Рефлексия и бессознательное в человеке

СОДЕРЖАНИЕ: Зигмунд Фрейд: классический психоанализ. Карл Густав Юнг: аналитическая теория личности.

Рефлексия и бессознательное в человеке

Курсовая работа студента 1 курса 4 группы Канина М.Ю.

Воронежский государственный университет

Воронеж 2002

Введение

Понятие «бессознательное» в понимании психологии XX века ввел в науку австрийский врач Зигмунд Фрейд в своей теории, появившейся на рубеже XIX и XX веков, и получившей название психоанализ.

Для того времени эта теория была просто ошеломляющей, поскольку отражала принципиально новый подход к пониманию человека. На протяжении многих столетий господствовал взгляд на человека как на существо разумное, рациональное и полностью осознающее свое поведение, отстаивалась позиция «духовной природы человека». [1]

Но Фрейд, вместо того, чтобы ставить в центр человека сознание, сравнил его с незначительной частью айсберга, выступающего над водой. Остальную же нижнюю часть айсберга он сопоставил с бессознательным. Как невидимая масса льда определяет центр тяжести и курс движения айсберга, так и бессознательное является ядром нашей индивидуальности. [2]

По Фрейду, личность не наделена свободой выбора, в его «теоретической системе нет места для таких понятий как личная ответственность, воля, спонтанность и самоопределение». [3] Поведение человека детерминировано неосознаваемыми силами, люди побуждаются иррациональными, почти неконтролируемыми инстинктами.

Важной заслугой психоанализа является выработка практического способа познания человеком самого себя. «Кредо Фрейда – где было ид (ирациональная сторона), там будет эго (рациональная сторона) – выражает оптимизм того, что силы разума смогут приручить примитивные и иррациональные побуждения». [4] Главная цель Фрейдовского психоанализа – приручить при помощи рационального начала человека иррациональное начало.

На мой взгляд, само появление Фрейдовского психоанализа отражает важный момент: человек на всем протяжении своего исторического развития большое значение уделял познанию самого себя. Еще «древние связывали и высшую мудрость, и высший уровень знания с одной великой задачей: «Познай самого себя!». [5] В философии познание человека самим себя называется рефлексией (от позднелат. reflexio – обращение назад). Рефлексия – это «форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных свойств, действий и законов». [6]

Вопрос рассмотрения человека нашел отражение во многих направлениях науки. Астрология, теология, психология, философия, литература и социальные науки – вот лишь некоторые из течений, в русле которых предпринимаются попытки понять всю сложность человеческого поведения.

Фрейдовский психоанализ является одной из многих теорий личности. Можно сказать, что эта концепция, хотя и была разработана на основе интенсивной практической работы с отдельными людьми, остается в какой-то мере теоретической моделью, поскольку является труднопроверяемой на практике и нельзя говорить о ее полной достоверности.

Тоже самое можно сказать и о многих других теориях, созданных другими известными психологами. Отчасти по этой причине многие из них отличаются друг от друга (иногда даже радикально) по определенным позициям. Современная наука «открыто признает несовершенство нашего сегодняшнего знания о личности, отсутствие единой, все объясняющей и все предсказывающей теории и в то же время экспонирует те научные ресурсы, которые сегодня могут быть мобилизованы для понимания личности и дальнейшего развития знания о ней». [7] Такой научный подход присущ западной литературе по психологии, где показывается все многообразие и неоднозначность существующих теорий личности.

Многие теоретики личности отличаются друг от друга в отношении такого исходного положения о природе человека, как свобода-детерминизм. «В этом смысле ни одну из приведенных позиций ученых нельзя считать строго фактически доказанной. Скорее, они представляют собой философские представления о природе человека» [8] .

Противоречивость взглядов в науке, на мой взгляд, отражает важный момент: чем больше имеется разных точек зрения и научных концепций, тем сильнее это подчеркивает важность изучения и познания человеком самого себя, поскольку нет пока однозначного ответа на вопрос: «Что представляет собой человек?».

Целью данной курсовой работы является не освещение всего многообразия теорий личности, созданных выдающимися мыслителями ХХ века. Цель работы – показать на примере работ Фрейда и Юнга разный подход к проблеме понимания бессознательного в человеке и само рождение психоаналитических теорий как нового подхода к пониманию личности человека.

1. Зигмунд Фрейд: классический психоанализ

Можно сказать, что психоанализ Фрейда в свое время совершил переворот не только в науке, но и культуре общества. Как заметил один из зарубежных ученых: «Это шокирующее переживание для любого человека, верного западным традициям морали и рациональности – не отводя глаз, посмотреть на то, что Фрейд хотел и должен был сказать. Это унизительно, когда тебя неотвратимо вынуждают признать крайне неприглядную изнанку многих великих идеалов…» [9] . Фрейд проницательно заметил, что «по человеческому самолюбию и самоуважению нанесено три удара: открытием Коперника, что Земля не есть центр Вселенной, открытием Дарвина, что человек не есть нечто независимое от других обитателей животного царства, и открытием того, до какой степени мы находимся под влиянием неизвестных, а иногда и неконтролируемых сил» [10] .

Главная заслуга Фрейда заключается в том, что он первым стал говорить об иррациональной стороне человеческих поступков. Психоаналитическая теория указывает на детерминированность человеческого поведения и отводит «ведущую роль сложному взаимодействию между инстинктами, мотивами и влечениями, которые конкурируют и борются друг с другом в регуляции поведения человека» [11] . Психоанализ является примером психодинамического подхода, где термин «психодинамический» как раз и указывает на это сложное взаимодействие сил. Всем этим силам Фрейд отводит место в структуре личности человека, которая носит название «бессознательное». Его содержание играет важную роль в регуляции поведения человека, поведение человека детерминировано содержанием бессознательного. В понимании психоаналитической теории детерминизм распространяется на все, что человек делает, чувствует или о чем думает, включая даже те события, которые люди склонны рассматривать как чистые случайности, а также оговорки, описки и тому подобное [12] . Согласно Фрейду, не только поступки человека часто являются иррациональными, но также само значение и их причины редко бывают доступны сознанию.

Таким образом, психоанализ Фрейда изменил философские представления понимания природы человека. Но здесь есть один момент. Психоанализ, хотя и является на сегодня предметом рассмотрения таких наук как философия, и, в первую очередь, психология, в которой он находит практическое применение, появился в первую очередь благодаря исследованиям Фрейда в области медицины и без медицинского образования [13] он вряд ли бы смог разработать свою концепцию. Фрейд много работал в области невропатологии и исследовал совместно с другими учеными, в первую очередь, Жаном Шарко и Иозефом Брейером, причины истерии, возникновение которой, как и других нервных болезней, объяснялись биологическими причинами. Но постепенно Фрейд стал приходить к неординарному выводу, что «существуют такие психические заболевания, которые не вызваны органической патологией нервной системы» [14] . Он стал говорить о других причинах, которые вызваны, как стало утверждаться в психоанализе, бессознательными причинами.

Уже после своего рождения, психоаналитическая теория Фрейда стала предметом рассмотрения философии, психологии, поскольку ее центральным вопросом была душевная, психическая сторона жизни человека. Нужно сказать, что для психоанализа условием его признания стала критика философских предрассудков. Сам Фрейд многократно обрушивался именно на философов, которые отождествляли психику и сознательное. Чтобы успешно лечить истерию, говорил Фрейд, нужно избавить общество от этого предрассудка [15] .

Теория Фрейда рассматривает различные по сложности феномены – начиная с оговорок, нечаянно произнесенных, и кончая развитием культуры, о чем будет сказано впоследствии. В этой главе я рассмотрю основные положения и постараюсь сделать вывод о ее важности в философском и культурно-историческом аспектах.

Структура личности

Центральным вопросом психоанализа является рассмотрение такой части личности человека, как «бессознательное». Как заявлял Фрейд: «У психоанализа нет других целей и достижений, кроме открытия бессознательного в психической жизни» [16] .

В своем труде «Я и Оно» Фрейд рассматривает три компонента личности: «сознательное» (bw) и два вида бессознательного: «предсознательное» (vbw) и «бессознательное» (ubw).

«Сознательное» (bw) – включает в себя те ощущения и переживания, которые человек осознает в данный момент. Фрейд говорил о том, что только незначительная часть психической жизни входит в сферу сознания. Кроме того, то, что является сознательным, удерживается в таком состоянии лишь небольшой, короткий промежуток времени.

«Предсознательное» (vbw) – « латентное (бессознательное), но способное стать сознательным» [17] . Сюда относятся все явления, которые не осознаются в данный момент, но способные стать сознательными.

«Бессознательное» (ubw) – содержит «вытесненное, которое само по себе без дальнейшего не может стать сознательным» [18] .

Здесь нужно обратить внимание на то обстоятельство, о котором упоминает Фрейд в своей работе:

«Таким образом, мы с большим удобством можем обходиться нашими тремя терминами: bw, vbw и ubw, если только не станем упускать из виду, что в описательном смысле существуют два вида бессознательного, в динамическом же только один. В некоторых случаях, когда изложение преследует особые цели, этим различием можно пренебречь, в других же случаях оно, конечно, совершенно необходимо». [19]

В одном случае термин «бессознательное» может подразумевать именно «бессознательное» (ubw), в другом термин «бессознательное» подразумевает все то, что не является сознательным (то есть и «предсознательное» (vbw) и «бессознательное» (ubw) вместе).

Фрейд говорит, что вытесненные в бессознательное эмоции и воспоминания сами по себе не могут стать сознательными, потому что им «противодействует известная сила». Но «в психологической технике нашлись средства, с помощью которых можно устранить противодействующую силу и довести соответствующие представления до сознания». [20] Далее он дает определение вытеснению и сопротивлению: «состояние, в котором они находились до осознания, мы называем вытеснением, а сила, приведшая к вытеснению и поддерживающая его, ощущается нами во время психоаналитической работы как сопротивление». [21]

Чтобы лучше понять связь бессознательного, предсознательного и сознательного, а также механизм работы вытеснения и сопротивления, Фрейд в [6] приводит такую аналогию:

«Самое грубое и самое удобное для нас представление об этих системах – пространственное. Мы сравниваем систему бессознательного с большой передней, в которой копошатся подобно отдельным существам, душевные движения. К этой передней примыкает другая комната, более узкая, вроде гостиной, в которой также пребывает и сознание. Но на пороге между обеими комнатами стоит на посту страж, который рассматривает каждое душевное движение в отдельности, подвергает цензуре и не пускает в гостиную, если оно ему не нравится…

Душевные движения в передней бессознательного недоступны взору сознания, находящегося в другой комнате; они сначала должны оставаться бессознательными. Если они уже добрались до порога и страж их отверг, то они не способны проникнуть в сознание; мы называем их вытесненными. Но и те душевные движения, которые страж пропустил через порог, вследствие этого не обязательно становятся сознательными; они могут стать таковыми только в том случае, если им удастся привлечь к себе взоры сознания. Поэтому с полным правом мы называем эту вторую комнату системой предсознательного… Но судьба вытеснения для отдельного душевного движения состоит в том, что оно не допускается стражем из системы бессознательного в систему предсознательного. Это тот же страж, который выступает для нас как сопротивление, когда мы пытаемся с помощью аналитического лечения устранить вытеснение». [22]

Бессознательному Фрейд отводит решающую роль в формировании поведения и типа личности человека. Кроме того, он говорит, что повседневные поступки, а также оговорки, описки, забывание иностранных слов, случайные н первый взгляд, оказываются при детальном анализе далеко не случайными. В его работе «Психопатология обыденной жизни» приведены примеры многих таких случаев. [23]

Фрейд считал, что бессознательное может проявлять себя в сновидениях, где его работа становится наиболее очевидной. Исходя из этого в психоанализе утверждается, что у сновидения есть смысл. У самого Фрейда одно из центральных мест заняла работа со сновидениями, в результате сего вышел его труд «Толкование сновидений, основанный на анализе его собственных сновидений. Фрейд писал: «Толкование сновидений есть via Regia (дорога в царские чертоги) к познанию бессознательного, самое определенное основание психоанализа и те блага, в которой всякий исследователь приобретет свою убежденность и образование. Когда меня спрашивают, как можно сделаться психоаналитиком, я всегда отвечаю: с помощью изучения своих собственных сновидений». [24]

Фрейд говорил, что изучая свои собственные сновидения, можно разгадать их скрытое бессознательное содержание и понять бессознательные мотивы и содержания.

Необходимо сказать, что существует явное содержание сновидения и скрытое. «Мы хотим назвать то, что рассказывается в сновидении, явным содержанием сновидения, а скрытое, к которому мы приходим, следуя за возникающими мыслями, скрытыми мыслями сновидения». [25] Второе находится на уровне бессознательного, на «другом этаже».

Явное содержание сновидения оказывается заменой вытесненного неосознаваемого содержания (мыслей сновидения). При этом, когда человек бодрствует, вытеснение блокирует сознание, и только в состоянии сна вытесненным мыслям удается проникнуть в замаскированном виде в сознание.

Фрейд называл работу, которая переводит скрытое сновидение в явное работой сновидения. Искажение происходит посредством определенных механизмов, таких как цензура, смещение, сгущение и символизация.

Сущность цензуры можно свести к тому, что все вытесненные мысли и мотивы должны пройти «цензуру», чтобы появиться в сознании. В приведенном выше примере страж между двумя комнатами (сознательным и предсознательным) – это и есть ничто иное, как цензура. Содержание бессознательного не может прямым путем попасть в сознание, они должны трансформироваться, чтобы избежать цензуры. Не пропущенные стражем напрямую в сознание, они могут проникнуть туда в замаскированном виде.

«Везде, где в явном сновидении есть пропуски», - говорит Фрейд, «в них виновата цензура». Но «гораздо чаще цензура проявляется по второму типу, подставляя на место того, что должно быть, смягченное, приблизительное, намекающее». [26]

«Пропуск, модификация, перегруппировка материала – таковы действия цензуры сновидения и средства его искажения. Сама цензура сновидения является причиной или одной из причин искажения сновидения. Модификацию и перегруппировку мы привыкли называть смещением». [27]

Смещение – это процесс, который проявляется двояким образом: во-первых, в том, что какой-то скрытый элемент замещается не составной частью, а чем-то отдаленным, т. е. намеком, а во-вторых, в том, что психический акцент смещается с какого-то важного элемента на другой, неважный, так что в сновидении возникает иной центр и оно кажется странным». [28]

Процесс смещения необходим для достижения целей цензуры. «Цензура только тогда достигает своей цели, когда ей удается полностью затемнить обратный путь от намека к собственному содержанию». [29]

Другим достижением работы сновидения является сгущение. Сгущение проявляется в том, что «явное сновидение содержит меньше, чем скрытое, т. е. является своего рода сокращенным переводом последнего». [30] Сгущение происходит, например, благодаря тому, что скрытые элементы, имеющие что-то общее, в явном сновидении соединяются, сливаются в одно целое.

Символизация в сновидении – это замена каких-либо предметов, объектов их символами, как правило подобными им по форме.

Когда аналитик проводит «работу толкования» сновидения, он от явного содержания сновидения добирается до скрытого содержания, в результате чего сновидение получает новый смысл, и становятся доступными скрытые мотивы и побуждения бессознательного.

Таким образом сны оказываются «дорогой к бессознательному» и ее можно пройти, если смотреть на их явное содержание как на ребус, который нужно разгадать. Для этого Фрейд использует метод свободных ассоциаций, который применяется также и в психотерапии. [31]

Рассмотренное выше деление личности человека на три компонента bw, vbw и ubw получило название топографической модели. [32] Но Фрейд пишет, что в «дальнейшем ходе психоаналитической работы выясняется, однако, что и эти различия оказываются недостаточными, практически неудовлетворительными». [33]

В своей работе «Я и Оно» Фрейд выделяет структуру личности человека Я. «Это Я связано с сознанием, оно господствует над побуждениями к движению, т. е. к разрядке возбуждений во внешний мир. Это та душевная инстанция, которая контролирует все частные процессы, которая ночью отходит ко сну и все же руководит цензурой сновидений». [34] Изначально Фрейд связывает Я с сознательным, но далее он показывает, что у Я также есть бессознательная сторона.

«Из этого Я исходит также вытеснение, благодаря которому известные душевные побуждения подлежат исключению не только из сознания, но также и из других областей влияний и действий. Это устранение путем вытеснения противопоставляет себя Я, и анализ стоит перед задачей устранить сопротивление, которое Я оказывает попыткам приблизься к вытесненному. Во время анализа мы наблюдаем, как больной, если ему ставятся известные задачи, испытывает затруднения; его ассоциации прекращаются, как только они должны приблизиться к вытесненному. Тогда мы говорим ему, что он находится во власти сопротивления, но сам он ничего о нем не знает, и даже в том случае, когда на основании чувства неудовольствия он должен догадываться, что в нем действует какое-то сопротивление, он все же не умеет ни назвать, ни указать его. Но так как сопротивление, несомненно, исходит из его Я и принадлежит последнему, то мы оказываемся в неожиданном положении. Мы нашли в самом Я нечто такое, что тоже бессознательно и проявляется подобно вытесненному, т. е. оказывает сильное действие, не переходя в сознание, и для осознания чего требуется особая работа. Следствием такого наблюдения для аналитической практики является то, что мы попадаем в бесконечное множество затруднений и неясностей, если только хотим придерживаться привычных способов выражения, например, если хотим свести явление невроза к конфликту между сознанием и бессознательным. Исходя из нашей теории структурных отношений душевной жизни, мы должны такое противопоставление заменить другим, а именно, цельному Я противопоставить отколовшееся от него вытесненное». [35]

В результате этого «мы приходим к выводу, что Ubw не совпадает с вытесненным; остается верным, что все вытесненное бессознательно, но не все бессознательное есть вытесненное». [36]

Получается, что «Я и сознательное, вытесненное и бессознательное не совпадают». [37]

В результате «мы видим, что не имеем права называть чуждую Я область души системой Ubw, так как неосознанность не является исключительно ее характеристикой. Хорошо, не будем больше употреблять слово «бессознательный» в систематическом смысле, дав прежнему обозначению лучшее, не допускающее неправильного толкования название. Вслед за Ницше и по примеру Г. Гроддека мы будем называть его в дальнейшем Оно. Это безличное местоимение кажется особенно подходящим для выражения основного характера этой области души, ее чуждости Я». [38]

Ид (Оно) означает исключительно примитивные и врожденные стороны личности. Ид тесно связано с биологическими побуждениями, которые наполняют наше поведение энергией. Эта, необходимая для человеческой жизнедеятельности энергия, изначально присуща сексуальным и агрессивным влечениям, инстинктам жизни и смерти, которые существенную часть Оно. В своем функционировании Оно стремится к высвобождению («разрядке») возбуждения, напряжения и энергии. Ид действует в соответствии с принципом удовольствия – ищет наслаждения и избегает боли. Оно подчиняется этому принципу, выражая себя в импульсивной, иррациональной манере, невзирая на последствия для других или вопреки самосохранению.

Второй компонент личности человека, упоминавшийся выше, Эго (Я). Я служит своего рода «посредником между Ид и внешним миром». [39] Эго ориентируется в противоположность Ид на причинные связи и рациональность.

Ид полно слепых вожделений, оно не соотносит себя с реальностью. Эго следует принципу реальности: удовлетворение инстинктов откладывается до того момента, когода можно будет получить наибольшее удовольствие при минимуме болезненных и неприятных последствий. В соответсвии с принципом реальности, энергия Оно может блокироваться, отводиться в сторону или освобождаться постепенно в полном согласии с требованиями реальности и совести.

Эго не существует отдельно от Ид. «По отношению к Оно Я подобно всаднику, который должен обуздать превосходящую силу лошади, с той только разницей, что всадник пытается совершить это собственными силами, Я же силами заимствованными. Это сравнение может быть продолжено. Как всадник, если он не хочет расставаться с лошадью, часто остается вести ее туда, куда ей хочется, так и Я превращает обыкновенно волю Оно в действие, как будто бы это было его собственной волей». [40]

Третий компонент структуры личности, ранее еще не рассматривавшийся, носит название Супер - Эго (Сверх - Я). Оно представляет собой моральную ветвь нашего существования и включает в себя общественные нормы и стандарты поведения. С точки зрения Фрейда организм человека не рождается с Супер – Эго. Скорее дети должны обретать его за счет воздействия родителей и учителей при помощи системы поощрений и наказаний.

Фрейд разделил Супер – Эго на две подсистемы: совесть и эго – идеал. Совесть приобретается посредством родительских наказаний. Она связана с такими поступками, которые родители называют «непослушным поведением», и за которые ребенок получает выговор. Совесть включает способность к критическй самооценке, наличие моральных запретов и возникновение чувства вины у ребенка, когда он не сделал того, что должен был сделать. Поощрительный аспект Супер – Эго – это Эго – идеал. Он формируется из того, что родители одобряют или высоко ценят; он ведет индивидуума к «установлению для себя высоких стандартов». [41] И если цель дотигнута, это вызывает чувство самоуважения и гордости.

Супер – Эго считается полностью сформировавшимся, когда родительский контроль заменяется самоконтролем. Однако этот принцип самоконтроля не служит целям принципа реальности. Супер – Эго, пытаясь затормозить любые общественно осуждаемые импульсы со стороны Ид, пытается направлять человека к абсолютному совершенству в мыслях, словах, поступках. Короче говоря, Оно пытается убедить Эго в преимуществе идеалистических целей над реалистичными.

Рассмотренная выше модель личности человека носит название структурной модели, где три ее компонента – Ид, Эго, Супер – Эго – являются структурами личности человека.

Инстинкты жизни и смерти

Психоаналитическая теория основывается на представлении, согласно которому люди являются сложными энергетическими системами. В соответствии с достижениями физики и физиологии XIX века, Фрейд считал, что поведение человека активируется единой энергией. Эта энергия может видоизменяться и трансформироваться, но по существу это все та же самая энергия. Согласно теории психоанализа источником психической энергии является состояние телесного возбуждения. По – Фрейду, «психические образы этого возбуждения, выраженные в виде желаний, называются инстинктами». [42] В инстинктах проявляются врожденные состояния возбуждения на уровне организма, требующие выхода и разрядки. Фрейд утверждал, что любая активность человека (мышление, воображение, память, восприятие) определяются инстинктами. Влияние последних на поведение может быть как прямым, так и непрямым, замаскированным.

Фрейд не ставил перед собой задачу дать детальную классификацию всех человеческих инстинктов. Он говорил лишь о двух больших группах: инстинктах жизни и инстинктах смерти. Первая группа включает в себя все силы, направленные на поддержание жизненно важных процессов и сексуальные инстинкты. Энергия сексуальных инстинктов получила название либидо. В более поздних представлениях психоанализа она имела значение жизненной энергии.

Вторая группа – инстинкты смерти, называемые Танатос, лежит в основе всех проявлений жестокости, агрессии, самоубийств и убийств. К концу жизни Фрейд все больше приходил к убеждению, что инстинкт агрессии может быть столь же могуществен в качестве фактора мотивации, что и инстинкт жизни. Оба инстинкта – и сексуальный, и агрессивный – считаются составляющими рассмотренной выше структуры личности Ид.

1.3 Развитие личности

Психоаналитическая теория развития основывается на двух предпосылках. Первая, или генетическая предпосылка, делает упор на том, что переживания раннего детства играют критическую роль в формировании взрослой личности. Фрейд был убежден в том, что основной фундамент личности индивидуума закладывается в очень раннем возрасте, до 5 лет. Вторая предпосылка состоит в том, что человек рождается с определенным количеством сексуальной энергии (либидо), которая затем проходит в своем развитии через несколько психосексуальных стадий [43] , коренящихся в инстинктивных процессах организма.

Не останавливаясь на этом вопросе подробно, отмечу лишь, что психоаналитическая теория, как видно из изложенного выше, отводила важную роль в формировании личности человека только ранним годам жизни. Т. е. следуя психоаналитической теории, взрослый человек оказывался как бы лишенным возможности «личностного роста».

1.4 Тревога. Защитные механизмы. Сублимация и культура.

У Фрейда на протяжении жизни были разные взгляды на причину тревоги. Но по мере работы он пришел к выводу: тревога является функцией эго и ее назначение состоит в том, чтобы предупреждать индивидуум о надвигающейся угрозе, которую надо встретить или избежать. Иными словами, тревога – это своего рода предупреждение о том, что эго в опасности.

В зависимости от того, откуда исходит угроза для эго (из внешнего окружения, от ид или супер - эго ), психоаналитическая теория выделяет три типа тревоги.

Реалистическая тревога. Возникает под воздействием реальных опасностей в реальном мире.

Невротическая тревога. Возникает как эмоциональный ответ на опасность того, неприемлемые импульсы со стороны ид станут осознанными. Она обусловлена боязнью, что эго окажется неспособным контролировать инстинктивные побуждения. Тревога в данном случае проистекает из страха, что, когда ты сделаешь что-то ужасное, это повлечет за собой тяжелые отрицательные последствия.

Моральная тревога. Возникает из опасения заслужить чье-либо осуждение. Если человек делает или просто собирается сделать что-то, что противоречит моральным принципам, он обычно испытывает чувство вины или стыда. Моральная тревога зависит, таким образом, от того, насколько развито у человека чувство вины.

Тревога создает чувство напряженности, заставляя таким образом сознание предпринимать какие-то действия для снижения этой напряженности. Фрейд полагал, что эго возводит своеобразную преграду против тревоги – защитные механизмы, которые 1) действуют на неосознанном уровне и поэтому являются средствами самообмана и 2) искажают, отрицают или фальсифицируют восприятие реальности, чтобы сделать тревогу менее угрожающей для индивидуума.

Основные виды защитных механизмов:

Отрицание. Случай, когда человек отказывается признавать, что произошло неприятное событие.

Вытеснение. Представляет собой процесс удаления из осознания мыслей и чувств, причиняющих страдания.

Проекция. Представляет собой процесс, посредством которого индивидуум приписывает собственные неприемлемые мысли, чувства и поведение другим людям или окружению.

Замещение. Переключение импульсов ид с одного объекта, недоступного или таящего в себе угрозу, на другой, более доступный. Например, ребенок, после того как его наказали родители, толкает свою младшую сестру, пинает ее собачку или ломает ее игрушки.

Рационализация. Переформулирование поведения таким образом, что оно становится более понятным, более приемлемым, а потому и менее пугающим для окружающих. Например, человек, которого только что уволили с работы, заявляет, что на самом деле она была не столь уж и хороша.

Противодействие. Подмена одного импульса ид на другой, противоположный первому.

Регрессия. Способ смягчения тревоги путем возврата к раннему периоду жизни, более безопасному и приятному. Для регрессии характерен возврат к ребячливым, детским моделям поведения.

Сублимация. Изменение или замещение импульсов ид через переключение энергии инстинкта на социально приемлемые цели.

Последний защитный механизм (сублимация) представляет собой наибольший интерес. Фрейд говорил, что сублимация энергии либидо «послужила главным толчком для великих достижений в западной науке и культуре». [44] Фактически сублимация – это косвенный путь выражения энергии ид и если этот механизм имеет место, то «примитивные влечения Оно обретают форму влечения к познанию, искусству, высокому идеалу». [45]

Таким образом, появление всех культурных достижений является косвенным способом выражения энергии ид. Именно благодаря этому процессу «разум и культура смогут подчинить Оно своим важнейшим целям». [46]

Но чтобы культура могла «овладеть импульсами Оно» [47] , одного процесса сублимации недостаточно, для этого ей нужно самой стать частью бессознательного. «Культура может руководить человеком лишь постольку, поскольку она сама стала частью бессознательного, оформилась в качестве особой бессознательной установки – так можно сформулировать важный вывод Фрейда». [48]

Эта установка – рассмотренная выше структура личности Сверх- Я. Именно она на бессознательном уровне руководит человеком с позиции моральных норм и ценностей, именно благодаря ей «человек способен жить как культурное существо, а не как марионетка собственных темных страстей». [49]

Но тем не менее структура Сверх – Я это отдельная структура личности, не являющаяся частью структуры Я человека. Поэтому Я человека оказывается как бы замкнутым между «двумя полюсами» - ид и Супер – эго – требованиями природы и культуры. По мнению Фрейда, это приводит к страданиям человека. В своем труде «Недовольство культурой» он пишет: «Кажется несомненным, что в нашей нынешней культуре мы скверно себя чувствуем». [50] Культура – возможная причина человеческих страданий и мучений. Достижения современной науки и культуры дают человеку возможность жить в условиях комфорта, медицинские открытия и исследования продлевают ему жизнь. Но такой прогресс не является «условием человеческого счастья». [51] Цена, которую человек платит за прогресс, - это «скорее всего вытеснение… инстинктов и возрастания в каждом индивиде чувства вины». [52]

Чем больше развита культура, тем больше индивид должен сдерживать свои природные инстинкты. При этом, если существуют внешние ограничения на выход и разрядку энергии, эта энергия направляется вовнутрь. И если энергия либидо может трансформироваться путем сублимации и таким косвенным путем осуществляется ее разрядка, то энергия, относящаяся к инстинкту смерти (Танатос), когда она не находит выхода наружу, направляется вовнутрь и начинает использоваться Супер – эго против Эго. В качестве своего рода совести Супер – эго направляет агрессию против Эго, «как если бы оно было другим индивидом или незнакомцем». [53] Эту напряженность между Супер – Эго и подчиняющемуся ему Эго Фрейд называл чувством вины.

Таким образом, культура оказывается сдерживающим фактором в выражении человеком своих биологических и агрессивных инстинктов. Цель общественной морали состоит в ограничении и запрете выражения инстинктивных потребностей. Но при этом культурные нормы и ценности, являющиеся содержанием Супер – эго, могут выступать против Эго человека. Если культура требует от человека слишком многого, то «у индивида это вызывает бунт или невроз, либо делает его несчастным». [54] «Платой» за возможность пользоваться культурными достижениями человечества оказывается «психическое здоровье человека». [55] Поэтому Фрейдовский тезис можно свести к следующему: «Точно так же как индивид, подвергающийся психоаналитической терапии, должен часто выступать против своего Супер – Эго и заставлять его уменьшать требования, так и каждый должен критически оценивать этические требования со стороны культуры». [56]

Заключительные положения

Фрейдовский психоанализ оказал огромное влияние на развитие науки XX века – философии, психологии, психиатрии. Основная его заслуга заключается в принципиально новом подходе к личности человека - него есть «обратная сторона медали» - темная нерациональная сторона личности – бессознательное. Содержание бессознательного оказывает влияние на формирование характера и типа личности человека. При этом в развитии личности Фрейд отводил решающее влияние только ранним годам жизни, что впоследствии оспаривалось его учениками.

К заслугам Фрейда можно отнести также разработку практического метода в психотерапии при лечении неврозов при помощи метода свободных ассоциаций, который он использовал и при анализе сновидений – дороге к бессознательному.

Но в теории Фрейда есть и слабые места. «Как это часто бывает с первооткрывателями, Фрейд в своей концепции чрезмерно усилил некоторые очень важные, но все же не единственно определяющие стороны дела». [57] Бессознательное Фрейда слишком «биологизировано» и содержит в себе только примитивные биологические инстинкты. Кроме того, Фрейдовское Я оказывается лишенным «подлинной свободы», оно оказывается «марионеткой», «за право манипулирования которой бьются одинаково безразличные Оно и Сверх – Я, природа и культура, которая у Фрейда сведена к общественно выработанным требованиям. И при изображении этой схватки у Фрейда не нашлось места для самоценной личности, обладающей духовной автономией от природы и общества». [58]

В дальнейшем многие последователи Фрейда, такие как Карл Густав Юнг, Альфред Адлер создали свои собственные теории, где подчас даже радикально пересмотрели позицию Фрейда на природу личности человека. К рассмотрению аналитической теории личности я перехожу в своей работе.

2. Карл Густав Юнг: аналитическая теория личности

Карл Густав Юнг, также как и Фрейд, имел медицинскую степень. Он изучал медицину в Базельском университете и получил медицинскую степень по специальности психиатрия в 1900 году. Интерес Юнга к психическим больным шизофренией скоро привел его к работам Фрейда. После знакомства с «Толкованием сновидений» Юнг начал регулярно переписываться с Фрейдом. Наконец, они встретились в доме Фрейда в Вене, в 1907 году. Этот визит Юнга к Фрейду положил начал тесным личным и профессиональным отношениям. Образованность Юнга произвела глубокое впечатление на Фрейда. Он полагал, что Юнг мог бы «идеально представлять психоанализ в научном мировом сообществе, так как не был евреем» [59] . Юнг был принят как «старший сын» с присвоением титула «наследника и кронпринца». Он был избран первым президентом Международной психоаналитической ассоциации в 1910 году. Однако в 1913 году двое ученых разорвали отношения. В следующем году Юнг сложил с себя полномочия президента Психоаналитической ассоциации и вышел из нее. Разрыв ускорили причины как личного характера, так и теоретические расхождения.

Таким образом, первоначально Юнг заимствовал взгляды Фрейда. Однако он «не остановился на сексуально-биологической трактовке бессознательного». [60] Длительно работая с пациентами, он увидел, что им являлись в сновидениях определенные «типичные образы», которые «совпадали с символами, проходящими через всю историю мировой культуры и выражающими приобщенность человека к таинственной (мистической, божественной) стороне жизни». [61] Но пациенты, с которыми работал Юнг, в силу своего образования не могли знать про эти символы. Оставалось предположить, что эти символические образы заключены в человеческом бессознательном.

2.1 Структура личности.

Опираясь на свои исследования, Юнг создал новую модель структуры личности, отличную от Фрейдовской модели. Получается, что бессознательное уже нельзя понимать «как чисто природную силу, подобную Фрейдовскому Оно». [62] Открытое Юнгом бессознательное уже содержит в себе культурные истоки.

В своей модели Юнг выделяет три отдельных компонента, три структуры личности: эго, личное бессознательное и коллективное бессознательное.

Эго является «центром сферы сознания». [63] Оно включает в себя мысли, чувства, воспоминания, благодаря которым человек чувствует свою целостность, постоянство. Эго служит основой «самосознания» человека, и благодаря ему он способен видеть результаты своей сознательной деятельности.

Личное бессознательное состоит из переживаний, некогда бывших сознательными, но вытесненных, подавленных, забытых или игнорируемых, и из переживаний, которые при появлении своем были слишком слабы, чтобы произвести впечатление на уровне сознания. Содержание личного бессознательного, подобно материалу предсознательного у Фрейда, доступно сознанию. Однако здесь Юнг пошел дальше Фрейда, сделав упорна том, что личное бессознательное содержит в себе комплексы, или скопления эмоционально окрашенных мыслей, чувств и воспоминаний, вынесенных индивидуумом из прошлого опыта. Т. е. комплекс, подобно магниту, образует ядро, вокруг которого скапливаются различные переживания. Согласно представлениям Юнга, эти комплексы, скомпонованные вокруг самых обычных тем, могут оказывать достаточно сильное влияние на поведение индивидуума. Например, человек с комплексом власти может расходовать значительное количество психической энергии на деятельность, связанную с темой власти. Или про человека, над которым доминирует мать, можно сказать, что у него сильный комплекс матери. «Его мысли, чувства, действия ведомы представлениями о матери, ее слова и чувства чрезвычайно значимы, ее образ главенствует» [64] .

Ядро комплекса и многие его элементы в основном бессознательны, но при определенных условиях компоненты комплекса или даже весь комплекс могут стать сознательными.

Последняя, третья структура личности, - коллективное бессознательное. Оно представляет собой хранилище латентных следов памяти человечества, оно содержит в себе «аккумулированный опыт прошлых поколений, включая и животных предков». [65] Именно в этой структуре личности содержатся открытые Юнгом культурные истоки человечества. Сам Юнг писал: «в коллективном бессознательном содержится все духовное наследие человеческой эволюции, возродившееся в структуре мозга каждого индивидуума». [66] Важно отметить, что опыт, находящийся в коллективном бессознательном, является действительно бессознательным. Человек не может каким-либо образом его осознать, вспомнить, как это возможно в случае индивидуального бессознательного.

2.1.1 Архетипы

Архетипы – это «первичные формы (структуры) бессознательного». [67] Они направляют действия человека в определенное русло, в чем-то схожее с тем, каким образом в подобных ситуациях вели себя животные предки человека. Юнг писал, что это «безмерно древнее психическое начало образует основу нашего разума точно так же, как строение нашего тела восходит к общей анатомической структуре млекопитающих». [68] Архетипы – это врожденные идеи или воспоминания, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определенным образом. Это не сами воспоминания как таковые, а скорее «предрасполагающие факторы», посредство которых люди реагируют определенным образом на какие-либо объекты или события.

Юнг исследовал мифологию и художественное творчество ряда древнейших цивилизаций, выявляя лежащие в их основе архетипические символы. Оказалось, что существует значительное количество таких символов, которые присущи всем архаическим культурам, причем даже таким, которые были столь разделены во времени и пространстве, что прямой контакт между ними был заведомо невозможным. Когда же ему удалось обнаружить (о чем уже говорилось выше) в сновидениях пациентов нечто, что он посчитал следами подобных символов, это еще более укрепило о мнение о существовании коллективного бессознательного.

«Юнг сравнивает архетипы с осями кристаллической структуры, по которым растет кристалл в насыщенном растворе. Подобно этому на архетипах построена вся психика человека: все сознательные смыслы имеют свою архетипическую основу и так или иначе выражают соответствующий архетип» [69] .

Для примера я рассмотрю здесь три архетипа: персона, тень и самость.

Персона – это та маска, которую каждый человек надевает, общаясь с другими людьми. Она представляет человека таким, каким он хочет, чтобы его воспринимало общество. Персона может не совпадать с подлинной личностью индивида.

Тень – это некая обратная, темная сторона Я. Она представляет собой подавленную темную, дурную и животную сторону личности.

Последний и наиболее важный архетип, по мнению Юнга, - самость. Сочетая и гармонизируя все аспекты бессознательного, самость создает единство и стабильность личности. Юнг сравнивал самость с порывом или стремлением к самоактулизации, что определяет гармоничность и целостность, наиболее полное раскрытие возможностей личности.

По убеждению Юнга, самоактулизации можно достичь лишь в среднем возрасте, а потому этот возраст (между 35 и 40 годами) Юнг рассматривал как критический период для личностного развития – рубеж, на котором личность претерпевает глубокие и благотворные образования. В этом состоит важное отличие взглядов Юнга от взглядов Фрейда на развитие личности. Если Фрейд отводил важную роль в формировании личности только ранним годам, то Юнг считал, что «человек постоянно приобретает новые знания и умения, достигает новых целей и реализует себя более полно. Он придавал большое значение такой жизненной цели индивида, как «обретение самости», являющейся результатом стремления различных компонентов личности к единству». [70]

2.2 Культура.

Как и Фрейд, Юнг считал, не может полностью контролировать свои душевные процессы, которые определяются содержанием темной стороны личности – бессознательного. Но важное отличие Фрейда и Юнга состоит «в понимании сущности… «демонических» сил и их отношения с культурой» [71]

Если Фрейд считал, что человеку трудно жить в мире культуры потому, что его Я разрывается между требованиями бессознательного и культурными установками, то Юнг говорил, что «основа души (бессознательное), хотя и имеет архаическое происхождение, но все же может жить в мире с культурой». [72] При помощи культуры можно «приручить» темные силы, «демонов души», «поставить их на службу» культуре.

Но диалог культуры с бессознательным «постепенно утрачивается с развитием цивилизации и тотальной рационализации жизни». [73] Это связано с тем, что по своей психической природе человек не становится более рациональным. «Рушится прежний символический мир, а вместе с ним уходит в прошлое культурное выражение и осуществление архетипов; наступает ужасающая символическая нищета», в которой жизнь человека обесцвечивается и обессмысливается. Крушение символов означает также утрату символического управления могучими «демонами души», остающимися теперь без присмотра». [74] По этой причине европейской культуре нужно измениться, чтобы «сохранить утраченное единство человеческой души». В одном из своих трудов Юнг пишет о том, что «единственный смысл человеческого существования состоит в том, чтобы зажечь свет во тьме примитивного бытия. Наверное, можно предположить, что мы в власти бессознательного в той же степени, в какой само оно – во власти нашего сознания». [75]

Заключительные положения

Важной заслугой Юнга является переосмысление позиций Фрейдовского психоанализа, а именно открытие в бессознательном человека культурных основ. Эти культурные основы содержатся в коллективном бессознательном в виде первичных структур – архетипов. Эта позиция радикально отличается от позиции Фрейда, который рассматривал только природные биологические основы бессознательного.

Важным отличием Юнга от Фрейда можно назвать их точку зрения на соотношения бессознательного и культуры. Если Фрейд говорил о том, что бессознательные инстинкты и культурные ценности и нормы находятся в непрерывной борьбе, то Юнг говорил, что культура может вести «диалог» с бессознательным.

Заключение

Теории Фрейда и Юнга сыграли важную роль в развитии науки XX века, в первую очередь философии и психологии. Они радикально изменили господствовавший до них взгляд на человека, как существо рациональное, указав на то, что поведение человека определяется неосознаваемыми мотивами и побуждениями, содержащимися в бессознательном.

Однако взгляды многих ученых, включая современных, на природу бессознательного сильно отличаются. И это объясняется тем, что человек очень важное значение уделял вопросу самопознания, саморефлексии. В данной курсовой работе была показана на примере концепций Фрейда и Юнга неординарность таких взглядов. Если Фрейд говорил только о биологической стороне бессознательного, о примитивных инстинктах, то Юнг нашел в бессознательном культурные истоки. Но их концепции являются преимущественно философскими в том плане, что они не являются строго научно доказанными. Они являются в первую очередь теориями личности, и говорить об их строго научной достоверности по этой причине нельзя.

В заключение мне хотелось бы указать на более глубокие корни проблемы отношения рефлексии и бессознательного. Помимо того, что бессознательное было открыто, благодаря стремлению человека познать самого себя (рефлексии), под рефлексией можно понимать обращение, проникновение культурных истоков в сферу бессознательного. Это тоже очень важный момент, поскольку от того, насколько культура сможет проникнуть в сферу бессознательного, зависит то, насколько человек сможет нормально и гармонично жить в условиях цивилизации и прогресса.

Список литературы

Жаров С.Н. Культура и бессознательное начало человека: концепция Фрейда // Культурология: Учебное пособие для ВУЗов / Отв. ред. Радугин А.А. – М.: ЦЕНТР, 2001. - С.34-37.

Жаров С.Н. Культура и коллективное бессознательное: концепция Юнга // Культурология: Учебное пособие для ВУЗов / Отв. ред. Радугин А.А. – М.: ЦЕНТР, 2001. – С.37-41.

Зотов А.Ф. Современная западная философия: Учебник. – М.: Высшая школа, 2001. – 784с.

Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования / Пер. с англ. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 407с.

Скирбекк Г., Гилье Н. История филосфии: Учебное пособие для студ. ВУЗов / Пер. с англ. – М.: Владос, 2001. – 800с.

Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. – СПб.: Питер, 2001. – 384с. – («Золотой фонд психотерапии»).

Фрейд З. Психология бессознательного: Сборник произведений. – СПб.: Питер, 2002. – 400с. – («Мастера психологии»).

Фрейд З. Недовольство культурой // Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. – М.: Ренессанс, 1992. – 296с.

Холл К., Линдсей Г. Теории личности / Пер. с англ. – М.: ЭКСМО-Пресс, 1999. – 592с. – («Мир психологии»).

Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности / Пер. с англ. - СПб.: Питер, 2001. – 608с.- («Мастера психологии»).

Шульц Д., Шульц С. История современной психологии / Пер. с англ. / Под ред. А.Д. Наследова. – СПб.: Евразия, 2002. – 532с.

Юнг К.Г. Архетип и символ. – М.: Ренессанс, 1991. – 304с.

Юнг К.Г. Воспоминания. Сновидения. Размышления. – Киев.: AirLand, 1994. – 405с.

[1] Жаров С.Н. Культура и бессознательное начало человека: концепция Фрейда // Культурология: Учебное пособие для вузов / Отв. ред. Радугин А.А. – М.: ЦЕНТР, 2001. – С.34.

[2] Скирбекк Г., Гилье Н. Фрейд и психоанализ // Скирбекк Г., Гилье Н. История философии: Учеб. Пособие для студ. ВУЗов / Пер. с англ. – М.: Владос, 2001. – С.621.

[3] Хьелл Л., Зиглер Д. Психодинамическое направление в теории личности5 Зигмунд Фрейд // Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности/ Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2001. – С.134. - («Мастера психологии»).

[4] Там же. С.134.

[5] Жаров С.Н. Культура и бессознательное начало человека: концепция Фрейда // Культурология: Учебное пособие для вузов / Отв. ред. Радугин А.А. – М.: ЦЕНТР, 2001. – С.34.

[6] Большой энциклопедический словарь: В 2–х тт. / Гл. ред. А.М. Прохоров: Т.2. – М.: Советская энциклопедия,1991. – С. .

[7] Магун В., Жамкочьян М. Предисловие научного редактора и переводчика к русскому изданию // Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования / Пер. с англ. – М.: Аспект Пресс, 2001. – С.17.

[8] Хьелл Л., Зиглер Д. Введение в дисциплину // Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности/ Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2001. – С.41. - («Мастера психологии»).

[9] Первин Л., Джон О. Психодинамическая теория: психоаналитическая теория Фрейда // Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования / Пер. с англ. – М.: Аспект Пресс, 2001. – С.98;С.99.

[10] Там же. С. 99.

[11] Хьелл Л., Зиглер Д. Психодинамическое направление в теории личности: Зигмунд Фрейд // Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности/ Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2001. – С.106. - («Мастера психологии»).

[12] Фрейд З. Ошибочные действия // Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. – СПб.: Питер, 2001. – С.5-44.

[13] Фрейд получил медицинскую степень по окончании в 1881 году Венского университета.

[14] Зотов А.Ф. Психоанализ и его философские контексты // Зотов А.Ф. Современная западная философия: Учебник. – М.: Высшая школа, 2001. – С.296.

[15] Там же. С.298.

[16] Первин Л., Джон О. Психодинамическая теория: психоаналитическая теория Фрейда // Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования / Пер. с англ. – М.: Аспект Пресс, 2001. – С.106.

[17] Фрейд З. Я и Оно // Фрейд З. Психология бессознательного: Сборник произведений. – СПб.: Питер, 2002. - С. 379.

[18] Там же. С.379.

[19] Фрейд З. Я и Оно // Фрейд З. Психология бессознательного: Сборник произведений. – СПб.: Питер, 2002. - С.380.

[20] Там же. С.380.

[21] Там же. С.379.

[22] Фрейд З. Общая теория неврозов // Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. – СПб.:Питер,2001. – С.170.

[23] Один из примеров: «Более серьезный случай описки, который, пожалуй с тем же основанием можно было бы отнести к разряду действий «по ошибке», таков. Я намерен взять из сберегательной кассы сумму в 300 крон, которые я собираюсь послать родственнику, уехавшему лечиться. Я замечаю при этом, что у меня на счету имеется 4380 крон, и решаю свести эту сумму к круглой цифре 4000 крон с тем, чтобы в ближайшее время их не трогать. Заполнив чек и вырезав соответствующие цифры, я вдруг замечаю, что вырезал не 380 крон, как предполагал, а как раз 438, и ужасаюсь недомыслию, которое я проявил. Что испуг мой неоснователен, я понял скоро: не стал же я беднее, чем раньше. Но пришлось довольно долго раздумывать над тем, какое влияние могло расстроить мое первоначальное намерение, не доходя до моего сознания. На первых порах я попадаю на ложный путь, вычитаю одно число из другого, но не знаю, что делать с разностью. В конце концов случайно пришедшая в голову мысль обнаруживает передо мной настоящую связь: 438 составляет ведь десять процентов всего моего счета в 4380 крон! Десятипроцентную же уступку дает книгопродавец! Я вспоминаю, что несколькими днями раньше я отобрал ряд медицинских книг, утративших для меня интерес, и предложил их книгопродавцу как раз за 300 крон. Он нашел, что цена слишком высока, и обещал через несколько дней дать окончательный ответ. Если он примет мое предложение, то этим как раз возместит ту сумму, которую я собираюсь издержать на больного. Несомненно, что этих денег мне жалко. Аффект, испытанный мной, когда я заметил ошибку, может быть скорее объяснен как боязнь обеднеть из-за таких расходов. Но и то, и другое – и сожаление об этом расходе, и связанная с ним боязнь обеднеть совершенно чужды моему сознанию; я не чувствовал сожаления, когда обещал эту сумму, и мотивировку этого сожаления нашел бы смешной. Я, вероятно, и не поверил бы, что во мне может зашевелиться такое чувство, если бы благодаря практике психоанализов, производимых над пациентами, я в значительной степени не освоился с феноменом вытеснения в душевной жизни и если бы несколькими днями раньше я не видел сна, который требовал того же самого объяснения». Фрейд З. Психопатология обыденной жизни // Фрейд З. Психология бессознательного: Сборник произведений. – СПб.: Питер, 2002. – С.220;С.221.

[24] Скирбекк Г., Гилье Н. Фрейд и психоанализ // Скирбекк Г., Гилье Н. История философии: Учеб. Пособие для студ. ВУЗов / Пер. с англ. – М.: Владос, 2001. – С.623.

[25] Фрейд З. Сновидения // Введение в психоанализ: Лекции. – СПб.: Питер, 2001. - С.67.

[26] Там же. С.78;С.79.

[27] Там же. С.79.

[28] Там же. С.99.

[29] Там же. С.99.

[30] Там же. С.97.

[31] Свободные ассоциации – психологическая техника, при которой пациент говорит все (первое), что ему приходит в голову. Шульц Д., Шульц С. Зигмунд Фрейд и развитие психоанализа // Шульц Д., Шульц С. История современной психологии/ Пер. с англ. / Под ред. А.Д. Наследова. – СПб.: Евразия, 2002. - С.397.

[32] Хьелл Л., Зиглер Д. Психодинамическое направление в теории личности5 Зигмунд Фрейд // Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности/ Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2001. – С.111. - («Мастера психологии»).

[33] Фрейд З. Я и Оно // Фрейд З. Психология бессознательного: Сборник произведений. – СПб.: Питер, 2002. - С.380.

[34] Там же. С.380.

[35] Фрейд З. Я и Оно // Фрейд З. Психология бессознательного: Сборник произведений. – СПб.:Питер,2002. - С.380.

[36] Там же. С.380;С.381.

[37] Фрейд З. Продолжение лекций по введению в психоанализ // Фрейд З. Психология бессознательного: Сборник произведений. – СПб.: Питер, 2002. - С.310.

[38] Там же. С.311.

[39] Шульц Д., Шульц С. Зигмунд Фрейд и развитие психоанализа // Шульц Д., Шульц С. История современной психологии/ Пер. с англ. / Под ред. А.Д. Наследова. – СПб.: Евразия, 2002. - С.419.

[40] Фрейд З. Я и Оно // Фрейд З. Психология бессознательного: Сборник произведений. – СПб.: Питер, 2002. - С.384.

[41] Хьелл Л., Зиглер Д. Психодинамическое направление в теории личности: Зигмунд Фрейд // Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности/ Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2001. – С.115. – (Мастера психологии).

[42] Там же. С.116.

[43] Всего Фрейд выделял пять стадий психосексуального развития.

[44] Хьелл Л., Зиглр Д. Психодинамическое направление в теории личности: Зигмунд Фрейд // Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности/ Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2001. – С.132.

[45] Жаров С.Н. Культура и бессознательное начало человека: концепция Фрейда // Культурология: Учебное пособие для вузов / Отв. Ред. Радугин А.А. – М.: ЦЕНТР, 2001. С.35.

[46] Там же. С.35.

[47] Там же. С.36.

[48] Там же. С.36.

[49] Там же. С.36.

[50] Фрейд З. Недовольство культурой // Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. – М.: Ренессанс, 1992. – С.88.

[51] Скирбекк Г., Гилье Н. Фрейд и психоанализ // Скирбекк Г., Гилье Н. История философии: Учеб. Пособие для студ. ВУЗов / Пер. с англ. – М.: Владос, 2001. – С.633.

[52] Там же. С.633.

[53] Там же. С.636.

[54] Фрейд З. Недовольство культурой // Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. – М.: Ренессанс, 1992. – С.132.

[55] Жаров С.Н. Культура и бессознательное начало человека: концепция Фрейда // Культурология: Учебное пособие для ВУЗов / Отв. ред. Радугин А.А. – М.: ЦЕНТР, 2001. - С.36.

[56] Скирбекк Г., Гилье Н. Фрейд и психоанализ // Скирбекк Г., Гилье Н. История философии: Учеб. Пособие для студ. ВУЗов / Пер. с англ. – М.: Владос, 2001. – С.636.

[57] Жаров С.Н. Культура и бессознательное начало человека: концепция Фрейда // Культурология: Учебное пособие для ВУЗов / Отв. ред. Радугин А.А. – М.: ЦЕНТР, 2001. - С.36.

[58] Там же. С.36.

[59] Хьелл Л., Зиглер Д. Результаты пересмотра психодинамического направления: Альфред Адлер и Карл Густав Юнг // Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности/ Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2001. – С.198. - («Мастера психологии»).

[60] Жаров С.Н. Культура и коллективное бессознательное: концепция Юнга // Культурология: Учебное пособие для ВУЗов / Отв. ред. Радугин А.А. – М.: ЦЕНТР, 2001. – С.37.

[61] Там же. С.37.

[62] Там же. С.37.

[63] Хьелл Л., Зиглер Д. Результаты пересмотра психодинамического направления: Альфред Адлер и Карл Густав Юнг // Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности/ Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2001. – С.200. - («Мастера психологии»).

[64] Холл К., Линдсей Г. Аналитическая теория Юнга // Холл К., Линдсей Г. Теории личности / Пер. с англ. – М.: ЭКСМО-Пресс, 1999. – С.84. – («Мир психологии»).

[65] Шульц Д., Шульц С. Психоанализ: «отступники» и «наследники» // Шульц Д., Шульц С. История современной психологии / Пер. с англ. / Под ред. А.Д. Наследова. – СПб.: Евразия, 2002. – С.441.

[66] Хьелл Л., Зиглер Д. Результаты пересмотра психодинамического направления: Альфред Адлер и Карл Густав Юнг // Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности/ Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2001. – С.200. - («Мастера психологии»).

[67] Жаров С.Н. Культура и коллективное бессознательное: концепция Юнга // Культурология: Учебное пособие для ВУЗов / Отв. ред. Радугин А.А. – М.: ЦЕНТР, 2001. – С.37.

[68] Юнг К.Г. Архетип и символ. – М.: Ренессанс, 1991. – С.64.

[69] Жаров С.Н. Культура и коллективное бессознательное: концепция Юнга // Культурология: Учебное пособие для ВУЗов / Отв. ред. Радугин А.А. – М.: ЦЕНТР, 2001. – С.38.

[70] Хьелл Л., Зиглер Д. Результаты пересмотра психодинамического направления: Альфред Адлер и Карл Густав Юнг // Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности/ Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2001. – С.205. - («Мастера психологии»).

[71] Жаров С.Н. Культура и коллективное бессознательное: концепция Юнга // Культурология: Учебное пособие для ВУЗов / Отв. ред. Радугин А.А. – М.: ЦЕНТР, 2001. – С.38.

[72] Там же. С.38;С.39.

[73] Там же. С.39.

[74] Там же. С.39.

[75] Юнг К.Г. Воспоминания. Сновидения. Размышления. – Киев.: AirLand, 1994. – С.321.

Скачать архив с текстом документа