Роль государства в регулировании макроэкономических процессов

СОДЕРЖАНИЕ: Концепции государственного регулирования рыночной экономики с точки зрения разных теоретических направлений: классическая школа, экономический либерализм, кейнсианство, монетаризм, институционализм. Фискальная политика и ее роль в стабилизации экономики.

РЕФЕРАТ

по курсу «Экономическая теория»

по теме: «Роль государства в регулировании макроэкономических процессов»


1. Концепции государственного регулирования рыночной экономики

Представители разных теоретических направлений имеют свои взгляды на роль, задачи и функции государства в рыночной экономике, на использование различных инструментов ее регулирования.

Классическая школа, исходя из теории «естественного порядка», выдвигает идею «невидимой руки» (А. Смит), которая управляет сложной хозяйственной деятельностью людей. Экономическая жизнь, по классической концепции, подчинена объективным законам, действующим независимо от воли и сознания ее участников. Равновесие — «естественная гармония» — устанавливается в экономике стихийно, при отсутствии государственного вмешательства.

Экономический либерализм ограничивает функции правительства зашитой прав собственности, обеспечением обороны и выполнением общественных услуг. Кроме того, классическая школа подчеркивает необходимость такой институциональной структуры, которая гарантировала бы наилучшую работу рыночных сил, так как личные интересы могут в равной мере и препятствовать, и способствовать росту благосостояния общества. Рыночный механизм установит гармонию только тогда, когда он включен в соответствующие правовые и институциональные рамки.

Сохраняя преданность классикам в признании рыночной экономики и свободного общества синонимами (Ф. Хайек) и большей эффективности рыночного хозяйства над централизованным (В. Ойкен), неоклассики подчеркивают, что экономический порядок не может устанавливаться сам по себе, его создание требует вмешательства государства.

Последнее должно распространяться на ограничение монополий, поддержку свободной конкуренции, защиту частной собственности и сглаживание резкой дифференциации доходов.

Кейнсианство отрицает наличие у рыночной экономики способности к саморегулированию и выступает за активную роль государства. Меры государства, согласно Дж. М. Кейнсу, должны быть направлены на стимулирование спроса, поощрение инвестиций. Для этого необходимо использовать кредитно-денежные меры воздействия на экономику и бюджетное регулирование. Государственные расходы вызовут производственные инвестиции и усиление деловой активности в частном секторе.

Современное государственное регулирование экономики во многом базируется на теории Дж. М. Кейнса. Активно используются кредитно-денежные рычаги, в том числе снижение процента в периоды кризисов, бюджетное «дефицитное» финансирование частного капитала.

Современные кейнсианцы — посткейнсианцы дополнили и развили основные положения теории применительно к новым явлениям экономики. В государственном регулировании рыночной экономики обосновываются антикризисная политика и политика экономического роста. Важное место занимает необходимость разработки долгосрочной стратегии регулирования на базе планирования экономики. Неокейнсианцы выходят за пределы воздействия только на эффективный спрос, предлагая более активное воздействие государства на обмен, структуру и. темпы роста производства.

Монетаризм — основан на идеях либерализма, исходит из существования внутренней связи между свободой предпринимательства и свободой общества. Для умножения свободы, по мнению лидера монетаризма М. Фридмана, необходимо уменьшить роль государства: не допускать его к созданию богатства, регулированию объема производства, занятости и цен. Единственная роль, которую отводят государству, — регулирование количества денег в обращении, которое является определяющим фактором формулирования хозяйственной конъюнктуры. Монетаристы сводят управление экономикой прежде всего к контролю государства над эмиссией, количеством денег в обращении и в запасах, достижению сбалансированности госбюджета и контролю над банковским процентом.

Одно из ведущих направлений современной экономической теории — институционализм — считает, что характер и направление экономического развития определяет уже не рынок сам по себе, а вся система экономических институтов. Институционалисты пришли к выводу, что классическая свободная конкуренция преобразовалась в «коллективистский» капитализм. Новой рыночной структурой стал новый институт — корпорация. Вместе с рынком и корпорацией ключевым экономическим институтом новой системы становится государство. Необходимыми элементами общественного развития они считают индикативное планирование, социальные программы и другие формы государственного воздействия на экономику. Движущей силой экономического прогресса институционализм видит внедрение достижений науки с активной поддержкой государства в их развитии и практическом применении.

Какими бы ни были различия взглядов ведущих экономических школ на роль государства, практика свидетельствует о том, что она достаточно высока в развитых странах и проявляется в основных формах экономической деятельности правительства.

2. Экономические функции государства

Экономические функции государства в системе рыночного хозяйства настолько разнообразны, что невозможно составить исчерпывающий их перечень. Рассмотрим основные из них: прямой контроль, общественное потребление, государственное производство, социальное обеспечение.

Прямой контроль и регулирование экономики. При господстве частного хозяйствования воздействие государства на экономику не может осуществляться в виде управления деятельностью предприятий, фирм, банков. Большую часть их деятельности регулируют рыночные цены. Воздействие правительства на экономику может быть либо корректирующим действия отдельных экономических структур (микровоздействие), то есть побудительным или ориентирующим, либо распространенным на экономику в целом (макровоздействие). В отдельные моменты государственное воздействие может быть весьма жестким, даже директивным, например, в условиях военной обстановки.

Общая задача государства, контролирующего экономику, — ориентация общественного воспроизводства в направлении предусмотренного варианта развития. Такая ориентация предполагает конкретные задачи:

стимулирование экономического роста;

поддержание сбалансированности общественного воспроизводства;

перераспределение дохода и богатств;

корректирование ресурсных потоков с целью изменения национального продукта.

Достижение целей контроля и регулирования предполагает действие определенного механизма, который включает следующие основные элементы: финансовую, банковскую, денежную и налоговую системы; государственный сектор экономики; законодательное право; сбор и обработку информации.

При этом существуют следующие формы регулирования:

перспективное (априорное), в виде программирования роста производства, совершенствования производительных сил и социального развития;

текущее (апостериорное), посредством различных мероприятий, направленных на поддержание сбалансированности производства.

Общехозяйственные программы носят рекомендательный характер, и их выполнение не является строго обязательным. При этом происходит переосмысление критериев регулирования и его конкретных целей. Если совсем недавно выдвигалась задача максимального стимулирования развития производства, то сегодня иная постановка; контролируемое, комплексное, экологически и социально более рациональное развитие экономики, а соответственно, регулируемый, безопасный, более качественный, нежели количественный, экономический рост.

Эффективное функционирование экономики зависит от правовой базы, обеспечение которой берет на себя государство. Законодательство предполагает такие меры, как предоставление законного статуса, определение прав и ответственности предприятий всех форм собственности, гарантирование соблюдения контрактов, установление законных «правил игры» между экономическими партнерами, защита конкуренции как эффективного регулятора поведения бизнеса.

Общим результатом законотворческой, предпринимательской и организационной деятельности государства, исполнения им хозяйственных и управленческих функций, использования прямых и косвенных методов является формирование системы государственного регулирования экономики. Так, в Японии к началу 90-х годов госрегулирование распространялось на 100% всего объема предпринимательства в строительстве, кредитно-банковской сферы, в электро-, газо- и водо- снабжении, добывающей промышленности, на 96,3% — на транспорте и в системе телекоммуникаций, на 78% — в сельском хозяйстве, лесоводстве, рыболовстве.

Общественное потребление. Имеется в виду, что национальный продукт все больше потребляется не индивидуально, путем частной покупки и услуг на деньги, а обществом в целом.

Товары индивидуального потребления (ТИП) делимы, что означает возможность их продажи в определенном количестве и виде каждому отдельному покупателю. Они подвержены действию принципа исключения: те, кто желают и в состоянии платить равновесную цену, приобретают товар; те, кто не в состоянии или не желают оплатить эту цену, исключаются из числа покупателей и не получают выгоды от обладания данным товаром.

В то же время в обществе есть потребности в таких благах, которые участники рыночной системы не желают и не могут производить. Они становятся противоположностью ТИПов:

неделимы, состоят из крупных единиц;

не могут быть проданы индивидуально;

на них не распространяется принцип исключения.

Это означает, что не существует эффективного способа отстранения отдельного потребителя от пользования выгодами общественных благ.

Выгоду от ТИПов получают при их покупке. Общественные же блага приносят обществу выгоду в результате их производства.

Классический пример общественного блага — маяк, предостерегающий и направляющий корабли. Деловому человеку его содержание не выгодно, так как он не может получить плату с каждого, кто пользуется услугами маяка. Но это благо необходимо обществу, и содержание маяка берет на себя государство. В экономике это явление называют проблемой «фрирайдера» (от англ. «свободное дополнение»), т. е. люди могут пользоваться выгодами продукта и услуги, не неся никаких непосредственных издержек на их производство. Например, содержание государством армии и т. п.

Оговоримся, что принцип исключения может проявляться и по отношению к общественным благам, если на них установлены цены, и частные производители могут их реализовать через рынок: это автомагистрали, профилактическая медицина, образование и т. п. Вместе с тем подобные товары и услуги будут производиться частником в недостаточном количестве, если государство не будет субсидировать их производство. Эти товары называют квазиобщественными или квазигосударственными благами, требующими выделения дефицитных ресурсов государством. Отсюда постоянные споры на всех уровнях: платное или бесплатное образование, медицина и т. п. В условиях рынка ТИПы, их количество и разнообразие определяются «голосованием рублями» покупателя и продавца. Виды и объемы общественных благ определяет политическая сила государства, а в демократическом обществе се дополняют решения домохозяйств и предприятий.

Итак, пусть правительством принято решение о производстве того или иного общественного блага. Откуда и как поступают ресурсы на их производство?

Во-первых, правительство должно высвободить ресурсы из индивидуального производства.

Во-вторых, направить (перераспределить) их в производство товаров общественного потребления.

Самое простое и самое «любимое» средство перераспределения налоги на производителей и на домохозяйства. Налогообложение сократит потребительский спрос, а это вызовет снижение спроса на ресурсы у производителей. Государство, получив налоговые поступления и высвободившиеся ресурсы, определяет направления их использования: оборона, школы, больницы, пожарные команды, музеи, библиотеки и т. п.

Государственное производстве и государственный сектор экономики. Для современной экономики характерно наличие масштабного государственного производственного сектора. Его формирование и воспроизводство достигается, во-первых, посредством строительства предприятий и иных экономических объектов за счет государственных средств. Во-вторых, в результате национализации существующих предприятий, а в ряде случаев — целых отраслей народного хозяйства и приобретения акций частных предприятий. В итоге доля государственной собственности в акционерном капитале большинства современных развитых стран составляет 20—40 % и более. Государственная собственность распространяется на ключевые факторы производства. Так, в США государству принадлежит 40 % земли. На основе государственного сектора решаются важнейшие задачи: создание и развитие новейших отраслей, стратегическая и структурная перестройка экономики, производство продукции общественного назначения и т.д.

Государство превратилось в крупнейшего хозяйствующего субъекта, ведущего предпринимательскую деятельность. Не менее важна роль государства как самого крупного предпринимателя в формировании всей системы предпринимательской деятельности, в формировании предпринимательской среды. И именно данный аспект приобретает в последние десятилетия ведущее значение.

На масштабы и распространение государственного производства влияют исторические, национальные и политические причины. С другой стороны макроэкономические колебания, цикличность рынка оказывает воздействие и на цикличность политических влияний. При спаде экономической активности, расширении кризисных последствий государство берет на себя функцию «вытянуть» экономику с наименьшими потерями: прямое финансирование предприятий и целых отраслей, предоставление госпредприятиям ресурсов по льготным ценам и бесплатно. В то же время эти антикризисные меры на определенном этапе приводят к дестимулированию государственного сектора. В итоге господдержка сменяется политикой развития предпринимательства и конкуренции. Другими словами, действует спираль «государство-конкуренция», реализуемая в политике сменой правящих партий, исповедующих или разгосударствление, или огосударствление. Сегодня многие экономисты обращают внимание на то, что если государственный сектор начал расти, и достиг определенного размера, то он может развиваться и «сам по себе», на основе собственной, внутренней логики политического механизма принятия решений.

Тем не менее, решение каких задач должно определять состав и масштабы государственного сектора национальной экономике? Для ответа на вопрос об оптимальных размерах государственного сектора в экономике перечислим функции власти, представив их через те общественные блага, за поставку которых общество платит налоги государству.

Чистые общественные блага. Это прежде всего оборона и безопасность, правосудие (уголовное и большая часть гражданского) и регулярные правоприменительные практики.

Общественные блага, предоставляемые частными некоммерческими и/или коммерческими поставщиками. В их числе: контроль реализации требований закона о страховании различных видов гражданской ответственности; защита семьи и прав ребенка (возможна приватизация некоммерческими организациями); образование, наука, культура (здесь возможна частичная приватизация — коммерческие отделения в вузах, коммерческие музеи); здравоохранение (в отдельных случаях допустимы коммерческие поставки специальных услуг здравоохранения); пенсионное обеспечение; транспорт, связь; денежное обращение, банки и банковская деятельность (в данной сфере возможно частичная или полная приватизация).

К спорным функциям государства можно отнести некоторые из выше перечисленных функций, не обладающих признаками чистых общественных благ, и функции, связанные с демпфированием «провалов рынка» и отрицательных внешних эффектов. Их «спорность» обусловлена возможностью приватизации этих функций некоммерческими организациями.

Функции, противопоказанные государственной власти:

владение и управление средствами массовой информации, за исключением официальных печатных изданий для публикации нормативных актов и объявлений о торгах (приватизация, закупки для государственных нужд);

предпринимательство, управление хозяйствующими субъектами, участие в ориентированных на прибыль проектах бюджетными средствами.

Функции обороны (то есть поддержания боеготовности армии и применения силы при необходимости), обеспечения безопасности, правопорядка и осуществления правосудия ни в одной стране не исполняются на организационной основе коммерческого предприятия. Эти структуры в странах с развитым правовым режимом — полностью государственные и частная коммерческая активность в них жестко преследуется.

Государство, таким образом, непосредственно включается в макроэкономический оборот в качестве одновременно управляющего и хозяйствующего субъекта: оно вступает в юридические и экономические отношения с другими субъектами — фирмами и домашними хозяйствами как покупатель и продавец.

Конечно, это очень специфический «покупатель и продавец» — не столько с юридической, сколько с собственно экономической точки зрения, так как государство осуществляет на рынке до 20—30 % всех покупок. Государственные закупки распространяются на самый широкий круг отраслей, они реализуются в отношении факторов и результатов производства, товаров и услуг, осуществляются в форме государственных заказов, контрактов, закупок государственных организаций и т. д. Этим, в частности, обусловлен значительный уровень доли государственных расходов в структуре валового национального продукта (например, в Швеции — более 60%).

Социальное обеспечение. Доходы населения в рыночной экономике различны, дифференцированы. Правительство должно брать на себя задачу уменьшить неравенство доходов в обществе. Для этого используются экономические и политические меры и программы.

Во-первых, трансфертные платежи (безвозмездные выплаты гражданам), которые обеспечивают пособия по возрасту, остронуждающимся, иждивенцам, инвалидам, пособия по безработице. Так, в Швеции трансферты превышают половину общей суммы государственных расходов, в США государственные трансфертные платежи составляют 75% дохода группы людей с самыми низкими доходами.

Во-вторых, вмешательство в стихийные рыночные механизмы путем модификации цен через гарантированные закупочные цены, ограничение цен естественных и технических монополий, установление минимальной заработной платы, перераспределение прогрессивного налога в пользу нуждающихся, обязательное и добровольное социальное страхование.

Социальные программы призваны смягчить жесткие последствия рыночного «отбора» и имущественной дифференциации. В развитых странах сегодня ведущую роль приобретают тенденции гуманизации, утверждения принципов социальной справедливости. В связи с этим возрастает роль государственного финансирования сфер здравоохранения и образования, программ поддержки семьи, жилищного строительства, социального обустройства молодежи, пенсионного обеспечения и иных форм социальной помощи и гарантий.

Реализация активной социальной политики государства базируется на перераспределении ВВП через бюджетную систему, и все тяготы по финансированию социальных программ ложатся в первую очередь на плечи работающих налогоплательщиков. Сегодня выделяют четыре основные модели финансирования расходов социального назначения: континентальную — около 50% ВВП, скандинавскую — более 50%, англосаксонскую — более 40% и южную — более 60% ВВП.

Все вышеперечисленные формы социальной помощи активно влияют на формирование реальных доходов, то есть играют положительную роль. В то же время они могут выполнять и дестимулирующую роль, сдерживать трудовую активность получателей льгот и пособий. Число последних в условиях государственного попечительства может расширяться. В такой ситуации активная социальная политика превращается по отношению к определенным категориям получателей в соцсодержание. Социальная защита должна распределяться строго дифференцировано: тем, кто не может помочь себе сам.

Проблемы социального обеспечения присутствуют не только в формировании и распределении трансфертов, но и в самом процессе доведения их до получателей. Имеется в виду так называемый «эффект худого ведра», т. е. потери, связанные с содержанием аппарата управления и исполнителей, учреждений и организаций, обслуживающих данный процесс, использование социальных сборов не по назначению и т. п. Все эти факты ведут к сокращению возможностей в поддержке нуждающихся.

3. Фискальная политика и ее роль в стабилизации экономики

Фискальная политика представляет собой воздействие государства на экономику посредством формирования величины и структуры государственных расходов, объема трансфертных выплат и системы налогообложения. По существу, фискальную политику можно интерпретировать как налогово-бюджетную политику.

Общее правило можно сформулировать так: государство стимулирует совокупный спрос, увеличивая госрасходы и (или) снижая налоги в периоды спада и сдерживает его в период подъема, тем самым сглаживая колебания экономического цикла. Соответственно различается экспансионистская, то есть стимулирующая и сдерживающая фискальная политика.

Выделяют дискреционную и автоматическую фискальную политику.

Дискреционная — политика, которая основана на созидательном вмешательстве в налоговую систему и изменении объема государственных расходов с целью воздействия на экономический рост, безработицу и инфляцию.

Автоматическая фискальная политика базируется на действии встроенных стабилизаторов, обеспечивающих естественное приспособление экономики к фазам деловой конъюнктуры.

Наиболее известными стабилизаторами являются прогрессивная система налогообложения и система социальных пособий. В период подъема экономики растут доходы домохозяйств, что позволяет взимать налоги по более высоким ставкам, вследствие чего темпы роста располагаемых доходов (после вычета налогов и обязательных платежей) начинают отставать от темпа роста национального дохода, а это, в свою очередь, сдерживает рост потребительского спроса. Рост доходов позволяет сократить расходы государства на социальные трансферты. В результате снижаются темпы роста совокупного спроса. В период экономического спада, наоборот, государство сокращает размеры налогов на корпорации, стимулирует экономический рост.

Встроенными стабилизаторами являются также изменение реального национального дохода, изменение уровня цен, изменение ставки процента.

На практике правительства часто используют фискальную политику в тесной взаимосвязи с денежно-кредитной.

Денежно-кредитная политика государства должна решать следующие основные задачи:

обеспечение устойчивости национальной валюты в целях эффективного осуществления платежей и расчетов;

выработка правил денежного обращения, их регулирование и контроль за их выполнением;

воздействие на экономическую конъюнктуру путем изменения находящихся в обращении денег.

Для реализации этих задач Центральный банк использует определенный набор инструментов: эмиссию, валютную политику, учетную политику, политику открытого рынка и резервную политику.

Мероприятия кредитно-денежной политики оказывают свое влияние на экономику через изменения в величине и/или структуре денежной массы, что отражается в движении активов и пассивов баланса Центрального банка. В зависимости от того, на изменение какой составляющей денежной массы воздействует Центральный банк, различают и инструменты денежно-кредитной политики: изменение золотых резервов; предоставление-займов коммерческим банкам; изменение количества денег в обращении; изменение величины резервов коммерческих банков; изменение величины депозитов правительства.

На практике правительства используют фискальную и денежно-кредитную политику в тесной взаимосвязи.

4. Экономическая политика государства

Экономическая политика — это совокупность предпринимаемых государством мер воздействия на экономические процессы для реализации поставленных целей. Государственное регулирование — основа механизма реализации экономической политики — представляет собой систему прямых и косвенных методов воздействия государства, способных кардинальным образом изменять состояние спроса и предложения на рынке для реализации целей экономической политики. Таким образом, экономическая политика представляет собой более широкое понятие.

Процесс разработки экономической политики начинается с определения ее целей на основе научного анализа состояния и перспектив социально-экономического развития. В большинстве стран мира преобладают четыре цели: стабильный рост национального объема производства, поддержание определенного уровня занятости, стабилизация уровня цен, поддержание равновесного сальдо внешнеторгового баланса.

Постановка цели поддержания стабильного роста, национального объема производства предполагает, что ежегодно будет обеспечиваться рост выпуска продукции.

Поддержание определенного уровня занятости означает, что с помощью мер государственного регулирования в обществе каждый желающий может получить работу, находит ее (в соответствии со своим индивидуальным выбором) и получает за это заработную плату. В качестве меры достижения поставленной цели служат процент безработных и отношение числа незанятых рабочих мест к численности безработных.

Стабилизация уровня цен способствует тому, что основным фактором ценообразования является конкурентный рынок, а темп роста цен поддерживается на нормальном уровне. Для того чтобы определить степень достижения поставленной цели, уровень цен измеряется с помощью индекса стоимости жизни.

Поддержание равновесного сальдо внешнеторгового баланса означает, что государство следит за тем, чтобы изменение объемов экспорта и импорта не носило резкий характер, так как это может негативно сказаться на количестве денег в обращении.

Цели экономической политики реализуются с помощью набора инструментов государственного регулирования, рассмотренных выше.

Экономическая политика государства осуществляется административно-правовыми (оказывающими прямое воздействие) методами и экономическими (оказывающими косвенное воздействие) методами. Применение инструментов экономической политики может оказывать активизирующее и ограничительное воздействие на поведение экономических субъектов.

Важно как можно более точно знать не только характер воздействия каждого инструмента на цель, но и количественные параметры этого воздействия. Эта проблема решается на основе составления целевой функции экономической политики — упорядоченного множества целей, применяемых для их реализации инструментов, и влияющих на взаимодействие целей и инструментов рыночных факторов.

При разработке варианта экономической политики важно не только правильно определить, какое влияние окажет тот или иной инструмент на цель, но и верно рассчитать, когда это произойдет. Для этого необходимо учитывать наличие лаговой структуры экономической политики. Она включает: «лагпризнания» (промежуток времени, необходимый для осознания политиками насущности соответствующей проблемы регулирования); «лагрешения» (промежуток времени, необходимый для принятия решений о запуске регулирующих механизмов); «лаг конкретных действий» (время конкретных действий государственных институтов по включению соответствующих инструментов); «промежуточный лаг» (включает промежуток времени между изменением текущего инструмента и совокупного инструмента экономической политики); «лаг воздействия» (время непосредственного воздействия инструмента на цель).

При оценке воздействия инструмента экономической политики на цель следует учитывать не только время этого воздействия, но и то, как мощность воздействия распределяется во времени. Если возможный отрицательный эффект воздействия больше возможного положительного эффекта, то от процесса регулирования целесообразно отказаться.

Центральным пунктом дискуссий по поводу экономической политики является применение теории колебаний экономики к разработке вариантов экономической политики. Содержание дискуссии сводится к двум проблемам: должна ли денежная и бюджетно-налоговая политика играть активную роль в стабилизации экономики или их роль должна заключаться в приспособлении к текущим экономическим колебаниям («активный» или «пассивный» характер экономической политики)? Следует ли в процессе реализации экономической политики придерживаться определенного курса или же политические деятели должны по собственному усмотрению оперативно реагировать на изменение условий («твердый» или «дискреционный» курс)?

В пользу активного характера экономической политики приводятся следующие аргументы. Для периодов спадов характерны высокий уровень безработицы и низкий уровень доходов. Модель совокупного спроса и совокупного предложения показывает, каким образом шоковые потрясения вызывают спады, как меры денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики могут предотвратить такие спады, оперативно реагируя на соответствующие шоки. Поэтому отказываться от применения таких мер неразумно.

Основным аргументом против активной экономической политики является наличие временных лагов, которые осложняют задачи макроэкономической стабилизации. В этом случае лаги делят на внутренний и внешний. Внутренний лаг — это промежуток времени между моментом экономического шока и моментом принятия экономических мер. Внешний лаг - это промежуток времени между моментом принятия мер экономической политики и временем, когда они начнут давать отдачу. Для бюджетно-налоговой политики характерен длительный внутренний лаг. Чтобы пересмотреть бюджетные расходы, нужно согласие президента, правительства, принятие законов и т. д. Денежно-кредитная политика характеризуется длительным внешним лагом.

Сторонники пассивной экономической политики утверждают, что попытки стабилизировать экономику часто оборачиваются ее еще большей дестабилизацией. Сторонники активной экономической политики считают, что наличие временных лагов не снимает необходимость регулирования. В частности, сокращению временных лагов способствуют «автоматические стабилизаторы». Они позволяют тормозить или стимулировать экономический рост без специальных корректировок экономической политики.

Поскольку результаты экономической политики проявляются лишь через определенный промежуток времен и, для успешной политики стабилизации важны экономические прогнозы. Подготовка прогноза создает основу для разработки программы государственного регулирования экономики. Этот процесс обычно распадается на четыре этапа. На первом этапе происходит формирование целевой функции. С помощью механизма принятия политических решений определяется очередность целей и их желаемые величины. Задача второго этапа состоит в том, чтобы сформировать пакет вариантов экономической политики, обеспечивающих достижение целей программы. На третьем этапе оцениваются ресурсные обеспечения всех проектов, составляются бюджеты, определяются системы управления и контроля над выполнением программы. На четвертом этапе формулируется критерий, позволяющий оптимизировать выбор одного из вариантов программы.

Направления, формы, методы и механизм государственного регулирования не остаются неизменными. Масштабы государственного регулирования, его конкретные формы, методы существенно различаются по странам. Они отражают историю, традиции, тип национальной культуры, масштабы страны, ее геополитическое положение и многие другие факторы.

Традиционно «веком регулирования» называют период с 1945-го по 1970 гг., когда наблюдался резкий рост активности государственного вмешательства в экономику практически во всех странах с рыночной экономикой. «Активизм» проявлялся в массовой приватизации частных и образовании государственных предприятий, росте доли государственных расходов в национальном доходе, а также в росте масштабов и глубины государственного регулирования.

70-е годы называют переходным периодом. Закончился «золотой век» мировой экономики, многие, если не все развитые страны Запада, прошли период промышленного кризиса, снизилась их конкурентоспособность по сравнению с Японией и восточно-азиатскими странами. Обострились проблемы занятости, другие социальные проблемы. Политически произошел сдвиг вправо, который обусловил существенное сокращение государственного вмешательства и широкое применение рыночных принципов. Соответственно в науке активизировались «рыночные» теории, усилилось мнение, что государственное регулирование не улучшает эффективность, а иногда даже ухудшает ее. Во многих развитых странах возникла серьезная переоценка человеческих и природных издержек промышленного роста, активизировались политические течения, которые защищали сокращение такого рода издержек. В результате все больше распространялись социальные цели регулирования (защита потребителей, трудовые стандарты, защита окружающей среды), которые ранее уступали экономическим проблемам.

Период времени с начала 80-х годов и по настоящее время называют веком дерегулирования: многие страны существенно перестраивают свои отношения между государством и экономикой, включая реформу регулирования, уменьшение расходов бюджета, приватизацию. В это время вновь актуализируются теории, базирующиеся на принципах признания «провалов государства». Проблемы развивающихся стран дискредитировали их модели экономического менеджмента, базирующиеся на кейнсианском совокупном спросе и государственном регулировании. Более того, появилось мнение, что именно государственное регулирование повинно в отставании ряда развитых стран от Японии и азиатских стран.

Постепенное дерегулирование проявлялось в разных странах через, сокращение государственных расходов, продажу государственного имущества (приватизацию), введение коммерческих критериев к действию общественных предприятий и обеспечению благосостояния. Вводились «более рыночные» методы регулирования, такие, как франчайзинг, разделение рынка между субмонополиями (региональными монополиями) и использование их сравнительных преимуществ регулирующим органом для реализации общей цели.

Таким образом, по мере совершенствования общества, изменений в структуре производства, сдвигов в материально-технической базе, актуализацией тех или иных сфер в жизни общества происходит обогащение, уточнение функций государства, В этом смысле дерегулирование, получившее практическую реализацию и теоретическое обоснование в современных условиях, нельзя рассматривать как устранение государственного регулирования, а скорее как адекватное определенному этапу экономического развития изменение роли и функций государства, форм и методов государственного регулирования.

Этот процесс идет по следующим направлениям:

последовательный переход от прямых к косвенным методам регулирования экономики;

резкое усиление социальных функций государства, его роли в регулировании социальных процессов, определении прожиточного минимума, продолжительности рабочего времени; решении сложных социальных проблем, таких, как комплекс взаимоотношений между трудом и капиталом, социальное партнерство;

уменьшение неоправданной дифференциации в доходах населения; обеспечение стабильности в обществе.

Роль государства качественно различается на этапах становления и формирования рыночной экономики и в условиях уже сложившейся, хорошо отлаженной и отрегулированной экономики рыночного типа.

В странах с переходной экономикой государственное вмешательство должно не только регулировать рынки, но и способствовать их созданию, поскольку права собственности не стабильны, четко не определены и не защищены, не существует эффективных законодательных границ предпринимательского поведения.

В условиях рынка рациональная экономическая политика требует учета двойственной природы государства как субъекта и как противоречивого фактора экономического развития. Будучи основой нивелирования «провалов» рынка, оно демонстрирует в практике реализации экономической политики «провалы» государства. Основными причинами «провалов» государства являются: невозможность агрегирования общественных предпочтений, отсутствие конкуренции, несовершенная с точки зрения выявления истинных общественных предпочтений парламентская процедура принятия решений, бюрократия, поиск «политической ренты», лоббизм, эффект «рационального игнорирования» и другие.

Поэтому современное теоретическое понимание роли государства заключается в актуализации поиска стратегий эффективного его воздействия на экономические процессы. Важными факторами стратегии перехода к «эффективному» государству являются: структуризация целей политики в рамках текущего периода и долгосрочной перспективы; соизмерение действий государства с потенциалом и мультипликативным эффектом регулирования; общественная оценка издержек регулирования и возможных искажающих последствий как основа максимизации функции общественного благосостояния.

По мере становления гражданского общества все большую значимость приобретают общественные институты: различного рода соглашения, конференции, ассоциации-союзы промышленников, предпринимателей., банкиров, торгово-промышленные палаты, профессиональные союзы, многочисленные институты социального партнерства, общества потребителей, экологические движения и проч. Они не являются в чистом виде ни институтами государства, ни рынка, но выступают реальными участниками и субъектами регулирования экономических и социальных процессов.


Список использованной литературы

Акопова Е.С., Воронкова О.Н., Гаврилко Н.Н. Экономика / Под общей редакцией проф. В.И. Самофалова. – Ростов-на-Дону, 2008.

Ломакин В.К. Экономическая теория. Учебник для вузов. – М.: Юнити, 2007.

Мировая экономика / Под редакцией проф. А.С. Булатова. – М.: Юристъ, 2007.

Нухович Э.С., Смитиенко Б.М., Эскиндаров М.А. Экономическая теория на рубеже 20-21 веков. – М.: Финансовая академия, 2005.

Пузакова Е.П. Экономика. – Ростов - на- Дону: Феникс, 2006.

Скачать архив с текстом документа