Классификация товара. Статистическая стоимость товара. Страны-партнеры
СОДЕРЖАНИЕ: Федеральная таможенная служба Государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Российская таможенная академия»Федеральная таможенная служба
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Российская таможенная академия»
Доклад на тему:
«Классификация товара.
Статистическая стоимость товара.
Страны-партнеры».
Работу выполнили:
студенты группы Э053
Тихомирова Татьяна
Безрядина Алеся
Тютюненко Юлия
г. Люберцы
2009 г.
Ассортимент товаров, выпускаемых промышленностью и поступающих в торговлю, насчитывает десятки тысяч самых разнообразных видов и разновидностей, количество которых возрастает с каждым годом.
Научная классификация, помогая систематизировать всё многообразие товаров, имеет важное значение в управлении качеством и ассортиментом товаров, так как способствует систематизированному изучению товаров, рациональной организации торговли, эффективному проведению работ по контролю качества, изучению и формированию структуры ассортимента.
Кроме этого, распределение товаров на однородные группы позволяет:
· выявить групповые характеристики качества товаров, установить необходимую номенклатуру качества для каждой группы товаров, сформулировать общие требования к ним, разработать общие методы их испытания, рационально организовать приёмку и контроль их качества;
· организовать рациональный учёт товара по группам;
· организовать рациональное хранение товаров, исходя из их общих свойств.
Важную роль играет классификация товаров и в таможенном деле, в частности - в формировании таможенной статистики. Так, отнесение товаров в соответствии с Основными правилами интерпретации ТН ВЭД России к конкретным товарным позициям, субпозициям и подсубпозициям, указанными в ТН ВЭД России с соответствующим указанием ставок таможенных пошлин, позволяет рассчитать таможенную и статистическую стоимость товаров, перемещаемых через таможенную границу.
Статистическая стоимость представляет собой стоимость товаров, рассчитываемую для целей таможенной статистики в соответствии с порядком, установленным актами законодательства Российской Федерации о таможенном деле.
Статистическая стоимость получается путем пересчета в доллары США:
- фактурной стоимости декларируемого товара, по возможности приведенной к базе цен FOB - российский порт или DAF - граница Российской Федерации[1] ;
- общей таможенной стоимости декларируемых товаров, если декларирование товаров различных наименований производится с указанием одного классификационного кода по ТН ВЭД.
Говоря простым языком, при вывозе товаров статистическая стоимость - это стоимость товара на границе Российской Федерации. Для ввозимых же на территорию Российской Федерации товаров статистическая стоимость - это таможенная стоимость, определенная при их ввозе и пересчитанная в доллары США.
При пересчете таможенной стоимости в доллары США применяется курс доллара США к валюте Российской Федерации, установленный Банком России на день подачи ГТД для целей учета и таможенных платежей.
Если полученное значение содержит дробные единицы, оно округляется до целой величины по правилам округления.
Важно отметить, что статистическая стоимость при возврате товаров может отличаться от статистической стоимости при ввозе в случае изменений таможенной стоимости в соответствии с п. 2 ст. 214 ТК РФ [2] , а также в результате колебаний курсов валют.
Данная информация крайне важна, поскольку способствует недопущению некорректного учета товаров в стоимостном выражении в таможенной статистике и обеспечению сопоставимости данных о взаимной торговле стран-партнеров.
Особое значение сопоставимость этих статистических данных приобретает в настоящее время, когда осуществляется дальнейшая интеграция России в мировые хозяйственные связи, расширяется сотрудничество и обмен статистической информацией с международными статистическими организациями, а также с администрациями таможенных служб зарубежных стран.
Для проведения сопоставительного анализа данных статистики внешней торговли в качестве первичных источников информации используются электронные базы данных Международного валютного фонда (МВФ) и Федеральной таможенной службы (ФТС России).
В качестве дополнительных источников информации используются официальные бюллетени Межгосударственного статистического комитета по делам СНГ и информация о взаимной торговле стран ЕС и России из официальных данных Статистического управления Европейских сообществ (Евростата).
Кроме того, при сопоставлении данных России и МВФ используется нормативно-справочная информация (справочники кодов стран, используемых в статистике внешней торговли России и применяемых МВФ).
Для определения общей величины расхождений в данных статистики внешней торговли России со странами мира проводится сопоставление итогов торговли России в разрезе стран за рассматриваемый период с данными стран, сформированными МВФ.
При этом данные МВФ по странам СНГ и ЕС заменяются следующими данными:
· по странам СНГ - данными предоставляемыми Межгосударственным статистическим комитетом по делам СНГ,
· по странам ЕС - данными Евростата по причине актуальности данных указанных группировок.
Результаты сопоставления итоговых данных оформляются в таблицах и отражают расхождения по стоимости и степень расхождений.
Общая величина расхождений определяется разницей между итоговыми сравниваемыми стоимостными показателями стран-партнеров.
Рассчитанные общая величина расхождений и степень расхождений данных отражают прямое расхождение в данных об импорте России и экспорте стран мира.
В то же время, прямое расхождение не учитывает ряд следующих особенностей, которые влияют на итоговые данные внешней торговли России.
1. В отличие от практики ряда стран, которые включают в свой экспорт вывоз всех товаров, в российской практике ввоз автомобилей физическими лицами, а также других товаров в рамках установленных квот учитывается по таможенным приходным ордерам (ТПО) и не входит в данные таможенной статистики внешней торговли.
2. В данные таможенной статистики по импорту России не включается также стоимость бункерного топлива, продовольствия и материалов, приобретенных российскими судами в иностранных портах.
3. В данные таможенной статистики по экспорту России не включаются данные о рыбе, выловленной российскими судами в нейтральных водах и проданной иностранным государствам.
4. Ложный экспорт стран мира составляет, по оценкам разных специалистов, от 2 до 5% стоимостного объема всего экспорта.
В рамках подготовки к проведению сопоставительного анализа и в целях выявления расхождений в данных внешней торговли России со странами - торговыми партнерами, необходимо сопоставить данные, фиксируемые в таможенной статистике одной страны, с соответствующими данными тех же потоков в статистике другой страны.
Это позволит оценить каждый отдельный поток с двух точек зрения:
1. со стороны отправителя груза,
2. со стороны получателя,
и производить сравнение статистических данных стран - партнеров, а также их согласование.
В целом процедура подготовки к проведению сопоставительного анализа может происходить по следующему алгоритму:
а) определение целей странами-партнерами и разработка мероприятий для их достижения;
б) установление общей понятийной (правовой) базы в целях согласования статистических данных;
в) приведение официально опубликованных данных к общей основе;
г) изучение различий в статистических данных;
д) внесение необходимых корректив в данные для получения взаимно согласованных наборов показателей (параметров) торговли.
В рамках установления общепонятийной (правовой) базы в целях сопоставления статистических данных условно выделяются следующие три группы основных причин расхождений по природе их возникновения:
- Методологические (возможны различия в подходах к регистрации внешнеторговых операций, которые приводят к возникновению вероятности неверного указания страны происхождения или назначения товаров);
- Технические (между датой отгрузки товара на экспорт в стране происхождения и датой регистрации товара в принимающей стране возникает временной лаг, который в среднем в мировой торговле составляет 3-4 недели и варьируется в зависимости от географического положения стран, используемого вида транспорта, характера перевозимого товара и пр.);
- Ассоциируемые с умышленным искажением статистических данных (контрагенты одной страны-партнера могут предумышленно не регистрировать товар при пересечении национальной границы, в то время как в другой стране товар регистрируется).
Однако, даже если партнеры соблюдают руководящие принципы Организации Объединенных Наций в отношении статистики торговли и принята единая методология статистики внешней торговли, между их данными возможны расхождения.
Эти расхождения могут являться результатом именно этих принципов (импорт - таможенная стоимость на условиях СИФ, экспорт - на условиях ФОБ), а также национальных законодательств стран-партнеров.
Для установления концептуальных причин расхождений, а также для максимального исключения влияния методологических факторов на результаты сопоставления экспертам по статистике таможенных служб стран-торговых партнеров необходимо провести анализ следующих факторов:
а) охват данных;
б) применяемая система торговли;
в) время учета;
г) толкование и применение классификации товаров;
д) определение статистической стоимости;
е) определение количества товара;
ж) определение веса товара;
з) установление страны-партнера;
и) пороговые значения учета в статистике внешней торговли;
к) прочие источники расхождений.
В результате проведенного анализа заполняется протокол двустороннего сопоставления, отражающий факторы анализа. Протокол также включает в себя группы критериев, предположительно обуславливающих наличие наибольших расхождений.
Проведенные подготовительные мероприятия, в том числе результаты анализа сопоставления итогов торговли России в разрезе стран за рассматриваемый период с данными стран, сформированными МВФ, позволяют получить предварительные результаты причин расхождений в данных внешней торговли стран - торговых партнеров и приступить к подготовке данных для проведения сопоставительного анализа специалистами на уровне рабочих групп.
Список источников:
1. Таможенный кодекс РФ, ст. 214.
2. Приказ ФТС РФ МЭРиТ РФ 512 , 125 от 29.04.08. «Об утверждении Методических рекомендаций по проведению сопоставительного анализа данных о внешней торговле Российской Федерации со странами - торговыми партнерами Российской Федерации».
3. Берновский Ю.Н. и др. Классификация и кодирование промышленной и сельскохозяйственной продукции. – М.: изд-во стандартов, 1988. –294с.
4. Крылова Г.Д. Основы стандартизации, сертификации и метрологии. – М.: «Аудит», издательское объединение «Юнити», 1998. – 455с.
5. Коммерческое товароведение и экспертиза: учебное пособие для вузов / Г.А. Васильев, Л.А. Ибрагимов, Н.А. Нагапетьянц. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. – 135с.
6. Николаева М.А., Карташова Л.В., Полотишникова М.А. Средства информации о товарах: Товарный справочник. – М.: Экономика, 1997. – 176с.
7. Саков А.А. Общероссийские классификаторы: состав, содержание, особенности построения // Стандарты и качество. – 1995. - № 10. – 20с.
[1] Если в соответствии с условиями внешнеэкономической сделки пункт поставки (отгрузки) находится на таможенной территории Российской Федерации, то к фактурной стоимости добавляются дополнительные не включенные расходы по доставке товаров до места их убытия с таможенной территории Российской Федерации, а если пункт поставки (назначения) находится за пределами таможенной территории Российской Федерации, то из фактурной стоимости исключаются расходы по доставке товаров после их вывоза с таможенной территории Российской Федерации.
[2] Ст. 214 ТК РФ («Завершение и приостановление действия таможенного режима») п. 2: «Таможенный режим временного ввоза может быть завершен выпуском товаров для свободного обращения».