Роль правового регулирования в банковской сфере

СОДЕРЖАНИЕ: РОЛЬ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЕ Общеизвестно определение цивилизации, данное в свое время Чарльзом Дарвином: «цивилизацией считается уже та стадия существования сообщества человеческих существ, на которой на смену натуральному обмену в хозяйстве приходит разделение труда с введением его эквивалента - денег».

РОЛЬ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЕ

Общеизвестно определение цивилизации, данное в свое время Чарльзом Дарвином: «цивилизацией считается уже та стадия существования сообщества человеческих существ, на которой на смену натуральному обмену в хозяйстве приходит разделение труда с введением его эквивалента - денег». На лю­бом историческом отрезке переход от натурального хозяйствования к товарно-­денежным отношениям невозможен без развития банков и банковского дела.

Банковская система - необходимый элемент экономической системы любого современного государства. Поэтому в условиях экономики рыночного типа банковское право становится одной из центральных отраслей права, так как обеспечивает нормальное функционирование государства и экономическое взаи­модействие хозяйствующих субъектов. Вопрос о месте банковского права в сис­теме права в настоящее время является дискуссионным. В результате возник­шей государственной необходимости в отдельном самостоятельном регулиро­вании банковских отношений банковское право получает бурное развитие и постепенно становится самостоятельной отраслью права. Банковское право яв­ляется отраслью права, которая регулирует деятельность банков и иных кре­дитных организаций. В теории права под методом правового регулирования обычно понимается совокупность способов и средств правового регулирова­ния, которые обусловлены закономерностями предмета правового регулирова­ния и применяются в определенной отрасли права. Банковское право использу­ет такие методы как императивный и диспозитивный.

Императивным или административно-правовым методом регулируют­ся отношения власти и подчинения. Этот метод предполагает наличие у одной из сторон правоотношения права давать в отношении другой стороны обязательные для исполнения властные предписания.

Второй метод, диспозитивный или гражданско-правовой, предполагает для участников правоотношений равенство и возможность выбирать вариант поведения по собственному усмотрению в зависимости от конкретных обстоя­тельств.

В системе российского права нормы банковского права занимают важ­ное место. Это в первую очередь связано с тем, что нормы банковского права регулируют широкий круг общественных отношений, имеющих существенное значение для эффективного функционирования национальной экономики.

Признаки,· которые присущи норме права как единичному правовому явлению:

- норма права - абстрактное правило поведения;

- требования правовой нормы обращены к персонально не определенным лицам (к любому банкиру, к любому кредитору, к любому вкладчику; - норма права рассчитана на многократное применение;

- норма права имеет представительно - обязывающий характер (предусматривает права и обязанности субъектов правоотношения).

Банковские отношения регулируются нормами не только собственно банковского права, но и нормами, которые системно связаны с банковским правом, - конституционного, гражданского, административного, финансового и налогового права. Регулированием банковских отношений занимается банков­ский надзор.

Банковский надзор - это наблюдение Банка России (дистанционное и контактное) за исполнением и соблюдением конкретными кредитными органи­зациями банковского законодательства, регулирующего банковскую дея­тельность, установленных им нормативных актов, в том числе финансовых нормативов и правил бухгалтерского учета и отчетности. Общая цель банков­ского надзора - приведение банковской системы и банковской деятельности каждой в отдельности кредитной организации в соответствие с требованиями законодательства и нормативных актов Банка России.

Основным источником любой отрасли прав является, ее положения, регулирующие банковские правоотношения. В течение периода рыночных ре­форм, то есть с начала 90-х годов, в России сформировалась новая банковская система, построенная на основе разгосударствления и развития кредитных ин­ститутов различных форм собственности. Срок функционирования современ­ной банковской системы России составляет не более 20 лет. За этот небольшой период времени кредитные организации современной России успели пережить не одну волну финансовых кризисов, сопровождавшихся обесценением нацио­нальной валюты и, соответственно, банкротством огромного числа коммерче­ских банков. Количество кредитных организаций, обслуживающих потребно­сти растущей экономики с 1990 г. менял ась волнообразно.

Проведенный анализ банковской системы РФ и КР позволил выявить проблемы функционирования банковских систем, ключевыми из которых яв­ляются:

• Слабая развитость банковской филиальной сети, связанная со сложно­стью процедуры их открытия и регистрации.

• Большое число мелких региональных банков, с небольшой величиной ус­тавного капитала, осуществляющих ограниченное число операций и работаю­щих с небольшим кругом субъектов экономики (низкая универсализация бан­ковской системы).

• Присутствие на рынке оказания банковских услуг одного крупного, практически государственного банка, сосредоточившего 80 % всех финансо­вых ресурсов этого сектора.

· Высокая доля участия государства в банковской системе.

· Высокая концентрация банковской системы в Центральном регионе страны.

• Недостаточность средств у банковского сектора для финансирования крупных инфраструктурных проектов.

• Малый масштаб банковской системы страны.

Существенным шагом со стороны правительства в развитии рынка банковских услуг будет создание более благоприятных условий для консолидации, слия­ния и присоединения кредитных организаций.

Основным принципом совершенствования системы регулирования бан­ковской деятельности и банковского надзора является внедрение международ­но признанных норм и международного опыта с учетом особенностей органи­зации и функционирования российского рынка банковских услуг. Это предпо­лагает существенное развитие Банком России содержательных подходов при осуществлении надзора.

Необходимо полностью завершить процесс формирования нормативной базы, закрепляющей применение в российской надзорной практике междуна­родно признанных норм.

Задачи совершенствования законодательной и правоприменительной практики в банковской сфере наряду с вопросами корпоративного управления, банковского регулирования и банковского надзора связаны с такими пробле­мами, как соблюдение налогового и антимонопольного законодательства, борьба с отмыванием доходов, полученных преступным путем, с финансиро­ванием терроризма, контроль за валютными операциями. Совершенствование законодательной и правоприменительной практики по указанным направлени­ям также должно осуществляться с использованием международного опыта.

Глоссарий

Банковская система - совокупность разных видов взаимосвязанных банков и других кредитных учреждений, действующих в рамках единого финансово-кредитного механизма.

Банковское право - межотраслевой комплекс правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в связи с деятельностью банков коммерческих и Центрального банка Российской Федерации.

Субъекты валютного рынка - транснациональные банки и корпорации, использующие услуги специализированных брокерских фирм, дилеров и агентов по купке и продаже иностранной валюты.
Императивный метод правового регулирования - способ властного воздействия на участника общественных отношений, урегулированных нормами права.

Гражданско-правовой (диспозитивный) метод регулирования основан на принципе равенства сторон и возможности регламентирования правоотношений участниками этих отношений

Норма права - установленное государством общее правило поведения, регулирующее общественные отношения и охраняемое принудительной силой государства. Формой существования норм права являются нормативно-правовые акты и иные источники права.

Форма Разгосударствления и приватизации - изменение формы собственности предприятия путем: 1) преобразования государственного предприятия в акционерное общество, в т.ч. с участием государственного органа управления государственным имуществом; 2) выкупа имущества государственного предприятия членами трудового коллектива, то есть образование коллективной собственности; 3) выкуп имущества арендованного государственного предприятия арендатором или другим юридическим или физическим лицом; 4) продажа государственного предприятия на аукционе юридическим и физическим лицам. Формы приватизации закрепляются в имущественном законодательстве, уголовном и процессуальном кодексах.

Валютные операции - способ реализации обязательств сторон по международным соглашениям.
Финансовые ресурсы - денежные средства, находящиеся в распоряжении государственной или коммерческой структуры.

Role of legal regulation in banking system

It is well known definition for civilization, given by Charles Darwin, in due time, that civilization is considered that the stage of human being community existing, where division of labour with introduction of its equivalent – money took place of natural barter in economy. The transfer from natural economic management to commodity-money relations is impossible without development of banks and banking management at any historical period of time.

Banking system is a necessary element for economic system of any modern state. Therefore, banking law has become one of the central sectors of the law under market economy as it provides appropriate functioning of the state and economic cooperation of economic entities. The problem in relation to the place of banking law is a debating one in law system at the present time. The banking law has received rapid development in the result of state necessity for independent banking regulation and began gradually to come as independent branch of law. Banking law is a branch of law that regulates activity of the banks and other credit organizations. Method for legal regulation is usually understood to be a complex of methods and means for legal regulation that are subject to regularities of the subject of legal regulation and are applied in specified branch of law in the theory of law. The banking law uses such methods as imperative and facultative .

Imperative or administrative-legal method regulates relations of the authority and subordination. This method suggests that one party of the legal relationships has the right to give binding authoritative orders to the other party.

The second method is facultative or civil-legal suggests equality for participants of legal relations and possibility to select the variant for conduct, in accordance with their own discretion and in relation to particular circumstances.

Banking law norms take an important place in the system of banking law. Foremost, it is connected with the fact, that the banking law norms regulate a wide range of social relations having essential value for effective performance of national economy.

characteristic features that are peculiar to legal standard as a singular legal phenomenon:

- legal standard is an abstract method for conduct;

- legal standard requirements are directed to personally indefinite persons (to any banker, creditor, depositor);

- legal standards is designed for repeated application;

- legal standard has representative – binding character (it is provided rights and obligations of parties to a legal relationship).

Banking relations are regulated not only by banking law norms, but also by norms that are system-connected with banking law – constitutional, civil, administrative, financial and tax law. Banking relations are regulated by banking supervision.

Banking supervision is a supervision of the Bank of Russia (distant and contact) for performance and compliance with the banking legislation that regulates banking activity, established legislative instruments, including financial ratio and rules of accounting and statement by specific credit organizations. The general purpose of banking supervision is adaptation of banking system and banking activity of each taken separate credit organization, to conformation with requirements of legislation and normative acts of the bank of Russia.

The principle source of any branch of law is its provisions regulating banking legal relations. A new banking system had been formed in Russia, it was built on the basis ofdenationalization and development of credit institutions of different forms of ownership within the period of marker reforms that is from the beginning of the 1990s. Operation period of modern banking system in Russia is not more than 20 years. Within this short period of time credit organizations of the modern Russia have survived more than one wave of financial crisis, that accompanying by devaluation of national currency and therefore bankruptcy of a great number of commercial banks. A number of credit organizations servicing needs of developing economy has wavily changed from 1990.

Performed analysis of the banking system of the Russian Federation and the Kyrgyz Republic has made it possible to detect problems of banking systems functioning and the central problems are the following:

• Flat development of multi-branch banking, connected with complexity of procedure for its establishment and registration.

• Great number of small regional banks with small value of authorized capital, performing limited number of operations and working with small number of economic subjects (low universalization of banking system).

• One large, practically state bank at services market representation, concentrating 80% of all financial recourses of this sector.

· High investment share of the state in banking system.

· High concentration of banking system in Central region of the country.

• Insufficiency of funds in banking sector for large infrastructural projects financing.

• Small scale of banking system of the country.

Significant step, on the part of the government in development of banking services market will be creation of more favorable conditions for consolidation, merger and joining of credit organizations.

The major principle for improvement of regulation system for banking activity and banking supervision is implementation internationally recognized standards and international experience due to peculiarities of organization and functioning of Russian market for banking services. This suggests significant development of purposeful approaches in case of supervision by the Bank of Russia.

It is necessary to complete process for normative base formation, consolidating application of internationally recognized norms in Russian supervisory practice.

Problems for improvement oflegislative andlaw enforcement practice in banking sphere, together with the matters of corporate management, banking regulation and banking supervision are connected with such problems as compliance with tax and antitrust legislation, struggle with money laundering, that are derived by illegal means, financing of terrorism and control over foreign exchange transactions. Improvement of legislative andlaw enforcement practice, in accordance with the specified directions, must be performed due to international experience.

Библиографический список

1. Додинов В.Н., Крылова М.А., Шестаков А.В. Финансовое и банков­ское право. Словарь-справочник / Под ред. д.ю.н. О.Н. Горбуновой. - М.: ИН­ФРА-М, 2006. - 277 с.

2. Официальный сайт Центрального банка Российской Федерации: http://www.cbr.ru

3. Симановский А.Ю. Надзорная и контрольная функции Банка России: краткий экскурс // Деньги и кредит. 2008. N 5.

List of references

1. V.N. Dodinov, M.A. Krylova, A.V. Shestakov., Financial and Banking Law . Dictionary / under the editorship of O.N. Gorbunova, Doctor of Juridical Science. – M: INFRA – M, 2006. – 277 p.

2. Official site of Central Bank of the Russian Federation: http://www.cbr.ru

3. A.Yu. Simanovskiy, СимановскийА.Ю. Supervisory and Control Function of the Bank of Russia: Brief excursus // Money and Credit. 2008. N5.

Скачать архив с текстом документа