Роботы в культуре
СОДЕРЖАНИЕ: План Введение 1 Художественная литература 2 Роботы в анимации 2.1 Аниме 3 Роботы в кино 4 В видеоиграх 5 В популярной музыке 6 В субкультурах Список литературы
План
Введение
1 Художественная литература
2 Роботы в анимации
2.1 Аниме
3 Роботы в кино
4 В видеоиграх
5 В популярной музыке
6 В субкультурах
Список литературы
Введение
1. Художественная литература
С развитием технологии люди всё чаще видели в механических созданиях что-то больше, чем просто игрушки. Литература отразила страхи человечества, о возможности замены людей их собственными творениями. Роман «Франкенштейн, или Современный Прометей» (1818) иногда называют первым научно-фантастическим произведением, олицетворяющим эту проблему. Позже Карел Чапек пишет знаменитую пьесу «R.U.R.», описывающую конвейер, на котором роботы собирают самих себя, произведение имело экономический и философский подтексты. В дальнейшем эти идеи развиваются в фильмах «Метрополис» (1927), «Бегущий по лезвию» (1982) и «Терминатор» (1984). Как роботы с искусственным интеллектом становятся реальностью и взаимодействуют с человеком, показано в фильмах «Искусственный разум» (2001) режиссёра Стивена Спилберга и «Я, робот» (2004) режиссёра Алекса Пройяса. В фантастических рассказах Айзека Азимова сформулированы «Три Закона Роботехники»:
1. Робот не может причинить вреда человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинён вред.
2. Робот должен выполнять приказы человека в той мере, в которой это не противоречит Первому Закону.
3. Робот должен заботиться о своей безопасности в той мере, в которой это не противоречит Первому и Второму Законам[1].
Азимов в своих произведениях убедительно показывает, что эти законы, будучи заложены в программу-мозг робота в виде обязательных (безусловно исполняемых роботом) законов исключают возможность проявления любых недружественных действий робота по отношению к человеку. Приводятся также примеры негативных последствий, возникающих в случае, когда люди пренебрегая требованиям обязательности трех законов блокируют на этапе программирования робота один из законов (например, вторую часть первого закона). В этом случае робот может найти логически непротиворечивое решение, позволяющее ему нарушить 1-й закон и стать опасным для человека.
Также Айзеком Азимовым (в романах «Роботы и Империя», «На пути к основанию») сформулирован так называемый «нулевой» закон робототехники: «Робот не может причинить вред человечеству или своим бездействием способствовать этому»
«…Нулевой. Робот не может причинить вред человечеству или, своим бездействием, способствовать этому. Тогда Первый Закон следует читать следующим образом: Первый. Робот не может причинить вред человеческому существу или, своим бездействием, способствовать этому, кроме тех случаев, когда это противоречит Нулевому Закону. Таким же образом следует трактовать и последние два…» — Айзек Азимов «На пути к основанию»
2. Роботы в анимации
2.1. Аниме
Разнообразное аниме где фигурируют боевые или другие роботы очень популярно в Японии и даже перешло в отдельный жанр Меха (это название впоследствии стало обозначением всех человекоподобных боевых роботов) аниме. В этом жанре «меха» были созданны многие культовые аниме, которые в мире стали символами японской анимации: Transformers, Gundam, Voltron, Neon Genesis Evangelion. Благодаря этому начиная с 80-90 тых годов роботы стали частью национальной культуры Японии а также частью стереотипов о ней.
Сюжет в основном базировался на угрозе планете со стороны ранее не известных и сильных монстров, победить которых могли лишь пилоты (часто несовершеннолетние для основной аудитории подобных аниме) которые управляли гигантскими человекоподобными роботами либо роботами, имеющими «душу» и контролирующими все свои поступки, как например в культовом сериале Трансформеры. Но роботы также появлялись и в антиутопических и постапокалиптических сюжетах как в аниме Призрак в доспехах и Евангелион. Впоследствии черты этого жанра перешли в кинофантастику.
3. Роботы в кино
Роботы «оказали» такой же вклад в киноиндустрию, как когда-то в фантастическую литературу и анимацию, особенно на жанр кинофантастики. Так фильм Терминатор стал одним из самых культовых фильмов в истории кинематографа вообще, а его главные герои известны практически каждому человеку. Образы роботов в фильмах частично впитали ту роль которая им отдавалась в художественной литературе. В основном роботы были специально созданными машинами для убийства — неубиваемым врагом с которым предстояло сразиться герою.
В середине XX века популярным был образ Робота, основанный на персонаже «Робота-охранника» из фильма «День, когда земля остановилась», который представлял из себя гигантского робота, основным оружием которого был лазер, способный уничтожать целые города. Впоследствии этот штамп стал настолько популярным, что уже почти не использовался и высмеивался как один из самых заезженных штампов Фантастики наряду со злобными пришельцами и бластерами.За время развития образ роботов в Кино изменился, в отличие от медленных «жестянок»-истуканов из фильмов 30-60 годов, современный образ экранных роботов стал больше заимствовать стилистику современной техники, в том числе стиль Хай-тек. Так дизайн роботов из агрессивного стал на данный момент более детальным и «стильным».
Также культовыми стали следующие роботы-герои фильмов:
· C3PO и R2-D2 из Звёздных войн
· Робот-страж из фильма День когда земля остановилась
· Треножники (частично пилотируемые) — из книги и одноименного фильма Война миров
· 790 — робот из культового научно-фантастического сериала Лексс
· K.I.T.T. из сериала Рыцарь дорог
· T-800 и Т-1000 из серии фильмов Терминатор
· Дэйта — андроид из сериала Звёздный путь.Новое поколение
· Робот Бендер — робот из мультсериала Футурама
· Идея робота обыграна в фильме «Приключения Электроника»
· Робот из мультфильма «Валл-и»
· Вертер — робот из Гостья из будущего
· Робокоп из фильма «Робот-полицейский»
· Марвин из Автостопом по галактике
· Эндрю из фильма «Двухсотлетний человек»
4. В видеоиграх
Существует жанр видео игр — симуляторы меха. Наиболее известным представителем этого жанра является серия игр MechWarrior . В таких играх как Lost Planet , Shogo: Mobile Armor Division , Quake IV , Chrome , Unreal Tournament 3 , Battlefield 2142 , F.E.A.R. 2: Project Origin имеется возможность управлять роботами. Ещё одним примером видео игры с участием роботов является Scrapland.
5. В популярной музыке
Иногда тема роботов обыгрывается в песнях, исполняемых эстрадными певцами. В качестве примера можно привести одну из первых песен Аллы Пугачевой «Робот стань человеком», с которой началось ее восхождение к вершинам популярности.
В 1978 году немецкая группа Kraftwerk выпустила сингл die Roboter, в котором есть строчки на русском языке: «Я твой слуга, я твой работник». На этот трек впоследствии было выпущено много ремиксов, но оригинал и по сей день остается любимым среди DJs и ценителей электронной музыки.
6. В субкультурах
Тема роботов всегда являлась благодатной почвой для появления всевозможного народного фольклора — частушек, анекдотов и проч. В его основе обычно были юмористические попытки «вписать» роботов в контекст обыденной жизни и посмотреть — что же из этого может получиться. Серию анекдотов в СССР породил, например, отечественный телесериал «Приключения Электроника».
С распространением Интернета роботы стали фигурировать и в т. н. Интернет-мемах. Всевозможные шутки, картинки и видеоролики с участием роботов стали распространяться по сети по вирусной схеме. В англоязычном секторе Интернет, например, особенно популярными являются интернет-мемы в которых фигурирует робот Бендер из Футурамы, Терминатор и проч.
Список литературы:
1. Seiler, Edward; Jenkins, John H. Isaac Asimov FAQ. Isaac Asimov Home Page (2008-06-27).
Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Роботы_в_культуре