Роль портрета в раскрытии характеров героев романа Тургенева Дворянское гнездо
СОДЕРЖАНИЕ: И.С. Тургенев — непревзойденный мастер пейзажных и портретных характеристик, создавший многогранные художественные образы. В создании образа своего героя автор использует множество разнообразных приемов, раскрывающих характер, внутренний мир, индивидуальные особенности, привычки, манеру поведения своих персонажей.И.С. Тургенев — непревзойденный мастер пейзажных и портретных характеристик, создавший многогранные художественные образы.
В создании образа своего героя автор использует множество разнообразных приемов, раскрывающих характер, внутренний мир, индивидуальные особенности, привычки, манеру поведения своих персонажей. Портрет является одним из важнейших способов не только показать внешность и характер персонажа, но и показать его как неотъемлемую часть художественного мира, в котором он живет, его взаимодействие с другими героями произведения, сделать его ярким и запоминающимся для читателя.
Герои Тургенева предстают перед читателем как личности во всей своей неповторимости, как конкретные люди со своими судьбами, привычками, манерой поведения. Тургеневу удалось через внешность человека выразить внутреннюю жизнь человеческой души, объяснить поступки персонажей, выразить причинно-следственные связи между характером человека и его судьбой.
Рассмотрим портретные характеристики персонажей на примере романа «Дворянское гнездо».
Одним из героев романа является учитель музыки Лемм. Автор в разное время показывает нам два портрета этого персонажа, довольно резко отличающихся друг от друга.
Паншин, молодой честолюбивый щеголь, ухаживающий за Лизой Калитиной, исполняет романс собственного сочинения. В этот момент в гостиную входит Лемм: «Всем присутствующим очень понравилось произведение молодого дилетанта; но за дверью гостиной в передней стоял только что пришедший, уже старый человек, которому, судя по выражению его потупленного лица и движению плечей, романс Паншина, хотя и премиленький, не доставил удовольствия. Подождав немного и смахнув пыль с сапогов толстым носовым платком, человек этот внезапно съежил глаза, угрюмо сжал губы, согнул свою, и без того сутулую, спину и медленно вошел в гостиную».
В этом описании каждая деталь значима: и то, как герой вытирает платком запылившиеся сапоги, так как он беден и ходит к своим ученицам пешком, и то, что платок этот грубый, из толстой ткани, дешевый, и, самое главное, как держится Лемм, что он чувствует. Это серьезный, глубокий музыкант, его отнюдь не радует, когда легкомысленный молодой человек унижает великое искусство, создавая салонные поделки.
В следующей главе, рассказывающей предысторию героя, Тургенев дает ему очень подробную, пространную характеристику, которая описывает не случайные внешние черты героя, а такие, которые выявляют глубинные черты его характера. В конце этого описания мы видим авторское отношение к герою: «Застарелое, неумолимое горе положило на бедного музикуса свою неизгладимую печать, искривило и обезобразило его, и без того невзрачную, фигуру; но для того, кто умел не останавливаться на первых впечатлениях, что-то доброе, честное, что-то необыкновенное виднелось в этом полуразрушенном существе».
Не случайно Лемм отлично понимает то чувство, которое начинает испытывать Лаврецкий к Лизе, и создает великую, прекрасную музыку, слушая которую Лаврецкий понимает, как он счастлив.
Сам Лаврецкий, главный герой романа «Дворянское гнездо», изображается неоднократно автором, так как каждый раз в нем проявляются какие-то новые черты, отражающие его характер. В начале романа, когда о нем известно лишь то, что у него неудачный брак ( его бросила жена, расчетливая и порочная женщина), автор дает такой портрет Лаврецкого: «Лаврецкий действительно не походил на жертву рока. От его краснощекого, чисто русского лица, с большим белым лбом, немного толстым носом и широкими правильными губами, так и веяло степным здоровьем, крепкой, долговечной силой. Сложен он был на славу, и белокурые волосы вились на его голове, как у юноши. В одних только его глазах, голубых, навыкате и несколько неподвижных, замечалась не то задумчивость, не то усталость, и голос его звучал как-то слишком ровно». В этом портрете появляется главная особенность Тургенева не называть прямо чувства и переживания человека, а передавать их через выражения глаз, лица, с помощью движения, жеста. Это прием «тайной психологии», который нашел свое отражение и в портретных характеристиках.
Особенно ярко видим мы этот прием в портрете Лизы Калитиной: «Она была очень мила, сама того не зная. В каждом ее движенье высказывалась невольная, несколько неловкая грация, голос ее звучал серебром нетронутой юности, малейшее ощущение удовольствия вызывало привлекательную улыбку на ее губы, придавало глубокий блеск и какую-то тайную ласковость ее засветившимся глазам». Портрет отражает духовную красоту чистой, благородной, глубоко верующей девушки. Когда она полюбила Лаврецкого, она сразу поняла, что «полюбила честно, не шутя, привязалась крепко, на всю жизнь». Но брак Лизы и Лаврецкого был невозможен, так как известие о смерти жены Лаврецкого оказалось ложным. Лиза, узнав об этом, уходит в монастырь и становится монахиней. Через много лет Лаврецкий посетил тот отдаленный монастырь и увидел Лизу: «Перебираясь с клироса на клирос, она прошла близко мимо него, прошла ровной, торопливо-смиренной походкой монахини — не взглянула на него; только ресницы обращенного к нему глаза чуть-чуть дрогнули, только еще ниже наклонила она свое исхудалое лицо — и пальцы сжатых рук, перевитые четками, еще крепче прижались друг к другу». Детали портрета Лизы говорят нам о том, сколько она перестрадала, но так и не сумела за эти годы забыть Лаврецкого: у нее дрожат ресницы, сжимаются руки, когда она его видит. Вот так с помощью детали портрета Тургенев передает нам самые глубокие, сокровенные переживания героев.
Портрет героя помогает читателю зримо представить персонажей произведения, понять их связь с окружающим обществом, увидеть внутренний мир, чувства и мысли, понять авторское отношение к героям. Все это мастерски использовал в создании портретных характеристик И.С. Тургенев в романе «Дворянское гнездо».