Решение менеджера
СОДЕРЖАНИЕ: Управленческие решения, их классификация, требования, предъявляемые к управленческим решениям Решение как мыслительный процесс Процесс выработки, принятия и реализации решенийРешение менеджера
1. Управленческие решения, их классификация, требования, предъявляемые к управленческим решениям
2. Решение как мыслительный процесс
3. Процесс выработки, принятия и реализации решений
4. Управление рисками, сущность и основные принципы
1.При достижении целей человек, также как и организация, может сталкиваться с различными проблемами. При этом под целью понимается идеальное представление о желаемом состоянии объекта управления или результата деятельности. А проблема может возникать в 2-х случаях. Во-первых, при отклонении хода процесса, достижения целей от запланированного, то есть проблема – отклонение от нормы. Во-вторых, при возникновении неучтенных ранее возможностей, то есть проблема – представляющаяся возможность. Любая проблема может иметь несколько способов решений или альтернатив. Выбор единственной альтернативы из всего их множества и является принятие решений. Управленческое решение – протекающее во времени мыслительный, эмоциональный и правовой акт по выбору одного из множества альтернатив, совершаемых руководителем в пределах своих полномочий. Это определение позволяет трактовать решение с различных точек зрения. Во-первых, как протекающий во времени процесс, что позволяет вести разговор о его этапах. Во-вторых, как волевой акт руководителя, что позволяет рассматривать решения с психологической точки зрения, учитывая мотивы и мнения, определяющих поведение руководителя. В-третьих, как средство достижения цели, что позволяет говорить о его оптимальности. В-четвертых, как мыслительный процесс, что позволяет говорить о методах обоснования принимаемых решений. Классификация управленческих решений, принимаемых в организации, может проводиться по различным критериям:
- по содержанию выделяют социальные, экономические, организационные, технические и технологические и другие решения
- по важности и длительности:
= стратегические, которые касаются коренных проблем организации. Принимаются с учетом развития внешнего окружения и рассчитаны на длительный период действия
= тактические, которые обеспечивают выполнение стратегических решений и по времени не превышают 1 года
= оперативные, связанные с достижением текущих целей
- по виду лица, принимающего решение (ЛПР) выделяют решения:
= индивидуальные, принимаемые руководителем единолично
= коллегиальные, принимаемые коллективным органом управления (совет директоров)
= коллективные, принимаемые всем коллективом предприятия
- по степени определенности используемой информации делятся:
= решения, принимаемые в условиях определенности, когда информация о проблемной ситуации полна и достоверна
= решение, принимаемые в условиях стохастической определенности, когда информация о проблемной ситуации задана в вероятностных показателях
= решения, принимаемые в условиях неопределенности, когда информация не имеет числового выражение или противоречива
- по степени уникальности выделяют решения:
= рутинные, принимаемые руководителем автоматически почти ежедневно
= периодические, принимаемые с определенной чистотой
= уникальные, принимаемые впервые в его практике
- по степени проявления творчества рассматривают решения:
= нетворческие (запрограммированные), когда известен алгоритм выработки решения
= творческие (незапрограммированные), когда руководитель сталкивается с неструктурированной ситуацией, содержащей неизвестные ему факторы
- по степени сложности решения делятся:
= простые, принимаемые по 1 критерию оценки
= сложные, по нескольким критериям
- по степени охвата объекта управления:
= общие, охватывающие весь объект
= частные, охватывающие некоторые стороны деятельности объекта (сбыт продукции)
= локальные, охватывающие только отдельные элементы управляемого объекта (отзыв из отпуска)
Требования, предъявляемые к управленческим решениям:
- целевая направленность – решения должны преследовать достижения определенной цели
- обоснованность – то есть принимаемое решение должно отражать объективные закономерности развития объекта и системы управления им
- компромисность – необходимость этого требования сходит из того, что управленческое решение практически всегда имеют негативные последствия
- своевременность – с момента возникновения проблемной ситуации до момента принятия решений в объекте не должно произойти необратимых изменений, делающих решение ненужным
- соответствие полномочия ЛПР, что является необходимым условием директивности принятого решения
- непротиворечивость и согласованность с принципами менеджмента и ранее принятыми решениями
- экономичность и эффективность – требование эффективности заключается в обеспечении и достижении намеченных целей
2.При рассмотрении управленческого решения как мыслительного процесса необходимо выделить основные характеристики мышления. К ним относится:
- глубина мышления, характеризующая умение видеть не лежащие на поверхности причинно-следственные связи
- широта мышления, характеризующая умение видеть многообразие происходящих в организации и за ее пределами явлений, их взаимосвязей, не увлекаясь рассмотрением какой-то одной проблемы
- гибкость мышления, характеризующая умение отступать от привычных стереотипных решений, не позволять устоявшимся традициям управлять своим поведением
- быстрота мышления, характеризующая время, происходящее от момента возникновения проблемы до момента принятия индивидуального решения
Сами решения с точки зрения мыслительной деятельности можно разделить на интуитивные решения и решения, основанные на суждениях (рациональные решения). Интуитивные решения – выбор, сделанный только на ощущении того, что он правилен. Решения, основанные на суждениях – представляют собой осознанный выбор, подкрепленный знаниями и опытом. Решения, основанные на суждениях, имеют 2 безусловных достоинства:
- для их принятия необходима только голова руководителя и, соответственно, они являются дешевыми и не требуют больших временных затрат
- руководитель оказывается в состоянии объяснить, почему принимается именно данное решение, то есть здесь присутствует момент обучения персонала.
Вместе с тем, решения, основанные на суждениях, имеют 3 очевидных недостатка:
- решения основаны на здравом смысле руководителя. Здесь важно определить понятие здравого смысла, ибо в сознании любого человека это понятие будет варьировать
- необходимость использование старого опыта делает такой способ обоснования решений не приемлемым в данных ситуациях
- использование предшествующего опыта может быть сконцентрировано во фразе «Мы всегда так делали», что смещает решение в направлениях знакомых руководителям и возможно упустить новую альтернативу
В зависимости от концентрации внимания руководителя на формирование альтернатив или их проверки можно выделить:
- уравновешенные решения, когда руководитель уделяет одинаковое внимание образованию альтернатив, оценке их позитивных и негативных последствий, осуществляет доработку альтернатив и затем приступает к реализации решений
- импульсивное решение, когда руководитель занимается выработкой и реализацией гипотез, не заботясь об их проверке
- инертные решения, когда основное внимание руководителя сконцентрировано на проверке альтернатив и их доработке до момента, когда не остается сомнений в их успешной реализации
- рискованные решения, когда руководитель занимается проверкой альтернатив и сталкивается с проблемами их реализации
- осторожные решения, когда много внимания уделяет негативным последствиям руководитель
- рациональные решения основываются с помощью объективного аналитического процесса и объективных в той или иной степени формализованных методов