Роль общественности в организации среднего профессионального образования в России в конце XIX - начале XX веков
СОДЕРЖАНИЕ: Анализ истории профессионального образования в России демонстрирует существование непосредственной зависимости между уровнем развития профессиональных учебных заведений и становлением системы общественно-государственного управления образованием.Роль общественности в организации среднего профессионального образования в России в конце XIX - начале XX веков
Игтисамова Г.Р., Игтисамова Р.Х.
Анализ истории профессионального образования в России демонстрирует существование непосредственной зависимости между уровнем развития профессиональных учебных заведений и становлением системы общественно-государственного управления образованием. В связи с этим представляется небезынтересным опыт дореволюционных учебных заведений, в деятельности которых играли значительную роль представители торговых и промышленных кругов российского общества.
С середины XIX столетия роль российских общественных организаций и частных лиц в становлении системы профессионального образования стала особенно заметной. В это время организация перспективных профессиональных учебных заведений инициировалась не столько государством, сколько представителями производственной и финансовой сфер общества. Однако понятие «инициатива» применительно к ситуации XIX века предполагало не только появление абстрактной мысли, но и формирование общественного проекта, концепции деятельности учебных заведений. Например, 30 июня 1868 года в Нижнем Новгороде представителями общественных и коммерческих организаций был образован Комитет по устройству в городе Кулибин- ского ремесленного училища [1, с.2]. Его целью была разработка финансовых и правовых основ деятельности нового училища, они в последствии нашли отражение в его Уставе. Вопросы о статусе учебного заведения, типе обучения и желательном уровне подготовки решались не столько государством, сколько представителями заинтересованных организаций и частными лицами.
Наиболее сложным вопросом при открытии профессиональных учебных заведений был вопрос об источниках их финансирования. Профессиональные и ремесленные училища обходились дороже, чем общеобразовательные учебные заведения. Так, содержание того же Кулибинского училища должно было складываться из следующих поступлений: 1) ходатайство училища - до 2000 руб.; 2) % с 12000 руб. капитала Ка- линина-Шушляева, завещавшего его на учреждение в Нижнем Новгороде ремесленного училища; 3) от Нижегородского губернского земства - 500 руб.; 4) % с 10000 руб., пожертвованных городским обществом в память 200-летнего юбилея со дня рождения Императора Петра I - 650 руб.; 5) от коммерческого клуба - 450 руб.; 6) дворянского клуба 100 р.; 7) от пароходного общества «Дружина» - 250 руб.; 8) от всесословного клуба - 300 руб.; 9) от почетного члена Совета училища И. М. Рукавишникова - 100 руб.; 10) % с 1000 руб., пожертвованных г. Остафьевым - 50 руб.; 11) % с одного билета 2-го внутреннего займа, пожертвованного Нижегородским ремесленным обществом - 5 руб. [1, с. 12]. Столь сложная финансовая схема свидетельствует о том, что профессиональные учебные заведения могли быть организованы не столько на средства отдельного частного лица или государства, сколько на общественные капиталовложения. Частные лица не могли самостоятельно содержать профессиональное учебное заведение. Торговая школа М.В. Георги, открывшаяся в Нижнем Новгороде в 1896 году как частное учебное заведение, являлась уникальной школой по причине существования при абсолютной убыточности. Содержание школы в 1897-1898 уч.году обошлось в 5072 руб.50 коп., платы за обучение в это год школа получила 2650 руб. В 1898 -1899 уч.г. содержание школы равнялось 8021 руб., плата за обучение дала 4160 руб. [4, л. 31] и т.д. Этот явный дефицит ежегодно покрывался из личных средств М.В. Герги. Поэтому чаще всего профессиональные учебные заведения изначально рассчитывали на 3 основные статьи доходов: 1) пожертвования организаций и частных лиц; 2) плата за обучение; 3) государственные средства.
Опыт деятельности профессиональных учебных заведений второй половины XIX - начала XX вв. показывает, что с началом образовательной деятельности училища его финансовые потребности возрастали. Например, известно, что и через 10 лет после своего открытия Кулибинское ремесленное училище нуждалось в новых и значительных финансовых поступлениях: в 1878 - 1879 гг. Нижегородское общество но подписке собрало капитал в 3000 рублей, который был обращен в облигации восточного займа по номинальной цене в 3300 рублей, на содержание стипендий имени бывшего временного Нижегородского генерал-губернатора, графа Н.П. Игнатьева; нижегородское губернское земство пожертвовало 500 рублей на приобретение земледельческих орудий - сеяльной, веяльной и молотильной машин, как образцов, по которым училище могло бы само изготовлять таковые [1, с. 4]. Я.Е Башкиров ежегодно оплачивал практически все нужды этого училища, включая не столь важные для процесса обучения, как, например, рождественские подарки ученикам [1, с. 5].
В целом, представители общественности оказывали материальную помощь профессиональным учебным заведениям XIX - начала XX вв. следующим образом:
Изыскивали средства на содержание училищ, особенно в тех случаях, когда учебные заведения полностью были лишены поддержки государства (как Нижегородское речное училище, основанное 18 октября 1887 года). Наиболее эффективными способами материальной помощи считались организация подписки и вклады под проценты.
Совершали ежегодные добровольные пожертвования в пользу училищ, кроме денежных делались пожертвования пособиями, книгами, вещами, инструментами, станками, материалами для практических работ [2, с. 7]. В трехклассной торговой школе М.В. Георги благодаря отзывчивости нижегородских представителей торгового мира (Н.А. Бугрова, М.Е. Башкирова, А.А. Зайцева, А.А. Смирнова, А.В. Долгова, Строганова) содержались уникальные коллекции образцов, детально иллюстрировавших мукомольное, льняно-прядильное, канатное, винное, соляное и кожевенное производства, что было необходимо для правильной постановки товароведения [3, с. 4].
Содействовали в организации современных мастерских (с паровыми машинами, системой электрического освещения и пр.).
Обеспечивали училища зданиями под учебные корпуса и мастерские.
Для осуществления непрерывного взаимодействия профессиональных учебных заведений и деловых кругов города при училищах создавались Попечительные советы. Их почетными членами считались лица, которые жертвовали в пользу училищ значительные суммы денег (не менее 1000 рублей) [4, л. 11]. Через Попечительный совет привлекались к решению разноплановых вопросов деятельности училища городские власти, земства, общественные организации. В ряде случаев Попечительные советы состояли не столько из лиц, оказывающих материальную поддержку училищу, сколько из лучших специалистов в той или иной профессиональной области. Например, Нижегородское среднее механико-техническое училище, состоящее при Нижегородском Владимирском реальном училище, открытое в 1896 году, возглавлялось советом, который почти полностью состоял из инженеров высокого класса. В него входили бывший директор Сормовских заводов инженер-механик Ф.А.Фосс, окружной инженер Верх- нее-Волжского горного округа, горный инженер Н.А.Зайцевский, старший фабричный инспектор Нижегородской губернии, инженер-технолог М.И.Селивановский и пр. В данном случае такой состав Попечительного совета был обусловлен необходимостью принимать решения не только по финансовым, но также по техническим и технологическим вопросам организации профессионального обучения. В конце XIX - начале XX вв. при профессиональных училищах создавались как постоянные, так и временные Попечительные советы, полномочия которых ограничивались четко установленными сроками. Временный состав Попечительного совета был связан с тем, что в него входили лица, которые не являлись финансовыми покровителями училища и при этом получали доступ к его денежным и прочим материальным средствам.
Если сравнивать функции Попечительных советов, открывавшихся в XIX и XX вв., то в начале XX столетия Попечительные советы помимо вопросов финансирования, решали организационные, учебно-воспитательные и различные педагогические задачи (выборы директора, определение программ обучения, прием и исключение учеников и т.д.). Показательной является деятельность Попечительного совета начала XX века в Нижегородском коммерческом училище. Протоколы заседаний совета посвящены разнообразным вопросам, касающимся жизни и деятельности училища: от рассмотрения отдельных просьб учеников и их родителей до вопросов финансирования и расширения материальной базы. Много внимания совет уделял вопросам совершенствования преподавания, расширению наглядности. С этой целью закупались различные учебные пособия [5, л. 15]. Многие учебные пособия по решению Попечительного совета выписывались даже из-за границы [5, л. 64]. Также Попечительным советом устанавливался размер платы за обучение. Такой широкий спектр полномочий Советов позволяет говорить о предпосылках государственно-общественного управления образованием.
В успешной деятельности профессиональных учебных заведений были заинтересованы не только члены Попечительных советов, но и представители деловых кругов общества. Основной формой содействия предприятий учебным заведениям, помимо добровольного финансирования, была организация практики учеников (чаще - в летнее время) непосредственно на производстве, в банках, торговых и иных конторах города. Торговая школа М.В. Георги пользовалась в Нижнем Новгороде значительным авторитетом, летние практические работы ее учеников сроком 1 месяц устраивались в конторах наиболее крупных и благоустроенных торговых и промышленных фирм. Практикантов принимали такие солидные кампании как «Виленский взаимнокредитный ремесленный банк», торговый дом «Трепель и Позняк», «Русский банк» [4, л. 26]. В течение учебного года владельцы предприятий предоставляли возможности для организации экскурсий учащихся на производство. Как сообщают отчеты Нижегородского среднего механико-технического училища, «нельзя не отметить того радушия, с которым владельцы заводов и фабрик открывают доступ к ним ученикам технического училища, в то же время заведующие технической частью на заводах относятся с весьма лестным вниманием к учащимся, нередко лично объясняют им устройство завода и его частей, производя на их глазах интересные опыты» [6, с. 38].
Таким образом, можно говорить о безусловной заинтересованности деловых кругов российского общества на рубеже XIX - XX вв. в подготовке грамотных специалистов: общественные организации и частные лица совместными усилиями готовили профессиональные кадры для регионального производства и региональной экономики. Контроль качества подготовки специалистов осуществлялся со стороны общества как благодаря деятельности Попечительных советов, так и посредством организации практики учеников, экзаменов с привлечением представителей профессии. Поддержка со стороны общественных организаций и частных лиц давала возможность учебным заведениям осуществлять процесс обучения на современной технической и технологической основе.
Список литературы
Исторический очерк возникновения, открытия и развития Нижегородского Кули- бинского ремесленного училища./Сост. И.Игнатьев. Нижний Новгород: Типография В.Ройскаго и С.Душина, 1897.
Краткий очерк деятельности Нижегородского речного училища. Нижний Новгород, 1903.
Краткий очерк за три года (1897-1899) деятельности торговой школы М.В. Георги в Нижнем Новгороде. Н.Новгород: Типография губернского правления, 1900.
ГУ ЦАНО (Гос. упр. Центр. архива Нижегор. обл.). Ф.505. Оп. 408. Д. 2138.
ГУ ЦАНО (Гос. упр. Центр. архива Нижегор. обл.). Ф. 2732. Оп. 9а. Д. 61.
ГУ ЦАНО (Гос. упр. Центр. архива Нижегор. обл.). Ф.505. Оп. 407. Д.1153.