Реализм в искусстве

СОДЕРЖАНИЕ: Содержание Введение 1. Предпосылки создания реализма в искусстве 2. Формирование реализма в искусстве 2.1 Формирование реализма в искусстве Сандро Боттичелли

Содержание

Введение

1. Предпосылки создания реализма в искусстве

2. Формирование реализма в искусстве

2.1 Формирование реализма в искусстве Сандро Боттичелли

2.2 Леонардо да Винчи

2.3 Рафаэль Санти

2.4 Творчество Альбрехта Дюрера

2.5 Творчество Питера Брейгеля Старшего

Заключение

Список литературы

Введение

Реализм - понятие, характеризующее познавательную функцию искусства: правда жизни, воплощенная специфическими средствами искусства, мера его проникновения в реальность, глубина и полнота её художественного познания. Так, широко понимаемый реализм – основная тенденция исторического развития искусства, присущая различным его видам, стилям, эпохам.

Исторически конкретная форма художественного сознания нового времени, начало которой ведут от Возрождения («ренессансный реализм»), либо от Просвещения («просветительский реализм»), либо с 30-х гг. 19 в. («собственно реализм»).

Ведущие принципы реализма 19-29 вв.: объективное отображение существенных сторон жизни в сочетании с высотой и истинностью авторского идеала, воспроизведение типичных характеров, конфликтов, ситуаций при полноте их художественной индивидуализации (т.е. конкретизации как национальных, исторических, социальных примет, так и физических, интеллектуальных и духовных особенностей), предпочтение в способах изображения «форм самой жизни» но наряду с использованием, особенно в 20-м в. условных форм (мифа, символа, притчи, гротеска), преобладающий интерес к проблеме «личность и общество» (особенно - к неизбывному противостоянию социальных закономерностей и нравственного идеала, личностного и массового мифологизированного создания).

Среди крупнейших представителей правдивого изобразительного искусства 19-20 вв. были Г. Курбе, И.Е. Репин, В.И. Суриков.

Определим, что целью данного реферата является рассмотрение и изучение реализма в искусстве.

1. Предпосылки создания реализма в искусстве

Современное естествознание, которое одно лишь достигло всестороннего, систематического и научного развития, как и вся новейшая история, датирует от той знаменательной эпохи, которую немцы назвали Реформацией, французы Ренессансом, а итальянцы – Квинквенченто.

Эта эпоха начинается со второй половины XV столетия. Расцвет в области искусства в это время – одна из сторон величайшего прогрессивного переворота, характеризующегося ломкой феодальных устоев и развитием новых экономических отношений. Королевская власть, опираясь на горожан, сломила мощь феодального дворянства и основала крупные по существу национальные монархии, в которых получили свое развитие современные европейские науки. Сдвиги эти, происходившие в обстановке мощного народного подъема, тесно связаны с борьбой за независимую от религии светскую культуру.

В XV–XVI веках создается передовое реалистическое искусство. В эпоху средневековья художники, подчиняясь влиянию церкви, отошли от реального изображения мира, присущего художникам античности (Аполлодору, Зевксису, Паррасию и Палефилу). Искусство отошло в сторону отвлеченного и мистического, реальное изображения мира, стремление к знанию, считалось делом греховным. Реальные образы казались слишком материальными, чувственными, а, следовательно, и опасными в смысле искушения. Падала художественная культура, падала изобразительная грамота. Ипполит Тен писал: “смотря на церковные стекла и статуи, на примитивную живопись, мне кажется, что род человеческий выродился, чахоточные святые, безобразные мученики, плоскогрудые девы, процессия бесцветных, сухих, грустных личностей, отражающих на себе страх угнетения”. Искусство эпохи Возрождения в традиционные религиозные сюжеты вкладывает новое прогрессивное содержание. В своих произведениях художники прославляют человека, показывают его прекрасным и гармонически развитым, передают красоту окружающего мира. Но что особенно характерно для художников того времени – они все живут интересами своего времени, отсюда та полнота и сила характера, та реалистичность их картин. Широчайший общественный подъем и обусловил подлинную народность лучших произведений эпохи Возрождения. Эпоха Возрождения – время величайшего культурного и художественного подъема, положившего начало развития реалистического искусства последующих эпох. Складывалось новое мировоззрение, свободное от духовного гнета церкви. В основе его – вера в силы и возможности человека, жадный интерес к земной жизни. Огромный интерес к человеку, признание ценностей и красоты реального мира определяют деятельность художников, развитие нового реалистического метода в искусстве на основе научных изысканий в области анатомии, линейной и воздушной перспективы, светотени и пропорций. Эти художники создали глубоко реалистическое искусство.

2. Формирование реализма в искусстве

2.1 Формирование реализма в искусстве Сандро Боттичелли

Предпосылки для развития искусства Возрождения раньше всего складываются во Флоренции. Черты возвышенной поэтичности, утонченности, и аристократической изысканности, присущие Флоренции XV века, во времена правления Лоренцо Медичи, находят наиболее яркое воплощение в творчестве Сандро Боттичелли (1445-1510). Леонардо да Винчи в своем трактате о живописи назвал по имени только одного из современников – Сандро Боттичелли, одного из самых эмоциональных и лирических художников Возрождения. Сандро – это лишь прозвище, а в действительности он назывался Филипени. Боттичелли было имя золотых дел мастера, к которому он первоначально попал в учение. В середине XV века Боттичелли черпал вдохновение в современных ему произведениях, писаниях Данте (он был первым иллюстратором божественной комедии) и Боккаччо, религиозные события у Боттичелли пронизаны волнующим трепетом личного переживания, значительно перерастают рамки придворной культуры двора Медичи, и отражают противоречия того времени. Ранние произведения Боттичелли отличаются мягким лиризмом и безмятежностью. Его наиболее прославленные зрелые картины – “Весна” (ок. 1485 г.) и ”Рождение Венеры” (ок. 1484 г., обе – Флоренция, галерея Уффици).

Весну олицетворяет увенчанная венком молодая женщина, хрупкая, стройная, в платье, затканном цветами. Её лицо с тонкими чертами одухотворено глубокой мыслью: она идет легко и стремительно, рассыпая цветы. В центре композиции мечтательно грустная Венера, с право от нее ведут хоровод три грации, стоит Меркурий, слева – Флора, спасающаяся от Зефира. Но изображенный праздник весны и любви овеян нежной грустью и беспокойством. В “Рождении Венеры” Боттичелли достигает органичного сочетания чувственной красоты и возвышенной одухотворенности. На картине мы видим в светлой утренней тишине – длинный мыс, ниспадающий в море. Люди приходят и уходят, делая свое дело до самого вечера, но она, богиня, проснулась раньше людей и можно подумать, что грусть на лице её навеяна мыслью о предстоящем дне. Не подлежит сомнению меланхолическое настроение, в котором Боттичелли изображает богиню наслаждения, как великую распорядительницу судьбами человека. Картина “четыре сцены из жизни св. Зиновия” полна большого драматизма и выразительности. В ней последовательно изображены четыре эпизода из религиозного придания: гибель мальчика под колесами повозки, оплакивание умершего мальчика, чудо св. Зиновия, воскресившего ребенка, и кончина святого. В этом произведении тонкость и одухотворенность образов всегда присущая искусству Боттичелли, осложняется сильным драматическим напряжением. Боттичелли пользуется сюжетом лишь как вспомогательным предлогом, к тому, чтобы дать выражение своим собственным представлениям, мыслям и настроениям. Настроение это он облекает телесной явственностью, придает образам человеческую правдивость, что и делает картины Боттичелли реалистичными

2.2 Леонардо да Винчи

Подлинным основоположником стиля “высокого Возрождения” был Леонардо да Винчи (1452–1519), гений, чье творчество знаменовало грандиозный качественный сдвиг в искусстве. В его заметках и рисунках – гениальные прозрения в самых различных областях науки и техники. Он был не только великим художником, но и великим математиком, механиком и инженером, которому обязаны важными открытиями самые разнообразные отрасли физики. Он воплощал собой новый тип художника – ученого, мыслителя, поражающего широтой взглядов, многогранностью таланта. Отказываясь от жанровости и тщательной детализации, присущих творениям мастеров раннего Возрождения, Леонардо да Винчи углубляет характеристики, связывает фигуры с природой, с необъятным миром, в котором господствует человек, он стремится к передаче глубины человеческих чувств и переживаний. Переход на службу к миланскому герцогу Моро оказался самым плодотворным. В этот период создано для монастыря Санта-Мария делла Грация в Милане наиболее прославленное произведение Леонардо да Винчи – знаменитая “Тайная вечеря”. Эта роспись в настоящем своем виде представляющая руину была выполнена между (1495-1497). К Миланской росписи Леонардо да Винчи готовился тщательно и долго. Он выполнил множество набросков, в которых изучал позы и жесты отдельных фигур. “Тайная вечеря” привлекла его возможностью развернуть перед зрителем большую человеческую драму, показывая различные характеры, вскрыть душевный мир человека и точно и ясно обрисовать его переживания. Сведя к минимуму обрисовку обстановки трапезной, нарочито уменьшив размеры стола, он сосредотачивает внимание на драматической кульминации события, на контрастных характеристиках людей разных темпераментов, на проявлении сложной гаммы чувств, выражающихся и в мимике, и в жестикуляции, которыми апостолы отвечают на слово Христа: “один из вас предаст меня”. Контраст апостолам составляют образы внешне спокойного, но печально-задумчивого образа Христа, и предателя Иуды, грубый хищный профиль которого погружен в тень. Смятение, подчеркнутое жестом руки, судорожно сжимающей кошелек, мрачный облик выделяют его среди других апостолов. Отталкивающий облик иуды раскрывает идею предательства острее и глубже. Предшественники Леонардо да Винчи выделяли Иуду из общей группы апостолов и располагали его в виде совершенно изолированной фигуры перед столом. Искусственно противопоставляя Иуду всему собранию как изгоя и злодея. Леонардо смело меняет эту традицию. Его художественный язык достаточно богат, чтобы не прибегать к чисто внешним эффектам. Психологические средства выражения Леонардо да Винчи в “Тайной вечери” достигают такого совершенства и глубины, равных которым напрасно было бы искать во всем итальянском искусстве XV века. “Тайная вечеря” – новое слово в искусстве, она поражала и поражает не только правдивость деталей, но и верностью “в воспроизведении типичных характеров в типичных обстоятельствах”, т.е. тем, что Энгельс считал основным признаком реализма. Картина не дожила до нашего времени. Причина быстрой порчи, давшей о себе знать в 1517 году заключалась в своеобразной техники, сочетавшей масло с темперой.

2.3 Рафаэль Санти

Представление о самых светлых и возвышенных идеалах гуманизма Возрождения с наибольшей полнотой воплотил в своем творчестве Рафаэль Санти (1483-1520), младший современник Леонардо, проживший короткую, но чрезвычайно насыщенную жизнь. Рафаэль создал свой идеал прекрасного, гармонически развитого человека. Ученик Перуджино – Рафаэль семнадцатилетним юношей обнаружил настоящую творческую зрелость, создав ряд образов, полных гармонии и душевной ясности. В 1508 Рафаэль был приглашен работать в Рим, ко двору папы Юлия II. Идеалы общенационального порядка создали почву для творческого подъема. Рафаэль получает заказ на роспись парадных комнат Ватиканского дворца (с 1509 по 1517 г.). На стенах контаты Станцы делла Сеньятура (комната печати) размещены композиции “Диспут, Умеренность и Сила”, “Афинская школа”, “Парнас” и “Мудрость”. Объединение в росписях образов христианской религии и языческой мифологии свидетельствовало о распространении среди гуманистов того времени идеи примирения христианской религии с античной культурой и безусловной победе светского начала над церковным. В “Диспуте” среди участников церковного спора можно узнать Данте, Фра Беато Анджеликов – поэтов и художников. В “Афинской школе” прославление разума, античной науки и философии. Роспись воспринимается как воплощение мечты о светлом будущем. В центре мыслителей Платон, и уверенный вдохновенный Аристотель, основатели идеалистической и материалистической философии. Внизу, слева у лестницы склонился над книгой Пифагор, окруженный учениками, справа – Эвклид, и здесь же, у самого края, Рафаэль изобразил самого себя – молодого человека с нежным привлекательным лицом. Все персонажи фрески объединены настроением высокого духовного подъема, глубокой мысли. Одно из величайших произведений мирового искусства XVI века – “Сикстинская Мадонна”, написанная Рафаэлем между 1515–1518 гг. для монастыря св. Систо в Пьяченце. Эта картина всегда служила главной целью паломничества в Дрезден художников и любителей искусства.

Она принесла Дрездену мировую славу. Созданный художником образ мадонны полон глубокого содержания. В этом образе нежность и любовь матери сочетаются с чувством долга перед человечеством. Нежно прижимая к себе сына, мадонна в тоже время несет его людям, зная об его трагической судьбе. Представление эпохи об идеально прекрасном человеке нашли свое выражение в чистом и благородном образе мадонны, полным большой нравственной силы и красоты. Перед Сикстинской мадонной, по выражению Герцена, “человек останавливается с благоговением, со слезою, тронутый, потрясенный до глубины души, очищенный тем, что видел…”. Крамской, назвавший её “портретом того, что думали народы”, считал, что Мария в трактовке Рафаэля заступница человечества, образ истинного человеческого достоинства и высокой душевной чистоты. В больших, широко раскрытых глазах мадонны воплощение доброты и кротости, её босые ноги чуть касаются пронизанного светом облака. Это придает необычайную легкость её поступи. В образе маленького Христа Рафаэль сквозь младенческую хрупкость раскрывает черты героического. Его глаза смотрят не по-детски твердо и прозорливо.

2.4 Творчество Альбрехта Дюрера

Содержание грозной будущей эпохи, её идейные достижения нашли глубокое отражение в творчестве Альбрехта Дюрера , великого художника – мыслителя Германии. Он обобщил реалистические искания предшественников и современников в целостную систему художественных воззрений и тем положил начало новому этапу в развитии немецкого искусства. Пытливость ума, разносторонность интересов, устремленность к новому ставят его рядом с великими итальянцами – Леонардо да Винчи, Рафаэлем, Микеланджело. Влечение к идеальной гармоничной красоте мира, стремление найти путь к познанию законов природы пронизывают его творчество. Взволнованно воспринимая бурные событья современности, Дюрер создавал глубоко национальные типичные образы людей своей страны, исполненные внутренней силы и сомнениями, волевой энергии и раздумьями. Живший на грани двух эпох, Дюрер отразил в своем искусстве трагизм социальных кризисов, закончившихся разгромом крестьянской войны.

Дюрер изучал математику, перспективу, анатомию, гуманитарные науки. Создал трактат “Четыре книги о пропорциях человека 1528 г.”. В своих трактатах Дюрер считал, что в искусстве необходимо опираться на точные научные знания. Дюрер писал портреты, закладывал основу немецкого пейзажа, вкладывал в библейский сюжеты новое жизненное содержание. В его гравюрах - образы крестьян, горожан, рыцарей.

Высшее творческое достижение этих лет – серия гравюр на дереве на тему Апокалипсиса, популярного среди народных масс Германии того времени. В этой серии Дюрера сплетались средневековые религиозные воззрения с тревожными настроениями масс. Страшные сцены гибели и кары, описанные в Апокалипсисе, приобрели в предреволюционной Германии злободневный смысл. В 1500 г. в творчестве Дюрера произошел перелом: пафос и драматизм ранних работ сменилось уравновешенностью и гармонией.

Изучение произведений Итальянских мастеров повлияло на Дюрера: он вновь обратился к остро индивидуальным образам. В гравюрах на меди “Рыцарь, смерть и дьявол”, “Меланхолия” Дюрер обобщил представления гуманистов того времени о различных сторонах духовной деятельности человека. Гравюра “Рыцарь, смерть и дьявол” раскрывает мир остроконфликтных отношений человека с окружающей средой, его понимание долга и морали. Из сумрачной чащи леса наперерез всаднику скачут призраки – дьявол, смерть с песочными часами, напоминая о быстротечности всего земного, о соблазнах жизни. Не обращая на них внимания, решительно следует по избранному пути всадник. В его облике – воля, разум, нравственная красота человека, верного долгу. В 20 – е годы XVI в. в творчестве Дюрера стали сильнее ощутимы веяния грозной эпохи крестьянских войн и реформации. В его портретах выступали люди могучего духа, устремленные в будущее. В их осанке – напряжение воли, в лицах – взволнованность чувств и мыслей. Его портрет “молодого человека” дает образ яркой волевой личности нового человека эпохи Возрождения.

Творческие искания Дюрера завершили “Четыре апостола”. Дюрер изобразил волевого, мужественного, но мрачного Павла, флегматичного и медлительного Петра, Иоанна и возбужденного Марка. Образы их индивидуальны. В них воплощены черты передовых людей эпохи немецкой крестьянской войны, которая “пророчески указала на грядущие классовые битвы” (Ф. Энгельс, “Диалектика природы”).

2.5 Творчество Питера Брейгеля Старшего

Идеи художника коренятся в самом центре социальных, идеологических и политических устремлений его эпохи. Содержание социальных кризисов определяет искусство Дюрера. Творчество Питера Брейгеля Старшего , прозванного Мужицким (ок. 1525-1569) итог сложной эволюции Нидерландского искусства XV-XVI в. Продолжая традицию Босха, Брейгель расширил тематику жанровой живописи, ярко раскрыл в своих произведениях единство человека и природы. Сам выходец из крестьян, он знал их жизнь и нужды. Брейгель не мог оставаться равнодушным свидетелем происходящего. Он показал напряженность предреволюционной поры, национальный характер народа, в первую очередь крестьянства, его типы, нравы, жизненный уклад, неистощимую энергию его праздничное мироощущение. Крестьяне Брейгеля полны энергии, деятельны, хлопотливы, трудолюбивы. Брейгель увидел, что они достойны лучшей участи, способны отстоять свои права на жизнь. Брейгель был высоко образованным, просвещенным человеком, он был далек от идеализации действительности. Он глубоко сочувствует народному движению в Нидерландах, но хорошо видит, что одно крестьянство не в силах разрешить всех жизненных противоречий. Насмешливое изображение действительности становится на долгие годы главной чертой отношения художника к миру. Обращаясь к народным пословицам Брейгель создает сатиры на современное общество. Скупость, тупость, ограниченность, трусость, чревоугодие – воплощается в образах живых людей (”Пословицы”, Берлин, государственный музей).

Годы творческой зрелости протекают в условиях нарастающей революционной ситуации. И художник преодолевает скептическое отношение к миру. Отражение мира становится непосредственным, реальным. Массивные фигуры, сгорбленные спины, грубые одежды, но Брейгель видит в народе энергию, трудолюбие, цельность. В работах отражены жестокие события современности. Под видом “Переписи в Вифлееме”, 1566 г. изображено взимание испанцами налогов с фламандского народа. В “Избиении младенцев“ представлено нападение испанского карательного отряда на мирную фламандскую деревню. Трагичные образы беззащитных крестьян, беспомощных перед лицом жестокой силы. Инквизиция свирепствовала в Нидерландах. Испанцы огнем и мечем подавляли восстание, охватившее страну.

Мрачные раздумье переполняют последние годы жизни художника. Убеждение в слепоте не ведающего своей судьбы человечества было выражено им в картине “Слепые”. Показан безмятежный сельский пейзаж, пасется корова, весело кружатся стрижи. Но люди бредут своим путем, как слепые, цепляясь друг за друга, спотыкаясь на каждом шагу, и стоит поводырю упасть в ров, упадет и вся паства за ним. Брейгель не побоялся взглянуть на темные стороны человека, он следовал заветам правдивого воссоздания жизни. Вот почему великие реалисты XVII века так высоко чтили его.

Заключение

Эпоха Возрождения открывает новую эру не только в истории развития изобразительного искусства, но и в области методов обучения рисованию. Над проблемами рисунка начинают работать лучшие мастера изобразительного искусства как, например, Ченнино Ченнини, Альберти, Леонардо да Винчи, Дюрер и др. Они активно вступают на путь реалистического мировоззрения, стремятся научно обосновать явления природы, раскрыть законы природы и установить связь между наукой и искусством. Художники изучают памятники античного искусства, обращаются к науке: оптике, математике, анатомии.

Гармонической ясностью, преклонением перед красотой реальной действительности пронизаны картины художников Возрождения. Они сумели не только теоретически обосновать актуальные проблемы искусства, но и практически доказать их правильность. Изобразительное искусство эпохи Возрождения – источник мудрости, знания и высокого мастерства.

Реалистические тенденции в 20 в. характеризуются поисками новых связей с действительностью, новых образных решений, новых средств художественной выразительности, о чём свидетельствует искусство таких разных мастеров, как Ф. Мазерель в Бельгии, Д. Ривера и Д. Сикейрос в Мексике, А. Рефрежье в США, А. Фужерон во Франции, Р. Гуттузо в Италии и др. Всё более отчётливой и последовательной становится органическая связь Р. с передовыми социально-политическими движениями времени, что приводит многих художников к освоению метода социалистического реализма.

Список литературы

1. Вайман С. Т., Проблемы реализма, М., 2004

2. Днепро В В., Проблемы реализма, Л., 2000

3. Иезуитов А. Н., Вопросы реализма в эстетике, Л. - М., 2003

4. Мотылева Т., Достояние современного реализма, М., 2003

5. Петров С. М., Реализм, М., 2004

6. Проблемы становления реализма. Материалы дискуссии, М., 2004

7. Сучков Б., Исторические судьбы реализма. Размышления о творческом методе, 3 изд., М., 2003

8. Фарбштейн А., Теория реализма, Л., 2003.

Скачать архив с текстом документа