Роль фольклорного материала в возрождении культуры материнства

СОДЕРЖАНИЕ: Управление культуры Белгородской области Белгородский государственный институт культуры и искусств Факультет Художественного Творчества Кафедра теории и истории народной художественной культуры

Управление культуры Белгородской области

Белгородский государственный институт культуры и искусств

Факультет Художественного Творчества

Кафедра теории и истории народной художественной культуры

Автореферат

выпускной квалификационной

(дипломной) работы

Роль фольклорного материала в возрождении культуры материнства

(в системе демографической проблемы)

Белгород, 2009


Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ДЕФОРМАЦИЯ КЛУЬТУРЫ МАТЕРИНСТВА КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМЫ

1.1. Традиционные основы культуры материнства

1.2. Проблема деформации культуры материнства – демографическая проблема

ГЛАВА 2. РОЛЬ ФОЛЬКЛОРА В ПРОЦЕССЕ ВОЗРОЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ МАТЕРИНСТВА

2.1. Функциональная роль фольклора в культуре материнства

2.2. Трансляция фольклорного материала как фактор возрождения культуры материнства

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Современные экономические и социально-политические преобразования затронули и изменили не только материально-производственные основы общества, но и его культурную, социальную и духовные сферы жизни.

Проблема демографического кризиса в современной России с каждым годом становится все более актуальной. C начала 90-х годов прошлого столетия Россия вошла в фазу «открытой депопуляции», когда естественный прирост населения сменился его убылью. Ситуация усугубляется еще и тем, что кроме снижения значений количественных показателей модифицируется поведение матерей, которое отражается на здоровье и благополучии детей.

Материнство является базовым, жизненным предназначением, важным состоянием, значительной социально-педагогической функцией каждой женщины и выражается, прежде всего, в поведении матери. Поэтому, возрождение материнской культуры представляет собой проблему общества. Можно утверждать, что будущее общества — это сегодняшнее состояние материнства.

Сегодня материнство больше не воспринимается в качестве основного предназначения женщины, стремление современных девушек добиться успеха в политике, бизнесе, науке нередко подчиняет себе все остальные стремления.

В общественном же сознании материнство всегда представляло одну из наиболее значимых человеческих ценностей. Ведь именно мать является продолжательницей рода, а в совокупности — основой здоровой и полноценной нации.

Сегодня нам необходима концептуальная ориентация на отечественные культурно-исторические и духовные традиции. Но не слепое механическое копирование уклада жизни, воспроизведение старых форм, но ценностно-смысловое «прочтение» русской культуры и способы трансляции ее ценностей миру детства. Традиция, как система передачи и наследования смысложизненных доминант, духовных приоритетов, нравственных идеалов, норм поведения поможет организовать пространство материнской культуры.

Колыбельная песня и другие жанры материнского фольклора, народная игра и сказка, элементы художественных промыслов и рукоделия, годовой строй календарных праздников востребованы тут, как проверенные временем средства, с которых начинается открытие перед ребенком культуры своей Родины.

В этой связи внимание к фольклору, как к неисчерпаемому источнику воспитания и развития человека, проявляется в последние годы особенно активно в социально-педагогической среде. Это связано с глубокой духовностью и мудростью народного творчества, с непрерывностью процесса передачи национальной культуры из поколения в поколение. Анализ форм и методов возрождения и развития фольклора в современных условиях показывает, что возрождение традиций материнской культуры невозможно без знания этнокультурных процессов, национальных аспектов, которые во многом воздействуют на русскую национальную культуру.

Поэтому сохранение и трансляция фольклора как древнейшего носителя культуры материнства одна из важных и актуальных задач работников культуры и образования.

Чрезвычайно важным становится воспитание, педагогическое просвещение и поддержка девочек, девушек и женщин при формировании культуры материнства в условиях кризисной демографической ситуации, а также профилактика девиантного материнства.

Актуальность изучения влияния фольклора на современную культу материнства продиктована противоречием между потребностью усиления роли материнства в обществе и отсутствием социальной системы, формирующей материнское поведение.

Степень научной разработанности проблемы.

Материнство является объектом изучения многих наук, определенных направлений и школ социологии, культурологии, биологии, педагогики, медицины, физиологии, психологии. В последнее время появился интерес к комплексному исследованию материнства. Во многих исследованиях институт материнства рассматривается как исторически обусловленный, изменяющий свое содержание от эпохи к эпохе.

Материнство как социально-культурный феномен освещается в работах Т.Г. Киселевой, В.А. Рамих. Культурологический подход к изучению материнства обладает давними традициями (Р. Бенедикт, Б. Малиновский, М. Мид). Материнство рассмотрено как часть личностной сферы женщины и как обеспечение условий для развития ребенка в трудах Р.В. Овчаровой, Г.Г. Филипповой.

Проанализирована готовность женщины к материнству (О. Копыл) и раскрыты мотивы сохранения беременности в условиях современной российской действительности (Н. Боровикова). Исследованы взаимоотношения в диаде «мать-дитя»(Р.Ж. Мухамедрахимов, B.C. Мухина). Освещены вопросы девиантного поведения матерей (А.Я. Варга, М.С. Родионова, В.Ю. Сидорова) и профилактики «отказников» (В.И. Брутман).

Главными хранителями фольклора были русские женщины – крестьянки, матери, бабушки, няни, кормилицы, рассказывающие сказки. Вопросам теоретического анализа фольклора, его жанров и функциональных особенностей посвящены фундаментальные труды известных русских ученых-этнографов, фольклористов, искусствоведов, историков: П.Г. Богатырева, Г.С. Виноградова, Е.Г. Кагарова, Д.К. Зеленина, Н.И. Костомарова, В.О. Ключевского, В.Я. Проппа, И.И. Сахарова, Б.М. и Ю.М. Соколовых,И.М. Снегирева, С.А. Токареваидр. Ценным материалом для разработки теоретического аспекта проблемы фольклора стали научные исследования, посвященные анализу традиционной художественной культуры: В.П. Аникина, Т.И. Баклановой, А.А. Банина, Л.В. Даниловой, А.С. Каргина, М.Т. Картавцевой, О.И. Капицы, М.Н. Мельникова, Н.К. Мешко, Е.А. Покровского, Э. В. Померанцевой, П.А Сорокина, Л.В. Шаминой, В.М. Щурова и др. Проблеме этнохудожественного образования в России, соотношению педагогики и фольклора посвящены труды прославленных отечественных педагогов, психологов: Ю.П. Азарова, Г.Г. Ананьева, Г.М. Андреева, Б.Т. Лихачева, И.С. Кона, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского.

Объект исследования: культура материнства в системе демографической проблемы.

Предмет исследования процесс возрождения культуры материнства посредством фольклорного материала.

Цель исследования – выявить и теоретически обосновать роль традиционного фольклора в возрождении культуры материнства в свете демографических проблем.

Задачи исследования:

1. Выявить и рассмотреть традиционные основы культуры материнства.

2. Обосновать проблему деформации культуры материнства как демографическую проблему общества.

3. Определить функциональную роль фольклора в культуре материнства.

4. Рассмотреть пути трансляция фольклорного материала как фактора возрождения культуры материнства.

Гипотеза исследования. Предполагается, что в процессе трансляции фольклорного материала в образовательное пространство формируется целостное видение образа матери и культура материнства у девочек.

Для решения поставленных задач использовались:

Теоретические методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, сравнительно-исторический анализ, анализ базовых понятий по теме исследования.

Эмпирические методы исследования: изучение и обобщение опыта работы исследователей, создание воспитывающих ситуаций, наблюдение, опросные методы, педагогический эксперимент.

Практическая значимость. Материалы дипломного исследования могут быть использованы в разработке образовательных программ для школьников и студентов, отделений социальной работы и факультетов повышения квалификации преподавателей социально-гуманитарных дисциплин, педагогов, психологов, работников социальных служб, медицинских работников.

Структура работы : дипломная работа состоит из введение, двух глав, заключение, списка литературы и приложения.

Глава 1. Деформация культуры материнства как один из факторов демографической проблемы

1.1. Традиционные основы культуры материнства

В культурных традициях роль матери в воспитании ребенка всегда признавалась ведущей и незаменимой. И культура направляла свои усилия на то, чтобы сделать мать такой, какой она должна быть для правильного воспитания ребенка. Не все правила жизни «прописаны пером». Многие из них вплетены в сам строй жизни; особенно это касается тех норм, особенностей взаимодействия и взаимопомощи, которые передаются из поколения в поколение внутри семьи. И, конечно, это касается материнства, более широко – родительства; «производство» родителей – главная задача общества, если оно хочет, чтобы его культура воспроизводилась снова и снова. Родителями дети становятся именно в своей семье; другим общественным институтам решение этой задачи не передашь.

Материнство — это одна из социальных женских ролей, поэтому даже если потребность быть матерью и заложена в женской природе, общественные нормы и ценности оказывают определяющее влияние на проявления материнского отношения. Для женщин главными социально-половыми ролями и до сей поры являются роли семейные (мать и воспитательница, хозяйка), для мужчин – профессиональные. Успешность мужчины оценивается по его профессиональным успехам, женщины – по наличию семьи и детей

Ключом к пониманию архетипа материнства в традиционной культуре средневековой Руси является анализ реализации богородичного материнского архетипа в иконописи средневековой Руси (XI–XIV вв.), являются богородичные иконы основных иконографических типов: «Оранта», «Одигитрия», «Воплощение» («Знамение»), «Елеуса».

В народном сознании образ матери окружен неким ореолом святости. Некоторые исследователи, анализируя базовые архетипы этнопсихологии русских, усматривали в присущем им ментальном типе матери реализацию идей гуманности, правды, любви, организованного порядка в жизни и общественной, и семейной, считая, что в подсознании русского руководящим и нормативным фактором является образ матери, что оставляет сильную материнско-женскую печать на нраве русского, проявляющуюся на протяжении всей жизни.

1.2. Проблема деформации культуры материнства – демографическая проблема

Причины низкой рождаемости лежат преимущественно в духовной, нравственной сфере и обусловлены новыми стереотипами общественного сознания, хотя сказывается и влияние политической нестабильности.

Культура материнства относится к тем явлениям жизни, которые продуцируются на самые различные и широкие ее пласты и затрагивают буквально каждого человека. Материнская культура – одна из ведущих предпосылок полноценного воспитания детей, имеющая значение не только для отдельной семьи, но и для страны в целом.

Естественный отбор и борьба за существование влияет на сохранение среди человечества только людей, наделенных сильными материнскими инстинктами, так как лица, обладающия слабыми материнскими инстинктами, обыкновенно не оставляют потомства или же потомство в слишком малом количестве. Благодаря этому, жизнь сохраняется только у тех народов, у которых материнские инстинкты, сильно развиты.

В последние десятилетия изменился образ ребенка в общественном европейском сознании: он стал мыслиться как докучливое, ненужное создание, которое стараются «отодвинуть» даже чисто физически, уменьшая количество и качество телесного контакта, делая воспитание ребенка подобным технологическому процессу. Спад рождаемости связан с боязнью будущего, ростом мотивации личностного развития, желанием утвердить свое место в жизни, свою индивидуальность, иметь устойчивое социальное положение раньше, чем посвятить себя заботе о детях.

Падение престижа материнства и отцовства, угасание родительской инициативы, кардинальное изменение демографического поведения не могут не вызывать серьезной обеспокоенности и, как следствие, стимулировать фокусирование исследовательских задач на аналитике и поиске эффективных стратегий развития материнской культуры.

ГЛАВА 2. РОЛЬ ФОЛЬКЛОРА В ПРОЦЕССЕ ВОЗРОЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ МАТЕРИНСТВА

2.1. Функциональная роль фольклора в культуре материнства

Основополагающим и положительным нравственным идеалом для русской девушки должен быть идеал добропорядочной жены и заботливой матери.Кроме главного и фундаментального нравственного чувства у девочек — целомудрия, можно говорить о других. Это — терпеливость, жалость и милосердие. Это и хозяйственность, т.е. особая домашность девушки — будущей жены и хозяйки.

Именно такой образ находит свое отражение в фольклоре: это и послушная Падчерица, Хаврошечка, Рукодельница из сказок; это и трудолюбивая невеста-красавица из свадебных песен; это и молитвенница из духовных стихов. Существует большое количество пословиц, отражающих роль матери в жизни ребенка и характеризующих материнскую культуру.

Концептуальная ориентация на отечественные культурно-исторические и духовные традиции отличает направление родительства в традиционной культуре. Определяющими в понимании «традиционности» здесь выступают не внешний уклад жизни и механическое копирование, воспроизведение старых форм, но ценностно-смысловое «прочтение» русской культуры и способы трансляции ее ценностей миру детства. Традиция, как система передачи и наследования смысложизненных доминант, духовных приоритетов, нравственных идеалов, норм поведения организует пространство родительской культуры с позиций этого подхода.

2.2. Трансляция фольклорного материала как фактор возрождения культуры материнства.

Роль семьи в передаче следующим поколениям социокультурного опыта, в воспроизведении ценностно–смыслового пространства национальной культуры, формировании культурного облика человека представляется исключительной. Феномен материнской культуры – это не только зеркало народа, его самобытности, ценностей, обычаев и традиций, понимания обществом конкретной эпохи, личности, человеческих взаимоотношений, но также и отражение будущего этого народа.

На сегодняшний день актуальными является школы материнства. Они имеют свою специфику:

Во-первых, это - приоритетные ценности, которые могут быть определены как традиционные семейные. Супружество, рождение и воспитание детей, чадолюбие, многодетность, понимание родительства, как творческой самореализации, высокий престиж материнства и отцовства составляют центральный слой в аксиосфере материнской культуры.

Во-вторых, это - вычленение важнейших этапов освоения культуры материнства, хронологически совпадающих с основными периодами становления детско-родительских отношений: перинатальный период, деторождение, грудное вскармливание и младенчество, дальнейшее сопровождение развития ребенка в процессе домашнего воспитания и обучения.

В-третьих - области семейной культуры, осваиваемые в процессе занятий с родителями. Их составляют: оздоровление, материнский фольклор, домашнее воспитание и обучение, семейные и народные традиции, досуговые практики, проблемные ситуации, коррекционные возможности семьи.

Благодаря концептуальным положениям и многочисленности подобных объединений в современной России, идея культуры материнства характеризует сегодня целое движение, цель которого – единение семьи, ответственность и компетентность отца и матери, физическое, психо-эмоциональное и духовное оздоровление, создание дружеской среды межсемейного общения детей и взрослых перед лицом вызовов современности.

Изучение и развитие материнской культуры представляется актуальной задачей в условиях демографического кризиса и тенденции нарастания тотальной отчужденности и в семейных взаимоотношениях, и в обществе в целом. О возрождении семьи, как необходимом факторе возрождения России перед лицом угрозы депопуляции и духовного оскудения, говорят сегодня многие ученые и общественные деятели.

Представление о супружестве, материнстве и отцовстве, как особой культуре поведения и взаимоотношений, которую сегодня необходимо осваивать, может позволить обосновать и разработать эффективную программную тактику, затрагивающую как разные области культуры родительства (ценностно-смысловая сфера -оздоровление – воспитание – традиции – досуг – проблемные ситуации – коррекционные возможности), так и «хронологическую» последовательность основных этапов освоения этой культуры (подготовка к беременности и рождению малыша – деторождение - сопровождение младенчества – воспитание дошкольника – подготовка к школе – отрочество и т.д.)

Похоже, что человечество вступило в такой этап своего развития, когда для коррекции индивидуалистических ориентаций, альтернативных традиционным общинным и семейно-многодетным, необходимо специальное воздействие на ценностно-смысловое пространство семьи. В основу такого культурно-просветительского влияния может быть положено деятельное освоение системы отечественных ценностей семейной и материнской культуры, закрепленной в культурно-педагогических практиках, составляющих «золотой фонд» воспитательного потенциала русской культуры, а также обогащение их новыми приемами и традициями.

Поддержка жизнеспособных родительских объединений, изучение и популяризации их опыта, возможность вглядеться в ценностное пространство их жизнедеятельности, способы приобщения к традиционным духовным и культурным основаниям народной жизни - это своеобразное накопление капитала, жизненно необходимого для успешного и стабильного развития России, и реальный вклад в ее будущее.

В практической части дипломной работы представлена программа спецкурса для девочек «Школа материнской культуры». Программа рассчитана для 11 класса и включает 32 ч. лекционно-практического материала.

Скачать архив с текстом документа