Роль финансов в регулировании экономики Республики Беларусь
СОДЕРЖАНИЕ: Роль и место финансов в регулировании экономики. Основные направления использования финансов в стабилизации работы экономики Республики Беларусь в переходный период. Особенности финансового регулирования и оздоровления экономики в переходный период.Содержание
Введение
1. Роль и место финансов в регулировании экономики
2. Основные направления использования финансов в регулировании экономики Республики Беларусь в переходный период
Заключение
Список использованных источников
Введение
Мировой финансовый кризис показал, что проблема соотношения государства и рынка в экономике, гармонизация общественных и частных интересов остается одной из актуальнейших современных проблем. По признанию самих западных ученых рынок плохо приспособлен к действиям, имеющим перспективную направленность, затрагивающим интересы будущих поколений. Он функционирует в основном в соответствии с краткосрочными интересами.
Современное государство практически включено во все сферы экономической деятельности общества: разработку законодательной системы; защиту конкурентной среды доходов; перераспределение в обществе, коррекцию общественных благ и услуг; стабилизацию экономики и стимулирование экономического роста.
Осуществление радикальных преобразований на современном этапе экономического развития Республики Беларусь возможно только при активном и умелом использовании финансов как инструмента воздействия на социально-экономические процессы развития общества, что обусловливает необходимость теоретического осмысления содержания финансов, их роли и влияния на все стороны процесса общественного воспроизводства.
Тема контрольной работы является актуальной, поскольку в современных условиях огромную роль в структуре рыночных отношений и в механизме их регулирования со стороны государства играют финансы. Они – неотъемлемая часть рыночных отношений и одновременно важный инструмент реализации государственной политики. Вот почему сегодня как никогда важно хорошо знать природу финансов, глубоко разбираться в особенностях их функционирования, видеть способы наиболее полного их использования в интересах эффективного развития общественного производства. Хорошее знание финансовой сферы деятельности необходимо сегодня еще и потому, что страна переживает экономический и финансовый кризис.
Цель контрольной работы – раскрыть роль финансов в регулировании экономики государством.
Информационной базой исследования послужили учебные пособия различных авторов, раскрывающие вопросы теории финансов, среди авторов следует выделить следующих: Воробьев М.К., Осипов И.А., Заяц Н.Е., Фисенко Ф.К., Бондарь Т.Е. и др.
1. Роль и место финансов в регулировании экономики
Сфера материального производства характеризуется единством всех стадий воспроизводственного процесса. Причем определяющей среди них является стадия собственного производства, на которой создается общественный продукт. Стадия распределения тесно связана с производством и непосредственно зависит от него.Функционируя в сфере материального производства, финансы обслуживают кругооборот производственных фондов.Нормальное функционирование экономики возможно при условии органичной связи каждой отрасли и его структурных подразделений с другими. На такой основе достигается необходимая пропорциональность структуры общественного производства, которая обеспечивает его сбалансированное развитие как единого целого.В условиях перехода к рынку с уменьшением вмешательства государства в регулирование экономики согласованное функционирование разных частей экономики достигается различными формами регулирования.
Одной из форм регулирования экономики является саморегулирование. Саморегулирование характеризуется методами формирования финансового потенциала в разных звеньях сферы материального производства, которые вырабатывают сами участники производства (производство и сбыт продукции, распределение денежных доходов и прибыли) [3, с. 83].
Переход на принципы рыночного хозяйствования положительно сказывается на объеме, структуре и направлениях использования финансовых ресурсов. В условиях финансовой самостоятельности каждый субъект хозяйствования может осуществлять формирование источников расширенного воспроизводства за счет собственных финансовых ресурсов.
Основным государственным регулятором для негосударственных предпринимательских структур является система налогообложения и управления процентными ставками звеньев кредитной системы, страхования. Механизм бюджетной поддержки для этого сектора экономики практически не используется. Развитие малого бизнеса и предпринимательства является самым эффективным направлением и в перспективе может стать одним из основных источников увеличения национального богатства.
Однако рыночный механизм регулирования экономики не всегда эффективен, поскольку не всегда способен обеспечить перераспределение доходов в соответствии с целями государства.
Вместе с саморегулированием большое влияние на структурную перестройку экономики оказывает государственное вмешательство в экономику. Такое вмешательство необходимо в связи с финансовой поддержкой приоритетных направлений экономики, развитием объектов производственной и социальной инфраструктуры и т. п. Вмешательство государства в экономику происходит с помощью механизма налогообложения, предоставления налоговых льгот и выделения бюджетных ассигнований.
Существуют различные рычаги регулирования экономики. На макроуровне такими рычагами являются звенья финансовой системы: госбюджет, система страхования, кредитная система и др. [3, с. 84].
Главный инструмент регулирования воспроизводственных пропорций на микроуровне – финансы предприятий. С их помощью происходит регулирование воспроизводства структуры производимого продукта, обеспечивается финансирование потребностей расширенного воспроизводства. Регулирование воспроизводственного процесса осуществляется также с помощью банковского кредита, процесса страхования, амортизационной политики, бюджета при использовании механизма налогообложения, предоставления налоговых льгот, выделения бюджетных субсидий.
Экономика страны – сложный народнохозяйственный комплекс, и его различные части развиваются неравномерно. Потребности общества в производстве той или иной продукции меняются. Особенно заметны структурные изменения с приобретением страной экономической самостоятельности. Ряд отраслей и отдельных производств, связанных с развитием сложившегося потенциала, получает ускоренное развитие, другие более материалоемкие и энергоемкие будут развиваться в составе транснациональных финансово-промышленных групп с другими странами СНГ, особенно Россией, богатой сырьевыми ресурсами. Среди них могут быть менее эффективные, но необходимые экономике республики, которым нужна финансовая поддержка со стороны государства. Реальностью нашей экономики может стать финансовая несостоятельность некоторых предприятий и даже банкротство.
Государство с помощью механизма налогообложения, предоставления налоговых льгот и выделения бюджетных субсидий побуждает субъекты хозяйствования осуществлять такие варианты развития их деятельности, которые удовлетворяют интересы и потребности общества. Вместе с тем из практики известно, что вмешательство в экономику имеет свои границы: излишнее вмешательство в форме предоставления необоснованных льгот и бюджетных дотаций может привести к ослаблению экономических стимулов, снижению эффективности функционирования всего рыночного механизма.
Низкая эффективность бюджетного финансирования как одного из регуляторов экономики обусловила резкое его снижение в условиях либерализации цен, дотации сохранились лишь по ограниченному кругу товаров. Несомненно, бюджетный метод обеспечивает конкретную адресность направления денежных средств, дает возможность быстрого их использования. Однако, как показала практика, финансовые потребности предприятий, не заложенные и не обеспеченные ценой и финансируемые из бюджета, порождают иждивенчество, привычку получать ресурсы из централизованных фондов.
В связи с этим в условиях их финансовой самостоятельности важным является вопрос о формировании источников финансирования расширенного воспроизводства: за счет собственных финансовых ресурсов, привлечения на акционерной основе или паевых началах денежных средств других предприятий, использования банковских кредитов, получения на определенных основаниях бюджетных ассигнований. Формируемые из различных источников финансовые ресурсы позволяют инвестировать средства в новое производство, расширять действующие предприятия, финансировать прикладную науку и внедрять ее результаты в производство и т. д.
Финансовое регулирование экономики происходит в трех формах: самофинансирование, кредитование и государственное финансирование [4, с. 28].Самофинансирование базируется на использовании собственных финансовых ресурсов субъектов хозяйствования, а при их недостатке используются кредитные ресурсы или заемные в форме выпуска ценных бумаг.Кредитование – способ финансового обеспечения воспроизводственного процесса за счет ссуд банка, предоставляемых на условиях срочности, платности и возвратности.
Государственное финансирование производится на безвозвратной основе за счет средств бюджетных и внебюджетных фондов.
На практике все перечисленные формы финансового обеспечения воспроизводственных затрат применяются одновременно.
Одним из важных инструментов регулирования экономики являются финансовые стимулы. В составе финансовых стимулов развития экономики и роста ее эффективности можно выделить: приоритетные и наиболее эффективные направления инвестирования финансовых ресурсов, стимулирующие поощрительные фонды, бюджетные стимулы, налоговые льготы и санкции. Можно выделить следующие основные направления инвестирования финансовых ресурсов:
а) финансирование структурной перестройки экономики в направлении развития приоритетных для республики направлений;
б) финансирование и финансовая поддержка наукоемких технологий и производств, основанных на национальных сырьевых ресурсах;
в) финансирование новых перспективных конкурентоспособных отраслей, направлений и отдельных производств;
г) финансирование затрат, связанных с развитием непроизводственной инфраструктуры, воспроизводством рабочей силы, повышением ее квалификации, развитием науки, профессиональной подготовкой кадров и ориентацией их на новые технологии [3, с. 86].
Экономическое стимулирование через систему стимулирующих поощрительных фондов реализуется в форме создания фондов экономического стимулирования на самих предприятиях с установлением фондообразующих показателей для их формирования в зависимости от целевых ориентиров, которые устанавливает государство через финансовую политику. В качестве ориентиров могут быть рост доходности и рентабельности, рост производства продукции, в том числе конкурентоспособной продукции, качественные показатели и т. д.
Повышение эффективности экономики и ее отдельных отраслей может обеспечиваться через систему бюджетных стимулов, выступающих в форме льгот по налогам, полному или частичному освобождению от отдельных налогов. Стимулирующий характер системы бюджетного финансирования состоит в поддержке высокоэффективных или социально значимых проектов.
Для этого необходима разработка специфических принципов, форм и методов предоставления финансовых ресурсов субъектам хозяйствования. Не исключено, что систему бюджетного финансирования следовало бы дополнить и заменить на систему сочетания собственных, кредитных и бюджетных ресурсов. Стимулирующее значение имеет и система финансовых льгот и санкций. Льготы могут предоставляться для финансирования мероприятий по развитию новых высокотехнологичных производств, развития научно-технического прогресса, проведения природоохранных мероприятий. В качестве льготы может выступать полное или частичное освобождение от налогов прибыли предприятий. Система санкций может применяться за нарушение договорных условий, расчетной и финансовой дисциплины.
2. Основные направления использования финансов в регулировании экономики Республики Беларусь в переходный период
Воспроизводственный процесс на предприятиях регулируется в основном его собственными финансами. На общегосударственном уровне стратегическое регулирование экономики (отраслевая и территориальная, структурная перестройка, формирование государственных резервов, стимулирование роста эффективности) обеспечивается бюджетно-финансовым, денежно-кредитным и налоговым регулированием [2, с. 206].
В системе государственного регулирования экономикой в переходный период важным рычагом реализации экономической политики государства внутри страны, финансовой базой осуществления функций экономической политики государства является государственный бюджет. В тоже время в связи с решением задач переходного периода значительно изменяются структура и направление использования бюджетных средств.
В условиях рынка все большее распространение получают платные социальные услуги. Часть социальных потребностей финансируется через предприятия (ведомственные детские сады, дома отдыха, и т. д.). В тоже время и в условиях рынка важную роль в социальной защите граждан, развитии непроизводственной сферы, играет государство. За счет бюджета финансируется начальное и среднее образование, бесплатная медицинская помощь, социальные программы. Через формирование доходов и направление расходов бюджета государство регулирует экономические и социальные процессы в обществе.
Государство осуществляет постоянный контроль за образованием доходов и их расходованием. В странах развитого рынка роль бюджета становится решающей в реализации финансовой политики государства, воздействии на воспроизводство, оптимизацию стоимостных пропорций, развитие социальной сферы. Усиливается социальная направленность бюджета и в Республике Беларусь, где происходит увеличение расходов на просвещение, здравоохранение, соц. обеспечение, на программы финансовой поддержки нетрудоспособных и малоимущих слоев населения.
В регулировании экономики принимают участие все звенья финансовой системы государства. Без перераспределения финансовых ресурсов в условиях перехода к рынку невозможно эффективное развитие экономики. Ряд отраслей и производств без финансовой поддержки государства не могут успешно работать. Это в частности касается агропромышленного комплекса.
Кроме агропромышленного комплекса есть ряд стратегических направлений (структурная перестройка, конверсия, новое строительство и др.) требующих огромных финансовых ресурсов, финансирование которых возможно только из централизованного фонда финансовых ресурсов или за счет привлечения средств иностранных инвесторов.
В современных условиях большой статьей расходов государственного бюджета остается обслуживание государственного долга. Хотя внешний долг республики и находится в пределах кредитной безопасности, вместе с тем он значителен.
Важнейшим направлением использования финансов в регулировании экономики в современных условиях остаются налоги. Ныне существующая система налогообложения в Республике Беларусь достаточно дифференцирована для выполнения регулирующей функции. Посредством действующих основных налогов в республике формируется более 65 % доходной части бюджета [2, с. 208].
Одним из направлений финансового регулирования экономки в переходный период является создание финансово-промышленных групп.
Финансово-промышленная группа – это объединение финансового, промышленного и торгового капиталов путем разветвленной системы участия. Она объединяет под контролем головной корпорации (материнской компании) юридически и финансово самостоятельные фирмы и предприятия, относящиеся к разным отраслям экономки: банки и кредитные учреждения, финансовые компании, промышленные, торговые и транспортные предприятия [1, с. 37].
Участники финансово-промышленных групп самостоятельно действуют на внутреннем рынке и проводят международные торговые сделки. В них могут быть как национальные предприятия, так и иностранные фирмы и компании. В них могут входить и государственные и частные хозяйствующие субъекты. Основной целью объединения независимых фирм и компаний в финансовые и финансово-промышленные группы является привлечение дополнительного финансового капитала, необходимого для освоения новых технологий, повышения конкурентоспособности и выхода на мировые рынки.
В вышеназванные структуры в обязательном порядке входят банки и др. кредитные и финансовые организации. И банки, как правило, стоят во главе финансовой группы, выступают в роли ее главной (материнской) компании.
В мировой практике действуют группы, возглавляемые крупными промышленными корпорациями, которые называются промышленно-финансовыми группами, но это не меняет их сути.
Создание финансово-промышленных групп основано на системе участия, которая позволяет объединять под эгидой головной материнской компании большое число фирм. Суть ее состоит в том, что для контроля над капиталом группы достаточно владеть определенной долей его акций. В идеале – это 50 процентов, но на практике эта доля может составлять 15-20 %. Материнское общество владеет контрольным пакетом акций дочернего общества, а дочернее – внучатого.
Таким образом, материнская компания обладая относительно небольшим капиталом контролирует значительный капитал нескольких компаний и банков, определяет для них стратегию и политику развития, осуществляет выбор долгосрочных целей и программ. Единое стратегическое руководство всеми входящими в группу компаниями является определяющим принципом любой финансово-промышленной группы.
Белорусские предприятия и банки в основном участвуют в создании таких групп с предприятиями России. Так, в состав финансово-промышленной группы «Формам» по созданию и производству оборудования для выпуска химических волокон вместе с рядом российских предприятий входят два белорусских предприятия: «Гродненское ПО Химволокно» и Светлогорское ПО «Химволокно». Созданы или создаются финансово-промышленные группы с участием белорусских и российских предприятий: «Большегрузные автомобили», «Интеграл», Кормоуборочная техника», «Точность», «Вымпел».
Преимущества в создании финансово-промышленных групп можно определить следующим образом:
1. Быстрая адаптация фирм к условиям зарубежных рынков, в способности дополнительного привлечения капиталов и финансовых средств, укрепление своих позиций на мировом рынке. Это положительно сказывается на экономике республики (увеличение экспортно-импортных операций, укрепление платежного баланса, привлечение иностранной валюты).
2. Получение дополнительного эффекта основанного на экономии издержек, особенно в отраслях, где оптимальные размеры производства и минимально необходимый капитал очень велики (самолетостроение и автомобилестроение, производство химических волокон, алюминия, транспортной и строительно-дорожной техники и др.).
3. Образование многонациональных корпораций, в которые входят ограниченное число фирм, сосредотачивают у себя основную часть производства данного вида продукции. Это способствует получению ими максимального финансового результата.
4. Создание крупных многонациональных корпораций также способствует внедрению наукоемких технологий, требующих больших затрат [2, с. 209].
В условиях рыночной экономики финансы активно используются для решения такой проблемы, как: взаимные неплатежи предприятий и организаций. Ситуация с неплатежами может возникать в том случае, когда деньги за отгруженную предприятием продукцию еще не поступили, а предприятию нужны денежные средства доля оплаты сырья и материалов для следующего производственного цикла. Чем дольше этот временной лаг, тем больше потенциальная возможность срыва платежных обязательств предприятия. Причиной такого положения является функционирование в республике нерентабельных и убыточных предприятий. Они становятся началом цепочки неплатежей из-за отсутствия средств для расчетов с поставщиками.
Другими причинами этого положения являются: несбалансированность доходов и расходов государства, задерживающая платежи по государственным закупкам и заказам; необоснованный рост затрат предприятий; относительно низкий уровень, заработной платы работников ограничивает их покупательную способность; диспропорции между возможностями конечного потребления и чрезмерными материальными затратами по всей цепочке отраслей порождает инфляцию и приводят к неплатежам; значительное отклонение в ценах различных товаропроизводителей (монополизм «Белтелеком»), неплатежи на уровне стран СНГ. Задолженность предприятий ближнего зарубежья также нередко, являются началом цепочки неплатежей белорусских предприятий.
В нормальных условиях предприятие, оказавшееся в таком положении, решает эту проблему при помощи кредитов под оборотные средства или за счет прибыли. В нынешних условиях большинство предприятий не может этим воспользоваться. Убыточные предприятия не имеют прибыли и не в состоянии расплатиться за кредит
В решении вышеуказанных проблем неплатежей можно использовать ряд мер административного и финансового характера: активное использование вексельного обращения; практическая реализация механизма банкротства предприятий; урегулирование взаимоотношений между странами СНГ на правительственном уровне; реализация программы ресурсосбережения и энергосбережения; минимизация времени прохождения платежей.
Понятие «несостоятельность» (банкротство) указывает на неспособность удовлетворения требований кредиторов по оплате товаров (работ, услуг). Отсутствие на расчетном счете денежных средств, необходимых для уплаты налогов, обязательных страховых взносов и иных аналогичных сумм, также является признаком несостоятельности предприятия.
Важнейшими элементами системы государственного регулирования отношений несостоятельности является оказание финансовой поддержки предприятиям по восстановлению их платежеспособности, финансирование социальной инфраструктуры и ликвидационных мероприятий. Государственное финансирование может быть на возвратной или безвозвратной основе в зависимости от приоритетов.
Государственное безвозвратное финансирование может быть направлено на: содержание социально-культурной и коммунально-бытовой сферы; возмещение убытков предприятий, поставленных действующим законодательством в такие условия хозяйствования, когда не возмещаются затраты на производство продукции; финансирование издержек по восстановлению платежеспособности предприятий, принимаемых на полное бюджетное финансирование; финансирование ликвидационных процедур, если не хватает средств от продажи имущества должника.
В остальных случаях государственная финансовая поддержка должна оказываться на возвратной основе.
Большую роль в регулировании экономики, в мобилизации и распределении финансовых ресурсов играет финансовый рынок.
Финансовый рынок – совокупность экономических отношений, связанных с распределением финансовых ресурсов, куплей-продажей временно свободных денежных средств и ценных бумаг. Объектами отношений на финансовом рынке выступают денежно-кредитные ресурсы и ценные бумаги. Субъектами отношений являются государство, предприятия различных форм собственности, отдельные граждане [2, с. 212].
Финансовый рынок является элементом рыночной инфраструктуры. Главной функцией финансового рынка является обеспечение движения денежных средств от одних собственников (кредиторов) к другим (заемщикам). Финансовый рынок выступает в виде механизма перераспределения финансовых ресурсов предприятий и сбережений населения между субъектами хозяйствования и отраслями экономики, “связывания” части денежных средств, не обеспеченных потребительскими товарами, а также как средство покрытия дефицита госбюджета без денежной эмиссии.
Основными элементами финансового рынка являются кредитный рынок, рынок ценных бумаг, денежный рынок. Названные элементы финансового рынка находятся в тесном взаимодействии. Например, увеличение объема свободных денежных средств у населения и предприятий ведет к расширению рынков кредита и ценных бумаг. И наоборот, выпуск ценных бумаг снижает потребность в финансировании народного хозяйства за счет кредитов и аккумулирует временно свободные средства инвесторов. Взаимосвязь кредитного рынка ценных бумаг проявляется и в их секьютеризации. С одной стороны, кредиты принимают характеристики ценных бумаг, так как приносят доход и обращаются (т.е. покупаются и продаются), в результате чего увеличивается их мобильность и уменьшается кредитный риск (риск не возврата ссуды). С другой стороны, ценные бумаги (акции, векселя, чеки и др.) выступают как документы, подтверждающие долговые и долевые обязательства на кредитном рынке.
Через кредитный рынок обеспечивается перераспределение денежных средств путем предоставления владельцами их в ссуду на условиях возвратности, платности и срочности.
Кредитор получает вознаграждение в виде процента за капитал. Заемщик стремится получить доход, достаточный для возврата суммы кредита, уплаты процента за предоставленный кредит и получить прибыль для себя.
Наряду с кредитом, важным элементом финансового рынка является рынок ценных бумаг (фондовый рынок).
Рынок ценных бумаг – отношение финансового рынка, связанные с выпуском и обращением ценных бумаг. Рынок ценных бумаг охватывает кредитные отношения и отношения совпадения, выражающиеся в выпуске особых документов – ценных бумаг.
Ценные бумаги – денежные документы, имущественные права или отношения владельцы ценной бумаги по отношению к эмитенту. Ценные бумаги могут выпускаться в виде отпечатанных на бумаге бланков или в форме записей на счетах.
Основными ценными бумагами являются акции и облигации.
Покупатели акций становятся совладельцами акционерного общества и имеют право получать доход на акции, а в отдельных случаях принимать участие в управлении акционерным обществом. Владельцы облигаций становятся кредиторами государства или предприятий, выпустивших облигации.
Кроме основных ценных бумаг существуют вторичные, или производственные бумаги, представляющие собой долговые обязательства или контракты, закрепляющие права на получение товарных или денежных ценностей, а также покупку-продажу ценных бумаг в будущем. К этой группе ценных бумаг относятся опционы, фьючерсы, варранты, ордера, свопы и т. д.
Производственные ценные бумаги имеют самостоятельное обращение на рынке ценных бумаг и являются инструментами страхования (хеджирование) вложекурсовой стоимости активов, лежащих в основе контрактов.
По характеру движения ценных бумаг фондовый рынок делится на первичный и вторичный. На первичном продаются и покупаются ценные бумаги новых выпусков, а на вторичном обращаются (перепродаются) ранее выпущенные ценные бумаги. Именно на вторичном рынке, где обращаются ранее размещенные ценные бумаги, осуществляется перечень капитала из одних отраслей или акционерных обществ в другие.
По форме организации фондовый рынок подразделяется на организованный (биржевой) и перераспределенный (внебиржевой). Фондовая биржа – организация с правом юридические лица, где осуществляется торговля ценными бумагами, определение их курса (рыночной цены) и его публикации для ознакомления всех заинтересованных лиц, регулирование деятельности участников рынка ценных бумаг. На биржах проводятся котировки ценных бумаг – регулярные оценки специалистами курса покупателей и продавцов ко всем видам ценных бумаг, которые проходят через биржу. Котировки показывают, по какой цене на данной бирже в данный момент можно купить или продать конкретные ценные бумаги [2, с. 214].
Основные участники на рынке ценных бумаг: эмитенты – юр. лица производящие выпуск ценных бумаг; инвесторы – индивидуальные и институциональные – банки, инвестиционные фонды, страховые компании и т. п.; посредники – брокеры, дилеры, фондовые биржи.
Развитие рынка ценных бумаг является условием и показателем развития рыночных преобразований в стране.
Заключение
Проведенные исследования позволяют сделать следующие основополагающие выводы:
Изучение и раскрытие сущности финансов позволяет знать, куда и на что используются изымаемые у предприятий и граждан налоги, каковы причины и последствия бюджетного дефицита и как их преодолеть. Более глубокое знание экономической природы финансов, присущих им свойств позволит активнее разрабатывать пути лучшего использования данной категории в практике хозяйствования, научно обосновать меры, направленные на финансовое оздоровление экономики и совершенствование финансовых взаимосвязей в нашей стране.
В условиях рыночной экономики принципиальным образом изменяется роль финансового регулирования. Оно становится одним из главных факторов экономического развития в условиях ограниченного вмешательства государства в деятельность субъектов хозяйствования. Реальный механизм финансового воздействия на экономику проявляется как динамичная, постоянно развивающаяся их совокупность, складывающаяся из отдельных компонентов, имеющих специфический характер влияния.
Проблемы финансового оздоровления волнуют сейчас буквально всех. Ведь то, что происходит в настоящее время в финансовой сфере тесным образом связано с личным благополучием каждого. Размер прибыли и налогов, отчислений на социальное страхование и пенсий, цена акций и облигаций, формы инвестирования средств в производство и социальную сферу и т.п. – такие вопросы обсуждаются сегодня не только в правительственных кругах; они глубоко волнуют каждого из нас. Не в последнюю очередь также необходима хорошо работающая банковская система, предприятия должны вовремя платить налоги, а для этого необходима налоговая реформа, обеспечение жесткого контроля за расходованием бюджетных средств.
От понимания сущности финансов зависит четкое функционирование финансовой системы государства. Слаженность работы всех ее звеньев и подсистем. Кроме того, хорошее знание финансовой сферы деятельности необходимо нашей стране потому, что она переживает сегодня глубокий экономический и финансовый кризис. Без четкого функционирования финансовой системы невозможно оздоровление экономики, развития внутренних и внешних финансовых связей. Необходимо улучшать финансовую систему для ее более четкого функционирования.
Список использованных источников
финансы переходный период регулирование
1. Барсегян Л.М. Финансы: курс лекций / Л.М. Барсегян, Т.Г. Струк. – 2-е изд. стер. – Мн.: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2008. – 251 с.
2. Воробьев М.К., Осипов И.А. Теория финансов: учебно-методический комплекс. – Мн.: издательство МИУ, 2005. – 262 с.
3. Теория налогов: Учеб. / Н.Е. Заяц, Ф.К. Фисенко, Т.Е. Бондарь и др. – Мн.: БГЭУ, 2002. – 220 с.
4. Финансы: курс лекций / Л.М. Барсегян, Т.Г. Струк. – 2-е изд. стер. – Мн.: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2008. – 251 с.
5. Финансы предприятий: Учебник / Л.Г. Колпина, Т.Н. Кондратьева, А.А. Лапко; Под ред. Л.Г. Колпиной. – 2-е изд., дораб. и доп. – Мн.: Выш. шк., 2004. – 336 с.
6. Финансы предприятий: Учебное пособие / Н.Е. Заяц и др.; Под общ. ред. Н.Е. Заяц, Т.И. Василевской. – 2-е изд. – Мн.: Выш. шк., 2005. – 528 с.