Роль государства в экономике

СОДЕРЖАНИЕ: Переход от централизованного управляемой экономики к рыночной. Индикативное планирование. Эффективное использование наличных разведанных природных ресурсов в интересах отечественной экономики. Скоординированность бюджетной и денежно-кредитной политики.

Новосибирский Государственный Аграрный Университет

Экономический институт

Кафедра экономической теории

Доклад

Роль государства в экономике

Выполнила: студентка

Проверила: Никитина Т.Е.

Новосибирск,2008


Роль государственного регулирования экономики РФ в период перехода к рынку

Переход от централизованного управляемой экономики к рыночной в РФ сопровождался вытеснением государства из процесса воспроизводства. Приватизация, проведенная без учета интересов общества, резко сократила удельный вес государственной собственности в численности предприятий (с 90 % в дореформенный период до 6,1 % в настоящее время). Было ликвидировано централизованное управление экономикой: распущен Госплан, отказались от народнохозяйственного планирования в любых формах, хотя почти все страны ОЭСР используют индикативное планирование как средство государственного регулирования экономики. Госкомимущество РФ не осуществляло контроля за эффективностью работы государственных предприятий. Государство не создавало нужных условий для развития малого и среднего бизнеса, не оказывало нужной помощи отечественным товаропроизводителям, недостаточно использовало законы денежного обращения для обеспечения его устойчивости. Это послужило одной из причин резкого упадка отечественного производства в стране: объем совокупного производства за годы реформ сократился более чем на 50%, в то время как мировая экономика за этот же период увеличила свой валовой внутренний продукт на 15%. Величина просроченной задолженности предприятий госбюджету и друг другу вдвое больше объема денежной массы; объем иностранной валюты во внутреннем обращении превышает наличную рублевую массу. Почти треть расходов госбюджета уходит на обслуживание государственного долга, как внешнего, который приближается к 150 млрд. долл., так и внутреннего, до половины выделяемых бюджетных ассигнований оседает у посредников.

Вместе с тем государство использовало власть, создавая «нужные» условия для криминального обогащения ограниченного круга приближенных к власти людей путем присвоения государственной собственности, дележа кредитных и бюджетных денег, вызова капиталов за рубеж, прямого воровства, взяточничества, коррупции. В обществе оказался униженным человек труда: его лишают работы, не выплачивают заработную плату, в 1992 г. переходом к свободным ценам и ростом инфляции были обесценены трудовые сбережения. Это резко понизило уровень жизни основной массы населения, поставило значительную долю его на грань физического выживания и привело к сокращению населения страны в результате резко выросшей смертности и уменьшения рождаемости. Государство не обеспечило приоритетное развитие науки, образования, здравоохранения, культуры; заработной платы работников этих отраслей составляет, соответственно, 90, 62, 67, 59 % средней зарплаты по стране. Снижение совокупного покупательного спроса в условиях формирующихся рыночных отношений ограничивает возможности производства и не стимулирует его рост.

Реально сложившаяся ситуация в отечественной экономике доказывает, что без регулирующей роли государства современная экономика не может развиваться и вытеснение государства из экономики было ошибкой.

Государство должно выступать, прежде всего, как властная структура, устанавливающая правила поведения на рынке хозяйствующих субъектов и влияющая своими решениями на функционирование рыночных структур. Существует необходимость ограничить численность посредников, сосредоточить внимание на реальном секторе экономики, создавая оптимальные кредитные, налоговые, инвестиционные условия для функционирования предприятий всех форм собственности реального сектора экономики.

Индикативное планирование, широко используемое в странах рыночной экономики, сформировалось на основе изучения опыта народно-хозяйственного планирования СССР первоначального во Франции, а потом и в других странах. оно обеспечивает регулирование макроэкономических пропорций, формирование прогрессивной структуры экономики, правильный выбор и государственную поддержку наиболее перспективным направлением научно-технического прогресса, развитие науки и повышение интеллектуального уровня населения. Совокупные затраты на развитие науки и НИОКР в США, Японии, Германии, Франции, Великобритании превышают совокупные затраты всех остальных стран мира. Удельный вес затрат на НИОКР в этих странах составляет 2-3 % валового внутреннего продукта. В РФ ассигнования на науку и НИОКР в годы реформ сократились в 5 раз, а численность занятых в научной сфере – в 2 раза. В дореформенный период в СССР расхода на развитие науки и НИОКР составляли 4% ВВП, что являлось самым высоким показателем в мире. Потенциал и объем НИОКР за период 1991-1997 гг. сократился на 75-85%. Если в 80-е гг. около 70% фундаментальных и прикладных разработок по своей направленности и уровню полученных результатов соответствовали мировым показателям, а 20% превосходили их, то в середине 90-х гг. эти показатели снизились, соответственно, до 25 и 7%. Индикативное планирование дает перспективную ориентацию предприятиям реального сектора в их производственной деятельности.

Освоение и эффективное использование наличных разведанных природных ресурсов в интересах отечественной экономики, как показала российская практика, оказалось невозможным без регулирующей роли государства. По разведанным запасам полезных ископаемых РФ превосходит все ведущие зарубежные страны: оценочная стоимость их на территории РФ составляет 30 трлн. долл., в то время как в США– 10, в КНР-5, в Западной Европе в целом не более 2,5 трлн. долл., а Япония таковыми запасами практически вообще не обладает. Однако предприятия отечественной экономики испытывают недостаток ресурсов, так как основная масса этих ресурсов идет на экспорт, удельный вес которого возрастает.

Государство должно принять меры по спасению отечественного сельского хозяйственного производства, защитить его от конкуренции импортной продукции, которая дотируется государством во всех зарубежных развитых странах. Так, в странах Западной Европы субсидии сельскому хозяйству достигают 43% стоимости сельскохозяйственных продуктов, в Японии -68, в США – 30, Канаде – 41%. Надо восстановить нарушенный паритет цен: рост цен на продукцию сельскохозяйственного машиностроения в 3-5 раз опережает рост цен на сельхозпродукцию, а рост цен на энергоресурсы, транспортных тарифов еще в большей степени.

Необходимо повысить роль государства в скоординированности бюджетной и денежно-кредитной политики, обеспечить инвестирование в реальный сектор и на этой основе – экономический рост и освоение природно-ресурсного потенциала. Только это позволит осуществить главную цель реформирования экономики – повышение степени удовлетворения потребностей населения, ликвидацию необоснованной дифференциации доходов узкой группы собственников и основной части населения, обеспечение полной занятости. По «индексу человеческого развития», вычисленному специалистами ООН на основе показателей: средняя продолжительность жизни в стране, годовой доход на душу населения, уровень образования, равноправие женщин, Россия в начале 1998 г. оказалась на 72 месте (между Оманом и Экватором) в списке из 174 государств. По объему валового внутреннего продукта РФ перешла с 5 места в 1988 г. (РСФСР в составе СССР) на 13 место, пропустив вперед не только КНР и все страны «большой семерки», но и динамично развивающиеся страны третьего мира – Индию, Бразилию, Индонезию, Мексику.

Таков печальный результат деятельности «демократов» - реформаторов, в том числе и недооценки роли государства в период крупномасштабного перехода к рынку.


Список использованной литературы

Основы экономической теории политэкономия. Учебник. Под редакцией заслуженного деятеля науки, доктора экономических наук, профессора Д.Д. Москвина; Москва, 2003 г.

Скачать архив с текстом документа