Регулирование валютных отношений. Валютная политика
СОДЕРЖАНИЕ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ВАЛЮТНЫХ ОТНОШЕНИЙ. ВАЛЮТНАЯ ПОЛИТИКА Формы регулирования валютных отношений. Валютная политика: понятие, цели, формы. Валютная политика и валютное регулирование.РЕГУЛИРОВАНИЕ ВАЛЮТНЫХ ОТНОШЕНИЙ. ВАЛЮТНАЯ ПОЛИТИКА
Формы регулирования валютных отношений. Валютная политика: понятие, цели, формы. Валютная политика и валютное регулирование.
Валютная политика представляет собой определенный симбиоз действий экономической и внешнеэкономической политики государства, которые состоят из правительственных действий относительно внутренних и внешних валютных отношений. Эти действия должны взыскивать определенное влияние на валюту, валютный курс, валютные операции, т.е. на все, что так или иначе связано с этим сектором экономики.
Различают структурную и текущую валютную политику.
· Структурная валютная политика – направлена на изменение долгосрочных структурных изменений в мировой валютной системе (например, проведение валютных реформ).
· Текущая валютная политика – означает повседневное, оперативное регулирование валютного курса, валютных операций, деятельности валютного и золотого рынков.
Формы валютной политики – дисконтная и девизная.
Дисконтная валютная политика (учетная) – это изменение учетной ставки Центрального банка, направленное на регулирование валютного курса и платежного баланса путем воздействия на движение краткосрочных капиталов и динамику внутренних кредитов (денежной массы, цен, совокупного спроса).
Девизная – метод воздействия на курс национальной валюты путем купли-продажи государственными органами иностранной валюты (девиз). В целях повышения курса национальной валюты Центральный банк продает, а для снижения – скупает иностранную валюту.
Девизная политика имеет следующие разновидности:
· валютная интервенция (XX в.);
· диверсификация валютных резервов
· введение валютных ограничений;
· двойной валютный рынок;
· девальвация;
· ревальвация.
Валютная интервенция – это вмешательство Центрального банка в операции на валютном рынке в целях воздействия в определенном направлении на курс национальной валюты путем купли-продажи иностранной валюты. Она осуществляется за счет официальных золотовалютных резервов, краткосрочных взаимных кредитов ЦБ в национальной валюте («своп»).
Диверсификация валютных резервов – политика государства, банков, направленная на регулирование структуры валютных резервов путем в их состав разных валют, проведение валютной интервенции и защиту от валютных рисков. Ее проявление – продажа нестабильных валют и приобретение устойчивых.
Валютные ограничения – вводятся государством на операции с валютой, золотом и другими валютными ценностями, что отражается в валютном законодательстве.
Двойной валютный рынок – как форма валютной политики занимает промежуточное место между режимами фиксированных и плавающих валютных курсов. Введен в начале 70-х годов в Бельгии, Италии, Франции. Сущность его – в делении валютного рынка на две части: 1) официальный валютный курс – по коммерческим операциям и услугам; 2) рыночный валютный курс – по финансовым операциям (движение капиталов, кредитов).
Девальвация – снижение курса национальной валюты по отношениям к иностранным валютам или международным счетным денежным единицам. Объективной основой для нее является завышение официального валютного курса по сравнению с реальной покупательной способностью денежных единиц.
Ревальвация – повышение курса национальной валюты по отношению к иностранной валюте.
Структурная и текущая валютная политика. Дисконтная политика и ее эффективность. Девизная политика и ее инструменты. Валютная интервенция, национальная и коллективная. Диверсификация валютных резервов. Двойной валютный рынок как форма валютного регулирования. Девальвация и ревальвация.
В международной практике валютных отношений существует достаточно цельная система мер государственного воздействия на валютный курс. Валютная политика в зависимости от ее целей и форм подразделяется на структурную и текущую. Структурная валютная политика — совокупность долгосрочных мероприятий, направленных на осуществление структурных изменений в мировой валютной системе. Она реализуется в форме валютных реформ, проводимых в целях совершенствования ее принципов в интересах всех стран, и сопровождается борьбой за привилегии для отдельных валют. Структурная валютная политика оказывает влияние на текущую политику. Текущая валютная политика — совокупность краткосрочных мер, направленных на повседневное, оперативное регулирование валютного курса, валютных операций, деятельности валютного рынка и рынка золота.
К ним можно отнести дисконтную политику, девизную политику, метод официальной интервенции, девальвацию и ревальвацию, методы валютных ограничений, методы налогового воздействия.
Дисконтная политика - мероприятия центрального эмиссионного банка страны по изменению учетного процента (дисконта) на рынке ссудных капиталов, уровень которой влияет на движение процентов по всем видам кредитных и депозитных операций. В современных условиях эффективность дисконтной политики снизилась. Это объясняется прежде всего противоречивостью ее внутренних и внешних целей. Если процентные ставки снижаются в целях оживления конъюнктуры, то это отрицательно влияет на платежный баланс, если вызывает отлив капиталов. Повышение учетной ставки в целях улучшения платежного баланса отрицательно влияет на экономику, если она находится в состоянии застоя. Результативность дисконтной политики зависит от притока в страну иностранного капитала, но в условиях нестабильности процентные ставки не всегда определяют движение капиталов. Регулирование международного движения капиталов и кредитов также ослабляет воздействие учетной политики на платежный баланс. Отсюда вытекают кратковременность и сравнительно низкая эффективность дисконтной политики. Дисконтная политика ведущих стран, в первую очередь США, отрицательно влияет на конкурентов, которые вынуждены повышать или снижать процентные ставки вопреки национальным интересам. В итоге периодически разгорается война процентных ставок.
Девизная политика - мероприятия по привлечению иностранных платежных средств в качестве дополнительных фондов, необходимых для проведения валютной интервенции. В целях повышения курса национальной валюты центральный банк продает, а для снижения — скупает иностранную валюту в обмен на национальную. Девизная политика осуществляется преимущественно в форме валютной интервенции, т. е. вмешательства центрального банка в операции на валютном рынке с целью воздействия на курс национальной валюты путем купли-продажи иностранной валюты. Ее характерные черты — относительно крупные масштабы и сравнительно краткий период применения. Валютная интервенция осуществляется за счет официальных золотовалютных резервов или краткосрочных взаимных кредитов центральных банков в национальных валютах по межбанковским соглашениям «своп».
Официальная валютная интервенция - операции центральных банков по купле-продаже на валютном рынке национальной денежной единицы на ряд резервных валют мира. Существует деление официальных интервенций на «стерилизованные» и «нестерилизованные». Под стерилизованной интервенцией понимают изменение официальных иностранных нетто-активов, которые компенсируются соответствующим изменением внутренних активов, т.е. практически отсутствует воздействие на официальные денежные обязательства. Если интервенция ведет к изменению денежной массы, то о ней говорят как о «не стерилизованной».
Диверсификация валютных резервов — политика государств, банков, ТНК, направленная на регулирование структуры валютных резервов путем включения в их состав разных валют с целью обеспечить международные расчеты, проведение валютной интервенции и защиту от валютных потерь. Эта политика обычно осуществляется путем продажи нестабильных валют и покупки более устойчивых, а также валют, необходимых для международных расчетов.
Двойной валютный рынок — форма валютной политики, занимающая промежуточное место между режимами фиксированных и плавающих валютных курсов; введен в начале 70-х годов в Бельгии, Италии, Франции. Сущность его заключается в делении валютного рынка на две части: по коммерческим операциям и услугам применяется официальный валютный курс; по финансовым (движение капиталов, кредитов и др.) — рыночный. Заниженный курс по коммерческим сделкам используется для стимулирования экспорта товаров и выравнивания платежного баланса. Когда расхождения коммерческого и финансового курсов были значительны, центральный банк осуществлял валютную интервенцию, чтобы их выровнять. Двойной валютный рынок обеспечивал некоторую экономию валютных резервов, так как уменьшилась потребность в валютной интервенции. С переходом к плавающим валютным курсам двойной валютный рынок был ликвидирован в Италии в 1973 г и Франции в 1974 г., позднее в Бельгии и применяется лишь в некоторых развивающихся странах.
Девальвация - снижение номинала обращающихся в стране денежных знаков (открытая девальвация) либо золотого содержания валюты данной страны.
Ревальвация - официальный пересмотр паритета денежной единицы в сторону повышения, когда национальная валюта недооценена относительно иностранных валют.
В случае сложной экономической ситуации в стране, кризисного состояния внешних расчетов государство идет на крайние меры установления режима валютных ограничений.
Валютные ограничения: сущность, формы. Эволюция валютных ограничений. Влияние валютных ограничений на валютный курс и внешнеэкономические связи страны.
Стабилизация валютного курса любой национальной денежной единицы невозможная без осуществления мероприятий валютного контроля и валютных ограничений.
Сущность валютных ограничений заключается в установлении определенных границ относительно осуществления разных операций с валютными ценностями при международных платежах; инвестировании; купли-продажи валюты; ввозе, вывозе, пересылке валютных ценностей в страну или за ее границы и т.п..
Эти ограничения являются законодательной и административной регламентацией с помощью лимитирования, лицензирование или даже запрета проводки указанных операций. Валютный контроль - это контроль соблюдения валютного законодательства, за нарушение которого предполагается ответственность главным образом в виде штрафов и лишение лицензий. Сущность валютного контроля заключается в обеспечении соблюдения валютного законодательства, а основная задача – в недопущении незаконного отлива капитала из государства за границу. Объектом валютного контроля являются валютные операции за участием резидентов и нерезидентов.
Основной орган валютного контроля – Национальный банк. Агенты валютного контроля - налоговые и таможенные органы, а также другие организации, которые соответственно законодательству осуществляют функции валютного контроля.
Валютные ограничения имеют целью:
· обеспечение государства валютой;
· поддержание валютного курса национальной денежной единицы;
· поддержание платежного баланса.
В условиях валютного регулирования регламентируется деятельность валютного рынка. Основные усилия направляются на обеспечение стабильности валютного курса денежной единицы государства.
Валютные ограничения отмечаются определенным дискриминационным характером, поскольку оказывают содействие перераспределению валютных ценностей в пользу государства или определенных предприятий за счет других предприятий, главным образом больших экспортеров. Конечно, обязательная продажа части валютных поступлений является вынужденным мероприятием, поскольку отказ от него уже отрицательно обозначилась на состоянии валютного рынка.
К основным ограничениям, которые определяют общие принципы валютного регулирования и валютного контроля, принадлежат:
· централизация валютных операций в центральному и уполномоченных коммерческих банках;
· лицензирование валютных операций (предоставление разрешения), при этом должны быть доказана необходимость выполнения валютной операции; существует даже полный запрет определенных валютных операций;
· ограничение конвертируемости валют - соответственно этому вводятся разные категории валютных счетов;
· обязательное декларирование зарубежных авуаров;
· контроль за валютными позициями коммерческих банков;
· изоляция внутреннего рынка национальной валюты от внешнего;
· контроль за игрой сроков операции на валютном рынке;
· выдача банкам лицензии на осуществление валютных операций лишь при наличии определенных объемов уставного капитала.
Соответственно платежному балансу нужно выделить две основные сферы валютных ограничений: текущие операции и финансовые операции (движение капиталов, инвестиций и др.). Формы валютных ограничений отображают их содержание и структуру соответственно сферам применения этих ограничений.
За текущими операциями используются такие формы ограничений:
· блокирование выручки иностранных экспортеров от продажи товара в данной стране, ограничение их возможностей распоряжаться этими средствами;
· обязательные возвращения и продажа валютной выручки или ее части экспортерами-резидентами через центральный или уполномочен банк, который имеет валютную лицензию; ограничение относительно сроков этой продажи;
· ограничение на продажу иностранной валюты импортерам; в некоторых странах импортер обязан внести на депозит определенную сумму национальной валюты для получения валютной лицензии;
· ограничение на форвардную куплю импортерами иностранной валюты;
· запрет продажи товаров за границей за национальную валюту;
· запрет оплаты импорта некоторых товаров иностранной валютой;
· регулирование сроков платежей за экспортом и импортом товаров и сроков поступления импортных товаров в случае осуществления предыдущей оплаты;
· наличие нескольких валютных курсов — дифференцированные курсовые соотношения по разным видам операций, товарных группах и регионах.
Межгосударственное валютное регулирование. Роль МВФ в регулировании валютных отношений. Валютное регулирование в Республике Беларусь, его характеристика. Перспективы развития валютных отношений в республике.
МВФ осуществляет наблюдение и контроль за соблюдением странами-членами своего Устава, который фиксирует основные структурные принципы мировой валютной системы.
Во-первых, МВФ наделен полномочиями создавать безусловные ликвидные средства путем выпуска СДР. Последние предназначены для пополнения официальных валютных резервов, погашения пассивного сальдо платежного баланса, расчетов стран с Фондом. Страна, имея счет в СДР, может приобретать у других участников системы СДР конвертируемую валюту. Регулирующая роль МВФ заключается в том, что он обеспечивает странам гарантированную возможность приобретения необходимой валюты в обмен на СДР путем назначения стран, которые ее предоставляют. При этом МВФ учитывает состояние платежного баланса и валютных резервов «назначенных» стран-кредиторов. МВФ контролирует соблюдение установленных лимитов операций в СДР. Каждая страна обязана принимать СДР в обмен на конвертируемую валюту в пределах двойной суммы ее лимита в СДР. т.е. пока сумма СДР на счете не возрастет до 300% по отношению к чистой кумулятивной величине выделенных ей Фондом СДР.
После пересмотра в 70-е годы Устава МВФ расширены возможности стран использовать СДР для более широкого круга операций со всеми признанными Фондом владельцами этих резервных активов без его активного посредничества, как это было прежде. Операции в СДР дают возможность странам в известной мере покрывать дефицит их платежного баланса.
Предполагалось, что СДР будут выступать в роли альтернативы как золоту, так и доллару, а также другим национальным валютам, исполняющим функцию международного резервного средства. Намечалось также использовать единицу СДР в качестве универсального стоимостного эталона для установления паритетов денежных единиц стран-членов. Иными словами, ставилась цель трансформировать СДР в основу международного валютного механизма. Пока нет оснований говорить о реальном прогрессе на пути перестройки структуры международной валютной ликвидности путем унификации резервных активов на базе СДР. Продвижение этого процесса тормозят, в частности, США, поскольку они не намерены отказаться от роли доллара как международного платежно-резервного средства. Система СДР не решила проблему интернационализации международной ликвидности и централизованного управления ею.
Во-вторых, МВФ выступает в качестве проводника принятой Западом, по инициативе США, установки на демонетизацию золота, ослабление его роли в мировой валютной системе. Соглашение о создании МВФ отводило золоту важное место в его ликвидных ресурсах. Согласно Статье III каждая страна при вступлении в Фонд должна была уплатить золотом взнос в размере 25% ее квоты либо 10% ее официальных золото-долларовых резервов в зависимости от того, какая величина меньше. При увеличении капитала Фонда каждая страна была обязана оплачивать золотом 25% подписки в соответствии с повышением ее квоты. В соответствии со Статьей VII Соглашения МВФ предоставлялось право использовать имеющееся у него золото для пополнения своих валютных ресурсов, а это повышало степень ликвидности капитала Фонда.
Все страны-члены должны были выразить паритеты своих валют в определенном количестве золота в качестве общего мерила стоимости (Статья IV, раздел 1 ,а); фиксированное золотое содержание имела и единица стоимости СДР.
В соответствии со Статьей V. раздел 2.а. МВФ должен руководствоваться в своих действиях «целью не допускать регулирования цены или установления фиксированной цены на рынке золота», что равнозначно трактовке золота как обычного рыночного товара.
В-третьих, МВФ осуществляет межгосударственное регулирование режима валютных курсов. В соответствии с Уставом, определившим принципы Бреттонвудс-кой валютной системы, МВФ контролировал соблюдение странами-членами принятых ими и утвержденных Фондом официальных золотых и валютных паритетов, а также санкционировал их изменения. Легализация в обновленном Уставе (с 1978 г.) режима плавающих валютных курсов не означает, что МВФ вообще устранился от воздействия на валютную политику стран-членов. В Статье IV измененного Устава МВФ зафиксирована обязанность каждой страны «сотрудничать с Фондом и с другими странами-членами в целях обеспечения упорядоченных валютных механизмов и содействия поддержанию стабильной системы валютных курсов». Страна-член должна, в частности, «избегать манипулирования валютными курсами или мировой валютной системой, направленного на то, чтобы препятствовать эффективной перестройке платежного баланса или получать несправедливые конкурентные преимущества перед другими странами-членами».
Вторая серия поправок к Уставу МВФ предоставила странам-членам возможность выбора: либо сохранять плавающий курс валюты, либо установить и поддерживать фиксированный курс валюты (центральный курс), который может быть выражен в единице СДР или иной международной счетной денежной единице.
В-четвертых, важным направлением регулирующей деятельности МВФ является устранение валютных ограничений. Статьи Соглашения МВФ регламентируют функционирование механизма валютных рынков, режим валютных операций. Статья VIII содержит обязательство стран-членов не вводить без согласия Фонда ограничений в отношении платежей и переводов по текущим операциям платежного баланса, не использовать дискриминационных валютных режимов и не прибегать к множественности валютных курсов. Валютные ограничения допускаются только в двух случаях:
1) на основании Статьи XIV Устава их могут сохранять или устанавливать новые члены МВФ в течение переходного периода, продолжительность которого не определена;
2) официальное заявление Фонда о дефицитности определенной валюты дает право любой стране-члену после консультации с Фондом вводить временные ограничения операций в этой валюте.
В-пятых, МВФ участвует в регулировании международных валютно-кредитных отношений путем предоставления кредитов странам, а главное, в результате выполнения им функции координатора международного кредитования. Частные коммерческие банки рассматривают МВФ как гаранта получения максимально высоких прибылей и инструмент, способствующий расширению их кредитной деятельности в странах-заемщиках. Заключения МВФ об экономической политике и уровне платежеспособности того или иного правительства расцениваются частными банками как показатель международного доверия к заемщику. Поэтому даже небольшой кредит, полученный от МВФ, приобретает эффект цепной реакции, открывая возможность привлечения более крупных сумм на рынке ссудных капиталов. Таким образом, происходит фактическое согласование кредитной политики МВФ, с одной стороны, и главных кредиторов (как государственных, так и частных) мирового рынка ссудных капиталов — с другой.
МВФ наряду с другими международными организациями активно участвует в урегулировании внешнего долга развивающихся стран, стран Восточной Европы, государств СНГ. Что касается ТНК и ТНБ, то они поддерживают мероприятия МВФ лишь в той мере, в какой его кредитная политика отвечает их собственным интересам, обеспечивая регулярность платежей стран-должников. Поэтому эффективность регулирования спекулятивных перемещений краткосрочных капиталов, координации процесса выравнивания диспропорций в международных платежах, целенаправленного воздействия на международную ликвидность в ряде случаев ослабляется противодействием частных компаний и банков.
В-шестых, МВФ осуществляет постоянный надзор и наблюдение за макроэкономической политикой стран-участниц и состоянием мировой экономики. Он собирает огромный массив информации, относящейся к отдельным странам и к мирохозяйственным процессам в целом. Эта информация включает сведения о динамике экономического роста и цен, денежном обращении, экспорте и импорте товаров, услуг, капиталов, состоянии платежных балансов, официальных золотых и валютных резервов, производстве, экспорте и импорте золота, размерах заграничных капиталовложений, движении валютных курсов и многом другом и подвергается тщательной аналитической обработке. Страны-члены обязаны беспрепятственно предоставлять Фонду эти сведения и консультироваться с ним по вопросам их макроэкономической и валютной политики. МВФ осуществляет надзор за макроэкономической и валютной политикой двумя путями. Одним из них являются предусмотренные Статьей IV Устава консультации с правительственными учреждениями стран-членов. Другой путь — это регулярные (дважды в год) обсуждения доклада «Мировой экономический обзор». Такие обсуждения представляют собой анализ глобальной экономической ситуации а многосторонней перспективе. МВФ занимается также оказанием технической помощи странам-членам и предоставлением им разнообразного набора консультационных услуг.
За время своего существования МВФ превратился в подлинно универсальную организацию, добился широкого признания в качестве главного наднационального органа регулирования международных валютно-кредитных отношений, авторитетного центра международного кредитования, координатора межгосударственных кредитных потоков и гаранта платежеспособности стран-заемщиц. Одновременно он начинает играть важную роль в реализации решений «семерки» ведущих государств Запада, становится ключевым звеном формирующейся системы регулирования мировой экономики, международной координации, согласования национальных макроэкономических политик. Фонд зарекомендовал себя активно функционирующим мировым валютным институтом, накопил большой и полезный опыт.
Национальная валютная система Республики Беларусь формируется с учетом принципов мировой валютной системы, поскольку страна взяла курс на интеграцию в мировое хозяйство, с 1992 г. является членом МВФ и входит в ряд других международных валютно-кредитных и финансовых организаций. Основой денежной и национальной валютной системы является белорусский рубль. Сегодня он подчиняется правилам ограниченной конвертируемости, но страна решает стратегическую задачу перехода к свободной конвертируемости по мере стабилизации экономики. Вместо режима множественности валютных курсов в 2000 г. был введен единый курс белорусского рубля.
Законодательством установлены порядок осуществления международного платежного оборота и использования валютных ресурсов, международных кредитов; режим деятельности валютного рынка и состав его участников; правила валютных операций и т.д. Определены статус государственных органов, осуществляющих валютное регулирование, основные принципы валютной политики, а также порядок регулирования международной валютной ликвидности Республики Беларусь. Национальная валютная система взаимосвязана с внутренней денежной, кредитной и финансовой системами.