экономики, как общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка, промышленность, торговля и общественное питание, связь[2, c. 51].

В Республике Беларусь всего зарегистрировано 3752 коммерческих организаций с иностранными инвестициями, объявленный уставный фонд которых составляет 1,1 млрд. долл. США с долей вклада иностранных инвесторов в уставный фонд 745 млн. долл. США. В свою очередь, крупнейшими странами-инвесторами по количеству созданных предприятий с участием иностранного капитала (ПУИК) и предприятий со 100%-ым иностранным капиталом (ПУИК 100%) на 2006 являлись Польша, Германия, США, Россия, Литва, Латвия, Кипр. В свою очередь, крупнейшими странами-инвесторами по количеству прямых иностранных инвестиций являются США, Кипр, Россия, Германия[2, c.52].

Географическое положение, исторически сложившиеся связи и особенности промышленного комплекса РБ определили высокую степень открытости экономики республики, ее ориентированность на внешние рынки. Доля экспорта в валовом внутреннем продукте страны достигла в 2004 году 59,6%, импорта – 71,3%, в то время как в 1995 году доля экспорта в ВВП составляла 45,4%, импорта – 52,5%.

О расширении внешнеэкономических связей Беларуси свидетельствует и рост внешнеторгового оборота. Объем внешней торговли в 2004 году по сравнению с 1995 годом увеличился в 2,9 раза и составил 30,3 млрд. долларов США против 10,4 млрд. долларов в 1995 году[9, с. 109].

Менталитет белорусского народа, который всегда был настроен на поиск друзей и партнеров, специфика современной фазы развития международных отношений, прагматичный экономический расчет обусловили избранный РБ курс на многовекторность во внешней политике и экономике, подразумевающий развитие мирных, равноправных, устойчивых, взаимовыгодных отношений, как со странами-соседями, так и с государствами дальнего зарубежья.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Внешнеэкономические связи Республики Беларусь — это важный фактор экономической стабилизации и развития страны. Стратегически важной целью для республики является определение её внешнеторгового потенциала, места в международном разделении труда и обеспечения плавности вхождения в мирохозяйственные связи.

Внешнеторговый потенциал представляет собой комплексную характеристику, отражающую материальные и интеллектуальные возможности участия государства в торговом сотрудничестве с другими странами.

Республика Беларусь располагает достаточно большим внешнеторговым потенциалом. Его основу составляет промышленность, в том числе машиностроение, химия и нефтехимия. В наиболее жёсткой зависимости экономика Беларуси находится от Российской Федерации. Россия обеспечивает потребности производственного потенциала Беларуси в сырье, материалах и полуфабрикатах. На долю России приходится около 50% общего объема внешней торговли Беларуси.

Включению республики в систему международного разделения труда способствует благоприятное геополитическое положение. По её территории проходят коммуникации, связывающие Россию с европейскими странами, Украину с государствами Балтии, страны Азии с Европой. Республика Беларусь является членом ряда международных финансовых, валютно-кредитных учреждений.

Внешнеэкономические связи становятся всё более важным фактором экономической стабилизации республики. Важной составной частью внешнеторговой политики Беларуси должно стать развитие туризма, сферы услуг; создание наукоёмких и нематериалоёмких производств; формирование благоприятного климата для прямых иностранных инвестиций.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Беларусь в вопросах и ответах (2-е издание) / Ред. коллегия: Валейтенок В.В., Гасюк Г.И., Гурин В.М. и др. - Мн.: ИСПИ. - 2006. - 80 с.

2. Беларусь – Китай: история, традиции, опыт, перспективы: труды Международной конференции, Минск, 23-26 июня 2008 г.: в двух частях - часть 2/Минск – Академия управления при Президенте РБ; под авторской редакцией. – 2008. – 256с.

3. Белорусские новости, Беларусь и Евросоюз: история диалога – политика – 11 октября 2009// TUT.BY – новости [Электронный ресурс]. – 2009. - Режим доступа: http://news.tut.by/149610.html. Дата доступа: 11.10.2009.

4.Войтович, А. И. Внешнеэкономическая деятельность: Курс лекций / Войтович А. И.–Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2003.– 223 с.

5. Гiсторыя Беларусi у 2 частках / Я. К. Новiк [i iнш.]; пад рэд. Я. К. Новiка i Г. С. Марцуля – Мiнск: Вышэйшая школа, 2003. – Ч. 2: Люты 1917 г. – 2002 г. / Я. К. Новiк [i iнш.]. – 2003. – 472с.

6. Закон Республики Беларусь от 25 ноября 2004 г. № 347-З «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» // Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь. № 193 от 15.12.2004 г. 2/1096

7. Закон Республики Беларусь от 25 октября 1990 г. № 354-XII «Об основах внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь» // Собрание законов БССР, указов Президиума Верховного Совета БССР, постановлений Совета Министров БССР, 1990, № 31, ст. 600

8. Закон республики Беларусь от 29 декабря 1998 г. № 223-З «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2008.

9. Устремленность в будущее: Беларусь 1995 – 2005: Цифры и факты: Статистический сборник/Институт социально-политических исследований при администрации Президента РБ; ред. – кол.: В. И. Зиновский [и др.]. – Минск, 2006. – 118 с.

Скачать архив с текстом документа