Роман Шолохова Поднятая целина как зеркало русской коллективизации
СОДЕРЖАНИЕ: В романе М. А. Шолохова «Поднятая целина», как в зеркале, отразились противоречия и многогранные события начала 30-х годов XX столетия: раскулачивание, коллективизация, новые отношения в крестьянской среде, в жизни донского казачества.Роман Шолохова Поднятая целина как зеркало русской коллективизации
Роман Шолохова Поднятая целина как зеркало русской коллективизации
В романе М.А. Шолохова «Поднятая целина», как в зеркале, отразились противоречия и многогранные события начала 30-х годов XX столетия: раскулачивание, коллективизация, новые отношения в крестьянской среде, в жизни донского казачества.
Каковы же характерные черты того нелегкого для нашей страны времени, эпохи «великих потрясений»?
Прежде всего, отметим контрастность восприятия «новым» человеком окружающей действительности: если РЅРµ большевик, то классовый враг; если РЅРµ бедняк, то кулак – опять же враг существующего строя. Таким образом, цветовая палитра мировосприятия включала лишь РґРІР° цвета – черный Рё белый, без различения оттенков Рё полутонов. РџРѕРґРѕР±РЅРѕРµ примитивное, поверхностное отношение Рє происходящему РЅР° долгие РіРѕРґС‹ определило стереотипное отношение советского читателя Рє произведению Шолохова. Его роман воспринимался как учебник РїРѕ классовой Р±РѕСЂСЊР±Рµ, РїРѕСЃРѕР±РёРµ РїРѕ коллективизации, что, естественно, исключало необходимость вдумываться РІРѕ внутреннее течение действия, пристально следить Р·Р° развитием событий романа, выражением авторской позиции. РќР° первом плане большевики, РѕРЅРё же составляют идейно-композиционный центр произведения. Ртого было достаточно, чтобы трактовать «Поднятую целину» однозначно.
Действительно ли роман Шолохова является таким простым для восприятия и одноплановым в идейном отношении? Объективна ли оценка советской литературной критики? Верно ли, что «Поднятая целина» – «зеркало» русской коллективизации, или это отражение господствующей идеологии, мимолетных веяний эпохи лжи?
Обратимся к образам большевиков в романе и попытаемся установить, так ли однозначны эти персонажи, как принято было считать.
Давыдов и Нагульнов находятся как бы по разные стороны того огромного зеркала, в котором отразились противоречия коллективизации. Сопоставляя этих героев, автор обнажает целый ряд социальных, политических, духовных проблем 30-х годов. Так, образ Давыдова традиционно воспринимался как фигура однозначно положительная, почти идеальная. В его лице Шолохов выражает сочувствие «двадцатипятитысячникам» – тем, кому пришлось организовывать первые колхозы, ломая при этом вековые традиции и взгляды, ту первооснову, на которой стоял деревенский мир. Таким образом, в «зеркале» автор отразил не икону, не канонизированный образ большевика, каким рисовала его литература тех лет, а живого человека со всеми его слабостями и недостатками.
Одновременно с этим, на примере Давыдова Шолохов показывает трагедию человека, в силу сложившихся обстоятельств вынужденного переступить через себя во имя Рдеи. «Мы как солдаты революции обязаны ей беспрекословно подчиняться», – повторяет заученную формулу член бюро райкома Беглых. Таким образом, Давыдов олицетворяет один из винтиков огромной идеологической системы, поставленных перед сложным выбором: либо «гнать верх до ста процентов коллективизации», либо стать «врагом трудового народа».
Скрытый план романа, то, что, обращаясь к заглавию сочинения, можно назвать происходящим «за зеркалом», составляет постоянная внутренняя борьба героя с собой. В подтексте шолоховского произведения постоянно присутствует нравственная проблема, ведь, выполняя работу, «расцениваемую по проценту», за уклонение от которой следуют «весьма неприятные… оргвыводы», Давыдов одновременно подавляет волю и сознание крестьян, лишает их естественной для человека способности мыслить.
Параллельно с этим, в изображении Давыдова сквозит скрытая авторская ирония. Многие детали, связанные с характером и поступками героя (неэстетичная татуировка, поведение во флоте, уровень образованности) часто вызывают читательскую неприязнь, а иногда даже насмешку. Рнтрига с Лушкой характеризует Давыдова не с самой лучшей стороны. Незнание сельского хозяйства – «к быку… с какой стороны надо зайтить» – человеком, направленным в деревню с целью восстановления хозяйства, также «работает» на некоторое снижение образа этого персонажа.
Ртак, задача Шолохова-писателя – выявить противоречия и проблемы одного явления, целой эпохи, всей страны. В связи с этим, понятие «зеркало» можно рассматривать и как попытку автора «Поднятой целины» отразить эти противоречия в художественном произведении, дать им этическую и историческую оценку.
Обратимся теперь к образу Нагульнова, который выступает противоположностью Давыдову.
Нагульнов – воплощение истинной сути коллективизации, идеи «казарменного» коммунизма. В устах секретаря гремяченской ячейки звучат типичные для действий большевиков глаголы: «ломать», «уничтожить», «раздавить», «перерезать жилы», «вырвать с корнем», «уволить из жизни». Вспомним также, как поступает Нагульнов с Титом Бородиным: «… мы его лишили голосу гражданства». Он писал в город, добивался высшей справедливости, но «в центральных учреждениях сидят на главных постах старые революционеры…».
Нагульнова можно назвать фанатиком революции, рабом идеи: «В землю надо зарыться, а всех завлечь в колхоз. Все ближе к мировой революции…». Однако герой одновременно и страшен, и опасен в своих словах: «тысяч станови зараз дедов, детишек, баб… Я их из пулемета… всех порежу!»
Таким образом, и здесь Шолохов не обошел нравственную сторону проблемы. Не случайно этот герой его одинок, не находит применения своим силам. Оттого и скупает он петухов по деревне, устраивая «небесные хоралы», философствует со Щукарем или зубрит английские слова.
Однако очевидно, что отношение автора к Давыдову и Нагульнову не следует трактовать однозначно. Позиция писателя в романе сложна и многопланова. Как понимать гибель Давыдова и Нагульнова: как приговор обоим героям или горькую объективную необходимость? Возможно, лучше погибнуть от пули Половцева, чем сгинуть в лагере, ведь Нагульнов и Давыдов – именно из тех, кого скоро тысячами будет поглощать ГУЛАГ. Шолохов сочувствует своим персонажам, признаваясь: «Вот и отпели донские соловьи дорогим моему сердцу Давыдову и Нагульнову.
Можно сделать вывод о том, что герои шолоховского романа – дети своего времени, порождение эпохи «великих потрясений», персонажи общего, единого портрета страны 30-х годов – одинаково дороги автору, как дороги любому писателю его герои.
Одной из центральных проблем романа является также проблема народа, мучительно и тяжело расстающегося с веками незыблемым правом частной собственности. Коллективизация разрушала чувство личной собственности, естественное для человека.
Очень яркими фигурами в этом отношении выступают образы Кондрата Майданникова, «со слезой и кровью» рвавшего «пуповину, соединявшую его с собственностью»; и Тита Бородина, работавшего день и ночь, «в одних холстинных штанах зиму и лето исхаживавшего».
Описание жизни последнего вызывает ассоциацию с русской народной сказкой о мужике, у которого взяли одну корову, а по весне к нему вернулись десять, с той разницей, что Бородин нажил своих быков собственным нелегким трудом. Потому герой и заявляет райкомовским бюрократам: «Я был ничем и стал всем…, за то я и воевал… Да и советская власть не на вас держится».
Очень показателен и пронизан авторской иронией эпизод с Колытьбой, у которого ноги мерзнут на морозе, а бок горит на печи, которому лень даже повернуться – не то что работать! Одновременно в этом примере Шолохов выражает обиду за народ, который как большевики, так и представители старой власти (Половцев, Лятьевский) считают «табуном овец». «Та дубина, без которой, – по образному выражению М.А. Булгакова, – не обходится ни одно великое начинание на Руси», является у первых в образе трактора, которым надо «зацепить и вывести… из нужды» крестьян; у вторых – в форме кровавого восстания.
Символичен также эпизод в степи (Нагульнов догоняет Бородина, который торопится продать быков), отражающий сложные отношения «новой» власти и народа: у одного в руках наган, у другого – обрез. Так оба героя отражаются в едином зеркале одной эпохи…
Ртак, роман М. Шолохова – своеобразный художественный учебник истории, тот первоисточник, откуда мы, современные читатели, узнаем о событиях начала 30-х годов прошлого века, а не руководство по классовой борьбе, по «уничтожению зажиточного крестьянства как класса». «Поднятая целина» – это творческое размышление писателя над судьбами страны, своего народа; это «зеркало», в котором отразились противоречивые события одного из сложнейших периодов российской истории.