Реформа советского правосудия 1922г.
СОДЕРЖАНИЕ: Окончание гражданской войны в Советской России совпало с началом полной перестройки существовавшей правовой системы. Непосредственной причиной были, однако, не политические мотивы, а экономические проблемы.Василий Анатольевич Павлов соискатель кафедры политической истории факультета государственного управления Московский Государственный Университет им. М.В. Ломоносова
Окончание гражданской войны в Советской России совпало с началом полной перестройки существовавшей правовой системы. Непосредственной причиной были, однако, не политические мотивы, а экономические проблемы, вызванные катастрофическим состоянием экономики страны вследствие крайней централизации народного хозяйства в период военного коммунизмал в 1918-1920 гг., масштабного ущерба в результате военных действий участников гражданской войны и ряда других факторов.
Осуществление провозглашенной на X съезде РКП(б) в марте 1921г. новой экономической политики, допускавшей существование частного предпринимательства в форме мелких и средних торгово-промышленных предприятий, вызывало необходимость выработки новых правовых норм. Завершался период правового нигилизма как идеологии господствующей в большевистской правовой системе. Появилась потребность в восстановлении давно отвергнутого понятия законл и возвращении забытого термина законностьл (конечно же, ставился вопрос о революционной законностил). Одновременно предоставлялась возможность высказывать свое мнение юристам, не согласным с правовым нигилизмом большевистской юстиции в годы гражданской войны. Тем не менее, эти действия не означали полного отказа от концепции правового нигилизма и политизации права.
Первым мероприятием судебной реформы, направленной на создание централизованной судебной системы, стало принятие 23июня 1921 г. ВЦИКом декрета Об объединении всех революционных трибуналов Республикил. На основании декрета произошло слияние трех систем трибуналов - гражданских, военных и транспортных. Создавался Верховный трибунал при ВЦИК, воспринявший функции и аппарат Верховного революционного трибунала при ВЦИК, Военного ревтрибунала при РВСР, Главного железнодорожного трибунала при НКПС РСФСР. Он являлся судом первой инстанции по делам особой важности, кассационным органом, органом судебного надзора за деятельностью всех трибуналов. В его структуру входили Пленум и коллегии (кассационная, судебная, военная, военно-транспортная). Председатель назначался ВЦИКом из числа из числа Коллегии НКЮ РСФСР. Кассационная коллегия состояла из председателя Пленума Верховного трибунала или его заместителя, члена-докладчика и двух членов коллегии Верховного трибунала. В ее ведении находились кассационные жалобы на приговоры губернских ревтрибуналов. На судебную коллегию возлагалось рассмотрение в первой инстанции наиболее важных уголовных дел на основании постановлений ВЦИК, ВЧК, НКЮ. Военная и военно-транспортная коллегии отвечали за: 1) инструктирование военных трибуналов и надзор за конституционностью их действий; 2) рассмотрение в первой инстанции уголовных дел определенной персональной подсудности или изъятых из подсудности военных трибуналов;3) образование выездных сессий и местных отделений трибуналов. Отменялось право приостановления приговоров к расстрелу, которым ранее законодательно обладали Реввоенсовет Республики, нарком путей сообщения и комиссары дорог.
Местными органами Верховного трибунала при ВЦИК являлись областные отделения. Одновременно подлежали сокращению губернские ревтрибуналы, реввоентрибуналы и революционные военные трибуналы. Сохранялись следующие особенности организации и деятельности военных трибуналов: 1) особый порядок формирования личного состава (члены трибуналов назначались Реввоенсоветами и другими органами); 2) отсутствие кассационного обжалования приговоров; 3) их право применять высшую меру наказания - расстрел.
Второй шаг реформы правосудия заключался в ограничении полномочий чрезвычайных органов. Отныне единственными государственными учреждениями, обладавшими правом осуществлять судебное разбирательство и выносить приговоры, становились судебные органы. 6февраля 1922 г. Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией, саботажем и спекуляцией и ее местные органы были упразднены. Впредь все дела о преступлениях подлежали рассмотрению судами, административные органы судебных полномочий лишались. Место ВЧК заняло Государственное политическое управление (ГПУ) при НКВД под председательством наркома или его заместителя, назначаемого СНК. Первым руководителем нового органа стал бывший председатель ВЧК Ф.Э. Дзержинский. На местах создавались политотделы при губернских исполкомах, непосредственно подчиненные ГПУ. Декрет возложил на ГПУ борьбу с бандитизмом, шпионажем, подавление открытых контрреволюционных выступлений, охрану границ, железнодорожных и водных путей сообщения, борьбу с контрабандой. В распоряжении ГПУ были особые войска. ГПУ и его органам предоставлялось право обысков и арестов. Не позднее двух недель арестованному должно было быть предъявлено обвинение. Не позднее двух месяцев со дня ареста ГПУ дело должно было быть направлено в суд или арестованный должен быть освобожден. Вопрос о продлении срока ареста при особых обстоятельствах решал Президиум ВЦИК.
Непоследовательность реформы проявилась в постепенном со временем расширении сферы деятельности ГПУ. Третий и важнейший этап судебной реформы выражался в ликвидации раздвоения юстиции на суды и ревтрибуналы. После окончания гражданской войны и демилитаризации страны первенствующая роль отдавалась народным судам, призванным стать основным звеном судебной системы. 31октября 1922 г. ВЦИК утвердил Положение о судоустройстве РСФСРл, устанавливавшее единую систему судов: народный суд в составе одного народного судьи или судьи и двух народных заседателей, губернский суд и Верховный суд РСФСР и его коллегии. Предусматривалось создание широкой сети специальных судов: 1) военные трибуналы по делам о преступлениях, угрожающих крепости и мощи Красной армии; 2) особые трудовые сессии народных судов для рассмотрения имущественных споров между государственными органам. Верховный трибунал при ВЦИК и губернские революционные трибуналы полностью упразднялись. Народные суды действовали на территории района или участка. Их компетенция значительно расширялась.
Они рассматривали в первой инстанции наибольшую часть уголовных и гражданских дел. Народные судьи избирались губернскими исполнительными комитетами Советов на один год с возможностью последующего переизбрания. Кандидат в народные судьи должен был обладать двухлетним стажем ответственной политической работы в рабоче-крестьянских общественных, профессиональных рабочих организациях или трехлетним стажем работы в органах юстиции на должностях не ниже народного следователя. Для недопущения участия в деятельности судов представителей антибольшевистской оппозиции и чуждых советскому строю лиц от кандидата также требовалось наличие права избирать и быть избираемым в Советы. Заслуги кандидата в судьи перед правящей партией и его политический опыт ценились заметно выше профессионализма. Народными заседателями могли избираться все трудящиеся граждане РСФСР, наделенные правом избирать и быть избранными в местные Советы. Избрание народных заседателей осуществлялось на предприятиях, в воинских частях, волостных и сельских Советах. Устанавливались серьезные ограничения по социальному составу заседателей: 50% - должны избираться от рабочих, 35% - от селений и волостей и 15% - из воинских частей. Народный суд, рассматривающий по первой инстанции большую часть уголовных и гражданских дел, стал основной ячейкой судебной системы.
Губернский суд - судом первой инстанции по наиболее сложным гражданским делам и наиболее опасным преступлениям. Так, во соответствии с Уголовно- процессуальным кодексом РСФСР к подсудности губернского суда относились. все дела о государственных преступления, некоторые дела преступлениях против порядка управления, дела о должностных преступлениях с тяжелыми последствиями или совершенными из корыстных, либо иных личных побуждений, дела о других особо тяжких преступлениях. Помимо рассмотрения уголовных и гражданских дел по первой инстанции губернский суд выполнял еще две задачи: 1) выступал в качестве судебного центра губернии и органа непосредственного надзора за деятельностью подведомственных ему народных судов; 2) рассматривал кассационные жалобы и протесты прокурора на приговоры и решения народных судов и частные жалобы на определения этих же судов. Губернский суд состоял из председателя и двух его заместителей одно по гражданскому отделу и другого по уголовному отделу, двенадцати постоянных членов губернского суда и народных заседателей. Председатель суда и его заместители должны были иметь стаж практической работы должности народного судьи или члена революционного трибунала не менее трех лет. В этих же должностях не менее двух лет должны были проработать члены губернского суда. Кандидатуры народных заседателей подбирались специальной комиссией, и утверждались губисполкомом.
В составе губернского суда действовали пленум, уголовный и гражданский отделы, дисциплинарная коллегия. Пленум губернского суда состоял из всех наличных членов губернского суда и был правомочен решать все вопросы определения границ и числа судебных участков, перемещения народных судей, возбуждения дисциплинарной ответственности против судей и народных следователей, рассматривать ситуации, связанные с неполнотой или неясностыо законов и др. Уголовный и гражданский отделы paссматривали дела по первой инстанции и выступали кассационной инстанцией по отношению к определениям и приговорам народных судов. Верховный Суд РСФСР представлял высшее звено единой судебной системы, способной активно воздействовать на деятельность всех нижестоящих судов. Верховный Суд РСФСР осуществлял судебный контроль над всеми без исключения судебными местами РСФСР, рассматривал в кассационном порядке решенные губернскими судами дела и в качестве суда первой инстанции дела особой государственной важности, перечень которых должен был определяться специальным законом. Верховный Суд РСФСР также осуществлял высший судебный надзор и руководил судебной практикой. Верховный Суд РСФСР действовал в составе Президиума Верховного Суда, пленарного заседания Верховного Суда, кассационных коллегий по уголовным и гражданским делам, судебной коллегии, военной и военно-транспортной коллегии, дисциплинарной коллегии. Председатель и члены Верховного Суда РСФСР назначались Президиумом ВЦИК. Пленум Верховного суда состоял из всех членов суда и занимался толкованием законов по вопросам судебной практики, рассмотрением, отменой и изменением приговоров судебных и кассационных коллегий Верховного Суда, равно как и любого иного суда и некоторыми другими вопросами. Согласно Положению в систему судебных учреждений входили и народные следователи. Они находились при соответствующих следственных участках, губернских судах и Верховном Суде РСФСР. Для производства срочных расследований по важнейшим делам следователи состояли также и при отделе прокуратуры Наркомата юстиции. Народные следователи при следственных участках назначались губернским судом и утверждались губернским исполкомом и Наркоматом юстиции.
Следователи при губернских судах, Верховном Суде и Наркомате юстиции назначались, перемещались и отстранялись от должности органами, при которых они состояли. Организованная подобным образом система судов создавала наибольшие возможности для установления единообразной судебной практики, исправления судебных ошибок, укрепления законности в деятельности судов, хотя, конечно, оставалось множество и нерешенных вопросов. Четвертым мероприятием судебной реформы явилось создание впервые после октябрьского переворота профессиональной адвокатуры. В соответствии с принятым ВЦИК 6 мая 1922 г. Положением об адвокатурел, объединявшиеся в создаваемые при губернских отделах юстиции коллегии защитники (адвокаты) первого состава утверждались Президиумами губисполкомов по представлению губернских отделов юстиции. Впоследствии коллегия получала право самостоятельно проводить прием новых членов; за исполкомом же оставалось право отзыва любого из принятых в месячный срок. Коллегии защитников создавались при совнарсудах и вели дела, как по поручению заинтересованных лиц, так и по назначению Президиума коллегии. Адвокаты не могли занимать должности в государственных учреждениях и предприятиях. Руководил коллегией избираемый на общем собрании президиум. Адвокатура получала относительную самостоятельность, но формирование коллегий и частично деятельность контролировались компетентными государственными органами. Принятие Положения об адвокатурел создавало реальные возможности эффективной судебной защиты в новых условиях. Пятым актом реформы органов правосудия вносились изменения в систему прокурорского надзора.
С началом мирного развития страны становится очевидной необходимость не только законодательной реформы и утверждения писаного нормативного акта в качестве руководящей основы осуществления правосудия, но и гарантий соблюдения советских законов гражданами и государственными органами. Остро встал вопрос о формировании системы органов надзора за законностью. 28мая ВЦИК утвердил основывавшееся на принципе централизации Положение о прокурорском надзорел, согласно которому в составе Наркомюста РСФСР создавался отдел прокуратуры для надзора за соблюдением законов. Во главе его в качестве прокурора республики стоял нарком юстиции РСФСР, первоначально совмещавший эти посты (первым прокурором республики стал Д.И. Курский). Он назначал и смещал губернских прокуроров, подчинявшихся только ему. Помощники этих прокуроров направлялись для работы в уезды. Помощники прокурора утверждались президиумом ВЦИК, один из них выполнял прокурорские обязанности в Верховном трибунале (а после преобразования его в Верховный суд - в последнем). Прокуроры автономных республик подчинялись ЦИК этих республик, а Прокурору РСФСР - только по вопросам федерального права; местные прокуроры - исполкомам местных Советов. Основными задачами прокуратуры были: надзор за законностью действий всех органов власти и управления, за деятельностью следственных органов дознания и органов ГПУ НКВД РСФСР, поддержание обвинения на суде, наблюдение за правильностью содержания под стражей и за местами лишения свободы. Подробная регламентация деятельности прокуратуры содержалась в многочисленных циркулярах НКЮ. Например, Временная инструкция губернским прокурорам от 29 июня 1922 года предусматривала конкретный механизм обжалования незаконных действий органов управления. Согласно ей акты уездных органов обжаловались уисполкому; акты уисполкома и губернских органов - губисполкому, акты губисполкома - Президиуму ВЦИК через Прокурора республики. В целях установления должной квалификации прокурорских работников вводилась проверка кандидатов на знание Конституции, нормативных актов, принципов судопроизводства и правил отчетности.
Контроль за деятельностью прокуратуры осуществлялся НКЮ, который проводил постоянную разъяснительную работу, направленную на сближение правоохранительных органов с массами, чтобы каждый знал и понимал, что именно в лице прокурора он всегда имеет своего первого защитника. С образованием прокуратуры РСФСР значительная часть работы, которая ранее выполнялась губернскими отделами юстиции, отошла к прокурорскому надзору, поэтому с июля 1922 г. Наркомюст РСФСР приступил к ликвидации отделов юстиции губисполкомов и уездных бюро юстиции. Органичной частью создаваемой системы прокурорского надзора стала военная прокуратура. Согласно Положению о прокурорском надзорел от 28мая 1922 г. один из помощников Прокурора Республики выполнял прокурорские обязанности при Верховном трибунале Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и осуществлял непосредственное руководство военными прокурорами при революционных военных трибуналах. По Положению о прокурорском надзорел, военные прокуроры при революционных военных трибуналах были только там, где не имелось общих территориальных органов прокуратуры. Военная прокуратура была призвана осуществлять надзор за единообразным, правильным пониманием и точным исполнением законов всеми военнослужащими, воинскими частями, соединениями и учреждениями, а в случаях нарушений закона призвана добиваться восстановления нарушенной законности.
С другой стороны, она должна была осуществлять борьбу с уголовными преступлениями, совершаемыми военнослужащими. Основные задачи, возлагавшиеся на государственную прокуратуру Положением от 28 мая 1922 г., распространялись и на военную прокуратуру. Пределы компетенции военных прокуроров определялись местными условиями. В местности, где существовали к тому времени органы территориальной прокуратуры, военные прокуроры осуществляли свои функции исключительно по надзору за военными учреждениями и должностными лицами; в случаях же обнаружения незаконных действий гражданских лиц и учреждений военный прокурор извещал об этом территориальную прокуратуру. Если в течение месяца после такого извещения губернский прокурор не принимал необходимых мер, военный прокурор доносил об этом прокурору Республики. Принятое 11 ноября 1922 г Положение о судоустройстве РСФСРл внесло серьезные изменения в структуру общей и военной прокуратуры. Прокуратура из органа, состоящего в качестве отдела при Народном комиссариате юстиции, реорганизовалась в отдел Верховного суда и стала именоваться Прокуратурой Верховного суда. Фактически же она получила самостоятельность, так как в случае несогласия с решениями Прокуратуры Верховного суда прокурор Республики мог приносить протест непосредственно во ВЦИК. Более того, в дисциплинарном отношении прокурор Верховного суда не был подчинен его председателю. В результате упразднения в октябре 1922 г. Верховного трибунала ВЦИК и учреждения Верховного суда центральный орган военной прокуратуры был создан при военной коллегии Верховного суда в лице помощника прокурора Республики. Соответственно разрешался вопрос и о должности прокурора Республики при военно-транспортной коллегии Верховного суда. Следовательно, и после реформы центральная военная прокуратура продолжала состоять при высшем судебном органе. В целом, создание централизованной прокуратуры, несмотря на сложность и непоследовательность ее становления, благоприятно повлияло на усиление борьбы с произволом исполнительной власти и уголовной преступностью в период новой экономической политики.
Однако с усилением авторитарных методов управления во второй половине 1920-х годов прокурорский надзор становится эффективной частью механизма репрессий в отношении политической оппозиции и граждан. Несмотря на непоследовательность судебной реформы 1922года ее основным достижением стало правовое обеспечение новой экономической политики в деле восстановления народного хозяйства. Утвердившееся единообразие судопроизводства оказало заметное влияние на активизацию промышленного, сельскохозяйственного и финансового секторов экономики страны. Результатами осуществления реформы также стали: переход к пониманию права как системы позитивных норм, санкционированных государством и обеспеченных силой государственного принуждения; создание многозвенной судебной системы, способной в достаточной степени гарантировать соблюдение принципа законности при рассмотрении уголовных и гражданских дел; формирование профессиональных кадров для работы в судебных учреждениях; появление развитой системы правоохранительных органов.